Мученик отвечал: — Господь наш спас от смерти вечно души рабов Своих; Он не оставит всех, уповающих на Него; если же ты желаешь получить что-либо из моих богатств, то я охотно из дам тебе, ибо вижу, что ты нищ. Аврелиан сказал на это: — Как осмеливаешься ты называть меня, императора, нищим, когда я имею бесчисленные сокровища? Святой отвечал: — Ты имеешь богатства земные, скоропреходящие; но ты нищ, ибо ты не имеешь самого себя, так как ты не стяжал в сердце своем святой веры в Господа нашего Иисуса Христа; посему ты будешь осужден Судиею праведным, — Богом, на мучения вместе с отцом твоим, — диаволом. Аврелиан сказал: — Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. Мученик сказал: — Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: — Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих. Святой сказал: — В твоей власти — находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Царь Аврелиан сказал на это: — А разве наши боги не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы о всём, о чем их спрашивают; это они доселе попускают жить тебе, — своему врагу и хулителю. Святой сказал: — Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: — К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон и могущественный Зевс и мать богов Диана ибо они без обмана предсказывают людям будущее Святой же Патрокл сказал: — Что касается до Аполлона, коего ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом царя фессалийского Адмета относительно Зевса, коему ты покланяешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, блудодеем, прелюбодеем, грабителем и сеятелем всякого зла; известно, что он посевал вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства и грабежи, да и умер позорнейшею смертью, так что земля не приняла трупа его. Диану же, именуемую матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Об истине, о Боге можно говорить только от полноты сердца. И для Сократа истина – это некоторый идеал. Поэтому ничему учить за деньги нельзя, считал он. Такой вот парадоксальный человек. Я знаю, что ничего не знаю Как же родилась знаменитая формула: «Я знаю, что ничего не знаю»? Как же познать истину? Сократ говорит о том – и, кстати, это есть в его защитительной речи на суде, о которой мы знаем благодаря его ученику Платону и его работе «Апология Сократа», – что он знает, что ничего не знает. Как же появилась эта знаменитая формула: я знаю, что ничего не знаю? Некий его друг спросил у пророчицы, прорицательницы, которая сидела возле храма Аполлона в Дельфах, кто самый мудрый из людей. Прорицательница – а через нее, верили греки, говорил сам бог Аполлон – ответила: «Сократ». Сократ узнал об этом от друга и удивился. Я, говорит, себя никогда не считал самым умным. Я стал ходить к разным людям, которых считал умнее себя. Мне кажется, я не умный, но бог не может ошибаться. Я пошел к государственным мужами – ведь они управляют страной, – а они оказались такими напыщенными, гордыми своей властью, что с ними было невозможно беседовать. Они ничего не понимают! И даже не понимают, что ничего не понимают. Тогда я пошел к ремесленникам – это люди, которые умеют делать конкретные вещи, в отличие от меня. Они, конечно, блестящие мастера, но вдруг возомнили о себе, что, разбираясь в своем плотницком, кожевенном или другом мастерстве, разбираются во всем! То есть они тоже ничего не знают. И тогда я понял, что все люди только лишь думают, что знают что-то. Они даже не знают, что они ничего не знают. А я знаю, что ничего не знаю. И на это маленькое знание я и умнее всех остальных людей. А знает всё только Бог, только Бог может быть мудрецом. Человек может быть только философом, то есть любителем мудрости, который знает, что до Бога ему как до бесконечности. Поэтому он должен знать, что он ничего не знает. Владимир Соловьев сопоставил формулы Сократа с евангельскими заповедями блаженств

http://pravoslavie.ru/87159.html

«Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16: 17–18), – такими словами предупреждает апостол Павел римских христиан I века. Но как часто забываем мы это и поддаемся соблазну, в том числе и соблазну льстивого ложного учения и лжи. Ересь чаще всего является плодом горделивого сердца и высокомерного ума «Не собирают с репейника смокв» (ср.: Мф. 7: 16), и не может из нечистого сердца вырасти ничего доброго и хорошего. И если посмотрим на сложный противоречивый период жизни Церкви, который называется эпохой Вселенских Соборов, то мы убедимся, что ересь чаще всего является плодом горделивого сердца и высокомерного ума. Строгий аскет и известный духовник, у которого было только дочерей духовных более 200, пресвитер александрийский Арий поставил своей задачей соединить христианство и язычество. Безумствуя, что вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Христос Спаситель – сотворен Богом Отцом, он вряд ли пытался соблазнить еще неокрепшие умы христиан, совсем недавно еще бывших язычниками, наоборот, его желание было по сути благим – облегчить именно язычникам понимание веры Христовой. Как Геб и Нут рождают доброго Осириса, как от Зевса и Лето появляется Аполлон, так и, по Арию, Бог Отец творит Бога Сына. Страшное искажение учения о Пресвятой Троице и о предвечном существовании каждого из Ее Трех Лиц должно было, по мнению пресвитера-ересиарха, стать самым эффективным миссионерским приемом, но стало своевольным попранием Превечной Истины и богохульством. Многие, очень многие жители Александрии и Египта обольстились проповедью Ария, этого прекрасного даровитого поэта, изложившего свою ересь в виде поэмы «Талия» и песен-рапсодий. Простой народ был в восторге: приятного напева и мелодичные, песни эти были написаны специально для моряков, для мельников, для путешественников и стали очень популярны и любимы. Но помним, что выражение «Vox populi vox Dei» («Глас народа – глас Божий») ошибочно, «ибо непостоянство толпы всегда граничит с безумием».

