Христос во время Своей жизни, как было сказано, носил длинные волосы. После Своего воскресения и вознесения на небеса Он, естественно, не постригался, и пребывает в Своём, но прославленном Теле. То есть вечный образ Сына Божия всегда был, есть и будет один и тот же, и неотъемлемая часть этого образа есть борода и длинные волосы. Христос же есть истинный образ Божий. Адам также был сотворён по этому образу, то есть с бородой и длинными волосами. Необходимость же стричь волосы появилась вследствие сотворения женщины, ради разделения полов. Хочу отметить также, что если сравнить, например, образы седовласых оптинских старцев, с длинными волосами и густыми бородами, с образами протестантских пасторов, то совершенно очевидным становится тот факт, что первые имеют несравненно более духовный и благородный вид, чем последние. Очень заметно, также, что когда священник стрижёт волосы и носит коротенькую постриженную бородку, то вид его становится весьма безблагодатным, особенно когда он находится в священническом облачении. То есть, всякий дух ищет себе форму, и Дух Святой усмотрел и создал для Себя (для священства, в котором Он желает жить и действовать преимущественно) вот такую форму, и если священник изменяет её, то есть стрижёт волосы и бреет бороду, то это грех, и Дух не может проявлять Себя в таком священнике так, как в том, который поступает по истине. Здесь, кстати, уместно будет о бороде сказать отдельно. Ведь протестантские пресвитеры не носят не только длинных волос, но и бороды, хотя ношение её никак не является бесчестием для мужчины. Напротив, практически всегда, во все времена, во всех культурах и народах, особенно христианских, мужчины носили бороды. Когда Аннон хотел оскорбить Давида, то он обрил его слугам бороды: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» ( 2Цар.10:4–5 ). Древнехристианский писатель Марк Минуций Феликс († 210 г.), критикуя языческих богов, высмеивает безбородый вид Аполлона: «Что же сказать о формах и внешнем виде ваших богов? Не выражается ли в них безобразие и отвратительность ваших богов? Вулкан – бог хромой и немощный; Аполлон столько веков безбородый» [ 6 2] .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Цур Израэль» – «Скала Израиля», «Эбэн Израэль» – «Камень Израиля»… Есть много имен Божиих в Библии. Главнейшее имя Господа, это мя: «Эне Ашер эне» – «Я есть Тот, Кто Я есть». В славянской Синодальной Библии оно переводится как Сущий. Сказано: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). Имя означает именно Сущий, как правильно оно переведено в нашей русской Библии. Что значит Сущий? Все мы существующие, и наше существование зависит от многих причин: от наличия воды, пищи, воздуха и так далее. В отличие же от нас Бог абсолютно самодостаточен. С другой стороны, если мы скажем, что Господь милосерд, то окажется, что мы не сказали того, что Он правосуден! И так далее. А когда мы говорим, что Он – Сущий, Единый, мы предполагаем и все Его атрибуты и имена. Неслучайно Никео-Цареградский Символ веры начинается словами: «Верую во Единого…». Давайте вспомним события, когда юноша по имени Савл шел из Иерусалима в Дамаск с письмами от первосвященников, чтобы преследовать там христиан, мужчин и женщин влачить за волосы. И когда он шел, он вдруг услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 ) И Савл, по-еврейски Шауль, который верил в одного Бога – евреи не верят во многих богов, они верят в одного Бога, у Которого разные имена, – он задает очень странный вопрос: «Кто Ты, Господи?» ( Деян. 9:5 ) Если бы грек-язычник спросил: «Кто Ты, Господи?», мы могли бы предположить, что он хочет узнать, то ли это Аполлон прилетел, то ли это Геракл. А Савл хочет знать, с каким именем Бог остановил его на пути: или это Саваоф, Бог воинств, Который поможет ему, или это Пантократор-Шаддай, Который упорядочит его деятельность… И он услышал новое имя Бога. «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» ( Деян. 