Апостолы, увидев друг друга, радовались, и в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним святой Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли святые Апостолы, что Господь собрал их для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славного погребения Её пресвятого тела; поняли – и глубокая скорбь объяла их. Войдя в храмину, они увидели Богоматерь, благолепно сидящую на ложе, исполненную духовного веселия, и так приветствовали Её: «благословенна Ты Господом, сотворившим небо и землю». Пречистая ответствовала им: «мир вам, братия, избранные Господом!» и спросила Апостолов, каким образом они явились здесь? Они рассказали Ей, как Дух Божий восхитил каждого из них с места проповеди и по воздуху на облаках представил сюда. Пресвятая Дева, прославив Бога, что Он услышал молитву Её и исполнил желание сердца Её – видеть святых Апостолов при Своей кончине, сказала им: «Господь привёл вас ко Мне для утешения души Моей; для неё уже настало определённое Моим Создателем время разлучения с телом, по закону человеческой природы, подлежащей смерти». На эти слова святые Апостолы, с сердечной скорбью, отвечали Ей: «Владычица! мы взирали на Тебя, как на Самого нашего Владыку и Учителя. Ты была для нас истинным утешением. Как же теперь перенести нам печаль и горесть сердец наших, когда мы лишаемся Твоего сопребывания на земле с нами? По воле рождённого Тобою Христа Бога, Ты преставляешься от земли к небесным; радуемся об исполняющемся на Тебе определении Божьем, но и печалимся о том, что остаёмся сирыми и здесь уже не увидим Тебя, нашу Матерь и Утешительницу». При этом святые Апостолы горько плакали. Благодатная так утешала их: «не плачьте, друзья и ученики Христовы! Своею горестью не возмущайте Моей радости; но лучше радуйтесь вместе со Мной, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же отнесите тело Моё в Гефсиманию, там предайте его обычному погребению и возвратитесь на предлежащую вам проповедь Евангелия. А Меня, если Господу угодно будет, вы можете увидеть и по успению Моему». Во время этой беседы предстал и святой Апостол Павел, избранный сосуд благодати Божьей; он прибыл позже других, но таким же чудесным образом. Припав к ногам Пресвятой Девы, он поклонился и так взывал к Ней: «радуйся, Матерь Жизни! Я хотя и не видел Христа во плоти, но, на Тебя взирая, я вижу как бы Его Самого». Вместе со святым Апостолом Павлом предстали и ученики его: Дионисий Ареопагит Иерофей дивный 62 , Тимофей и другие Апостолы из числа 70-ти. Всех их собрал Святой Дух, да все сподобятся благословения Матери Господней, и да благолепнее устроится Её погребение. Она каждого из них по имени призывала к Себе, благословляла, хвалила за веру и труды их в деле проповедования Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

К этому переводу близко подходит композиция Успения в Строгановском подлиннике, различие, главным образом, в том, что в последнем – между Спасителем и лицами в святительских одеждах два юноши (вероятно, диаконы) держат по светильнику в руках; в вышеупомянутой же рукописи этого нет. В Софийском подлиннике под 15 августа сказано только: « Пресвятыя Богородицы. Надъ Спасомъ херувимъ огненъ». По греческому подлиннику Дионисия Успение изображается так: «Здание. Посреди Святая Дева усопшая, лежит на одре, руки сложены крестом на груди. По сторонам одра подсвечники с зажжёнными свечами. Перед одром жидовин, его отрубленные руки держатся за одр; около него ангел с обнажённым мечом. В ногах Богородицы св. Пётр кадит кадилом, в головах св. Павел и Иоанн Богослов к Ней наклоняются: кругом прочие апостолы и святитель Дионисий Ареопагит , Иерофей и Тимофей с Евангелиями, жёны плачут. Вверху Христос держит в руках душу Богородицы, одетую в белом. Она окружена светом и сонмом ангелов. В воздухе видно ещё двенадцать апостолов, приближающихся на облаках. Сверх того, вверху по сторонам здания изображаются Иоанн Дамаскин и Косма Песнопевец со свитками» 31 . В Сийском подлиннике л. 109 «Успение