а) Кончина Новоспасского иеромонаха Филарета, в схиме Феодора 662 . 28 августа (1842 г.) в 7 часов утра этот старец мирно и свято почил от всех трудов своих. Бог удостоил меня в продолжение десятидневной его болезни ему послужить и быть свидетелем многих дивных происшествий, которые вам единому, как духовному другу, желаю открыть. Когда старец стал ощущать слабость, безболезненную ещё, он сказал: близка кончина моя. Эти слова узнал митрополит Ф. и поспешил посетить старика. Много утешительного и назидательного сообщил старец владыке, который со слезами внимал словам покойного. 29-го в Успенском соборе я узнал, что отец мой очень труден, и поспешил в Новоспасский монастырь. И точно, нашёл его в самом страдальческом состоянии, он стонал очень тяжело; ибо внутренний антонов огонь, особенно в мочевом пузыре, начинал его палить. 24-го ему сделали операцию, и от сильного кровотечения он получил некое облегчение: терзания его уменьшились, и он начал живее молиться. С каждым его дыханием повторялось им: Иисусе, Спасе сладчайший»; даже когда он засыпал, действие сердечной молитвы в нём не умолкало. На 26-е в ночь, может быть, в часу третьем утра, старец вдруг воодушевился; невидимая сила его подняла, он встал и, указывая перстом в дверь, воскликнул: «вот Спаситель, вот Спаситель! К Спасителю меня!» Лицо его просияло, и реки слёз потекли из очей его; он пожелал приобщиться. Когда святые Дары внесли в его келью, он заплакал. По принятии оных, он начал простирать руки; ему поднесли теплоту, но он головой указывал на потир и, взяв его в руки, прижал его к сердцу, начал его лобызать и горько рыдать. После соединения со Христом, он ещё живее стал молиться и среди ежеминутного призывания имени Иисуса обращался к нам, предстоящим, и говорил: «спасайтесь, спасайтесь». – Не только жители Москвы, но и соседних деревень и городов приходили к старцу на поклонение, ибо слух о его болезни везде распространился. В таком дивном молитвенном состоянии он пробыл почти 50 часов. От 27-го на 28-ое он видимо стал слабеть, дыхание стало прерываться; в 7-м часу медленно стали читать отходную, и при чтении последнего стиха мирно и свято предал он дух свой Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Борис Споров Персональные сведения Публикации Радиоэфир СПОРОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ   Родился 8 октября 1934 в городе Актюбинске, с началом Великой Отечественной войны пошел в школу, закончил 4 класса и потом сразу начал работать на оборонном заводе. В 1945 году  после возвращения отца с фронта, переехал в центральную Россию, на его родину, в Нижний Новгород (тогда Горький), потом в деревню Лысково.  С 1948-1957 гг. работал на строительстве Горьковской ГЭС по специальности плотника, электросварщика, слесаря-сборщика, монтажника . В 1957 году был арестован и осужден на четыре года по политической статье «пропаганда и агитация против советской власти», за выступление на комсомольской конференции с предложением о роспуске комсомола как политической и ненужной организации. В лагере, где отбывал срок наказания, окончил курс средней школы, получив аттестат. После освобождения успешно окончил литературный институт им. М. Горького. После окончания института работал преподавателем труда в интернате. Через год работал преподавателем русского языка и литературы в деревенской школе. После закрытия школы перешёл на воспитательскую работу в интернат города Владимира. Вскоре был реабилитирован. Работал журналистом в газетах, московских журналах «Наш современник», «Журнал Московской Патриархии», издательствах «Современник», «Отчий дом». Выпустил свою первую книгу в 1984 году. В 1987 году был принят в Союз писателей СССР. Является лауреатом ряда премий: Православная литературная премия имени Благоверного князя Александра Невского за книгу «Наследники» 2006 год;. премия Союза писателей России им. Э. Володина «Имперская культура» за книгу «Кукушкины слезки» 2007 года; медаль им. А. П. Чехова от Союза писателей России. Дипломант конкурса «Просвещение через книгу» проводимого  Издательским советом Русской Православной Церкви за книгу «Осада», 2009. Является автором произведений: «Воин Христов: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» (Издательство Московской Патриархии), «Отец и Отчич» (Издательство Московской Патриархии), «Выход», «Семь Касьянов», «Антонов огонь», «После войны», «Наследники», «На пути к вере» «Федор». Опубликовано много статей о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Достоевском, Толстом, Чехове и авторах советского периода. Публиковался в журналах: «Москва», «Роман-журнал 21 век», «Родная Ладога».

