—507— 1872 г. молитвы, крестного знамения – мы заметили нечто особенное: некоторые женщины сопровождали святыню на коленах; одна при встрече оной распростерта была на земле в виде креста (лежала, по местному выражению, крыжом на земле)»... (87). «Это происходило в прошлом 71 году и в конце 70-го, в пределах древнего Полоцкого Княжества, вызванное перенесением части останков Полоцкой Княжны XII столетия! Из недавних времен мы знаем еще один пример подобного неугаснувшего родства со своим прошедшим, пример Углича, в сороковых годах ходатайствовавшего о возвращении себе домой колокола, сосланного за звон по убиении Царевича Дмитрия 205 . Но в Полоцке простая историческая память соединяется на сей раз со значением памятуемой религиозным и национальным для народа, целые века осажденного и насилием чужой национальности, и насилием чужой веры. Между прочим, в одной из речей, произнесенных в Полоцке местным старожилом во время описываемого события изображено в ярких чертах все безотрадное почти погибавшее положение и русской народности и православия в этом крае лет тридцать-сорок назад. И поляки с католиками не оставляли в былое время содействовать укреплению своей стихии тоже святынями своими достоверными и недостоверными. Описание упоминает, что отчасти и успели направить этим путем к католическим костелам даже православных, по крайней мере, на известные дни года. Праздники Тела Господня, Антония Падуанского, в Витебске и Полоцке, привлекают тысячи не одних католиков с приношениями и молитвами. С другой стороны, не упускалось случаев распускать и мысль, что сама Княжна Евфросиния, память о которой должно быть не умолкала в народе, была-де «униатка». С этой точки зрения, перенесение святыни из Киева в Полоцк, получает не просто религиозное, но вместе политическое значение: с но- —508— 1872 г. вой силой воскрешая в Полочанах память о древней княжне, которая, по сказанию жития, отправляясь в Иерусалим, обещала «не оставлять одноземельцев в своих молитвах», оно оживило в тех же Полочанах и память о своем древнем единстве с русским народом и исконной принадлежности к православию. Подобные воспоминания, торжественно и религиозно в целом крае возбужденные живым свидетельством перенесения останков преподобной Княжны, стоят, по своей действенной силе, целого десятка новозаводимых училищ, возобновленных храмов и всех издаваемых распоряжений об обязательности политически-господствующего языка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 окт. 1995 г. постановлением Свящ. Синода была образована Элистинская и Калмыцкая епархия. В 1996-1997 гг. в Элисте на месте разрушенной в 1939 г. Крестовоздвиженской ц. был воздвигнут кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время визита в К. В 2008 г. в Элистинской епархии было 16 приходов, в дек. 2011 г. в епархии насчитывалось 20 приходов, 26 храмов и 14 молитвенных комнат. Римско-католическая Церковь. Католики появились в К. в сер. XIX в., когда здесь стали селиться поволжские немцы; в Калмыцкую степь были сосланы неск. участников польского восстания 1863-1864 гг. Первое католич. богослужение в республике было совершено в 1993 г., в следующем году в Элисте был зарегистрирован католический приход во имя Франциска Ассизского. В 1995 г. получили регистрацию еще 2 прихода: Антония Падуанского в Городовиковске и Максимилиана Кольбе в с. Весёлом Городовиковского р-на. В 1996 г. в Элисте, Городовиковске и Весёлом построены часовни, при элистинском приходе действуют молодежный центр «Ассизи» и воскресная школа для детей. Католич. приходами в К. ведает францисканский орден, они входят в состав католич. Саратовской епархии. Католики в К. (ок. 150 чел.) по национальности немцы, поляки, есть небольшое число русских и армян. Протестантские церкви, деноминации и секты. В К. действуют 14 зарегистрированных организаций различных протестант. направлений, в т. ч. 5 общин евангельских христиан (см. в ст. Баптисты ), 4 общины христиан веры евангельской (пятидесятников) , по одной общине лютеран (см. Лютеранство ), баптистов, адвентистов седьмого дня, харизматов и Иеговы свидетелей . Большинство общин, кроме баптистской, пятидесятнической и лютеранской, было создано в постсоветский период проповедниками с Украины, из Молдавии, США, Канады, Бразилии. В 2001 г. 5 протестант. орг-ций в К. объединились в Калмыцкую епархию Евангельского христианского миссионерского союза. Члены протестант. орг-ций в К. (ок. 800 чел.) - в основном немцы и русские, есть небольшое число калмыков и представителей др. народов.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