Пресв. Богородицы: Богоматерь лежит на одре, позади которого стоит И. Христос с душой Богоматери; ореол И. Христа окружают ангелы; а возле одра Богоматери стоят апостолы и народ мужи и жёны, среди апостолов два лица в епископских одеждах, с омофорами: ап. Иаков, первый епископ иерусалимский, и Дионисий Ареопагит , бывшие, по преданию, при погребении Богоматери. Внизу ангел отсекает руки жидовину Авфонии, пытавшемуся ниспровергнуть гроб Богоматери» 32 . По сводному подлиннику указана композиция весьма сложная: «Преставление Божией Матери пишется сице: в храмине или в дому Иоанна Богослова Пресвятая Богородица, пренепорочная девица, лежит честно на украшенном одре и в храмине многим свечам возожжённым и фимиаму; а святым апостолом округ оного одра предстоящим умиленно; у главы Пречестной стоит апостол Пётр, в руках держит кадило, и святой апостол Иоанн Богослов держит ветвь райскую финиковую, и святой апостол Иаков, первый патриарх Иерусалимский, в руках книга, а в ней написано: „Во исходе Израилеве от Египта“ и прочее, у ног Пресвятой стоит наклонно апостол Павел, бяше же со святым Павлом последователь его Дионисий Ареопагит и Иерофей дивный и Тимофей такожде и прочие от 70-ти апостолов, всех собравшу Духу Святому, токмо не бывшу Фоме апостолу, и певшим псалом Давидов: во исходе Израилеве от Египта и к коемуждо стиху прилагается аллилуйя; а при апостолах множество народа предстоящих благоговейных мужей и жён и честнейших девиц, пришедших на преставление Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Скачать epub pdf Св. Марк, именуемый Иоанном O св. апостоле Марке, или Иоанне, много раз упоминается в Деяниях апостольских как о спутнике свв. апостолов Павла и Варнавы ( Деян.12:25  и др.). Нет никаких оснований отличать св. Марка, или Иоанна, от другого Марка из 70-ти апостолов, который был племянником апостола Варнавы 40 . И если имя св. апостола Марка повторяется в месяцеслове, то не нужно этим смущаться, потому что в древних месяцесловах часто неоднократно повторяются имена одних и тех же лиц. Есть даже мнение, по которому это одно лицо с Евангелистом Марком. Но существуют указания, по которым Иоанна Марка нужно отличать от апостола и Евангелиста Марка. Если же, таким образом, исчисленный лик семидесяти апостолов является неполным, то и не нужно недоумевать, потому что, как выше было сказано, апостолов было гораздо более 70-ти и имена многих апостолов остались неизвестны. Кроме того к лику 70-ти апостолов причисляются Церковью еще двое: Дионисий Ареопагит и Симеон Нигер. Известно также, что Церковь празднует 30 марта и 8 декабря память свв. апостолов от семидесяти Кифы и Кесаря, имен которых нет в числе семидесяти апостолов, упоминаемых 4 января. Что же касается Иоанна Марка, то несомненные указания Деяний апостольских дают основание считать его одним лицом с апостолом Марком, племянником Варнавы. Мать его Мария была женщина благочестивая и имела свой дом в Иерусалиме. Когда Варнава, дядя Марка, последовал за Христом, то, придя в дом Марии, он поведал ей о явившемся Мессии. Услыхав об этом, Мария поспешно пошла увидеть Христа и когда увидела Его, то усердно молила Господа посетить ее дом. Господь не отверг ее просьбы и после этого, бывая в Иерусалиме, останавливался со Своими учениками в ее доме. Впоследствии дом Марии, матери Марка, сделался пристанищем для христиан. После Вознесения Господа ученики Его постоянно находили себе прибежище в доме Марии. Известно из Деяний апостольских, что когда апостол Петр был изведен Ангелом из темницы, то он пришел прямо в дом Марии. Об этом св. Марке св. апостол Павел упоминает в Послании к Колоссаям, говоря: Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его) ( Кол.4:10 ). Св. Марк был епископом в Аполлониаде. Память его Церковь празднует особо 30 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26-е число Святого Апостола Карпа от 70 Последователь и сотрудник св. Апостола Павла, что видно из воспоминания о нём первоверховного Апостола в