святитель Иоанн Златоуст Догматико-полемические труды Экзегетические творения Ветхозаветные толкования Новозаветные толкования Пастырские и катехизические Нравственно-аскетические труды Праздничные слова и беседы Похвальные слова Автобиографические беседы и слова Гомилии на разные случаи Письма Приписываемые сочинения Сборники Симфонии или указатели Гимнография Аудиокниги Труды на иностранных языках Собрание сочинений Тесты святитель Иоанн Златоуст Архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии. За редкий дар красноречия за ним закрепилось прозвание Златоуст. Детские и юношеские годы Родился в Антиохии, в знатной семье, приблизительно в 347 году. Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда Иоанн был еще малым ребенком. Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в двадцатилетнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями. В аналогичных ситуациях многие женщины, ее современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твердой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве. Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления прочих трудностей. Высокий уровень ее нравственности вызывал симпатии даже среди язычников. Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учетом сложившихся обстоятельств. Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нем как о самом лучшем ученике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Будучи еще младенцем и едва умея лепетать, когда дети бывают особенно приятны родителям, ты уже приносил мне много отрады... С своей стороны я делала все, чтобы удалить от тебя малейшее попечение о нуждах жизни. Хотя ты и говоришь, что у тебя много друзей, но никто из них не может доставить тебе большого спокойствия. Нет никого, кто бы заботился о твоем благополучии столько, сколько я“. В сказаниях о знаменитых отцах и учителях церкви встречаем не один пример благотворного влияния матерей их на духовное развитие их. Сын такой матери, какою была Анфуса, без сомнения, много обязан был ей счастливым начальным развитием своих необыкновенных дарований. Под наитием нежнейшей любви матери в нем воспитывалось любящее сердце, свойственное его природе. С годами развивающегося сознания уяснялся для него в лице матери пример покорности воле Божией, самоотречения ради высшей нравственной цели и вместе пример энергии и твердости в преследовании этой цели и в борьбе с испытаниями и невзгодами жизни. Эти живые уроки семейного воспитания были драгоценны для отрока и юноши с таким призванием, какое суждено было сыну Анфусы. Анфуса прилагала особенные старания о достойном воспитании и образовании сына. Вдова военачальника и добрая христианка, она понимала цену воспитания и образования для сына. Сама она в той же беседе выражается, что хотела дать сыну хорошее воспитание и не жалела для сего никаких издержек . Сберегая для детей отцовское достояние, она, как говорит, употребляла на воспитание и образование сына свое личное состояние – свое приданное, доставшееся ей от ее родителей. Начальное обучение Иоанна в годы отрочества характеризуется у биографов только общим выражением, что он воспитывался на Слове Божием. Это можно понимать так, что книги священные были для него, так сказать, учебниками при самом обучении чтению. В Антиохии, обиловавшей списками священных книг, богатая и благочестивая вдова не затруднялась найти запас их для сына. Без сомнения, для такого воспитательного обучения был найден потребный учитель, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского Память 13 ноября Святой Иоанн Златоустый , светильник миру, учитель вселенной, столп и утверждение церкви, проповедник покаяния, происходил из Антиохии Сирийской и родился около 347 г. Родители его, Секунд и Анфуса, принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедовали христианскую веру. Секунд был воинским начальником и занимал почетную должность; но он не мог иметь влияния на воспитание сына, так как умер в то время, когда Иоанн был еще малолетним ребенком. Поэтому все заботы о воспитании Иоанна легли на матерь его, благочестивую Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не пожелала выйти замуж вторично, но всецело посвятила себя воспитанию сына. От нее-то малолетний Иоанн и получил первые уроки в христианских истинах и благочестии. Утвердив сына в христианской вере, Анфуса отдала его софисту Ливанию и философу Андрагафию для изучения красноречия и философии 7339 . Потом, когда Иоанну исполнилось восемнадцать лет, он, еще не просвещенный святым крещением, которое, по обычаям того времени, принималось в зрелом возрасте, был отправлен в Афины 7340 , для усовершенствования в красноречии и философии. Обучаясь здесь, Иоанн вскоре превзошел премудростью своих сверстников и многих философов, так как он изучил все греческие книги и науки, и сделался мудрым философом и красноречивым оратором. В Афинах он имел