На русский язык переведены «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию» А.И. Сидоровым с подробными комментариями. Этот перевод опубликован сначала в журнале «Альфа и Омега», а затем отдельным изданием в серии «Библиотека отцов и учителей Церкви» 3 . Мы впервые начинаем публикацию на русском языке «Глав против монофелитов» и «Флорилегия против монофелитов». «Флорилегий» содержит цитаты из сочинений ариан и Аполлинария, которые учили о том, что Христос имел только Божественную волю, и цитаты из святых отцов, опровергающие это мнение еретиков. Прп. Анастасий этой подборкой свидетельствует о единомыслии монофелитов с указанными древними ересями по поводу отсутствия во Христе человеческой воли. Тут же Синаит приводит антиарианские и антиаполлинарианские высказывания ранних святых отцов: свт. Афанасия Великого , свт. Григория Нисского , свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Амвросия Медиоланского и др., утверждающих наличие у Христа человеческой воли наряду с Божественной. Это обычный в логике ход – сведение учения противников к абсурду, то есть к уже осужденным Церковью ересям, которые отвергают и сами монофелиты. В первой из шести «Глав против монофелитов» прп. Анастасий раскрывает учение о естественном, противоестественном и сверхъестественном состояниях человеческой воли. Во второй главе Синаит разбирает и опровергает некоторые положения еретического учения. В третьей главе подтверждает учение о двух волях Христа с помощью цитат из Ареопагитского корпуса. В четвертой и пятой главах комментирует те места из Ареопагитского корпуса, где говорится о богомужней энергии Христа. В шестой сводит учение монофелитов к манихейскому докетизму. Особенность монофелитской полемики против православных в том, что монофелиты, говоря о единстве во Христе воли и действия, признают человеческую волю и человеческое действие только злыми, только противоборствующими Богу, именно поэтому Бог Слово при Воплощении не может воспринять их. В ответ на это святой отец говорит о том, что человеческая воля и после грехопадения может находиться в трех состояниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

С. богословское применение: он на слух дословно выучил все книги ВЗ и НЗ, знал наизусть все церковные догматы и мог излагать их содержание «так тонко и основательно, как никто из древних» ( Palladius. Hist. Laus. 4. 2). По словам блж. Иеронима, Д. С. был самым образованным мыслителем своего времени (vir sui temporis eruditissimus - Hieron. Comm. in Os. Prol.//PL. 25. Col. 820). Под диктовку Д. С. были записаны многочисленные богословские и экзегетические сочинения, а также снабжены богословским комментарием сочинения Оригена ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 25). С 40-х гг. IV в. до смерти он возглавлял (был дидаскалом) знаменитое со времен Климента Александрийского и Оригена Александрийское огласительное училище ( Sozom. Hist. eccl. III 15; Ghattas. 2002. S. 11; см. также ст. Богословские школы древней Церкви ), порученное ему свт. Афанасием I Великим , с которым у Д. С. всегда сохранялись хорошие отношения ( Rufin. Hist. eccl. II 7). Он явился, по свидетельству Филиппа Сидетского, автора не дошедшего до наст. времени соч. «Христианская история» (1-я пол. V в.), 12-м по счету дидаскалом Александрийского уч-ща, переехавшего после его смерти в М. Азию. Д. С. имел высокий авторитет среди христ. богословов. Он занимал четкую позицию в совр. ему догматических спорах: был сторонником Вселенского I Собора (325), поддерживал свт. Афанасия Великого в борьбе с арианством , выступал против ариан как письменно, так и устно, «опровергая их софистические построения и разоблачая ложные ухищрения» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 25). Д. С. полемизировал также с возникшими в 60-70-х гг. IV в. аполлинарианством и ересью духоборчества . Тесные связи были у Д. С. с прославленными егип. монахами. Его не раз посещал прп. Антоний Великий ( Palladius. Hist. Laus. 4. 3). Так, он останавливался у Д. С., вероятно, в 338 г., прибыв в Александрию для поддержки свт. Афанасия Великого в борьбе с арианами ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 69). Прп. Антоний утешал Д. С. в его недуге слепоты, говоря, что он не должен скорбеть «о потере того, что имеют и муравьи, и мухи, и комары», но должен радоваться, что имеет духовное зрение, «то, чего удостоились одни святые и апостолы» ( Hieron.

