VIII. Об Аполлоне 53 В Фиваиде, в пределах Гермополя 54 , мы увидели другого святого человека по имени Аполлон. В этом городе когда-то жил Спаситель с Марией и Иосифом, исполняя пророчество Исаии, говорящего: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы египетские» ( Ис.19:1 ) и падут на землю. Мы видели там языческое святилище [τν ναν], в котором все идолы пали на землю, когда Спаситель вошел в город. Мы видели этого мужа, наставника пятисот монахов: он имел монастырь 55 под горой. Он прославился в Фиваиде великими подвигами, и Господь совершал через него множество чудес и знамений. Ибо с детства он показывал большое воздержание [πολλν σκησιν] и к старости сподобился великой благодати: восьмидесятилетним старцем он основал большой монастырь, в котором жили пятьсот совершенных мужей, и почти все они могли творить чудеса. Пятнадцатилетним отроком Аполлон оставил мир и провел сорок лет в пустыне, строго упражняясь во всякой добродетели. И вот, ему показалось, что он слышит глас Божий, говорящий ему: «Аполлон, Аполлон, через тебя Я погублю 56 мудрость мудрецов египетских и разум разумных язычников отвергну» ( 1Кор.1:19 ; Ис.29:14 ). Для Меня ты погубишь вместе с ними вавилонских мудрецов и обличишь служение демонам. А теперь иди к селениям [ες τν οκουμνην]: от тебя произойдет Мне народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 )». Отшельник ответил: «Господи, отыми от меня тщеславие, чтобы не лишиться мне благой части, возгордившись перед братией». И вновь сказал ему Божественный глас: «Коснись шеи рукой и то, что схватишь, зарой в песок». Аполлон быстро дотронулся до шеи, схватил маленького эфиопа и зарыл его в песок, причем тот кричал: «Я – бес гордыни». И вновь ему был глас: «Иди и все, что ты попросишь у Бога, получишь». И услышав это, он тотчас устремился к селениям. Это случилось во время правления тирана Юлиана 57 , и живет он в ближней пустыне до сих пор. Поселившись в маленькой пещере под горой, он оставался там, совершая лишь одно: каждый день он возносил молитвы Богу, преклоняя колена сто раз ночью и столько же раз днем. В то время, как и прежде, пища для него появлялась чудесным образом от Бога: ангел приносил ему еду в пустыню. Одеждой отшельнику служил левитон 58 , который некоторые называют коловий, голову он покрывал небольшим лентием 59 , причем всё это сохранялось у него в пустыне, никогда не ветшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание, 27 июля. Анфиса новая, в кладязь брошенная, 27 авг. Анфия мученица, 15 дек. Анфуса мученица, 22 авг. Анфуса преподобная, дщерь Константина Копронима, 12 апр. Апфллий или Апелл (относящийся к собранию, греч.), ан. из 70, 31 окт. и 10 сент. Аполлинарий (Аполлону посвященный), еп. равемнийский, муч. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея , 5 янв. Аполлоний (Аполлонов см. Аполлон) чтец, муч. египетский, 14 дек. Аполлоний , муч. иконийский, 10 июля. Аполлоний , муч. италийский, 30 июля. Аполлоний или Аполлос , пустынник вифинский, 31 марта. Аполлон (губитель, греч.), муч. египетской при Максимиане, 5 июня. Аполлос или Аполл (тоже, что Аполлон), ап. из 70, 8 дек. и 30 мар. Аполлос , муч. никомидийский, 21 апр. Апрониан (безгорный, безмысный, πρν мыс, гора, греч.) комментарисий, муч. римский, 7 июня. Апфия (Аппия) равноапостольная, мученица колосская, 19 февр. и 22 ноября. Ардалион (сосуд для окропления, для поения скота, или замаранный, греч.), муч. из лицедеев, 14 апр. Арефа (орел, араб), преп. печерский, 24 окт. Арефа и др. с ним негранские мучч. от Дунаана, 24 окт. Аристарх (лучший начальник, над всем начальник, греч.), ап. из 70, 15 апр. и 27 сент. Аристион (первую награду получивший, греч., по другим, во время завтрака рожден) еписк. смирнский, ученик Господа, 4 янв. Аристион , священномух. александрийский в Киликии, 3 сент. Аристовул (лучший советник, греч.), ап. из 70, еписк. британский, 16 мар. и 31 октября. Аристоклий (благозванный, благославный, греч.), пресв., муч. кипрский, 20 июня. Арис (иначе Марс, бог войны, корень: убийство, греч.) египтянин, муч. палестиский, 19 дек. Ариадна , (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент. Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек. Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня. Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта. Аркадий , преп. палест., 26 янв. Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Аполлон учил возрастать в добродетели день ото дня и без промедления, в самом начале отвергать ухищрения диавола, [искушающего душу] помыслами. Ибо у змеи с оторванной головой мертво все тело. Старец говорил: «Господь велел нам остерегаться головы змеиной. Это значит, что мы не должны даже начинать размышлений о вещах ничтожных и недостойных, ни в коем случае не должны удерживать в уме постыдные мечтания. Старайтесь добродетелями превосходить друг друга, чтобы никто из вас не оказался меньшим в добром мнении другого. А свидетельством вашего преуспеяния в добродетелях будет нечувствительность к страстям и отсутствие желания – в этом начало стяжания благодати Божией. Если кто-нибудь получит от Бога дар чудотворения, пусть не тщеславится, как если бы стяжал многое, и не думает о себе высоко, что уже почтен более других, пусть не выставляет напоказ, что получил в удел такой великий дар. Иначе он впадет в заблуждение, потеряет рассудок и лишится дара». Речи старца были полны глубоких поучений (как мы позже и сами часто от него слышали), но еще более совершал он в делах, потому что все, что он просил у Бога в своих молитвах, тотчас получал. Также Аполлон видел некие откровения. Ему было открыто, что его старший брат, с которым он прожил вместе в пустыне много лет, умер там, превзойдя его в подвигах. Во сне старец увидел, что брат восседает на троне вместе с апостолами, сделав Аполлона наследником своих добродетелей. Брат молил Бога, чтобы Он даровал Аполлону скорый переход из этого мира и упокоение вместе с ним на небесах. Спаситель ответил, что Аполлон должен Ему еще немного времени на земле до своей кончины, – пока многие люди не станут подражателями его жизни; ему будет вверен народ великий монахов и войско благочестивое, чтобы как славны труды его, так и имя его было прославлено у Сильнейшего. То, что он видел, исполнилось, когда отовсюду, услышав о старце, собрались монахи, и, следуя его учению и образу мыслей, большинство совершенно отреклись от мира. В горе, где он жил, собралось почти пятьсот монахов; они жили вместе и ели за одним столом 62 . Можно было видеть их там одетых в белые одежды 63 , как прекрасное ангельское войско. И исполнилось на них слово Писания: «Возвеселится пустыня и сухая земля ( Ис.35:1 ), и воскликни и возгласи немучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ( Ис.54:1 )». Так исполнилось сказанное пророком о церкви язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вы «свобода» нам кричите, Я одной себе ищу – Думать так, как я хочу, А не так, как вы хотите! Аполлон Майков, обвиненный в верноподданичестве, впервые испытал на себе то, что Достоевский называл «либеральным террором». Даже в условиях военного времени ему, как поэту, отказывалось в праве быть верным подданным . Точно так же были встречены и другие патриотические стихи, опубликованные в первые же дни войны: «Ура!» Федора Глинки, «К ружью» Петра Вяземского, «Разговор в Кремле» Каролины Павловой. Тогда же появилось и само это слово «ура-патриотизм», ставшее политическим ярлыком. (Можно подумать, что во время войны может быть какой-то иной патриотизм, без русского боевого «Ура!»