7 апреля 1982 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископом Винницким и Брацлавским Агафангелом иеромонах Антоний возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. В 1982 году игумен Антоний окончил по I разряду Московскую Духовную Семинарию, и 1 ноября того же года был назначен настоятелем Свято-Параскевинского храма пгт. Калиновка Винницкой области, а 8 сентября 1983 года – настоятелем Свято-Успенского храма с. Мурафа Винницкой епархии. В 1985 году к празднику Святой Пасхи архиепископом Винницким и Брацлавским Агафангелом по благословению Святейшего Патриарха Пимена возведен в сан архимандрита. В 1987 году архимандрит Антоний окончил по I разряду Московскую Духовную Академию. К 1000-летнему юбилею Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Пименом архимандрит Антоний награжден вторым крестом с украшениями. С 9 января 1989 года назначен секретарем Хмельницкого епархиального управления, благочинным 1-го округа Хмельницкой епархии и настоятелем Хмельницкого Рождество-Богородичного кафедрального собора. С первого дня после назначения, по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, архиепископа Винницкого и Брацлавского, временно управлявшего Хмельницкой епархией, архимандрит Антоний активно включился в управление епархией. В это перестроечное время самым важным для православных верующих Подольского края был вопрос о строительстве в центре г. Хмельницкого на месте небольшого и ветхого Свято-Покровского храма нового Свято-Покровского кафедрального собора. Обладая организаторскими способностями и опытом строительных работ (согласно светским образованию и профессии), архимандрит Антоний сумел, а тогда это было весьма непросто, начать строительство собора и лично возглавил его. Самоотверженный труд о. Антония снискал ему глубокое уважение и доверие жителей города, избравших его депутатом Хмельницкого областного совета народных депутатов. Оказавшись в центре духовной и общественной жизни епархии, своим служением и трудами, проповедью слова Божия, он завоевал авторитет у верующего народа и властей и сыграл большую роль в возрождении духовности и укреплении православной веры в Подольском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Церковь , как дерево, напоенное благодатными дарами, процвела, и, как листьями, украсилась святыми 48 . Отсюда следует, что для христианина благодать Божия необходима, ибо она просвещает душу. Что сама душа для тела, то и для души представляет благодать. «Человек, пока держится Бога, Творца и Жизнодавца своего, Которым живет и движется, и существует, до тех пор он не является пред Богом мертвой душой, до тех пор живет в его душе Бог , до тех пор оживляет его благодать. Но как только человек отторгнется от Бога и от добродетельной жизни, то тотчас отъемлется Бог от души его, отходит от него со Своею животворной благодатию» 49 . Она оживляет душу, сообщает ей и свое действие и свое свойство 50 . Святитель высказывает мысль, что спасение человека есть непрестанное действие благодати Божией, без которой нет и не может быть спасения. Благодать Божия соделывает душу храмом Святого Духа и делает наследницей небесных блаженств. «Благодать Духа Святаго есть для нас то огонь светящий, то облако прохлаждающее. Никто не может войти в землю праву без помощи и водительства Святаго Духа... Плавающим к вечности через море мира сего благопотребен ветер Святаго Духа, без Которого все наше старание, все наши приготовления – все напрасно и бездеятельно» 51 . Спасения без благодати Божией невозможно достигнуть потому, что она укрепляет человека в спасительных добродетелях, освобождает от греховных склонностей, утверждает в Боге, «помогает нам во всяком состоянии, пребываем ли мы в благодати, или во грехах: если в благодати, то полагает, чтобы не пострадали вследствие отпадения от нее; исходящим от греха подает утверждение, чтобы снова не отпали от нее» 52 . Спасение, по мысли святителя, созидается благодатью Божией, а без нее и добродетели не помогут спастись человеку 53 . Святитель усматривает различные действия благодати Божией, промыслительно подающейся человеку на определенном этапе его спасения. «Предваряющая» благодать наставляет на путь спасения, содействует успеху. Она приходит, как ветер в пещеру земную, поселяется в очищенном сердце, потрясает его и побуждает к благочестию 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий обращает внимание своих слушателей на то, что молитва – свидетельство великой милости и любви Божией к человечеству, ибо Господь наделил разумное создание возможностью обращаться молитвенно к своему Создателю 196 . Через