Григорий Нисский , свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломона//Там же. Ч. 2. С. 203–358. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004. Дамаский Диадох . О первых началах. Комментарий к Пармениду/Пер. с древнегреч. Л. Ю. Лукомского, ст. и комм. Р. В. Светлова и Л. Ю. Лукомского. СПб.: Изд-во РХГИ. 2000. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. В 7-ми т. Казань: Изд-во Центральная Типография, 1892–1913. Т. 5–7. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. с греч. игум. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. с греч. Л. Н. Лутковского. Киев: Изд-во Дух и литера, 1984. Святого отца нашего Дионисия Ареопагита книга о Церковной иерархии//Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. В 3-х т. СПб.: Тип. Королева,1885. Т. 1. Дионисий Ареопагит . О мистическом богословии//Он же. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника /Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2006. Дионисий Ареопагит . О Церковной иерархии. Послания/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. под ред. В. М. Лурье. СПб.: Изд-во Алетейя, 2001. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Алетейя, 2002. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания/Пер. с греч. прот. Г. Павского //Христианское Чтение. 1829. Ч. 36. С. 241–248. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания//Писания мужей апостольских/в русском переводе с введением и примечаниями прот. П. Преображенского . СПб., 1895. Иоанн Златоуст , свт. Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . В 12-ти т. СПб.: Изд-во СПбДА, 1898–1906, Т. 10 (Кн. 1). С. 251–266. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры/Пер. с греч. А. А. Бронзова . СПб.: Изд-во И. Л. Тузова, 1894. Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент)/Пер. с греч. и прим. Г. И. Беневича//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Сост. Г. И. Беневич. М., СПб.: Изд-во РХГА, 2009. Т. 2. С. 55–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Григорий Нисский , свт. Слово на день Светов, в который крестился наш Господь//Там же. Ч. 8. С. 3–25. Григорий Нисский , свт. Слово на Св. Пасху о воскресении//Там же. Ч. 8. С. 26–55. Григорий Нисский , свт. Толкование на псалом шестой//Там же. Ч. 2. С. 194–202. Григорий Нисский , свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломона//Там же. Ч. 2. С. 203–358. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб., 2004. Дамаский Диадох . О первых началах. Комментарий к Пармениду/Пер. с древнегреч. Л. Ю. Лукомского, ст. и комм. Р. В. Светлова и Л. Ю. Лукомского. СПб., 2000. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. В 7-ми т. Казань, 1892–1913. Т. 5–7. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. Л. Н. Лутковского. Киев, 1984. Святого отца нашего Дионисия Ареопагита книга о Церковной иерархии//Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. В 3 т. СПб., 1885. Т. 1. Дионисий Ареопагит . О мистическом богословии//Он же. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника /Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2006. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. Послания/Пер. Г. М. Прохорова, под ред. В. М. Лурье. СПб., 2001. Св. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Преп. Максим Исповедник . Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания/Пер. прот. Г. Павского //Христианское Чтение. СПб., 1829. Ч. 36. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания//Писания мужей апостольских в русском переводе с введением и примечаниями прот. П. Преображенского . СПб., 1895. Иоанн Златоуст , свт. Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . В 12-ти т. СПб., 1898–1906, Т. 10 (кн. 1). С. 251–266. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры/Пер. А. А. Бронзова . СПб., 1894. Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент)/Пер. и прим. Г. И. Беневича//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2 т./Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. М.; СПб., 2009. Т. 2. С. 55–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Даниил Столпник , прп. (11/24 декабря) Даниил , пророк (17/30 декабря) Дария Римская , мц. (19 марта/1 апреля) Двенадцати апостолов собор (30 июня/13 июля) Дий Константинопольский , прп., игумен, чудотворец (19 июля/1 августа) Димитрий Донской , блгв. вел. князь (19 мая/1 июня) Димитрий Прилуцкий , Вологодский, прп., игумен (11/24 февраля; 3/16 июня) Димитрий Ростовский , митр. