Теперь нужно было ему занять какую-нибудь общественную должность. Иоанн избрал для себя звание адвоката (защитника подсудимых). От молодого адвоката со счастливыми дарованиями, с твердым, честным характером, с прекрасным и свободным даром слова, ожидали многого, – и не напрасно: Иоанн вполне оправдал эти ожидания и в короткое время успел занять почетное место между адвокатами. За то чуть было не уклонился он от того доброго направления, которое дала ему благочестивая Анфуса. Заметно стало, что у Иоанна совсем не та уже была любовь к чтению св. Писания и молитв, какую имел он в детстве и нежной юности; совсем не то уже было усердие к делам веры и благочестия, каким он отличался прежде. Заметно стало, что театр и другие публичные зрелища сделались для него потребностью. Так изменила Иоанна жизнь светская! К счастью, это продолжалось недолго. Скоро благодать Божия открыла своему избраннику ту пропасть, на краю которой он стоял. У Иоанна был искренний друг, с которым он сблизился еще в антиохийском училище и которого любил больше всех товарищей, это – Василий, впоследствии епископ рафанейский (в Сирии). В то время как Иоанн, в звании адвоката, увлечен был миром, друг его Василий подвизался в Антиохийской пустыне. Узнав, что Иоанн уклонился от Евангельского пути, он просил, умолял его переменить образ жизни и занятий, и его просьба имела желанный успех. Иоанн сложил с себя звание адвоката, забыл театр и публичные зрелища, возвратился в дом матери и все свое время посвящал молитве, изучению св. Писания и благочестивым размышлениям. Когда Анфуса скончалась, Иоанн закрыл ей глаза сыновнею рукою и похоронил ее подле праха отца. Теперь ничто не мешало ему исполнить свое желание. Раздав имение бедным и дав свободу рабам, он поспешил уйти в Антиохийскую пустыню. Здесь он поступил в один из нагорных монастырей и отдал себя в полное распоряжение самому строгому старцу. O том, как проводили пустынножители жизнь свою, рассказал потом сам св. Иоанн в беседах своих к антиохийскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Принадлежа к высшему обществу и сама будучи женщиной образованной, Анфуса не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. Удалившись от всех развлечений мира и всецело сосредоточившись на своем маленьком семействе, она сама могла преподать своему сыну первые начатки образования, и это было величайшим благом для Иоанна. Из уст любящей матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился складывать и читать, несомненно, были слова Св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна, и если он впоследствии сам постоянно, так сказать, дышал и питался словом Божиим и истолкование его сделал главною задачей всей своей жизни, то эту любовь к нему он, несомненно, воспринял под влиянием своей благочестивой матери. Так прошло детство и наступило отрочество мальчика. Его положение требовало дальнейшего образования; Анфуса приложила все старание об этом и, не жалея никаких средств, предоставляла все удобства для образования и самообразования своего сына. Неизвестно, как и где, собственно, получал свое дальнейшее образование Иоанн, дома ли при помощи наемных учителей или в какой-нибудь христианской школе. Антиохия славилась своими школами и была своего рода сирийскими Афинами. Там было много языческих школ всякого рода, которые славились своими учителями, блиставшими напыщенным красноречием и туманной философией, а рядом с ними были школы христианские, где главным образом преподавалось и истолковывалось слово Божие, хотя не пренебрегалось и общее знание, насколько оно могло быть почерпаемо у лучших представителей классического мира. Так или иначе, Иоанн получал книжное образование, но оно составляло только часть его воспитания, которое Промысел Божий, предуготовляя своего избранника к его будущему великому назначению, вел и иным способом, давая ему наглядно постигнуть всю тщету отживающего язычества и величие и святость христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Все три, празднуемые ныне, святители происходили из благочестивых семейств, имели прекрасных матерей; и все они от них же получили первоначальное – домашнее образование. В этом отношении их матери служат прекрасным примером в деле воспитания детей для всех матерей. Емилия – мать св. Василия Великого – имела многочисленное семейство, и сама вместе с мужем своим занималась воспитанием детей. Они особенно старались внушить детям горячую любовь к Богу и основательное знание закона христианского. Они постоянно помнили, что воспитывают детей своих не для этой жизни, а для вечности. И хороши были их дети: старшая дочь их Макрина была примерная христианка, а два сына – празднуемый нами Василий Великий и брат его Григорий, впоследствии епископ Нисский, были в своё время светилами церкви Христовой, – и почти всё семейство причислено к лику святых. Нонна – мать св. Григория Богослова на столько была благочестива и влиятельна, что обратила от язычества к христианству своего мужа и содействовала его нравственному усовершенствованию настолько, что он получил сан епископа. Св. Григорий с любовью вспоминал о родителях своих и, особенно, о матери. «Мать моя, писал он, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих