Его жизнь и литературная деятельность. Т. 1. М., 1890. Давыденков 2007 – Давыденков О. , иерей. Христологическая система Се­вира Антиохийского. М., 2007. Деяния 1996 – Деяния Вселенских соборов/Под ред. М. Б. Данилушкина. Т. 1–4. СПб., 1996. Максим Исповедник , прп. Письма – Максим Исповедник , прп. Письма/Пер. Е. Начинкина. СПб., 2007. Никодим (Ротов), митр. 1970 – Никодим (Ротов), митр. К вопросу о сближении халкидонского и нехалкидонского богословия в их восприя­тии святоотеческой христологической доктрины//ЖМП. 1970. 4. С. 55–60. Спасский 1895 – Спасский А. Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с кратким очерком его жизни. СП, 1895. Bardy 1937 – Bardy G. Les debuts du nestorianisme (428–433). De l " acte d " union a la mort du Proclus (433–446)//Fliche A., Martin V. Histoire de l " Eglise. T. IV. De la mort de Theodose a l " election de Gregoire le Grand. 1937. P. 163–210. Dries 1939 – Dries J. The formula of Saint Cyril of Alexandria «μiα φuσιz τοu Θεοu Λoγου σεσαρκομeνη» Rome, 1939. Durand 1964 – Cyrille d " Alexandrie. Deux dialogues Christologique/Intro­duction, texte critique, traduction et notes par G. M. de Durand. Paris, 1964 (SC 97). Hefele 1908 – Hefele Ch.-J. Histoire de Conciles d " apres les documents originaux. Paris, 1908. T. II. P. 1. Lietzman 1904 – Lietzman H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule. Tu­bingen, 1904. Van Roey 1942 – Van Roey A. Deux fragments inedit des lettres de Succensus, eveque de Diocesaree, a Saint Cyrille d " Alexandrie//Le Museon. Revue d " etudes orientales. 65:1–4. Louvain, 1942. P. 87–92. 2 Спорные выражения свт. Кирилла обсуждаются всякий раз, когда заходит речь о его христологии и обо всей эпохе монофизитских споров. Относительно выражения «одна природа Бога Слова воплощенная» у свт. Кирилла Александрийского имеется превосходное специальное исследование, докторская диссертация Й. ван ден Дриза, защищенная в 1937 г. в папском григорианском университете (Dries 1939). Свой соб­ственный анализ автор предваряет обзором древних источников и известной к его вре­мени научной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Атрибутами А. являются свитки как образ христ. учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле прп. Аполлония в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период - крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок - символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут ап. Петра, согласно евангельскому тексту,- ключи (Мф 16. 19) - появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения А. с предметами, к-рые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)). До запрещения символических изображений 82-м прав. Трул. собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440, ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549, рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 А., окружающих Христа, в основе к-рого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима). Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии),- представлено 6 А.) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» - рельеф саркофага, 270 (Музеи Ватикана)). С IV в. эта композиция известна в росписях алтаря (конха апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400). В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в. Арль), попарно (саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме, 395), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из ц. св. Иоанна Студийского в К-поле, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла прп. Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520).

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

На русский язык переведены «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию» А.И. Сидоровым с подробными комментариями. Этот перевод опубликован сначала в журнале «Альфа и Омега», а затем отдельным изданием в серии «Библиотека отцов и учителей Церкви» 3 . Мы впервые начинаем публикацию на русском языке «Глав против монофелитов» и «Флорилегия против монофелитов». «Флорилегий» содержит цитаты из сочинений ариан и Аполлинария, которые учили о том, что Христос имел только Божественную волю, и цитаты из святых отцов, опровергающие это мнение еретиков. Прп. Анастасий этой подборкой свидетельствует о единомыслии монофелитов с указанными древними ересями по поводу отсутствия во Христе человеческой воли. Тут же Синаит приводит антиарианские и антиаполлинарианские высказывания ранних святых отцов: свт. Афанасия Великого , свт. Григория Нисского , свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Амвросия Медиоланского и др., утверждающих наличие у Христа человеческой воли наряду с Божественной. Это обычный в логике ход – сведение учения противников к абсурду, то есть к уже осужденным Церковью ересям, которые отвергают и сами монофелиты. В первой из шести «Глав против монофелитов» прп. Анастасий раскрывает учение о естественном, противоестественном и сверхъестественном состояниях человеческой воли. Во второй главе Синаит разбирает и опровергает некоторые положения еретического учения. В третьей главе подтверждает учение о двух волях Христа с помощью цитат из Ареопагитского корпуса. В четвертой и пятой главах комментирует те места из Ареопагитского корпуса, где говорится о богомужней энергии Христа. В шестой сводит учение монофелитов к манихейскому докетизму. Особенность монофелитской полемики против православных в том, что монофелиты, говоря о единстве во Христе воли и действия, признают человеческую волю и человеческое действие только злыми, только противоборствующими Богу, именно поэтому Бог Слово при Воплощении не может воспринять их. В ответ на это святой отец говорит о том, что человеческая воля и после грехопадения может находиться в трех состояниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

