Не менее вредно это официальное признание раскольнической иерархии должно сказаться, по мнению Московского архипастыря, и на государстве. «Признать раскольническую иерархию, говорит он, значило бы расколоть целость русского народа, повредит единству не только церковному, но и государственному»», потому что «разрушение единомыслия и единодушия церковного повлечет за собою расстройство и разрушение единства народного духа в отношении гражданском и патриотическом» 1103 . Последнее и самое сильное основание, почему австрийская иерархия, по мнению м. Филарета, не должна быть признаваема правительством, состоит в том, что это признание неизбежно будет сопровождаться «несогласимою разнотою воззрений, взаимно затрудняющих православную церковь и государство» 1104 . Дело в том, что православная церковь со своей стороны, в силу канонических соображений, никоим образом не может признать австрийскую иерархию законною. «Кирилла, который, в противность первому апостольскому правилу, рукоположен одним епископом и притом не имевшим права рукополагать, православная церковь , – говорит Московский архипастырь, – не может признавать истинным епископом, a вследствие сего и всех рукоположенных им епископов и священников» 1105 . «Из сего следует, продолжает м. Филарет, что если бы когда-либо гражданское начальство в сношении с духовным православным упомянуло об Антонии, архиепископе Владимирском, духовное начальство обязано было бы отвечать, что оно не знает архиепископа Антония, а знает только цехового Андрея Шутова. Как же можно было бы выйти из такого противоречия? Принуждать ли православную иерархию признавать, то, что противно церковным правилам и его совести? Но это значило бы нарушать государственный в России закон, предоставляющий свободу даже не христианским вероисповеданиям и православная иерархия была бы обязана лучше пострадать, нежели подчиниться такому принуждению, по слову апостольскому: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком ( Дeяh. V, 29 )» 1106 . Таковы доводы Московского митрополита против признания раскольнической иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Поэтому, когда шел вопрос об уничтожении «Окружного послания» в 1868 году, Пафнутий, вместо этого послания, предлагал издать новое окружное послание, в котором хотел включить в число запрещенных нечестивых тетрадок, – сверх упомянутых в Илларионовском послании, – еще Соловецкую челобитную, а также и сочинения Павла Васильева и Семена Семенова, в которых проповедывалось прекращение благодати хиротонии в Христовой церкви. Это предложение само собою показывало, что Пафнутий в душе разорвал уже все связи с белокриницким священством. На его сторону скоро перешли другия влиятельные лица из белокриницкой иерархии. Наместник митрополии Онуфрий сблизился с Пафнутием и по тем же самым причинам порешил порвать свою связь с расколом. К ним присоединились: архидиакон белокриницкой митрополии Филарет, священноинок Иоасаф и иеродиакон Мельхиседек. Все эти видные лица и были присоединены к православной церкви на началах единоверия в 1865 г. в Москве, где и поселились навсегда. Присоединившиеся составили 8 вопросов, в которых изложили свои понятия о существенных свойствах Христовой церкви и о белокриницком священстве. Эти вопросы были отпечатаны и разосланы влиятельным членам означенной иерархии. Примеру присоединившихся вскоре последовали: протодиакон Антония Шутова Кирилл Семенов и епископ тульский Сергий, несколько лет спустя – Иустин, епископ тульчанский и другия лица из духовенства. Все присоединившиеся расстались с незаконными священными степенями, но звание иноков, на основании правил единоверия, было за ними оставлено. б) То же сознание отсутствия преемственности хиротонии в согласии поповцев, принявших австрийское священство, дало повод явиться епископу-самозванцу, якобы посвященному в «Опоньском царстве». В 1881 году в глазовском уезде вятской губернии появился в среде старообрядцев неизвестный человек, назвавший себя Аркадием, архиепископом беловодским. Он проповедывал, что белокриницкая иерархия, как происшедшая от еретика Амвросия, есть незаконная, безблагодатная, а истинная непрерывающаяся иерархия находится в Японии; по его словам, там существует множество древле-благочестивых монастырей и церквей, в коих служат по «старому», там есть шесть митрополитов и патриарх Мелетий, которым он – Аркадий и рукоположен во архиепископа для российских старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Таков изданный двумя противуокружническими епископами ответ на мирную грамоту окружников. Не знаем еще, как приняли его лукавствующие окружники, Савватий и его «братчики», – отозвались ли на него к назначенному времени, т.