Мир 2 Образцы презрения к миру Присланный от царя Валента придворный Модест с целью склонить св. Василия Великого к арианству, видя, что ласканиями не может преклонить святителя, стал угрожать ему заточением; на это св. Василий отвечал ему: «Отнимешь ли у меня имущество, но меня тем не приведешь в нищету, ибо все мое богатство составляют лишь эти рубища, которые видишь на мне, да несколько книг. Изгнания не боюсь, ибо вся земля Божия; мучения презираю, ибо чрез них скорее достигну желаемой кончины». – «Подумай об этом до утра, – сказал наконец Модест, – и если ты не согласишься, я тебя погублю». – «Я столько же буду тверд и поутру, как ныне», – отвечал святитель, и своею твердостью посрамил арианствующих («Четьи-Минеи», 1 января). Преп. Анфуса была дочь императора Константина Копронима. Жизнь этого императора, обезображенная пороками, и мучительная смерть его (пред смертью он кричал, что горит и наказывается за хулы на Богоматерь) более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. По смерти своего отца (775 г.), она часть оставшегося ей имущества употребила на украшение и построение церквей и монастырей, а другую часть раздала нищим и бедным. Лишившись добровольно тленных земных благ, Анфуса всею душою отдалась подвигам благочестия: она часто возносила молитвы к Богу, читала св. писание, довольствовалась хлебом и водою, подавала добрые, утешительные советы скорбящим и бедствующим. Наконец, по любви к уединенной жизни, приняла пострижение в монастыре св. Евфимии и вскоре сделалась настоятельницею Омопейскаго цареградскаго монастыря. Полная любви и смирения, Анфуса, казалось, забыла, что она царская дочь и настоятельница, и исполняла все монастырские работы как простая послушница, и прислуживала сестрам, которые трудами своих рук добывали себе пропитание. Св. подвижница, следуя древнему правилу, не позволяла ни себе, ни сестрам переступать ногою за ограду обители без крайней нужды, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Преп. Анфуса скончалась 12 апреля 811 г., на 57 году своей жизни («Четьи-Минеи», 12 апреля; сн. кн. «Святые подвижники восточной церкви», Филарета, архиепископа черниговского, стр. 297–301). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С наступлением поры более полного образования для Иоанна, Анфуса приложила все старание и не пожалела никаких средств предоставить все удобства для образования и самообразования своего сына. Воспитав сына и поставив его на житейскую дорогу, она достигла цели своих многолетних забот и радовалась, что Иоанн начал жизненный путь со свободного занятия адвокатурой. Она надеялась, что скоро он сделается в общественном положении мужем достойным и своего звания и как христианин. Но Иоанн, всегда питавший глубокое уважение к монашескому образу жизни, давно стремился вступить в число иноков. Однако он хотел исполнить свое намерение не иначе, как с согласия и благословения своей матери: он знал, что без её согласия его горячая любовь к матери не даст ему покоя и в уединении, и всегда будет мучить его, куда бы он ни удалился. Но когда Анфуса узнала о намерении сына своего оставить её дом для иноческой жизни, мгновенно сердце её исполнилось тяжкою скорбью, и из глаз её полились горькие слезы. И еще более, чем слезы, поразили Иоанна горестью трогательные слова его матери, в которых она раскрыла пред ним заботы и скорби, ею перенесенный и снова ей угрожающие по разлуке с сыном. Взяв Иоанна за руку и посадив близ постели, на которой родила его, Анфуса с рыданиями говорила ему: «Сын мой! по воле Провидения, я не долго наслаждалась сожительством добродетельного твоего отца, чья смерть, случившаяся вскоре после болезней твоего рождения, преждевременно оставила тебя сиротою, а меня вдовицею, со всеми горестями вдовства. Никакое слово не может изобразить бури, постигающей деву, которая недавно оставила дом родительский и, еще неопытная в жизни, вдруг поражена тягчайшею скорбью и вынуждена принять на себя заботы, далеко превышающие её возраст и самый пол... Но, несмотря ни на какие заботы и трудности, соединенные с моим ранним вдовством, я не захотела вторично вступить в брак и ввести другого мужа в дом отца твоего... Среди смятений меня поддерживала помощь Всевышнего. И, кроме того, я не мало получала отрады, взирая ежеминутно на твое лицо и в нем видя живой образ почившего...