Папа Сикст V (1585-1590), бывший до избрания членом Ордена францисканцев, вернул обратно большую часть праздников святых, исключенных Пием V (св. Франциска, св. Антония Падуанского и др.). При нем же началось исправление Вульгаты , к-рое завершил Климент VIII (1592-1605). В 1588 г. была создана Конгрегация священных обрядов, к-рая взяла под свой контроль исправление и издание всех литургических книг, в результате чего в следующем году на утверждение папе был предложен целый ряд изменений в Б., но смерть понтифика вновь остановила реформы. Комиссия, созванная папой Климентом VIII, состояла из знаменитых ученых (кардиналов Цезаря Барония и Роберто Беллармина , литургиста Б. Гаванта и др.), но при этом ее главной задачей было «внести как можно меньше исправлений» ( Righetti. T. 2. P. 678). Булла «Cum in Ecclesi»a (от 10 мая 1602) закрепила в Б. григорианский календарь и пересмотренный текст Вульгаты (т. н. Sixtino-Clementina). В понтификат Павла VI (1605-1621) при участии Беллармина была произведена адаптация рим. Б. для бенедиктинского богослужения (эта редакция утверждена в 1609). При папе Урбане VIII (1623-1644) очередная комиссия по пересмотру текстов (super emendationem) Б., прежде всего гимнографических, предложила ввести знак астериска для обозначения паузы при пении или чтении и поправить метрический размер и стиль гимнов, исключив нек-рые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Б.- в 1632 г. (утвержден буллой «Divinam psalmodiam» от 25 янв. 1631). В начале понтификата Климента X (1670-1676) множество памятей святых было переведено в разряд «двойных» (duplices), тоже произошло и с новоканонизированными святыми ( Righetti. T. 2. P. 679). Вместо 138 праздников святых в 1-м издании Б. Пия V в изданиях XVIII в. их было уже 228 ( Idem. P. 683). Только вмешательство Конгрегации обрядов в 1671 г., а затем декрет Климента XI (в 1714) смогли приостановить этот процесс. В 1746 г., при папе Бенедикте XIV , несмотря на движение за реформу оффиция, вновь были добавлены службы новоканонизированным святым. В целом в эпоху Просвещения интерес к Б. среди мирян стал пропадать. Во Франции вошли в употребление т. н. неогалликанские Б. (H. de Villars. Vienne, 1678; F. de Harlay de Champvallon. P., 1680; Ch. de Vintimille. P., 1736; и др.- всего 7 изданий), а также Б. монашеских орденов (напр., бенедиктинские - Cluny, 1686; St-Vanne, 1777; St-Maur, 1787) и отдельных франц. диоцезов (Orlean, 1693; Sens, 1725; Auxerre, 1726). Заключение конкордата папы Пия VII с Наполеоном (1801) и особенно деятельность аббата Проспера Геранже (1805-1875) способствовали возвращению рим. Б.

http://pravenc.ru/text/Бревиарию.html

Уже на своем первом общем собрании они постановили: отправить из своей среды наиболее способных и ревностных проповедников во весь мир возвещать Христово учение, дабы спасти погибающее, исправить заблудшее. Францисканцы обыкновенно ходят босыми (почему их часто называют просто «босоногими» или «босоножками»), в серых или темных рясах, опоясанные простыми веревками. Жизнь они вели крайне простую и строгую. Одного из них (Антония Падуанского) восхваляют за то, что он жил, подобно птице, в шалаше, устроенном на ветвях дерева; а ревность его к миссионерскому служению была так велика, что, когда у него не было слушателей людей, он проповедовал рыбам. Францисканцами могли быть даже и миряне, не носившие францисканского одеяния, но соблюдавшие обеты ордена. Вскоре от них отделились наиболее строгие и образовали особый орден, известный под именем ордена Капуцин, т. е., носивших капюшоны. Женское отделение францисканского ордена учредила дочь одного тогдашнего рыцаря – Клара, почему сестры этого ордена и назывались клариссами. Их обеты были тождественными с обетами францисканцев. Основателем ордена