е. к 1-му числу июня, и если отозвались, то чт написали в своем отзыве. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что ответом Пафнутия и Михаила они поставлены в большое затруднение и должны понять, что их надеждам на водворение мира и единства в австрийской иерархии не суждено осуществиться и хлопоты об этом мире и единении нужно оставить навсегда. 21 Эту горькую истину должны, кажется, понять и главные хлопотуны – Мельниковы, возбудившие в последнее время это дело о примирении между окружниками и неокружниками в видах удобнейшего привлечения к австрийской ирархии стародубских и иных беглопоповцев, соблазняющихся существующими в этой иерархии разделениями и распрями. Кажется, и они должны понять, что совсем неудобоприемлемы предложенные неокружниками условия мира. Правда у г-д Мельниковых хватило бы смелости и бессовестности сделаться даже чистыми противуокружниками, – ведь поносят же они православную Церковь злее всяких противуокружников и беспоповцев! – в интересах раскола, и особенно в своих личных интересах, они не затруднились бы принять все предложенные неокружниками условия, если бы между ними не было одного – требования проклясть не только сочинителя, но и издателей Окружного Послания. Предать «вечному проклятию» даже Антония Шутова, хотя, по всей вероятности, и презираемого ими, но воспрославленного их учителем – Швецовым и вообще чтимого в австрийском расколе, не решатся и они, потому именно, что это угрожало бы опасностью их личным интересам, могло бы уронить их репутацию в расколе, которой они дорожать всего более. Для Мельниковых, и именно в отношении к их хлопотам о примирении с неокружниками, мы считаем весьма неблагоприятным и то обстоятельство, что «Предложение» и «Объяснение» неокружнических епископов подписано Михаилом Новозыбковским, то есть пастырем стародубских неокружников, среди которых по преимуществу агитируют Мельниковы. Неокружники, надобно полагать, скорее послушают своего епископа, нежели юнцов Мельниковых и даже старого лжепопа Ефима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

По дороге из Иерусалима два дня гостил я у бейрутского митрополита. Он мне знаком с тех пор, когда был еще в Москве на Антиохийском подворье архимандритом. Человек весьма хороший. От него я познакомился с делами Антиохийской патриархии, о чем, Бог даст, при свидании поговорим с вами лично. Бейрут первый город в Антиохийском патриархате». Между тем в тот же самый день, 16-го ноября, решился и я написать о. Павлу, опять в Константинополь, чтобы письмо мое могло встретить его там. Я сообщал ему и о себе и о некоторых братских делах, которые мы успели сделать в его отсутствие, – между прочим о том, что вошли, как предполагалось еще при нем, с представлением к митрополиту о ходатайстве пред Синодом о рассылке по епархиям, во все приходы, где есть раскол, необходимо нужных священникам этих приходов книг о расколе, из которых они могли бы получить сведения и руководственные наставления для собеседований со старообрядцами, при чем указаны были и наиболее нужные и полезные из этих книг, – что представление принято митрополитом благосклонно и он приказал нам же составить представление об этом в Синод. Извещал также о важном в расколе событии – смерти раскольнического архиепископа Антония Шутова 113 . 23-го ноября о. Павел отвечал мне из Константинополя: «На обратном пути из Иерусалима я достиг до Цареграда благополучно, как уже писал вам, и письмо ваше первое, ждавшее меня, Здесь получил. Священник из Майноса прибыл, и 22-го числа мы пошли к патриарху просить благословения. По милости Божией патриарх меня благословил ехать в Майнос без всяких формальностей, и освятить там церковь для единоверцев разрешил. И только сбираюсь отправиться в путь к майносцам, получаю ваше письмо от 16-го ноября, которое меня так утешило, что не знаю как и сказать. Рад, что имею теперь известие о вашем здравии, и как вы переносите свою печаль. Надеюсь, что упование ваше на Бога поможет вам. Благодарю, что сделали представление владыке о книгах против раскола. Спасибо и владыке-митрополиту за внимание к Братству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Академии членам Синода (?!) при многочисленном собрании народа, на обвинения миссионера господствующей церкви священника Ксенофонта Крючкова». 