Основателем второго нищенствующего ордена был испанский монах св. Доминик (1160–1221). Целью его ордена было проповедничество и борьба с ересями. Доминиканцы приняли близкое участие в борьбе с Альбигойцами и многие из них стали инквизиторами. Из святых этой эпохи необходимо назвать св. Антония Падуанского (1195–1231), который является одним из самых почитаемых святых на Западе. Среди защитников веры и выдающихся своим благочестием людей этого времени надо упомянуть французского короля Людовика Святого (1215–1270), жизнь которого во многом сходна с жизнью св. Александра Невского. Он является образцом христианского монарха, положившего «душу свою за други своя». Он не только мудро правил своим королевством, но устроил два крестовых похода, был взят в плен неверными и умер в Карфагене. 12 и 13 века связаны на Западе с необыкновенным расцветом богословской науки, которой дается обычно название схоластической (от слеша скола – школа, ученье). Первым схоластиком можно считать Ансельма Кентерберийского, который ввел логику и диалектику в богословие и которому принадлежит изречение «верю, но хочу понять». В 12 веке богословие и философия процветали и в городских и в монастырских школах. Из первых самой знаменитой является школа в Шартре, из монастырских – школа св. Виктора в Париже. Наиболее знаменитыми богословами этого века являются: Гюйом де Шампо, Петр Абеляр, который с 1179 года преподавал на горе св. Женевьевы в Париже, св. Бернар, Петр Ломбард и три богослова школы св. Виктора (Юг, Ришар и Годефруа). В начале 13 века были открыты университеты. Из богословских факультетов самыми знаменитыми считались Парижский и Оксфордский. Первый сделался вскоре мировым центром, где преподавали все великие богословы и философы. В 13 веке были созданы большие богословско-философские системы и написаны так называемые «Соммы» (полные курсы богословия). Самыми знаменитыми богословами 14 века были: кардинал Иоанн Бонавентура (1221–1274), Альберт, епископ регенсбургский, прозванный Великим (1206–1280) и Фома Аквинат, из знаменитого рода графов Аквинских (1225–1274), авторитет которого до последнего времени исключительно велик на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Оставляя стены монастыря, католики не только совершено опустошили его, но и перенесли икону Св. Антония Падуанского, выдаваемую ими за чудотворную, в соседний Лабунский костел, желая таким образом привлечь туда русское население села Радочницы и его окрестностей, уже совращенное им в католицизм. В 1871 году, согласно Высочайшему соизволению, при Радочницкой церкви был учрежден греко-униатский приходской причт из настоятеля причетника и служителя, и в 1875 году Радочницкий приход воссоединился с православной церковью, хотя местное население, к прискорбию, еще и ныне не возвратилось окончательно в лоно ее. В 1882 году, приходская Радочницкая церковь была обращена в монастырскую, с тем, чтобы богослужение совершалось в ней ежедневно и чтобы, таким образом, русское население могло во всякое время находить в ней удовлетворение своим религиозным потребностям и духовное утешение среди тяжелых жизненных испытаний вообще, при чем, вслед за тем, Радочницкая церковь была из приходской переименована в Крестовую Холмского архиерейского дома, согласно указу Святейшего Синода от 18 января 1885 года. Монастырь в 1898 г. был переименован в женскую общину, которая по определению Св. Синода от 7 ноября 1901 г. была обращена в первоклассный монастырь. Управляет Радочницкой обителью игуменья. Минская губерния Обителей мужских 4, женских 1. Мужские обители Благовещенский Ляданский монастырь в Игуменском уезде. Благовещенский необщежительный монастырь находится при местечке Ляды, в 24 в. от уездного гор. Игумена и в 26 вер. от станции Либаво-Роменской ж. дороги «Руденск». Основан он в 1732 г. графом Игнатием Завиши и его супругой, урожденной Огинской, и находился первоначально во владении базилиан. В 1842 г. он перешел в ведение православного духовенства и возведен на степень третьего класса. Капитальный ремонт его происходил в 1898–1899 г. В настоящее время в обители один каменный Благовещенский храм с приделом во имя Св. князя Всеволода. В этой церкви хранится местночтимая Жировицкая икона Богоматери. 29 июля бывает местное празднование и совершатся крестный ход на Базарную площадь в часовню, где хранится резная икона Богоматери. При обители есть школа грамоты. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Прочитав в Путешествии ко св. местам, Барского, что в Венеции он поклонился мощам Саввы Освященного, я просил отца А. Мазараки указать мне, где они находятся. С большим радушием вызвался он вести меня не только к мощам св. Саввы, но и двух Патриархов Александрийских, о коих я не знал; всё, сколько было русских в Венеции, пошли вместе с нами, равно и прочее духовенство греческое, никогда не ходившее на поклонение столь близкой к нему святыне. Мы сперва взошли в церковь блаженного Антония Падуанского, на восток от греческой: там, на одном из придельных алтарей с левой стороны, покоится св. Савва, под стеклом, весь уцелевший, в древней фелонии пресвитерской, но уже в латинской митре, ибо римляне слышали, что он был архимандрит, и потому надели на него свою митру вместо шапки, которую, впрочем, никогда не носили архимандриты в Палестине. О! с какою радостью увидел я пред собою сего освящённого основателя Лавры Плачевной Юдоли, праздному гробу коего я там покланялся. Черты лица его не сохранились; один только череп; но руки и ноги ещё покрыты кожею, и видно по костям, что это старец, согбенный годами, каковым действительно он и скончался. Мне хотелось приложиться к нетленным останкам великого Аввы, но положение его поверх алтаря и стекло препятствовали это исполнить; совсем не место св. мощам, которые, обыкновенно, полагаются в основание престола, почивать поверх его. Я просил однако клириков доставить мне какую либо возможность приложиться; сперва отзывались они, что ключи находятся у того благородного семейства Тиеполо, предки коего перенесли угодника Божия с Востока; потом один из них хотел отвернуть замок без ключа, и для этого влез ногами на алтарь; я ужаснулся; но впоследствии увидел, что это вещь весьма обыкновенная на Западе, потому что иначе не зажигают у них напрестольных подсвечников: однако старания остались тщетными; замок не отпирался; мне хотелось хотя сквозь стекло приложиться к руке угодника, и я просил подставить себе, лестницу, чтобы только опереться на алтарь в то время, когда буду прикладываться: такая предосторожность показалась весьма странною Римлянам, хотя они исполнили мою просьбу; между тем духовенство Греческое читало тропарь и кондак святому Саве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Различить в этом собрании какие-либо местные изделия иконописных мастерских трудно. Однако, не можем не указать несколько икон с изображением св. Антония Падуанского, которые легко могут принадлежать именно северной Италии, тогда как другие являются, по всей вероятности, работами побережья Италии, начиная с Венеции и кончая или Анконой, или даже, быть может, Калабриею. В заключение обзора, нельзя не остановиться с особым вниманием на частном собрании Η. П. Лихачева, которое восполняет указанный пробел настолько, что может быть названо, помимо всего прочего, «Кабинетом греко-итальянской иконописи». Η. П. Лихачеву, известному собирателю русских икон и лицевых рукописей, удалось, в течение нескольких лет, объездами Италии на всем ее протяжении, скупить все лучшие образцы, какие только предлагались антикварами. В настоящее время было бы трудно сделать что-либо больше того, чем сделал наш русский коллекционер. Недалеко, быть может, то время, когда итальянские историки искусства поймут, что они пока проглядели у себя любопытный исторический тип. Иконы греко-итальянского письма иногда трудно выделить с безусловной уверенностью из общего разряда поздне-греческих икон, и с этой точки зрения можно пожалеть, что превосходное издание образцов греческой иконописи в издании Η. П. Лихачева не всегда сопровождается точным указанием того, где каждая икона владельцем приобретена. Конечно, мы имеем, в данном случае, даже подписные образцы греко-итальянской живописи, но они вряд ли могут служить руководителями. Так, в Уффициях, за 925, сохраняется икона «Страстной» Б. М. (рис. 94), снабженная на полях латинским переводом греческого песнопения, относящегося к сюжету – см. ниже о происхождении иконы «Страстной» Б. М.). Внизу на иконе читается надпись: Andreas Rico de Candia pinxit, но эта надпись заподозривается со стороны своей подлинности, хотя она написана в пошибе наверху начертанных латинских стихов. Если бы надпись была признаваема безусловно подлинной, мы имели бы в иконе любопытный памятник работы мастера, соединившего с греческим стилем итальянский вкус.