е. закон поддельный и противный закону Божию, как и Господь открыл: почто вы преступаете заповедь Божию за предание ваше ( Мф. 15:3 )? Не чрез невыполнение только делали они закон Божий излишним, мешая вино с водою, но и установили даже свой закон, доныне слывущий под именем фарисейского, в котором они иное отъемлют, иное прибавляют, а иное толкуют произвольно. Стараясь сохранить предания сии, они и не захотели подчиниться закону Божию, научающему их пришествию Христа, и даже Господа укоряли за врачевание в субботу, тогда как закон не воспрещал сего. Хотя и сами они в некотором смысле врачевали, совершая над человеком обрезание в субботу; но себя не укоряли, из-за предания и означенного закона фарисейского преступая заповедь Божию и не имея заповеди закона, т. е. любви к Богу» 139 . 5. Св. ап. Павел внушает: блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе ( Кол. 2:8 ;? Но этим он предостерегает христиан не от свящ. Предания, но от философии языческой, мудрованиями которой, к обольщению простодушных, пользовались обыкновенно лжеучители. Так разумели это в древней Церкви, когда рассуждали: «Еретическое учение есть человеческое и бесовское, внемлющее духовом лестчим ( 1Тим. 4:1 ). Господь обуи премудрость мира сего и избра буяя мира, да премудрыя посрамит ( 1Кор. 1:20,27 ). Философия, предприемлющая дерзновенно исследовать натуру божества и судьбы его, послужила орудием сей мирской мудрости. Она произвела все ереси. Как жаль, что Аристотель изобрел для них (еретиков) диалектику, искусство спорить, равно способное и поучать и испровергать: это настоящий Протей в своих системах, весьма странный в своих догадках и в выборе своих предметов, противоречащий самому себе, непрестанно разрушающий то, что творит. Отсюда басни и родословия безконечныя ( 1Тим. 1:4 ), праздные вопросы и разговоры, распространяющиеся, как антонов огонь, против которых предостерегает нас апостол, увещевая в послании в колоссаем блюстись от философии: блюдитеся, говорит, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе ( Кол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Когда объяснили доктору, из чего и как строится это больничное кушанье, он восстал против меня и против киселя всею силою медицинских убеждений; самым строгим образом, как о ядовитом веществе, он отзывался игумену о русском киселе и торжественно объявил, что это опасное кушанье для меня, по роду моей болезни; что он бросит меня, не будет лечить, и кисель меня сведет в могилу. Простодушный геронта поверил словам доктора, и у меня отняли лакомое мое блюдо. Все мои возражения были оставлены без уважения. Делать нечего, я замолчал и, не подавая вида сопротивления доктору, между тем украдкою не переставал лакомиться чем ни попало; мои русские братия, по приверженности ко мне, приносили мне кое-что из трапезы, тайком от доктора, а мой добрый схимник, отец Панкратий, о котором я писывал уже несколько раз, поваривал-таки кисель, и я приметным образом оправлялся от болезни. Афонский климат Простуда Опухоль Между тем братия, в чувстве скорби и сетования о своем духовнике и о мне, недостойном, на Литургии и на прочих службах прилагали особенные прошения к великим ектениям о нашем здравии, и Бог услышал молитвенный вопль любви братской: мы скоро оправились, и я теперь уже вне всякой опасности. Духовник, впрочем, остается в сомнительном положении, потому что чахотка развилась в нем с значительною силою, так что он отправился на одну из дач, где лучше воздух и где можно доставать козье молоко, которое посоветовали ему пить. Итак, вот причины, по которым я так долго не писал вам, друзья мои: я едва не отошел от вас в вечность. Впоследствии меня духовник спрашивал, зачем я хворал. Я откровенно признался ему, что просил у Бога казни за грехи мои и Бог удивительно как скоро послушал меня. Верно, приятны Богу наши молитвы, которыми мы испрашиваем у Него средств к очищению себя от скверн плотских. Конечно, так; иначе Он не был бы Богом любви, Отцем щедрот и всякия утехи. О, как неизъяснимы судьбы Его спасения!.. Слава Ему! Впрочем, и после совершенного уже восстановления сил, на Афоне в ноябре, когда мне можно было уже выходить из келлии, я имел несчастье простудить не заживленную на правой ноге рану от мушек. Следствия простуды были опасны, потому что рана забагровела и наконец почернела, так что я того и ждал, что антонов огонь разольется по ней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