Сию золотую цепь. В женском образе нося мужеское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мире, чтобы здешнюю жизнь приготовить к жизни небесной.» И это семейство было образцом христианского благочестия и тоже почти все члены его причислены к лику святых. Анфуса – мать св. Иоанна Златоуста была замужем за богатыми человеком – начальником сирийских войск, овдовела на двадцатом году своей жизни; Иоанн остался от отца младенцем. Несмотря на неоднократные счастливые случаи вступить во второе супружество, Анфуса не пожелала того, а вся отдалась обязанностями христианки и матери, занялась воспитанием сына, мудро управляла имением его, старалась дать ему обширное и прочное образование, особенно же основательно познакомить его со свящ. писанием. От матери он получил первые уроки в христианском благочестии, и ничто впоследствии не могло изгладить их из души его. Вот те семейства, из которых вышли празднуемые ныне святители, и вот каких матерей они имели. Великое значение имеет семейство по отношению к обществу, и великое значение имеют матери в деле воспитания детей. Несомненно, если бы и в настоящее время побольше было семейств, подобных семействами празднуемых святителей, то семейства давали бы обществу более лучших членов и деятелей; несомненно также и то, что если бы и в настоящее время побольше было матерей, подобных матерями празднуемых ныне святителей, то и детей с подобными направлением было бы гораздо большие, и самые дети поступали бы из семейств в школы с большими и лучшими задатками к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Хотя он, как надо полагать, и подозревал врагов Афанасия в клевете, но, видя их настойчивость в преследовании Афанасия и опасаясь еще больших смут в Церкви, счел за лучшее на время удалить Афанасия из Александрии; почему в 336 году и отправил его в Галлию в Трир. Сын Константина Констанций несколько раз лишал Афанасия кафедры. Преемник Констанция Юлиан, как известно, по своим расчетам, дал свободу вероисповедания всем христианским партиям. Афанасий возвратился в Александрию, занял свою кафедру и начал приводить в порядок церковные дела. Торжественно утвердив на Александрийском соборе православное учение, он постановил, чтобы обращающиеся в православие ариане были принимаемы в тех же иерархических степенях, какие имели до обращения. Это постановление, полное христианской любви, было весьма полезно для прекращения церковных смут. Многие полуариане, учение которых близко подходило к учению православному, обратились к Церкви. Император Юлиан скоро заметил благотворную деятельность Афанасия для Церкви и решился его сослать, как возмутителя общественного спокойствия. Афанасий должен был спасаться бегством в пустыню. Местом рождения, воспитания и первоначальной деятельности Иоанна была Антиохия, – город, издревле любезный Христу, где немало времени и с великим успехом подвизались в проповедании Евангелия свв. апостолы Павел и Варнава, – город, «первый из всех городов украсившийся, как дивным венцом, наименованием христиан». Св. Иоанн родился около 344 года. Родители его, Секунд и Анфуса, принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец его занимал одно из почетных мест в ведомстве начальника сирийских войск. Вскоре после своего рождения Иоанн лишился отца, и единственною руководительницею его в жизни осталась мать, которая, при несчастии, ее поразившем, по своей молодости, сама, по-видимому, имела нужду в руководителе. Но Промысл, все устрояющий ко благу, даровал св. Иоанну в Анфусе не только нежнолюбящую мать, но и мудрую наставницу. Анфуса принадлежала к числу тех христианских жен, которые, по свидетельству самих язычников, были в то время опорою добронравия и истинного благочестия в христианских семействах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оставив Константинополь, он прежде всего устроил дела назианзской церкви, а потом остальные лета жизни провел в отцовском имении, в небольшом домике: тут он молился, тут писал свои сочинения, тут и скончался (389 г.). Память его – 25 января. Сочинения св. Григория – слова, письма и стихотворения. Его слова и по форме, и по тону в полном смысле ораторские слова, в особенности его пять слов о Боге Слова. Его письма кратки, но полны содержанием и тщательно отделаны. Его стихотворения проникнуты глубоким чувством. Св. Иоанн Златоуст Св. Иоанн Златоуст , архиепископ константинонольский, родился в Антиохии (347 г.). Отец его, Секунд, командовавший войсками в Сирии, вскоре по рождении Иоанна умер, оставив после себя молодую вдову, двадцатилетнюю Анфусу. Анфуса не хотела вступать во второй брак, не смотря на многие, выгодные для нее, предложения, и все свое внимание сосредоточила на воспитании сына своего, Иоанна. Получив домашнее воспитание, Иоанн учился в антиохийских школах, и был одним из лучших и даровитейших учеников знаменитаго Ливания, красноречивого языческаго оратора. По окончании образования, он вступил в должность адвоката и, увлеченный молодыми товарищами по службе, пристрастился к театрам и участвовал во всех светских удовольствиях. Но эта жизнь ему прискучила, – и он оставил гражданскую службу, и крестился (369 г.) у св. Мелетия, еп. антиохийского. По принятии крещения, он хотел было