http://radonezh.ru/node/132107

28 января 1866 года. 248 У нас скончался иеродиакон Никодим, драгоценный человек для монастыря и в цвете лет. Сплелись кишки, затем последовал антонов огонь. При нас – сюда не поступил ни один благонадежный человек, а из прежнего братства приблизился более всех других Никодим, и имел расположение послужить обители. Буди воля Божия! Но на мой взгляд все в монастырях, и самых благоустроенных, идет к упадку. Сущность дела, что благонадежные и способные люди делаются крайне редкими. Естественно: диавол видит это и нападает извне. Матфей вышел. К Сухареву написал по этой почте. Вышли ему экземпляр «Опытов» из Москвы. Книга на новую почву, которую пошевелили скорби, может наложить решительную печать. 2 февраля 1866 года. 249 Буди над всеми нами воля Божия и милость Божия! Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиной благочестия. Очень жалок отзыв М. А. о статье «Земледельца». 11 Служители и верховные служители слова, остаются без слова и рады спрятаться под покров слова, имеющего исключительный характер частной защиты по частному делу. Очень жалею С. И! Дай Бог ей выздороветь! Она не раз была больна очень опасно, и Бог возвращал её к жизни. И теперь да будет над ней милость и воля Божия. Судя по духу времени и по брожению умов должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорять падение её, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее. Можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия Маловыми с братией. 13 февраля 1866 года. 250 Благодарю тебя за воспоминание дня моего рождения. 59 лет! Прожито довольно; остается жить уже очень мало, судя по постоянно увеличивающемуся истощению сил. 12-го и 18 выходил в Церковь ; посмотрел на Братию и порадовался милости Божией к нам в такое время, в какое живем. Все подвигается очень быстро. Буди воля Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Зач. 324, Послания Павлова к Евреям гл. 10. Страшно же некое чаяние суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя. Отвергся кто закона Моисеева без–милосердия при двою или трех свидетель умирает. Колице мните горшей сподобитися муце, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, вней же освятися, и дух благодати укорив. Бем бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем своим. Страшно еже впасти в руце Бога живаго. Эти слова грозны и страшны для вас, противники веры и церкви. Кто закона Моисеева отвергся при двух или трех свидетелях, тому смерть без милосердия. А кто из христиан осмелится попрать Сына Божия, почесть за скверну Кровь Заветную, в которой освятился, и укорить дух благодати, для того нет на земле наказания, соразмерного его преступлению. Я Сам воздам, говорит Господь. Отвержение от лица Божия, ад кромешный со всеми своими муками – вот его казнь. А страшно впасть в руки Бога живаго, т. е. вечного: этот страшный гнев Божий прострется навеки, этот огонь, эти муки будут вечны. Братие мои! Над вами этот грозный меч Божий! В православной церкви совершается великая новозаветная тайна Тела и Крови Христовой, а ваши наставники какие хулы изрыгают на эту всесвятейшую тайну, и вы иногда по тяжкому неразумию повторяете их хуления. Образумьтесь, пока есть время, кайтесь, прибегайте к милосердию Божию и спешите в лоно святой церкви, которая простирает к вам материнские объятия и не перестает звать вас к себе. Заключу выписку мою приведением следующего наставления апостола: Зач. 335, гл. 13. Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще; да срадостию сие творят, а не воздыхающе; несть бо полезно вам сие. Молитеся о нас, уповахом, яко добру совесть имамы, во всем добре хотяще жити. Лише же молю сие творите да въскоре устроюся вам. Бог же мира, возведый из мертвых пастыря овцам великаго, кровию Завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред ним Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь. Это указание вам, мои бывшие единоверцы, доброго пути: обратитесь к истинным пастырям, которые на свое дело поставлены Св. Духом через священное рукоположение епископа. Они попекутся о вашей душе и возродят и воспитают ее для жизни вечной. Да осенит вас апостольское благословение, и Бог мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великого, кровию Завета вечнаго Господа нашего Иисуса Христа, да приведет вас в спасительную ограду святыя церкви и да оживит вас животворной струёй благодати во святых таинствах! Ему слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Священник вошел в квартиру и говорит: — Это вы больной? Это вас надо причащать? — Что вы, я здоровый. И неверующий… — Женщина приходила и вызвала меня. Вот записка с адресом. — Женщина? Но я живу совсем один. Священник заметил на стене фотографию и узнал давешнюю старушку: — Да вот же она! Это она приходила, адрес писала. — Не может быть! Она умерла 18 лет тому назад, я был еще мальчишкой. Это бабушка моя… — Неужели и почерк ее? Мужчина покопался в ящике, вытащил измятое письмо. Сличили. Один почерк! Священник удивился, подробно описал старушку. Мужчина очень смутился, расстроился. Говорит: — Ладно, раз все так странно… И вас потревожили… Исповедуйте меня и причастите, а то я чего-то вроде испугался… Ну, священник его исповедал, причастил и уехал. А на другой день рано-рано утром, когда тот мужчина вышел из дома, он попал под машину и умер. И привезли его родственники отпевать в ту церковь, к тому священнику, к которому умершая старушка приходила. Видно, бабушка его была молитвенница…» «А плакать по покойникам нельзя, им вредно! У нас умерла сестренка, Душка, мы плакали-плакали, все ее вспоминали… Однажды сидим на крыльце, поглядели на коврик, который Душка соткала, и ну плакать. И вдруг слышим ее голос: — Перестаньте плакать! Затопили меня! — и замечаем две ее руки на заборе, а самой не видать, будто спряталась за забор». «Моя сноха увидела во сне: муж ее утонувший говорит: Не знаю, оставлять тебе сыночка или к себе забрать… Она весь день ходила, как дурная, ждала, что случится. Ребенка на руках таскала, никуда от себя не отпускала. И вот через некоторое время у мальчика на ноге появилось черное пятнышко, а потом начался антонов огонь, и через три дня он умер». «У нашей Нины умер отец, она его очень сильно оплакивала. Он ей приснился: лежит одетый, в чем хоронили, в ванной, полной чистой-чистой воды, светлой-светлой… Старушки объяснили сон: его в слезах утопили, нельзя столько плакать о нем, лучше помянуть его душу». «У моей снохи так и было! Она долго оплакивала сыночка, все Господа просила:

http://azbyka.ru/fiction/bumazhnye-maki-...

неимение добра, «разрешится», т.е. уничтожится. С другой стороны, в этих же стихирах все люди – и ветхозаветные (Адам и Ева , Давид, Иоаким и Анна), и новозаветные (присутствующие в храме) – приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая (Царства Небесного) снова открылись людям, мы обновились и «обожились», т.е. сделались причастными Божией благодати и святости. Помимо сравнения с царским чертогом и престолом, Матерь Божия сравнивается еще в стихирах с небом, на которое взошел Иисус Христос, – с садом живоносным, – дверью, через которую прошел Великий Спаситель (Спаситель), – с купиной, от которой возжегся Божественный огонь, т.е. Иисус Христос, – с храмом Божиим одушевленным. В паремиях праздника Рождества Богородицы высказываются следующие мысли: в первой паремии ( Быт. 28:10–17 ) говорится о видении Иаковом лествицы, которая прообразовала собою Богоматерь, соединившую небо с землею; во второй паремии ( Иез. 43:27 ) читается пророчество пр. Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, через которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей паремии ( Притч. 9:1–11 ) говорится об Обиталище, уготованном Ипостасной Премудростью, т.е. Иисусом Христом. (Обиталище – это Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь). Тропарь: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру, ибо из Тебя воссияло солнце правды, Христос Бог наш. Он, уничтожив проклятие, дал благословение, и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную. Кондак: Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем: то празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Напр. много было людей, которые позабыли мысль, что Бог есть верховное, всеведущее, духовное Существо, и за Бога стали почитать видимые предметы (солнце, огонь, животных и т.