Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Константин V. Монета. Аверс, реверс. VIII в. (сент. 718 - 14.09.775), визант. император-иконоборец (18 июня 741 - 14 сент. 775). Уничижительные прозвища как приложение к имени: Копроним (греч. Κοπρνυμος, от κπρος - «навоз», слав. «лаиноименитый», «гноеименитый»), Кавалин (Καβαλλνος, от позднелат. caballus - «конь»), Мам(м)она (Μαμ(μ)ωνς), Ирод (Ηρδης). Источники Практически все тексты о К., дошедшие до наст. времени, в той или иной степени неблагожелательны по отношению к нему, поэтому верификация сведений, относящихся к его богословским взглядам, церковной, внутренней и внешней политике, а также к его деятельности как полководца, представляет собой очень сложную источниковедческую задачу. По-видимому, между 775 и 784 гг. было составлено историческое сочинение антииконоборческой направленности, описывавшее царствование Льва III и К., фрагменты которого сохранились в «Бревиарии» и «III Антирретике» патриарха К-польского Никифора I , «Хронографии» прп. Феофана Исповедника и «Краткой хронике» Георгия Амартола . Несмотря на ярко выраженную полемическую направленность, последнее произведение претендовало на правдивость ( Theoph. Chron. P. 413), благодаря чему стала известна важная информация о победах К. над болгарами и арабами. Наиболее объективным источником считается «Бревиарий» патриарха Никифора, доведенный до 767 г. Биография К. род. в сент. 718 г. у имп. Льва III Исавра и его жены Марии и был крещен на Рождество того же года патриархом К-польским свт. Германом I . Согласно позднейшему преданию (негативно передающему факты биографии К.), во время крещения младенец обмарался в купели, за что и получил прозвище Копроним (Ibid. P. 400). 31 марта 720 г. К. был коронован как соправитель отца. Ок. 731/2 г. женился на хазарской принцессе Чичак (Цветок), получившей при крещении имя Ирина. От этого брака у К. 25 дек. 750 г. род. сын Лев (впосл. имп. Лев IV, коронован как соправитель 6 июня 751). После смерти Ирины К. женился на Марии († 751). Неизвестно, были ли дети от этого брака. От 3-го брака с Евдокией у К. было 6 детей: Христофор, Никифор, Никита, Анфим, Евдоким и Анфуса (см. Анфуса Омонийская , прп.).

http://pravenc.ru/text/2057044.html

Скачать epub pdf Память преподобной Анфусы Память 12 апреля Святую Анфусу отец ее долго побуждал выйти замуж, но она не согласилась на это и когда, после смерти его 2515 , стала свободною, то всё имущество свое раздала бедным, а также церквам и монастырям. Она была матерью для множества сирот и защитницею вдов. Благочестивая императрица Ирина 2516 не раз усилено просила ее жить вместе с нею и участвовать в управлении империей, но она решительно от этого отказалась. Во время своего пребывания во дворце она снаружи носила богатые одежды царской дочери, а под ними власяницу 2517 , употребляла скудную пищу и пила одну только воду, при чем в глазах ее всегда были слёзы, а в устах – церковные песнопения. Приняв потом пострижение в Омонийской обители 2518 от руки святого Тарасия , она стала инокиней и с тех пор ни сама не выходила из обители, ни другой какой-либо из сестер не дозволяла этого 2519 . Не пропуская ни одного церковного богослужения, лишая себя отдыха, она не теряла бодрости в молитве и не ослабевала в молитвенных бдениях, причем слезы сокрушения всегда текли из глаз ее. Смирение ее было выше всякой меры, так как она служила всем сестрам, убирала церковь , носила воду, во время трапезы никогда не садилась за стол и прислуживала другим. Проведши таким образом всю свою жизнь, преподобная с великим богатством добродетелей отошла ко Господу, имея от роду 52 года 2520 . 2515 Император Константин Копроним скончался в 775 году, вступив на престол после зятя своего Артабазда в 743 году. 2516 Императрица Ирина, супруга Льва Хозара, управляла государством за малолетством сына своего Константина Порфирородного с 780 по 802 год. Ревностная почитательница св. икон, она содействовала созванию седьмого Вселенского собора, утвердившего в Церкви догмат иконопочитания. 2517 Власяница – нижняя одежда, сплетенная из конского волоса и носимая подвижниками на голом теле. 2518 Омонийская обитель находилась в Константинополе. Известна тем, что в храме ее происходили заседания второго Вселенского собора. 2519 Преподобная Анфуса приняла иноческое пострижение в Константинопольском монастыре святой Евфимии, а потом перешла в Омонийский монастырь, где была игуменией. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФУСА ОМОНИЙСКАЯ (757-809), прп. (пам. 12 апр., пам. греч. 17, 18 апр.). Дочь имп. Константина V Копронима . Ее рождение было предсказано имп. чете прп. Анфисой Старшей . Отец долго побуждал А. О. выйти замуж, но она не согласилась вступить в брак. Во время пребывания во дворце она носила под царскими одеждами власяницу, употребляла скудную пищу и пила только воду. После смерти отца раздала все имущество нищим, храмам и мон-рям, помогала сиротам и обездоленным. Императрица Ирина многократно просила А. О. участвовать в управлении гос-вом, но она решительно от этого отказалась и была пострижена Патриархом Тарасием в монашество в к-польском мон-ре св. Евфимии, а затем стала игуменией мон-ря Омонии . Она ни разу не покинула обитель и не позволяла этого др. монахиням. А. О. являла пример удивительного смирения: убирала церковь, носила воду, прислуживала во время трапезы. А. О. скончалась 52 лет от роду, мощи ее находились в мон-ре Омонии. Память А. О. указывается в визант. календарях 12, 17 и 18 апр. Краткие жития содержатся под 18 апр. в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 613-614) и под 17 апр. в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 409-410). В них обитель, в к-рой подвизалась А. О., называется мон-рем Евмении (τς Εμενας). Под 12 апр. память А. О. отмечена в ряде греч. синаксарей (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и печатной Минее (Венеция, 1603). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. О., включенный в нестишной Пролог под 17 апр. (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 58об.- 59, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) и помещено под 12 апр. в составе Стишного Пролога. В ВМЧ содержатся оба проложных жития А. О. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 77, 81 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, 12 апр., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Απρλιος. Σ. 89). Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 488-489; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 234-237; SynCP. Col. 613-614; ЖСв. Апр. С. 184-185. Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 383; Janin R. Anthuse (5)//DHGE. T. 3. Col. 538; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 790; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИСА СТАРШАЯ († 700-775), прп. (пам. 27 июля), игум. Мантинейская. Дочь благородных родителей Стратигия и Февронии, оставила родительский дом и вела уединенную жизнь в пещере. Затем пришла к подвижнику Сисинию, постриглась в монахини и стала ученицей старца. А. С. основала в Мантинее (Пафлагония) жен. мон-рь, в к-ром под ее рук. подвизались 90 монахинь. Молва о ней достигла имп. Константина V Копронима , и он отправил к А. С. чиновника с требованием отказаться от почитания икон, угрожая в противном случае ссылкой. А. С. не подчинилась приказу императора и отправилась в изгнание, где после недолгой болезни скончалась. Согласно др. сказанию, к-рое использовал Никодим Святогорец при составлении «Великого Синаксариста», император помиловал игумению за то, что она предсказала его супруге рождение двойни, мальчика и девочки. А. С. удостоилась царских даров и мирно скончалась в своей обители спустя много лет, а девочку назвали в честь преподобной, и впосл. она тоже была причислена к лику святых (см. Анфуса Омонийская , прп.). Пространное житие А. С. находится в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 848-852), краткое включено в Минологий Василия II (PG. 117. Col. 561-562). Память указывается в ряде греч. синаксарей, напр. в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-рый было включено краткое житие А. С., имеющее ряд разночтений с текстом Минология Василия II (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 88об.- 89, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. С. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба жития А. С. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 330, 332 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. С. без синаксаря (Μηναον. Ιολιος. Σ. 249). Ист.: BHG, N 2029h; ActaSS. Iul. T. 6. P. 448-450; SynCP. Col. 848-852; ЖСв. Июль. С. 637. Лит.: Janin R. Anthuse (4)//DHGE. T. 3. Col. 538; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 789; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75526.html

