До какой степени, однако, типы итало-критской школы в XVI веке возобладали над собственно греческими или греко-восточными, представляем ясное тому доказательство в тождественности двух икон Б. М. по типу, фактуре и колориту происходящих одна из Италии, а другая с крайнего Востока. Икона Б. М. с Младенцем (рис. 79) находится издревле в монастыре Гротта-Феррата, относится к XV столетию и издавна там считается чтимою. Рис. 78. Снимок иконы Б. М. «Смоленской» в Мироварной Палате в Москве. Рис. 79. Образ Б. М. Греко-итальянского письма в Гротта-Феррата, близ Рима. Икона «Деисусной» Б. М. находится в музее Киевской духовной академии за 3221 и поступила туда из собрания еп. Порфирия Успенского , в числе «темных» икон, привезенных с Синая, и также относится к XV веку 71 . Если, затем, мы обратимся к пересмотру сюжетов итало-критской иконописи, то увидим, что кроме характерных для нее итальянских святых: Антония Падуанского, Франциска, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи и пр. и пр., мы встречаем здесь и тех святых, особо почитаемых в греко-восточной церкви, которые чтились по преимуществу или на Балканском полуострове, или на восточном побережье Италии. Таковы, например, св. Екатерина, св. Харлампий, Спиридон, которого мощи перенесены были на Корфу (липсанотека св. Спиридона изображена на иконе, изд. в «Материалах» рис. 129); далее, Анастасии Узорешительницы (Фармаколитрии), почитавшейся на Балканском полуострове и в Солуни, Афанасия Афонского , Георгия и Димитрия и пр. Лучшие произведения этой иконописи проходят в списках как бы полосою в иконописи греческой, а затем и в русской, в особенности в последней; среди ремесленного и архаического пошиба наших иконных писем, искавших в крохотном размере своих изображений, скрыть недостатки своего рисунка; среди пестрой, но ремесленно-скучной и бесхарактерной смеси всяких мелких пошибов русской иконописи, некоторые иконы своим видом вызывают мысль об исключительном явлении: современные русские иконописцы преклоняются перед ними и их, по преимуществу, величают «греческими».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Желая возможно более побудить местное население к неуклонному посещению монастыря, папа, Пий VI объявил совершенное освобождение от заслуженных по суду церковных эпитимий тем, которые в течение девяти вторников, предшествующих празднованию памяти Св. Антония Падуанского, будут совершать особенные в честь его молитвословия, а затем ко дню памяти святого прибудут в Радочницкий монастырь, где, само собой понятно, должны были приниматься соответственные меры к совращению паломников в католичество. Независимо от сказанного, отцы бернардии привлекали темный русский люд в монастырь, в видах ополячивания в нем униатского населения, также и посредством искусственно устроенных в монастырском пруде «свентых щупаков», а равно и посредством «свентего боцяна», т. е. прирученного аиста, постоянно находившихся в Радочницком монастыре при бернардинах и исчезнувших лишь со времени перехода монастыря в ведение православного духовенства ненавистного, в качестве «схизматицкого», не только католикам, но даже и «свентым щупакам и боцяну)... И шел несчастный русский народ в Радочницкий монастырь, шел десятками тысяч, нес туда свои трудовые гроши, давился рассчитанным на его темноту чудесам, ужасался тяжких последствий прослушания поучении отцов бернардинов, искусно изображаемых в их воодушевленных проповедях, терял свою веру и народность и возвращался долой обобранным нравственно и материально, не замечая разверзавшейся пред ним пропасти, падая в нее и увлекая за собой своих собратий по вере и народности... Так длилось целое столетие. Преосвященный Михаил Куземский, вступив в управление Холмской греко-униатской епархией, не мог не убедиться во вредном влиянии Радочницкого монастыря на окрестное греко-униатское население, почему соответственное ходатайство о передаче монастыря в ведение униатского духовенства получило надлежащее направление и 25 апреля 1869 года удостоилось Высочайшего соизволения. Означенная передача монастыря совершилась, однако, нелегко и не без борьбы со стороны католического духовенства, хорошо понимавшего значение Радочницы, как центра политической и религиозной пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Здесь, в монастырском дворике, находится небольшой музей, экспонатами которого стали археологические находки, сделанные при раскопках на месте строительства. Самые известные его экспонаты – «назаретские капители», найденные в одной из пещер под храмом еще в 1908 г. Это капители для пяти колонн, присланные из Франции королем-крестоносцем Людовиком IX Святым в дар назаретской