послании своём к Тимофею ( 2Тим.4:13 ): «когда пойдёшь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные». Карп переносил послания Ап. Павла по его назначению; был епископом в Македонском городе Берии; ревностно заботился о распространении веры Христовой. Однако же, однажды, когда он, в порыве преувеличенной ревности, сильно возмутился обратным возвращением одного христианина к языческим заблуждениям и, опасаясь, чтобы пример его не был заразителен для других, вновь обращённых, стал молить Бога покарать совратителя и совращённого с пути, то он вразумлён был, как повествует св. Дионисий Ареопагит , следующим видением: во время молитвы своей св. Ап. Карп увидел в отверстых небесах Иисуса Христа, окружённого ангелами, а внизу – глубокую бездну, над которой стояли совращённый в язычество христианин и его совратитель. Поражённые невидимой силой, они ужасались и трепетали, готовые упасть в бездну, где пресмыкался среди пламени страшный змей. Св. Карп, исполнившись великой радости при виде погибели, угрожающей грешникам, продолжал молиться о совершении её... Но вдруг Апостол видит Христа, нисходящего с престола Своей славы; он видит, что Христос подходит к погибающим, с любовью простирает к ним руку помощи и ангелы отводят их от бездны... – Для чего желаешь ты погибели братьям? – обращается Христос к Своему Апостолу, – подражай Мне и не желай смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти... В этом видении прозрел Апостол свою неразумную ревность по вере... Господь указал ему высоту любви, которая всех объемлет, даже отступников и врагов веры, ища только спасения их... Следовательно, не смущение сверх меры должно мучить ревнителей истины, но в сердцах их должно жить упование, что Господь всесилен просветить ходящих во тьме и что в конце концов предстоит «всем овцам услышать голос Его, ибо Ему надлежит их привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь», по непреложному обетованию Его... ( Ин.10:16 ). Св. Апостола Алфея, отца святых Апостолов от 12-ти: Матфея Евангелиста и Иакова Алфеева, и святых мучеников Аверкия и Елены Св. Апостола Алфея, отца святых Апостолов от 12-ти: Матфея Евангелиста и Иакова Алфеева, и святых мучеников Аверкия и Елены, принявших смерть за исповедание веры Христовой; Аверкий – обнажённым и связанным был оставлен среди пчёл и умер от изъязвлений, нанесённых пчёлами; Елена же была побита камнями. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Май. - 1900. - 438, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

68 . Апостол Акила, епископ в Гераклее, крещен святым апостолом Павлом (вместе со своей женой Прискиллой), преданный и ревностный его ученик ( Деян. 18, 1–3 ; Рим. 16, 3–4 ; память 14 июля, принял мученическую кончину вместе со святой Прискиллой). 69 . Апостол Фортунат, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). 70 . Апостол Ахаик, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: священномученик Дионисий Ареопагит , епископ Афинский, и святой Симеон, называемый Нигер. 71 . Священномученик Дионисий Ареопагит был членом верховного суда (ареопага) в Афинах. Просвещенный святым апостолом Павлом, он стал его сподвижником и принял от него епископский сан. В 57 г. святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Ему принадлежат известные богословские труды: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии». Святой Дионисий проповедовал впоследствии в Галлии (Франция), где был обезглавлен в 96 г. в Лютеции (древнее название Парижа) (память 3 октября). О его принадлежности к апостольскому лику свидетельствует выдающийся церковный историк древности епископ Кесарийский Евсевий. Перечисляя 70 апостолов, он пишет: «Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисий, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах» (см. Деян. 17, 34 ). 72 . Святой Симеон, по прозванию Нигер, упоминается в Деяниях апостолов (13,1). О его принадлежности к лику апостолов пишет святитель Епифаний Кипрский (†403; память 12 мая), сообщая, что лик меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц. Об этом же свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин : «всехвальная десятица со двоицею показася совершение, видяше единоревнительный собор, семидесяти и дву» (Октоих, пятый глас в среду за вечерней). В IX веке преподобный Иосиф Песнописец написал канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Служба Собору 70-ти апостолов была написана также епископом Димитрием Самбикиным (опубликована в 1899 г.). В данном издании эта служба объединена с минейной. Преподобный Феоктист