C. G. Conticello, V. Conticello. Turnhout, 2002. T. 2: XIIIe-XIXe s. P. 918; полный текст катены на Пс 1 и 150 см. в изд.: Dorival. 1993. T. 3. P. 528-533, 549-551). Кроме того, издано небольшое послесловие Никиты ( Karo, Lietzmann. 1902. S. 34; франц. пер. см.: Dorival. 1993. T. 3. P. 517), в к-ром он кратко рассказывает историю создания катены, а также объясняет критерии отбора тех или иных авторов. Согласно этому послесловию, катена была составлена всего за 6 месяцев, все цитируемые авторы разделяются Никитой на 2 группы: православные и неправославные (аналогичного деления придерживаются также Прокопий Газский и Иоанн Друнгарий). Блж. Феодорит Кирский причисляется Никитой к разряду православных, несмотря на то что некоторые его сочинения были осуждены V Вселенским Собором (553 г.). Ряд толкований неправосл. авторов Никита полностью отверг и не поместил в свою катену (в частности, Оригена и Дидима Слепца), др. толкования (Аполлинария Лаодикийского, Феодора Мопсуестийского) принимаются как пример «иудействующего» комментария. В отличие от Прокопия Газского Никита использовал не только комментарии и гомилии, но и схолии (Оригена, свт. Афанасия Великого). Первичный материал был сгруппирован составителем по двум принципам: либо по сходству содержания толкований, либо исходя из различения аллегорического (κατ δ ναγωγν - Пс 11. 4-6, 8-9; κατ δ δινοιαν - Пс 41. 5; κατ δ θεωραν - Пс 41. 8; πρς δ νον - Пс 75; κατ δ τροπολογαν - Пс 76. 18-20) и историко-грамматического толкований (κατ γρ (δ, μντοι) τν στοραν - Пс 75. 8; 76. 18-19; 77. 51; στορικς - Пс 77. 44; κατ δ τ πρχειρον - Пс 77. 3-4; κατ μν ον τ ητν - Пс 41. 5; πρς δ ητν - Пс 75. 9-10). Среди цитируемых авторов есть такие, к-рые очень редко используются или вообще не встречаются в других К. на Псалтирь (Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, Нил Анкирский, прп. Дорофей Газский, автор «Ареопагитик», прп. Иоанн Дамаскин, Никита Давид Пафлагон (нач. X в. и др.). Очевидно, Никита использовал только первичный материал ок.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Трактат прп. Иоанна Дамаскина «О ересях» ( Ioan. Damasc. De haer.) в части, посвященной древним Е., представляет собой в основном пересказ предшествующей ересеологической традиции. Вместе с тем существенным вкладом прп. Иоанна в эту традицию являются приводимые им сведения об иконоборчестве. Описания Е., появившихся в период Вселенских Соборов, как правило, принадлежат тем, кто принимали непосредственное участие в борьбе против этих учений. Так, свт. Афанасий I Великий написал 3 Слова «Против ариан» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.), а также в одном из посланий ( Idem. Hist. arian.) изложил важные исторические подробности об этой Е. С арианством боролся и свт. Василий Великий. Он писал против сторонника крайнего арианства и основателя Е. аномеев Евномия . Будучи представителем каппадокийской традиции, мысль которой «избавляла учение о Троице как от арианского субординационизма по сущности (т. е. неравенства, соподчинения Лиц), так и от релятивистского модализма (при котором Лица Троицы рассматриваются как различные выражения одной и той же сущности)» ( Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985. С. 157), свт. Василий написал также кн. «О Святом Духе» ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct.). Др. представитель этой традиции, свт. Григорий Богослов, в «Словах о богословии» выступил против евномиан и против тех, кто не признавали Богом Св. Духа. В его письмах пресв. Кледонию содержится критика Е., родоначальником к-рой был Аполлинарий (младший), еп. Лаодикийский. Эти же еретические учения волновали и свт. Григория Нисского, к-рому принадлежит цикл трактатов «Против Евномия» ( Greg. Nyss. Contr. Eun.), а также ряд сочинений, опровергающих др. ереси ( Idem. Adv. Apollin.; Idem. Adv. Maced. и др.). Итог противоарианской полемике подвел свт. Кирилл Александрийский в трактате «Сокровищница» ( Суг. Alex. Thesaurus). В период борьбы с несторианской Е. он создал ряд сочинений по христологическим вопросам, наиболее важными из к-рых стали «5 книг против Нестория» (Libri V contra Nestorium).

