Как счастлив был Богоприимец Симеон, отшедший из сей жизни с миром! Но это счастье доступно всем людям, подобно Симеону праведным и благочестивым. Подобно ему они даже в этой жизни вкушают радость общения со Христом, принимая Его в свое сердце особенно в таинствах, подобно тому, как Симеон принял Его в свои объятия. Но они не довольствуются сим, а еще желают, по слову пасхальной песни, «истее причаститися Его в невечернем дни царствия Его», т.е. вступить в более тесное и совершенное, ничем невоспящаемое, общение с Ним в будущем веке, и наслаждаться им непрерывно и вечно. Подобное желание имел апостол Павел, говоря: «желаю разрешитися (от уз тела) и со Христом быти» (Флп. 1:23). И вот, когда наступит время исполнения этого желания, душа их с миром и радостью расстается с телом. Она, пребывая в теле, нередко ощущала сладость общения со Христом в молитве, в богомыслии, в приятии благодати таинств, но эта сладость, это блаженство не могло быть полным, потому что прерывалось неизбежными в земной жизни скорбями, — оно было только предвкушением непрестающего, ничем непомрачаемого и непрерываемого блаженства общения со Христом в царствии небесном. Помышление об этом блаженстве — вот главная причина того мира и радости, с какою расстается с земною жизнью истинно благочестивая душа.    Всегда ли однако люди истинно благочестивые сподобляются мирной кончины? Опыт этого не подтверждает. Случается, что и они умирают мучительною смертью, вследствие какой-нибудь невыносимой болезни, каковы, например, антонов огонь, грудная жаба и тому подобное. Боль от этих болезней так велика, что с нею можно сравнивать адские муки, по ее силе судить об их силе. Самые терпеливые и крепкие духом люди в этих болезнях теряют самообладание, призывают смерть, лишаются возможности с надлежащим благочестивым настроением принять напутствие святых тайн. Никому не дай Бог испытывать такие предсмертные муки. Вот почему святая Церковь научает умолять Господа, да «дарует нам кончину живота нашего безболезненную» , не в смысле отсутствия всякой какой бы ни было болезни, а именно болезни мучительной, подобной мукам рождения, которые часто соединяются с ужасными криками рождающей и долго продолжаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Наиболее легко чистота христианской любви омрачается с утратой христианами молитвы. Поэтому «все усилие сопротивника в том, чтобы отвлечь ум (их) от памятования о Боге и от любви Божией», дабы, «подавленные мыслями (века сего), ослабели в любви». Начало соборности в земной Церкви враг рода человеческого всегда силится поколебать подстреканиями некоторых верующих на измышление еретических мыслей о догматах веры. Он то располагает неосторожных к легкому взгляду на строгие правила церковной дисциплины, то искушает раздражительностью, то крепит между ними взаимную вражду. Смирение, мир и любовь в домах христианских злым духам, «непримиримым и неистовым», «как острый нож в горле». Прокравшись в чье-либо сердце, бесы возбуждают искушаемого к нетерпению, злобе и разрушению общительности с людьми. Они представляют пустые и непрестанные предлоги к возненавидению ближних, так что «хоть непрестанно сердись на людей и злобствуй». Когда диавол в нашем сердце, тогда все раздражает душу. Ко всякому доброму делу чувствует она отвращение, слова и поступки других в отношении себя толкует криво и видит в них злоумышления против своей чести и потому чувствует к ним ненависть. Злодышащее разжжение сердца есть дело диавола. Оно распространяется, как антонов огонь, если не остановить его молитвою. Человек, подверженный раздражительности и дышащий злобою, весьма ясно ощущает в груди своей присутствие враждебной, злой силы.    Вопреки милосердию, царящему в истинных чадах Святой Церкви, диавол, сам нося ожесточение и «знание без любви», свой холод навевает на искушаемых. Оттого многие из них «ожесточаются... все худое делают своим приобретением... и с дерзостью без стыда грешат». Ожесточившиеся, воспринимая злого духа в сердце, иногда бывают им ужасно мучимы. В таких случаях злой дух «поступает с чужим телом, как со своим... извращает язык, искривляет уста, в которых пена бывает вместо слов. Человек (тогда) помрачается: глаза открыты, но ими не видит душа, и несчастный человек ужасно стенает прежде смерти». По своей жестокости злые духи «всех бы низвергли в бездну, если бы Провидение Божие не обуздывало... их стремлений». «Не будучи оскорблены, они причиняют вред даже тем, которые служат и угождают им». От бесов нельзя ожидать ни мира, ни перемирия, ни отсрочки брани. «Бесстыдные и упорные, они не выйдут, если не изгнать их бранью».