Аврелиан сказал: – Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. Мученик сказал: – Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: – Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих. Святой сказал: – В твоей власти – находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Царь Аврелиан сказал на это: – А разве наши боги не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы о всём, о чем их спрашивают; это они доселе попускают жить тебе, – своему врагу и хулителю. Святой сказал: – Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: – К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон 5116 , и могущественный Зевс 5117 , и мать богов Диана 5118 , ибо они без обмана предсказывают людям будущее 5119 . Святой же Патрокл сказал: – Что касается до Аполлона, коего ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом царя фессалийского Адмета 5120 ; относительно Зевса, коему ты поклоняешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, блудодеем, прелюбодеем, грабителем и сеятелем всякого зла; известно, что он посевал вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства и грабежи, да и умер позорнейшею смертью, так что земля не приняла трупа его. Диану же, именуемую матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное 5121 . О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому! Царь сказал: – Мое терпение велико, ибо я до сих пор слушаю твои хулы. Но теперь я говорю тебе в последний раз: если ты не поклонишься и не принесешь жертв Аполлону, Зевсу и Диане, то я сейчас же предам тебя смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Аполлон, врачуя зло злом, приказал принести в жертву за него дважды семь отроков. Что может быть жесточе такого насилия? И, однако, это было, и человек, приступивший к исполнению безумного повеления беса, заколол бы детей, – у язычников это заблуждение было сильно, – но так как другие восстали и отомстили за себя, то дело не исполнилось. Если бы это было дело справедливое, то не следовало бы мешать его исполнению; а если – несправе­дливое, как это и было в действительности, то не нужно было и сначала давать такого повеления. Они поклонялись кулачным бойцам и борцам. У них были постоянные междоусобные войны в городах, в деревнях, в семействах. Они блудодействовали с мальчиками; один философ даже узаконил не позволять рабу блудодействовать с мальчиками и натираться мазью, как будто бы это было делом благородным и заслуживающим особенного уважения. Поэтому в домах они от­крыто совершали такие дела; и если бы рассказать все, что делалось у них, то всякий ясно увидел бы, что они оскорбляли самую природу, – и никто у них не запрещал этого. Все их драмы полны тем же прелюбодейством, невоздержанием, распутством. Ночные собрания их были развратны, и женщины приглашались для зрелища. О, бесстыдство! На зрелищах про­водили всю ночь, и девицы сидели между страстными юношами и пьяной толпой. Их торжества были тьмой и все совершаемое ими – мерзостью. Поэтому и говорит (апостол): " Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий " . Один из них, говорят, имел пре­ступную связь с мачехой, а она – с пасынком, и удавилась. О страсти же к мальчикам, которая обыкновенно называлась любовной забавой, и говорить не нужно. Но это что! Хочешь ли видеть браки сыновей с матерями? У них и это бывало и, что особенно ужасно, делалось бессознательно, и боги их не запре­щали этого, а напротив снисходительно смотрели на искажение природы, совершаемое при том людьми знатными. А когда те, которым нужно было держаться добродетели, если не для чего иного, то, по крайней мере, для приобретения славы от народа, были так склонны к нечестию, тогда что должно было совер­шаться в народе, между людьми, живущими в неизвестности? Что может быть гнуснее такого сладострастия? Одна влюбилась в постороннего мужчину, и в угоду прелюбодею убила пришедшего к ней мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

— Благодарю вас, бог Аполлон, бог Марс и богиня Минерва за то, что вы исцелили меня! Тогда святой стал жестоко укорять императора, обличая его, всецело отдавшегося бесовскому обольщению, в безумии и ожесточении. Император же, разъярившись как бесноватый, приказал вырезать у святого язык и выколоть глаза. Но Христов мученик продолжал говорить и после того, как вырезан был у него язык, и прославлял Бога: — Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс.33:2), благословлю вложившего новую песнь в уста мои и «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (Пс.12:6), в веселии и радости. В то же время он говорил императору: — Чего достиг ты, нечестивый, вырезавши язык мой? Ты надеялся с языком отнять слова из уст моих, но вот ты видишь и слышишь, что я говорю по благодати Христа Бога моего, Который победит тебя, как в древности фараона (Исх.14:1–32). Тогда император, видя, что он побежден и посрамлен, был в недоумении, что бы еще сделать с мучеником. Желая избавить себя от укоров со стороны