XIX в. римско-католич. общину в Орле обслуживал военный капеллан 6-го округа Отдельного корпуса внутренней стражи Б. Липен, к-рый совершал богослужения для католиков Орловской, Калужской, Смоленской и Тульской губерний. Католич. общине Орла был отведен земельный участок под кладбище (расширен в 1912; в 1853 огорожен каменной стеной по проекту архит. И. Ф. Тибо-Бриньоля), на котором была сооружена каменная часовня. 8 апр. 1858 г. Липен составил купчую на приобретение усадебного места со строениями у М. Д. Рудневой для постройки католич. храма. В 1859 г. в Орловской губ. проживало 2628 католиков. В 1861-1864 гг. был построен костел в готическом стиле (проект архит. Тибо-Бриньоля), 29 авг. 1864 г. главный алтарь костела освящен в честь Непорочного Зачатия Девы Марии, правый - во имя св. Антония Падуанского, левый - в честь Святейшего Сердца Иисуса. По данным Всеобщей переписи населения 1897 г., в Орле проживал 1601 католик (1277 мужчин и 324 женщины), к кон. 1916 г. численность католиков в Орловской губ. возросла до 35 500 чел. После революционных событий 1917 г. здание костела было национализировано, однако 27 июня 1920 г. католики получили его в бессрочное бесплатное пользование. К 1925 г. католич. община составляла 87 чел., а в 1931 г.- 59 чел. Своего пастора община не имела, службы отправлял приезжий священник из Калуги. В 1931 г. в Орле был арестован свящ. Я. О. Павлович, подверглись репрессиям и члены католич. общины. 5 апр. 1938 г. Оргкомитет ВЦИК по О. о. закрыл храм с формулировкой: «...польская община распалась, здание костела для совершения религиозных обрядов не используется» (ГАОО. Ф. Р-1 591. Оп. 1. Д. 22). В 20-30-х гг. XX в. католич. участок кладбища был соединен с территорией Троицкого кладбища, стены и часовня разобраны. Здание костела пострадало в годы Великой Отечественной войны, позднее оно было передано спортивному об-ву «Динамо», а в 1950 г.- заводу «Продмаш» и значительно перестроено. Католич. община в Орле возродилась в 1990 г. и в дек. того же года получила регистрацию (впосл.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Богатый же и красивый костел стоял в самой живописной местности. Еще в 1844 году настоятели четырех ближайших православных церквей жаловались владыке на совращение их прихожан Порозовскими ксендзами, особенно в дни больших праздников, как, например, в честь св. Антония Падуанского, и просили о закрытии Порозовского костела. Таких совращенных оказалось в 1858 году более восьмидесяти человек. Прежний настоятель, священник Станкевич, живший в двух верстах от церкви на ферме, арендуемой им от казны, – вопреки запрещению своего епархиального начальства, и более занимавшийся хозяйством, чем своим приходом, был немедленно устранен. 261 При сем Иосиф обратился к генерал-губернатору с просьбою о том, чтобы он предписал казенным палатам государственных имуществ в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях не отдавать на будущее время духовенству Литовской епархии в аренду казенных имений, без предварительного согласия на это епархиального начальства. Новому Порозовскому настоятелю Котлинскому, а также местному благочинному, поручено было, наставлениями и кроткими убеждениями, возвратить отступивших на лоно православия. Между тем ксендзы, несмотря на письменные и словесные предостережения со стороны православного духовенства, не только продолжали преподавать духовные требы совращенным, но осмелились крестить одного младенца от православной матери и совратили в латинство еще одного православного из того же прихода. Посланный митрополитом для расследования этого дела преосвященный Игнатий, епископ Брестский, нашел, сверх чаяния, что совращенные были собраны в Порозове для увещания становым приставом и помощником окружного начальника. Некоторые из собранных, на вопрос преосвященного о причинах перехода их в латинство, отвечали, что там не требуется денег на наем квартиры, на обработку земли и на дрова для отопления помещений причта, и что у римлян гораздо меньше праздников, чем у православных, а некоторые объяснили, будто родители их, умирая, обязали их перейти в латинский обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В Бельском уезде крестьянин, заказавший