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   25 января 1866 Письмо 560     О кончине иеродиакона Никодима и об упадке монастырей    У нас скончался иеродиакон Никодим, драгоценный человек для монастыря и в цвете лет. Сплелись кишки, затем последовал антонов огонь. При нас — сюда не поступил ни один благонадежный человек, а из прежняго братства приблизился более всех других Никодим и имел расположение послужить обители. Буди воля Божия! Но на мой взгляд все в монастырях и самых благоустроенных идет к упадку. Сущность дела, что благонадежные и способные люди делаются крайне редкими. Естественно: диавол видит это и нападает извне. К Сухареву написал по этой почте. Вышли ему экземпляр «Опытов» из Москвы. Книга на новую почву, которую пошевелили скорби, может наложить решительную печать.    28 января 1866 Письмо 561     О положении Церкви и другие вопросы    Буди над всеми вами воля Божия и милость Божия! Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиною благочестия. Служители и верховные служители слова, остаются без слова и рады спрятаться под покров слова, имеющаго исключительный характер частной защиты по частному делу.    Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемыя меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебнаго Церкви, и скорее ускорят падение ея, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия Маловыми с братиею.    2 февраля 1866 Письмо 562     Жизнь временная нужна для приготовления к вечности и о др. вопросах    Благодарю Тебя за воспоминание дня моего рождения 59 лет! Прожито довольно; остается жить уже очень мало, судя по постоянно увеличивающемуся истощению сил. 12-го и 13 выходил в Церковь; посмотрел на братию и порадовался милости Божией к нам в такое время, в какое живем. Все подвигается очень быстро. Буди воля Божия!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По обращению моем в Православие, нередко волновали мою душу дурные мысли, внушенные мне в доме родителя, приверженца Талмуда, а иногда приходилось испытывать соблазн искушения и от знакомых иудеев. Я не забуду никогда того жестокого для души удара, который нанесли мне в г. Волске (место, где я принял святое крещение) два приезжие еврея. Хотя все то, что говорили они мне против Божественности Иисуса Христа и христианской веры, не подтверждалось с их стороны ни священным Писанием и никакими разумными доводами, однако, тем не менее, толки их сильно подействовали на меня. Я весь тот день был так расстроен, что когда пришел в церковь к всенощной (это было в субботу), то и служба Божия не могла успокоить мой взволнованный дух. Грех утаить, неверие, как бы пламя, охватило душу мою, и с такою быстротой, с какою антонов огонь обнимает тело человека; Мне даже вот что стало – приходить в голову: что, если справедливы слова иудеев, будто бы Иисус Христос , в которого я уверовал, не есть Мессия? Тогда, увы, погиб я! Размышляя так, я залился слезами и произнеся тихо, про себя: Господи Боже мой, Боже отцов моих, Авраама, Исаака и Иакова, не дай мне погибнуть! Ты Сам призвал меня к вере в Иисуса Христа, и я горячо, сердцем и душою, начал исповедовать Его и других приводить к Нему. Но теперь, увы, враг рода человеческого колеблет во мне эту святую веру! Утверди же меня, Господи, в истине и укажи мне путь ко спасению! В это самое время запели в церкви: «слава в вышних Богу и на земли мир». Голос церкви коснулся моей души и я, любя особенно эту молитву, стал усердно молиться и тут же почувствовал на душе своей облегчение, и мир водворился в моих мыслях. По окончании службы Божией, я вышел из храма гораздо спокойнее, чем пошел туда. Однако, не надеясь на себя, я на другой день утром отправился к отцу протоиерею Бибикову, обратившему меня в христианство , и рассказал ему о беседе моей с евреями. Отец – протоиерей, сделав мне должное наставление, послал за товарищем моим Кузнецким 2 , пригласил также и тех евреев, которые толковали со мной о вере. Составилась религиозная беседа. Отец – протоиерей, при своей пастырской опытности, при знании, священного Писания и при содействии Кузнецкого, не только восторжествовал над убеждением пришедших к нему двух евреев, но после некоторых бесед успел привести и их к вере Христовой. Нужно ли говорить, что я после этого, утвердился более прежнего в вере в Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