на лиц Церковной Иерархии. Таким Таинством и является Таинство Священства, в котором Дух Святой правильно избранного через святительское (т.е. епископское) рукоположение поставляет для совершения Таинств и наставления людей в вере и благочестии. Таинство это установлено Самим Иисусом Христом, который, избрав Апостолов из числа многих слушателей Его учения (Ев. Луки. 6:13 ; Иоан. 16:16; 17:12 ; Матф. 18:18; 28:19 ), дал им власть учить и совершать Таинства и, по вознесении, ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами ( Деян. 1:8; 2:4 ). С тех пор зажженный огонь благодати Св. Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи иерархических лиц со святыми Апостолами служит рукоположение, употребляемое для низведения на посвящаемых лиц благодати Св. Духа. Сообразно с тремя степенями церковной иерархии, Таинство Священства существует в трех видах: для рукоположения епископов, священников и диаконов. Наиболее сложным и торжественным является рукоположение во Епископа. Оно распадается на три момента: наречение, рукоположение и введение епископа в Церковное Общество. По избрании кандидата во епископа Св. Синодом происходит наречение его во епископа. Наречение состоит в том, что в присутствии членов Св. Синода и Обер-Прокурора Св. Синода в синодальном здании после пения тропаря и кондака в честь Св. Духа: «Благословен еси, Христе Боже наш»… и краткой ектении; (ектению и возглас произносит Первоприсутствующий иерарх; остальные епископы поют), обер-секретарь читает избранному в епископа указ об его избрании. Избранный на объявление отвечает: «благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю», и, сказав затем речь, принимает от иерархов благословение. Многолетием нареченному заканчивается обряд наречения. В ближайший праздничный день происходит хиротония. Перед окончанием Часов архиереи, долженствующие посвятить нареченного, выходят из алтаря в полном облачении и садятся на седалища среди храма на амвоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

39 Около получаса провозился он со мною и несколько помучил меня – на ране был уже антонов огонь – сам перевязал меня, и, передавая помогавшему ему доктору, сказал: «M-r Beaufils, vous me repondez de la vie de ce jeune homme!» 40 Я был тронут до глубины души, и высказал все, что мог нежного этому великодушному человеку. Недаром Наполеон прозвал его: le vertueux Larrey. 41 Доктор Beaufils, которому я был поручен Ларреем, был уже человек лет под сорок, плешивый, самой доброй наружности и весьма живой во всех своих приемах. Еще через день приехал посетить госпиталь граф Лористон, бывший у нас послом в Петербурге, и которого я так недавно видел в кругу нашего столичного общества; он поместился после пожара, поглотившего Москву, в уцелевшем роскошном доме графини Орловой-Чесменской близ нашего голицынского госпиталя. Он оказал мне самое теплое участие, заявил, чтоб я относился к нему во всем, что будет мне нужно, и обещал присылать наведываться обо мне, что и исполнил; а в тот же день прислал мне миску с бульоном. Вскоре кровати моей комнаты начали наполняться. Первый, которого принесли, был адъютант Барклая, Клингер, у которого была отнята нога выше колена: он был в бреду; за ним принесли Тимофеева, капитана одного из егерских полков армии князя Багратиона, простреленного насквозь; потом поручика Обольянинова, батальонного адъютанта Преображенского полка; затем маиора орденского кирасирского полка Вульфа; у обоих было отнято по ноге. Вульфу делал операцию барон Ларрей. До этой поры сюда помещали одних русских. В следующий день поступил к нам адъютант французского дивизионного кавалерийского генерала Пажоля, драгунский капитан d " Aubanton, 42 тяжело раненый осколком гранаты в бок и в руку. Мы с ним скоро обменялись с наших кроватей дружелюбными словами; это был человек серьезный, которого беседа была не пустословная. Меж тем все комнаты госпиталя переполнились ранеными. Таким образом наша судьба казалась на это время несколько обезпеченною среди терзаемых со всех сторон грабителями остатков обгорелой Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/v...