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Спустя некоторое время (756) через эти края проходил император, шедший со своим войском на войну с арабами. Он велел позвать святую и стал угрожать ей ужасными пытками, но внезапно был поражен слепотой и поэтому прекратил беспокоить Анфусу. Позднее, когда императрица во время родов находилась на грани смерти, святая Анфуса предсказала ей, что она родит близнецов, сына и дочь, и даже описала жизнь каждого из них. Благодарная императрица стала с тех пор покровительницей обители, пожаловав села и различные дары, а император прекратил преследования. После этого преподобная прославилась по всей стране, и отовсюду к ней стали приходить люди: кто за благословением, кто для того, чтобы поступить в монастырь под ее руководство, а кто за исцелением от болезней. Совершив великое множество чудес, она почила в Господе и была похоронена в келье, где провела свою жизнь. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 9 августа 2012 г. Древние авторы считали, что Мантиний находился в Пафлагонии. По другому мнению, озером Периклий следует считать озеро, находящееся в провинции Гонориада (восток Вифинии), к востоку от Клавдиополя, и называемое в настоящее время Джагагёль. Мантинийский монастырь упоминается также в житии новомученика Романа (память 1 мая) и в пространном «Житии св. Петра Атройского» (память 3 января). Один из редких примеров, когда женщина духовно руководила «двойным» монастырем. См. также жития св. Мелании (память 31 декабря) и св. Хильды (память 17 ноября). скрыть способы оплаты Комментарии М 9 августа 2019, 22:27 Святая Анфуса,моли Господа о нас грешных и недостойных людях! римма 9 августа 2016, 15:39 Святая преподобная Анфуса, помолись обо мне грешной и недостойной, о здравии душевном и телесном моем и моих родных, веди моих детей и внучку путем праведным, помолись об их семейном счастье, не остави нас своим предстательством.

http://pravoslavie.ru/55216.html

Старшая Анфуса 116 , оставив родительский дом, подвизалась сперва в пещерах уединённо, переходя из одной в другую; потом, встретив старца, подвижника Сисиния, продолжала подвиги по его советам и столько успела в духовной жизни, что её управлению отдали себя в Мантинее многие девы. К советам её обращались жаждавшие спасения, и не оставались без пользы. Высокая жизнь её приобрела ей уважение и лучших из мирских людей Эллады. Император Константин Копроним настойчиво хотел быть тем, чем впоследствии был Лютер: страхом и обманом вынудил он (в 753 г.) оправдать на соборе магометанское (т. е. глупое) отвращение от св. икон, почитание святых выдавал за суеверие, обеты девства – за извращение природы 117 . Услыхав, что Анфуса в своей обители благоговейно и без страха перед людьми чтит св. иконы и даже уговорила своего брата стать в ряды защитников св. икон, он приказал представить к себе смелую игуменью со всеми её 90 сёстрами. Гордый и развратный деспот 118 потребовал, чтобы отказались они от своего образа мыслей; он думал, что пустынная игуменья легко уступит гордой воле его, как уступали искатели честей его и прохладной жизни. «Христианская совесть», отвечала Анфуса, «не дозволяет выполнить несправедливую царскую волю: поклонение св. иконам – дело святое, оправданное постоянной практикой св. Церкви, а жить для удовлетворения одним скотским потребностям – не значит жить достойно человека; надобно плакать, что и без повелений власти так много несчастных, которые любят грязную жизнь» 119 . – Копроним велел бить её бичами без пощады. Воля деспота была исполнена. Копроним отдал приказание отослать игуменью с сёстрами в заточение. В это самое время императрица страшно страдала муками родов. Преподобная сказала вслух всех, что императрица родит двойни, сына и дочь, и указала судьбу двойней. Разрешившаяся двойнями императрица стала чтить пр. Анфусу, как духовную мать, и для её обители сделала много пожертвований. – Блаж. Анфуса скоро предала дух свой Господу, в глубокой старости, в 759 г. 