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 21 сентября/4 октября; 28 октября/10 ноября) Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, вмч. (26 октября/8 ноября) Димитрий Угличский и Московский , блгв. царевич (15/28 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.], 3/16 июня; 19 октября/1 ноября) Диодор Юрьегорский – см. Дамиан Юрьегорский Диомид Тарсянин , Никейский, врач, мч. (16/29 августа) Дионисий Ареопагит , ап. от 70-ти, еп. Афинский, сщмч. (4/17 января ап.]; 3/16 октября) Дионисий Византийский , отрок, мч. (3/16 июня) Дионисий Глушицкий , прп., игумен, (1/14 июня) Дионисий Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Дионисий Печерский , Щепа, иеромонах, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (28 августа/10 сентября [Печер.]; 3/16 октября) Дионисий Радонежский , прп., архим. (12/25 мая) Дионисий , архиеп. Суздальский (26 июня/9 июля) Довмонт (в крещении Тимофей) Псковский, блгв. князь (20 мая/2 июня) Дометий Персиянин , Сирийский, иеродиакон, сщмч. (7/20 августа) Донат , еп. Еврии, свт. (30 апреля/13 мая) Доримедонт Синадский (Фригийский), мч. (19 сентября/2 октября) Дорофей Тирский , еп., сщмч. (5/18 июня) Досифей Верхнеостровский , Псковский, прп., игумен (8/21 октября) Еварест Критский , мч. (23 декабря/5 января) Еввула , прав., мать вмч. Понтелеимона (30 марта/12 апреля) Евгений Севастийский , мч. (13/26 декабря) Евгений Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Евгения Римская , дева, прмц. (24 декабря/6 января) Евграф Александрийский , мч. (10/23 декабря) Евдоким Каппадокиянин , прав. (31 июля/13 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

отверзшее, свободно иже от превеликаго ти святительства посланному искусному мужу Арсению старцу вход створихом. Онже внутре сокровища божественных книг быв, вся пореду испытно сгледов, юже всхоте избра и свойстьвною своею рукою на краи книгы начртав, особ от иных постави. Множества же ради книг, иже изнесе от сеи горы, неудобь носите сеи нашим книгам – разсудив, повеле нам сами собою носити к превеликому ти святительству. Его же повелению благолепно покоршесе, потрудихом о Христе братию нашу – Господня гроба поклонника и церкве нашей прваго архимандрит Феодора иеромонаха и брата его по плти Феофана иеромонаха и слугу обрада. Носите [от честнаго нашего монастира иже от преподобнаго Арсения избранныи книги, ихже и имена являем превеликому ти святительству словенскы книгы сия сут: шестодневник, Иов праведный, Дионисий Ареопагит , пророчество Иосиево, Григорий Богослов , четыре Златоустаго, законник великий, святый Никон, святый Панкратий, подражание птичее, гречьскыи же седмь] к благочестивому царю и к великому ти святительству, по вашему указу, ихже яко божественныи премудрости скровище прием, милостив буди честнейшей обители и яко чедолюбив и страннолюбив, кротким ти нравом кротце приими сию братию нашу и страннолепно препокои и топле исходатайствуй к православному царю да милостию и щедротами призрит нас – честную нашу обитель – вашу богомолю и се ведомо творити святому ти святительству яко не дано бысть нам ничтоже от пожалования, еже посла благочестивый царь и превеликое ти святительство, ниже за сии книги иже послахом ныня по братиях наших отнюд никакоже ничтоже. Сего ради припадающе к честным стопам святительства ти и с сльзами молимсе»... и пр. и пр. [просят о милостыне]. Таким образом из этой грамоты оказывается, что Арсений из афонского Хиландарского монастыря, точно так же, как и из Павловского, не взял ни одной книги, а только быв «внутре сокровища божественных книг», выбрал понравившиеся ему книги и для удостоверения подписал свое имя на 1-м листе каждой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Св. Дионисий Ареопагит. Послание 7: PG 3, 1080В. 29. 40 Палама перечисляет здесь обычные и распространенные античные философемы или теологумены (поскольку в античности рассуждения о Божественном начале также назывались теологией): звезды и планеты — одушевленные живые существа (ср. напр. Платон. Тимей 38е); душа мира или мировая душа, выше и полнее индивидуальных душ (ср. особ. Плотин. Эннеады IV 3, 4; 6); в перипетиях метемпсихоза бывшая человеческая душа может вселиться в животное и даже в растение. 