заупокойную литургию, приезжает в церковь с компанией родных и знакомых, которые, во время чтения апостола, берут братские свечи и становятся попарно пред солией, перед которой находится аналой с лежащими на нем 2 ржаными и 1 пшеничным хлебом, чашкой с кутьей, а на ней 2 или 4 яйца – в скоромные дни, а в постные – селедкой (все это после службы идет причту). На аналое, кроме того, ставится крест, а на углах подсвечники. Все служение оканчивается пением стиха «Владычице приими молитвы раб твоих», причем первую половину молитвы поет священник, а вторую – псаломщик. После обедни, отправляются трапезовать с своими припасами в дом священника, а главное пиршество или, так называемая, консуляция, идет в доме хозяина, куда собираются родные и знакомые. 616 Дело окончилось тем, что священник этот был подвергнут за, свой проступок ответственности, а собранные в весьма значительном количестве разного рода приношения от народа были отобраны в пользу попечительства о бедных духовного звания. 617 Узнав о таком самовольном поступке причта, митрополит велел немедленно восстановить уничтоженную часть иконостаса над ракою, богослужение на время работы перенести в кафедральный собор и на все это время воспретил настоятелю церкви служение за «недобросовестное и самовольное нарушение церковных правил» и, сверх того, вменил ему в обязанность двухнедельной молитвою у гроба св. Виленских мучеников очистить свою совесть, а местному благочинному сделал замечание за допущение означенного самоволия и недонесение ему. 618 В 7 Литовских епархиальных ведомостей за 1894 год сообщалось, что народ и теперь, на третий день праздника св. Троицы, стекается сюда в честь Антония Падуанского, от статуи которого, привезенной еще во времена унии и поставленной на месте нынешней часовни, якобы происходили исцеления. Народ с благоговением смотрит в окошечко, ведущее в склеп кладбищенской церкви, где совершается в этот день обедня, и через которое видны куски статуи, и нередко бросает туда деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В самом украшении иконостаса и церквей было замечено не мало неприличных и не соответствующих духу православия надписей на польском и латинском языках, а также изображений святых, не принадлежащих к православной церкви, как, например, Антония Падуанского, Иоанна Непомука, Иосафата и других, причем местные священники не только не устраняли этих несообразностей, но даже иногда умножали новыми, как, например, это было найдено в одной церкви, для которой священник устроил на счет церковной суммы 2 штандарта, тогда как на эти деньги можно было сделать настоящие хоругви с образами. 548 Между тем, остатки униатских украшений по церквам вызывали справедливое неудовольствие гражданской власти, которая, в лице генерал-губернатора Кауфмана, обозревавшего в 1865 году Гродненскую губернию, обратила внимание на стоявшие во многих церквах статуи святых и ангелов, а также кресты с католическим распятием, хранившиеся в ризницах и на хорах и над входными дверьми, кои и приказано было отправить в Литовскую духовную консисторию. По поводу сего распоряжения Кауфмана, митрополит Иосиф, согласно мнению пр. Игнатия, велел те из сих изображений, которые по своему характеру несомненно принадлежали к римской церкви, уничтожать негласным образом самим священникам на местах, под наблюдением благочинных. Те же изображения, принадлежность которых к римской церкви была сомнительна, велел представить в консисторию для распоряжения с ними, по её усмотрению. Однако, и после сего распоряжения митрополита, остатки латинства сохранились еще по многим церквам Литовской епархии, 549 как, например, это видно из того, что пр. Иосиф, епископ Ковенский, в 1870 году нашел в Русско-сельской церкви, Свенцянского уезда, на стене чугунную дощечку с польской надписью «здравайся Мария», которую умерший в 1840 году священник Пархомович просил 3 раза прочитывать за его душу. Тот же преосвященный в Дисненском уезде нашел в некоторых церквах статуйные резные изображения, помещенные на самых видных местах, в иконостасе, на горнем месте, а в одной церкви – употребление стеариновых свечей при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В связи с календарной реформой были внесены изменения в литургический год, унифицировавшие цикл праздников. По указанию папы Григория XIII был составлен Римский Мартиролог (1-е полное изд.