народа, он, наконец, приказал обезглавить мученика мечем. Таким-то образом святой мученик Христов Потит положил душу свою за Христа в отроческих летах и ныне царствует с Ним в бессмертной жизни на небесах. Молитвами святого мученика Потита да сподобимся и мы сей блаженной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и бесконечные веки. Аминь. Память 2 июля Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви В царствование благочестивого византийского императора Льва Великого и супруги его Верины в Константинополе проживали два благочестивых мужа — саном сенаторы, родные братья Галвин и Кандид. Посоветовавшись между собою, они попросили императора отпустить их в Иерусалим на поклонение святым местам и, получив отпуск, отправились в путь. Достигнув Палестины, они отправились в Галилею, желая побывать в Назарете увидать святой дом Пречистой Девы Богородицы, в котором Она, — по благовещению архангельскому и наитию Святого Духа, — неизреченно зачала Бога-Слова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В эпоху Второго храма, когда представления о шеоле, как уже было отмечено, стали меняться, место, где грешники пребывают после смерти, получило название «геенна» (евр.      ,    ). Это название носила расположенная к югу от Иерусалима долина Хинном (в синодальном пер. Енном), в к-рой евреи, зараженные идолопоклонством, совершали языческие обряды и даже приносили в жертву своих детей (Иер 7. 31). Впосл. это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви. Это и побудило евреев назвать А. «геенной» и составить о нем соответствующие представления, к-рыми пользовался и Христос, изображавший «геенну огненную» как место, где «червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк 9. 47-48). Кроме наименования «геенна» новозаветные тексты используют для обозначения А. такие слова и определения, как «бездна» (Лк 8. 31), «печь огненная», где «будет плач и скрежет зубов» (Мф 13. 50), «озеро огненное, горящее серою» (Откр 19. 20) и др. В НЗ только однажды (2 Петр 2. 4) встречается производный от τρταρος глагол ταρταρω (низвергать в А.). В Книгах Иова , Притчей Соломоновых и Откровении св. Иоанна Богослова при упоминании об А. (преисподней) или о смерти иногда встречается слово « аваддон » (евр.   - погибель). «Преисподняя обнажена пред Ним (перед Богом.- М. И.),- читаем в Книге Иова,- и нет покрывала Аваддону» (26. 6). О том, что «преисподняя и Аваддон открыты пред Господом», повествует и Книга Притчей (15. 11). В Откровении (9. 11) при описании саранчи, поражающей человеческий род, сказано, что «царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (возможен намек на имя Аполлон). Сопоставляя эти и др. места, в к-рых встречается слово «аваддон», толкователи сходятся во мнении, что «аваддон» олицетворяет поглощающую бездну, смерть и пропасть преисподней. Иисус Христос, будучи подобным человеку во всем, кроме греха, разделил с ним его судьбу не только в жизни, но и в смерти.

http://pravenc.ru/text/63424.html

Женщина с невольным испугом обернулась назад и боязливо посмотрела на человека, обратившегося к ней так грубо. С первого же взгляда она признала в нем фарисея. - Я не понимаю тебя, — произнесла она, оправившись от первоначального смущения. — Он спас от смерти моего мальчика, и как же мне не приветствовать Его вместе с другими? Но фарисей не обратил на ее слова никакого внимания и стал проталкиваться сквозь толпу ближе к дороге. - Ты слышишь, что народ кричит? — гневно обратился он к проезжавшему мимо него Учителю. — Скажи же им, чтобы они замолчали! Иисус обратил на него Свой взгляд, полный божественного величия, и спокойно ответил: «Истинно говорю тебе: если они умолкнут, то камни возопиют!» «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты, хотя в сей день твой, узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду; и разорят тебя; и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня за то, что ты не узнал времени посещения твоего!» ( Лк. 19:41-44 ). И, когда вступил Он в Иерусалим, весь город пришел в волнение, все говорили: «Кто это?» Народ же отвечал: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского» ( Мф. 21:10-11 ). Группа молодых людей в иноземных одеяниях стояла недалеко от дороги и с изумлением смотрела на проходивший тесными толпами народ. Когда людской шум, наконец, стал затихать и вся процессия исчезла уже за воротами города, один из иностранцев обернулся к своим товарищам и с тем же изумлением спросил: «Что же это значит, товарищи? Вы знаете ли, в чем дело?» - Во всем — что-то необыкновенное, чудесное! И, прежде всего, сам Назарянин! — отозвался другой. — В выражении Его лица было что-то неземное. Кто бы это мог быть? - Я слышал, Аполлон, будто это Царь из дома Давидова, Которого иудеи давно уже ожидали и на Которого есть указания в их священных книгах. Простой народ твердо убежден, что Он восстановит трон Свой в Иерусалиме. Если это так, то и нам хорошо было бы быть к Нему теперь поближе.