41 Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах VII 2: PG 3, 868С. 42 Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах IV 23: PG 3, 725В: демоны «не совершенно лишены блага, поскольку существуют, живут, мыслят и поскольку в них есть вообще некое движение желания». 43 Быт 4, 7. В переводе 70–ти: «Если праведно принес, но праведно не разделил [т. е. не отделил того, что человечески превратно, от Божьего], то не согрешил ли ты?» 44 Прп. Исаак Сирин. Слово 72: изд. Σπετσιερη (Αθηναι, 1882), с. 314; изд. Θεοτοκις (Leipzig, 1770), с. 463. 45 Св. Григорий Богослов. Слово 41, 14: PG 36, 448с. См. ниже II 1, 12. 46 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека 35: PG 44, 2400 (слова «Церкви» в тексте Григория Нисского нет). 47 Св. Григорий Нисский. Письмо II: PG 46, 1041С. 48 Св. Василий Великий. Беседа на 14–й псалом 3: PG 29, 256ВС (а не на 7–й псалом). 49 См. выше I 1, 4. Эти слова находятся во 2–й, а не в 1–й книге «Церковной иерархии». 50 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея 1, 4–5: PG 57, 17–19. 51 Св. Григорий Богослов. Слово 16, 12: PG 35, 936ВС. 52 Св. Кирилл Александрийский. Толкования на псалмы 9, 23: PG 69, 780A. 53 Этот отрывок взят не из св. Григория Нисского, а из Григория Агригентского (Толкование на Екклесиаста 118: PG 98, 796CD). 54 См. выше I 1, 1. 55 Эта критика есть в 4–м и 5–м письмах Варлаама Калабрийского к исихасту Игнатию (Schiro. 315; 323). Варлаам утверждает здесь, что ум, в исихастской молитве привязанный к телу, «смешивается с телесной бессмысленностью и грубостью»; он высмеивает «некие чудодейственные расцепления, а также сцепления ума с душой» в области сердца, «некие совершающиеся вместе с дыханием умные исхождения и вхождения духа через ноздри», о чем якобы учили известные ему исихасты. Он повторяет платоническое определение ума как отражения чистого единства, которое равно только самому себе и в этом смысле не зависит от тела и телесного ощущения, издеваясь над кажущейся непоследовательностью исихастов, которые хотят соединиться умом с Богом и в то же время стараются «заключить ум в теле». 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Афанасий Великий , свт. Творения. В 4-х т. М.: Изд-во Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репр.: 1902–1903). Т. 1, 2. Василий Великий , свт. К Григорию брату [О различении сущности и ипостаси]//Он же. Творения. В 3-х т. СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1911. Т. 3. С. 51–58. Василий Великий , свт. О Святом Духе//Там же. Т. 1. Василий Великий , свт. Творения. В 5-ти т. M., 1846 (репр.: М.: Паломник, 1993). Ч. 3. Василий Великий , свт. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. Григорий Назианзин , свт. Слово 45//Он же. Творения в 6 частях. М.: Тип. Августа Семена, 1844. Ч. 4. Григорий Нисский , свт. Догматические сочинения. В 2-х т. Краснодар: Изд-во Текст, 2006. Т. 1. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Изд-во Axioma, 2000. Григорий Палама , свт. Об исхождении Святого Духа/Пер. с греч. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Изд-во Текст, 2006. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/Пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб.: Изд-во Наука, 2004. Дионисий Ареопагит , свт. О Божественных именах. О мистическом богословии/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Глагол, 1994. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Алетейя, 2002. Добротолюбие избранное для мирян. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Полтавская епархия, 1996. Епифаний Кипрский , свт. Панарион//Творения св. Епифания Кипрского . В 6-ти частях. М.: Тип. В. Готье, 1862–1884. Ч. 5. Ефрем Сирин , прп. Толкование на Послание св. апостола Павла к Римлянам//Он же. Творения. В 8-ми т. Сергиев Посад: Тип. ТСЛ, 2007. Т. 1. Иоанн Дамаскин , прп. Диалектика или Философские главы//Он же. Полное собрание творений. СПб.: Изд. Духовной Академии, 1913. Т. 1. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры //Там же. Иоанн Дамаскин , прп. О ста ересях вкратце/Пер. с греч. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова , А. И. Сарагды, Н. И. Сарагды//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Источник знания. М.: Изд-во Индрик, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