http://pravenc.ru/text/190129.html

В известном месте из Второго послания к Суккенсу, где анонимные оппоненты святителя формуле «одна природа Бога Слова воплощенная» противопоставляют формулу «две природы нераздельно» (δο φσεις διαιρτως), последнее выражение вовсе не отрицается святителем. Напротив, он выражает согласие с тем, что воспринятая Словом плоть может быть названа «природой», хотя и предпочитает библейское «плоть». Он лишь обращает внимание на наречие «нераздельно», отмечая, впрочем, что и оно вполне может выражать истинное учение. Но так как его оппоненты выставляют свою формулу для отвержения «одной природы Слова воплощенной», он справедливо подозревает их в том, что это наречие употребляется в несторианском смысле нераздельности двух природ лишь «по равенству чести, по тождеству произволения и по власти» при их фактическом разделении 23 . А в послании константинопольскому пресвитеру Евлогию он прямо говорит, что ересь Нестория заключается не в том, что он «говорит о двух природах, обозначая различие плоти и Бога Слова, потому что одна природа – Слова и другая природа – плоти», а в том, что он «не исповедует вместе с нами единения» 24 , то есть сам святитель употреблял формулу «μα φσις...» не для отрицания двух природ; он полемически обращал её против Нестория, который хотя и учил правильно о двух природах Христа и их различии, но не признавал их ипостасного единства. В полном согласии с мыслью святителя прп. Максим Исповедник при объяснении вышеприведённого места из Второго послания к Суккенсу указывает, что выражения: «две природы» – и: «одна природа Бога Слова воплощенная» не отменяют друг друга, но взаимно дополняют. Каждое из них взятое в отдельности недостаточно и оставляет место, соответственно, для разделения природ, как у Нестория, или для их слияния, как у Аполлинария и Евтихия, поэтому необходимо и исповедовать «одну природу Бога Слова воплощенную», выражая этим предельное единство Христа, и называть «две природы», чтобы показать различие соединившихся и сохраняющихся неслитными природ 25 . Такие же рассуждения относительно этого места из Второго послания к Суккенсу и взаимного отношения обеих формул встречаются и у предшественников прп. Максима, свт. Ефрема Антиохийского и свт. Евлогия Александрийского 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Далее мы располагаем отрывками комментариев, оставшихся от толкователей IV в. – «полуарианина» Акакия Кесарийского, Диодора Тарсийского, Аполлинария и Дидима Слепца 172 . После этого следует одно из самых блистательных толкований на Рим. – гомилии свт. Иоанна Златоуста , прочитанные им в Антиохии предположительно в 387–397 гг. 173 При тщательном анализе значений отдельных слов и фраз, иногда даже грамматики, при обозрении и оценке различных интерпретаций разбираемого места, св. Златоуст здесь, как и в других своих беседах на Священное Писание , сосредотачивается преимущественно на этических вопросах, значимых для решения его пастырских задач, демонстрируя тем самым и достоинства, и ограничения антиохийской экзегетической школы. В отрывках дошли до нас комментарии Феодора Мопсуэстийского, свт. Кирилла Александрийского (в частности, сохранилась его экзегеза Рим.5:12 ), Севериана Габальского и Геннадия, впоследствии патриарха Константинопольского. Последующие греческие толкователи – блж. Феодорит Кирский , прп. Иоанн Дамаскин , Экумений, еп. Трисский, блж. Феофилакт Болгарский и Евфимий Зигабен – находятся в сильной зависимости от свт. Иоанна Златоуста . Из сирийских отцов толкования прп. Ефрема Сирина сохранились только в армянском переводе 174 . Из латинских комментариев на Рим. самый ранний – т. н. Амвросиаст 175 , т. е. неизвестный автор конца IV в., которого его издатели-бенедиктинцы XVII в. ошибочно считали св. Амвросием Медиоланским . Первым усомнился в авторстве св. Амвросия Эразм Роттердамский, от него же идёт имя, принятое в западной науке – Ambrosiaster. Исследователи высказывали предположения об авторстве, но серьёзных оснований у этих гипотез нет. Амвросиаст обнаруживает обширную учёность и глубокомыслие и побуждает к размышлениям, предвосхищая даже некоторые интерпретации современных богословов, например, Карла Барта и Томаса Мэнсона. Комментарий на Рим., который напечатан в Латинской Патрологии Миня как приложение к трудам блж. Иеронима и который приписывался также Примасию и блж. Августину, как теперь общепризнано, принадлежит Пелагию 176 . Это толкование интересно тем, что его автор выказывает знакомство с толкованиями на Рим. прежних авторов: Оригена (в перев. Руфина), Амвросиаста , Златоуста и, возможно, Феодора Мопсуэстийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Хочется поздравить уважаемого профессора, в т.ч. с его Днем Ангела - памятью св. Алексея человека Божия и пожелать крепкого здравия, дальнейших научных и преподавательских успехов, не обращать внимания на разных там известных " критиков " - злопыхателей и завистников,которых у настоящего православного человека, а тем паче ученого и преподавателя в столь значимом и ответственном ВУЗе для Церкви, всегда будет предостаточно. Ждем новых книг, переводов, статей, идей. Ждем полного издания " Вопросоответов к Фалассию " прп. Максима Исповедника, ждем изданий прп. Анастасия Синаита, свт. Григория Паламы, свт. Феолипта Филадельфийского и многих других отцов Церкви. И, как говорится, многая и благая лета! Думаю, что к поздравлениям и добрым пожеланиям присоединится немалое число диссертантов Алексея Ивановича, у коих он был и является научным руководителем. Никита Дмитриев, Истфак МГУ 30 марта 2009г. 23:16 Жутковато выглядят рассуждения о том, как живется Оригену в аду. Доброцветов П. К., Mosxa 31 марта 2009г. 14:50 Наверняка Никите Дмитриеву будет жутковато читать и св. отцов, что на самих св. отцах и их авторитете, впрочем, никак не отразится, например, св. блж. Иоанна Мосха и его " Луг духовный " : " Глава 26. «Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная». Старец радостно выслушал слова брата. «Оставайся в моей келье, — сказал он. — Я имею упование на Бога, что Он по Своему милосердию откроет тебе истину». И оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: «Поди и познай истину!» И, взяв его, ведет в место мрачное, смрадное и испускающее пламя и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: «Вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не желаешь вкусить такого наказания, обратись к св. кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: хотя бы и всеми добродетелями украсился человек, но если он неправо верует, он попадет в это место».

