Теперь нужно было ему занять какую-нибудь общественную должность. Иоанн избрал для себя звание адвоката (защитника подсудимых). От молодого адвоката со счастливыми дарованиями, с твердым, честным характером, с прекрасным и свободным даром слова, ожидали многого, – и не напрасно: Иоанн вполне оправдал эти ожидания и в короткое время успел занять почетное место между адвокатами. За то чуть было не уклонился он от того доброго направления, которое дала ему благочестивая Анфуса. Заметно стало, что у Иоанна совсем не та уже была любовь к чтению св. Писания и молитв, какую имел он в детстве и нежной юности; совсем не то уже было усердие к делам веры и благочестия, каким он отличался прежде. Заметно стало, что театр и другие публичные зрелища сделались для него потребностью. Так изменила Иоанна жизнь светская! К счастью, это продолжалось недолго. Скоро благодать Божия открыла своему избраннику ту пропасть, на краю которой он стоял. У Иоанна был искренний друг, с которым он сблизился еще в антиохийском училище и которого любил больше всех товарищей, это – Василий, впоследствии епископ рафанейский (в Сирии). В то время как Иоанн, в звании адвоката, увлечен был миром, друг его Василий подвизался в Антиохийской пустыне. Узнав, что Иоанн уклонился от Евангельского пути, он просил, умолял его переменить образ жизни и занятий, и его просьба имела желанный успех. Иоанн сложил с себя звание адвоката, забыл театр и публичные зрелища, возвратился в дом матери и все свое время посвящал молитве, изучению св. Писания и благочестивым размышлениям. Когда Анфуса скончалась, Иоанн закрыл ей глаза сыновнею рукою и похоронил ее подле праха отца. Теперь ничто не мешало ему исполнить свое желание. Раздав имение бедным и дав свободу рабам, он поспешил уйти в Антиохийскую пустыню. Здесь он поступил в один из нагорных монастырей и отдал себя в полное распоряжение самому строгому старцу. O том, как проводили пустынножители жизнь свою, рассказал потом сам св. Иоанн в беседах своих к антиохийскому народу. |
Принадлежа к высшему обществу и сама будучи женщиной образованной, Анфуса не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. Удалившись от всех развлечений мира и всецело сосредоточившись на своем маленьком семействе, она сама могла преподать своему сыну первые начатки образования, и это было величайшим благом для Иоанна. Из уст любящей матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился складывать и читать, несомненно, были слова Св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна, и если он впоследствии сам постоянно, так сказать, дышал и питался словом Божиим и истолкование его сделал главною задачей всей своей жизни, то эту любовь к нему он, несомненно, воспринял под влиянием своей благочестивой матери. Так прошло детство и наступило отрочество мальчика. Его положение требовало дальнейшего образования; Анфуса приложила все старание об этом и, не жалея никаких средств, предоставляла все удобства для образования и самообразования своего сына. Неизвестно, как и где, собственно, получал свое дальнейшее образование Иоанн, дома ли при помощи наемных учителей или в какой-нибудь христианской школе. Антиохия славилась своими школами и была своего рода сирийскими Афинами. Там было много языческих школ всякого рода, которые славились своими учителями, блиставшими напыщенным красноречием и туманной философией, а рядом с ними были школы христианские, где главным образом преподавалось и истолковывалось слово Божие, хотя не пренебрегалось и общее знание, насколько оно могло быть почерпаемо у лучших представителей классического мира. Так или иначе, Иоанн получал книжное образование, но оно составляло только часть его воспитания, которое Промысел Божий, предуготовляя своего избранника к его будущему великому назначению, вел и иным способом, давая ему наглядно постигнуть всю тщету отживающего язычества и величие и святость христианства. |
Все три, празднуемые ныне, святители происходили из благочестивых семейств, имели прекрасных матерей; и все они от них же получили первоначальное – домашнее образование. В этом отношении их матери служат прекрасным примером в деле воспитания детей для всех матерей. Емилия – мать св. Василия Великого – имела многочисленное семейство, и сама вместе с мужем своим занималась воспитанием детей. Они особенно старались внушить детям горячую любовь к Богу и основательное знание закона христианского. Они постоянно помнили, что воспитывают детей своих не для этой жизни, а для вечности. И хороши были их дети: старшая дочь их Макрина была примерная христианка, а два сына – празднуемый нами Василий Великий и брат его Григорий, впоследствии епископ Нисский, были в своё время светилами церкви Христовой, – и почти всё семейство причислено к лику святых. Нонна – мать св. Григория Богослова на столько была благочестива и влиятельна, что обратила от язычества к христианству своего мужа и содействовала его нравственному усовершенствованию настолько, что он получил сан епископа. Св. Григорий с любовью вспоминал о родителях своих и, особенно, о