Среди членов византийских императорских фамилий были царственные иноки, точнее, инокини – царевны Сосипатра и Анфуса. Царевна Сосипатра (†625, память 9 ноября ст. ст.) была дочерью императора Маврикия. Она приняла иночество, основала вместе со своей наставницей прп. Евстолией обитель и управляла ею до конца жизни 844 . Царевна Анфуса Омонийская , дева, игуменья (12 апреля ст. ст.) была дочерью императора – иконоборца Константина Копронима (741–775) от его первой супруги из хазар, «яже от злаго корене добрая ветвь сущи, изволи житие свое в чистом девстве провождати». Она и ее брат, будущий император – иконоборец Лев Хазар (775–780), были близнецами и родились 25 января 750 года. Несмотря на уговоры отца, Анфуса отказалась выйти замуж, стремясь к иночеству. После смерти Константина Копронима она все свое личное имущество употребила на помощь нищим и сиротам. Благочестивая царица Ирина (780–802), супруга Льва Хазара, относилась к святой Анфусе с любовью и уважением и приглашала ее в соправительницы. Но святая Анфуса отказалась. Она приняла постриг от святого Патриарха Тарасия (784–806), основала в Константинополе Омонийский монастырь, прославившийся строгим уставом, и прожила в нем до своей кончины в 801 году. Ряд императоров прославлен как за заслуги перед Православием, так и за благочестие в личной жизни. Например , Лев I Великий (Маркелл) (457–474, память 20 января ст. ст.). Это первый император, коронованный Константинопольским архиепископом. Лев I был православным императором, защитником постановлений Халкидонского Собора, он заботился о сохранении единства империи и Церкви после Халкидона, решения которого не было принято значительной частью населения Византии. С его именем связано установление празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы в Светлую Пятницу. В синаксаре Цветной Триоди говорится, что он «бяше благ и смирен человек». О появлении праздника Живоносному Источнику синаксарь повествует следующее. Когда Лев еще не был императором, он как-то помогал идти одному слепцу. Когда тот попросил воды, Сама Матерь Божия указала Льву источник в лесной чаще и велела исцелить слепого этой водой. Обращаясь ко Льву, Пресвятая Богородица назвала его царем, что действительно вскоре осуществилось 845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Переходя в вечность, мучаясь от страшных болей, царь, по словам летописца, громко кричал, что заживо предан адскому огню за свое неверие в Пресвятую Богородицу. Если это известие и правдиво – а есть много оснований сомневаться в том, зная, как изображали позднейшие иконопочитатели Константина V, то царь своевременно покаялся, прося перед смертью всех присутствующих лиц молиться Богородице за спасение своей души 169 . Хочется верить, что Господь не презрел его труды на благо отечества, свидетельством чему является ниспослание императору помощника и ходатая в другой жизни. В этом отношении интересно отметить один важный исторический факт, на который не всегда обращают внимание. В тех случаях, когда волей заблуждений или обстоятельств отдельные представители каких-то императорских династий впадали в грех ереси, Господь неизменно посылал этим царям святых семейных молитвенников. Не стала исключением и Исаврийская династия. Дочь царя св. Анфуса (759–811) с детства отличалась благочестием и христианским смирением. Будучи царевной, она надевала царскую одежду, под которой, однако, ее тело покрывала власяница из конского волоса. Отец не раз желал выдать ее замуж, но св. Анфуса категорически отвергала любые предложения на этот счет. Видимо, император настолько любил ее, что не посмел настаивать на отказе дочери от поклонения святым иконам. Когда Константин V Исавр скончался, шестнадцатилетняя девушка приняла монашеский постриг, став монахиней Омонийской обители. Перед этим царица св. Ирина, о которой речь у нас пойдет далее, неоднократно предлагала ей разделить с собой высшую власть в Римской империи, но св. Анфуса неизменно отказывалась. Став монахиней, св. Анфуса поражала всех своим смирением. Она, порфирородная царевна, служила всем сестрам монастыря, носила воду, убирала храм, во время общей трапезы никогда не присаживаясь со всеми к столу и прислуживая другим. Скончалась св. Анфуса 12 апреля 811 г. в возрасте 52 лет 170 . А сам император умер 14 сентября 775 г. в возрасте 57 лет, найдя покой в храме Святых Апостолов в Константинополе рядом с могилами своих предков. XXXIII. Император Лев IV Хазар (775–780)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