См.: Варлаам (Сацердотский), архимандрит. Письма из заточения к духовным детям. Публикация А. Воронцова.//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 464–517; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 539, 602–603; Осипова И. И. Сквозь огонь мучений и воды слез... М. 1998. С. 290; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб, 1999. С. 167; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Вып. 24. СПб. 1998. С. 509, 519, 520, 533; Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде.//С.-Петербургские ЕВ. Вып. 23. 2000. С. 104–106, 109–112. 284, 286 Варсонофий (Вихвелин Василий); (14 октября 1863 – 6 августа 1934). Окончил Училище правоведения и С.-Петербургскую ДА (1901), к. б. С 1901 – помощник смотрителя Слуцкого ДУ Минской епархии; с 27 июня 1903 – инспектор Архангельской ДС; с 19–21 декабря 1907 – настоятель Веркольского монастыря Архангельской епархии, 3 июля назначен и 26 августа 1910 хиротонисан во епископа Кемского, викария Архангельской епархии; с 14 февраля 1913 – епископ Пинежский, викарий той же епархии; с 13 ноября 1913 – Каргопольский, викарий Олонецкой епархии. 26 сентября 1917 был командирован в помощь архиепископу Симбирскому и Сызранскому Вениамину по управлению епархией. Епископ Никольский, викарий Вологодской епархии. В 1923 арестован в Великом Устюге. В 1923–1925 проживал в Москве. 10 декабря 1925 вновь арестован. Сослан в Иркутскую губ. В марте 1929 переведен на поселение в Вологодскую губ. В 1929 поселился в Ленинграде. Арестован в 1930, отправлен в ссылку в Северный край. Умер в ссылке. См.: Колесник А. Е., Шкаровский М. В. Варсонофий (Вихвелин).//Православная энциклопедия. Т. VI. М. С. 679. 123, 150 Варсонофий (Лебедев Василий Павлович); (1871 – 15 сентября 1918). Окончил Новгородскую ДС (1894). 1 апреля 1895 пострижен в монашество, 9 апреля рукоположен во иеродиакона, 30 июля – во иеромонаха и назначен помощником епархиального миссионера Новгородской епархии. С 10 февраля 1909 – епархиальный миссионер-проповедник, 15 февраля возведен в сан архимандрита. С 8 января 1917 – епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Расстрелян. Причислен к лику святых Архиерейским собором 2000 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Меня еще привязывают к Москве разные узы. Ожидание Высочайшего посещения, теперь уже мало вероятное, не представляется, однако, совсем неосновательным. Провожаем князя Алексея Григорьевича 97 : надобно бы увидеться с его преемником; а он не спешит, и, как говорят, только к концу сего месяца будет в Москве. От нескольких достойных веры сказателей слышал я, что баронесса Розен, приговоренная врачом к кончине чрез несколько часов, велела покрыть себя пеленою, взятою от иконы явления Божией Матери Преподобному Сергию, в Лавре находящейся в келии Преподобного, и на другой день оказалась возвратившеюся к жизни, и открывшийся пред тем у нее антонов огонь изменился в излечимую наружную болезнь. О исцелениях от иконы Божией Матери в Златоустове монастыре, также есть сведения достоверные. Еще Господь простирает взыскующую нас руку. Да возбудимся и да не обленимся, взыскующе Его. Мая 18-го 1848. 645 Молитвами святых отец наших да сохраняет Господь в мире обители, и вас, о. наместник. Успокаивайте хотьковских, испуганных болезнию: потому что тревожное состояние духа вредно. Не думаю, чтобы было привлечение эпидемии посредством приходящих к прочим. Идущие не хорошо питаются, устают, потеют, зябнут, подвергаются много действию воздуха, неблагоприятно расположенного, и получают семя болезни, и занемогают, где оно усилится в них. В приближающихся к ним по такому же предварительному приготовлению к болезни, помогает открытию болезни робость. Что некоторые местности более подвержены болезни, нежели другие, это приметно. Сырые и близкие к воде места хуже других, как