(Записано 13 сентября). Из того же семейства крестьянка Ксения Летуновская, 37 лет от роду, страдала ломотой в руке, которая 10 лет была от болезни скорчена. В тот же день и она при мощах святителя Тихона получила свободное движение рукой и избавилась от ломоты. (Записано 13 сентября ). Тульской губернии, Веневского уезда, села Марыгина, дворовая девица помещика Алексея Николаевича Павлова – Домна Григорьевна Макарова, в начале сентября 1861 года на правой, уже болевшей ноге получила «антонов огонь». Врачи положили отрезать ногу, в противном случае предвещали неминуемую смерть. Но Домна, не согласившись на операцию, с живой надеждой обратилась к новопрославленному чудотворцу Тихону с молитвой о помощи, и в душе своей дала обет при малейшей возможности пойти пешком в Задонск на поклонение ему. В тот же самый час, как принято было такое решение, разлитие «антонова огня» прекратилось – и, по ее выражению, нога одеревенела. Прибрав костыли, больная отправилась в Задонск, и там 17 сентября, при мощах святителя, получив полное и совершенное исцеление, возвратилась домой без костылей, с здоровыми ногами. (Записано 19 сентября). Тульской губернии, Ефремовского уезда, села Дубик, государственная крестьянка, девица Дарья Михеева Миленькова, 35-ти лет от роду. С 1852 года впала в сумасшествие известного рода и совершенно перестала говорить. В 1853 году она ходила, в сообществе с другими, в Соловецкий монастырь и там, молитвами святых Зосимы и Савватия, получила дар слова, но до 7 сентября прошлого года оставалась в умопомешательстве. 7 сентября, по силе прикосновения к мощам святителя Тихона, благодатью Божиею, к ней возвратился и здравый рассудок. (Записано­ 20 сентября ). Города Воронежа, частного пристава коллежского асессора Рафаила Ивановича Пуговишникова, дочь Елена, имеющая ныне 16 лет, с давнего времени страдала от нестерпимой боли позвоночного столба, так что прикосновение к шее платка или самой легкой косынки производило сильнейшую боль, особенно у самой головы. Испытаны были к излечению болезни попеременно все медицинские средства, но оказались недействительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Неизвестными энтузиастами был установлен деревянный памятный крест возле наполовину снесенного старинного здания на Пионерской улице (бывшая Большая Гребецкая), дом 16, в Санкт-Петербурге. К кресту был прикреплен небольшой листок с пояснением. Оказывается, это здание - бывшие казармы Владимирского пехотного юнкерского училища. Здание было сооружено в XVIII веке как часть слободы гарнизонных полков и перестроено для нужд училища архитектором М. Колянковским в 1899-1901 годах. Пламенный революционер Антонов-Овсеенко окончил это училище в 1904 году. Именно здесь за ним закрепилась партийная кличка «Штык»…Но далеко не все выпускники училища примкнули к большевикам - 29 октября 1917 года юнкера подняли антибольшевистское восстание. Красный террор не заставил себя ждать – большевики расстреляли здание из трехдюймовой пушки. Это сражение считается первым массовым кровопролитием в ходе Октябрьской революции.  Многих выживших в ходе штурма юнкеров (четырнадцати-шестнадцатитилетних подростков) революционные рабочие затем линчевали на месте. Всего погибло около семидесяти восставших. Разумеется, это «великая победа» революции была увековечена и в монументальной скульптуре. На Пионерской улице и сегодня стоит бесхозный, почти разрушенный памятник в виде бетонной стеллы с изображением пушки. На нем еще можно различить слова: «С этого места 29 октября 1917 года рабочие из орудия вели огонь по юнкерскому училищу, поднявшему мятеж. Пять питерских ребят подносили снаряды. Честь и слава юным борцам революции». Есть на Пионерской улице и памятник пятерым детям рабочих (наверное, тем самым, которые подносили снаряды) – погибшим в октябре 1917 года.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-04/2...

Если бы Ангелы хранители не охраняли нас от козней злых демонов, о, как часто бы тогда мы падали из греха в грех, как бы мучили нас тогда бесы, услаждающиеся мучением людей, что и бывает, когда Господь попускает на время отступить от нас Ангелу хранителю и кознодействовать над нами бесам. Да, Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостью плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые - от них. Запись 487 Враг часто уязвляет своею злобою души наши и палит нас. Это уязвление распространяется, как антонов огонь, в сердце, если искреннею молитвою веры не остановишь его. А Бог любовью Своею уязвляет души наши, но это уязвление легкое, сладостное, не палящее, а согревающее и оживляющее. Запись 488 О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближибося Царство Небесное [Мф. 4, 17], приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя [Мф. 3, 6], то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют [Мф. 12, 34]. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому так же естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою [мол. Анны, матери Самуила]. Запись 489

