Ревнители раскола за это не любили ее, а Антоний неоднократно делал ей строгие выговоры: “Оставь, совершенно того, оказывать покровительство отступникам! Христиане обижаются за то, что ты их привечаешь и содержишь!” Мать Олимпиада в оправдание говорила ему, что привечает их из жалости к ним. “Ведь они, – говорила, – были у нас первыми людьми, все их уважали и почитали, а как только от нас ушли, то этих же первых и уважаемых людей не только никто не жалеет и не ценит по-прежнему, а все порочат, как людей самых низких. Отказать им в привете по-моему несвойственно истинным христианам!“ Мать Олимпиада следила за всеми иерархическими делами старообрядцев и имела на них правильный взгляд; она вполне понимала заблуждение раскола, но подобно Ксеносу, не имела силы воли, чтобы оставить его: приверженность к известным обрядовым особенностям, усвоенным из детства, неизвестность и необеспеченность будущего ее положения в случае присоединения к церкви, – все это удерживало ее в расколе, и она скончалась года два тому назад, не присоединившись к церкви. Эту воистину добрую старицу, за оказанные ею всем нам, вышедшим из раскола, щедроты, да помянет Господь Бог во царствии своем! 3 . 6. Усиление власти Антония Шутова. – Его деятельность в пользу раскола. – Жид Карлович и его похождения. – Примирение Антония с Кириллом. – Заботы Антония о составлении ответов на “восемь вопросов». – Учрежденный для сего Комитет. – Неуспех Комитета. – Ответы, сочиненные Боголеповым. – Как обращался сам Антоний с вопрошающими. По выезде Илариона из Москвы, Пафнутий Казанский остался одиноким. Почувствовав это, он и сам вскоре уехал из Москвы в свою епархию. Ближайший друг Илариона, состоявший при Пафнутии, В.С.Ломоносов, также оставил занятия письмоводством и поступил в услужение к одному богатому купцу-старообрядцу. С их удалением партия так называемых окружников лишилась в Москве главных деятелей. Члены Духовного Совета – попы Петр и Феодор, равно как и миряне, состоявшие членами Совета, числились окружниками не столько по убеждению в истинности изложенного в Окружном Послании учения, сколько потому, что стороны окружников держались главные богачи, составляющие всю силу раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

В том же году в " духовную тюрьму " привезли под конвоем ещё одного узника – епископа Конона Новозыбковского. А в 1863г. в монастырские казематы заключили епископа Геннадия Пермского. Святителей обвиняли в " незаконном присвоении священного сана " и в " совращении в раскол " , что являлось одним из тягчайших преступлений в Российской империи. Только в 1881г. три страдальца-епископа, совершенно лишившиеся здоровья в тёмных и сырых камерах, были освобождены указом Александра III. Участь суздальских исповедников вполне могла постигнуть и архиепископа Антония (Шутова) и его преемника, архиепископа Савватия (Левшина). Оба были объявлены в розыск и только чудом избегали рук полиции. За поимку владыки Антония даже было обещано огромное вознаграждение – 12 тыс. рублей. Жизнь и служение этих святителей подобны подвигу апостолов. Постоянно скрываясь от сыщиков, полицейских и жандармов, они тайно совершали хиротонии, иноческие постриги, освящали " походные церкви " и тайные домовые храмы. Но власти боролись не только со старообрядческим духовенством. Правительство мечтало навсегда покончить и с " гнездом раскола " – Рогожским кладбищем. Самый чувствительный удар по нему был нанесён при императоре Александре II, когда были запечатаны алтари кладбищенских храмов. Поводом для этого послужил донос единоверческого иеромонаха Парфения (Агеева) о том, что 22 января 1856г. на кладбище произошло " оказательство раскола " – в Рождественском соборе молилось около трёх тысяч человек. Парфений сообщал, что это оскорбило московских единоверцев: " Чад Единыя, Святыя, Соборныя Греко-российския Церкви постигла великая, едва выносимая скорбь, что как вознесли рог свой заблудшие раскольники... Они теперь торжественно и бесстыдно насмехаются над православными, а наипаче над единоверцами " . Началось дознание, причём, как выяснилось, сам Парфений на том богослужении не присутствовал. Однако в дело вмешался могущественный московский митрополит Филарет (Дроздов). Он подал в Синод прошение, в котором заявил: " Подкрепить раскол на Рогожском кладбище значит подкрепить его даже до отдалённого края Сибири и, напротив, ослабить его на Рогожском кладбище значит ослабить его повсюду " .

