«С совершенным почтением» и проч. 153 М.А.Хлудов, по своей доброте, отдал монастырю и превосходной работы дубовые шкапы, в которых у Алексея Ивановича помещалась библиотека 155 Говорится о скончавшемся в том году преосвященном Викторине Полоцком, a после Подольском. В Полоцке он ревностно действовал против раскола, не в пример своему предшественнику; с нами обоими находился в сношениях, а к о. Павлу питал особенное расположение. 156 Д. И. Харитонов, обратившийся к церкви старообрядец Нижегор. губ., несколько лет потом живший в Никольском монастыре, – человек очень разумный и действительно способный к археологическим знаниям: им составлен «Указатель свидетельств в защиту православия, обретающихся в рукописях и книгах Хлудовской библиотеки». 157 Прекрасная, исправленная мною, книжка крестьянина Ивана Александрова: «Разговор о вере с наставниками беспоповцев», была действительно издана потом Братством, и не один раз 158 Надежда эта вполне оправдалась. По счетам устройства библиотеки M. А. Хлудов, согласно своему обещанию, уплатил сполна. 159 Большаков, досоле здравствуюший и торгующий, пользовался покровительством! Солдатенкова, который не забыл его, вместе c Шибаевым, даже в своем духовном завещании. Этим покровительством Солдатенкова объясняется и то, что от имени Большакова написанные против меня и в защиту раскола статьи охотно принимались и печатались в либеральных Русских Ведомостях. 160 Об Окружном Послании говорится во второй половине статьи, где именно указаны неверности и нелепости, заимствованный Верховским из плохой книжки г. Монастырова Исторический очерк австрийского священства после Амвросия, изданной в Казани и составленной под руководством проф. Ивановского. Любопытно, что здесь содержатся даже явные клеветы на Антония Шутова, а Большаков чрез Русския Ведомости свидетельствовал о «безпристрастии и добросовестности» такой историии!... 163 Незадолго перед этим, как было уже упомянуто, Т. И. Филиппов издал книгу «Современные церковные вопросы», во второй части которой поместил свои столь известные четыре «Чтения о нуждах единоверия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Уже бродила молва о возможности для здешнего края, обойтись без своего епископа, в виду удобства путей сообщения с Москвою – резиденцией Антония Шутова, и Казанью, где епископствует Пафнутий Шикин. Только в 1871 г. прошли слухи, что местные раскольники скоро будут иметь своего епископа в лице намеченного народною молвою вдового крестьянина, села Ивантеевки, самарской губернии, николаевского уезда, Александра Герасимова Гераскова, содержателя почтовой станции, бывшего попа австрийского толка, человека уже ветхого, 67 лет, но довольно еще бодрого, снискавшего расположение, любовь и доверие между старообрядцами – не образованием, потому что он был малограмотен, писал очень плохо, и то полууставом, говорил мало и не свободно, – но стойкостию своего характера, строгою нравственною жизнью набожностью и ревностью по древнему благочестию... Действительно слухи эти скоро оправдались. Означенный кандидат в конце 1871 г. в городе Хвалынске наречен был Пафнутием казанским во епископа с именем Амвросия, а потом в первой половине февр. 1872 г. в бытность свою в Москве на тамошнем старообрядческим соборе формально получил жребий – быть епископом оренбургским, саратовским и самарским. О местопребывании его народная молва говорит разно. То слышно было, что кафедра его находится в Самаре, то говорили, что он преимущественно живет в Хвалынске и его окрестностях 321 ... Во второй половине 1872 г. за распространение раскола этот епископ задержан был в самарской губернии полициею и предан суду 322 , но последний 13 ноябр. того же года освободил его, после чего Амвросий стал епископствовать уже не тайно, а явно 323 . Анатолий балтовский проепископствовал немного; в августе 1873 г. он скоропостижно умер 324 . Смерть его была печальным явлением для старообрядцев, так как они и без того не богаты были архиереями: а те, которые имелись у них, своим немиролюбием между собою произвели неприятное впечатление на всех. Ясно так. обр., что хотя смерть Кирилла и не сопровождалось особенным сожалением, но она была явлением немаловажным в том отношении, что заставила старообрядцев подумать о будущем и поразмыслить об очень важном для них вопросе: как поступить со вдовствующею митрополиею белокриницкою, и кого избрать в преемники Кириллу? Этим вопросом действительно скоро занялись и окружники и противоокружники.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