?!). Позже тот же Николай Щербина со слезами на глазах будет просить прощения у Аполлона Майкова за свою злополучную эпиграмму. Они даже обнимутся в знак примирения, но с тех пор Аполлон Майков, наученный горьким опытом, уже будет, что называется, дуть на воду... Особое место в творчестве Аполлона Майкова занимает стихотворная трагедия «Два мира», в предисловии к которой он писал: «Давно, еще в моей юности, меня поразила картина столкновения древнего Грекоримского мира, в полном расцвете начал, лежавших в его основании, с миром христианским, принесшим с собой новое, совсем иное начало в отношениях между людьми». В 1882 году трагедии была присуждена первая Пушкинская премия Императорской академии наук, ее «языческие» и «христианские» темы стали предметом многолетней дискуссии. Сам же Майков подчеркивал, что он «не реставратор древнего мира, а живописец, который, усваивая внешние краски, главное полагает в усвоении духа эпохи, людей, поэзии». Много позже Александр Блок заметит по этому поводу: «Воскресить древних можно только творческим путем. Так делал, например, Майков». Эта трагедия Майкова, вне всякого сомнения, выдающееся явление не только для своего времени и стоит в одном ряду с такими его религиозными стихотворениями, а по сути, «маленькими» поэмами, как «Упраздненный монастырь», «В Городце в 1263 году».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Семья Очевидно, что все это не могло не оказать влияния на семью Чарушиных, в которой было восемь детей – пять мальчиков и три девочки. Несмотря на то, что, по воспоминаниям старшего брата Николая, глава семьи Аполлон Иванович не проявлял «особенной приверженности к церкви». Не потому, что был вольнодумцем, а потому, что, не имея ни капитала, ни знатного происхождения, был вынужден сосредоточиться на делах службы и, своим усердием, добился немалого. Начав трудиться в окружном управлении в чине письмоводителя, Аполлон Иванович, со временем, дослужился до чина надворного советника и звания дворянина. В связи с занятостью мужа, большая часть забот о хозяйстве и детях легла на плечи матери Екатерины Львовны. Тем более что дом, в котором жили Чарушины, когда-то принадлежал ее отцу – некогда знатному, но обедневшему купцу Льву Ларионовичу Юфереву. Екатерина Львовна еще застала те времена, когда в праздники и другие торжественные дни в этом доме собиралось многочисленное общество, звучали стихи и песни, устраивались танцы и маскарадные вечера, которые особенно нравились детям. Впоследствии, по примеру родительского дома, таким же центром культурной жизни Вятки стала усадьба Чарушиных на  улице Пятницкой, 15, в которой частыми гостями бывали представители рода Васнецовых, фотограф Сергей Лобовиков, художник Николай Хохряков и другие известные горожане.   Усердие и вера К сожалению, счастливое и беззаботное детство длилось недолго. В декабре 1866 года Аполлон Иванович скоропостижно скончался. Иван был младшим из братьев, ему шел пятый год. Положение семьи стало отчаянным. К счастью, на помощь пришел дядя Иван Львович Юферев, благодаря которому семье не пришлось голодать, и дети смогли продолжить образование.  Тяжелую утрату помогли пережить трудолюбие и горячая вера матери Екатерины Львовны, которая, по свидетельству старшего брата Николая, «по своему была очень религиозна, исправно посещала все церковные службы, соблюдала посты и старалась и нас, детей, побудить следовать ее примеру». Впечатления детства была настолько ярки, что не изгладились из памяти до глубокой старости. В 1926 году Н. А. Чарушин вспоминал:

http://radonezh.ru/2022/02/23/ivan-charu...