д.). Богослужение у этих народов стало собранием внешних церемоний и обрядов без любви и сердечной веры в Невидимого Бога. Были народы, считавшие Бога злым, мстительным существом, и богослужение свое они сопровождали то истязанием себя (вспомним историю пророка Илии!), то принесением в жертву животных, людей и даже детей (вспомним про жертву идолу Молоху). На христианском богослужении лежит отпечаток духа христианской веры. Господь Иисус Христос учил, что Бог есть небесный милующий Отец (Ев. Луки. 6:36 ), что Он – есть Дух (Ев. Иоанна 4:24 ), что Ему можно угодить одушевленными, искренними молитвами и любвеобильными делами (Ев. Мф. 7:21; 15:8–9 ). Сообщая верующим искупительную благодать и сознание примиренности помилованного человека Богом, а потому отличаясь в своей (невидимой) сущности таинственностью и одухотворенностью, с внешней (наблюдаемой) стороны истинно-христианское, православное богослужение отличается сердечностью, возвышенностью и задушевностью. Молитвы и песнопения его очень трогательны. Они призывают молящихся к добродетели, искренней вере в Господа и любви друг к другу. Словами: «миром Господу помолимся» начинается Литургия – главная православная служба; – теми же словами: «С миром изыдем» она и оканчивается. В этих словах, как и во всем составе нашей Литургии, отразилась наша православная вера. В православных храмах молящиеся могут внести посильную лепту в пользу бедных, чтобы доказать свою любовь к ближним и милосердие. 3. Божественное установление православного богослужения Являясь обнаружением веры Православной Церкви, в чистоте и неизменности хранящей Откровение и благодать, дарованные Богом людям от времен сотворения наших праотцев, Адама и Евы, православное богослужение тем самым в истоках своего происхождения теряется в священной дали веков и соприкасается с первоначальным Богоустановленным богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Иоанниты не хотели знать Арзакия, и Бог был с ними и за них. В продолжении нескольких месяцев смерть или странные болезни поразили многих из тех, кто преследовал Златоуста, или участвовал в его осуждении. Палладий подробно рассказывает об этом в своих диалогах 1093 . И церковная история не отрицает в них характера сверхъестественного. – 6-го октября того же 404 года чрез 3 ½ месяца умерла императрица Евдоксия в невыразимых страданиях, родив мертвого младенца. Сократ рассказывает об этих событиях и прибавляет: «справедливо ли было низложение Иоанна или Кирин, епископ Халкидонский, верный слуга Феофила, получил достойное наказание за свое злословие, – ему отдавили сапогом ногу и антонов огонь прикончил ему жизнь, – также из-за Иоанна ли умерла царица, или это произошло по другим причинам, – известно одному Богу, который знает тайное и есть праведный судия самой истины» 1094 . Арзакий – «гнилой пень так и умер дубиной» 1095 . Хитрый Аттик, когда скончался Святитель Иоанн Златоуст , зная о разделении церкви, поскольку Иоанниты собирались вне ее, – приказал поминать в молитвах Иоанна, подобно тому, как делается поминовение и о других усопших епископах, в той надежде, что через это многие возвратятся в церковь 1096 ; но и под этим благовидным предлогом верные своему архипастырю Иоанниты чувствовали жало змеи и понимали как нельзя лучше, что за человек был Аттик. О нем замечает Созомен: «кого хотел он, легко мог испугать; но потом вдруг, переменившись, казался кротким 1097 . «Злобный триумвират патриархов Константинопольского, Антиохийского и Александрийского был, на самом деле, креатурой этого злодея, чтобы повсюду, не только в Константинополе, но и в соседних епархиях, во всех провинциях в каждой церкви преследовать Иоаннитов, хотя закон вышел еще при епископе Арзакие 1098 . Закон гласил: «кто прекращает свое общение с Арзакием, Феофилом, Порфирием должны быть отлучены от церкви» 1099 . По этому закону епископы, уличенные в принадлежности к Иоаннитам, были низлагаемы, изгоняемы из своих церквей и предаваемы светскому суду, как преступники.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