матери. «Мать моя, писал он, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих Сию золотую цепь. В женском образе нося мужеское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мире, чтобы здешнюю жизнь приготовить к жизни небесной.» И это семейство было образцом христианского благочестия и тоже почти все члены его причислены к лику святых. Анфуса – мать св. Иоанна Златоуста была замужем за богатыми человеком – начальником сирийских войск, овдовела на двадцатом году своей жизни; Иоанн остался от отца младенцем. Несмотря на неоднократные счастливые случаи вступить во второе супружество, Анфуса не пожелала того, а вся отдалась обязанностями христианки и матери, занялась воспитанием сына, мудро управляла имением его, старалась дать ему обширное и прочное образование, особенно же основательно познакомить его со свящ. писанием. От матери он получил первые уроки в христианском благочестии, и ничто впоследствии не могло изгладить их из души его. Вот те семейства, из которых вышли празднуемые ныне святители, и вот каких матерей они имели. Великое значение имеет семейство по отношению к обществу, и великое значение имеют матери в деле воспитания детей. Несомненно, если бы и в настоящее время побольше было семейств, подобных семействами празднуемых святителей, то семейства давали бы обществу более лучших членов и деятелей; несомненно также и то, что если бы и в настоящее время побольше было матерей, подобных матерями празднуемых ныне святителей, то и детей с подобными направлением было бы гораздо большие, и самые дети поступали бы из семейств в школы с большими и лучшими задатками к добру. |
Хотя он, как надо полагать, и подозревал врагов Афанасия в клевете, но, видя их настойчивость в преследовании Афанасия и опасаясь еще больших смут в Церкви, счел за лучшее на время удалить Афанасия из Александрии; почему в 336 году и отправил его в Галлию в Трир. Сын Константина Констанций несколько раз лишал Афанасия кафедры. Преемник Констанция Юлиан, как известно, по своим расчетам, дал свободу вероисповедания всем христианским партиям. Афанасий возвратился в Александрию, занял свою кафедру и начал приводить в порядок церковные дела. Торжественно утвердив на Александрийском соборе православное учение, он постановил, чтобы обращающиеся в православие ариане были принимаемы в тех же иерархических степенях, какие имели до обращения. Это постановление, полное христианской любви, было весьма полезно для прекращения церковных смут. Многие полуариане, учение которых близко подходило к учению православному, обратились к Церкви. Император Юлиан скоро заметил благотворную деятельность Афанасия для Церкви и решился его сослать, как возмутителя общественного спокойствия. Афанасий должен был спасаться бегством в пустыню. Местом рождения, воспитания и первоначальной деятельности Иоанна была Антиохия, – город, издревле любезный Христу, где немало времени и с великим успехом подвизались в проповедании Евангелия свв. апостолы Павел и Варнава, – город, «первый из всех городов украсившийся, как дивным венцом, наименованием христиан». Св. Иоанн родился около 344 года. Родители его, Секунд и Анфуса, принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец его занимал одно из почетных мест в ведомстве начальника сирийских войск. Вскоре после своего рождения Иоанн лишился отца, и единственною руководительницею его в жизни осталась мать, которая, при несчастии, ее поразившем, по своей молодости, сама, по-видимому, имела нужду в руководителе. Но Промысл, все устрояющий ко благу, даровал св. Иоанну в Анфусе не только нежнолюбящую мать, но и мудрую наставницу. Анфуса принадлежала к числу тех христианских жен, которые, по свидетельству самих язычников, были в то время опорою добронравия и истинного благочестия в христианских семействах. |
Оставив Константинополь, он прежде всего устроил дела назианзской церкви, а потом остальные лета жизни провел в отцовском имении, в небольшом домике: тут он молился, тут писал свои сочинения, тут и скончался (389 г.). Память его – 25 января. Сочинения св. Григория – слова, письма и стихотворения. Его слова и по форме, и по тону в полном смысле ораторские слова, в особенности его пять слов о Боге Слова. Его письма кратки, но полны содержанием и тщательно отделаны. Его стихотворения проникнуты глубоким чувством. Св. Иоанн Златоуст Св. Иоанн Златоуст , архиепископ константинонольский, родился в Антиохии (347 г.). Отец его, Секунд, командовавший войсками в Сирии, вскоре по рождении Иоанна умер, оставив после себя молодую вдову, двадцатилетнюю Анфусу. Анфуса не хотела вступать во второй брак, не смотря на многие, выгодные для нее, предложения, и все свое внимание сосредоточила на воспитании сына своего, Иоанна. Получив домашнее воспитание, Иоанн учился в антиохийских школах, и был одним из лучших и даровитейших учеников знаменитаго Ливания, красноречивого языческаго оратора. По окончании образования, он вступил в должность адвоката и, увлеченный молодыми товарищами по службе, пристрастился к театрам и участвовал во всех светских удовольствиях. Но эта