20 Силуан находился тогда под арестом: это и называется здесь «искушением»; поэтому же Анастатис и называет его „юзником». 21 Вот какую рекомендацию дает своему «архиепископу», т.е. Савватию и его духовному Совету, раскольнический епископ! Безумною волею Духовного совета Анастасий называет его самостоятельные распоряжения без сношения и соборного совещания с епископами, против чего и восстали некоторые из лжеепископов, подстрекаемые Щвецовым. Это и суть «соперники» Духовного Совета. 22 У Антония Шутова был и еще поставщик подобного рода мощей – некий инок Мисаил. Он два раза ездил в Палестину и привозил оттуда немалое количество собранных там костей, за которые Антоний щедро платил ему. Мисаил умер недавно, года два назад. И все жаловался, что Антоний не заплатил ему 2000 р. долга за мощи. Если так велик был долг, то можно судить, сколько переплатил ему Антоний и сколько мнимых мощей получил и распространил! 23 Все христианство верует, что небесный мир снесен на землю Христом Спасителем, как возвестили и ангелы при Его рождении, но, по словам же раскольнического лжеепископа, в его епархию, должно быть, лишенную привнесенного Христом небесного мира, принесли этот мир два брата Мельниковы! О, кощунствующий лжеепископ! 24 Конечно, называя православную церковь «помойной лоханью» и «мерзостью», Мельниковы превзошли, если не себя, то ожидания всех разумных и честных людей; но ожидания разных Анастасиев едва ли превзошли. Кстати, подумал бы Анастасий, что если и он вместе с Мельниковыми признает православную церковь «помойной лоханью» и «мерзостью», то ведь его предки почти два столетия из этой «лохани» принимали беглых попов и потом приняли беглого митрополита, от которого и сам он мнится иметь хиротонию. 25 Если так ругаются над служителями православной церкви сами раскольнические епископы, то можно ли удивляться возмутительной брани раскольнических «мальчишек» (говоря языком г-на адвоката). 26 Вот – невольное признание самого лжеепископа, что среди старообрядцев его паствы существуют большие сомнения относительно раскола и есть расположение к православной церкви. Да и можно ли удивляться этому, когда австрийские лжеепископы и лжепопы служат свои литургии на «трупах некрещенных черкес»!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Кстати, – нам прислал недавно из Вятской губернии один наш корреспондент подлинное, собственной руки, письмо Иосифа к вятским противуокружническим попам его партии. Письмо на большом листе почтовой бумаги, писано почерком бойким и довольно красивым, напоминающим почерк Антония Шутова, и хотя совсем безграмотно, без всякой орфографии (почти каждое слово Иосиф начинает прописной буквой), но складно и толково. Из всего этого видно, что Иосиф не чета Савватию,– из людей ловких и не глупых. Так как письмо это может служить свидетельством и документальным доказательством, к каким вымыслам и лжам прибегают раскольнические архиереи для удержания своих пасомых в расколе и для отвлечения их от собеседований с православными миссионерами, то мы считаем неизлишним привести его здесь вполне. Письмо писано еще в 1886 году, по следующему случаю. Иосиф поставил в попы некоего Самуила Наймушина. Но так как этот Самуил ранее поучился в школе о. протоиерея Кашменского, то и питал сомнения относительно раскола –, он задумал даже вместе с своими прихожанами перейти в церковь , и чтобы приготовить их к этому, начал приглашать православных миссионеров для собеседований о вере с противуокружническими попами, смело рассчитывая, что попы осрамятся на этих беседах и народ увидит несостоятельность раскола. Эти замыслы Наймушина не удались. Потом он перешел к Савватию, который послал его в попы к сибирским раскольникам. Извещенный об этом своими попами Иосиф и пишет им письмо в предостережение и от Наймушина и от православных миссионеров. Вот письмо его, которое на первых строках мы приводим, любопытства ради, с соблюдением орфографии подлинника: «Честным отцем