http://pravenc.ru/text/172002.html

Свт. Игнатий (Брянчанинов) , рассуждая о происхождении еретичества, помещал его истоки в уме человека, что не противоречит известному принципу, согласно к-рому ересь есть уклонение скорее религ. жизни, чем религ. мысли ( Булгаков С., прот. Свет Невечерний. Серг. П., 1917. С. 69). Дело в том, что свт. Игнатий, говоря о ереси, к-рая, зарождаясь в уме, «сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность» не только освящаться божественной благодатью, но и «оскверняться и заражаться общением с падшими духами» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Соч. СПб., 1905. Т. 5. С. 82), имеет в виду ум, помраченный грехами. Еретическая мысль в таком уме появляется не сама по себе. Толчком к ее зарождению порой становится порочная жизнь, отравляющая и искажающая все познавательные силы и способности человека. Упорство Е. в следовании лжеучению толкало их на гнусные поступки. Так, они неоднократно распространяли свои взгляды, прибегая к обману, свидетельством чему могут служить, напр., т. н. аполлинарианские подлоги. Свт. Григорий Нисский уподоблял Е. убийцам, к-рые отравляют людей ядом, смешанным с медом ( Greg. Nyss. Contr. Eun. XII//PG. 45. Col. 928-929). «Поборники ересей,- писал прп. Исидор Пелусиот ,- красивым словом прикрывая свои худые мысли», как рыбаки крючок в приманке, «увлекают простодушных на смерть» ( Isid. Pel. Ep. 102//PG. 78. Col. 252). Действовать с помощью обмана - характерная черта поведения Е. В этом лжеучители, по мысли свт. Афанасия I Великого , всегда подражают своему «ересеначальнику», которым Александрийский святитель называл диавола, т. к. для «отца лжи» (ср.: Ин 8. 44) ложь и скрытый обман - самые излюбленные приемы в борьбе с человеком ( Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Libyae//PG. 25. Col. 556). Церковная история знает многочисленные случаи насилия и произвола, с помощью которых Е. пытались достигнуть своих целей. Классическим примером тому служит «Разбойничий» Собор 449 г. Е., по мысли прп. Исидора Пелусиота, предпочитали не слушаться, а начальствовать, что лишало их возможности при изложении своих мнений достигать объективности. Утвердившись в собственной позиции по тому или иному вопросу вероучения, они уже ничего не хотели знать и ничему учиться. Вся их активность была направлена лишь на то, чтобы сеять «семена нового учения, не желая оставаться при том, что утверждено» ( Isid. Pel. Ep. 239//PG. 78. Col. 1477). Такое поведение Е. вызывало к ним большое недоверие. Поэтому от них, напр., согласно 6-му прав. Вселенского II Собора не принимались обвинения в адрес епископа в совершении им церковных преступлений.

http://pravenc.ru/text/190131.html

7). Трактат оказал значительное влияние на зап. учение о церковном Предании и отличии истинной веры от еретических учений. В. Л. принадлежат «Excerpta e sancto Augustino» (Извлечения из св. Августина - CCSL. 64. P. 199-231), касающиеся вопросов триадологии и христологии. Возможно, это именно то сочинение, к-рое В. Л. упоминает в 16-й гл. «Commonitorium». Собственно В. Л. принадлежит только вступление и заключение. Трактат состоит из 2 частей: 1-я направлена против ересей Ария и Аполлинария (младшего) , еп. Лаодикии Сирийской, 2-я - против ереси Нестория . Хотя В. Л. очень высоко ценил блж. Августина как догматиста и называл его «святой памяти епископом Августином» (Excerpta. Prol.), однако расходился с ним в учении о благодати и свободе и придерживался взглядов прп. Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского , настоятеля Леринского мон-ря. По-видимому, именно против В. Л. был направлен трактат Проспера Тиро Аквитанского «Responsiones pro Augustino ad capitula objectionum Vincentianarum» (Ответы в защиту Августина на Главы возражений Викентия), где он защищал учение блж. Августина о благодати и предопределении. Однако сами «Возражения» сохранились только в качестве цитат в сочинении Проспера. Возможно, В. Л. участвовал также в составлении «Objectiones Gallorum» (Возражения галлов) - трактата на ту же тему, против к-рого Проспер Аквитанский написал трактат «Responsiones pro Augustino ad capitula Gallorum» (Ответы в защиту Августина на Главы галлов). Учение Церковное Предание В. Л., ссылаясь на «многих преблагочестивых и преученых мужей», выделяет 2 критерия истинного церковного учения: авторитет Божественного закона (divinae legis auctoritas), или соответствие учения «каноническим книгам Писания»; Предание кафолической Церкви (Ecclesiae catholicae traditio - Common. 2, 29). Последнее необходимо потому, что возможно не только истинное, но и ложное толкование Свящ. Писания. Свящ. Писание следует толковать «согласно норме церковного и кафолического понимания» (secundum Ecclesiastici et Catholici sensus normam (regulam) - Ibidem).