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Анфуса была дочь императора Константина Копронима. Жизнь этого императора, обезображенная пороками, и мучительная смерть его (перед смертью он кричал, что горит и наказывается за хулы на Богоматерь) более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. По смерти своего отца (776 г.), она часть оставшегося ей имущества употребила на украшение и построение церквей и монастырей, а другую часть раздала нищим и бедным. Лишившись добровольно тлеющих земных благ, Анфуса всей душой отдалась подвигам благочестия: она часто возносила молитвы к Богу, читала Священное Писание , довольствовалась хлебом и водою, подавала добрые, утешительные советы скорбящим и бедствующим. Наконец, по любви к уединенной жизни, приняла пострижение в монастыре св. Евфимии и вскоре сделалась настоятельницей Омонейского Цареградского монастыря. Полная любви и смирения, Анфуса, казалось, забыла, что она царская дочь и настоятельница, и исполняла все монастырские работы, как простая послушница, и прислуживала сестрам, которые трудами своих рук добывали себе пропитание. Св. подвижница, следуя древнему правилу, не позволяла ни себе, ни сестрам переступать ногою за ограду обители без крайней нужды, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Преп. Анфуса скончалась 12 апреля 811 г., на 67 году своей жизни. (Ч.-М. апр. 12, см. кн. «Святые подв. Вост. Церкви», Филарета, арх. Черн., стр. 297–301). 4. Человек, не ищи счастья на земле! Что это значит, что никакая земная вещь: ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания, – не удовлетворяют наше сердце? Что значит, что мы среди земного счастья скучаем и чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: «Человек! Не ищи благ на земле, в этой юдоли суеты и тления: твое блаженство – в едином Боге. К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянных наслаждений и успокоения!». Этой истине учит жизнь царя иудейского Соломона. Он был царь, и царь богатейший, великолепнейший и знаменитейший из царей своего времени; но послушайте, однако, что говорит он: «Я предпринял у себя множество дел: настроил домов, насадил виноградников, развел сады и вертограды, в которых были у меня всякие плодовые деревья, наделал водохранилища для орошения рощей, накупил рабов и рабынь и множество прислуги; у меня было множество крупного и мелкого скота, более, чем у всех, которые жили до меня в Иерусалиме; я собрал множество золота и серебра, богатства различных царей и стран хранились в моей сокровищнице; я окружил себя певцами и певицами. Никто до меня в Иерусалиме не достигал такого величия, не говоря уже о моей мудрости. Все имел я, чего только ни пожелало бы мое сердце, ни в каком удовольствии я себе не отказывал. Но я взглянул серьезно на все, что я сделал, и увидел, что вся моя деятельность, все труды мои – суета и мучение духа; суета и мучение духа – одно, что осталось мне от всей моей деятельности» ( Еккл.2:4–11 ). 5. Какая цель непостоянства земного счастья?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Родители Иоанна Златоуста , Анфуса и Секунд, не были таковыми христианами. Отец занимал видный пост военачальника. Он умер, когда Иоанн был еще ребенком. На руках молодой вдовы (ей было еще 21 год) осталось двое детей: дочь и сын. Девочка скоро умерла, и Анфуса вся отдалась воспитанию сына, которого любила беззаветно и ради которого отказалась от нового замужества. Она принадлежала к тем женщинам, которыми гордились христиане и которым удивлялись язычники. Именно по поводу Анфусы вырвалось восклицание у знаменитого языческого философа Ливания: «Что за чудные женщины у этих христиан!» Да, такие женщины составляли украшение христианского общества, и им не мало обязана Церковь . Их истинная любовь, их горячая ревность приносила добрые плоды. Они для многих служили примером, поддержкою; они воспитали и сохранили для Церкви тех, которые стали потом оплотом Церкви. Любовь Анфусы оберегала детство Иоанна Златоуста и стояла на страже его юности. «Она забыла свою молодость, вся ее жизнь точно ушла в жизнь сына. Она воспитала его душу; то, что дала ему любовь, осталось для него чистым источником, из которого он черпал отраду и силу до конца своей жизни». III раздел Анфуса желала дать сыну хорошее образование. Вследствие распоряжения императора Юлиана, в христианских школах было запрещено преподавание высших наук. Приходилось обратиться за научным познанием к языческим учителям. Но, прежде чем отдать сына в языческую школу, благочестивая Анфуса занялась его воспитанием. Она поручила священнику преподавать начальные уроки по Священному Писанию и сама читала с мальчиком Библию, наставляя его беседами