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Алексей Попов, г. Волгоград Перепечатано из народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца “Правило Веры” (http://www.piter.orthodoxy.ru/) Волки Моя мама всю свою долгую жизнь – а жила она без малого восемьдесят лет – верила в помощь святителя Николая, часто молилась ему. Когда по старости и болезни не могла уже посещать храм, пела акафисты дома. Много рассказывала она о помощи, которую получала по молитве к святителю. Один рассказ я запомнила хорошо. Это произошло в конце 1941 года в Ярославской области, где мама находилась в эвакуации со мной и братом. Поздней осенью пришло извещение, что отец пропал без вести. Нужно было ехать в районный центр. Транспорта не было. В колхозе дали лошадь, запряженную в сани. Возвращаясь затемно лесной дорогой, мама заметила стаю волков, окружавшую ее со всех сторон. Ждать помощи от людей не приходилось, и мама стала молиться святителю Николаю. Отпустила поводья и закрыла глаза. Когда она их открыла, лошадь неслась во весь опор, волков не было видно. Вдали показалась деревня, где ждали ее дети. В конце жизни мама тяжело заболела. Больше всего она боялась обременить своих близких. Много молилась. Особенно в последний день ее земной жизни, 22 мая, на Николу вешнего, и утром тихо скончалась. Раба Божия Галина, г. Санкт-Петербург Перепечатано из народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца “Правило Веры” (http://www.piter.orthodoxy.ru/) Докладная Священноиерею пензенской Преображенской церкви Герасиму Яковлевичу Дубасовскому от коллежского асессора Субочева. В 1818 году у меня на голени правой ноги, под самою чашкой, открылась обширная рана, от которой я страдал так сильно, что, опираясь на клюшку, едва мог переступать; боль была нестерпимая. Попечением тогдашних моих начальников приглашены были доктора. Желая сохранить мне жизнь и опасаясь, что начнется антонов огонь, они решили отнять больную ногу и немедленно приступили к исполнению своего намерения. В их руках появились уже инструменты и опиум. Но, по внушению Божию, я этому воспротивился, соглашаясь скорее умереть, нежели лишиться ноги. После этого все предпринимаемые к излечению болезни средства были безуспешны, и я страдал более года.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

В многолетних тесных связях с партноменклатурой и КГБ был уличен митрополит Киевский Филарет (Михаил Антонович Денисенко), который оказался агентом спецслужб – он имел прозвище «товарищ Антонов» – и орденоносцем. Дальше – больше: вскрылась диктаторская система управления и аморальный для монаха образ жизни (наличие детей и супруги Евгении Родионовой, которую священнослужители боялись больше Филарета и именовали «владычицей Киевской и всея Украины»). Грянул публичный скандал. Филарет не придумал ничего умнее, как объявить детей подкидышами, Евгению Петровну «единоутробной сестрой», а тещу, Ксению Митрофановну, – аферисткой. Этим только подлил масла в огонь: дети ополчились против отца, публично напомнив, что, прожив всю жизнь в одной квартире, они знали, чем папа с мамой занимаются в спальне; теща отказалась признать, что рожала Филарета; напротив, именовала его «сожитель моей дочери Михаил Денисенко». К тому же Филарет оказался «затятым» украинофобом (утверждал, что «украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид»), сталинистом (заявил, что «демократию надо давить танками») и пр. Это все нарастало, как снежный ком, редкий политик-демократ не выступил с гневным изобличением «морально разложившейся антиукраинской партийно-гэбистской московской Церкви». Это транслировалось на всю страну и деморализовало общины и епархии. Униаты под лозунгом борьбы с антиукраинской чекисткой Церковью стали громить наши приходы в Галиции, да и сами общины от филаретовского позора подальше стали бежать в унию и расколы. Даже лидеры «Руха» (тот же Вячеслав Чорновил) выступали с обращениями изгнать Филарета из Церкви. – Он всегда считал народ «быдлом»: кого ему на шею ни посади – стерпит. Конечно, если бы он любил Церковь, то ушел бы на покой. Но они с Евгенией Петровной, как упыри, вцепились во власть и церковную кассу, понимая, что без них они – пустое место. Правда, Филарет рассказывал, что выполнять клятву его отговорил сам президент Леонид Кравчук: мол, Миша, теперь у нас вся власть, мы этих попов всю жизнь давили, задавим и сейчас – никто не пикнет, все стадо загоним в твое стойло.