базилике. Предполагается, что над пещерой Благовещения планировали тогда построить изящную Кувуклию – типа той, что осеняет Гроб Господень. Но пока королевский подарок прибыл в Назарет, с крестоносной эпопеей было покончено. Бейбарс изгнал рыцарей из Святой Земли, церковь в Назарете была разрушена, и капители, так и не использованные, на 600 лет остались лежать в земле. Назаретские капители являются выдающимся памятником французской белокаменной скульптуры конца XIII в. Рельефные изображения на каждой представляют отдельный сюжет: «Уверение апостола Фомы» 1), «Воскрешение апостолом Петром праведной Тавифы» 2), «Мученичество апостола Иакова» 4) и сюжет из апокрифического жития апостола Матфея 5). Наиболее загадочным остается содержание центральной (третьей) капители. По одному из толкований, здесь изображено «Сошествие Девы Марии во ад», связанное предположительно с темой Успения и перекликающееся с известным православным апокрифом XII в. «Хождение Богородицы по мукам». Церковь Иосифа Обручника Перейдя через двор и оставив с правой стороны католическую духовную семинарию (здание построено в 1930 г.), а с левой – небольшой сад со статуей Антония Падуанского (одного из чтимых францисканских святых), оказываемся у входа в церковь святого Иосифа Обручника. Всего 100 м отделяют эту базилику, построенную в 1911 г., от церкви Благовещения – дом Иосифа и Марии от мастерской Иосифа. Мы входим в церковь северными дверями. Слева у входа – скульптурное изображение Святого Семейства. Достопримечательностью храма, стилизованного под романскую базилику, является крипта. В результате раскопок здесь были вскрыты остатки древних строений, которые предание связывает с «мастерской Иосифа». Ему посвящен престол придела, расположенного в крипте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

и почитают святых иудейских и святых христианских и даже места и принадлежности культа последних. В Палестине магометанами почитались многие иудейские гробы. Так, по свидетельству XIII века мусульмане посвящали масло и обетные жертвы гробу Ионафана, сына Уззиела, в Амуке, точно также гробу Елиезера, сына Гиркана, не далеко от Гискалы. В каждую пятницу в знак почитания мусульмане вместе с иудеями украшали его гробницу цветами. Порой магометане проявляли более ревности в почитании иудейских гробов, чем иудеи, и даже порицали последних за равнодушие к своим святым. Саломон Мейнстерль в самом начале XVII века свидетельствовал, что между прочим магометане воздают почитание гробам святых таннаитов (еврейских учёных) и святых синагоги, они зажигают священные лампы перед их гробами и доставляют масло для синагог. Завоеватель Тимур пожертвовал большие суммы денег для построения часовен над гробами пророка Ионы и христианского святого Сергия, и он совершил к их гробам благочестивое паломничество. Несмотря на то, что у магометан запрещены священные изображения, они, говорят, приносили цветы и свечи к образу Антония падуанского на острове Сцио. Они делали это, когда их постигала какая-либо печаль, в надежде на чудотворную помощь святого, которому приписывались многочисленные чудеса. Фальмерейер, говоря о чудесном образе девы Марии в сумельском монастыре, рассказывает, что он собственными глазами видел трёх турецких женщин, пришедших с своими родственниками в монастырь. Они распростёрлись перед образом и слушали Богослужение, их вывели только во время совершения евхаристии, но евангелие читали прямо над ними. Естественно, что гробы еврейских патриархов должны были стать предметом магометанского культа, почитают гроб Авеля около Дамаска, гроб Сима – около Каира. Но почитание собственно еврейских и христианских святых и притом даже изображений последних, понятно, есть уже извращение ислама, проникновение в него чуждых элементов. Это, однако, удел всех религий. В каждую из них профильтровываются верования с ней не согласные и даже ей противоречащие, проникающие обыкно-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Gajano S. B. Agiografia medievale. Bologna, 1976; Gordini G. D. Aspetti e problemi degli studi agiografici//La Scuola Cattolica. 1981. Vol. 108. P. 281-324; Cioffari G. Agiografia in Puglia i santi tra critica storica e devozione popolare. Bari, 1991; Bibliografia agiografica italiana: 1976-1999/Ed. P. Golinelli e. a. R., 2001; Biblioteca agiografica italiana: Repertorio di testi e manoscritti, sec. XIII-XV/Ed. J. Dalarun, L. Leonardi et al. Firenze, 2003. 