Из печатных трудов его известна только докторская диссертация – De rheumatismo. М. 1824. Орлов Василий Григорьевич Орлов Василий Григорьевич – Вас. Григорьевич родился в селе Спасском в березниках Романо-Борисоглебского уезда, где его отец был дьяконом. 1824–1829 гг. учился он в Ярославской семинарии, 1829–33 в Петерб. дух. академии, окончив курс в которой магистром, определен был 5 октября 1833 г. проф. философии в Волынскую семинарию, а 19 сентября 1837 г. перемещен на тот же предмет в семинарию Ярославскую, в которой с 16 апреля 1864 г. назначен инспектором, но 10 марта 1867 г. вышел, по болезни, в отставку, заслужив пенсион и полное к себе от всех уважение. Скончался он в августе 1871 г. В 1838 г., когда открылась при Демид. лицее кафедра философии, Вас. Гр , также как и И.А. Кедров (о нем выше), являлся конкурентом на ту кафедру, представляя тогда в совет лицея следующие свои письменные труды. 1) «История философских систем»; 2) «Историческое обозрение философского учения о Боге»; 8) «De supprema lege morali»; 4) «О непостижимости бытия, existentiae»; 5) «О предлежательном значении чувственных воззрений»; 6) «О прирожденной наклонности в человеке ко злу»; 7) «Критический разбор более известных начал нравственного учения»; 8) «Общее рассуждение о философии». В печати находятся из позднейшего времени два сборника его «проповедей», Яросл. 1863 и М. 1869 и «Собеседования о молитве Господней», Яросл. 1870. В Яросл. епарх. вед. также печатались проповеди его: а) «На день Благовещения» (1861 г. б) «на 4-ю неделю вел. поста 14); в) «на неделю Ваий» 16); г) «на неделю жен мироносиц 19); и д) «объяснение притчи о блудном сыне» (1862 г., 5). Петров Аполлон Петрович Петров Аполлон Петрович – Отец его Петр Иванович Алешковский 35 был священником в Ростове сначала при несуществующей уже ныне церкви Воскресения на рву, а после (1792– 1814 г.) при Вознесенской церкви. Родился Аполл. Петр, в 1798 г. Первое сведение о молодых годах его находим в следующем прошении свящ. Алешковского, поданном Ярославскому архиепископу Антонию: «Имею я, нижайший, при себе в доме 12-ти летнего сына Аполлона, который с 9-ти лет и доныне мною обучаем был латинской грамматики этимологическим и синтаксическим правилам. Но как он находится здоровьем очень слаб, я же могу обучать его и сам, того ради прошу позволить моего сына включить в число учеников Ростовского духовного училища, а быть ему при мне в доме, под моим наставлением, считаясь в том классе, в котором быть окажется могущим по экзамену». По резолюции Преосвященного дозволение было дано, «с тем чтобы Петров на каждый экзамен являлся в Ростовское училище». В Яросл. же семинарию поступил Аполлон Петров в 1812 г. Между бумагами его сохранилась тетрадь «Черные упражнения пиитические», начинающиеся с 28 октября этого года. По окончании семинарского курса, он был учителем уездного дух. училища сначала в Борисоглебском Рост. уезда, а потом в Ярославле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Первый сборник стихотворений двадцатилетнего Аполлона Майкова вышел в Петербурге в 1842 году, в то же самое время, когда в «Москвитянине» появились первые публикации его будущих друзей-единомышленников А.А. Фета и Я.П. Полонского. Они познакомятся лишь через десятилетие, когда Аполлон Майков сблизится с «молодой редакцией» «Москвитянина», но уже в начале 40-х годов все трое выступят со стихами, которые станут образцами «чистого искусства»: «Я пришел к тебе с приветом...», «Священный благовест торжественно звучит...», «Гармонии стиха Божественные тайны...». Известно, какую бурю негодования вызовет у «шестидесятников» подобный же сборник античных стилизаций Николая Щербины: Чернышевский разнесет их, что называется, в пух и прах. Белинский встретил подобные же антологические стихи Аполлона Майкова восторженно: «Даровита земля русская: почва ее не оскудевает талантами». И в этом, пожалуй, заключалось едва ли не основное отличие поколения Пушкина и Лермонтова («неистовый Виссарион» – из