http://pravoslavie.ru/53375.html

К отделке комплекса приступили в 1777 г. Из договора, заключенного с подрядчиками, следует, что иконостас храма посеребрили и позолотили, напротив него протянули карниз с «сухариками и медалионами». Работами руководил золотарь дворцовой интендантской конторы А.Д. Казанцев. Девятнадцать икон для церкви написал живописец Гавриил Антонов, сын Доматырев, занимавшийся также росписями помещений. Из старого храма перенесли икону Божией Матери «Владимирская», обложенную серебряной ризой с драгоценными камнями и растительными узорами, два позолоченных серебряных креста с мощами апостола Марка, святого Алексия и мученика Трифона Апамейского, церковные книги, посеребренный подсвечник и образ святого Иоанна без ризы. 10 сентября 1777 г. заново открывшийся храм Владимирской иконы Божией Матери освятил архиепископ Платон. При храме начала действовать богадельня для престарелых. Храм и близлежащие постройки неоднократно реконструировали. Так, через восемь лет пол алтарной части просел и был отремонтирован. Во время московского пожара 1812 г. село Виноградово не пострадало, но на территории поместья в течение двух недель квартировали французские войска. В этот период в церкви Владимирской иконы Богоматери «лошадей ставили и огонь раскладывали, отчего в том месте и штукатурка обвалилась», церковную утварь частично разграбили. В 1813 г. в усадьбе провели ремонтные работы. Церковь не отапливалась, и к 1822 г. встал вопрос о необходимости возведения теплого придела. К тому моменту село Виноградово находилось в собственности дворян Бенкендорфов, под руководством которых приступили к строительству придела святого Николая Чудотворца. Через три года его освятил архиепископ Филарет (митрополит Филарет (Дроздов). Убранство придела подробно «задекларировали»: был установлен двухъярусный позолоченный иконостас с резными Царскими вратами. Над ними располагалось изображение Тайной вечери, справа поместили икону Христа без оклада и храмовый образ Николая Чудотворца, слева - изображение Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03372

Скачать epub pdf Содержание Житие Старца Силуана Детство и молодые годы Время военной службы Монашеские подвиги.     Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня,» но не слушал его Бог . Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово. Житие Старца Силуана Афонский схимонах отец Силуан (мирское имя – Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. На Афон приехал в 1892г, в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму – в 1911г.. Послушание проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 24 сентября 1938 года. Эти немногочисленные факты почерпнуты из формуляра Афонского монастыря. От «родился» до «скончался» – все бедно, не о чем рассказать; касаться же внутренней жизни человека пред Богом – дело нескромное, дерзновенное. Среди площади мира открывать «глубокое сердце» христианина – почти святотатство; но уверенные в том, что ныне старцу, ушедшему из мира победителем мира, уже ничто не страшно, уже ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе попытку рассказать о его чрезвычайно богатом, царственно богатом житии, имея в виду тех немногих, которые и сами влекутся к той же божественной жизни. Многие, соприкасаясь с монахами вообще и со старцем Силуаном в частности, не видят в них ничего особенного и потому остаются неудовлетворенными и даже разочарованными. Происходит это потому, что подходят они к монаху с неверною меркою, с неправильными требованиями и исканиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Она, пребывая в теле, нередко ощущала сладость общения со Христом в молитве, в богомыслии, в приятии благодати таинств, но эта сладость, это блаженство не могло быть полным, потому что прерывалось неизбежными в земной жизни скорбями, – оно было только предвкушением непрестающего, ничем непомрачаемого и непрерываемого блаженства общения со Христом в царствии небесном. Помышление об этом блаженстве – вот главная причина того мира и радости, с какою расстается с земною жизнию истинно благочестивая Душа. Всегда ли однако люди истинно благочестивые сподобляются мирной кончины? Опыт этого не подтверждает. Случается, что и они умирают мучительною смертью, вследствие какой-нибудь невыносимой болезни, каковы, например, антонов огонь, грудная жаба и тому подобное. Боль от этих болезней так велика, что с нею можно сравнивать адские муки, по ее силе судить об их силе. Самые терпеливые и крепкие духом люди в этих болезнях теряют самообладание, призывают смерть, лишаются возможности с надлежащим благочестивым настроением принять напутствие святых тайн. Никому не дай Бог испытывать такие предсмертные муки. Вот почему святая Церковь научает умолять Господа, да «дарует нам кончину живота нашего безболезненную», не в смысле отсутствия всякой какой бы ни было болезни, а именно болезни мучительной, подобной мукам рождения, которые часто соединяются с ужасными криками рождающей и долго продолжаются. Это именно значение имеет в греческом тексте название кончины безболезненной 36 . Сам Господь Иисус Христос накануне крестных страданий и смерти испытывал в саду Гефсиманском мучительную предсмертную боль. Он скорбел и тосковал во время молитвы к Отцу небесному и говорил: «прискорбна душа Моя даже до смерти». Во время этой молитвы кровавым потом покрылось лице Его; душевные муки, хотя и не соединялись с телесными страданиями, были так ужасны в эти минуты, так невыносимы, что вызвали из уст Его вопль: « Отче Мой, да мимо идет от Меня чаша сия». Если Христос испытывал невыносимые предсмертные муки, то что удивительного, если благочестивые и праведные люди подвергаются иногда подобным мукам? Но Он терпел их не за Свои грехи, ибо был безгрешен, но за наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