молитву люди могут общаться с Ним, Промыслителем, Спасителем и Подателем всяческих благ, «это тот ключ к сокровищам Божиим, посредством которого всякий желающий отверзает себе дверь милосердия Божия и входит, и исходит, и пажить обретает» 197 . Молитва является насущной необходимостью в духовной жизни человека, выражением веры и надежды на Бога. Молитва – это пища для души. Она «столь же нужна человеку, сколь потребна повседневная пища телу: хлеб укрепляет плоть, молитва же – душу. И как тело без пищи изнемогает, так и душа без молитвы. Не может душа приять от Бога благодать для своего укрепления и оживления, если не испросит ее молитвою. «Просите, – сказано, – и дастся вам, ибо всяк просяй приемлет» ( Мф.7:7 )» 198 . Молитва, навык совершать ее ниспосылаются человеку от Бога, посему «да просит каждый от Самого Бога молитвенного дара, который Сам научает молитве молящегося: «Ниже убо вемы помолитися, якоже подобает, аще не Он наставит нас Духом Своим Святым»» 199 . В своих поучениях святитель указывает на необходимость молитвы для каждого верующего. Многочисленные напасти от внешних и внутренних врагов, скорби, нужды, беды, искушения побуждают христианина обращаться с молитвою к Богу; молитва необходима для души, как стены для города, осажденного иноплеменниками. «Ибо душа есть город великого Царя Бога, и в этом городе добрые дела обитают, как граждане, а дарования Божии хранятся, как царские сокровища... Поистине, только молитвенная стена, когда она крепка и имеет дерзновение к Богу, может отогнать многокозненную их силу» 200 . Молитва является показателем стремления христианина к совершенству и святости, уровня его духовно-нравственного состояния. Велика ее сила. Как «щит и оружие во брани на врагов, она не только слабых мужей вооружает на крепких, но и немощные сосуды ополчает на прехрабрых мужей...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Борьба с нападавшим на Православие католичеством определяла содержание юго-западной литературы, она же влияла на выработку форм и приемов письма. Под воздействием той же борьбы возникла в Киеве мысль и об издании своих, на весь год составленных Четьих-Миней. Из польских агиографических изданий особенно опасной была известная книга Петра Скарги «Животы святых». Этот ревностный пропагандист унии, трудясь над своим сочинением, несомненно имел в виду не только единоверных с ним католиков, но и знающих польский язык православных. Для этого он, преследуя излюбленную идею – доказать неразрывную связь римского костела с древнехристианскою Церковью, соединил в своей книге жития древне христианских и новых католических святых и, рассказывая о первых, сослался на хорошо известных православным и уважаемых ими греков-агиографов. Жития, составленные Симеоном Метафрастом , заимствованные из изданий Алоизия Липпомана и Лаврентия Сурия, так же часто цитируются в книге Скарги, как и в Четьих-Минеях святителя Димитрия. Книга Скарги имела широкое распространение среди православных, ее читали в оригинале и переводили. Переводчики не всегда умели хорошо разобраться в предложенном Скаргою материале и вместе с общехристианскими вносили иногда в свои сборники жития и католических святых. Таким образом, в сознании православных читателей незаметно укреплялась мысль о святости католической Церкви, и цель Скарги – присоединение православных к католичеству – понемногу осуществлялась. Святитель Димитрий – не просто подражатель и тем более не переводчик Скарги. Впрочем, он многому научился у знаменитого польского агиографа, многое у него заимствовал, что сделало его Четьи-Минеи так мало похожими на древнеславянские и Московские сборники житий. Собранные им жития он переложил для православного читателя, обогатив их дарами своего природного ума и писательского таланта. Он дал не переводы, а пересказы житий и притом не по одному источнику, а по нескольким. Этим методом святитель, полагаем, некоторым образом обязан Скарге, который также после внимательного изучения источников дал в своей книге вольный пересказ житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В своих духовно-нравственных творениях святитель излагает церковное учение об основных христианских добродетелях, их взаимодействии, дает пастырские советы и наставления о путях их приобретения. Для усвоения добродетелей, успешной брани с грехом и достижения совершенства необходимо прилагать усилия, совершать подвиг, насаждать и возделывать духовный виноградник. Божественная благодать приводит христианина к Спасителю, преподавшему людям совершенный закон веры и нравственности, спасительный для всего мира и на все времена. Высок и