9:5 ). И вот Савл, еврей Шауль, услышал это новое имя Бога. И некогда апостол Петр, исполненный Духа Святого, воскликнет об имени Иисуса Христа: «… нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Что, в самом деле, значат у них Афина и Аполлон и Гера? Это у них — роды духов. Есть у них и царь, который хотел умереть для того, чтобы его почитали равным Богу. Но апостолы (поступают) не так, а совершенно наоборот. Послушай, что говорят они при исцелении хромого: « мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? » (Деян. 3:12); и в другом месте: « и мы — подобные вам человеки » (14:15). Но там — великое хвастовство, великая гордость; все — только для почестей от людей и ничего — для любомудия. А когда что–либо происходит для славы, тогда все бывает низко: пусть человек имеет все, но не владеет этим (презрением славы), — он совершенно чужд любомудрия и одержим сильнейшею и гнуснейшею страстью. Презрение славы может научить всему доброму и изгнать из души всякую губительную страсть. Поэтому убеждаю и вас — проявлять великую ревность о том, чтобы исторгнуть эту страсть с корнем; иначе и нет возможности благоугодить Богу и снискать благоволение перед этим неусыпным оком. Итак, будем всячески стараться о том, чтобы снискать себе небесную помощь, чтобы не испытать и настоящих горестей, и сподобиться будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 5 «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим» (Деян. 2:14).   Нужно избегать лести. — Что значит — луна превратится в кровь. — В чем истинная польза епископа. — Христос установил новые законы.   1. Здесь апостол обращает свою речь к тем, которых выше называл иноземцами; говорит, по–видимому, только к ним, а между тем исправляет и тех, которые смеялись. А что некоторые смеялись, это было устроено (Богом) для того, чтобы (Петр) начал говорить в защиту (апостолов) и, защищая их, научил других. Итак, эти люди считали для себя великою похвалою и то, что они жили в Иерусалиме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что, в самом деле, значат у них Афина и Аполлон и Гера? Это у них – роды духов. Есть у них и царь, который хотел уме­реть для того, чтобы его почитали равным Богу. Но апостолы (поступают) не так, а совершенно наоборот. Послушай, что говорят они при исцелении хромого: " мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? " (Деян.3:12); и в другом месте: " и мы – подобные вам человеки " (14:15). Но там – великое хвастовство, великая гордость; все – только для почестей от людей и ничего – для любомудия. А когда что-либо происходит для славы, тогда все бывает низко: пусть человек имеет все, но не владеет этим (презрением славы), – он совершенно чужд любомудрия и одержим сильнейшею и гнуснейшею страстью. Презрение славы может научить всему доброму и изгнать из души вся­кую губительную страсть. Поэтому убеждаю и вас – проявлять великую ревность о том, чтобы исторгнуть эту страсть с кор­нем; иначе и нет возможности благоугодить Богу и снискать благоволение перед этим неусыпным оком. Итак, будем всячески стараться о том, чтобы снискать себе небесную помощь, чтобы не испытать и настоящих горестей, и сподобиться буду­щих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 5   " Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим " (Деян.2:14).   Нужно избегать лести. – Что значит – луна превратится в кровь. – В чем истинная польза епископа. – Христос установил новые законы .   