удалиться в пустыню; но мать его, Анфуса, и словами и слезами упросила его жить с нею вместе и благословляла его избрать любой путь жизни, когда она умрет. Иоанн остался в доме матери, но жил как инок, и получил степень чтеца. По смерти Анфусы, он сразу же поспешил в одну из обителей антиохийских, где провел 4 года, а потом удалился в уединенную пещеру, в которой провел еще 2 года. Труды и бдения строгой подвижнической жизни так расстроили его здоровье, что он вынужден был возвратиться в Антиохию, и здесь был посвящен в диакона, а через 5 лет в священника. В сане антиохийского священника он провел 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкий. Когда она познакомилась с христианской верой, то, выпросившись как бы навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушении Божию, святой Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещенной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но сватая скрылась из дома, приняла от Афанасия пострижение и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа, мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же чрев 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно. Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в ΧVII веке. Когда, в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда взяты были персами и многие другие святыни и иконы, для продажи русским купцам в Персию. В 1625 г. некто персиянин продал взятую в Грузди икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле, самому Георгию, было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь, Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 авг. 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22-го авг. каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск, «для освящения города и христолюбивых народов», где она бывает долгое время и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Раифской обители, Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии. 23-е число Мученик Лупп был слугой св. великомученика Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровью свои одежды и перстень и творил ими многие чудеса в Солуне, за что, по повеленью Максимиана, был усечен мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

4. Преп. Анфуса (Анфиса) . После долгого подвига безмолвия основала монастырь, в котором жило 90 сестер. В эпоху иконоборчества, когда правил нечестивый царь Константин Копроним, все эти 90 монахинь были убиты. Преподобная Анфуса отошла ко Господу последней, в 759 году. 5. Сто пятьдесят три мученика, утопленных в море во Фракии . Рассуждение Подавая милостыню нищему, знай, что этим делаешь ты добра сколько ему, столько и себе, и [даже] еще больше – себе. Преподобный Антоний говорит: «От ближнего приходит к нам и жизнь, и смерть». А преподобный Петр Дамаскин пишет: «Как нищие должны благодарить Бога и любить богатых, творящих им благо, так, и еще гораздо больше, и богатые (должны благодарить Бога и любить нищих), потому что благодаря милостыне спасаются они Промыслом Божиим и в нынешнем, и в будущем веке. Ведь без нищих не только не приобретают они спасение души, но и не могут избежать искушений, [приходящих] от богатства». Милостыня же, подаваемая по тщеславию или с презрением, не приносит никакой пользы. В прежние времена богатые люди относили золото пустынникам и просили их его принять. Редко случалось, чтобы пустынники охотно принимали сию милостыню, однако когда это и происходило, то принимали они ее, движимые милосердием к богачам. Самые нищие люди на земле принимали милостыню из милосердия! Созерцание Да созерцаю достославное избавление Израиля от Сисары и его армии (Суд. гл. 4), а именно: 1) как Господь, слыша вопли порабощенных израильтян, умилосердился над ними и даровал им победу над Сисарой; 2) как пророчица Девора послала малое войско на гору Фавор против Сисары, у которого было 900 железных колесниц и огромная рать; 3) как дрогнула рать Сисары, а сам он погиб. Проповедь о предсказанных ругателях святыни Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям. 2Пет. 3:3 Изменяется ли и коробится ли зеркало, когда перед ним стоит ругатель, смеясь и издеваясь над зеркалом? Нет, зеркало не тускнеет и не кривится, но остается таким же, каким и было. Вот и Бог, братья, не изменяется и не претерпевает даже тени перемены, когда кощунники хулят Его и над ним насмехаются. Неизменый и Пречистый Бог знает, что вся хула кощунника обращается на его же голову. Потешаясь над Божией святыней, ругатель искривляет самого себя, сам себя делая уродом. А Божия святыня не терпит ущерба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