- 1583), в значительной степени основанный на самом распространенном в средние века каролингском Мартирологе Узуарда. Дальнейшую работу над текстом Римского Мартиролога и комментариями к нему выполнил кард. Цезарь Бароний (1538-1607), специалист по церковной истории (Мартиролог с комментариями был опубликован в 1587; дополненное издание подготовил папа Бенедикт XIV (1740-1758)). При папе Павле V пересмотру подвергся литургический календарь, в к-рый входили праздники, обязательные для всей Римско-католической Церкви: были изъяты дни памяти многих католич. святых XIII-XV вв. ( Антония Падуанского , Николая Толентинского , Франциска из Паолы, Бернардина Сиенского, Елизаветы Тюрингской), а также праздники недавнего происхождения (стигматов св. Франциска Ассизского, Крови и Ран Христовых); эти праздники продолжали отмечать в отдельных диоцезах и религ. орденах. «Corpus iuris canonici» Несмотря на то что решениями Тридентского Собора реформа церковного права не была предусмотрена, папа Пий IV санкционировал ревизию канонических правовых сводов и создание офиц. корпуса общецерковного законодательства. По заданию папы Римского Пия V специальная комиссия кардиналов, канонистов и теологов (Correctores Romani) в 1566-1580 гг. подготовила новую редакцию Декрета Грациана (см. в ст. Грациан ) и сводов декретального права на основе изданий франц. лиценциата рим. и канонического права Ж. Шаппюи . Папа Римский Григорий XIII буллой «Cum pro munere» от 1 июля 1580 г. одобрил публикацию правовых сводов (Декрет Грациана, Декреталии Григория IX , «Liber Sextus», «Clementinae» , «Extravagantes Ioannis XXII», «Extravagantes communes»), к-рые были выпущены в 3 томах и составили т. н. рим. издание «Corpus iuris canonici». Буллой «Emendationem» от 2 июня 1582 г. оно было признано офиц. правовым сводом Римско-католической Церкви. Своды были снабжены ординарными глоссами. При подготовке издания тексты сводов сверялись с древними рукописями, в нек-рые каноны были внесены изменения и примечания, отражавшие решения Тридентского Собора, однако систематизация канонов, в т. ч. исключение устаревших и недействующих канонических норм, не проводилась, в результате чего этот свод остался малопригодным для практического употребления. Контроль над книгопечатанием

http://pravenc.ru/text/2057152.html

В труднодоступных районах области (в основном на юге) существуют незарегистрированные общины беспоповцев. Е. А. Агеева, Е. А. Кулешова Римско-католическая Церковь В Сибири католики появились в кон. XVII в., много поляков было выслано сюда после восстаний в Польше в 1830, 1863-1864 гг. Переселенцы-католики приезжали в регион в кон. XIX - нач. XX в. в связи со строительством Транссибирской магистрали и аграрной реформой П. А. Столыпина. В XIX - нач. XX в. в Кузбассе действовало несколько католич. приходов: в Мариинске, в селах Бороковка (совр. Тяжинский р-н), в г. Тайга. К кон. XIX в. в Мариинске в составе многочисленной колонии ссыльных поляков были и католические священники, имевшие разрешение совершать богослужение и требы. 29 сент. 1905 г. в Мариинске был освящен приходской храм во имя Антония Падуанского, в городе имелось католическое кладбище. На рубеже XIX и ХХ вв. переселенцами-католиками - поляками, латышами и латгальцами, имевшими в этих местах крестьянские хозяйства, было основано с. Бороковка. 18 янв. 1906 г. в селе освятили католич. ц. во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. В 1914 г. число прихожан Бороковского прихода Томского деканата достигало 10 тыс. чел. В течение почти 30 лет село было центром религ. жизни переселенцев-католиков. В результате политики советской власти католич. Церковь в Кузбассе прекратила деятельность. Постановлением президиума Сибкрайисполкома от 17 нояб. 1931 г. костел в Мариинске был окончательно ликвидирован, впосл. здание было разобрано. Перед Великой Отечественной войной было демонтировано здание костела в Бороковке, материал перевезли в районный центр Тяжинский, где из него построили дом культуры. К 1937 г. были арестованы все католич. священники и члены двадцаток на территории Кузбасса. После присоединения к СССР Зап. Украины и Прибалтики начались массовые ссылки в Сибирь населения этих земель, число католиков в Сибири, в т. ч. в Кузбассе, на рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. возросло в десятки раз. В 1958 г. в Сибири появилась первая община редемптористов .