доминиканцев был высокий, мрачный и сухой кастилец, ученый педант и фанатик Доминик, получивший, впрочем, университетское образование. Своей целью орден поставил поддержание власти и авторитета католической церкви. Но средства для достижения этой цели были не безупречны: даже мысль об учреждении инквизиции принадлежит Доминику, почему папа Иннокентий III и поручил именно доминиканцам руководительство этим ужасным установлением. Народ не любил их за это и обозвал их «собаками Господа» (Domini canes). Впрочем, нельзя сказать, чтобы они не имели в виду и чисто миссионерских целей. По инструкции своей, они также должны были стремиться «водрузить крест среди язычников, магометан и иудеев и возвратить на путь спасения схизматиков и еретиков». У доминиканцев было и свое женское отделение, члены которого назывались доминиканками. Оба ордена отправляли своих членов в качестве миссионеров в Азию и даже к нам в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Распятие Господне. Автор росписи протоией Николай Чернышев Ведь всегда остается настоящее, подлинно христианское, православное отношение к иконе, к иконопочитанию и иконописанию. Но оно не массовое – «малое стадо» (Лк. 12: 32); так было всегда и в истории Церкви, и в истории искусств: множество художников, архитекторов, музыкантов, и среди них – единицы тех, кто составляет славу для искусства и для Церкви, кто стал настоящим подвижником на выбранном пути. И в каждую эпоху бывают взлеты, когда творят сразу несколько больших мастеров, и падения, когда кажется, что всё, конец, всё умерло. Вот сегодня можно услышать мысль, что искусство умерло, музыка, архитектура. Но, думаю, это просто этап, период, вслед за которым будет взлет, придут новые люди, а с ними новые возможности, новые идеи, как изображать то содержание, которое нам дает слово Божие, как переносить то, что есть в Библии, Евангелии, в трудах святых отцов, на доски, на стены храмов. Пути для новых поколений открыты, нельзя говорить, что все завершено, сформировано и ничего нового уже не скажешь. Ницше сказал, что «Бог умер». Но он забыл или не захотел добавить то, что знает любой христианин: Он потом воскрес, и мы живы этой реальностью. – Сколько раз уже говорилось о недопустимом использовании иконных образов на магнитиках, ручках и так далее. Но ситуация не меняется; кажется, что подобного становится еще больше. Еще появились виртуальные изображения, которые массово рассылаются к праздникам, – переливающиеся, с глупыми стихами… Может, уже надо Церкви что-то делать? – Это явление существует не только у нас. Все сведено на уровень сувениров – и на Востоке, и на Западе. Я видел на площади Святого Петра в Риме магазины наподобие наших «софринских», с сувенирами, только с западными святыми. Так, например, фигура преподобного Антония Падуанского помещена в стеклянную колбу, и если колбу потрясти, то сверху начинает сыпаться снежок – умилительный эффектный сувенир, и людям нравится. И на Западе, и на Востоке – общее обмирщение, примитивизация… Тут никакими приказами и запретами ситуацию не изменить. Запреты будут только рождать подпольное производство сувениров, поскольку они востребованы. Общая культура должна в целом начать подниматься, и тогда ситуация может исправиться. Если люди начнут внимательно относиться к богослужению, к иконе, то им в голову не придет превращать иконные образы и в сувениры, и в амулеты-обереги, в языческие идолы, использовать эти образы как онлайн-открытку сомнительного художественного качества… А значит, нужно просвещать людей – и словом, и примером, и истинными образами. Надеюсь, на какие-то вопросы найдутся ответы и в моей книге «Образы и образ», первая часть которой посвящена дорогим для меня людям, а вторая – вопросам иконописания, проблемам современной иконы.