http://pravenc.ru/text/158480.html

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2019/02/24, 10:20:51 Дорогие о Господе отцы и братия Святой горы Афон! У моей жены р.б. Ирины сильное головокружение, теряет координацию движения. Прошу ваших святых молитв на Божию помощь, милость, заступление и исцеление р.б. Ирины. Спаси вас Господи! 2019/02/23, 19:42:45 Помолитесь за меня пожалуйста 2019/02/22, 23:14:25 Прошу молитв здравии алт. Дионисия, Анастасии, млад. Николая, Леонида, Галины, Лидии, Галины, Михаила, Наталии со чадами. О упокоении: Николая, Марии, Павла, Аполлинарии, Бориса, Марии, Леонида, Арсения, Стефана, Иоанна.Спаси Впм Господи! Геннадий 2019/02/21, 21:41:15 Дорогие Братия Святой Горы ! Прошу Вас помолиться о здравии моей матери - Татианы , она уже пожилой человек и в последнее время очень плохо себя чувствует ! Большое спасибо ! 2019/02/21, 16:35:39 Благословите.О здравии Димитрий 2019/02/21, 13:58:08 Доброго дня, дорогие Отцы и Братия! Прошу простить меня, но очень прошу Ваших молитв о болящей Марине (моя свекровь). Мы не знаем, чем конкретно она болеет, но уже несколько недель как начала увядать и сейчас лежит почти постоянно, нет сил ни на что. Почти не ест. Помогите нам, пожалуйста, Вашими молитвами! Спаси Вас Господь! 2019/02/20, 23:20:25 Дорогие Отцы Святого Афона! Помолитесь, пожалуйста, за меня, раба Божиего Сергия, об обретении спутницы жизни, познании счастья христианского брака. Боюсь впасть в отчаяние и тяжкие грехи. Ещё прошу молитв о смене работы. Являюсь сторожем с тремя документами об образовании. Господи, пусть не моя воля, но Твоя да будет! О здравии: Евгения (он хочет сменить работу), Ксении, младеницы Марии. Ещё прошу молитв о здравии: болящего Леонида (психиатрия), болящей Фаины (проблемы на работе), Серафимы (о помощи Божией ей в учении). Благодарственное прошение о здравии воина Владимира. Вышел на свободу 19 февраля, во узах был. Спаси Христос!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=37

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в XV веке, обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя. 63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного Образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии ; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии ; Симбирской и Новоспасской епархии ; Симферопольской и Крымской епархии . Необходимо отметить материалы о праотце Симе, старшем сыне Ноя, и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике VI века, о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским. Читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии, известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего пять), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина, и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://patriarchia.ru/db/text/5870432.ht...