жизнь ему прискучила, – и он оставил гражданскую службу, и крестился (369 г.) у св. Мелетия, еп. антиохийского. По принятии крещения, он хотел было удалиться в пустыню; но мать его, Анфуса, и словами и слезами упросила его жить с нею вместе и благословляла его избрать любой путь жизни, когда она умрет. Иоанн остался в доме матери, но жил как инок, и получил степень чтеца. По смерти Анфусы, он сразу же поспешил в одну из обителей антиохийских, где провел 4 года, а потом удалился в уединенную пещеру, в которой провел еще 2 года. Труды и бдения строгой подвижнической жизни так расстроили его здоровье, что он вынужден был возвратиться в Антиохию, и здесь был посвящен в диакона, а через 5 лет в священника. В сане антиохийского священника он провел 12 лет. |
Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкий. Когда она познакомилась с христианской верой, то, выпросившись как бы навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушении Божию, святой Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещенной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но сватая скрылась из дома, приняла от Афанасия пострижение и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа, мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же чрев 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно. Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в ΧVII веке. Когда, в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда взяты были персами и многие другие святыни и иконы, для продажи русским купцам в Персию. В 1625 г. некто персиянин продал взятую в Грузди икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле, самому Георгию, было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь, Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 авг. 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22-го авг. каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск, «для освящения города и христолюбивых народов», где она бывает долгое время и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Раифской обители, Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии. 23-е число Мученик Лупп был слугой св. великомученика Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровью свои одежды и перстень и творил ими многие чудеса в Солуне, за что, по повеленью Максимиана, был усечен мечом. |
4. Преп. Анфуса (Анфиса) . После долгого подвига безмолвия основала монастырь, в котором жило 90 сестер. В эпоху иконоборчества, когда правил нечестивый царь Константин Копроним, все эти 90 монахинь были убиты. Преподобная Анфуса отошла ко Господу последней, в 759 году. 5. Сто пятьдесят три мученика, утопленных в море во Фракии . Рассуждение Подавая милостыню нищему, знай, что этим делаешь ты добра сколько ему, столько и себе, и [даже] еще больше – себе. Преподобный Антоний говорит: «От ближнего приходит к нам и жизнь, и смерть». А преподобный Петр Дамаскин пишет: «Как нищие должны благодарить Бога и любить богатых, творящих им благо, так, и еще гораздо больше, и богатые (должны благодарить Бога и любить нищих), потому что благодаря милостыне спасаются они Промыслом Божиим и в нынешнем, и в будущем веке. Ведь без нищих не только не приобретают они спасение души, но и не могут избежать искушений, [приходящих] от богатства». Милостыня же, подаваемая по тщеславию или с презрением, не приносит никакой пользы. В прежние времена богатые люди относили золото пустынникам и просили их его принять. Редко случалось, чтобы пустынники охотно принимали сию милостыню, однако когда это и происходило, то принимали они ее, движимые милосердием к богачам. Самые нищие люди на земле принимали милостыню из милосердия! Созерцание Да созерцаю достославное избавление Израиля от Сисары и его армии (Суд. гл. 4), а именно: 1) как Господь, слыша вопли порабощенных израильтян, умилосердился над ними и даровал им победу над Сисарой; 2) как пророчица Девора послала малое войско на гору Фавор против Сисары, у которого было 900 железных колесниц и огромная рать; 3) как дрогнула рать Сисары, а сам он погиб. Проповедь о предсказанных ругателях святыни Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям. 2Пет. 3:3 Изменяется ли и коробится ли зеркало, когда перед ним стоит ругатель, смеясь и издеваясь над зеркалом? Нет, зеркало не тускнеет и не кривится, но остается таким же, каким и было. Вот и Бог, братья, не изменяется и не претерпевает даже тени перемены, когда кощунники хулят Его и над ним насмехаются. Неизменый и Пречистый Бог знает, что вся хула кощунника обращается на его же голову. Потешаясь над Божией святыней, ругатель искривляет самого себя, сам себя делая уродом. А Божия святыня не терпит ущерба. |