2 vol. + CD. Испанская и португальская . На Пиренейском п-ове местная Ж. л. сложилась на каталон., кастильском (испан.) и португ. языках. Каталон. и кастильская традиции зародились приблизительно одновременно, в сер. XIII в. Самым ранним каталон. памятником считается поэма «Песнь о св. Вере» (Cançó de S. Fe; XI в.). В кон. XIII в. в Руссильоне появилась каталон. переработка «Золотой легенды». Возникновение испан. агиографической традиции чаще всего связывается с именем поэта Гонсало де Берсео, писавшего на т. н. придворном романском языке (romano paladino). Наиболее значительным его произведением стало стихотворное Житие Доминика Силосского, прозаическая переработка которого на кастильском языке была вскоре предпринята силосским мон. Перо Марином. Ок. 1235 г. в Кастилии появилось Житие прп. Марии Египетской, среди др. народных переработок восточных легенд - Повесть о святых Варлааме и Иоасафе. Были составлены также народные Жития новых святых - Франциска Ассизского, Доминика, Антония Падуанского, Педро Гонсалеса. Интерес к древней истории и церковным деятелям вестготско-мосарабской эпохи, характерный для испан. агиографии с XI в., сказался и на вернакулярной традиции. Первое Житие свт. Ильдефонса Толетского было создано на кастильском диалекте мон. Бенефециантом из Убеды. В XV в. толедский архипресв. Альфонсо Мартинес составил прозаические Жития святителей Исидора Гиспальского и Ильдефонса (Ystoria de la vida santa que fizo el bienaventurado Yllefonso). К XIV-XV вв. относятся житийные сборники на испан. языке (Vidas de Santos). От XIV в. сохранился ряд житий древних святых, переделанных с учетом местных фольклорных и лит. традиций, напр. испан. «История кабальеро Пласида, который впоследствии стал христианином и получил имя Евстафий» является переработкой Жития вмч. Евстафия Плакиды в форме рыцарского романа.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Мадонны Мурильо или возносятся на небо, преисполненные религиозного экстаза, устремляя взоры вверх и складывая руки, как для молитвы, стоя на облаках, окруженные ангелами и попирая полумесяц, эмблему исламизма, или это женщины-матери, с гордостью показывающие своего младенца, иногда, занятые вполне материальными заботами, пеленающие его и т. д. В прекрасных лицах их не видно и тени той тихой задумчивости, вызванной мыслью о будущей участи Спасителя мира, того испуга перед своим призванием, недоверия к своим силам, одним словом, тех идей, которые выражены итальянскими мастерами возрождения на ликах их Мадонн. Мистическое начало преобладает в живописи испанской школы, и большинство картин ее – такого направления. Сюжеты их, это, например, поклонение святого Антония Падуанского Христу Младенцу или появление Спасителя – ребенка тому же святому; чудесное приготовление пищи ангелами; Богоматерь, кормящая грудью монаха; бегство в Египет в сопровождении ангелов; св. Франциск, обнимающий распятого Христа, его религиозное исступление; ангелы, бичующие святого Иеронима, переводчика библии на латинский язык, за его любовь к классической литературе; ангел, помогающий сострадательному святому нести раненого; чудеса, экстазы святых, видения их и т. д. Мистицизм в испанской живописи иногда граничит с натурализмом; так, например, одна из Мадонн Мурильо 1094 представлена, заботливо пеленающей Младенца Спасителя, который сопротивляегся тому телодвижением, как это, обыкновенно, делают дети, тогда как ангелы, являющиеся с неба, играют на музыкальных инструментах. Точно также, при изображении Успения Богоматери, ангелы, представленные в облаках у ног Ее, имеют вполне материальный характер, не встречающийся у итальянских мастеров эпохи возрождения. Сравните, например, ангелов, изображенных в картинах 1095 Успения Богородицы, написанных Мурильо, или в сцене Благовещения того же художника 1096 , имеющих вид здоровых и сытых детей, разбросавшихся в облаках, как в своем элементе, с ангелами, представленными вместе с Мадонной и Христом, итальянскими мастерами возрождения, и, особенно, с херувимами, задумчиво смотрящими на Спасителя, переступающего порог мира, чтобы принести Себя в жертву и спасти его, в картине Сикстинской Мадонны Рафаэля, и вы увидите, какая разница во внутреннем характере ангелов Мурильо и итальянских живописцев; как много материализма у первых, и как много мысли у вторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мазепа просил у государя позволения разорить Мошенскую слободу и перевести поселенцев назад, так как слобода заселена вопреки договору. В Сибирской украйне со стороны Китая было покойно. Русские выгодно торговали в Пекине, и в 1698 году Виниус писал Петру за границу, что в Пекине построена русская церковь и многие китайцы крестились. Петр отвечал ему: «То дело зело изрядно. Только для бога, поступайте в том опасно и не шибко, дабы китайских начальников не привесть в злобу, также и езувитов, которые уже там от многих времен гнездо свое имеют; к чему там надобны