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

И Владыка, и его сестра очень интересовались космическими достижениями. Дневники монахини Евфросинии пестрят записями о запусках космических кораблей. Космонавтов она знала по именам, молилась об их благополучном возвращении на Землю. «Эли продолжала энергично интересоваться физикой, астрономией, науками о Земле. В самых восторженных тонах она рассказывает о космонавтах, о том, какая была с ними пресс-конференция… Президент Академии наук акад. Келдыш заключил свое слово тем, что сказал: «Через 30–40 лет наша теперешняя совершенная наука будет казаться дикарским челноком, на котором катались первобытные люди!» В то же время она неукоснительно выполняла монашеское правило и пятисотницу». Эли пишет: «Наслаждалась игрой на пианино. Читала сегодня в послании св. апостола Иоанна: «Дабы вы знали, что, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную… И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… Знаем и то, что получаем просимое от Него». Какое дерзновение и надежду дарят эти слова! Весь день я лежа читала книгу «Ядерная астрофизика» о ядерных частицах. Это помогает читать статьи о звездах… Вчера запустили «Союз-6» с двумя космонавтами. Сегодня – «Союз-7» с тремя космонавтами…» «После обеда я улеглась и стала читать интереснейшие статьи о Венере и ракетах: «Венера-5» и «-6», которые братик вырезал мне из газет. Наши ракеты прибыли на Венеру, вошли в ее атмосферу». Эли не забывала отметить, что «Аполлон-10» уже четвертый день летит к Луне: «Сегодня он должен облететь Луну и быть в 15 километрах от нее!» Через несколько дней делает запись в дневнике о благополучном возвращении «Аполлона». «22 декабря мы услышали по радио, что американцы полетели на Луну! Американцы на этот раз ограничились тем, что делали кольца вокруг Луны, но не сели на нее. 24 декабря их начальник – космонавт и в то же время методистский священник – читал в космосе несколько строчек из Книги Бытия». Интерес к освоению космоса в то время проявляли многие служители Церкви. Стремление прикоснуться к замыслу Творца соседствовало с гордостью за успехи своего народа. Митрополит Нестор (Анисимов) , не один год отсидевший в лагерях, пишет в письме родным: «…Поздравляю вас с Новым годом, принесшим великую СЛАВУ нашей дорогой Родине! Поздравляем с грандиозной победой русского, советского, гения – запуском спутника. Ура, ура и слава!» Его близкие рассказывают, что он следил за полетом первого спутника и гордился тем, что первой была НАША СТРАНА.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

И мы читаем далее опять про эту саранчу: «у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев» ( Откр.9:10 ). Опять, видите, это словосочетание – «пять месяцев». Бог все равно будет их контролировать, как бы они ни хотели воздействовать на наши пять чувств, всё подчинить себе, всё испортить, всё осквернить, Господь все равно будет всё контролировать. Он будет ограничивать их время. Помните, что Господь однажды сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ). Господь будет контролировать зло. В наше время, братья и сестры, мы должны сплотиться вокруг нашей Церкви, мы должны сплотиться вокруг священноначалия, надо молиться за Патриарха, за епископов наших, они апостолы Христовы наших дней. Надо молиться о том, чтобы наши приходы Московского Патриархата укреплялись, чтобы мы духовно готовились к этой последней брани, великой и страшной брани. По милости Божией сейчас возрождение духовной жизни в России еще продолжается. Не в тех темпах, как это было пять, десять лет назад, но продолжается. Возможно, что то время, которое мы переживаем, это и есть та свобода, о которой в Писании сказано: свобода на малое время. На малое время. Поэтому вы видите, какая брань готовится, какая саранча ужасная выступает против народа Божия? Хвосты, как у скорпионов, и в хвостах жала, но все-таки власть же ее – вредить людям только пять месяцев. И мы читаем 11 стих: «Царем над собою она имела ангела бездны…» ( Откр.9:11 ), а мы уже знаем, что дьявол