http://bogoslov.ru/article/394673

В тот же день в Большом актовом зале владыка Павел возглавил торжественный акт. Почетными гостями актового мероприятия стали епископ Скопинский и Шацкий Питирим, епископ Венёвский Феодорит, протоиерей Максим Козлов, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин), секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Лука (Пронских), заведующий кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии иерей Виктор Кулага. В начале собрания был показан видеоролик «От Покрова до Покрова», посвященный главным событиям в жизни Московской духовной академии за 2022/2023 учебный год. Торжественный акт открыл епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл. Владыка поздравил собравшихся с престольным праздником Покровского академического храма и актовым днем. Митрополит Павел зачитал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С актовой речью, посвященной профессору Московской духовной академии Николаю Ивановичу Муравьеву (1891-1963), выступил доцент кафедры церковной истории МДА иерей Иоанн Кечкин. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил церковных наград преподавателей и сотрудников Академии за усердные труды на благо Святой Церкви.  Наград, которые вручил митрополит Павел, были удостоены: В завершающей части торжественного акта объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) исполнил праздничные песнопения. По материалам сайта МДА Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/6067603.ht...

Изображение иконы Аполлинария, прп. #35812 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Аполлинария, прп. #35812 Эта страничка относится к разделу   Аполлинария, прп. Скачать или распечатать изображение 35812.jpg 326x419, 0.14 MPix, 33 Kb. 2.8x3.5cm @ 300DPI (4.1x5.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (5) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2023-08-21) Происхождение изображения: Загружено 2023-08-21, анонимно. Описание: Sf cuv Apolinaria Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Аполлинария, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-35812

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010