http://sobory.ru/article/?object=04205

Тетрадки Конона многими почитались «яко боговдохновенныя». Между тем, на здравый взгляд, такие личности, как Конон, казались верхом противоречия: признавая, что «указное», т. е. дозволенное правительством, «священство несть Христово отнюдь», что «Иисус» есть – оле хулы! – антихрист, Конон, однако ж, принял хиротонию от той иерархии, которая ведет начало от митрополита, пришедшего из греческой Церкви, верующей в «Иисуса», и на учреждение которой дано было позволение от светского правительства!.. 730 Там же, в слободах, в Полосе, жил уроженец из Калужской губернии некто Иларион Егорович Кобанов, усвоивший себе прозвище Ксеноса, – светлого ума, многоначитанный, диаконовских убеждений старообрядец. Он знал убеждения Конона, знал и то, что это лишь представитель большинства из лучшей половины старообрядчества – поповщины, и глубоко сожалел об этом. Ходя по пустынным урочищам, Ксенос мечтал о том, нельзя ли исправить старообрядчество, очистить его от нечестивых безпоповских учений, очистить, не уничтожая раскола. Сами белокриницкие иерархи, как представители высшей церковной власти, должны были, казалось ему, оказать в этом деле помощь. В частной переписке с разными лицами о распоряжениях Антония Шутова и с самим Антонием Ксенос ничего не достиг. 731 Поэтому в начале 1862 года он отправился в Москву, а с ним и два его друга – Юдин и Кожевников. Иерархическими делами в Москве управлял тогда Белокриницкий наместник Онуфрий. После объяснения с Иларионом, Онуфрий дал ему доверительную грамоту – написать, при содействии московского начетчика Семена Семенова, Окружное послание. В неделю Ксенос окончил поручение, и 24 февраля Послание было издано за подписью Онуфрия, Пафнутия казанского, Варлаама балтовского и нескольких низших духовных лиц. Чрез несколько дней, после долгих молений, дал подпись и Антоний Владимирский: за это Иларион, дотоле не решавшийся принять благословение ни от одного из епископов белокриницкого художества, благословился у Антония. 732 Таким образом, в своих суждениях о греко-российской Церкви «Окружное послание», действительно, является «умеренным», как выражался сам автор его, 734 но вместе с тем оно характера уклончивого, непоследовательного, противоречивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Антоний старый и Антоний новый, известный еще под именем гуслицкого, – потому что Гуслицы представляли главное гнездо противоокружников. Так как по церковным правилам в одном городе двух епископов (самостоятельных) быть не может, то появление в Москве двух Антониев естественно вело уже к разделению старообрядцев австрийского священства на два согласия. Так это и поняли епископы-окружники и горько сетовали на Кирилла за поставление Антония нового. Он «умысли сотворити конечное раздрание Христовой церкви, странно учреждая отдельную иерархию и прелюбодейственно ставя престол на престол». Это «раздравие церкви» и обнаружилось прежде всего во взаимной бранной письменной полемике между двумя Антониями, в которой каждый доказывал незаконность своего соперника. Бранную переписку начал Антоний новый своим письмом на имя Антония Шутова, на которое в том же духе отвечал и последний. Каждый доказывал, что соперник его взошел незаконно на его престол. Антоний новый доказывал это авторитетом Кирилла, его поставившего, Антоний Шутов – тем, что он был уже епископами русскими утвержден в звании архиепископа московского. Но кроме этой личной вражды обнаружилось во всей резкости и разделение догматическое. До этого времени противники «Окружного послания» только возражали против него, называли оное предательством церкви великороссийской, но не высказывали своих положительных взглядов на имя Иисус, на четвероконечный крест и вообще на церковь греко-российскую. Но одних возражений и порицаний, естественно, было недостаточно. Защитники «Окружного послания» могли