диалог или разговор содержится в известном сочинении святого Григория Великого (540–604): «Собеседование о жизни и чудесах италийских отцов», за которое он и получил название Двоеслова. Сочинение состоит из четырех книг и содержит в себе рассказы о подвигах благочестивых людей, совершаемых ими при содействии благодати Божией; сведения для этих рассказов святой Григорий заимствовал частью из собственных разговоров с италийскими отцами, частью их доставлял ему епископ Сиракузский Максимилиан. до начала второй половины VI b., когда окончательно пало владычество готов в Италии. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back) > < >< back) > Память преподобной Анфусы Константин Копроним скончался в 775 году, вступив на престол после зятя своего Артабазда в 743 году. Ирина, супруга Льва Хозара, управляла государством за малолетством сына своего Константина Порфирородного с 780 по 802 год. Ревностная почитательница св. икон, она содействовала созванию седьмого Вселенского собора, утвердившего в Церкви догмат иконопочитания. нижняя одежда, сплетенная из конского волоса и носимая подвижниками на голом теле. обитель находилась в Константинополе. Известна тем, что в храме ее происходили заседания второго Вселенского собора. Тарасий был патриархом в Константинополе с 784 по 806 год. Память его празднуется 25 февраля. Анфуса приняла иноческое пострижение в Константинопольском монастыре святой Евфимии, а потом перешла в Омонийский монастырь, где была игуменией. ( < < back 1) ( < < back 2) Анфуса скончалась 12 апреля 811 года. ( < < back 1) ( < < back 2) Страдание святого священномученика Артемона царствование Диоклитиана (с 284 до 305) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, чести, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кондак, гл. 2. Вышняго светом озарився блаженне, просвещаеши вся, иже любовью чествующая твое, отче, честное страдание, Василие священнострадальне: моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Пр. игумении. Дочь богатых и благородных жителей о. Эгины, она, выйдя замуж по воле родителей, на 17 день после брака лишилась своего супруга, который был убит при защите острова от напавших арабов. Афанасия скоро вышла за другого мужа и вместе с ним вся предалась подвигам благочестия: помогала бедным, посещала больных и служила им пищей, одеждой и всем, чем могла. Скоро она убедила своего супруга вступить в монастырь, а дом свой сделала приютом для желающих сохранять свое девство ради Господа. По просьбе собравшихся вокруг нее ревнительниц девственной жизни, она была их настоятельницей и еще более усилила подвиги св. жизни: соблюдала самый строгий пост, носила власяницу и спала на камнях. Спустя 4 года она устроила в уединенном месте обитель, в которой и поселилась со своими сестрами. Обитель скоро прославилась и многие приходили сюда с больными, которые исцелялись по молитвам пр. Афанасия. Сама царица Феодора приходила слушать советы пр. Эгинской игуменьи. Скончалась св. Афанасия 14 авг. 860 г., завещав пред смертью в продолжение 40 дней кормить нищих в память ее. Не исполнившим этого завещания сестрам она сама явилась в сонном видении и разъяснила важное значение поминовения усопших. Пр. Сирина. Происходя из Сирии, он подвизался в Италии, в одном пустынном месте. Суровые подвиги св. отшельника привлекали к нему многих ревнителей подвижнической жизни, которые, наконец, и упросили его быть их настоятелем. Пр. Исаак основал для них обитель на горе Монте-Люко близ г. Сполетто, и руководил их иноческими подвигами. Скончался он около 550–560 г. При жизни своей он имел от Господа дар пророчества и духовного ведения. (Его должно отличать от Исаака Сирина – писателя VI, по другим, VII в.). Пр. Ансы девы, дщери царя Константина Копронима. Она, несмотря на желание отца выдать ее замуж, решила хранить себя в девстве. По смерти отца (в 775 г.) она раздала свое имущество на украшение храмов и неимущим; сама же всецело предалась подвигам благочестия: постоянно возносила молитвы Господу, читала Свящ. Писание. Желая уединенных подвигов, она поступила инокиней в обитель св. Евфимии и скоро поставлена была настоятельницей Омонийского Цареградского монастыря. В этом сане пр. Анфуса, полная любви и