попы не так ученые, как разумные и подкладные, дабы чрез некоторое кичение оное святое дело не произошло в злейшее падение, как учинилось в Епании». Вследствие этого Виниус велел в Нерчинске у торговых людей, которые приедут из Китайского государства, спрашивать и всячески доведываться о новопостроенной часовне в Китайском государстве, в каком месте и меж какими домами или особно, от домов их китайских в дальнем расстоянии, и китайцы к той церкви для смотрения или слушания приходят ли, и что говорят, хвалят ли? и нет ли какого от них посмеяния и поругания? и к которым церквам, греческого ль закона или к езувитскому костелу, они склоннее, и каковы у той церкви попы и причетники, и в каком искусстве живут, и сколько их, также и народу русского, и какое у той церкви украшение и книг довольство, и умерших христиан где погребают, при той ли часовне или где в поле, и каким служением, явно ли или со опасением тайно, и есть ли кто из китайцев крестились? В то время как Петр и Виниус так заботились о православной церкви в Пекине и об отношениях ее к иезуитскому костелу, в Москве вскрылись следствия иезуитского влияния. В 1697 году священник Петропавловской (Адриана и Наталии) церкви в Мещанской слободе донес патриарху Адриану на своего дьякона Петра Артемьева, который после евангелия читал поучение, похвалял в вере поляки, ляхи, литву; прочитал молитву «Отче наш» на амвоне по-римски, приклякнув на колени, и иные некие молитвы прилагая римские: носит он на себе вместо животворящего креста мошонку, а в ней образок Латынина Антония Падвиянина (Падуанского), еретика суща; глаголет исхождение Духа Св. от Отца и Сына, исповедовался и приобщался у иезуитов, а с иными иезуитами, из Москвы изгнанными, зело слезно разлучился; освященный собор называет забором, который перескочить хвалится; патриархов называет потеряхами, потому что истинную православную веру потеряли. Боляр и судей безыменно лает и бесчествует по поводу пыток раскольникам: называет этих боляр и судей, стоящих у дыбы в Константиновской башне, немыми учителями, которые вместо евангелия просвещают огнем и вместо Апостола учат кнутом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Между тем, и по уничтожении унии, воссоединенное духовенство, по местам, продолжало поддерживать веру в народе в эти чудотворные предметы и, главным образом, потому, что это приносило ему большие доходы, вследствие множества богомольцев, стекающихся в эти места. Мало того, находились священники, которые сами распространяли в народе суеверные сказания о разных чудесах, как поступил, например, в 1852 году священник Токарского прихода Б., совершавший необычайные богослужения у одного креста, доверившись рассказу одной женщины о чудесном явлении ей на сем месте. 616 Подобного же рода случай, только более важный, имел место в том же году в Вильне, следовательно, на глазах самого митрополита Иосифа, и состоял в том, что настоятель Николаевской церкви и в тоже время член консистории, протоиерей Корсакевич, дозволил себе самовольно открыть в церкви этой для почитания тело под названием «Иоанна пресвитера» и устроил над ним раку с балдахином и надписью над пей: «Святый преподобный пресвитер Иоанн», причем было заведено служение ему молебнов и поминание его имени на отпустах. 617 Впрочем, и до последнего времени причастность некоторых священников к поддерживанию в народе суеверного почитания разных мнимых святынь не прекращалась, вызывая неудовольствие против священников, имевших в своем приходе какую-либо из этих святынь, привлекавшую к себе массу богомольцев, со стороны соседних священников, не имевших у себя такой святыни. Но всего не извинительнее то, что некоторые священники поддерживали в народе почитание святынь, принадлежавших к католической церкви. Так, в Молчадской церкви, Слонимского уезда, до 1865 года в часовне стояла якобы чудотворная статуя Антония Падуанского, величиною в рост человека, которая продолжала чествоваться православными прихожанами. В честь сего католического святого отправлялось в православной церкви торжественное богослужение, на которое стекалось множество богомольцев, доставлявших щедрые дары здешнему духовенству. И хотя в 1865 году, надо полагать, по распоряжению гражданской власти, была удалена эта статуя и на место её в часовне поставлена икона пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Николая в нижней крипте ее под престолом, где они находятся и в настоящее время. На людей воспитанных в иных понятиях о христианском храме, чем те, какие господствовали в итальянском искусстве, когда создавалась базилика св. Николая в Бари, эта последняя не производит приятного впечатления. « Церковь эта, – пишет некто