http://pravoslavie.ru/134471.html

215. Икона «Физический труд Святого Семейства». Мстера. В.О. Мумриков. 1923. Музей истории религии, Петербург. Не менее интересна и уникальна небольшая, мерного размера с ковчегом икона, написанная неизвестным иконописцем вскоре после революционных событий в Москве. Она представляет собой запечатленный в красках результат революционного насилия над старой культурой, что и отражено в ее имени: «Копия иконы св. Николая Чудотворца на Никольских воротах Московского Кремля, пострадавшей от обстрела во время революции 1917 года октября 31-го дня». (цы. табл. 63) В этих двух иконах знаки исторических событий сопрягаются со знаками мифической реальности. Имея между собой безусловную внутреннюю связь, они говорят, что в традиционной народной культуре довольно быстро образовался «вакуум», который столь же быстро заполнили новые построения. 47 Наблюдавший в начале ХХ в. работу греческих мастерских в Венеции Н.П. Кондаков отмечал, что по заказам католиков в них писали образы святых Антония Падуанского, Франциска Ассизского, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи и других, а по заказам православных – св. Екатерины, Харлампия, Липсанотеку св. Спиридона; сюда же относились иконы Анастасии Узорешительницы (Фармаколитрии) и особенно почитавшегося на Балканах св. Афанасия Афонского (Кондаков, 1911, с. 105). 48 В терминологии и по классификации Кеннета Кларка – это своего рода «идеалистические» пейзажи (ideal landscape) (Кларк, 1976, с. 109). 50 По наблюдению В. Борина, на прориси иконы Азовской Богоматери конца XVII в. Георгий Победоносец был изображен с портретными чертами В.В. Голицына, возглавлявшего Крымские походы 1687 и 1689 гг. (Борин, 1914, с. 6). 51 Об этом размышлял еще Г.Д. Филимонов : «Право образа переходит от святых к государям, потом, по мере того, как искусство выходит из служения церкви, это право перестает быть правом и делается достоянием общим» (Филимонов, 1876, с. 37). Ср.: Антонова, Мнева, ГТГ, 1963, т. 2, кат. 920, илл. 145. 52 Вместе с тем необходимо отметить, что эти новые тенденции понимания святости в аспекте земной деятельности и влиятельности могли сочетаться с глубоко средневековыми принципами официальных канонизаций. Так, при канонизации святых в XVIII- начале ХХ в. ( Димитрия Ростовского , Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского и других) нетленность мощей и чудеса рассматривались основными критериями святости (илл. 154) (см.: Голубинский, 1903, с. 170–178).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Лит.: Bavaria sacra: Bayerische Heiligenlegende. Münch., 1948; Kl ü ppel Th. Reichenauer Hagiographie zwischen Walahfrid und Berno. Sigmaringen, 1980; Bischoff K. Die deutsche Otto - Vita des Konrad Bischoff aus dem Jahre 1473. Neustadt, 1982; Die Aachener «Vita Karoli Magni» des 12. Jh. Siegburg, 2002; Kr ö nert K. Trierer Heiligenviten des 8. bis 11. Jh. Trier, 2006. Итальянская Галл падает в терновник. Миниатюра из Жития св. Галла Каспара Хартли. 1562 (Санкт-Галленю Stadtbibl. Sang. 542. Fol. 439) Галл падает в терновник. Миниатюра из Жития св. Галла Каспара Хартли. 1562 (Санкт-Галленю Stadtbibl. Sang. 542. Fol. 439) В Италии, а также в Испании Ж. л. на народных языках появилась не ранее сер. XIII в. В Италии этот процесс был тесно связан с деятельностью нищенствующих орденов, в первую очередь францисканцев . Франциск Ассизский и его сподвижница Клара Ассизская считаются основателями литературы на народном итал. языке (умбрийском диалекте). Первым произведением итал. агиографии стали «Цветочки» Франциска Ассизского, сборник рассказов о событиях из жизни святого, а также его краткие наставления. Позднее были созданы подобные сборники, посвященные Кларе Ассизской и др. В кон. XIII-XV в. появилось неск. народных сборников о чудесах католич. св. Антония Падуанского . На народный язык было переведено первоначально написанное на латыни Гвидо (Вито) Кортонским Житие св. Гумилианы из Черки, принадлежавшей к францисканскому Третьему ордену. Получила широкое распространение написанная в стиле Ж. л. «История брата Михаила», жизнеописание мон.-францисканца Микеле Берти из Кальчи, к-рый в 1389 г. был сожжен во Флоренции и почитался в народе св. мучеником. Из житий, изначально написанных на итал. языке, следует отметить Житие блж. Иоанна (Джованни) Коломбини. На народный язык целиком или во фрагментах были переведены известные агиографические сборники, напр. «Золотая легенда», нек-рые агиографические сборники подверглись переработке (сб. «Vitae patrum» был переработан доминиканцем Доменико Кавалька († 1342) под названием «Vite dei Santi Padri», соч. Иоанна Мосха «Луг духовный» переработал Фео Белькари († 1484) и назвал «Prato Spirituale»). В XVI-XVII вв. благодаря деятельности антиквариев и эрудитов появляются житийные сборники, посвященные местночтимым святым. Так, Л. Якобили составил 2 сборника о святых г. Фолиньо и святых Умбрии, куда были включены авторские переводы ряда лат. текстов. Его сочинения были своего рода научно-критическими исследованиями.