спросить своих противников: как же сами то вы думаете? Поэтому, когда было задумано поставление своего отдельного епископа, а затем, как скоро явился и самый епископ, противоокружники стали высказывать и свои положительные убеждения. Первым выразителем этих убеждений и взглядов был лжеепископ Софроний. В том же 1864 г., в котором явился Антоний новый, он на Урале впервые высказал свои положительные взгляды. Вот в чем они заключаются: «господствующая ныне в России церковь верует во иного Бога, Иисуса Христа, рожденного осмью годами позже Спасателя мира, Исуса Христа; под именем Иисуса должно подразумевать сына погибели – антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Совет о. Павла я исполнил, – о действиях самих Мусориных в отношении к Юдину в статье не написал, даже выразил надежду, что они не послушают Антония в столь несправедливом требовании – удалить хорошего слугу из их магазинов только потому, что его отец ушел из раскола в Церковь . Зато я со всею яркостию выставил гнусное поведение раскольнического архиерея в этом деле и воспользовался случаем дать отповедь покровительствующей расколу либеральной печати (с Вестником Европы во главе), за раскол обрушившейся на меня бранью. Я писал: «Трудно допустить, чтобы Мусорины решились привести в исполнение нелепый приказ своего «владыки»; но важно то, что сей «владыка», живущий и действующий не где-нибудь в глуши, а в самой Москве, ни мало не стесняясь, изрекает подобного рода повеления, прибегает к таким средствам для поддержания раскола. Вот свежий пример того, как наши якобы угнетенные старообрядцы пользуются всяким случаем притеснить православного, или своего собрата, наклонного к православию. Мы говорили об этом в прошлый раз (в статье о Старообрядце) довольно подробно и за то, равно как вообще за наши замечания о расколе, подверглись грозному суду петербургской либеральной печати, к неописанному ликованью раскольников и некоторых ревнителей раскола из называющихся православными. Пусть сами раскольники решают, стоит ли им радоваться этой солидарности с известными органами нашей печати; нас же ни мало не смутили и не удивили их нападки и ругательства: ничего другого не мог ожидать от них писатель, открыто заявляющий о своей преданности православию и защищающий интересы православной Церкви. В глазах некоторых людей уже это одно служит свидетельством его отсталости, невежества, ограниченности и проч. и проч. Надобно полагать, что и последние подвиги Антония Шутова будут приняты под защиту либеральной печати. Вот если бы что-нибудь подобное сделал в отношении к раскольнику православный епископ: на него, а вместе и на все православное духовенство, разумеется, с ожесточением напали бы публицисты известных журналов и газет. Но Шутов и раскольники, в качестве оппозиции «господствующей Церкви, пользуются привилегией на защиту с их стороны во всех своих действиях, направленных против православия 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В тот же день, с возвращавшимся о. Ипполитом, я послал о. Павлу мой ответ: Очень рад был получить от вас весточку. Я стал уже скучать, что долго от вас ничего не слышу. Записка Андрея Ефимыча о том, нужно ли дело представлять в Комитет министров, мне показалась очень дельною. Хорошо он сделал, что представил ее. Если для него уже не секрет, что мне поручено было составление ответа на Прошение единоверцев Троицкого прихода, то я не имею ничего против того, чтобы показать ему мой ответ; но только желал бы дать его на прочтение, а не для снятия копии. Дайте прочитать его Андрею Ефимычу или у себя, или, пожалуй и на дом, но только с условием, чтобы копии не делал. Рукопись ответа посылаю при семь. На присоединении Ивана Федоровича желал бы присутствовать; но не знаю, позволять ли дела. Теперь принимаюсь за порученное обер-прокурором, отложив в сторону все другие, даже срочные (как, напр., приготовление нового