их числа) от «шестидесятников», для которых гармония стиха, его божественные тайны воспринимались уже со знаком минус. В 60– 70-е годы Аполлон Майков вместе с Фетом и Апухтиным создали «тройственный союз» поэтов, сохранивших верность поэзии. Никто из поэтов «чистого искусства» не получил такого признания, как Майков. «Вечерние огни» Фета так и остались в нераспечатанных пачках у него дома. Апухтин сам отказался от «печатного станка», его стихи выходили в основном в нотных изданиях как романсы. У Аполлона Майкова вышло шесть прижизненных Полных собраний стихотворений. Он при жизни стал классиком. Хотя был момент, когда его репутация висела, что называется, «на волоске»... В самом начале Крымской войны он написал стихотворение «Коляска», в котором прозвучали слова о Николае I: «Ни чувств, ни дум его не пощадил наш век клевет и злоязычья». Он даже не успел опубликовать «Коляску», как по рукам пошла гулять эпиграмма Николая Щербины, начинавшаяся строками: «Ты гимны воспевал «откинутой коляске»,//Лбу медному кадил, и льстил ты медной каске». Ни в стихотворении, ни в эпиграмме не называлось, но конечно же легко угадывалось имя Николая I, что само по себе было уже вполне достаточно для вопроса, обращенного к Майкову: «Скажи, подлец ли ты, иль «скорбен головой»?» Он заберет из редакции уже набранный текст, «Коляска» появится в печати лишь в посмертных изданиях, равно как и его ответная эпиграмма:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Мученик Григорий родился в 1883 году в селе Нижне–Матренки Хворостянского уезда Воронежской губернии в семье священника Александра Богоявленского. До революции во время Первой мировой войны служил полковым писарем, после революции — псаломщиком в храме. В 1935 году он был арестован и приговорен к пяти годам заключения. Никто из них не признал себя виновным и все они отказались подписать лжесвидетельства. В начале марта 1938 года все обвиняемые были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму. 17 марта Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. 1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Николай Садовский, Митрофан Вильгельмский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Михаил Дейнека, Александр Ерошов, Александр Саульский, Павел Попов и псаломщики Григорий Богоявленский и Михаил Вознесенский были расстреляны. Мученик Аполлон (Бабичев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Аполлон (Аполлон Ксенофонтович Бабичев) родился 30 марта 1874 года в городе Калуге. Окончил городское училище и служил в Георгиевском храме псаломщиком. 16 октября 1937 года власти арестовали его. На следствии он сразу занял твердую позицию, настаивал на точной записи ответов и ставил после каждого ответа подпись. — Вы арестованы и обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, дайте правдивые показания по существу, — потребовал следователь. — Контрреволюционной деятельностью я не занимался. — Напрасны ваши запирательства, следствие располагает достаточными данными, уличающими вас в контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с церковными лицами, предлагаю говорить правду. — Вновь заявляю, что контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным в этом себя не признаю. — Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроенным к советскому строю и будучи тесно связанным с активным контрреволюционным элементом из церковников, занимались среди граждан антисоветскими разговорами. Следствие требует от вас правдивых показаний.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Составитель некролога А. Д. Смирнова , высказав удивление, почему покойный профессор ничем не заявил себя на поприще литературы, не напечатав ни одной статьи, ни одного психологического исследования, – сам же и разрешает это недоумение, говоря: «По своей скромности покойный A.II. чужд был высокого мнения о своих личных достоинствах и достоинствах своих сочинений», так что не напечатанной осталась даже, против обыкновения, речь, произнесенная им на акте 1-го октября 1882 г., носившая заглавие «Язык и разум». Не напечатал он и своей магистерской диссертации, в которой найдены «солидные достоинства» таким строгим критиком, каков был А.