21 . Григорий Палама , св. Письмо своей Церкви.//Богословские труды. Юбилейный сборник: МДА – 300 лет. М., 1985, сс. 305 – 315. 22 . Григорий Палама , св. Святогорский Томос.../Пер. Т.А. Миллер.//Альфа и Омега. Учебные записки Общества для распространения Священного Писания в России, 1995, (6), сс. 69 – 76. 23 . Григорий Палама , св. Слова. София, 1987. 24 . Григорий Палама , св. Слово к философам Иоанну и Феодору./Пер. еп. Арсения (Иващенко). Новгород, 1895. 25 . Григорий Палама , св. Триады в защиту священно-безмолствующих./Пер., послесл., прим. В. Вениаминова. М., 1995. 26 . Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии./Вступ. ст. и пер. Г.М. Прохорова. СПб., 1995. 27 . Дионисий Ареопагит . О небесной иерархии./Вступ. ст. Г.В. Флоровского; пер. М.Г.Ермаковой. СПб., 1997. 28 . Добротолюбие в русском переводе еп. Феофана (Говорова). В 5-ти тт. Репринт. изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 29 . Дорофей, авва . Поучения, послания, вопросы, ответы. Репринт. изд.: М., 1991. 30 . Древний Патерик. М., 1874. 31 . Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 1999. 32 . Евагрий, авва. Творения. Аскетические и богословские трактаты./Пер., вступ. ст. и комм. А.И. Сидорова . М., 1994. 33 . Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . В 12-ти тт. Репринт. изд.: М., 1992. 34 . Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев. СПб., 1914. 35 . Иоанн Дамаскин , св. Точное изложение православной веры . Репринт. изд.: Ростов-на-Дону, 1992. 36 . Иоанн Кассиан Римлянин , св., Писания. Репринт. изд.: М., 1993. 37 . Иоанн Синайский, св. Лествица. Репринт. изд.: М., 1991. 38 . Ириней Лионский , св. Творения. Репринт. изд.: М., 1996. 39 . Исаак Сирин . Слова подвижнические. М., 1993. 40 . Иустин Философ . Творения. Репринт. изд.: М., 1995. 41 . Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. 42 . Лев Диакон. История. М., 1988. 43 . Лойола И. Духовные упражнения.//Символ, 1991, сс. 15–121.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Артемий, ст. 1244. И еще възри’в ветхиа сокровища и обрящеши тамо очистило, сиречь дцку златую над двема херувимы… не от вещи ли руками и от злата сиа сътворенна… И. Дамаскин, И. П. Б. Q. I. 874 л. 68 об. вижь створиши по браз показаном ти на гор и хервим же снющи и цстило. не дла ли рк члчь. Проведя параллель между эллинским служением кумирам и христианским почитанием икон, Дамаскин говорит о том, что образ И. Христа сохранен по преданию, и указывает на то, что вочеловечение. И. Христа дает нам основание изображать невидимого Бога в человеческом образе; но поклоняемся мы «не вещи, но бразованому», т. е. тому, кто изображен на иконе, – будет ли то И. Христос, Богоматерь или святые. Далее следует упоминание об образе И. Христа, данном Авгарю, и совет твердо хранить предание, послужившее основанием нашему почитанию икон. (Подобный же совет у Артемия см. на ст. 1268). Близость аргументации, подкрепляемая некоторыми сходными выражениями, дает основание признать за данным словом Иоанна Дамаскина право считаться источником Артемия. Однако, у Дамаскина Артемий мог позаимствовать существеннейшие свои доводы лишь в сжатых, кратких выражениях; живой интерес полемики требовал обстоятельного развития этих доводов, и потому Артемию пришлось сделать их удобопонятными придав им вид распространенных выражений. На ст. 1272 и 1281 мы находим еще незначительные цитаты из Дионисия Ареопагита ; можно поэтому прибавить к числу источников (хотя и далеко не в качестве главного) и творения Дионисия Ареопагита , хотя, по темноте и запутанности тяжелого слога их славянского перевода, пользование ими сильно затруднялось и было довольно ограничено. По той же причине Артемий не отступает значительно от текста славянского перевода Дионисия и при цитовании: Артемий, ст. 1272,15–45. Темже и реченья невещественная веществеными образы уразличив предасть, яко да по мере мы сами от видимых священных зданий на простыя и необразныя възмемся възводы и подобиа: яже убо видимыя храмов доброты благолепиа помышляя изображение, и яже чювственнаго кандила благоухание, въображенье умнаго преданиа, и безвещественнаго светоданиа образы, вещная свеща, и тайное священодейство Иисусова причащениа, и елика и иная небесным убо существом премирне, нам же вся в образех предашася.