иконы. Когда окончен был этот дом, нечестивец собрал в него все иконы и сжег тут» ( Georgius Codinus . De antiquitatibus Constantinopolitanis). По словам Зонары, Копроним «не христианин, не язычник, не жид, а смесь всякого нечестия, дикий Африканский зверь " (loannis Zonarae . Annales XVI). 588 Пролог: «заточена бысть в Малом острове и тамо в глубоцей старости ко Го­споду отыде». Римский мартиролог под 27 июля: «в Константинополе кончина бла­женной девы Анфусы: она при Константине Копрониме за почитание св. икон была бита бичами и, сосланная в ссылку, почила в Господе». Если преподобная и была от­правлена на остров, то этот остров вблизи столицы. У Вершинского (Вершинский Д.С. Месяцеслов) Амфиса – ошибка: такого нет греческого имени. 590 В Константинополе было два дома воспитания сирот, 4 больницы, 13 странно­приимных домов, 16 домов для престарелых ( Du Саще. Сош1ап1;тороН8 Christum). 591 В Константинопольском монастыре св. Евфимии спаслись дочери имп. Василия Македонянина и жена имп. Льва Мудрого Зоя (Du Саще. Constantino- роˆ Chrismiana). У Вершинского (Вершинский Д.С. Месяцеслов) сказано, что Анфуса скончалась в монастыре Евмения. Это ошибка. Такой обители не было в Царьграде. 592 Du Са ng е. Constantinopolis Christom. Кодин прибавляет, что спустя 35 лет имп. Ирина Афинянка возобновила храм и перенесла в него св. мощи, найденные у острова Лемноса ( Georgius Codinus . De antiquitatibus Constantinopolitanis). 595 По греч. синаксарю и по прологу св. Анфуса жила в Омонейском монастыре и не дозволяла другим выходить из обители. Это значит, что здесь она была игу­меньей, тогда как в Евфимиевом монастыре пострижена была в иночество, о чем говорит Менолог Василия. Омонейский монастырь известен особенно тем, что при имп. Феодосии Великом в храме его были заседания Вселенского Собора ( Du Саще. Constantinopolis Christiana). Во время Анфусы, вследствие соборного определения, было большое передвижение иноков и инокинь из одного места в другое. 597 Трулльский собор 692 г. определил: «избравшие подвижническое житие и определенные в монастырь отнюдь да не исходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Много значило для блаженной по­становление Трулльского собора об этом предмете 597 , а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор постановил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходить в иной» (пр. 21). Так блаженная Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не до­ зволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит» 598 ; тем более что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запре­тил монаху с монахинею говорить наедине 599 , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посе­тителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 года. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Константинопольский собор 692 года писал: «Не сле­дует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась вос­поминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрите­ли думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» 600 . Молитвы святой Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 601 12 апреля 811 го­да, на 57 году ее жизни. Память святителя Василия, епископа Рязанского В сказании «о граде Муроме и о епископии его» 602 читаем: «неколи- кое время бысть во граде Муроме епископ праведен, именем Василий, сего добляго жития нетерпя враг, нача нань споны творити».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  Кондак, глас 1: Звание благое стяжав богомудре, мужей лукавых отвратился еси веры, не убоявся мук Агафониче славне. Темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы. В тот же день память преподобной Анфусы, святого священномученика Афанасия епископа и двух слуг святой Анфусы: Харисима и Неофита Святая Анфуса, дочь богатых жителей города Селевкии, приняв крещение, подвизалась 23 года в пустыне. Афанасий, епископ Тарса киликийского, крестивший святую Анфусу, был усечен мечом в царствование Аврелиана (270–275 гг.); тою же смертью скончались Харисим с Неофитом, крестившиеся вместе со своею госпожою. Святая Анфуса преставилась в мире, спустя долгое время после их мученической кончины (более 20 лет). Память 23 августа Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского Святой Ириней, епископ лионский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви. Он жил и подвизался во II b., посвятив всю жизнь свою борьбе с гнстицизмом [ 1 ]. Значение его для христианской Церкви II b. можно сравнивать с значением святого Афанасия Великого [ 2 ] для христианской церкви IV b. И тот и другой одинаково, и по преимуществу являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против ложных еретических учений своего времени, — святой Ириней — против гностицизма; святой Афанасий — против арианства [ 3 ]. Святой Ириней происходил из Малой Азии; его родиною был город Смирна; с юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость; он был хорошо знаком с греческою поэзиею, философиею и прочими эллинскими науками. Однако святой Ириней не увлекся лжеименным мирским знанием. Услыхав о духовной мудрости, — премудрости христианской, Ириней пожелал восприять ее всем сердцем своим; теперь он уже пожелал поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мирскую же мудрость — эллинскую вменял ни во что. В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом смирнским. Сей святой Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [ 4 ] и им самим был поставлен на епископский престол города Смирны. Святой Поликарп [ 5 ] весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо он заботился не только о своей пастве смирнской, но писал послания и соседним церквам. По свидетельству блаженного Иеронима [ 6 ], Поликарп был «вождем всей Азии в христианстве».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010