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С 2002 г. в Малине существует Покровский приход Одесской епархии неканонической РПЦЗ Агафангела (Пашковского). Католики Первым крупным центром католичества в крае стал Овруч, где в 1628 г. были построены костел и мон-рь доминиканцев. После 1669 г. костел и мон-рь кармелитов появились в Олевске. В 1763 г. учрежден мон-рь ордена августинцев в мест. Народичи. Мон-ри кармелитов были созданы также в мест. Ушомир (1767) и в с. Топорище (1785). В 1678-1783 гг. в Овруче существовал коллегиум иезуитов, переданный под уездное уч-ще василиан. В 20-30-х гг. XX в. все костелы в Житомирском Полесье были закрыты преимущественно в ходе борьбы с польским националистическим подпольем. В период немецко-фашистской оккупации возобновили деятельность более 15 костелов. Большая их часть была закрыта в послевоенные годы. В 1948-1952 гг. упразднены католические общины в пос. Володарск-Волынский, в г. Коростышев, в селах Кулешовский Майдан и Бастова Рудня Емильчинского р-на (1948), в поселках Брусилов и Ушомир Коростенского р-на, в с. Крымок Радомышльского р-на (1949), в г. Радомышль, с. Кривотин Емильчинского р-на (1950), в с. Горбулев Потиевского (ныне Черняховского) р-на (1952). В 1960-1962 гг. закрыты костелы в селах Корытище и Ягодинка Володарско-Волынского (ныне Хорошевского) р-на, в пос. Емильчино, в с. Бучки Малинского р-на. Не прекращали деятельности с момента своего восстановления в оккупационный период приходы в Емильчинском р-не: св. Ангелов-хранителей в с. Михайловка и приход Сердца Христова в с. Рыхальском. В дек. 1991 г. зарегистрирована община в с. Потиевка Радомышльского р-на, в нее вошли переселенцы, прибывшие в кон. 80-х гг. из районов радиоактивного заражения Киевской обл. С 1992 г. шли регистрация католич. общин и восстановление костелов во всех городах и местечках края: св. Анны в Малине, Воздвижения Креста Господня в Олевске, Преображения Господня в пос. Володарск-Волынский (ныне Хорошев), св. Гонората в Коростене, св. Станислава в Радомышле, в честь Успения Богородицы в пос. Лугины, св. Матфея в пос. Емильчино. В февр. 1993 г. зарегистрирован приход Успения Богородицы в Овруче, к 2008 г. приход обустроил костел. В 1992 г. возобновлены крупные сельские приходы: св. Антония Падуанского в с. Крымок Радомышльского р-на, Божией Матери Терпеливой в пос. Нов. Боровая Володарско-Волынского р-на, св. Алоизия в пос. Нов. Белокоровичи Олевского р-на, зарегистрированы общины в селах Емельяновка и Ушомир Коростенского р-на. Приходы возрождались в тех населенных пунктах Полесья, жители к-рых считали себя поляками и рассматривали присоединение к католичеству как возвращение к польск. корням. Районом Житомирского Полесья с наибольшим числом католич. общин (10) является Емильчинский.

http://pravenc.ru/text/2578157.html

С одним из моих соотечественников – кн. поехал я осматривать некоторые церкви, где были выставлены Св. Дары на алтаре, с особенным великолепием, как то у св. Антония Португальского (Падуанского – Сост.) 661 у св. апостолов и в обители иезуитов. Везде с глубоким благоговением молился народ пред Св. Дарами, ярко освещенными, на страже коих стояли священники, читая молитвы, а кое-где и воины для порядка. В роскошном храме иезуитов, замечательном по своим мраморам и лазури, украшающей гроб их основателя (Игнатия Лойолы. – Сост.), ректор (конгрегации) пропаганды (веры) говорил с большим жаром проповедь о Страстях Господних; так было и в других главных храмах, или проповедь, или яркое освещение, привлекавшие толпу богомольцев. Письмо IV. Великая Пятница На следующий день Великого пятка поспешил я опять в церковь Сикстову, где совершалось за литургией поклонение Св. Кресту: но в прежние времена крестный умилительный ход направлялся из Латерана, с честным древом и преждеосвященным Агнцем, в базилику св. Елены, и, начиная от папы до последнего мирянина, все шли босыми ногами от храма и до храма; теперь же все заключено в стенах ватиканских. Церковь и ее представители в глубоком трауре. Кардиналы в шерстяных лиловых мантиях, папа в багрянице и в белой митре, но трон его обнажен совершенно и без балдахина, и ему прислуживает один только из титулярных патриархов. ...