в лице философа Анфимия весьма злобного противника себе. Последний, завидуя доброй славе Иоанна, злословил его, возбуждая против него ненависть в других. Но святой, при помощи Божией, посрамил своего противника и вместе с этим обратил многих ко Христу. Случилось это таким образом. Когда Анфимий в споре с Иоанном стал произносить хульные слова на Господа нашего Иисуса Христа, то на него внезапно напал нечистый дух и стал его мучить. Анфимий упал на землю, корчась и извиваясь всем телом и широко раскрывая рот, из которого текла пена. Видя это, все окружающие ужаснулись, и многие от страха убежали. Оставшиеся стали умолять Иоанна простить и исцелить бесноватого. Иоанн отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, если которой из вас пришлось бы воспитывать своих внучат, то, во-первых, обращайтесь с ними, как с сиротами, кротко и ласково и, во-вторых, преимущественно заботьтесь о том, чтобы в юных сердцах их утвердить веру во Христа и самих их чрез то наследниками Царствия Божия сделать. Как, конечно, вы и заметили, все обращение Леониллы со своими внуками дышало кротостью и любовью, и все учение ее состояло в том, чтобы христианской вере их научить, утвердить в ней и заставить внуков любить Христа больше всего. Она, как видели, прекрасно понимала, что видимые царства мира сего и самая настоящая жизнь суть ничто, ибо скорый конец принимают, и потому старалась всеми силами отвлечь мысли внуков от земного и направить к небесному, вечному и Божественному. И вы своих внуков ведите этим же путем, и, без сомнения, этот путь для них должен быть самым лучшим; ибо, если они утвердятся в вере в Бога и научатся любить Его, тогда и сами они будут с Богом, и Бог будет с ними; а если Бог будет с ними, то никогда они не пропадут и никаких зол не убоятся. 92. Благочестивая Анфуса Григорий Дьяченко Мать святого Иоанна Златоустог о, благочестивая Анфуса, осталась вдовой двадцати лет от роду, и по любви к благочестивой жизни не решилась вступать в новое супружество. «Когда я был еще молод, – пишет святой Иоанн Златоуст , – помню, учитель мой (а он был самый закоренелый язычник) при многих удивлялся моей матери. Желая узнать, по обыкновению, от окружавших его, кто я таков, и услышав от кого-то, что я сын вдовицы, он спросил меня: сколько лет моей матери и давно ли она вдовица? И когда я сказал, что ей сорок лет от роду и что двадцать лет уже прошло с тех пор, как она лишилась моего отца, он изумился и громко воскликнул: «Ах, какие у христиан есть женщины»! Иоанн, получив образование в светских училищах, готовился вступить в звание адвоката 66 ; но склонность к иноческой жизни увлекла его к другому роду служения. Один из его друзей и товарищей по воспитанию, имевший на Иоанна большое нравственное влияние, поддерживал его в этих расположениях; и чтобы удобнее достигнуть желания, которое лежало у него на сердце, убеждал Иоанна, оставив жилище матери, поселиться вместе с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если смерть мужа не навлекла ее на мысль о строгости христианской жизни, то изнурительная лихорадка, которая угрожала её жизни, привлекла ее к перемене жизни. Когда она оправилась, то была так слаба, что не могла предаваться удовольствиям. Радость Павлы была неописанная: дочь её не уронит своего высокого положения христианки: действительно – кончина её была совершенно христианская. Иероним описывал, как она преклонила колени пред алтарем и покаялась, что не сразу приняла призвание Бога; и потом постоянно носила темные одежды женщин, посвятивших себя Богу. «Когда мы изучим язычество, его безнравственность, чувственность семейной жизни, тогда станет ясно, что дало нам христианство», говорит Иероним в одном месте; в другом повторяет: «мы знаем знаменитые имена Камиллов и др., но они не представляют того настроения, какое мы находим у их потомков, просвещенных христианством». В 3-м месте говорит: «пусть не удивляются, что христианство переродило женщин, оно и было именно причиной, что явились такие прекрасные женщины, как мироносищы, и такие матери, как Нонна, Анфуса и др.», «Да не удивляются и влиянию христианских жен: оно понятно христианству. Бог не всеми дарами одарил их и не лишил немощей. Но даровал им преимущества нежной и впечатлительной природы; потому божественная вера, однажды проникнув в их души, возжигает в них не искру, а пламень. И этот удивительный дар восторга выводит их на удивительную степень преданности Боту и самоотвержения в служении Ему и ближнему. Какие души и какие добродетели! какие девы! какие жены! какие матери! какие дочери! какие вдовицы! какие перлы на челе Церкви! И если бы дух, одушевляющий св. жен, воодушевлял все более и более христиан нашего времени, возобновляя между нами древние добродетели, не заключалась-ли бы в том вернейшая сила настоящего блага и лучшие надежды будущего?» Далее мы видим взгляды Иеронима на жизнь семейной