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

68 . Апостол Акила, епископ в Гераклее, крещен святым апостолом Павлом (вместе со своей женой Прискиллой), преданный и ревностный его ученик ( Деян. 18, 1–3 ; Рим. 16, 3–4 ; память 14 июля, принял мученическую кончину вместе со святой Прискиллой). 69 . Апостол Фортунат, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). 70 . Апостол Ахаик, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: священномученик Дионисий Ареопагит , епископ Афинский, и святой Симеон, называемый Нигер. Священномученик Дионисий Ареопагит был членом верховного суда (ареопага) в Афинах. Просвещенный святым апостолом Павлом, он стал его сподвижником и принял от него епископский сан. В 57 г. святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Ему принадлежат известные богословские труды: “О Небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “О Именах Божиих”, “О мистическом богословии”. Святой Дионисий проповедовал впоследствии в Галлии (Франция), где был обезглавлен в 96 г. в Лютеции (древнее название Парижа) (память 3 октября). О его принадлежности к апостольскому лику свидетельствует выдающийся церковный историк древности епископ Кесарийский Евсевий. Перечисляя 70 апостолов, он пишет: “Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисий, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах” (см. Деян. 17, 34 ). Святой Симеон, по прозванию Нигер, упоминается в Деяниях апостолов (13, 1). О его принадлежности к лику апостолов пишет святитель Епифаний Кипрский († 403; память 12 мая), сообщая, что лик меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц. Об этом же свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин : “всехвальная десятица со двоицею показася совершенне, видяше единоревнительный собор, семидесяти и дву” (Октоих, пятый глас в среду за вечерней). В IX веке преподобный Иосиф Песнопевец написал канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Служба Собору 70-ти апостолов была написана также епископом Димитрием Самбикиным (опубликована в 1899 г.). В данном издании та службы объединена с минейной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Войдя в храмину, они увидели Богоматерь, благолепно сидяшую на ложе и исполненную духовного веселия. - Благословенна Ты Господом, сотворившим небо и землю, — приветствовали они Её. - Мир вам, братия, избранные Господом! Каким образом вы явились сюда? — ответствовала Она. И они рассказали Ей, как Дух Божий восхитил каждого из них с места проповеди и по воздуху на облаках доставил сюда. Пресвята Дева, прославив Господа, что Он услышал молитву Её с просьбой увидеть перед кончиной апостолов, сказала им: - Господь привёл вас ко Мне для утешения души Моей; для Неё уже настало определённое Моим Создателем время разлучения с телом, по закону человеческой природы, подлежащей смерти. С сердечной скорбью отвечали Ей апостолы: - Владычица! Мы взирали на Тебя, как на Самого нашего Владыку и Учителя. Ты была для нас истинным утешением. Как же теперь перенести нам печаль и горесть сердец наших, когда мы лишаемся Твоего сопребывания на земле с нами? По воле рожденного Тобою Христа Бога, Ты преставляешься от земли к небесным; радуемся об исполняющемся на Тебе определении Божием, но и печалимся о том, что остаёмся сирыми и здесь уже не увидим Тебя, нашу Матерь и Утешительницу. При этом апостолы горько плакали. - Не