А. Радонежский, побывавший в Бари в 1894 г –, старинное большое здание, напоминающее своим внешним видом более дом нежели церковь , на плоской (?) крыше нет ни купола 50 , ни колокольни, ни креста. Над входом , – А. Радонежский разумеет здесь южные боковые двери, – видны статуи довольно грубой работы – Пресв. Девы, святителя Николая и св. Антония Падуанского» 51 . В этих словах сказался, несомненно, завзятый и узкий византиец, представляющий себе христианский храм не иначе как грандиозно величественным зданием с купольным покрытием, во вкусе юстиниановской константинопольской Софии, с колокольней, упирающейся своим крестом в облака, но люди с более развитым художественным чутьем, более сведущие в области церковного храмоздательства и знакомые с историей христианской церковной архитектуры, не разделяли и не разделят взглядов и суждений А. Радонежского. «Егда же излезохом оттуду вон (т. е. из крипты св. Николая), – пишет наш путешественник Плака Григорович Барский, достаточно верно и хорошо определявший художественное значение монументальных памятников по поводу верхней базилики св. Николая, – в церковь велику, которая на версе стоит, видехом и строение ее лепо и честно зданно, три врата великие входние умущое с столпи каменними и подно жиемкаменним пространно в долготу высоту и широту расположенное» 52 . В частности крипту или подземный храм, где почивают мощи св. Николая, тот же путешественник описывает следующими чертами «Текохом степенми мраморними шерокими, лепотне созданными под спуд великия церкве, десним входом два бо суть тамо входи, единаче созданние един одесную и един ошуюю. Тогда вшедшим нам тамо внутрь обретохом тамо инну церковь лепу, но не велику, яко до половини верхней кратка бо зело и низка токмо шерока якоже и верхная ея же верх поддержится двадесят и шестми столпами, иже все подобятся в деле точию, един разнствует меншии бо тонкостию от прочиихь и огражден кратою железною. Престолов точию два имать: един началний и другим подначалний, на нихьже священници на всяк день от утра даже до полудне не престанно мшат си есть литургиса, ют Престоль первоначалныи есть весь среброкован хитрост ним и лепотным художеством, стоит же посреде церкви верху гроба святителя Христова Николая. Подножие церкви тоя белими гладкими и чистими деками мраморними усланно есть, верх же ея весь лампадами сребрними украшен, многочислинни ми от них же суть вяшше яко пятдесять 53 . Престол же онии ве линии есть, загражден сьпреди в подобие вертограда балясами от мрамора искусне сеченними» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

основал на своей родине монастырь во имя св.Николая Чудотворца; Епифаний, по прозванию Игуменос, в 1647 году воздвиг в Иоаннине обитель во имя Пресвятой Богоматери Перивлептской, а протопоп Георгий Георгиев в 1607 году обогатил греческими и латинскими книгами монастырь Пресвятой Богородицы Кикку на острове Кипре. Одним словом: венето-греческая община благотворила, кроме Афона, Иерусалима и Синая, монастырям и церквам в Иоаннине, на островах Кипре, Паросе, Серифе, в Афинах, в Стагоне, Калаврите, Дельвине, Дибри, Мецове, Солуни, на Патмосе, в Петрах и Керкире. Таким образом, она везде, где находились греки, поддерживала Православие и народность их печатным словом и щедрыми благотворениями. Все это достохвально, приснопамятно и примерно. Благодарю Бога, сподобившего меня собрать воедино и эти чистые лучи христианского Востока. Теперь куда идти? Иду на запад, сперва в Падую и Милан, потом в Анкону, Рим и далее. Зачем? Что там делать? Хочу изучать там живопись по древним и новым памятникам сего священного искусства, и видеть римского папу. Только? Не более. III. Падуя. Наилучшие церкви в этом городе и живопись в них Июнь, 6, воскресенье. Греки рано отслужили обедню. Я молился Богу вместе с ними и с архиепископом Венедиктом Кралевичем, порой любуясь его старческой, классически величественной головой. Потом пары в свой час умчали и примчали меня к городу Падуе. Тут на станции подхватил меня местный чичероне, которого лицо приглянулось мне, и приведши особу мою не в гостинницу, а в какой-то частный дом, уговорил меня пожить тут во все время пребывания моего в городе, объявив мне недорогую плату за постой и столованье. Дорожа временем, я тотчас после нероскошного, но сытного обеда, пошел с ним в город обозревать местные церкви. Пришли мы в церковь св.Антония Падуанского, родившегося в этом городе и скончавшегося тут в 1231 году. Постройка сей церкви над могилой его начата зодчим Николаем Пизано в 1256г., а окончена в 1307г. Куполы же над ней сооружены в пятнадцатом веке. Зодчество этой церкви внутри тяжело.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010