В 1695 г. на средства купца А. В. Чалбышева (впосл. экипажмейстер Адмиралтейства, коллежский асессор) был возведен 2-этажный каменный храм с нижней теплой ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с верхней ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, с трапезной и келарской. В 1716-1725 гг. в основном на средства «доброхотных дателей» к северо-западу от храмов были построены каменные настоятельские кельи. В 1740 г., при игум. Прокле (Басине; впосл. архимандрит), Л. А. Чалбышев († 1770, погребен в трапезной нижнего храма) пожертвовал средства на расширение и перестройку собора с устройством 2 новых приделов: южного - во имя мч. Иоанна Воина и северного - во имя св. Льва, еп. Катанского (освящен в 1747 игум. Мисаилом). В 1742 г., при игум. Корнилии, начато строительство каменных ограды (окончено в 1828) и колокольни (окончено в 1768; 9 колоколов, большой весил 105 пудов 10 фунтов, отлит в Москве) со св. вратами, над к-рыми предполагалось устроить ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. В 1764 г. игум. Сергий и братия были переведены в различные штатные обители, а мон-рь стал женским; имения с 450 крестьянами передали в казну. 31 дек. того же года в И. П. м. были переведены игум. Мариамия (Мариамна?) и 16 сестер великоустюжского Преображенского мон-ря, обращенного в приход. После того как в 1768 г. в И. П. м. перевели 32 монахини из упраздненного тотемского Богородицкого монастыря во главе с игум. Марией (Анцыниных), в обители проживали штатная и заштатная игумении и 48 сестер. В 1798 г. мон-рь был оставлен в штате 3-го класса. В 70-х гг. XVIII в. сев.-вост. часть Ивановской горы была отведена под городское кладбище, на к-ром в 1774 г. построена деревянная ц. во имя свт. Стефана Пермского, в 1800 г.- каменная с главным Скорбященским приделом и боковыми во имя свт. Стефана и прп. Феодосия Тотемского. На рубеже XVIII и XIX вв. в И. П. м. проводились ремонтные работы и перестройка собора. В 1777 г., при игум. Аполлинарии (1771-1799), придел св.

http://pravenc.ru/text/577912.html

В 1887 в самом центре четырехугольника, образованного рядами корпусов, огородом и разбитым садом, заложили по меткам старца Игнатия большой Святодуховский собор, возведение которого завершилось в нач. ХХ в. Из рукописного описания собора известно, что в его иконостасе было 80 икон, обрамленных резными позолоченными рамами искусной работы. Парадный вход в обитель располагался рядом с настоятельскими палатами: это была двухярусная восьмигранная башня, едва возвышавшаяся над келейными корпусами. Одновременно с собором сестры построили пятый келейный корпус, а общее число черниц к 1895 составило уже 180 чел., к 1910 штат монастыря исчислялся 215 сестрами. К революции число насельниц достигло 410 чел., в их число входили 115 монахинь. Община жила по строгому уставу, установленному старцем Игнатием Вершиным по правилам прп. Серафима Саровского. Надзор за иноческой жизнью в Чуфарове и Курилове осуществляли саранские, пензенские, большевьясские, наровчатские игумены и иеромонахи. Выросло к тому времени и материальное благосостояние монастыря: ему принадлежали четыре десятины усадебной земли возле стен, 145 десятин пашни и еще 850 десятин плодородной земли на условии совместного владения с куриловскими монахинями (данные 1895). В первые годы ХХ в. количество земель увеличилось до 1000 десятин, сад занимал 10 десятин, сестры разбили большой огород, занимались пчеловодством, ремеслами. Рядом с монастырем появился целый комплекс хозяйственных построек, с восточной стороны, вдоль обрыва вырос крестьянско-ремесленный поселок, обитатели которого были заняты на монастырских работах. Для богомольцев за северной оградой в конце XIX в. построили двухэтажную гостиницу. Большой доход приносила иконописная мастерская: труд сестер-художниц высоко ценился не только простыми верующими, но и иерархами церкви. Рукодельная мастерская занималась изготовлением священнических облачений. Игнатий Вершин умер в 1889. Игумения Евгения ушла на покой в 1912, а умерла в 1914. Ей наследовала игумения Аполлинария, правившая всего семь месцев, и игумения Серафима, оставившая пост в 1921.