25 января 1866 560 (715, 248). О кончине иеродиакона Никодима и об упадке монастырей У нас скончался иеродиакон Никодим, драгоценный человек для монастыря и в цвете лет. Сплелись кишки, затем последовал антонов огонь. При нас – сюда не поступил ни один благонадежный человек, а из прежнего братства приблизился более всех других Никодим и имел расположение послужить обители. Буди воля Божия! Но на мой взгляд все в монастырях, и самых благоустроенных, идет к упадку. Сущность дела, что благонадежные и способные люди делаются крайне редкими. Естественно: диавол видит это и нападает извне. К Сухареву написал по этой почте. Вышли ему экземпляр «Опытов» из Москвы. Книга на новую почву, которую пошевелили скорби, может наложить решительную печать. 28 января 1866 561 (716, 249). О положении Церкви и другие вопросы Буди над всеми вами воля Божия и милость Божия! Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиною благочестия. Служители и верховные служители слова остаются без слова и рады спрятаться под покров слова имеющего исключительный характер частной защиты по частному делу. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия Маловыми с братиею. 2 февраля 1866 562 (717, 250). Жизнь временная нужна для приготовления к вечности и о др. вопросах Благодарю тебя за воспоминание дня моего рождения – 59 лет! Прожито довольно; остается жить уже очень мало, судя по постоянно увеличивающемуся истощению сил. 12-го и 13-го выходил в церковь; посмотрел на братию и порадовался милости Божией к нам в такое время, в какое живем. Все подвигается очень быстро. Буди воля Божия!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Благословение . Благословение священнодействующим есть знак преподания благословения Божиего людям. Оно есть Божие благословение, потому что: священнослужитель представляет собою во время богослужения образ Спасителя; священник осеняет молящихся знамением Креста, который есть орудие нашего спасения; в самом перстосложении изображаются начальные буквы Имени Спасителя: Ис. Хр. Возжигание свечей . Употребление свечей и светильников за богослужением существовало и в Ветхом Завете, а в Новом Завете было с самого возникновения Церкви Христовой. Свечи не только необходимы для освещения церквей, которые иногда бывают темны, но еще увеличивают торжественность и радость богослужения. Кроме того, огонь является знаком пламенной любви и горячей веры к святому, пред которым мы ставим свечу. Свет – есть знак нашего просвещения, получаемого от подражания жизни святого. Белизна воска знаменует собою чистоту нашей души, а мягкость его – доброту характера. Каждение . Каждение Св. икон выражает наше благоговение к святым, изображенным на иконах, а каждение народа внушает молящимся, что молитвы их должны быть усердны, чтобы, подобно фимиаму, возноситься к небесам. Кроме того, дым кадильный, обнимающий собою молящихся, означает благодать Божию, которая также окружает нас. Окропление св. водой . Доставляя, как всякая вода, бодрость человеку, освященная вода напоминает христианину о духовном очищении и духовной бодрости, подавая это очищение и бодрость тем, которые с верой принимают св. воду и окропляются ею. 17. Цель богослужения Изучать богослужение необходимо: для уразумения порядка и чередования между собою различных молитв, песнопений и священнодействий, входящих в состав церковных служб, для уразумения смысла этих молитв, песнопений, обрядов и действий и, наконец, для создания в своем сердце благоговейной любви к Храму Божию и православному богослужению. 18. Богослужения домашнее и церковное Богослужение может совершаться или для целого общества верующих, или же по просьбе отдельных христиан. Большинство служб могут совершаться не только в храме, но и на дому. Однако, чаще всего наши службы, не исключая и тех, которые могут совершаться на дому, совершаются в храме потому, что храм пригоднее для совершения богослужения. В храме верующие лучше могут помнить, что они дети Одного Небесного Отца. Здесь скорее забываются различия сословные, общественные и имущественные, и, таким образом, общественное богослужение лучше способствует пробуждению в сердцах людей чувств христианской любви, братства и милосердия. 19. Понятие о храме

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010