Когда они отъехали от берега, ботик стал тонуть. Вор сам бросился их спасать, сначала вытащил свою девочку, потом бросился за мальчиком, да вместе с мальчиком и сам утонул. Потонула и девочка его товарища. Так все трое и лежали вытащенные на берегу. Вот как их Господь наказал! А этот товарищ лежит теперь в больнице в городе. Когда ловили утоплеников, он ступил на раковину и подрезал ногу; после этого подреза нога его распухла, и приключился антонов огонь. Когда повезли его в больницу 14 числа, тогда он и послал нам весть и просил прощенья. Вот я и ходила в их деревню через неделю, а раньше было нельзя. После вора осталось пятеро деток, а у товарища его – жена да мать старуха. Заходила я и в больницу к товарищу вора, и он просил у меня прощенья»... Нужно ли еще что-нибудь прибавлять к этому простому и такому ясному рассказу о погибели воров? Господь видимо покарал их. Он видел нужду бедного псаломщика и определил рассудить обиду его Своим праведным судом, наложил на воров Свое скорое и страшное наказание, чтобы всевидящие и слышащие про это наказание помнили и никогда не забывали, что есть праведный Судия на небе, Который видит все дела человеческие, много и долго терпит грешникам, но часто определяет им и немедленное наказание. («Воскр. день» 1897 г. 4). 12. Влияние доброго слова 156 Однажды св. Макарий египетский пошел с учеником в Нитрийскую гору и, подходя к горе, сказал ученику: «иди впереди меня». Ученик, оставя старца, отправился вперед и встретил идольского жреца, несущего большое дерево. Увидев его, ученик закричал: «эй ты, демон, куда идешь?» Жрец, услышавши это, бросил дерево, подбежал к ученику, избил его до полусмерти и, схвативши свое дерево, побежал, оставив ученика на месте еле живым. Когда жрец отбежал недалеко от этого места, встретил его Макарий и сказал: «спасайся, трудолюбец, спасайся!» Жрец остановился в изумлении от такого приветствия и спросил: «что ты видишь во мне хорошего, что так приветствуешь меня?» Макарий ответил: «я вижу, что ты трудишься».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

6 сент. состоялся 2-й и последний допрос. На требование признать себя виновным в систематическом проведении совместно с Грабовским активной контрреволюционной фашистской агитации пораженческого характера Л. ответил отказом. Приговорен 13 сент. 1937 г. Особой тройкой Управления НКВД Западно-Сибирского края к высшей мере наказания; расстрелян 20 сент. Сведения о месте казни и захоронения в архивно-следственном деле отсутствуют. Имя Л. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода от 7 мая 2003 г. Арх.: Архив ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-24095, П-68567, П-88399; Архив ФСБ РФ по Кемеровской обл. Д. П-12221; РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 159-165, 737. Лит.: Краснов-Левитин А. Лихие годы: Восп. П., 1977. С. 206-208; Иоанн (Вендланд), митр. Митр. Гурий (Егоров): Восп. Ярославль, 1981. С. 47. Ркп.; он же. Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999. С. 165; Мещерский Н. А. На старости я сызнова живу: Прошедшее проходит предо мною… Л., 1982. С. 23-24, 106. Ркп.; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. 1993. С. 184-186, 193; Антонов В. В. Приходские правосл. братства в Петрограде (1920-е гг.)//Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 424-445; он же. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 2000. Вып. 23. С. 103-112; Варлаам (Сацердотский), архим. Письма из заточения к духовным детям/Публ.: А. Воронцов//Минувшее. 1994. Вып. 15. С. 464-517; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 136; Чуков Н., прот. Один год моей жизни: Страницы из дневника/Публ.: В. В. Антонов//Минувшее. 1994. Вып. 15. С. 521-618; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995. С. 77; он же. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 28, 167, 219, 269-270, 285; он же. Александро-Невское братство, 1918-1932. СПб., 2003; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга, 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 54; они же. Православные храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 179, 208; Осипова И. И. «Сквозь огонь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 286; Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел…: Письма к жене из заключения/Публ.: В. В. Антонов//Минувшее. 1998. Вып. 24. С. 381-438; Синодик СПб епархии. 1999. С. 48; Фирсов С. Л. Власть и верующие: Из церк. истории нач. 1920-х гг.//Нестор. СПб., 2000. 1. С. 205-236; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просветительская деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 198, 252, 261, 267, 347, 605.