смирения, сама исполняла все монастырские работы и прислуживала сестрам, как простая инокиня. Скончалась преподобная в 811 или в 801 г., прожив более 50 лет (57 или 52 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Анфуса, мать св. Иоанна Златоуста Анфуса жила в веке по Рождестве Христовом и была весьма образованной по своему времени женщиной. Она и муж её, Секунд, были христианами не по имени только, как это нередко случалось в то время, а истинными, преданными Богу всею душою. Секунд и Анфуса были еще молодыми супругами, и в семействе их было только двое малюток: девочка двух лет и новорожденный Иоанн – радость и утешение родителей. Но не успело это благочестивое семейство насладиться своим счастьем, как его постигло великое горе: во цвете лет скончался Секунд, оставив молодую вдову Анфусу с двумя младенцами. Горе молодой двадцатилетней вдовы было безгранично. Правда, она не нуждалась в средствах, имея значительное состояние, но её нравственные муки были тяжелее материальных. Явилось много ложных друзей, желавших воспользоваться её богатством, искавших даже руки её. Но Анфуса принадлежала к тем женщинам, которые стоят выше житейской суеты. На свое несчастье она взглянула, как на испытание, посланное ей Богом, и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, порешила забыть о себе и всецело посвятить себя материнской заботе об осиротевших малютках. Решимость её не ослабела и от нового горя, поразившего её материнское сердце. Её маленькая дочь скончалась, и Анфуса осталась одна со своим сыном, который сделался предметом всей её любви и вместе материнских забот и надежд. Принадлежа к высшему обществу, сама образованная, она не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. На первых порах она сама преподавала сыну первые начатки образования, и это было величайшим благом для Иоанна. Из уст любящей матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, какие он научился складывать, были слова св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в этом чтении отраду в своем раннем вдовстве. Свою любовь к чтению слова Божия Анфуса так глубоко вкоренила в душу Иоанна, что он впоследствии, так сказать, дышал и питался словом Божиим и истолкование его сделал главной задачей своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Св. Анфуса жила в царствование императора Аврелиана; она происходила от богатых и знатных родителей: Антонина и Марии, жителей Селевкии. Родители Анфусы были язычники. Св. Анфуса, желая принять христианское крещение от Афанасия, епископа Тарса киликийского, выпросила у своей матери двух ослиц в сопровождении двух рабов Харисима и Неофита под тем предлогом, что она хочет посетить свою кормилицу. По внушению Божию, еп. Афанасий сам вышел к Анфусе на встречу; увидев епископа, она поклонилась ему и просила его немедленно сподобить ее св. крещения. В этом месте не нашлось воды; св. Афанасий помолился Богу и внезапно явился источник воды, явились также два ангела и подали новокрещенной белую одежду; с нею крестились и оба ее служителя. После крещения, облекшись в бедную одежду, она отдала епископу свою драгоценную одежду с тем, чтобы он отдал ее бедным. Анфуса пришла к кормилице, но эта не узнала питомицу, видя ее в бедной одежде. Рассердилась и мать, узнавши о переходе дочери в христианство. Тогда св. Анфуса, совсем оставивши родителей своих и дом, ушла к еп. Афанасию, приняла от него монашеское пострижение и, удалившись в пустыню, в власянице 23 года прожила со зверями и питалась с ними. Между тем еп. Афанасий, вскоре после крещения св. Анфусы и ее удаления в пустыню, был схвачен и приведен к императору Аврелиану, который после многих истязаний приказал отсечь ему голову. Равным образом и слуги св. Анфусы – Харисим и Неофит, по удалении своей госпожи и по смерти еп. Афанасия, были приведены к Аврелиану и исповедали себя христианами. Он отдал их для истязания правителю Апеллиану, который повесил их на дереве и в продолжении трех часов строгал их тела и бил палками, наконец отсек им головы. Св. Анфуса пережила своих сподвижников на 20 лет и преставилась в мире. Тело ее, найденное спустя несколько лет пустынницею Полихрониею, по указанию пантеры зверя, погребено монахом Аврамием с братиею, и близ пещеры основался монастырь (Пролог. Месяц. Восг. А. Сергия, т. 2. замет. стр. 258). Св. муч. Евлалии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010