(Записано 13 сентября).   7. Из того же семейства крестьянка Ксения Летуновская, 37 лет от роду, страдала ломотой в руке, которая 10 лет была от болезни скорчена. В тот же день и она при мощах святителя Тихона получила свободное движение рукой и избавилась от ломоты. (Записано 13 сентября ).   8. Тульской губернии, Веневского уезда, села Марыгина, дворовая девица помещика Алексея Николаевича Павлова — Домна Григорьевна Макарова, в начале сентября 1861 года на правой, уже болевшей ноге получила «антонов огонь». Врачи положили отрезать ногу, в противном случае предвещали неминуемую смерть. Но Домна, не согласившись на операцию, с живой надеждой обратилась к новопрославленному чудотворцу Тихону с молитвой о помощи, и в душе своей дала обет при малейшей возможности пойти пешком в Задонск на поклонение ему. В тот же самый час, как принято было такое решение, разлитие «антонова огня» прекратилось — и, по ее выражению, нога одеревенела. Прибрав костыли, больная отправилась в Задонск, в там 17 сентября, при мощах святителя, получив полное и совершенное исцеление, возвратилась домой без костылей, с здоровыми ногами. (Записано 19 сентября).   9. Тульской губернии, Ефремовского уезда, села Дубик, государственная крестьянка, девица Дарья Михеева Миленькова, 35-ти лет от роду. С 1852 года впала в сумасшествие известного рода и совершенно перестала говорить. В 1853 году она ходила, в сообществе с другими, в Соловецкий монастырь и там, молитвами святых Зосимы и Савватия, получила дар слова, но до 7 сентября прошлого года оставалась в умопомешательстве. 7 сентября, по силе прикосновения к мощам святителя Тихона, благодатью Божиею, к ней возвратился и здравый рассудок. (Записано 20 сентября ).   10. Города Воронежа, частного пристава коллежского асессора Рафаила Ивановича Пуговишникова, дочь Елена, имеющая ныне 16 лет, с давнего времени страдала от нестерпимой боли позвоночного столба, так что прикосновение к шее платка или самой легкой косынки производило сильнейшую боль, особенно у самой головы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   а) Кончина Новоспасского иеромонаха Филарета, в схиме Федора 28 августа (1842 г.) в 7 часов утра этот старец мирно и свято почил от всех трудов своих. Бог удостоил меня в продолжение десятидневной его болезни ему послужить и быть свидетелем многих дивных происшествий, которые вам единому, как духовному другу, желаю открыть. Когда старец стал ощущать слабость, безболезненную еще, но сказал: близка кончина моя. Эти слова узнал митрополит Ф. и поспешил посетить старца. Много утешительного и назидательного сообщил старец владыке, который со слезами внимал словам покойного. 29-го в Успенском соборе я узнал, что отец мой очень плох, и поспешил в Новоспасский монастырь. PI точно, нашел его в самом страдальческом состоянии, он стонал очень тяжело; ибо внутренний антонов огонь, особенно в мочевом пузыре, начинал его палить. 24-го ему сделали операцию, и от сильного кровотечения он получил некое облегчение: терзания его уменьшились, и он начал живее молиться; с каждым его дыханием повторялось им: «Иисусе, Спасе сладчайший»; даже когда он засыпал, действие сердечной молитвы в нем не умолкало. На 26-е в ночь, может быть, в часу третьем утра, старец вдруг воодушевился; невидимая сила его подняла, он встал и, указывая перстом в дверь, воскликнул: «Вот Спаситель, вот Спаситель! К Спасителю меня!» Лицо его просияло, и реки слез потекли из очей его; он пожелал приобщиться. Когда святые Дары внесли в его келлию, он заплакал. По принятии оных, он начал простирать руки; ему поднесли теплоту, но он головою указывал на потир и, взяв его в руки, прижал его к сердцу, начал его лобызать и горько рыдать. После соединения со Христом, он еще живее стал молиться и среди ежеминутного призывания имени Иисуса обращался к нам, предстоящим, и говорил: «Спасайтесь, спасайтесь». Не только жители Москвы, но и соседних деревень и городов приходили к старцу на поклонение, ибо слух о его болезни везде распространился. В таком дивном молитвенном состоянии он пробыл почти 50 часов. С 27-го на 28-е он, видимо, стал слабеть, дыхание стало прерываться; в седьмом часу медленно стали читать отходную, и при чтении последнего стиха мирно и свято предал он дух свой Господу Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010