славный лик апостолов, пророков, учителей, преподобных, девственников и других святых, «примером же для всех их явился Господь наш Иисус Христос » 69 . Постепенно в душе христианина напечатлевается образ Христов. Цель подражания Христу состоит в достижении тесного единения человека с Богом подобно тому, как Сам Бог соединился с человеческой плотью в Своем воплощении 70 . Это единство должно быть таким монолитным и прочным, чтобы никогда не разлучаться с Христом, как и Он навсегда соединился с нами. Смерть и Воскресение Искупителя мира положили твердое основание нашему воскресению. Христос принес Себя в жертву за нас и тем самым исцелил нас от духовной смерти и душевных болезней. Он есть Источник нашего воскресения и вечной жизни. И христианин должен еще здесь, на земле, соединиться со Христом, чтобы земная его жизнь стала началом жизни небесной. Милосердный Господь, желающий всем спастись, стучит в сердца человеческие, и от свободного выбора человека зависит будущее его: отозваться или заглушить этот зов. Дело Божественного промыслительного действия проявляется в ниспослании благодати, а от человека требуется согласие и желание с верою принять ее. Христианские добродетели и средства на пути к спасению Вера В свободном и сознательном принятии человеком евангельского учения о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, о Божественной любви к падшему человечеству и искупительном подвиге воплотившегося Сына Божия заключается основное содержание христианской веры 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В августе 1705 года согласно государеву указу и изволению митрополита Стефана Яворского святитель Ростовский прибыл в Москву как очередной архиерей для священнослужения и послушания «с ризницею, и с певчими, и с домовыми людьми, и с запасы» 24 . Почти целый год провел он в трудах, священнодействуя, благовествуя в различных храмах на злободневные темы, поучая народ. Именно к этому периоду его деятельности относится самое значительное количество проповедей. Главная их тема – достижение христианского совершенства, нравственного идеала. Дела по управлению епархией, взаимоотношения со светскими властями, поездки в Москву, заботы об архиерейском доме, научные труды отнимали у святителя много сил и здоровья. Наряду с обычными трудами он совершал и аскетический подвиг. Тело свое он изнурял, как кающийся грешник. Часто распространялся крестом на земле, летом предавал тело свое на съедение комарам, ограничивал себя в пище, вкушая на первой седмице Великого поста один раз – в четверг, и так же в Страстную седмицу. Нередко, невзирая на свой сан, совершал пешие переходы из Ростова в Ярославль и обратно. Этот белокурый с проседью, худенький, казавшийся невзрачным человек, небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета, скрывал в себе удивительно могучий дух. Писать на духовные темы на пользу христиан было его насущною потребностью. Его перу принадлежат: «Врачевство духовное на смущение помыслов»; «Зерцало православного исповедания, догматического содержания»; «12 статей о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа»; «О причащении Святых Тайн»; «Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление и плач на погребение Богоносного тела» и другие сочинения. Святитель много страдал, видя упадок церковной жизни и благолепия, разорение архиерейского дома, убожество духовенства и народа, и сам терпел с ними скудость, будучи вынужден ограничивать себя даже в малом. Это видно из его писем, когда он просит благодетелей прислать ему «чаю невеликое», потому что «в Ростове несть где взять, а подобно временем», когда приглашает их в свою «келлию на грибы», когда сообщает: «Чуть ли не пешком брожу, ни коня, ни всадника. Оскудеша овцы от пищи и лошадей нет» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13 . Знаменский И. П., прот. Духовные школы в России. Киев, 1881. 14 . Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 2. СПб., 1912. 15 . Крылов А. Иерархи Ростово-Ярославской паствы//Ярославские епархиальные ведомости. 1862. 16 . Лахотинский П., прот. Личность святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по его житию и поучениям//Прибавление к «Церковным ведомостям». 1909. 17 . Макарий (Булгаков) , митр. История Киевской Духовной Академий. СПб., 1843. 18 . Недосекин В., прот. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, и его гомилетическое наследие. Загорск, 1970 (машинопись). 19 . Нечаев В. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. 20 . Первухин Н. Святой Димитрий Ростовский как педагог//Ярославские епархиальные ведомости. 1902. 10. 