http://pravenc.ru/text/1684171.html

Воины усиливаются столкнуть Лучию, но напрасно. Толпа народа видит чудо и в душе уже верует во Христа. На заднем плане этой картины видны изящные строения. Тут много движения, естественности и гармонии. Отменно хороша последняя картина: в глуби храма израненная и умирающая Лучия причащается Св.Тайн, а на переднем плане тело ее лежит на богато убранном одре; в лице ее, при нежном освещении его, выражено блаженное спокойствие. У одра теснятся христиане обоего пола, желая почтить усопшую. Головы их уменьшаются по мере отдаления и видны сквозь мглу легкую и прозрачную. Аванцо хороший художник. У него естественны выражения лиц, и спокойных, и благоговейных, и встревоженных, и ужасающихся; мужчины красивы, одежды правильно обхватывают тела, а складки нарисованы неукоризненно. История св.Георгия начата: 1.поражением дракона и 2.крещением царственного семейства, удивленного этим чудом. Богатая содержанием картина! Под первой картиной 3.написан св.Георгий, невредимо выпивший яд, который поднес ему волшебник Анастасий, под второй 4.его кладут на колесо с железными крючками, но ангелы разбивают сие орудие мучения, и осколки от него повергают палачей на землю. Георгий остается невредим. А воины, старики, дети в ужасе бегут от колеса, но каждый ужасается по-своему: лишь вдали видны спокойные лица. На 5-й картине Георгий подведен к храму Аполлона, но силой молитвы его разрушаются идолы и самый храм этот. На 6-й картине мастерски написано усекновение главы страстотерпца. На всех этих картинах рисунки правильны, а краски положены ладно. О бок с Георгиевским храмом и входом в него стоит так называемая школа св.Антония Падуанского, – Scuola del Santo. Здесь изящные свежевки (фрески) Тициана и школы его представляют чудеса этого святого. Меня очаровала стенопись Тициана у самого выхода из школы. Тут св.Антоний чудесно повелел младенцу говорить в оправдание невинности его матери. Лицо ее дивно хорошо. В нем выражено спокойствие невинности. Это – красавица телом и душой. Вечная память Тициану! Он внушает высокое понятие о старинной итальянской живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Волынская епархия по числу приходов после Киевской епархии занимала второе место, а по числу церквей первое место во всей Русской Церкви. Быстро познакомившись с Волынским духовенством, паствой, церковной жизнью Волыни и порядками, царившими в церковных учреждениях, владыка прежде всего приступил к реорганизации церковного управления. Им была решительно устранена система взяточничества и рядовое духовенство вздохнуло облегченно; лица в консистории запятнавшия свою репутацию недостойными священства делами были удалены, а на их места были назначены люди достойные из числа учеников владыки по духовным академиям; была учреждена должность епархиального миссионера. Особое внимание епископ Антоний обратил на совершение уставных служб. В великом посту он служил каждую среду, пятницу, субботу и воскресение, а начиная с Лазаревой субботы до Фомина воскресенья служил каждый день. За каждой литургией он неопустительно проповедывал. В кафедральном соборе он устроил подземную церковь в честь преп. мученицы Анастасии Римляныни, в которую поместил в специально устроенной им серебрянной раке главу святой Анастасии. 13 июня владыка Антоний установил торжество в честь св. мученицы ради отвлечения православных от посещения в этот день католической службы в честь Антония Падуанского. В прежние годы многие православные ходили в этот день в католический костел. На духовенстве Волынского края сказалось долголетнее польское влияние. Пастыри большей частью были отчуждены от народа и не служили для него должным нравственным примером. «...Молодой священник, – писал в своем послании Волынским пастырям владыка Антоний, – отрешен от народного быта уже не одной схоластикой, но и более опасными приманками культурной жизни – поверхностной литературой, газетами, музыкой и всякими другими, если не барскими, то буржуазными привычками, которыя в нашем ополяченом крае приобретают в глазах средняго сословия значение чего-то, яко бы в высшей степени интеллигентного и благородного, а не как терпимая слабость, не как выражение избалованности, а как плод высшого развития духа. И конечно, с этой точки зрения молодое духовенство пренебрегает всем, что Св. Духом установлено в Церкви для смирения плоти, для возвышения души, для умиления сердца, т. е. богослужебным уставом, истовым крестным знамением, келейным молитвенным правилом, святыми постами и даже чтением Священного Писания и вообще ознакомлением с источниками христианского учительства и христианского подвижничества...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010