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Собор св. Марка Римско-католической Церкви в районе Шубра возведен в 1907 г. как храм католич. Об-ва африканских миссий. Главный алтарь посвящен ап. Марку, дополнительный вост. алтарь - прав. Иосифу Обручнику. Боковые престолы вдоль сев. стены посвящены Сердцу Христову, католич. святым Жану Батисту де ла Саллю, Терезе из Лизьё, Антонию Падуанскому, а также Деве Марии Лондонской. Храм богато украшен мрамором и скульптурой работы М. Марино. Базилика Девы Марии Римско-католической Церкви в Гелиополе построена в 1910-1929 гг. по проекту А. Марселя на средства барона Э. Эмпайна в псевдовизант. стиле, с большим центральным и 4 дополнительными куполами. Главный алтарь посвящен Деве Марии, северный - Сердцу Христову, южный - прав. Иосифу Обручнику. Интерьер украшен красными гранитными колоннами и совр. живописью. Францисканская церковь Вознесения в районе Эль-Муски («Французская церковь») основана в 1632 г. монахами-францисканцами как храм при торговом представительстве Венеции в К.; была расширена в 1732 г. Считается, что храм посещал Наполеон Бонапарт во время Египетской экспедиции. В 1850 г. старый храм был снесен, и в 1852-1854 гг. на его месте построен новый по проекту мон. Стефанио да Бассано. В 1860 г. из Триполи в храм был перенесен чтимый образ Девы Марии, для которого выстроен придел. В 1952 г. при церкви был открыт Францисканский центр восточно-христ. исследований под патронатом Правительства Египта. Иезуитская церковь Св. Семейства в районе Эль-Фаггала основана в 1888 г. иезуитской миссией в К., к-рая с 1879 г. содержала семинарию для коптов-католиков во дворце Богос в Эль-Муски. Храм построен в 1889-1891 гг. по проекту Ф. Мурье в «мавританском» стиле. В 1963-1965 гг. полностью был обновлен декор алтаря по проекту А. Тривизонно. Были выполнены фрески с образами Христа Пантократора, Пресв. Богородицы, апостолов, егип. преподобных Антония Великого и Пахомия Великого. Копт. евангелическая церковь и иезуитская ц. Святого Семейства. Ок. 1922 г. Копт. евангелическая церковь и иезуитская ц. Святого Семейства. Ок. 1922 г. Иезуитская церковь Св. Семейства в районе Эль-Матария, которую посещают католики, пришедшие поклониться древу Св. Семейства в этом районе. Основана в кон. XIX - нач. XX в. мон. Юлианом, главой франц. иезуитской миссии в Египте. Он стремился постепенно расширить владения храма и включить территорию, где растет дерево, но успеха не добился. Церковь построена в 1902-1904 гг. Она украшена картинами (1,5 ´ 5 м каждая) на темы Рождества Христова и бегства Св. Семейства в Египет, выполненными в Париже. С 1997 г. храм принадлежит Коптской католической Церкви.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» София 1943 г. Содержание Предисловие По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника, как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа» Глава вторая. Неправильное учение М. Антония об оправдании и неосновательность его ссылок на некоторые тексты из посланий святого Ап. Павла Глава третья. Неправильное учение М. Антония о первородном грехе. Несостоятельность изъяснения им апостольского изречения: «в немже» (Рим.5:12). Истолкование данного текста Еп. Феофаном Затворником, выражающее собою святоотеческое учение о первородном грехе Глава четвертая. Несостоятельность ссылки М. Антония для утверждения своего учения о первородном грехе на тексты Священного Писания: Иер.31:29; Иез.18:2; на блаж. Феодорита и Св. Иоанна Златоуста. Несообразные выводы, проистекающие из этого учения М. Антония Глава пятая. Другие несообразности, проистекающие из неправильного учения М. Антония о первородном грехе Часть вторая. Утверждение М. Антония, что искупление наше совершилось не крестною смертью Христа, а Его сострадательною любовью, что то же душевными муками в саду Гефсиманском. Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе. Крещенская благодать Святого Духа, как возрождающая сила, по учению Священного Писания и Святых Отцов. Сострадательная любовь, как второстепенное средство для раскрытия в нас благодати Святого Духа. Несообразный вывод, проистекающий из учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе Глава вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