http://pravenc.ru/text/2463237.html

Церковь и общество Сергей Чапнин: Непонимание представляет для Церкви серьезную угрозу Были и будут люди, которых раздражает все, что делает Церковь, – считает Сергей ЧАПНИН. Но на признании того, что у Церкви есть враги, нельзя останавливаться. Причины для критики действительно есть. Почему не все любят Церковь Почему Церковь – не архаика, почему не должна заниматься только социальной работой, рвется ли Церковь во власть и почему не все Церковь любят? Отвечают Александр МОРОЗОВ, шеф-редактор Русского журнала, директор центра медиаисследований УНИК и Александр ЩИПКОВ, главный редактор портала Religare, кандидат философских наук. НТВшники: «Бог с ними?» (ВИДЕО) В эфире программы " НТВшники " с участием прот. Всеволода Чаплина, прот. Алексия Уминского, игумена Сергия Рыбко шло обсуждение: нужна ли Церкви реформа, устарела ли Церковь и предадут ли анафеме критиков? Константин Антонов: Молодые люди считают религию средством манипулирования людьми – и это тревожный факт По результатам опроса, 56% россиян не согласны с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми. Результаты опроса комментирует Константин Антонов, доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Каким быть голосу немолчащей Церкви Уверен, что Церковь молчать не должна. Проблема, однако, в том, что именно и каким образом ей следует говорить, уместен ли вопль отчаяния или мудрое и строгое, но вместе с тем великодушное поучение. Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают» Считает ли Церковь вечный огонь языческим символом? Повторится ли православный показ мод? На что тратятся церковные средства? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Всеволод Чаплин в онлайн-интервью порталу " Правмир " . Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения Чтобы Церковь стала самой собой, нужно, чтобы каждый христианин стал христианином. Вот в чем стоящая перед нами проблема. Под чем не обязан подписываться православный

http://pravmir.ru/tag/cerkov-i-obshhestv...

Расположенный на уютной Греческой улице, Одесский русский драматический театр долгое время носил имя Иванова. Одесситы шутили в том смысле, что таким образом подразумевался зашифрованный Рабинович. Но на самом деле речь шла о вполне конкретном Андрее Иванове, революционере, особо отличившемся в ходе «окаянных дней». Эту именную прибавку никто, собственно, не отменял, но «символическая» фамилия постепенно просто-напросто стыдливо улетучилась с афиш и программок. ... Экзарху всея Украины оставалось ждать благоприятного часа, чтобы архиерейский жезл сменить на патриарший – и в 1990 г. Его Блаженство оказался как никогда близок к исполнению заветного помысла. Когда скончался патриарх Пимен, митрополит Филарет был избран Местоблюстителем престола Патриарха Московского и всея Руси, что по принятому в Русской православной Церкви в советскую эпоху обыкновению истолковывалось как окончательное подтверждение неоспоримого права на патриаршее достоинство. Случилась, однако, осечка: Поместный собор выбрал другого, и Его Блаженству пришлось оставить намеченный переезд из Киева в Москву, с Пушкинской улицы – в Чистый переулок. Свою верность советскому режиму «блаженнейший» сохранял до самой его агонии. В день путча 19 августа 1991 г. в проповеди «агент влияния Антонов» сказал, что в стране «началась нормализация жизни». И это в то время, как шёл распад партийно-гебистского монстра, который поразила гангрена – «Антонов огонь " . Но порой и в Ленинграде счёт складывался в пользу системы. Вторая половина 1960-х годов. На должность инспектора Ленинградской духовной академии владыка назначил доцента-протоиерея Иоанна Белевцева – честного и порядочного человека. Будучи человеком прямолинейным и резковатым, о. Иоанн не желал идти на «доверительный контакт» с уполномоченным и общался с ним с явной неохотой. «Гриша» начал давить на владыку, требуя заменить непокладистого инспектора на «позвоночного» – выполняющего его команды по телефонному звонку. «Позиционное преимущество» было на стороне Жаринова, и митрополит был вынужден сделать «рокировку». Накануне летних каникул о. Иоанн подал владыке прошение об отпуске. Резолюция была такова: «Прошение удовлетворить, с освобождением от должности инспектора ЛДА». С точки зрения формальной логики – абсурд. Но есть ещё и неформальная. Блестящий специалист в области истории Русской православной Церкви был сохранен для науки, вскоре получил звание профессора. А на должность инспектора («мальчика для битья») был поставлен более контактный, начинающий молоденький о. Владимир Сорокин...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Одну секунду только бежал Егор предбанником; но огонь обхватил его со всех сторон. Впрочем, он выбежал из огня и нагой же бросился с криком в село звать народ, чтобы затушить пожар и спасти жену его и дочь. Обгоревшая кожа его лопалась и лоскутьями висела на нем. На­род действительно тотчас увидал пожар и бросился тушить его. Через четверть часа огонь был залит; воды весной было много около бани, снегу тоже довольно. Предбанник, построенный, или, правильнее сказать, приставленный кое-как к бане и состоявший из нескольких стойком поставленных заборин, живо был растаскан. На бане крыша только занялась; ее скоро стащили. Отвори­ли дверь в баню; там ни живы ни мертвы сидели, прижавшись к углу, жена Егорова с малолетнею дочерью. Они были чрезвы­чайно перепуганы, но невредимы. Их спас Господь от видимой смерти, и притом от самой ужасной смерти. Когда Егор в испуге бросился в пламя, чтобы выбежать вон из бани, жена, не помня как и почему, успела затворить за ним дверь и осталась на волю Божию в бане с дочерью. Пламя не успело еще пробраться к ним, как уж залит был пожар. Между тем Егор, нагой, весь обожженный, прибежал домой к матери. «Матушка, прости меня окаянного, – были первые сло­ва его. – Господь наказал меня за тебя!» Медицинской помощи получить было неоткуда, да и поздно. Антонов огонь быстро начал обхватывать все обожженные мес­та тела Егорова. Позвали священника. Егор исповедался с таким самоосуждением и сокрушением, что подобное покаяние редко можно встретить. Он промучился целую ночь и весь следующий Светлый день; все стонал и молил мать о прощении. К вечеру Светлого дня он был покойник. Во все это время у Егора капли во рту не было. И не разговел­ся он по-христиански, как предсказала оскорбленная мать его. Смерть его произвела страшное впечатление на весь приход. Бедная мать как убитая стояла у гроба. Тело отпевали во втор­ник на Святой. Радостные слова песнопений церковных – «Хри­стос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» – как будто не касались ее слуха и серд­ца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