Александру Антиповичу И стефану Карповичу И лукияну Константиновичу И григорью Анисимовичу И со всеми Вашими Боголюбивыми общества Ми Мир Божий И благословение; И при Сем Проздровляю Вас Сосвятою текущею Пятидесятницею; И уведомляю Вас. «Письмо ваше я получил и содержание оного видел. Вы пишите, что отец Самойла возмущает святую соборную и апостольскую церковь и простосердечные души христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Справка эта обязательно сделана для нас одним лицом, служившим в канцелярии лжеепископа Антония Шутова, поступившем в его канцелярию, одновременно с известным Онисимом Швецовым, в 1866 году, значит именно 25 лет тому назад. В то время во всей Москве было только шесть австрийских попов, – четыре окружника (Петр Драгунов, здравствующий и властвующий доселе, Федор, Василий и Яков), да пятый неокружник (Максим), и всего один дьякон Митрофан. Этот Митрофан вскоре потом умер, и в Москве у раскольников не осталось ни одного дьякона, так что даже сам Антоний, который был не чета жалкому Савватию, и тот отправлял свои мнимо-архиерейские служения без дьякона. Потом он пригласил из Нижегородской губернии пьяного иеродьякона Варлаама, которого однако же, по требованию раскольников, возмущавшихся его поведением, вскоре должен был удалить. Так немного было австрийского мнимого духовенства в Москве 20–25 лет тому назад. Затем число раскольнических австрийских попов начинает здесь возрастать, и в настоящее время, по милости Савватия и управляющего им главного поставщика попов, г-на Морозова, в Москве находится семнадцать попов и восемь дьяконов. Мы можем и назвать их, – представить полный их список. 1 . Первым стоит в этом списке, разумеется, упомянутый выше Петр Драгунов, член Духовного Совета, и великая в нем сила, ибо он духовник сильных раскола; Драгунов, богатый мужик, привольно жительствует в тупике близ Рогожского частного дома (самое безопасное соседство для раскольнического попа). 2 . Епифаний, родной брат Петра Драгунова: имеет приход и служит при моленной Коринкина (бывший поп Алексей), близ Дурновского переулка. 3 . Иоанникий, или Аникий, из крестьян Нижегородской губ.; служит при моленной Колычева, на Малой Андроновской улице; прежде поповствовал у раскольников в селе Василеве (Нижегород. губ.), потом в Торжке (Тверск. губ.), откуда и перешел в Москву лет 10 тому назад. 4 . Кирилл; он состоит в штате самого Савватия и служит в церкви, устроенной при квартире этого мнимого «владыки», в доме Апухтина, близ самой ограды Покровского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Ехать в Витебск владыка мне отсоветовал по случаю надежды на скорое окончание известного дела (о типографии). Поэтому в Петербурге лично быть у обер-прокурора Св. Синода не могу 62 . Я было нависал, ему письмецо, но что то стесняюсь послать; думаю, лучше дождаться удобного случая и тогда представить книгу, – нахожу это поскромнее. Что вы писали о собрании Совета, я согласен с этим , – нам нет необходимой нужды спешить. Из Владимирского Александро-Невского Братства за высланные наши братские книги мы получили большую благодарность, Вот новость у старообрядцев! Они весьма смущены отказом Антония Шутова именоваться Московским архиепископом. Я не мог еще достоверно узнать, как это случилось; а говорят вот что. Когда от старообрядцев, по их обычаю, явилась депутация к митрополиту Макарию поздравить его со вступлением на кафедру Московскую, владыка, поблагодарив их , заметил, что неудобно и несогласно с правилами быть двум епископам, в одном городе (он Московский и их Антоний Московский), что он об этом намерен начать дело, так не лучше ли они сами сделают это добровольно, без хлопот, т.