плачте, друзья и ученики Христовы! Своей горестью не возмущайте Моей радости; но лучше радуйтесь вместе со Мною, что я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же отнесите тело Моё в Гефсиманию, там предайте его обычному погребению и возвратитесь на предлежащую вам проповедь Евангелия, а Меня, если Господу угодно будет, вы можете увидеть и по успении Моём, — утешала Она их. Во время этой беседы предстал апостол Павел: он прибыл позже других, но таким же чудесным образом. Припав к ногам Пресвятой Девы, он поклонился и так взывал к Ней: «Радуйся, Матерь Жизни! я хоть и не видел Христа, но на Тебя взирая, я вижу как бы Его Самого». Вместе с апостолом Павлом предстали и ученики его, апостолы из числа 70-ти: Тимофей, Иерофей, Дионисий АреопагитДионисий Ареопагит был рукоположен ап. Павлом во епископа Афинского, он нёс проповедь Евангелия в другие страны.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

280 См.: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Лурия Александр Романович (1902 –1977) – российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947 г.), АПН СССР (1968 г.). 281 Священномученик Дионисий Ареопагит – член верховного афинского суда, принял христианство от апостола Павла и стал его учеником и сподвижником. Апостол от 70-ти. Был первым епископом города Афин. Убит в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 г. (по другим данным – в 110 г.) во время гонения при императоре Домициане (81–96). Из творений святого Дионисия Ареопагита до нашего времени сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об Именах Божиих», «О таинственном богословии», а также десять посланий к разным лицам. Творения святого Дионисия Ареопагита имеют огромное значение для христианского богословия. Память 3 (16) октября, 4 (17) января (70-ти апостолов). 284 Фидий (нач. V в. до Р.Х. – 432–431 до Р.Х.) – величайший древнегреческий скульптор классического периода, чьи произведения – гигантские статуи Афины на афинском Акрополе в память побед над персами, Зевса в храме Зевса в Олимпии, считавшегося одним из «семи чудес света», и др. греческих богов – послужили образцом для всего античного искусства. 286 Красницкий Владимир Дмитриевич (1880–1936) – священник в Петрограде. Один из инициаторов обновленческого раскола, глава «Живой церкви». С августа 1922 г. «первый протопресвитер всея Руси». Член обновленческих высших органов управления: ВЦУ, ВЦС. В 1922 г. выступал свидетелем на петроградском процессе по делу об изъятии церковных ценностей. Атеистический аппарат использовал Красницкого как эксперта по церковным делам. Красницкий принимал участие в судебной расправе над священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским. Известен своими про вокациями по отношению к священнослужителям, сплотившимся вокруг патриарха Тихона и сопротивлявшимся обновленческому расколу. Участник I обновленческого «собора». Оставался до конца жизни на обновленческих позициях.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

2Тим.4:11. Марка поемь приведи с совою: есть бо ми благопотребен в службу.    Святой Марк был с Апостолом в Риме во время первых уз и, во время посещения Церквей после них, вероятно, где-либо был им оставлен, может быть, в какой-нибудь Македонской или Ахайской Церкви, кои лежали на пути из Ефеса в Рим. Или, может быть, он все еще был в Колоссах, коим заповедывал святой Павел, в Послании к ним, принять его, когда придет. Он мог там оставаться и до сего времени.     «Есть бо ми благопотребен в службу». Какую? «Не для собственного успокоения требует он его, но для служения Евангелию. Ибо и в узах он не переставал проповедывать. И Тимофея он призывает к себе не для собственных нужд, но для благовествования, дабы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти, дабы многочисленные ученики его, присутствуя при этом, успокоивали смятения и утешали сетующих об его кончине; ибо между уверовавшими в Риме, вероятно, были мужи достопочтенные» (святой Златоуст). 