1. Здесь апостол обращает свою речь к тем, которых выше называл иноземцами; говорит, по-видимому, только к ним, а между тем исправляет и тех, которые смеялись. А что некоторые смеялись, это было устроено (Богом) для того, чтобы (Петр) начал говорить в защиту (апостолов) и, защи­щая их, научил других. Итак, эти люди считали для себя великою похвалою и то, что они жили в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Посейдон, «Колебатель земли», «Владыка вод», «Земледержец», не может смириться с мощью Зевса. Более того, его потомству не дано рассчитывать на законное наследование власти в мире олимпийцев: все его сыновья незаконны и чудовищны, они гибнут от рук героев, а единственный законный, Тритон - божество морское. В 8-й песни «Илиады» (18-27) приводится речь Зевса, обращенная ко всем богам и богиням. Он кичится силой, предлагая олимпийцам ухватиться за золотую цепь, спущенную с небес на землю, но они не сумеют стащить с Олимпа «всевышнего Зевса». Однако власти Зевса, как бы он ни был могуч, угрожает (Ibid. I 397-400) не только брат Посейдон, но и супруга Гера и дочь Афина. Но, по схолиям к этому месту, в заговоре против Зевса участвует Аполлон, что более вероятно, т. к. Аполлон враждует с отцом. От заговора богов Зевса спасает скромная богиня Фетида, призвав одного из сторуких - Бриарея. Боги устрашились и отступили. Вмешательство Фетиды не случайно. Она дочь морского старца Нерея, племянница океаниды Евриномы, возлюбленной Зевса, бывшей супруги Офиона, хтонического змея ( φις - змей), с к-рым они вместе когда-то царствовали на Олимпе, пока их оттуда не вытеснили Кронос и Рея. Биография Фетиды очень сложна, и в ней много архаических черт древнего божества. Когда-то на ее руку претендовали Зевс и Посейдон. Она предпочла Зевса, но Земля-Гея пообещала, что взявший в жены Фетиду будет иметь сына, который лишит его власти. Оба жениха отказались от Фетиды, и ее выдали замуж за смертного героя Пелея, тем самым унизив божество. Сын Пелея и Фетиды Ахилл стал великим героем, но погиб при взятии Трои. Зевс же, питавший склонность к Фетиде, помог Ахиллу (в пределах «Илиады») одержать победу над Гектором. Что касается Аполлона, то после заговора против Зевса (см. схолии к Homer. Il. I 399) его и Посейдона Зевс заставил в унизительном рабском виде служить троянскому царю Лаомедонту. В «Илиаде» Аполлон - на стороне троянцев (он малоазийского происхождения, как Афродита и Гефест). Это страшный бог, несущий своими стрелами чуму на лагерь ахейцев (Ibid. I 43-53), но вместе с тем он благодетель (Ibid. II 763-767). В «Илиаде» упоминаются кобылицы потомка царя Ферета, у к-рого Аполлон, наказанный Зевсом, пас стада, умножая их (Ibid. 763-767). Также на склоне Иды, служа Лаомедонту, Аполлон пас стада коров (Ibid. XXI 444-450). В «Илиаде» Аполлон, будучи на стороне троянцев, особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос - Ibid. I 37-38) и в самой Трое (Ibid. V 446). Перед Аполлоном смиряется даже неустрашимый Диомед (Ibid. V). Он же отбрасывает Патрокла, защищая в бою одну из башен Трои, «замышляет ему гибель и угрожает дерзкому» (Ibid. XVI 698-711). Рудиментом архаики является имя Аполлона. Он назван по имени матери Лето как Летоид. У Гомера Аполлон отнюдь не кифаред и водитель муз, а грозный и коварный бог.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Аполлон и музы Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины , – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению. Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает все. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона. Мнемосина  – богиня памяти. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2647  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

Боги страшатся сына Зевса почти так же, как и самого громовержца: взгляд Аполлона грозен, боги вскакивают со своих мест, когда он заходит. За его плечами – колчан со смертоносными стрелами и лук. Мать – русокудрая Лето – встречает сына с любовью, помогает снять колчан и ставит оружие рядом с троном Зевса. Когда Аполлон, наконец, усаживается, боги успокаиваются 524 . Можно представить себе, с каким почтением люди относились к Аполлону, если даже боги трепетали в его присутствии. Но есть и другая, менее воинственная сторона Аполлона: он любит музыку и вообще всё прекрасное, наслаждается игрой на форминге 525 и играет богам, услаждая их слух. Он восхищается