иконы. Когда окончен был этот дом, нечестивец собрал в него все иконы и сжег тут» ( Georgius Codinus . De antiquitatibus Constantinopolitanis). По словам Зонары, Копроним «не христианин, не язычник, не жид, а смесь всякого нечестия, дикий Африканский зверь " (loannis Zonarae . Annales XVI). 588 Пролог: «заточена бысть в Малом острове и тамо в глубоцей старости ко Господу отыде». Римский мартиролог под 27 июля: «в Константинополе кончина блаженной девы Анфусы: она при Константине Копрониме за почитание св. икон была бита бичами и, сосланная в ссылку, почила в Господе». Если преподобная и была отправлена на остров, то этот остров вблизи столицы. У Вершинского (Вершинский Д.С. Месяцеслов) Амфиса – ошибка: такого нет греческого имени. 590 В Константинополе было два дома воспитания сирот, 4 больницы, 13 странноприимных домов, 16 домов для престарелых ( Du Саще. Сош1ап1;тороН8 Christum). 591 В Константинопольском монастыре св. Евфимии спаслись дочери имп. Василия Македонянина и жена имп. Льва Мудрого Зоя (Du Саще. Constantino- роˆ Chrismiana). У Вершинского (Вершинский Д.С. Месяцеслов) сказано, что Анфуса скончалась в монастыре Евмения. Это ошибка. Такой обители не было в Царьграде. 592 Du Са ng е. Constantinopolis Christom. Кодин прибавляет, что спустя 35 лет имп. Ирина Афинянка возобновила храм и перенесла в него св. мощи, найденные у острова Лемноса ( Georgius Codinus . De antiquitatibus Constantinopolitanis). 595 По греч. синаксарю и по прологу св. Анфуса жила в Омонейском монастыре и не дозволяла другим выходить из обители. Это значит, что здесь она была игуменьей, тогда как в Евфимиевом монастыре пострижена была в иночество, о чем говорит Менолог Василия. Омонейский монастырь известен особенно тем, что при имп. Феодосии Великом в храме его были заседания Вселенского Собора ( Du Саще. Constantinopolis Christiana). Во время Анфусы, вследствие соборного определения, было большое передвижение иноков и инокинь из одного места в другое. 597 Трулльский собор 692 г. определил: «избравшие подвижническое житие и определенные в монастырь отнюдь да не исходят. |
Много значило для блаженной постановление Трулльского собора об этом предмете 597 , а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор постановил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходить в иной» (пр. 21). Так блаженная Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не до зволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит» 598 ; тем более что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахинею говорить наедине 599 , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 года. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Константинопольский собор 692 года писал: «Не следует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» 600 . Молитвы святой Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 601 12 апреля 811 года, на 57 году ее жизни. Память святителя Василия, епископа Рязанского В сказании «о граде Муроме и о епископии его» 602 читаем: «неколи- кое время бысть во граде Муроме епископ праведен, именем Василий, сего добляго жития нетерпя враг, нача нань споны творити». |
Кондак, глас 1: Звание благое стяжав богомудре, мужей лукавых отвратился еси веры, не убоявся мук Агафониче славне. Темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы. В тот же день память преподобной Анфусы, святого священномученика Афанасия епископа и двух слуг святой Анфусы: Харисима и Неофита Святая Анфуса, дочь богатых жителей города Селевкии, приняв крещение, подвизалась 23 года в пустыне. Афанасий, епископ Тарса киликийского, крестивший святую Анфусу, был усечен мечом в царствование Аврелиана (270–275 гг.); тою же смертью скончались Харисим с Неофитом, крестившиеся вместе со своею госпожою. Святая Анфуса преставилась в мире, спустя долгое время после их мученической кончины (более 20 лет). Память 23 августа Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского Святой Ириней, епископ лионский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви. Он жил и подвизался во II b., посвятив всю жизнь свою борьбе с гнстицизмом [ 1 ]. Значение его для христианской Церкви II b. можно сравнивать с значением святого Афанасия Великого [ 2 ] для христианской церкви IV b. И тот и другой одинаково, и по преимуществу являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против ложных еретических учений своего времени, — святой Ириней — против гностицизма; святой Афанасий — против арианства [ 3 ]. Святой Ириней происходил из Малой Азии; его родиною был город Смирна; с юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость; он был хорошо знаком с греческою поэзиею, философиею и прочими эллинскими науками. Однако святой Ириней не увлекся лжеименным мирским знанием. Услыхав о духовной мудрости, — премудрости христианской, Ириней пожелал восприять ее всем сердцем своим; теперь он уже пожелал поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мирскую же мудрость — эллинскую вменял ни во что. В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом смирнским. Сей святой Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [ 4 ] и им самим был поставлен на епископский престол города Смирны. Святой Поликарп [ 5 ] весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо он заботился не только о своей пастве смирнской, но писал послания и соседним церквам. По свидетельству блаженного Иеронима [ 6 ], Поликарп был «вождем всей Азии в христианстве». |
| |