87 Ефимов Андрей Ефимович – специалист по женским болезням, акушер; заведуя царицынской Земской больницей, занимался частной практикой (см. о нём: Наст. изд. С. 469). Тихомиров Павел Дмитриевич (1859–?) – земский врач с 1884, коллежский советник, в 1904 жил в слободе Ольховка Царицынского уезда. 90 Антонов М. С. – гласный ЦГД с 1910. Титовский Андрей Николаевич – гласный ЦГД с 1910, член Городской управы; жил в собственном доме на ул. Царёвской. Мишнин Александр Петрович – гласный ЦГД с 1910, член Городской управы, в 1911 исполнял обязанности городского головы; жил в собственном доме на ул. Анастасийской. Назаров Г. А. – кандидат в ЦГД в 1911. 91 Ср.: в 1909 Городская управа Ставрополя ассигновала средства на постройку специальной камеры для уничтожения бродячих собак при помощи отравления окисью углерода. Прошёл век – и вот уже мэрия Черкесска приступает к уничтожению бродячих собак, покусавших в 2008 более 150 человек. 94 В 1916 Свенцицкий осуществил замысел: его лекции, печатавшиеся под рубрикой «Народный университет» в петроградской «Маленькой газете», судя по многочисленным отзывам, были благодарно восприняты читателями. 96 Мельников Михаил Фёдорович – царицынский уездный предводитель дворянства, председатель земского собрания и комитета попечительства о народной трезвости, член учётно-ссудного комитета Царицынского отделения Госбанка (по сельскохозяйственному кредиту). Персидский Владимир Алексеевич – дворянин, в 1900 председатель Царицынской уездной земской управы, гласный Царицынского уездного и Саратовского губернского земских собраний, почётный мировой судья и член судебного присутствия уездного съезда. 99 «Илиодором в Саратове приобретена за 5000 рублей типографская машина и шрифт. В скором времени в монастыре будет издаваться... газета «Гром и молния». Епископ Гермоген предлагал назвать газету «Огонь и меч», Илиодор не согласился, ибо огонь и меч, синоним бунта, гром же и молнию посылает Бог , и власти не обвинят в призыве населения к возмущению» (Новое время. 1911. 15 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010