красотой, и в его присутствии Музы поют ещё более прекрасными голосами. Другое частое наименование Аполлона – Феб ( Φοβος – «лучезарный»). Особенностью культа Аполлона было его повсеместное распространение, а также то, что он имел два святилища общегреческого значения: Делос и Дельфы. Со всей Эллады в эти храмы направлялись посольства, что имело важное значение для общения греков друг с другом с целью поддержания контактов и сохранения чувства культурной и духовной общности. Аполлон почитался как покровитель поэзии и музыки: говорили, что песнь (особенно пеан – хоровая лиричная песнь) могла усмирить его гнев. Одновременно Аполлон считался богом-целителем. Он не только посылал губительные стрелы людям, но и избавлял их от болезней. Позднее для врачевания некоторых болезней простых людей появился бог Асклепий – сын Аполлона. Но только Аполлон именуется истинным врачевателем ( ατρς ). Аполлон – бог, очищающий людей от самых серьёзных грехов, даже убийств. Он покровительствует оракулам. Но даже в святилищах, где открывались людям ответы на их вопросы, где, казалось бы, приоткрывалась завеса таинственной воли богов, Аполлон всё равно оставался далёким и недоступным. Как отмечает В. Буркерт, «именно с Аполлоном связано непрямое, скрытое откровение, почему его называют Локсием (греч. Λοξς – букв. „запутанный в своих вещаниях“. – Примеч. прот. О.К.), „извилистым“; трудные для понимания слова одержимого богом медиума облекаются в стихи, часто сознательно двусмысленные и неопределённые» 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Возможно, такое восприятие греками богини Афины объяснимо загадочным мифом о её рождении. Согласно Гесиоду, Афина была рождена из головы Зевса, проглотившего свою супругу Метиду («Премудрость»), и именно поэтому Афина воспринималась эллинами как богиня мудрости. Необычное появление на свет говорит об особой связи между Афиной и Зевсом, самостоятельно «родившим» свою дочь. Одновременно с этим физическое отсутствие матери может символически означать отказ богини от материнства. Неслучайно главное святилище Афины носит название «Парфенон» ( Παρθενν от παρθνος – «дева»). Аполлон (греч. πλλων ; почитался в Риме как «Аполлон» (лат. Apollo) и «Феб» (лат. Phoebus) – сын Зевса. Несмотря на то, что некоторые исследователи называют этого бога чуть ли не самым греческим по духу 520 , учёные до сих пор не могут установить точное происхождение его имени. О происхождении имени Аполлон По одной из версий, впервые имя Аполлон в виде Appaliunas встречается в договоре между хеттским царём Муваталли II и правителем Вилусы (Илиона, Трои) Алаксанду. Тот факт, что в Троянской войне Аполлон занимал сторону троянцев, долгое время заставлял учёных думать об исконном негреческом, малоазийском происхождении божества. Другая версия, которой придерживается, в частности, римский историк Плутарх, а вслед за ним и Вальтер Буркерт, возводит имя Аполлона к лакедемонскому 521 глаголу πελλζω – «собираться, заседать» и однокоренному с ним существительному πλλα «собрание». Версия основывается на том, что в календаре, принятом в Дельфах, первый месяц года носил название πελλαος и был посвящён Аполлону. Существуют и иные версии происхождения этого теонима. Как пишет Вальтер Отто, «греческий дух, запечатлённый в олимпийской религии, нашёл своё самое яркое выражение в Аполлоне» 522 . В этом боге воплотилось греческое представление о прекрасном, греческий эстетический идеал. «То, что идеалом становится юноша, характеризует всю греческую культуру; очищенным и возвышенным является этот идеал в божественном: бог этой культуры – Аполлон» 523 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