руководит всеми глобализационными процессами. Львиные зубы-то видны уже под этой маскировкой. «Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» ( Откр.9:11 ). Святые отцы говорят, что Аполлион – это Аполлон, то есть греческий бог красоты. Сейчас же понятие красоты эксплуатируется и тоже унифицируется: детская красота, женская красота, мужская красота, проводят конкурсы красоты. Все это делается ради сладострастия. Ради каких-то греховных педофильных, гомосексуальных, блудных утех. Мир полностью разлагается. Женщины, которые созданы, чтобы спасаться через чадородие, отказываются от чадородия. Смотрите, как женщины, которые участвуют в конкурсах красоты, стремятся изуродовать свое тело. Они то сидят на какой-то дикой диете, то делают какие-то упражнения. Стягивают, перетягивают, вживляют в себя какую-то пластмассу, силикон. Сейчас же тип красоты, который навязывается нам – это узкобедрая шлюха голливудского образца. То есть женщина для блуда. Помните: Ламех взял себе двух жен – Аду и Циллу. Одна для чадородия, другая для блуда. Вот сейчас в основном женщины используются для блуда. И праздник 8 марта – это как раз декларация того, что женщина используется, прежде всего, для блуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Их грех , как исходящий от диавола и направленный против Христа и Бога, есть грех всего мира, который является участником убиения Христа. Отсюда и молитва за распинателей со креста есть молитва за весь мир, «лежащий во зле» ( 1Ин. 5:19 ) и потому повинный в смерти Христа. Каждый человек своим грехом и неверием распинает Христа ( Евр. 6:6 ), так как он исполняет злую волю диавола, направленную против Бога. Ввиду этого молитва со креста обнимает собою весь мир. Насколько является он распинателем Христа. А смысл и значение этой молитвы пояснил нам Сам Христос. Посылая ап. Павла с проповедью Евангелия к язычникам, Он указывает и конечную цель такого посольства: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» ( Деян. 26:18 ). Но чтобы верою в Иисуса люди могли получить прощение своих грехов, для этого и необходима была молитва Искупителя со креста: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят!» Без этой молитвы ни один человек не может получить прощения грехов от Бога. Спасение мира совершилось на кресте. Прощение даровано по молитве Христа, и людям остается принять и усвоить милость Христа и ждать суда за пренебрежение Его дара. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другаго по левую сторону» ( Лк. 23:33 ).   И – пройден крестный путь... Голгофа... Совершилось... И распят был Христос, страданием Своим Исполнивший завет... И в мире искупилось Все зло; вся тьма греха развеялась как дым... С тех пор прошли века... Но мы увидим снова Среди сынов вражды грядущаго Христа: Пройдет Он посреди смятения земного, – Но не под бременем сионскаго креста... Нет, трепещи земля, поправшая так много Заветов Истины великой и благой!.. Придет к тебе Христос, но в грозной славе Бога, Не всепрощающим Страдальцем, а – Судьей... (Аполлон Коринфский)   И этот суд неизбежен, если мы продложаем распинать Христа и кричать, – подобно древним иудеям:   «Распни Его! Распни! Варавве дай свободу! Вопила яростно толпа, и ей в угоду Позорно пролита была святая Кровь Того, Кто возвестил прощенье и любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

" Когда же крестилась " , говорит, " если вы признали меня, то войдите в дом мой и живите у меня " . Смотри, и крещается и принимает апостолов с такою покорностью, с большею, нежели покорность Авраамова. Не указала на какое-нибудь другое свое достоинство, но на то, за которое была спа­сена. Не сказала: " если вы признали меня " великою или благочестивою женщиною, но что? " Верною Господу " . Если верна Господу, то тем более вам, если только вы не сомневаетесь. И не сказала: пребудите у меня, но: " в дом мой " , чтобы показать, что сделала это с великим усердием. Поистине верная жена! А скажи мне, какой это был бес? Писатель говорит: бог Пифон, от места так называемый (Πυθω – собственное имя города, иначе называемого Дельфами и посвя­щенного Аполлону). Видишь ли, что и Аполлон есть бес? Же­лая подвергнуть (апостолов) искушениям и более раздражить (народ), он побуждал (отроковицу) произносить (сказанные слова). 