В. Горский. Соколов Аполлон Алексеевич Соколов Аполлон Алексеевич – Апол. Алексеевич род. 18 марта 1809 г. в Ярославле, где отец его был священником церкви Воздвижения. 1820–1826 гг. учился он в Ярославской семинарии, 1828–1832 в Московской дух. академии, в которой окончил курс кандидатом. Первоначально, с 29 августа 1832 г., он был преподавателем истории и греческого яз. в семинарии Казанской, а с 12 февраля 1834 г. – в Ярославской. В 1858 г. 26 июля он вышел в отставку и доживал свой век одиноким на небольшой пенсион (по 28 руб. в месяц). Умер 17 апреля 1882 г. в земской больнице, погребен на Леонтьевском кладбище, рядом с женой, умершей еще в 1841 году, с которой жил он около трех лет. Им напечатано: в Ярославских губернских ведомостях: «Польза от учреждения в Ярославле общества покровительства животным» (1865 г. 49); «Ярославцы жившие в Китае» (1872 г. 3, 4), – в Ярославских епарх. ведомостях: «Сохотская, Спасопреображенская Севастианова упраздненная мужская пустынь» (1861 г. 18), «Учемская Кассианова мужская пустынь» 29), «История Покровского монастыря в Угличе» 44–47); «Слово в день блогов. кн. Феодора Давида и Константина Ярославских чудотворцев» (1864 г. 26); «О Казанской иконе Божией Матери, находящейся в Казанском монастыре в Ярославле» (1870 26, 27). Но Аполлон Алексеевич имел еще страсть к музыке 43 , которою занимался он с любовью, участвовал иногда в квартетах и заметки о которой нередко встречаются в веденном им «дневнике». Последние страницы дневника написаны карандашом уже в больнице. Рукопись дневника поступила ныне в собрание к И.А. Вахромееву 44 . Соснин Дмитрий Петрович

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Еще более знаменитым стал в Скиту Моисей Эфиоп 81 , который провел несколько лет на службе у одного чиновника, но был изгнан за разврат и разбой. Став главарем шайки, он прославился среди других своей порочностью и жестокостью. Рассказав нам об одном из его «геройств», Палладий добавляет, что однажды вечером Моисей подвигся к раскаянию. А Иоанн Кассиан уточняет, что его преследовали за убийство 82 . Моисей стал монахом, и, как рассказывают, однажды четыре разбойника, не зная, с кем они имеют дело, залезли к нему в келью. Он связал их, взвалил на спину и отнес в церковь , предоставив священнику решать их судьбу. Когда разбойники поняли, что напали на знаменитого Моисея, они также отреклись от мира 83 . Мы знаем и другого убийцу, который стал монахом в Скиту: это был пастух по имени Аполлон. Он вспорол живот своей беременной жене всего лишь затем, «чтобы посмотреть, каким образом ребенок лежит во чреве». Мучаясь угрызениями совести, он исповедался в своем грехе старцам Скита. И прожил сорок лет, не переставая молиться. Аполлон решил провести остаток жизни, не занимаясь более ничем иным 84 . Однако эти показательные примеры покаяния не должны приводить нас к мысли, что большинство Отцов пустыни отмаливали тяжелые грехи своего прошлого. В «Истории монахов» упоминаются другой Аполлон, который ушел в пустыню в возрасте четырнадцати лет, и Эллий, который с детства сурово подвизался 85 . Можно с большой долей уверенности предположить, что авва Пимен и шесть его братьев вели благочестивую жизнь до того, как прийти в Скит, совсем как Макарий, который в пустыне упрекал себя за мелкий проступок, совершенный в молодости: пася телят вместе с другими мальчишками, он подобрал и съел фигу, украденную его товарищами 86 . Апофтегмы рассказывают нам и о некоем старце, который ушел из мира «еще девственником, понятия не имевшим о существовании блуда», а также о другом монахе, который пришел в Скит вместе с отцом, будучи совсем молодым, не зная о существовании женского пола до того дня, когда бес показал ему во сне женщину 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010