2) «Беседы А. В. Швецова с миссионерами господствующей церкви в Боровске 1883 г. окт. 30 и 6 ноября». 3) «Ответы на вопросы беспоповцев братьев Першиных». 4) Исповедание веры в символьную церковь священноинока старообрядствующей иерархии Арсения Швецова». 5) «Показание, что епископство необходимо нужно для состояния церкви Христовой и что таковою важностью своею он не творит епископов в вере непогрешимыми». 6) Ответ на какую-то тетрадь Феодосия, бывшего Калужского лжеепископа. 7) «Беседа священноинока Арсения Швецова с беспоповцем Андреем Александровым Надеждивым». 8) «Ответ беспоповцу NN на его письмо». 9) «Беседа старообрядческого священника Иоанна Иголкина с беспоповцем Григорием Евдокимовым 1888 года, 20 февраля». 10) «Слово о священстве того же Иголкина 4 мая 1890 г.». Все эти статьи печатаны в заграничных и подпольных типографиях, или же оттиснуты на гектографе. Во втором сборнике содержатся: 1) Несколько статей из 3-го тома: «Исследований, служащих к оправданию старообрядцев В. М. К.» (т.е. Карловича). 2) «Речь императрицы Екатерины Великой на общей конференции Синода и Сената 15 сент. 1763 г.» («Речь», сочиненная Верховским и напечатанная за границей). 3) Статья Швецова «О важности символа двуперстного сложения и о порицаниях на оное» (заграничной печати). 4) Сочинение Швецова против о. архим. Павла: «Несправедливость замечаний на первую главу книги: Истинность» (гектогр.). 5) «Старообрядческого Братства святого Креста в Москве объяснение истинного смысла данной подписки о. Арсением собранно боголюбивых епископов в Москве 28 окт. 1888 года (гектогр.). 6) Акты к истории митрополита Амвросия (из газеты «Старообрядец»). 7) «Исследование о крещении греков старообрядствующей депутацией». 8) «Распоп 3ахарий». 9) «Ивану Сергеевичу Макарову ответы на вопросы, данные 24 ноября 1888 г.». 10) «Жизнь и подвиги Антония» (Шутова), соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Сегодня, к радости праздника, я имел утешение присоединить из раскола к Церкви сына П. Т. Юдина – Андрея. Помолитесь, чтобы Господь управил путь его. Хозяева его не знают еще об его присоединении. Покорнейше вас благодарю и супругу вашу за ваше гостеприимство. Бог да благословит вас всяким изобилием!’’ Между тем явилась в Московских Ведомостях моя статья о беседе о. Павла с раскольниками в квартире Юдина и о мщении Антония Шутова этому последнему за его присоединение к Церкви. По сему случаю о. Павел писал мне от 6-ю сентября : «Чувствительно вас благодарю за статью вашу в Московских Ведомостях о моей беседе. Она сколько принесла утешения православным, столько же наделала переполоха у старообрядцев. Нумера Ведомостей раскупаются во множестве. Бог да воздаст своими щедротами многое воздаяние вам, трудящемуся за Церковь Его святую! Отец Пафнутий на другой день по выходе вашей статьи ходил ко владыке по своим делам, а от него зашел к нам. Однако не подал никакого вида неудовольствия. Владыка на первых днях сентября хотел переехать (из Черкизова) на Троицкое подворье; но сентябрьская погода не хуже августовской, и владыка должно-быть проживет еще в Черкизове. Если будет стоять хорошая погода и теплая, вам не приехать в Москву, удовлетворить желанию Алексея Иваныча? А впрочем как угодно». 11-го сентября я отвечал о. Павлу: «Утешительно для меня, что статья в Московских Ведомостях удовлетворила вас. Дай Бог, чтобы она послужила на пользу православным и к обузданию ревнителей раскола. Очень желал бы побывать в Москве; но до праздника преподобного Сергия не предвижу удобства это сделать. Известное вам тяжелое бремя все еще на плечах у меня и сильно гнетет. Вот если Бог даст кончить это дело, тогда займемся и другими. Притом же нам надо условиться, когда быть у владыки, чтобы и для него и для нас было удобно. Получил книжку Брониной: вышла такая уютная 28 . Нужно пустить в продажу. А по какой цене? Мне кажется дороже 10 коп. назначать цену не следует. Впрочем, вам виднее дело, так как надобно принять в расчет расходы по печатанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