288 Sermo XI De verecund. Говорится: «не стыдитесь священнику открывать грехи свои». Это наставление Антония могло быть сказано и приходившим к нему мирянам. 289 Лавз. §25 с.91. Этот рассказ содержится у Созомена (кн. I, гл. 13), Кассиодора Histor. trip. I. 1. c.11), Никифора (кн. VIII, гл. 40). 292 В Дост. Сказ. Есть намек, что ученики Антония ели рыбу и мясо (§12 с.5). В конце IV и начале V в., как видно из свидетельств св. Епифания и из некоторых рассказов в Дост. сказ., монахи употребляли всякую пищу одни отказывались даже от овощей, другие не пренебрегали рыбою и даже мясом (Общ. Очерк жизни иноков Египитск. В IV и V вв. казанский). 294 Первый, кто ввел монашескую одежду для иноков, был отшельник Патермуфий. Первоначальной же одеждой монахов была обыкновенная одежда того времени. (Казанский. Очерк жизни инок. в IV и V в. с.10). 299 О скепсисе современников Иероним говорит в прологе к «vita s. Hilarionis»: «qui olim detragentes Paulo meo, nunc forte detragent Hilarioni… ut qui semper latuit, non fuisse». 301 Неандер говорит, что сага эта мало заслуживает внимания, хотя не отвергает ее совсем. Gesch/-Kirch. T. III. s. 330; Gchaff Gesch. alt Kirch. s. 579. 305 Вследствие неточности указаний на год рождения, нельзя точно указать и год смерти Антония. Днем его смерти считается 17 января как в восточ., так и в западных мартирологах. В египетском мартирологе днем его смерти считается 22 число месяца Тибе (Tybi). Так как 1-й день Тибе соответствует 27 декабря, то 22 должно соответствовать 17 января. Под которым и помещается обыкновенно житие Антония (Ideler. Handbuch der mathemat und chronol. B. 1, c.143). 306 Впоследствии тело Антония будто бы было перенесено в Александрию (в 561 г.), а по завоевании Египта арабами в 635 г., из Александрии – в Константинополь. В конце X или начале XI ст. оно появилось в диоцезе Виенском – в Галии; в Виенне оно находилось до 1491 г., когда реликвии св. Антония перенесены были ы Арл и положены были в церкви св. Юлия. Вследствие чудес, которые совершались пред его мощами, особенно вследствие исцеления от жестокой головной боли и горячки эта самая болезнь названа огневицею св. Антония. В 1096 году в честь св. Антония назван был монашеский орден – антонинцы, утвержденный на Клермонском соборе папою Урбаном 11-м (Kirchenlexikon. Wetzer und Welte c. 300). Но все эти известия о перенесении тела Антония мало заслуживают доверия в виду свидетельства Афанасия о неизвестности места погребения Антония. Коптские монахи монастыря пр. Антония и доселе показывают место, где лежит тело Антония и находятся его гробница (Петш. По Египту и в монаст. Св. Антония. Арх. Порфирия. стр.199).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Чудесная и легендарная обстановка, в которой представлялись события в Житии Антония, должна была поразить летописца и он признал превосходство и большую достоверность именно за этим житием, сравнивая его с Несторовым сказанием. Нестор не знал, кто постриг Антония, кто благословил его на подвижничество. Житие Антония рассказывало, как это можно предполагать, что он постриженник св. Горы и основал монастырь по благословению Святогорского игумена. Заключая свой рассказ о поставлении монастыря, Нестор в своем Сказании, так же как в Житии Феодосия, говорил: «и бысть манастырь славен еже и доныне есть печерьскыи наричем иже от святого отца нашего Феодосия составлен бысть». Житие Антония выразилось бы иначе: монастырь поставлен слезами и пощением, святою подвижническою жизнью Антония, а пошел монастырь от благословения святой Горы. Студийский устав введен по Нестору Феодосием, доставшим его через Ефрема каженика; по Житию Антония, как я укажу ниже, его ввел Антоний, получив от Михаила грека. Монастырь и большая деревянная церковь выстроены по Нестору Феодосием; Житие Антония, как можно думать, не называя игумена, относило это построение к более раннему времени, к эпохе первого игумена, поставленного Антонием. Каменная церковь по Нестору основана и начата была постройкой исключительно благодаря трудам Феодосия; Житие Антония подробно рассказывало о выдающемся участии Антония в этом деле и о тех чудесных знамениях, которые он при этом вызвал. Подвижничество Антония, согласно его житию, началось со времен Владимира Святославича, когда он поселился в Варяжской пещере; рассказ Нестора заставал Антония в пещерке, оставленной Иларионом, а о путешествии его на Святую Гору ничего не сообщал. Для составителя Печерской летописи явилась таким образом необходимость слить оба рассказа – Несторов и Антониева жития, что он и сделал в статье, сохранившей Несторово заглавие «Сказание, что ради прозвася печерскый монастырь». Ниже я укажу на то, как отразились в этом сказании оба его источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010