тома «Материалов» ); а потом немедленно же буду готовиться к докторскому диспуту Голубинского, на котором я должен быть оппонентом . Помолитесь, чтобы Господь помог мне исполнить, как должно, оба эти дела, особенно первое, столь важное для Церкви. Как вы здравствуете? Погода такая тяжелая для людей не крепких здоровьем!» Между тем, несмотря на срочные дела, я удосужился написать для “Московских Ведомостей» статью о свидании Антония Шутова с противоокружническим лжеепископом Иосифом, которое по своему описал секретарь Антония Онисим Швецов. В статье моей было обращено особое внимание на то, что Антоний еще раз отрекся от Окружного Послания и таким образом показал себя сторонником самых возмутительных и нелепых учений о Церкви, проповедуемых противоокружниками и усвоенных им самим в беспоповстве. 24-го ноября о. Павел писал мне: “Был я вчера, т.е. 23-го числа, по вечеру у о. И. Петрова 85 , он теперь священником у Николы-красного звону и открыл беседы со старообрядцами. Мне захотелось послушать. Беседы будут не бесполезны. По окончании Беседы к о. Петрову на улице подошел один молодой человек и с торжеством подал ему “Московских» Ведомостей: посмотрите, батюшка, какая интересная есть статья о старообрядцах ! 86 Я спрашиваю: за чьим подписом? Он сказал: Н. С-н. Зашли к о. Петрову и читали вашу статью. Весьма благодарю. Как не стыдно московскому старообрядческому купечеству! Прежде их Антоний хоть притворно поддерживал Окружное Послание, а теперь объявил себя таким же хулителем Церкви, как противоокружники! Почему же они молчат пред Антонием? Ведь им не внове унимать его безрассудные порывы!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Кирилл пытался сменить тогда главу русских епископов Антония (Шутова), но собор принял это как вызов и избрал Антония в архиепископы Московские. Кроме того, 24 февраля 1862 г. появилось так называемое " Окружное послание», в котором подчеркивалось догматическое единство с господствующей церковью и содержался призыв поддержать правительство:»Завещаем и молим, – писали рогожские епископы, – творити молитвы... о здравии и спасении и о царьстей победе... Богохранимого, Великого Государя нашего Царя и Великого Князя, Александра Николаевича... да Господь Бог соблюдет его здрава, мирна... да подаст ему победу на враги; да оградит державу его миром и покорит под нозе его всякого врага и супостата " 1873 . Самая сильная старообрядческая община, рогожская, 28 февраля 1863 г. обратилась к собору епископов с воззванием, в котором протестовала против попыток заграницы внести раскол в старообрядчество, заявляла о своей преданности престолу в борьбе с поляками и просила прибывшего из Австрии митрополита Кирилла " из любви к святой церкви и христианскому народу и из спасения своей личности, выехать из здешней столицы и даже из России обратно в митрополию» 1874 . С такими же обращениями выступил и ряд других общин, среди которых выделялся тон послания влиятельных стародубских старообрядцев, заявлявших, что»завистники наши (т.е. эмигранты и поляки – С.З.) решились клеветать будто бы они имеют между старообрядцами людей, готовых разделить с ними преступные замыслы«, но что старообрядцы, как люди, »соблюдавшие священные обряды праотцев, иметь сочувствия к врагам и опустошителям древней святыни не могут " 1875 . 