женщины, вдовы и девы. «Христианство учит, что Бог учредил семейную жизнь, как общее призвание человека и как обычное течение жизни его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вот и наша Анфуса уже на этой самой полянке. Вот и березка среди сосенок, вот и кустики ежевички. По описаниям – все, как в сказке. Шепчет заветные слова… – И что вы думаете? – улыбается наш кот Макот. – Волшебница тут как тут! Будто давно ждала ее, выходит из-за деревьев, щурясь от солнца, улыбаясь и протирая очки. Выслушала, погладила по голове – все, как в сказке. Только ярче радость, красивее, как и все в жизни. Дала Анфусе булочки и пирожка со щавелем. «Покушай, – говорит, – Фуся, покушай пирожочка…» А корова наша еще с детства любила такие вот маленькие и душистые пирожочки со щавелем . Мама умела их выпекать по бабушкиному еще рецепту. Анфуса сколько угодно могла съесть таких пирожков. И называла ее так нежно – «Фуся» – только мама. И как удивительно, что волшебница знала об этом и знала о пирожках… Это очень трогательно было и умножало доверие к ней. – Да, – говорит Надежда Николаевна, выслушав корову, – понять тебя можно. Но достаточно ли ты тверда? – как бы сама себе говорит она. – Я непоколебимо тверда! – говорит Анфуса. – Да? – с радостным изумлением говорит волшебница. – Ну, тогда вот тебе клубочек. Он доведет тебя до бабоежки, а дальше действуй по обстоятельствам. А я должна идти – навестить одного моего знакомого суслика. Чмокнула Анфусу в нос и исчезла. Корова растерянно улыбнулась. Потом посмотрела на клубочек, тихонько тронула его копытом… а он неожиданно покатился. Катится и катится. Корова – за ним. Он катится быстрее. Анфуса прибавила. Он – еще быстрее. Анфуса, запыхавшись, идет за ним спортивным шагом. А он – еще быстрее. Пришлось корове бегом бежать, а что сделаешь? Страшно было потерять его из виду! Анфуса бежит, скачет, продирается сквозь ветки изо всех своих коровьих сил, но слово свое коровье держит твердо. Крупные капли пота градом катятся по коровьему лбу, ветки хлещут ее по лицу и по глазам. Больно и обидно! За что?! Ведь хотела детям помочь и повеселить их! Что плохого- то?! За что так больно-то!? Но надо бежать (а вообще-то коровам несвойственно это – так уж особенно быстро бегать, да еще по лесу)! Вот уже совершенно запыхавшаяся Анфуса из последних своих сил продирается, чуть не плача, сквозь ельничек. И падает в изнеможении носом в ромашки и васильки.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/solnechnaj...

– Думаю, что, конечно, ищет, наверняка даже со слезами… – Да? Ты думаешь, даже и со слезами? Ах, я скотина! Ну, правда, скажи – скотина! Правда, что скотина? – почти со слезами умолял я ее. – Ну, почему же, – мягко сказала Анфуса и даже улыбнулась, – я уверена, что она тебя обязательно простит. Спасибо тебе. – Да? Простит? А ты как же? Что ты решила? – Ну, ты же помнишь, что я сказала Надежде Николаевне? Я непоколебимо тверда. И я мое коровье слово должна твердо держать, – задумчиво, но уверенно сказала Анфуса. – Ну, подумай сам: ну, вернусь я в стадо, буду жить, как все, и трястись от страха, а потом придет этот детина и уведет тебя, как дуру… как дуру набитую. И сделают из тебя колбасу! Как это пошло! А что, если ты, будучи колбасой или фрикаделькой… тефтелькой какой-нибудь, будешь сознавать, какой шанс был упущен? Какой ужас! А если это все правда и я смогу проходить сквозь стены к детям и веселить их, радовать их… Нет, я должна идти. Посмотреть вложение 669 Послесловие Это все, что мы узнали от Макота, но вскоре мы и сами познакомились с Викторией. А от нее мы узнали, что после этой встречи с Анфусой Макот исполнился необычайной решимости и мужества и отправился один к Виктории. А она вышла навстречу ему, и волки уже не смели подступить к ним, и они вернулись домой и устроили пир. А когда мы сами добрались до Виктории, хотя нам это тоже было непросто, одна девочка, которая была с нами, – Маня, попросила у Виктории краски и нарисовала корову Анфусу, живой и невредимой встретившуюся с Крошечкой-Хаврошечкой и ее царевичем. А эти краски, как нам сказала Виктория, были живыми: что ни нарисуешь – все становилось настоящим. И вот, мы таким образом тоже поучаствовали в судьбе этой коровы. Тем радостней была нам встреча с ней у Египетского мостика. Анфуса была ослепительно красива и ослепительно радостна со своим хвостом невиданной птицы, с рогами, процветшими удивительными цветами. И даже нелепые обезьяньи уши, которые ей подарила растроганная бабкоежка (а героиня наша взяла их, чтобы не обидеть старушку), были ей удивительно к лицу. А еще мы узнали, что Анфуса подружилась с вечноживущей птицей Феникс и свила гнездо на соседнем с ней дереве. И вы можете совершенно спокойно ложиться спать, в уверенности, что эта корова никогда никуда уже не денется из нашего мира.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/solnechnaj...