2. О, лукавый и прелукавый! Если ты знал, что они " возвещают нам путь спасения " , то почему ты не вышел добровольно? Но он хотел того же, чего домогался Симон, когда говорил: " дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго " (Деян.8:19). Так и этот делает. Видя, что они пользуются славою, он и теперь притворяется, надеясь, что таким образом останется в теле (отроковицы), когда будет возвещать тоже. Но если от человека " неприятна похвала в устах грешника " (Сир.15:9), то тем более от беса. Если Христос не принимает свидетельства от людей и даже от Иоанна, то тем более от беса. Ведь проповедь не от людей, но от Духа Святого. Итак, (обвинители) неистово кричали, и, думая подей­ствовать криком, говорили: " сии люди возмущают наш город " . Что ты говоришь? Ты веришь бесу: почему же не веришь ему теперь? Он говорит, что они – " рабы Бога Всевышнего " , а ты гово­ришь: " возмущают наш город " ; он говорит: " возвещают нам путь спасения " , а ты говоришь: " проповедуют обычаи, которых нам не следует ни принимать " . Смотри, они не внемлют и бесу, а имеют в виду одно любостяжание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1690...

Можно утверждать, что наше представление о том, что та или иная болезнь есть наказание Божие, — одна из ярчайших форм прямого непонимания того, чему учит нас Иисус. Мы должны отказаться от такого способа видения болезни и беды. Если же мы пойдем этим путем, то никогда не справимся с тоской и унынием, которые, как правило, сопутствуют болезни и беде; этот фатализм станет нас душить и в конце концов разрушит. Помню, когда я еще был ребенком, соседка по квартире с упоением рассказывала историю об одной комсомолке, которая на Немецком кладбище, глядя на надгробие в виде молящегося ангела, сказала: «А вот я плюну ему в лицо, и мне ничего не будет». «Плюнула, — говорила с пафосом эта добрая женщина, — выбежала с кладбища и попала под трамвай». Ничего не скажешь, хорош Бог, который убивает несчастную и распропагандированную девушку за глупый поступок! Разумеется, такие совпадения случаются, но речь здесь следует вести не о действии Божием, а о человеческой глупости и злобе. Злобный человек, если не может наказать кого-то сам, надеется, что это сделает Бог. Но из Евангелия ясно, что Бог не наказывает, а милует, не карает, а спасает. Образ карающего, убивающего Бога пришел из языческих религий. Это Аполлон, который убивает людей солнечными лучами — палящими и острыми, как стрелы. Это и другие боги греческой и восточных религий, которые требуют все новых и новых кровавых жертв. Значит, о подобных проявлениях язычества как в недрах ветхозаветного иудаизма, так и в христианстве нужно и задумываться и говорить, чтобы преодолевать их в себе. И вероятно, не случайно так ярко говорится об этом в самом начале рассказа о слепорожденном. Итак, Иисус отвечает Своим ученикам: «Не согрешил ни он, ни родители его», — а затем продолжает: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать». Так выглядит это место в Синодальном переводе Нового Завета, авторы которого ориентировались на тексты средневековых рукописей Писания и сделанное на их основании издание греческого оригинала — так называемый textus receptus. Если же мы обратимся к древнейшим рукописям IV и V веков (на их основании издается на языке оригинала Новый Завет в Штуттгарте под редакцией Курта Аланда, Карло Мартини, Яниса Каравидопулоса и других), то увидим, что Иисус говорит: «Нам должно делать…» Следовательно, речь идет о том, что Он и Его ученики должны, «доколе день», действовать, делать все, что в Его и их силах, чтобы помочь тем, кому плохо. В словах «нам должно делать» Иисус призывает нас (каждого из нас!) быть активными участниками того доброделания, на котором основываются наши личные отношения с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010