е. московского епископа не будут иметь. Это старообрядцы и исполнили, – Антоний должен был отказаться от именования Московским. Егору Антонычу хочется об этом кое-что написать; но я, со своей стороны, не нахожу это удобным, имея в виду, что старообрядцы добровольно сделали хорошее дело. Можно бы только указать, что Антоний наступил незаконно, не обратясь предварительно к совету своих собратов-лжеепископов, которые должны бы ему дать если не место, то хотя бы имя иного града. Желаю, чтобы весна благотворно повлияла на здоровье ваше и семейства вашего. На дачу ехать советую». Еще не получив моего ответа на это письмо, о. Павел 5 го июня прислал мне следующее известие, касавшееся очень занимавшего нас дела о единоверческой типографии: «Единоверцы, а именно Рыжков 63 , подавали в Св. Синод прошение, по обычаю, о разрешении печатания некоторых книг. Из Синода им прислан отказ на том основаны, что типографию решено перевести в иное место, о чем только еще не доложено Государю. Указ этот прислан из Синода на имя митрополита и на днях будет владыкою объявлен им. Итак это дело не будет уже тайною и для единоверцев Троицкой церкви. Вот на какую дорогу мы стали теперь! Помолитесь о устроении полезного».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

После этого Дий Тимофеев подал мне другую печатную тетрадку: Решение, или изречение собора 1667 года. «Ну, та тетрадка подложная, сказал он, а про эту что скажешь?». Я ответил: И эта тетрадка тоже напечатана в Пруссии, и напечатана не с подложной, а с печатной истинной книги; но в ней мы напечатали не все соборное деяние, а взяли из него, по обычаю старообрядцев, только то, чтó они умеют обращать в оправдание себе. Именно в этой тетрадке напечатано только самое решение, или изречение соборное; а на кого и за что положено то изречение, этого в ней не напечатано. Между тем, чтобы правильно судить о соборном решении, непременно нужно принять во внимание, на кого и за чтó оно положено. В соборном деянии, если будем читать его вполне, все это изъяснено: именно говорится, что клятвы положены на хулителей церкви, и положены за тяжкие их хулы на церковь , – за то, что они открыто проповедовали, будто бы церковь пала, архиереи не архиереи, тайны не тайны, церкви не церкви. Дий Тимофеев подал мне и еще тетрадку письменную, полученную из Москвы от глаголемого епископа Антония Шутова: в ней, кажется, из всех полемических книг собраны все жестокие на старообрядцев изречения, еще и с извращением смысла. Я просмотрел эту тетрадку и некоторые более важные места разъяснил, о других, как писанных частными писателями, заметил, что за их резкие выражения церковь не повинна, тем паче не может быть признана падшей, и что сам я ответствовать за них моим совопросникам нужды не имею. Дий Тимофеев возразил: «Положим, что за всех писателей церковь не отвечает, – пусть так; но зачем Димитрий Ростовский назвал двуперстное сложение демонским седением? ведь Димитрия церковь признает святым!». Я отвечал: Неправду вы говорите. Святитель Димитрий не называл двуперстное сложение демонским седением, он только отвечал старообрядцу, который на троепестном сложении написал са-та-на. Желая обличить его дерзость, святитель Димитрий говорит ему, что пусть он, если уже настолько дерзок, напишет лучше на своем двуперстном сложении слово де-мон. Вот подлинные слова св. Димитрия: «лучше бы им раскольникам написать на своем перстосложении " … Не ясно ли, что святитель Димитрий не сам пишет, а им предлагает написать? Но так как старообрядцы написать такую хулу на двуперстном сложены почли бы страшною дерзостью, то этим самым святитель Димитрий и дает им знать, в какую великую хулу они впали, написав слово сатана на троеперстном сложении. А вы и доселе не только продолжаете хулить церковное перстосложение, да еще клевещете на пастырей церкви, акибы они двуперстное сложение называли демонским седением!...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

отцов; все еретики потому и признаны еретиками, что выдавали свое учение, а не следовали учению церкви». Поп Петр с своей стороны сказал: «Если ты признаешь правильные учение Устава о подвременном рождении Сына Божия вместе с веками, то значит по твоему неправильно поступили мы, осудив на соборе это учение Устава; если ты не еретик, так мы еретики; но ужели твое мнение важнее мнения целого собора»? Швецов начал доказывать, что определение о погрешительных мнениях Устава, которое в 1863 г. было составлено на соборе раскольнических епископов, было действительно неправильным и не должно иметь значения. Определение это, говорил он, составлено отступниками и подписано епископами только под влиянием отступников. Он зачислил таким образом в отступники не только Пафнутия, еще бывшего тогда у раскольников епископом Коломенским и следовательно от них не