http://pravoslavie.ru/105465.html

Правитель велел схватить мученика, связанного вести за собою и при этом крепко бить палками, а сам отправился в Кесарию. Жители Кесарии, узнав, что к ним идет новый правитель и ведет с собою святого мученика Фирса, все вышли из города, как будто для встречи правителя, на самом же деле — чтобы посмотреть на страдальца Христова, которого все хотели видеть. Как только все вступили в город, мученик тотчас же был брошен в темницу. Правитель долго раздумывал, какому бы роду казни подвергнуть мученика и, наконец, решил отдать его на съедения зверям, находя эту смерть наиболее мучительною. Он велел собрать самых свирепых зверей всякого рода и морить их голодом, чтобы они стремительнее бросились растерзать осужденного. Когда в течения 30 дней звери были подготовлены, мучитель собрал весь народ ко храму Зевса и принес ему торжественное жертвоприношение. Затем велел вывести из темницы Фирса, осужденного на съедение зверям. Между тем святого, по тайному приказанию правителя, посещали в заключении многие друзья и знакомые и умоляли его смиловаться над самим собою и избежать страшной смерти, исполнив то, чего от него требовали. — Таким образом, — говорили они, — ты избавишься от погибели, удостоишься почестей и сделаешься угоден царю. Но святой был, по слову Давида, «как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» (Пс. 37:14). Когда же его привели к правителю, который в то время приносил жертвы, тот сказал ему: — Мы были слишком милостивы, дав тебе столько времени на размышление. Итак, если желаешь себе пользы, то теперь, когда видишь всё свое отечество приносящим жертвы великому богу Зевсу, — приступи и ты и принеси жертву, чтобы тебе избавиться от погибели. Если же нет, то когти и зубы зверей растерзают тебя, и никто не поможет тебе и не избавит тебя от беды. Мученик сделал вид, что он согласен, и сказал: — Я давно уже решил принести жертву вместе с своими согражданами. Но как бы не прогневался Аполлон, если я, миновав его, принесу жертву одному только Зевсу. Услышав это, правитель обрадовался и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Пресвитер. Ну не зря же нам повелевается воздерживаться от идоложертвенного ( Деян. 15, 29 ). Прихожанка. И в чем же ее скверна? Пресвитер. Дело в том, что язычники, принося жертвы, приносят ее бесам, а не Богу. А те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника ( 1Кор. 10, 20,18 )? Святой апостол Павел не спрашивает, а утверждает, задавая вопрос риторически, и добавляет: «Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор. 10, 20–21 ). Прихожанка. А как узнать, являешься ли ты участником трапезы бесовской или нет? Пресвитер. Во времена апостола узнать это было нетрудно, особенно когда пища принималась прямо в языческом капище. Прихожанка. А разве христианин мог попасть на такую трапезу? Пресвитер. О возможности христианина сидеть за столом в капище говорит нам Апостольское слово ( 1Кор. 8, 10 ). Языческий храм обычно имел внутренний двор с постройками. Это были своего рода храмовые столовые, где можно было отмечать праздники, проводить деловые встречи или просто ужинать. Прихожанка. Откуда это известно? Пресвитер. До наших дней сохранились приглашения Римского Египта вроде таких: « Аполлон приглашает тебя обедать за столом бога Сераписа, по случаю достижения совершеннолетия его брата». Или другой вариант: «Городские чиновники приглашают тебя обедать в храме Деметры в девятый день, в седьмом часу». Из таких приглашений видно, что трапезы могли устраиваться не только в честь богов, но и в честь хозяев или гостей, в дни рождения или свадеб. Прихожанка. Но как все-таки узнать, что трапеза, на которую тебя пригласили, не идолопоклонническая? Пресвитер. В древнем языческом мире люди не разделяли свою религиозную, экономическую или общественную жизнь. Скорее всего, даже простые приемы пищи в храмах не могли не иметь в себе религиозные элементы. Прихожанка. Это, как и мы, не можем сесть за стол, не помолившись! Так? Пресвитер. Что-то вроде этого. Прихожанка. Но ведь можно и не участвовать в их религиозных обрядах! Недавно я ездила в Германию к своей школьной подруге, протестантке. Встретила она меня очень гостеприимно, возила на экскурсии, но каждый раз нам было неловко, когда дело доходило до трапезы. Ни она, ни я не могли без молитвы сесть за стол, но и помолиться вместе тоже не могли. Каждый читал свои молитвы и по-своему благословлял стол. Я до сих пор не знаю, правильно ли я поступала, молясь с ней, хотя и по-своему?