6. Герцен и Гончар Кельсиев прибыл в Константинополь в октябре 1862 г. и сейчас же принялся за налаживание связей с польскими эмигрантами и некрасовцами. Письма из " Отеля Ламбер» к польскому представителю при турецком правительстве полковнику Владиславу Иордану, бывшему в это время не только агентом князя Адама Чарторыйского, но и Ржонда Народовего (ЦНПК), раскрыли ему двери в польские круги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Между тем Кирилл, неожиданно для всех, перёшел на сторону окружников и послал в Москву «мирную грамоту», в которой семилетнюю распрю сваливал на врага рода человеческого – диавола; говорил, что те, которые признают в имени Иисус иного Бога, противоречат свящ. Писанию и порочат чистоту церкви и что такое учение противно даже здравому разуму, а в заключение просил окружнических епископов простить его. Те, конечно, простили его, а противоокружники писали ему обличительные послания, перестали за него молиться, отложились от него и на присланные из России деньги устроили особую церковь . «Мирная грамота» Кирилла в Москве была подписана окружническим духовенством и затем отправлена для подписи Пафнутию казанскому и Иову кавказскому. Первый охотно подписал её, но второй отнёсся к ней не сочувственно, так как не соглашался со сказанным в ней относительно имени Иисус, и предлагал составить новую примирительную грамоту, в которой об имени Иисус было бы умолчано. На его сторону стали донские раскольники и образовали особую партию полуокружников. Но эта партия не выделилась в особое согласие, а слилась с окружниками, чему много содействовало то обстоятельство, что среди последних вместе с искренними приверженцами Окружного Послания, есть немало неискренних, мнимых, от души желающих уничтожения Окружного Послания и совсем не разделяющих выраженных в нем взглядов на православную Церковь . На первых порах во главе неискренних окружников стоял Антоний Шутов. Как беспоповец по убеждениям, он не сочувствовал Окружному Посланию и при всяком удобном случае готов был отказаться от него. Когда же из-за Окружного Послания начались раздоры и все попытки к примирению с противоокружниками окончились неудачей, то он особенно стал настаивать на уничтожении Окружного Послания. В противоположность ему одним из самых ревностных защитников Окружного Послания явился Пафнутий казанский († 1890 г.). Он был человек рассудительный и начитанный, умел хорошо писать, но не обладал живою речью. Увидев двусмысленные, а потом и явно враждебные отношения Антония к Окружному Посланию, Пафнутий сразу же принял оное под свою защиту. Затем, когда возникла борьба между окружниками и противоокружниками, Пафнутий постоянно являлся горячим сторонником первых и для защиты их интересов предпринимал поездки за границу, в Австрию и Турцию, на собиравшиеся там соборы по делу Окружного Послания. В то же время он не переставал обличать Антония Шутова: писал письма и целые сочинения, в которых обличал его лжеучение и разные антиканонические действия, запечатлённые беспоповским характером. Когда же умер Антоний († 1881 г.) и место его занял Савватий, то Пафнутий, чтобы стать во главе раскольнической иерархии, начал заискивать пред влиятельными в расколе лицами и угодничество своё довёл до того, что готов был пожертвовать и даже жертвовал Окружным Посланием, за которое так долго ратовал и, таким образом, стал из искреннего окружника не искренним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ Пафнутий (Шикин), старообрядческий еп. Казанский и Вятский. Фотография. 70-е гг. XIX в. Пафнутий (Шикин), старообрядческий еп. Казанский и Вятский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (Шикин Патап Максимович; 1815, г. Хвалынск Саратовской губ.- 10.12.1890, Черемшанский мон-рь близ Хвалынска), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии , публицист. Из мещан. К нач. 50-х гг. XIX в. приобрел известность среди старообрядцев Поволжья как начетчик и человек строгой жизни. Пострижен в иноки и рукоположен во иерея старообрядческим Саратовским еп. Афанасием (Кулибиным) в кон. 1855 г. 10 янв. 1856 г. рукоположен во епископа на Казанскую и Вятскую кафедру, временно управлял Нижегородской и Самарской епархиями. В марте 1861 г. вступил в конфликт с главой российских старообрядцев белокриницкого согласия Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) по вопросам церковного управления. Примирение состоялось 23 авг. 1861 г., однако из-за конфликта между иерархами было