http://sobory.ru/article/?object=17590

В 1928 г. Л. вступил в брак с М. И. Малкиель-Шапиро, происходившей из российской евр. семьи и обратившейся в православие во время учебы в Сорбонне. В этом же году он стал членом Фотия святителя православного братства в Париже , основанного группой рус. эмигрантов с целью содействия распространению православия во Франции. В 30-х гг. XX в. Л. занимал должность председателя братства, затем - 1-го заместителя председателя. В 1931 г., будучи убежденным защитником канонического единства РПЦ, Л. вместе с др. членами братства отказался последовать за патриаршим экзархом в Париже митр. Евлогием (Георгиевским) и большинством парижских эмигрантов, к-рые перешли из юрисдикции Московского патриарха в юрисдикцию К-польского патриарха. Верность Московскому Патриархату негативно сказалась на отношениях Л. с ведущими представителями Православного богословского института прп. Сергия Радонежского , принявшими юрисдикцию К-польского патриарха,- прот. Сергием Булгаковым , Н. А. Бердяевым , Г. П. Федотовым и др. Отношения еще более обострились, когда по просьбе митр. Сергия ( Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) братство свт. Фотия при деятельном участии Л. подготовило отчет о богословском содержании книги прот. С. Булгакова «Агнец Божий», изданной в 1933 г. в Париже. В 1935 г. указами Московской Патриархии 1651 от 7 сент. и 2267 от 27 дек. нек-рые положения богословия прот. Сергия были осуждены. В 1936 г. братством свт. Фотия была издана брошюра «Спор о Софии: «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии», написанная Л., глубоко уважавшим прот. Сергия, но считавшим своим христ. долгом указать на неприемлемые сотериологические следствия его софиологии. В этой работе Л. дает ответ на возражения прот. Сергия против критических тезисов, выдвинутых в его адрес митр. Сергием. Прежде всего здесь отстаивается каноническая безукоризненность действий Московского Патриархата в отношении прот. Сергия. Далее рассматриваются недостатки методологии прот. Сергия: сведение Свящ. Предания к «памятникам церковной культуры»; гностическая направленность, проявившаяся в поиске «онтологического моста» между Богом и сотворенным миром; недооценка богословского значения апофатизма. К недопустимым составляющим софиологической системы прот. Сергия отнесены понимание Софии как особого ипостасного начала в Боге наряду с тремя Ипостасями; различение Сына и Св. Духа как мужского и женского начал; тезис о несотворенности или об условной сотворенности человеческого духа; аполлинарианские тенденции в понимании Христа (см. ст. Аполлинарианство ); внесение страдания во внутритроичное бытие; понимание божественного Промысла как природно-софийного процесса, несовместимое с утверждением свободы Бога в воплощении и свободы человека в обожении . При этом в качестве основного недостатка богословских построений прот. Сергия Л. выделяет смешение личности и природы.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

Для исследований использовались только два сочинения патриарха (обоснование такой работы с материалом было дано в публикации В указанных выше публикациях было рассмотрено влияние следующих авторов на богословскую систему патриарха Григория: свв. Иоанна Дамаскина Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского Кирилла Александрийского, Максима Исповедника, Тарасия Константинопольского Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского Среди текстов, которыми пользовался патриарх Григорий, был также выявлен ряд псевдоэпиграфов, авторами которых признаются с той или иной степенью достоверности Аполлинарий Лаодикийский, Евагрий Антиохийский возможно, Иоанн Скифопольский автор книги «Опровержения на защитительную речь злочестивого Евномия» В тексте патриарх Григорий предлагает свое понимание пневматологии отцов Церкви первого тысячелетия (особенно в отношении слов об исхождении Святого Духа от Отца через Сына). Он считает, что цитируемые им авторы, «просвещаемые Духом, говорили, что Дух Святый через Сына, но никому из них не приходило в голову сказать, что Он через Сына исходит, а [все говорили], что Он через Сына воссиявает, является, открывается (πεφηνναι), посылается (προιναι), познается и подобное, что указывает просто на обнаружение или воссияние через Сына, но отнюдь не на происхождение, которое Дух Святый имеет единственно от Отца, как это все исповедуют» c. 556]. Григорий рассматривает некое вневременное соотношение между Сыном и Духом, не относящееся к причине или началу бытия Духа, и выводит ряд следствий из этого учения 8]. Цитируемые Григорием источники удобно разбить на две группы: Первая группа цитат является основной для Григория Кипрского, вероятно, по причине того, что тексты двух данных авторов активно обсуждались на Влахернском Соборе 1285 г. в ходе дискуссии с Иоанном Векком и его сторонниками с. 1066-1078]. Тексты свв. Григория и Иоанна являются основой патристической аргументации патриарха. Вторая группа цитат является дополнением к первой группе, Григорий приводит небольшое количество цитат каждого автора, не рассматривая пневматологию каждого из них так же широко, как пневматологию авторов первой группы. Данные размышления подводят к необходимости более подробного изучения влияния сочинений свт. Григория Нисского и прп. Иоанна Дамаскина на богословскую систему Григория Кипрского.

http://bogoslov.ru/article/6167347

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010