220 И тогда к Аполлону воззвал громовержец Кронион: “Ныне, возлюбленный Феб, к меднобронному Гектору шествуй, Се, обымающий землю, земли колебатель могучий В море отходит священное: грозного нашего гнева Он избегает; услышали б грозную брань и другие, 225 Самые боги подземные, сущие около Крона ! Благо и мне и ему, что, и гневаясь, он уступает Силам моим: не без пота б жестокого дело свершилось! Но прими, Аполлон, бахромистый эгид мой в десницу И, потрясающий им, устраши ты героев ахейских. 230 Сам между тем попекись, дальновержец, об Гекторе славном; Храбрость его возвышай непрестанно, доколе данаи, В бегстве пред ним, не придут к кораблям и зыбям Геллеспонта. С оного времени сам я устрою и дело и слово, Да немедля почиют от бранных трудов и данаи”. 235 Так произнес он, и не был отцу Аполлон непокорен: С Иды, шумной потоками, он устремился, как ястреб, Быстрый ловец голубей, между хищных пернатых быстрейший. В поле нашел стреловержец Приамова храброго сына; Гектор сидел, не лежал, и уже, обновившийся в силах, 240 Окрест стоящих друзей узнавал; прекратилась одышка, Пот перестал: восстанавливал Гектора промысл Кронида. Близко представши, к нему провещал Аполлон дальновержец: “Гектор, Приамова отрасль! почто, от дружин удаленный, Духом унылый сидишь? Или горесть тебя удручила?” 245 Дышащий томно, ему говорил шлемоблещущий Гектор: “Кто ты, благий небожитель, ко мне обращающий слово? Или еще не слыхал, что меня пред судами ахеян, Их истреблявшего рать, поразил Теламонид могучий Камнем в грудь и мою укротил кипящую храбрость? 250 Я уже думал, что мертвых и мрачное царство Аида Ныне увижу; уже испускал я дыхание жизни”. Сыну Приамову паки вещал Аполлон дальновержец: “Гектор, дерзай! поборник могучий Зевсом Кронидом С Иды высокой тебе на покров и защиту ниспослан, 255 Я, Аполлон златомечный, бессмертный, который и прежде Сильной рукой защищал и тебя, и высокую Трою. Шествуй к полкам, – и своим многочисленным конникам храбрым Всем повели к кораблям устремить их коней быстроногих.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Уже к вечеру вся деревня знала, что новые продавцы – евреи. Да и как не знать! Аполлон Борисович Зельдович был в районе фигурой известной – работал в потребкооперации. Получилась у него там какая-то неувязочка с финансами, думали-гадали, что с ним делать, а тут и случай подвернулся – магазин в Нехотяевке! Вот и отправили их туда с женой на время, пока скандал не утихнет. Аполлон Борисович с женой Сарой собрали чемоданчик, заперли городскую квартиру и тронулись в путь, благо, пути-то – всего одиннадцать километров. На следующий же день они приступили к своим обязанностям. Стояли за прилавком – лысеющий Аполлон и высокая грудастая Сара – отпускали посетителей. Деревенским жителям они сразу же приглянулись: не хамили, обращались со всеми одинаково вежливо, Аполлон часто шутил, в общем совсем не сравнить с бывшими продавщицами – местными хабалками. – Ловко они работают. – Да, культурно! Глядеть приятно! – А ведь евреи? – Вот дурак! А евреи что, не такие же люди? Оттого и культурно, что евреи! Через некоторое время местные мужики узнали, что у Аполлона можно бутылочку и на дому прикупить, хоть ночью, – никому не отказывал. За это Аполлона Борисовича и Сару зауважали еще больше, и весь год, который они проработали за прилавком, их называли только по имени-отчеству, нахваливая их культуру в обращении и другие человеческие достоинства. Но время прошло, девицы-продавщицы вернулись на прежнее рабочее место, а Аполлон Борисович с Сарой опять упаковали свой чемодан, распрощались тепло со всеми и укатили к себе в город, будто их и не было. Жизнь пошла по накатанной колее – так же размеренно и однообразно. Вскоре после этого в доме Вяткиных случилось важное событие. Вечером, когда погасили свет и легли спать, Анна положила руку на плечо мужу. – Ты чего, Ань? – Мишенька, Миша, – тихо сказала она ему на ухо, – у нас будет ребенок. Я беременна. Миша полежал некоторое время, словно до него доходило с трудом, а потом как закричит: “Точно? Ты не ошибаешься?” – Не ошибаюсь! Я ведь сегодня в город ездила, к врачу.

http://azbyka.ru/fiction/durnaja-derevnj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010