21 . Петров Н. И, Киевская Академия во второй половине XVII века. Киев, 1895. 22 . Питирим (Старинский), иеродиак. Святой Димитрий Ростовский , его богословские труды и пастырская деятельность. Загорск, 1972 (машинопись). 23 . Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. 24 . Паторжинский М., прот. История русской церковной проповеди. Киев, 1901. 25 . Преображенский А. Святой Димитрий Ростовский как проповедник. Казань, 1909. 26 . Пыпин А.Н. История русской литературы.Т.2. СПб., 1907. 27 . Слова святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского. Сергиев Посад, 1913. 28 . Титов А. Житие святого Димитрия, митрополита Ростовского. Ростов-Ярославский, 1902. 29 . Титов А. Новые данные о святом Димитрии Ростовском . М., 1881. 30 . Титов А. Проповеди свят. Димитрия на украинском наречии. Машинопись. Библиотека МДА. 31 . Титов А. Святитель Димитрий Ростовский . Краткое учение о семи Таинствах Церкви. М., 1880. 32 . Титов Ф. , прот. Типография Киево-Печерской Лавры. Т.1. Киев, 1918. 33 . Титов Ф. , прот. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв. Киев, 1905. 34 . Титов Ф. , прот. Русская православная Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII-XVIII вв. Т.2 Киев, 1905

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Самостоятельно составленные святителем жития мы, прежде всего, и рассмотрим. В четырех книгах Четьих-Миней, каждая из которых содержала жития за три месяца, таких житий насчитывается более сорока. Если мы сравним их с источниками, по которым они написаны, то увидим, что святитель из последних выбрал только то, что относилось непосредственно к жизни святого, к его трудам и подвигам, а остальной материал опустил. В тексте житий мы нигде не найдем, например, ничего заимствованного из научных объяснений болландистов. Зато факты, биографические сведения святитель выбирает с поразительною тщательностью. При этом он не ограничивается каким–либо одним, приведенным в Актах сказанием, а просматривает непременно весь материал и из разных мест, часто даже из отдельных слов и предложений, как пчела, «люботрудно» собирает и составляет свои соты – житие святого. Например, в Acta Ss нет полного жития святой Матроны Солунской, а приведена историческая силлога, представляющая ряд выписок из месяцеслова и разных древних Миней. Святитель, выбрав из этого собрания сведения биографического характера, по ним составил житие, а все, что в той же силлоге принадлежало собирателям – болландистам, опустил. О святых апостоле Андронике и Юнии в Acta Ss имеется краткое сказание из минология императора Василия, выдержки из посланий апостола Павла, гимны Иосифа песнописца и отрывок из синопсиса Дорофея, епископа Тирского. Святитель, составляя свое житие, начало его взял из Павловых посланий, средину изложил по Дорофею и минологию, а конец привел из своих Четьих-Миней за 22 февраля. Но что особенно замечательно, святитель в только что разобранных житиях не удовлетворяется находящимся в Acta Ss материалом, а дополняет его новыми фактами, найденными им самим в других источниках. В житие святого Кирилла Александрийского он вносит 46-ю, не приведенную в Acta Ss, 3-ю главу из «Луга духовного» и пропущенные болландистами письма Исидора Пелусиота , а житие патриарха Софрония дополняет сведениями о Персидском царе Хозрое, о пленении Креста Господня и 77-й главой из того же «Луга духовного», которой в Acta Ss нет. Зачем это нужно было святителю? Почему, опустив в основном источнике весьма важные сведения о полезной для Церкви деятельности святых Кирилла и Софрония, он обратился к другим пособиям и оттуда дополнил свои повествования о святых? Без сомнения, потому что нашел там новые сведения, и эти сведения были полезны и назидательны для простого верующего человека. По мнению святителя, такие сведения были нужнее для его Четьих-Миней, ибо он преследовал задачи дидактические, а потому обо всем, что не имело характера назидания, говорил лишь постольку, поскольку это позволяла продолжительность повествования как дневного чтения, или совсем опускал такой материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ФИАЛКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Антоний (Фиалко) Епископ Антоний (Фиалко) Редакция текста от: 23.05.2023 17:55:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10287.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6082@ Подпись к иллюстрации: Епископ Антоний (Фиалко) Размер файла: 24.69 Кб Кто разместил: Сергей Юрьевич Дата размещения 25.02.2012 15:50:46 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6082.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010