2Тим.4:12. Тихика же послах во Ефес.    Затруднение в понимании сего места устранится, если допустим, что: послах — стоит вместо: посылаю; «послах же» — сказано в значении: решительно положил послать,-как бы так: почитай его посланным. Поминается это в дополнение объяснения, что он один — в Риме с святым Лукою. Тихик послан с настоящим Посланием и должен был остаться во Ефесе, вместо святого Тимофея, чтоб наблюдал и тотчас давал знать, коль скоро случится что решительное. Это распоряжение передано на словах; в Послании же о нем не помянуто, чтоб не оскорбить ефесян, подав мысль, что их одних оставить нельзя, как нетвердых и ненадежных. Что Апостол не написал: к тебе, этого не следует считать неудобством при нашем предположении. Сказав: в «Ефес»,— очевидно сказал и: к тебе. Не должно также думать, что святого Тимофея не было тогда в Ефесе. б) Поручение (2Тим.4:13) 2Тим.4:13. Фелонь, егоже остпавих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя.    Фелонь — верхняя одежда, по материи изменявшаяся, судя по времени года, по форме же одинаковая, защищавшая от пыли, дождя, сырости и холода. Отправясь в Македонию (1 Тим. 1:3) и Ахаию, Апостол и в этот раз шел чрез Троаду и там у Карпа оставил лишнюю тяжесть, имея в мысли скоро воротиться, как предполагал (1 Тим. 3:14). Но обстоятельства так сложились, что, вместо Ефеса, он должен был отправиться в Рим, как узник. Фелонь оказалась нужною. Он и наказывает принесть ее. О Карпе в Писании более не поминается. Если это тот же, что поминается 26 мая, то предание (Ипполит) говорит о нем, что он был ученик и спутник святого Павла, проповедывал слово Божие в Крите, где встретился и со святым Дионисием Ареопагитом, и во Фракии; скончался и погребен в Берии Фракийской. Из 70-ти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2958...

Апостолы из 70-ти и мужи апостольские возглавляли христианские общины в других городах Римской империи. Своего спутника Тимофея апостол Павел поставил епископом Ефесской Церкви, а другого своего сподвижника, Тита, – епископом Критским. Первым епископом в Афинах был Дионисий Ареопагит, также поставленный апостолом Павлом. В «Церковной истории» Евсевия упомянуты имена других епископов конца I столетия: Онисима, занимавшего Ефесскую кафедру после Тимофея, Дамаса Магнезийского, Полибия Тралльского. Уже на заре своей истории Церковь, помимо открытых противников в лице отвергших Христа иудеев и язычников, столкнулась с угрозой, которая представлялась идущей изнутри, потому что исходила из тех кругов, в которых учение Спасителя принималось не в его полноте и интерпретировалось искаженно, в разрыве с апостольским Преданием. Апостол Петр предостерегал последователей Христа о появлении ересей: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр 2: 1). Во II столетии самой серьезной духовной опасностью стал гностицизм, но корни гностических ересей восходят к апостольскому веку. Древние христианские писатели первым еретиком и предшественником гностицизма называют Симона Волхва, самарянина, который, как рассказывает о нем евангелист Лука в Деяниях, «волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян. 8: 9), но потом уверовал во Христа, был крещен Филиппом и, «крестившись, не отходил» от него; «и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» (Деян. 8: 13). В апостолах Христовых его более всего привлекал их дар чудотворения. И он решил приобрести этот дар, предложив в оплату за него деньги, а в ответ услышал гневную отповедь Симона Петра: «Серебро твое да будет в погибель с тобою: потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги… Покайся в сем грехе твоем и молись Богу» (Деян. 8: 20, 22). На этот раз Симон выразил раскаяние в своей нечестивой просьбе, но, как видно из его последовавших дел, он так и остался, по слову апостола, «в узах неправды» (Деян. 8: 23), стремясь не к покаянному примирению с Богом, но к славе и могуществу.

http://pravoslavie.ru/34570.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010