Началась литургия Преждеосвященных даров, единственная во всем году у римлян, когда наша, совершаемая в течение целого поста, носит имя великого папы Григория и обязана ему окончательным своим устройством. Кардинал, великий духовник, служил сию обедню на алтаре без светильников, на котором простерта была Плащаница, в память той, что обвивала Тело Господне. Читали две паремии, разделенные пением антифонов: одну пророка Осии, другую из книги Исхода о пасхальном агнце, и потом пели Евангелие Страсти от Иоанна, так же как и в Вербное воскресенье, три диакона с возгласами хора. Музыка хоральных возгласов величественна, и если следовать, с книгою в руках за пением, то есть и высокие минуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Саломон Мейнстерль в самом начале XVII века свидетельствовал, что между прочим магометане воздают почитание гробам святых таннаитов (еврейских ученых) и святых синагоги, они зажигают священные лампы пред их гробами и доставляют масло для синагог. Завоеватель Тимур пожертвовал большие суммы денег для построения часовен над гробами пророка Ионы и христианского святого Сергия, и он совершил к их гробам благочестивое паломничество. Несмотря на то, что у магометан запрещены священные изображения, они, говорят, приносили цветы и свечи к образу Антония Падуанского на острове Сцио. Они делали это, когда их постигала какая-либо печаль, в надежде на чудотворную помощь святого, которому приписывались многочисленные чудеса. Фальмерейер, говоря о чудесном образе Девы Марии в сумельском монастыре, рассказывает, что он собственными глазами видел трех турецких женщин, пришедших со своими родственниками в монастырь. Они распростерлись перед образом и слушали Богослужение, их вывели только во время совершения евхаристии, но Евангелие читали прямо над ними. Естественно, что гробы еврейских патриархов должны были стать предметом магометанского культа, почитают гроб Авеля около Дамаска, гроб Сима – около Каира. Но почитание собственно еврейских и христианских святых и притом даже изображений последних, понятно, есть уже извращение ислама, проникновение в него чуждых элементов. Это, однако, удел всех религий. В каждую из них профильтровываются верования, с ней не согласные и даже ей противоречащие, проникающие обыкновенно в массу плохо знающую и понимающую свое исповедание, склонную к суевериям, к вере в чудеса и в магическую силу культовых действий. Наклонность простецов искать святынь и святых и спешить почитать их породила в самом мусульманском мире анекдотические сказания о том, к каким комичным злоупотреблениям прибегала корысть, эксплуатируя эту наклонность. Так Джон Броун передает следующую историю. Один дервиш, – нечто в роде мусульманского монаха, о дервишах мы будем говорить далее, – жил около могилы святого дервиша, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Синод и два раза на Высочайшее имя. 383 Равным образом, была отклонена св. Синодом просьба крестьянки Волковысского уезда, деревни Ятовт, Заводской, поданная первоначально еще в 1871 году 384 Литовскому епархиальному начальству, о дозволении её дочерям исповедовать католическую религию, так как из доставленных Литовской духовной консисторией сведений оказалось, что в 1866 году, когда отец их дал подписку в присоединении к православию, они были малолетны и потому должны были следовать вероисповеданию отца и тем более, что католическая консистория, на требование Литовской консистории, сделала распоряжение об исключении их из списков и запретила ксендзам преподавать им духовные требы. 385 Впрочем, помимо явных уклонений в латинство, недостаточность проникновения живым духом православия воссоединенного и присоединенного населения северо-западного края сказывается в самой его жизни, в его религиозно-нравственном состоянии. Фактические данные в подтверждение сказанного находим, как в официальных отчетах преосвященных ревизоров, так и в частных сообщениях, появлявшихся нередко в разных повременных журналах и газетах. Так, из отчетов по ревизии церквей некоторых уездов пр. Иосифа, епископа Ковенского, и пр. Евгении, епископа Брестского, за 1871 год узнаем, что воссоединенные еще находились под сильным влиянием унии, так как лишь весьма немногие из прихожан имели правильные понятия о догматах веры и сознательно разумели православное богослужение, немногие правильно осеняли себя крестным знамением и правильно произносили молитвы, а некоторые читали их на польском языке, продолжали поститься в субботу и уважать католические праздники, 386 (зачатие св. Анны, Антония Падуанского), не понимали важности многодневного приготовления к исповеди и св. причащения, а равно не понимали значения молитв пред св. причащением и после оного. Женщины продолжали носить шкаплеры, 387 великий пост начинали вместе с католиками в среду, не имели понятия о том, что входить в алтарь и прикасаться ко св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Скучно перечислять дальнейших правителей Падуи и мелкие дела их. Скажу одно: этот республиканский город со всеми окрестными владениями его 16 ноября 1405 года взят был с бою венецианами и, присоединенный к владениям их, с той поры разделял участь Адриатической царицы морей до 1797 года, в который сама она развенчана была Наполеоном. Тогда сей грозный воитель поставил правителем Падуи своего генерала Ариги с титулом князя падуанского. А в 1815 году Падуя, как и Венеция, вошла в состав Австрийской империй. Австрийцев я там застал в 1854 году. ΝΒ. В 1724 году в Падуе был наш Барский, но мало что поведал о сем городе. «Во вторник пополудни приидохом к Падуе и снидохся с своими в гостинице и переночевахом, ясти же и пити ничесоже тамо нам дадоша. Заутра июля 1 дня в среду быхом в церкви св.