13 Речь идет об издании от Братства давно напечатанного сказания Брониной об её обращении из раскола. 14 А. А. Антонов жил у о. Павла в его монастыре и каждый день должен был ходить из Преображенского в Кремль, в книжную лавку, которой заведовал, и обратно. Поэтому и желательно было найти ему приют в Чудовом монастыре, которым, в качестве наместника, управлял о. Вениамин. 16 «Дом Призрения» при Троицкой Сергиевой лавре существовал и прежде, а в 1879 г. преобразован, получил Высочайше утворжденный устав и принят под покровительство Государыни Императрицы. Преосв. Амвросий был назначен его попечителем, а я членом Совета от Академии. 17 Цензором братских изданий был прежний цензор и Братского Слова, ректор Виоанской семинарии протоиерей Ф. А. Сергиевский. 18 Речь идет об издании соборных актов 1666–1667 гг., о котором ходатайствовало Братство и которое Св. Синодом Братству же поручено было приготовить. На меня возложено было составление предисловия к этому изданию. См. письмо мое к о. Павлу от 1 марта 1875 г. (стр. 200). 19 Разумеются г. Филиппов, с его чтениями о нуждахъ Единоверия в Петербургском Отделе Общества люб. дух. пр., и подражатели его – Верховский и прочие. 20 Достопочтенный Е. А. Антонов, доселе состоящий в крестьянском звании, имеет жену и семейство на родине, в деревне Тверской губернии; но ради служения Церкви живет в разлуке с семьей, в Никольском Единоверческом монастыре (как прежде ради служения расколу жил у Антония Шутова, в его канцелярии). Для свидания с семьей и для сельских работ он обыкновенно просит себе отпуска только раз в год, в сенокосную пору. Отец Павел, с необыкновенным вниманием относившийся всегда к семейным нуждам каждого, охотно давал ему этот отпуск. Его примеру доселе следует и Братство. 21 Тогда, в семидесятых годах печальной памяти, раскольники, покровительствуемые и властями и либеральной печатью, выступили с ходатайствами о даровании им разных прав и привилегий (в том числе и об открытии особой гимназии для старообрядческих детей), особенно о распечатании олтарей на Рогожском Кладбище, запечатанных по повелению императора Александра II (а вовсе не императора Николая, как утверждают раскольники

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь! Податели сего письма, крестьяне деревни Шуколова – прихожане церкви села Новотроицкого в Старицком уезде, – работали истекшим летом по постройкам при С.-Петербургской Духовной Академии и при случайных встречах со мною, выразили большое горе свое по поводу неудавшейся попытки их получить разрешение на постановку построенной уже ими небольшой деревянной часовни среди их селенья. Узнав обстоятельства этого дела от отца Александра Дмитровского, любезно ответившего мне на письмо мое об этом, и желая сколько-нибудь помочь исполнению доброго намерения этих трудолюбивых и благочестивых крестьян, принимаю смелость обратиться к Вашему Высокопреосвященству с всепокорнейшею просьбою оказать Ваше милостивое Архипастырское содействие к удовлетворению благочестивого желания подателей сего письма. Как видно из письма отца Дмитровского, просители, хотя и отличные работники, не сумели ни начертить, как следует, план своей часовни, ни формулировать цель, ради которой они строили ее. Выслушав их, я проектировал им прошение с которым они ныне обращаются к Вашему Высокопреосвященству, а один из двух архитекторов, Реутов, наблюдающих за постройками при нашей академии, начертил план часовни. Если бы и в наших произведениях оказались какие-либо упущения и неточности, не оставьте, Милостивейший Архипастырь, за них неудовлетворенным горячее желание почти безграмотных крестьян. С этою надеждою они и посылают своего уполномоченного прямо Петербурга в Тверь, не заезжая в свою деревню и мечтая, как о великом счастии, о возможности освятить свою часовню в день их Святого Архистратига Михаила или в крайнем случае – Святаго пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Испрашивая прощения за смелость, с какою я решился беспокоить Вас, Милостивейший Архипастырь, Вашего святительского благословения и молитв за нашу Академию и за меня недостойного, честь имею быть»... В 146 (от 16-го ноября) помещена заметка о погребении 9-го числа в Москве крестьянина Шутова, который под именем Антония именовал себя архиепископом московским: Умерший был одет в богатый архиерейский саккос, на голове же его была надета митра водруженным на ней крестом. Открытый гроб был покрыт святительскою мантиею и среди многочисленной массы народа несен был на Рогожское кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