всегда, так и на сей случай особенно. Как бы то ни было, то верно, что полезно не смущатъся, надеяться на Бога и брать предосторожности. Нужны довольная теплота в одежде и в жилище, употребление пищи не тяжелой, не сырой, и не такой, которая и в доброе время расстраивает. Что хотят прибегнуть немедленно к духовному врачевству, то очень хорошо. Паисию желаю выздоровления и более простого ужина. Жаль повреждения овощей нужных для пищи. Но рассаду неужели не покрывали, что и в обыкновенную весну бывало наблюдаемо было по предосторожности от ночного мороза? – Господь да не лишит потребного странников и нас с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Богатство Вред и неверность богатства 1 . Золото – такая же ловушка для людей, как сеть для птиц (св. Григорий Богослов ). 2 . Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие царства небесного, обещанное от Христа, продают за временное сокровище («Цветник духовный»). 3 . Как Иуда продал Христа за тридцать сребреников, так многие благодать Христову продают за богатства тленные («Цветник духовный»). 4 . Вы имеете поля, леса, луга, сады, пруды, рощи и что еще? – А маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем, и одного камня достаточно будет для вашей стражи (св. Василий Великий ). 5 . Богатство – это раб неверный: наложи на него тысячу цепей, – он уйдет и с цепями. 6 . Собирающие на земле сокровища уподобляются тем, которые скрывают свои плоды в низких и влажных местах, не рассуждая о том, что они в краткое время могут обратиться в гниль и ржавчину («Воскресное чтение»). Отвержение от богатства 1 . Что делают мореплаватели, когда буря грозит потопить корабль? Они бросают груз в море. Что делает врач, когда антонов огонь грозит больному смертью? Он отсекает зараженный член. Вот чем объясняется совет, данный Иисусом Христом богатому юноше ( Мф.19:21 ), которому пристрастие к богатству грозило вечною гибелью. Исполнение этого совета было для юноши единственным средством спасения («Цветник духовный»). 2 . Будем поступать так, как малые дети, которые, держась одною рукою за отца своего, другою собирают в роще ягоды. И мы, одною рукою сбирая здешние блага, другою будем держаться за десницу Отца небесного и сколько можно чаще обращать к Нему взоры свои, чтобы знать, угодны ли Ему дела наши. 3 . Христиане, подобно путникам, могут неукоризненно пользоваться земными своими стяжаниями, как бы путевым запасом на время странствия своего к небесному отечеству; не должны только слишком дорожить ими, пристращаться к ним и прилеплять своего сердца. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еретик Святой Павел говорит Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). Святой же Иоанн даже в дом принять еретика и приветствовать его запрещает, говоря: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин. 1:10–11 ). Разве общение с еретиком в том только нехорошо, чтобы принимать его в дом и приветствовать? Это плохо не само по себе, но по своим злым последствиям, то есть по превращению, которое может быть худым, ибо слово их, как гангрена. Когда гангрена, по-нашему «антонов огонь», проникает в тело, то против нее нет никакого врачевания, кроме отсечения, ибо она переходит с одного члена в другой и так заражает все тело. Таковы и еретические слова. Апостол потому и повелевает избегать их, чтобы они не проникли в ум, как гангрена, и не приготовили для гееннского сожжения не только тело, но и душу. Что может быть более необходимо для человека, как не члены его? Что ему больше всего дорого, как не члены его? Однако же Господь говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя... и, если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф. 18:8–9 ) (1). Все те, которые, научившись внешнему учению, о внутреннем духовном делании, об очищении и просвещении разума не радели, всеконечно обезумились и развратились в различные страсти или впали в погибельные ереси, как Арий, Савелий, Евномий, Евтихий, Ориген и многие прочие, которые не искусили, не познали Бога, чтобы иметь Его в своем разуме, и потому «предал их Бог превратному уму – делать непотребства», – говорит апостол ( Рим. 1:28 ) (3). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если бы я тогда не сказала: «Мы должны», то, может быть, ничего бы не было. Не он, а я виновата во всем, – я одна. Пусть же Бог не его, а меня казнит! Вспоминаю болезнь его. Теперь, когда опасность миновала, от меня уже не скрывают, что он был на волосок от смерти: рожистое воспаление ноги могло перейти в антонов огонь. Я никогда не видала его таким кротким в страдании; это пугало меня больше всего. Теперь он почти здоров. Когда выехал в первый раз, 22 февраля, прохожие на улицах, увидев его, становились на колени, крестились и плакали от радости. Я тоже радуюсь, а все-таки жалею – чего? Неужели того времени, когда он был болен, страдал, и я вместе с ним? Да, мы были вместе, так близко, как уже давно не бывали. Помню, он сказал мне однажды с тою улыбкой больного ребенка, которой у него никогда раньше не было, – я так боюсь ее и так люблю. – Вот увидите, Lise, если я поправлюсь, то буду этим обязан вам одной. Как я была счастлива! Даже стыдно, что могла быть так счастлива, когда он страдал. То было после первой ночи, которую провел он спокойно, благодаря особой подушке моего изобретения. Он должен был спать сидя, потому что делались приливы крови к голове, только что ложился; подушка моя избавила его от этих приливов. Я придумала также для больной ноги его скамеечку, которая позволяла ему сидеть за столом в кресле. Проводила с ним дни и ночи; не боялась ему как всегда помешать. Он был весь мой, и мы были одни, как будто за тысячи верст от всех, кто надоедает ему и мучает его, когда он здоров. Никто не смел к нам войти; хорошо, уютно, тихо. – Как хорошо, Lise, всегда бы так! – говорил он. Ухаживал за мной, любезничал. Мне казалось, что я не жена, а любовница. Теперь всему конец. Опять одна, опять – ничто: ни жена, ни любовница. Сиделка, которая получила плату и может уйти. Опять боюсь ему помешать, стараюсь на глаза не попадаться; пробираюсь по стенке, так, чтобы никто не заметил; прихожу ночью украдкой и целую сонного: во сне он все еще мой. Ну что ж, пусть так! Я ведь привыкла. Наяву – розно, во сне – вместе, может быть, и в последнем смертном сне. Все в жизни разделяет нас, а когда выходим из жизни – соединяемся. Наш союз не от мира сего. Муж и жена – навеки разлученные любовники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Свету Божества. Елизавета Васильевна Воскресенская рассказывает, что она через год после смерти батюшки видела его во сне: он явился ей и сказал: «Матушка, возьмите к себе Анну, она находится при учительнице, при школе, у ней дочь», потом остановился и произнес: «Юлия». И что же! внук её Борис Викторович вскоре сам нашел себе невесту Анну; они счастливо обвенчались; у них родилась дочка, которую они и назвали Юлией; теперь все вместе живут с матушкой (Анна Николаевна – супруга Бориса Викторовича действительно работала в девушках при школе Ламановой). У дочери Анны Никитичны Львовой – Лизы сильно заболела рука; сделалась рана, она пошла в Екатерининскую больницу. Там осмотрели её руку, перевязали и велели опять придти на перевязку. На другой раз доктор сказал, что болезнь очень серьезная, может произойти заражение крови, причем предстоит опасная операция, так, что надо лечь в клинику. Лиза испугалась и пошла за советом к одной знакомой, которая первым делом направила ее на могилку к батюшке, чтобы попросить у него помощи и исцеления. Они решились вместе на другой день поехать туда. Лиза приложила к больной руке земли с могилки батюшки. В то же время ощутилась острая боль и руку сильно жгло. Но после этого быстро почувствовалось облегчение. Когда же она опять пошла в больницу на назначенную ей перевязку, то доктор, осмотрев её руку, с удивлением спросил ее, что она делала с рукой, ибо опасность миновала, так что не нужно и делать операции. Вот как драгоценный целитель батюшка и теперь мощно облегчает страдания и боли людей, с верою и любовью прибегающих к нему. У Прасковьи Михайловны Сотниковой Великим постом 1911 года разболелся палец; она показала доктору, он сказал, что надо скорее отрезать его, потому что может сделаться Антонов огонь. Больная однакоже не поверила ему и обратилась к главному доктору, тот тоже подтвердил, что опасность велика, и, что если она не решится отнять его, то придется отнимать всю руку, потому что скоро начнется заражение крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010