в христианской нравственности, закрепляя все это примером своей христианской жизни. В то же время отроку Иоанну, у которого душа только что раскрывалась к сознательному восприятию впечатлений, пришлось быть свидетелем отчаянной борьбы язычества с христианством. «Овладев императорским престолом, Юлиан сбросил с себя маску лицемерного благочестия и открыто выступил врагом христианства, ненависть к которому давно таилась в его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И вот с такою точностью и с такой полнотой исполнились слова Спасителя на св. Иоанне. Он был поистине величайшим светильником мира, и светом своих Боговдохновенных учений освещал весь христианский мир того времени. Такой величайший проповедник слова, как Иоанн, не мог укрыться от словесных овец стада Христова, жаждущих его вдохновенной проповеди . Премилосердый Создатель осенил его таким величайшим даром, что для его святительских дарований мала и тесна была кафедра даже и Антиохийской Церкви. Господу угодно было поставить этот светильник на самый высокий свещник – на Константинопольскую кафедру. Сначала в Антиохии под мирным и благостным управлением Флавиана, патриарха Антиохийского, потом в греческой столице – Константинополе, при дворе Аркадия и Евдоксии, и, наконец, в период изгнаний и заточений проповеднический гений святителя Иоанна окреп, возвысился, раскрылся всесторонне, а под влиянием благодати просиял светом божественным Св. Иоанн родился в Антиохии в 347 г. от благородных и образованнейших родителей Секунда и Анфусы. Родители его принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец его был начальником сирийских войск и жил в супружестве очень краткое время, так что добродетельная Анфуса осталась двадцатилетней вдовой после мужа, имея при себе двух детей, сына и дочь. Маленькая дочь также недолго утешала материнское сердце, подобно своему родителю скоро отошла в вечность, и убитая горем Анфуса все свое внимание сосредоточила на воспитании своего сына в строгом духе древнего христианского благочестия. Св. древность ставит ее в этом отношении наравне с знаменитейшими женами христианскими: Моникой, Ноной, Эмилией, Горгонией и Макриной, весьма много потрудившимися над воспитанием юношества. Но задача Анфусы по поводу воспитания и образования сына была несравненно выше и гораздо трудней. Те были аскетически подготовлены к делу воспитания своих редких детей, но Анфуса при жизни мужа не могла не принадлежать высшему обществу того времени, а потому аскетические приемы воспитания ей были мало известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Христовом, в Антиохии. Его родители были люди знатные и богатые. Отец его Секунд занимал высокую должность воеводы в императорском войске, а мать Анфуса была весьма образованной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства. Оба они были христиане, и притом не по имени только, как это нередко случалось в то переходное время, а истинные и действительные христиане, преданные св. Церкви: известно, что сестра Секунда, тетка Иоанна, состояла даже диакониссой в антиохийской церкви. В таком именно благочестивом доме и родился Иоанн. Секунд и Анфуса были еще люди молодые и у них было только еще двое малюток - девочка двух лет и новорожденный мальчик Иоанн, - радость и утешение своих родителей. Но не успело это благочестивое семейство насладиться своим счастьем, как его постигло великое горе: во цвете лет и служебных надежд скончался глава его - Секунд, оставив по себе молодую вдову Анфусу с двумя малютками. Горе молодой матери, которой было всего двадцать лет от роду, было безгранично. Правда, она не нуждалась в средствах жизни, так как имела значительное состояние; но ея нравственныя муки были тяжелее материальной нужды. Молодая и неопытная, она неизбежно должна была сделаться предметом разных искательств со стороны многих ложных друзей, которые не прочь были воспользоваться ея богатством, и всякая другая женщина в ея положении легко могла бы сделаться жертвою если не увлечений, то обмана и обольщения. Но Анфуса представляла собою одну из тех великих женщин, которыя, вполне сознавая свое истинное назначение и достоинство, стояли выше всех увлечений и житейской суеты. Как христианка, она взглянула на свое несчастье, как на испытание свыше и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, порешила