Антония Падуанскаго; в ней же зело красен и богат алтарь, устроенный от аливастра и мрамора. Тамо прияхом свидетельства, таже не медля идохом из града и видехом паки ину церковь , которая, равно как и предреченная, превращена из греческой в римскую, яко же здание верхов и внутреннее расположение греческой архитектуры доказываетъ» 296 (Все). IV. Милан. Знаменитые церкви в этом городе, живопись и историческая судьба его Июнь, 9, середа. Сегодня железная дорога умчала меня в Милан. Скорость езды мешала мне рассматривать то, что и что мелькало по обе стороны дороги. Хорошо видна мне была только тщательная обработка полей. Тут окраины хозяйственных участков обсажены разными деревами, а средины покрыты плантациями, больше маисовыми. От дерева до дерева, не низко от земли, висят виноградные лозы, как гирлянды. Нет ни одной пяди земли необработанной. На станциях я видел парней и девиц итальянского рода, и удивлялся тому, что все они сухощавы, смуглы и бледны. Ни у кого нет румянца на щеках. Красота и румянец заметны лишь в лонгобардском племени. В Милане я остановился в благоустроенной гостиннице Bella Venezia. 10, четверток. Весь настоящий день посвящен был мною обозрению кафедрального собора, Амвросианской библиотеки и церкви св.Виктора. Когда я приближался к этому собору, обошел его крутом, и вперив мой пытливый взор в эту зодчественную невидаль, в эту красоту, выразимую только светописным рисунком, а не словом, то с восторгом сказал себе: это восьмое чудо света, превосходившее все семь чудес, какими хвалился мир дохристианский! Сказавши же это, признал нужным ежедневно рассматривать дивно прекрасную и дивно величественную наружность собора и уже потом приступить к описанию его. Признано это и сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Совицкий, с 1887 года ныне служит (а на службе с 1838 года). Псаломщик Ксенофонт Васил. Теодорович (с 1865 года). К этому приходу приписана церковь в селе Головчицах в 1 версте. 700. с. Головчицы 355 волости Млыновской, расположено по продольной линии от востока к западу на небольшой возвышенности. Жители села, ныне православные, некогда были отторгнуты от православия в унию: около 25 лет тому назад ещё многие из них постились в субботу и заговлялись в четверг сырной недели, праздновали с особою торжественностью 30 ноября при суеверных обычаях, а также девятый четверток после Пасхи («Божье тело») и 12 июня (Антония Падуанского), для чего в эти дни отправлялись в дубенский латинский костёл. Ныне эти следы унии искоренены. Церковь во имя святой великомученицы Параскевы, именуемой Пятницею. Построена в 1756 году на средства прихожан – алтарём на восток. Деревянная, однокупольная, крепка и вместительна. Иконостас в ней разной, трёхъярусный в древнем православном стиле с весьма хорошими изображениями святых; писан, как говорят, в Киеве. В 1861 г. церковь починена, причём устроен новый престол и уложен новый пол на средства прихожан. В самом начале своего существования, около 1763 года, как гласит местное предание, была совершенно обворована, так что кроме иконостаса и немногих богослуж. книг в ней ничего не осталось. Утварью и богослуж. книгами церковь достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1801 года, а испов. ведом. с 1815 года. Опись церк. имуществу составлена в 1868 г. Земли: усад. с огород. 1 дес. 50 саж., пахот. 15 дес. 843 саж., сенок. 5 дес. 327 саж., под кустарником 8 дес. 2,273 саж., под дорогами 320 саженей. На эту землю имеется план от 1875 года. Кроме того, церкви на основании эрекции принадлежит урочище – сад под Дубенскими садами, незаконно захваченное безместным церковником Яковом Добровильским, от которого в 1860 году оно было отнято вместе с принадлежащею ему землёю и причислено к землям княгини Барятинской. Об этом участке причтом начато дело в судах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010