На приглашение занять эту должность он прислал письменный ответ, в котором, изъявив свою готовность, просит только, чтобы Совет исходатайствовал ему увольнение от Пафнутия Казанского, под ведением которого он теперь находится. Как скоро увольнение получится, г-н Перетрухин не замедлит осчастливить Москву своим прибытием на постоянное в ней жительство. Московские ревнители раскола ожидают его даже с нетерпением. А другая раскольническая знаменитость, г-н Швецов, оставив печатный станок, усиленно занимается теперь словесною проповедью раскола. Был он с этою целью в Горбатове, потом отправился в большое торговое село Урень (Симб. губ.) для бесед с беспоповцами и православными. Много зла может он причинить там церкви православной, если не встретит опытного обличителя его лжеучений. Мы помним, как он, отправившись, по поручению и на средства Антония Шутова, в Нижегородскую губернию, в одну поездку основал здесь в селениях Безводном и Мурашкине две общины поповцев по австрийскому священству: теперь они составляют уже два большие прихода. В Елесине и без него поповщинский раскол сильно распространен был, а теперь, с водворением его, будет расширяться более и более. Лет двадцать тому назад, было здесь ничтожное количество раскольников; однако же Антоний не- медленно поставил им попа Захария, а в 1876 году учредить уже здесь нижегородскую епископскую кафедру, поставив в епископы Кирилла, который и теперь пребывает здесь и оказывает Швецову особенное покровительство. Местным православным миссионерам следует обратить особое внимание именно на это гнездо раскола. Недавно приезжал в Москву новопоставленный Саратовский епископ Паисий, бывший поп Прокопий, и прожил здесь около двух недель. Главные заправители раскола – Савватий и Шибаев с попом Петром Драгуновым, который, кстати сказать, нашел опять неудобным оставаться на Рогожском Кладбище, откуда так старался вытеснить Прокопия, и во второй уже раз возвратился на свое старое место, – все эти раскольнические власти очень неприветливо встретили Паисия, и ясно дали ему заметить, что его приезд в Москву для них вовсе не желателен; зато рядовые старообрядцы, не стоящие у власти, везде встречали Паисия с радушием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Во время самого суда, он уже строил в Москве планы для усиления пропаганды раскола. С прибывшим сюда Кириллом он толковал о настоятельной нужде поставить хорошего попа в Городец, особенно близкий ему, так как австрийское согласие здесь недостигло еще желаемого им прочного и цветущего положения, при чем указал Кириллу и надежного человека для сей должности, способная упрочить их дело в Городце. Большинство городецких раскольников – беглопоповцы. У них существует в Городце большая и богатая моленная, считающая прихожан более восьми тысяч, как в самом Городце, так и в окрестных селениях. При моленной проживали у них беглые попы, отправлявшие для них все требы. И так как в первое время существования австрийской иерархии городецкие беглопоповцы не испытывали большой нужды в попах, то австрийского священства они не приняли и прямо объявили его незаконным. Это очень смущало и огорчало австрийских «владык», и особенно московского главу их – Антония Шутова. Антоний постоянно заботился о привлечении под свою паству городецких беглопоповцев, и употреблял для этого разные способы: распространял между ними книги и тетради в защиту австрийского священства, не однократно посылать к ним для устных бесед своего секретаря Онисима Швецова, тогда еще не столь знаменитого, как теперь, даже назначил в Городец особого миссионера для пропаганды австрийщины среди местных беглопоповцев и православных, слепца Михайлу, назначив ему жалованья по 300 руб. в год (См. о нем § 6). Всеми этими способами было достигнуто, что несколько беглопоповцев перешли в австрийское согласие. Для них немедленно присланы были поп, дьякон и полотняная церковь . Причт этот водворился в сельце Штатном, близ Городца, у крестьянина Якова Сотина, и открыл службу в походной церкви. Но все это сделано было только на время. Между тем в самом Городце сняли дом и устроили в нем постоянную церковь , для которой и был поставлен особый поп: его привез в Городец сам Кирилл Нижегородский, к епархии которого причислили Городец. Кирилл служил здесь и старался привлечь беглопоповцев к своей службе, чтобы посмотрели на него в архиерейских облачениях и умилились.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010