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не иное лицо являет оно нам, но самого Единородного, воспринявшего наше естество…» . Феодорит говорит теперь несколько иначе, чем прежде, но говорит тоже. Рассеялись подозрительные предубеждения и его богословское созерцание стало более ясным и четким. В нем уже не чувствуется, как прежде, школьной ограниченности. И на Халкидонском соборе он одобрил, хотя и в общей форме, прежде пререкаемые послания святого Кирилла… Теперь он понял «главы» святого Кирилла… Это не значит, что он отказался от своего типа богословствования, но он перестал настаивать на его исключительности. Незадолго до собора он напоминал о «заключенном в 12-ти главах яде», но нечестивые выводы из них не приписывал святому Кириллу, который только против Нестория выдвигал свои «главы», не притязая в них исчерпать таинство воплощения. Как антитезис несторианству они и должны быть приняты, — не как полное исповедание: оно дано в Халкидонском вероопределении. К этому времени разъяснились терминологические разногласия, устоялись основные христологические понятия и стало возможным без двусмысленности исповедание двух природ в едином лице или ипостаси Воплотившегося Слова. Но до самого конца Феодорит мыслил по своему. «Слово плоть бысть», такова христология святого Кирилла, — «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего … вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его,» (Деян. 2:22-24), — вот христология блаженного Феодорита. IV. Corpus Areopagimicum I. Xapakmep памятника 1. Сборник произведений с именем Дионисия Ареопагита принадлежит к числу самых загадочных памятников христианской древности. Не приходится сомневаться в его псевдоэпиграфическом характере, и никак нельзя видеть в его авторе того Дионисия Ареопагита, который был обращен проповедью апостола Павла (Деян. 17:34) [ 2 ] и был по древнему преданию первым епископом Афинским (см. у Евсевия, IV. 23. 4). Против этого свидетельствует не только полное отсутствие каких бы то ни было упоминаний о творениях Дионисия вплоть до начала VI-ro века, но и самый характер памятника, слишком далекого и по языку, и по строю мысли от безыскусственной простоты первохристианской эпохи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Так же как и позже Григора, Акиндин отождествляет язык «причастности» в отношении Божественной сущности и язык «присутствия». Согласно Акиндину, Слово Божие различным образом присутствует в Боге-Отце, в Церкви, в Богородице н во всех творениях; Оно во всем существует действенно и все наполняет 1569 . Таким образом, осмысление способа соотношения Бога и тварного сущего – то, о чем на богословском языке свт. Григория Паламы говорилось при помощи языка Божественных энергий, – у Акиндина выражается через дискурс причастности, или присутствия сущности Божией в мире (которая осгается при этом непричаствуемой). Соответственно, Акиндин считал, что энергия в Боге неотделима от Божией сущности; причем иногда он делал акцент на единственности этой Божественной энергии, неотличимой от Божественной сущности, а иногда говорил о множестве сущностных сил и энергий, как, например, в своем «Исповеданию) (гл. 5, 8 и др.; см. ниже). От нетварной незримой и непознаваемой Божественной энергии Акиндин отличал тварные проявления Бога в мире. Только имея в виду тождественность нетварной энергии и Божественной сущности, считал Акиндин, можно говорить о нетварной энергии Бога, не впадая при этом в многобожие; свт. Григорий Палама же, настаивая на том, что Божественные энергии отличны от сущнос ти Бога и говоря о них как о низшем божестве, по мнению Акиндина, на самом деле учит о том, что таковые энергии тварны, поскольку то, что ниже Божественной сущности, есть тварь 1570 . Соответственно, тогда как свт. Григорий Палама в пререкаемой цитате из Послания 2 (к Гаию) Дионисия Ареопагита 1571 , где говорится о благо-и боготворящем даре как о божестве, каковое превосходит его Источник и Начало – Сверхбожество и Сверхблаго, понимал «божество» («низшее божество») как Божественные энергии 1572 , Акиндин в своем толковании этого места из Ареопагитик делал акцент на словах Ареопагита о превосхождении Свербожеством божества, имея в виду, что Бог пребывает выше Своего дара, и поэтому, как считал Акиндин, последний является тварным и называется у Ареопагита «божеством» по аналогии, поскольку обоживает тех, в ком находится 1573 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010