В стаде не принято было говорить о смерти. Но по временам, нечасто, и все же регулярно, к ним приходил мрачный рыжий детина, о чем-то говорил с пастухами и уводил то бычка, а то телку, и больше их никогда никто не видел. Сама наша Анфуса еще совершенно молодой телкой услышала от кого-то дразнилку про «жадину-говядину» и стала, посмеиваясь, дразнить своих приятельниц. А те отмахивались от нее: «Ах, ты, Фуська противная, какая еще там говядина, что ты мелешь?» Бабушка тогда отвела ее в сторону и с невыносимо унылым и торжественным вместе видом объяснила, что такое говядина и из чего делают колбасу, которой рыжий детина угощает пастухов. Анфуса была потрясена и долго рыдала. Но бабушка сказала, что об этом думать не надо, а просто это нужно мужественно принять. А если плакать, то этим ничего не изменишь, но у тебя сделаются мешки под глазами, снизятся удои и притом тебя замуж никто не возьмет. И вот теперь она стояла перед выбором – либо вернуться в стадо и жить, как все, – жевать свою жвачку и трусливо ожидать своей очереди встретиться с этим мрачным детиной, или принять это безумное предложение бабкоежки. – Долго она бродила кругами вокруг бабкоежкина дома, пока навстречу ей не выскочил я, –проникновенно продолжал Макот. – А! Вот ты где! А я уже начал волноваться за тебя! Анфуса и рассказала мне все. Я выслушал ее очень внимательно и сочувственно. – Знаешь, – помолчав, говорю ей, – я долго жил среди людей. Самая мудрая из них – это моя хозяйка Виктория. Я дурачок был и сбежал от нее, но не будем сейчас об этом подробно. И вот, самое мудрое, что я слышал от нее, – что любовь побеждает все. И то, что ты чувствуешь к детям, – это настоящая любовь, я думаю. Прости меня, я – трус, но ты – благороднейшая из всех коров, которых я встречал. Но не думай, если ты согласна дружить со мной, я ради нашей дружбы, может быть… я буду стараться… я вернусь к Виктории и попрошу у нее прощения. Ты, знаешь, Фуся, Виктория – это означает «Победа», понимаешь? И если Виктория говорит, что любовь побеждает все, то я ей верю. А ты подумай, ты сама должна принять решение, а волки… что волки? Ну, съедят они меня, ну, пожалуйста, на здоровье, – но ведь она, наверное, ждет меня, ищет меня, моя Виктория, как ты думаешь, Фуся?

http://azbyka.ru/detforum/ubs/solnechnaj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНФУСА АНТИОХИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рождество свт. Иоанна Златоуста (фрагмент иконы " Свт. Иоанн Златоуст со сценами рождества и перенесения мощей " , иконописец Феодор Игнатьев, кон. XVII - нач. XVIII в.). Ярославский художественный музей Редакция текста от: 03.04.2022 18:33:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680940.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФУСА (50-е гг. III в.), мц. (пам. греч. 21 и 22 февр.). По сведениям греч. синаксарей, была обезглавлена за исповедание веры вместе с 12 домочадцами. В нек-рых рукописях ошибочно указывается, что А. пострадала с 2 слугами, поэтому ее иногда смешивают с прп. Анфусой Селевкийской. Память А. содержится в визант. календарях: 21 февр. отмечена в ряде списков Типикона Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 236) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 481), 22 февр.- в Патмосском списке Типикона Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50), синаксарях (ГИМ. Син. греч. 354. Л. 241об., 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 538; Paris. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 483-484) и др. Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 292. Лит.: Janin R. Anthuse (1)//DHGE. T. 3. Col. 537; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 790; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. П. Б. М. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/75542.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010