забыть о себе и всецело посвятить себя материнской заботе об осиротевших малютках. И она исполнила это решение с такою непоколебимостью, что вызвала невольное удивление в язычниках. Знаменитый языческий ритор Ливаний, узнав впоследствии о ея материнском самоотвержении, невольно и с удивлением воскликнул: " Ах, какия у христиан есть женщины! " Решимость ея не ослабела и от новаго горя, поразившаго ея материнское сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   По другим известиям, святая и тогда еще, как жила во дворце, под пышной одеждой царевны носила власяницу, довольствовалась хлебом и водой и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца ее, и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь. Жизнь безобразием ее, а смерть ужасами ее, без сомнения, более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоятельницей Омонейского монастыря, она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестер и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а латинские имеют», — говорил западный Кантерберийский архиепископ. Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содержание, а царская дочь-игуменья сама служила сестрам со смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса, в отношении к себе и другим, древнее правило — не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Много значило для блаженной постановление Трулльского Собора об этом предмете, а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор поставил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходити во иный» (Правило 21). Так, блаж. Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не дозволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило Собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит»; тем более что и современный ей Собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахиней говорить наедине, а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил Собор 692 г. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Констант. Собор 691 г. писал: «Не следует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире». Молитвы св. Анфусы были неуспыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 12 апр. 811 г., на 57 году ее жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

В. Сахаров I. Первоначальное воспитание и жизнь святого Иоанна до принятия пресвитерского сана Вселенский великий учитель и святитель Иоанн Златоуст , родился в Антиохии, главном городе Сирии (в Азии), около З47 года по Рождестве Христове. Скоро по рождении Иоанна, отец его, Секунд; занимавший видное место в сирийском войске, скончался, оставя во вдовстве 20-ти летнюю Анфусу, мать Иоанна. Св. Анфуса не решилась вступать в новый брак, и все свое внимание, всю деятельность сосредоточила на воспитании сына в вере и благочестии. И этот долг матери она исполняла с таким редким усердием, что сделалась предметом удивления не только для христиан, но даже и для язычников. Знаменитый в то время языческий ученый Ливаний, выслушав однажды рассказ Иоанна о его матери, сказал: «какие удивительные жены у христиан!». За то и сын утешал свою мать дарованиями, успехами и послушанием. Когда пора детства для Иоанна миновала, Анфуса для дальнейшего образования отдала его в антиохийское языческое училище, потому что христианские школы тогда были закрыты. Император Юлиан, отступив от Бога, воздвиг гонение на христиан, и, между прочим, запретил им иметь свои школы. В антиохийской языческой школе Иоанн, под руководством славнейших учителей тогдашнего времени, изучал языческую мудрость и красноречие и приобрел в них обширнейшие сведения. Знаменитый учитель его, Ливаний, пред смертью своею, на вопрос друзей: «кого бы ты желал иметь своим преемником?» ответил: «я избрал бы Иоанна, если бы его не отняли у нас христиане». Между тем Анфуса, со всею любовью и вниманием матери-христианки, не переставала следить за нравственным воспитанием своего сына. Она поручила священнику преподавать ему начальные уроки по Свящ. Писанию, и сама читала с ним Библию , поучая его беседами. Ее-то наставлениям и примеру Иоанн преимущественно обязан был тем, что среди соблазнительной жизни многих товарищей сохранил в чистоте свое сердце. Ha 20-м году он не только окончил курс учения, но даже успел приобрести известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010