отступившего, не только Ксеноса, отступство которого видит, должно быть, в издании Окружного Послания, но и самого Пафнутия Казанского, доселе пребывающего у раскольников в звании епископа, так как эти именно лица были главными деятелями, подготовившими соборное определение о лжеучениях Белокриницкого Устава 31 . В подтверждение своих слов он опять сослался на Антония Шутова, от которого сам слышал, что тот подписался под соборным актом, уступая только партии отступников, а сам никогда никакой погрешности в Белокриницком Уставе не находил и не допускал. И это сказано было прямо в глаза Пафнутию Казанскому! Мы не знаем, к сожалению, что ответил Пафнутий Казанский и даже ответил ли что на эти оскорбительные для него слова, где он прямо выставлен отступником, а личный враг его, беспоповец и фанатик Антоний Шутов, – образцом неизменной верности древлеправославию, или по крайней мере столпу древлеправославия, Павлу Белокриницкому. По-видимому, выходка Швецова прошла безнаказанно, и ободренный этой безнаказанностью он тогда же пустился в свои богословско-философские разглагольствия о веках, о Божием «днесь» и о прочем, – разглагольствия, которыми совсем отуманил присутствовавших на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Уезжая из Москвы, Пафнутий заручился от Совета твердым обещанием, что дело Швецова не будет оставлено без должного рассмотрения, и Духовный Совет, вскоре же по приезде Швецова с Кириллом, действительно занялся их делом. Сначала допросили Кирилла: почему он целует литон не в то время, когда требует устав? Кирилл ответил, что так делать научен был от покойного владыки Антония Шутова. Ему разъяснили, в какое время должно целовать литон, и Кирилл согласился делать согласно указанию. Этим дело о нем и кончилось. Для разбирательства же дела о Швецове было назначено особое собрание, в которое Швецов и был приглашен. Обыкновенно собрания Совета состоят из пяти лиц: Савватия, именуемого архиепископом Московским, трех попов: Петра Драгунова, Григория Виноградова, Елисея, и секретаря – Перетрухина; но собрание по делу Швецова, было многолюдное. Кроме поименованных лиц на нем присутствовали все московские попы, в количестве семи, дьякон Иван, купец Назаров, принимающий близкое участие в раскольнических церковных делах, и другие лица. Швецову предложено было оправдаться против предъявленных на него Пафнутием Казанским обвинений. Вместо всяких словесных объяснена Швецов вынул из кармана свою новосочиненную тетрадку и преспокойно стал читать ее в поучение присутствовавшим в Совете и в доказательство, что якобы ни в Белокриницком Уставе, ни в его книге «Истинность» никаких еретических мыслей не обретается и что Пафнутий напрасно доверился « Павлу Прусскому », который-де сам в своем замечании на «Истинность» проповедует ереси. Тетрадка Швецова не маленькая, и он долго читал ее. Члены Совета покорно слушали, ничего решительно не понимая из читаемого Швецовымм. Где же было и понять попам-гуслякам отвлеченные и хитросплетенные тонкости раскольнического богослова о таком важном богословском вопросе, как вопрос о рождении Сына Божия? Поэтому никто не осмелился и возражать Швецову; один только Петр Драгунов в сильном волнении стал обличать Швецова и винить, зачем он оправдывает в Уставе Белокриницком то, что собором старообрядческих пастырей признано погрешительным и подлежащим исправлению, или забвению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

РПСЦ рассматривает вопрос о возможной канонизации иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного и первопечатника диакона Иоанна Федорова 16 мая 2006 г. 14:36 Рассмотрение вопроса о возможном причислении к лику святых Андрея Рублева, Даниила Черного, Иоанна Федорова и архиепископа Антония (Шутова) решением состоявшего недавно Собора Митрополии вынесено на Освященный Собор РПСЦ. На том же заседании Собора Митрополии обсуждался вопрос о критериях и порядке рассмотрения материалов по прославлению. В частности, было определено рассматривать в первую очередь дела подвижников более отдаленного времени. Патриархия.ru/ Сайт Русской Православной старообрядческой Церкви Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/112330.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010