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Приказав затем привести к себе Артемия из темницы, он сказал ему: — Ты, конечно, слышал, что случилось в Дафне, — как нечестивые христиане зажгли храм великого бога Аполлона и уничтожили прекрасное его изображение. Но пусть не радуются сему беззаконные, пусть не смеются над нами, ибо я отплачу за сие в семьдесят раз в семеро, как у вас говорится [ 23 ]. Святой же Артемий отвечал: — Слышал я, что, по попущению разгневанного Бога, сошедший огонь с неба истребил твоего бога и сжег его храм. Но если твой Аполлон был богом, то как он не избавил себя от огня? Царь же сказал: — И ты, несчастный, смеешься и радуешься сожжению Аполлона? — Я смеюсь над вашим безумием, — отвечал Артемий, — что вы служите такому богу, который не мог сам себя спасти от огня. Как же он может вас избавить от огня вечного? Утешаюсь же я падением его и радуюсь всему тому, что чудодейственно совершает мой Христос. А если ты похваляешься отплатить в семьдесят раз в семеро неповинным и никакого тебе зла не сделавшим христианам, то ты получишь за сие тогда, когда будешь ввержен в неугасимый огонь и вечные мучения, которые наступят для тебя скоро. Ибо погибель твоя — уже близка и скоро память твоя погибнет с шумом [ 24 ]. Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святой остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида: —  «Возвел меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» (Пс. 60:3–4) [ 25 ]. «Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс. 39:3) [ 26 ]. Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Приказав затем привести к себе Артемия из темницы, он сказал ему: – Ты, конечно, слышал, что случилось в Дафне, – как нечестивые христиане зажгли храм великого бога Аполлона и уничтожили прекрасное его изображение. Но пусть не радуются сему беззаконные, пусть не смеются над нами, ибо я отплачу за сие в семьдесят раз в семеро, как у вас говорится 6828 . Святой же Артемий отвечал: – Слышал я, что, по попущению разгневанного Бога, сошедший огонь с неба истребил твоего бога и сжег его храм. Но если твой Аполлон был богом, то как он не избавил себя от огня? Царь же сказал: – И ты, несчастный, смеешься и радуешься сожжению Аполлона? – Я смеюсь над вашим безумием, – отвечал Артемий, – что вы служите такому богу, который не мог сам себя спасти от огня. Как же он может вас избавить от огня вечного? Утешаюсь же я падением его и радуюсь всему тому, что чудодейственно совершает мой Христос. А если ты похваляешься отплатить в семьдесят раз в семеро неповинным и никакого тебе зла не сделавшим христианам, то ты получишь за сие тогда, когда будешь ввержен в неугасимый огонь и вечные мучения, которые наступят для тебя скоро. Ибо погибель твоя – уже близка и скоро память твоя погибнет с шумом 6829 . Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святой остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида: – «Возвел меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» ( Пс.60:3–4 ) 6830 . «Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:3 ) 6831 . Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой Аполлон выбрал трех мужей, сильных словом и делом, знающих греческий, латинский и египетский языки. Авва наказал им не оставлять нас, пока мы не решим, что достаточно повидали отцов, хотя, если кто-нибудь захочет увидеть всех их, и целой жизни не хватило бы для этого. Благословив нас, он отослал нас со словами: «Да благословит вас Господь с Сиона, и вы увидите благоденствие Иерусалима во все дни жизни вашей» ( Пс.127:5 ). IX. Об Амуне 77 Идя по пустыне в полдень, мы неожиданно увидели на земле извилистый след от огромного змея – словно по песку протащили бревно. И, увидев его, были объяты страхом, однако братья, которые показывали нам путь, стали убеждать нас не бояться, но набраться смелости и пойти по следу чудовища. «Вы увидите нашу веру, ибо мы хотим умертвить его. Уже много драконов 78 , аспидов 79 и рогатых гадюк мы убили руками, и исполнилось на них Писание: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию ( Лк.10:19 )». Но мы, обуреваемые неверием и еще больше испугавшись, просили их не преследовать змея, а идти прямым путем. Но один из братьев, оставив нас [в том месте], от великого рвения устремился за чудовищем по следу в пустыню. Найдя неподалеку нору, он крикнул, что змей в пещере, и позвал нас к себе, чтобы мы увидели то, что произойдет, да и другие братья убеждали нас не бояться. Когда мы с великим страхом пошли, чтобы увидеть чудовище, неожиданно встретился нам другой брат, который за руку повел нас к своему жилищу, утверждая, что мы не сможем вынести натиска зверя, поскольку никогда не видели ничего подобного. Он сказал, что сам много раз видел огромную змею, длиной более 15 локтей 80 . Попросив нас подождать там, он вернулся к тому брату, убеждая его отойти от норы. Но тот не хотел уходить, пока не сразит змея. Однако брат убедил его и привел к нам, порицающего наше маловерие. Мы отдохнули у этого брата, жилище которого находилось примерно в миле от того места, и многое от него получили: ибо он нам рассказал, что как раз в том месте, где он поселился, жил святой человек по имени Амун, учеником которого он был и который совершал там множество чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смотри, и крещается и принимает апостолов с такою покорностью, с большею, нежели покорность Авраамова. Не указала на какое-нибудь другое свое достоинство, но на то, за которое была спасена. Не сказала: " если вы признали меня " великою или благочестивою женщиною, но что? " Верною Господу " . Если верна Господу, то тем более вам, если только вы не сомневаетесь. И не сказала: пребудите у меня, но: " в дом мой " , чтобы показать, что сделала это с великим усердием. Поистине верная жена! А скажи мне, какой это был бес? Писатель говорит: бог Пифон, от места так называемый (υ собственное имя города, иначе называемого Дельфами и посвященного Аполлону). Видишь ли, что и Аполлон есть бес? Желая подвергнуть (апостолов) искушениям и более раздражить (народ), он побуждал (отроковицу) произносить (сказанные слова). 2. О, лукавый и прелукавый! Если ты знал, что они " возвещают нам путь спасения " , то почему ты не вышел добровольно? Но он хотел того же, чего домогался Симон, когда говорил: " дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго " (Деян.8:19). Так и этот делает. Видя, что они пользуются славою, он и теперь притворяется, надеясь, что таким образом останется в теле (отроковицы), когда будет возвещать тоже. Но если от человека " неприятна похвала в устах грешника " (Сир.15:9), то тем более от беса. Если Христос не принимает свидетельства от людей и даже от Иоанна, то тем более от беса. Ведь проповедь не от людей, но от Духа Святого. Итак, (обвинители) неистово кричали, и, думая подействовать криком, говорили: " сии люди возмущают наш город " . Что ты говоришь? Ты веришь бесу: почему же не веришь ему теперь? Он говорит, что они " рабы Бога Всевышнего " , а ты говоришь: " возмущают наш город " ; он говорит: " возвещают нам путь спасения " , а ты говоришь: " проповедуют обычаи, которых нам не следует ни принимать " . Смотри, они не внемлют и бесу, а имеют в виду одно любостяжание. " И повлекли " их, говорит (писатель), " на площадь к начальникам: народ также восстал на них " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1690...

Только что святой окончил молитву свою, тотчас затряслась земля, идол упал на землю и разбился на куски. Правитель и народ, бывший в храме, от страха выбежали вон, и один только святой Василиск остался в храме и пел: — «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассевается дым, Ты рассей их… как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Пс.67:2–3). Спустя некоторое время правитель приказал вывести святого из храма и, скрежеща зубами в злобе против него, сказал: — О враг богов наших! Зачем ты обещал одно, а сделал другое. Обещал принести жертву богу, а своим волшебством устроил так, что бог наш, Аполлон, упал и рассыпался. Святой же ответил: — Кто сокрушил вашего бога, Тот сожжет и храм его. Едва только святой окончил эти слова, как упал с неба огонь на храм Аполлона и спалил его до основания. В страхе правитель и весь народ убежали оттуда. Потом, призвав святого Василиска, правитель обратился к нему с такими словами: — О, как велики твои волшебства! Бога сокрушил ты и храм его сжег! Но святой возразил ему: — Если бог твой поистине есть бог, как ты его называешь, то пусть он отмстит мне за себя. — Боги наши добры, — возразил правитель, — и не причиняют никакого зла своим врагам. — О неразумный человек! — воскликнул святой. — Как бесы могут делать добро, будучи злы по природе своей: они и вас, своих почитателей, вовлекут с собою в ад. — Окаянный волшебник, — убеждал святого правитель, — принеси жертву богам; в противном случае я предам тебя лютой смерти. На это святой ответил правителю: — Зверь, живущий в лесу, пес, лижущий кровь, Агриппа блудный, образ диавола, мучитель беззаконный! Зачем ты еще меня удерживаешь? Я тороплюсь окончить жизнь свою! Правитель сильно разгневался на святого и приказал усекнуть его мечом. Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту, называемому Диоскория; при этом множество народа провожало святого. Отдано было повеление правителем, чтобы, по усекновении, бросить тело святого в реку.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010