отложено учреждение старообрядческой Московской архиепископской кафедры. В 1862 г. П. вместе с др. членами Духовного совета подписал «Окружное послание» , впосл. был противником его уничтожения. В 1864 г. П. в качестве одного из делегатов Московской архиепископии посетил в Белой Кринице (Австрийская империя, ныне Черновицкой обл., Украина) митр. Кирилла (Тимофеева). Митрополита убедили признать решения старообрядческого собора 1863 г. об учреждении Московской архиепископской кафедры и о возведении на нее Антония (Шутова). Вскоре митр. Кирил, принявший сторону противников «Окружного послания», отменил мирные грамоты, врученные делегатам. В нояб. 1866 г. П. вместе со Славским архиеп. Аркадием (Шапошниковым), И. С. Гончаровым и др. лицами снова побывал в Белой Кринице. Целью встречи с митр. Кирилом была договоренность о проведении совместного собора, на к-ром был бы решен вопрос «противоокружнического» раскола. Переговоры, начавшиеся в с. Климовцы (ныне Климэуци, Румыния), затем перенесенные в г. Баташаны (ныне Ботошани, Румыния), завершились разрывом с митрополитом. Московские делегаты и зарубежные епископы уехали в Яссы, где 7 дек. прошел архиерейский собор, осудивший Кирила за уклонение в раздор и запретивший его в служении. Определение было подписано всеми присутствовавшими: Васлуйским архиеп. Аркадием (Ивановым), епископами Аркадием Славским и Иустином (Игнатьевым) Тульчинским, от российских епископов определение подписал П. (Послание Ясского собора митр. Кирилу от 7 дек. 1866 г.- РГБ ОР. Ф. 247. 703. Л. 422 об.- 423). Окончательное примирение между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией было достигнуто в 1870 г.

http://pravenc.ru/text/2579820.html

(Тимофеев Киприан; ок. 1787, Буковина - 2.12.1873, белокриницкий Покровский мон-рь), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь ). Род. в старообрядческой семье. В сер. 40-х гг. XIX в. служил уставщиком (дьяком) в старообрядческом храме в с. Белая Криница (ныне Черновицкой обл., Украина), к этому времени был вдовцом. 10 нояб. 1846 г. на общем собрании представителей старообрядческих общин в Белокриницком мон-ре Тимофеев был избран кандидатом во епископы и одновременно наместником Белокриницкого митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , присоединившегося к старообрядчеству в кон. окт. того же года. Поскольку 2 др. кандидата - игумен мон-ря Геронтий (Колпаков) и казначей священноинок Нифонт - были выходцами из России, то, согласно условиям выборов, 3-м кандидатом решено было выдвинуть местного уроженца. 16 нояб. 1846 г. Тимофеев был пострижен в иноки, 30 нояб. по жребию избран наместником Белокриницкого митрополита. 25 дек. 1846 г. состоялось его поставление во диакона, 1 янв. 1847 г.- во иерея. 6 янв. митр. Амвросием К. был хиротонисан во епископа с. Майнос (Турция). 4 авг. 1847 г. К. был утвержден в качестве наместника австр. правительством и после удаления митр. Амвросия в ссылку в г. Цилли (ныне Целе, Словения) принял на себя управление Белокриницкой кафедрой. 24 авг. 1847 г. митр. Амвросий и К. рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского, в сент. 1850 г. Аркадий был возведен в сан архиепископа. В качестве своего наместника, согласно Белокриницкому уставу, 29 авг. 1848 г. К. рукоположил во епископа Браиловского инока Белокриницкого мон-ря Онуфрия (Парусова) . 3 янв. 1849 г. учредил Симбирскую кафедру и рукоположил 1-го епископа для старообрядцев России - Софрония (Жирова) , дав ему поручение управлять всеми делами в России до учреждения Московского архиеп-ства. 4 янв. епископы Онуфрий и Софроний возвели К. в сан митрополита. 3 февр. 1853 г. при участии К. и инока Павла (Великодворского) учреждена Владимирская архиепископия, в тот же день для России К. и еп. Онуфрий рукоположили архиеп. Антония (Шутова) .

http://pravenc.ru/text/1840251.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010