В целом автор диссертации проделал весьма большую работу и дал достаточно стройное, систематизированное изложение своей сложной и многоплановой темы. В отношении оформления: автору рекомендуется исправить титульный лист работы, так как он выполнен по старому образцу. Считаю, что автору данной работы, епископу Антонию, может быть присуждена ученая степень кандидата богословия. Введение Промыслу Божию угодно было призвать святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к служению Церкви в трудное для Русского государства время. Эпоха Петровских реформ сопровождалась ломкой старинных устоев, разрушением того многовекового уклада жизни, к которому привыкли русские люди. Благочестие, духовные идеалы, монашеский подвиг – все это перестало цениться в верхах русского общества, а в низах его вызвало усиление пьянства, разврата, невежества. Трудно было в таких условиях руководить паствой, направляя ее к тесным вратам Царства Небесного. Нужно было быть поистине светильником горящим и светящим, чтобы во тьме нравственного одичания и духовного усыпления указывать людям путь к Истине, пробуждать в них тягу к вечной жизни. И Господь по Своей неизреченной милости воздвигал таких истинных пастырей, которые право правили Слово истины. Одним из них, и притом, наверное, самым выдающимся, явился святитель Димитрий. Образованный богослов, талантливый проповедник, историк, опытный подвижник, знавший, как врачевать человеческие души, – святитель Димитрий явился как раз тем пастырем, который так нужен был в то время на ниве духовной. Его жизнь и многочисленные труды вошли в сокровищницу Православной Церкви. И в этом драгоценном наследии святителя важное место занимает опыт его душепопечения и пастырской деятельности, изучение которого и является основной задачей данной работы. Выбранная тема, несомненно, полезна для современного пастырства, так как изучение пастырского опыта святителя Димитрия приближает нас к святоотеческому наследию, дает пример подлинного пастырского самоотвержения и пастырской мудрости, спасительно руководствующей овец стада Христова в самых неблагоприятных условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В этом мире святитель был гостем. Изучая его житие, мы начинаем понимать, какие великие страдания причиняло Ростовскому архипастырю погружение в мир, и проникаемся великой любовью к сему скромному труженику, ведь тяготясь миром, он так легко нес иго своего архипастырского служения. Неизменный поборник Православия и проповедник догматического учения Православной Церкви, святитель Димитрий Ростовский всегда твердо держался предания святых отцов и учителей Церкви. Их изречения приобретали в его устах исключительную силу, так как были глубоко прочувствованы иерархом в его личном духовно – подвижническом опыте. Для современного пастырства важен, прежде всего, пример личности святителя – вдохновенного пастыря – проповедника и взыскательного администратора, ученого-богослова и духовного поэта, по-отечески заботливого воспитателя юношества и ревностного апологета православной веры. Святитель не учил своих пасомых чему-то новому и непривычному, но лишь передавал, исходя из собственного духовного опыта, учение святых отцов. Тем самым он воспитывал в своих духовных чадах внутреннюю убежденность и уверенность в реальной возможности преодолеть зло и укротить страсти, что делало всех нравственно чище и добрее, отвращало от рабства греху и пленяло в послушание Христу. Воистину «любящим Бога... все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ), и пример Ростовского святителя показывает, что нелицеприятие и бескомпромиссность в вопросах духовной жизни лишь укрепляют авторитет пастыря, и не только у современников, но оставляют добрую память о нем на века. Так и святитель Димитрий Ростовский не только был достойным примером для подражания в свое время, но и явился ярким светильником духовного делания и учителем благочестия для нас, его потомков. 1 Защита диссертации состоялась в Киевской Духовной Академии 26 марта 1998 года. Голосованием и постановлением Ученого Совета Академии, утвержденным Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, епископу Антонию присуждена ученая степень кандидата богословия. Читать далее Источник: Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство/Кандидатская диссертация архиеп. Антония (Фиалко). – Киев : Информ.-изд. центр УПЦ, 1999. - 200 с., 16 л. ил.: портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

митрополит Антоний (Фиалко) Об авторе Архиепископ Антоний (в миру Василий Иванович Фиалко) родился 2 октября 1946 года в с. Дулицком Сквирского района Киевской области на Украине, в семье православных христиан. В 1960 году, после окончания школы, Василий Фиалко поступил в Киевский строительный техникум на факультет «Промышленное и гражданское строительство». В 1964 году окончил полный курс техникума и работал в разных должностях (производителя работ, инженера, старшего инженера) в строительных организациях г. Киева. В 1973 году окончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности «Инженер-строитель промышленного и гражданского строительства». С 1973 по 1974 год служил в рядах Советской Армии. В 1975 году поступил в 4-й класс Ленинградской Духовной Семинарии, но учебу пришлось прервать по семейным обстоятельствам. С 1976 года – иподиакон епископа Курского и Белгородского Хризостома и чтец Курского кафедрального собора. 24 апреля 1976 года, в Великую Субботу, епископом Курским и Белгородским Хризостомом рукоположен в сан диакона и назначен диаконом Иоасафовского кафедрального собора города Белгорода. 14 августа 1977 года архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви г. Старый Оскол Белгородской области. В январе 1978 года переведен в Михайловский храм г. Белгорода. С июня 1978 года – клирик Винницкой епархии Украинского Экзархата, а 12 декабря того же года назначен штатным священником Рождество – Богородичного кафедрального собора г. Винницы. 10 апреля 1979 года, на шестой неделе Великого поста, в Рождество – Богородичном кафедральном соборе г. Винницы по благословению Святейшего Патриарха Пимена епископом Винницким и Брацлавским Агафангелом пострижен в монашество с именем Антоний, в честь прп. Антония Киево-Печерского. К празднику Святой Пасхи 1980 года иеромонах Антоний Святейшим Патриархом Пименом награжден наперсным крестом. С 1980 года назначен благочинным приходов 7-го округа Винницкой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

митр. Антоний (Фиалко) Содержание От автора Автореферат диссертации Рецензия Отзыв Введение Глава 1. Жизнь святителя Димитрия Ростовского и состояние пастырства в его время Глава 2. Святитель Димитрий о возрождении человека к духовной жизни. Божественная благодать и личное участие человека в деле спасения Христианские добродетели и средства на пути к спасению Вера Надежда Любовь Глава 3. Нравственный облик пастыря по святителя Дмитрию Ростовскому Глава 4. Пастырское душепопечение по святителю Димитрию Покаяние Страх Божий Грех и борьба с ним Пост Молитва Глава 5. Святитель Димитрий, как проповедник, педагог, агиограф Проповеднические труды святителя Димитрия Педагогическая деятельность святителя Димитрия Святитель Димитрий как составитель «Житий святых» Заключение Источники и литература   По благословению Блаженнейшего ВЛАДИМИРА, Митрополита Киевского и всея Украины     В книге на основе систематизации огромного церковноисторического материала раскрывается пастырский опыт одного из величайших деятелей Русской Православной Церкви, выдающегося агиографа и вдохновенного проповедника, по – отечески заботливого пастыря и воспитателя юношества, духовного поэта и ревностного апологета Православия – святителя Димитрия Ростовского . Книга предназначена для учащихся духовных учебных заведений, священников и мирян, всех тех, кто интересуется жизнью и деятельностью пастырей Православной Церкви. Архиепископ Антоний (в миру Василий Иванович Фиалко) родился 2 октября 1946 года в с. Дулицком Сквирского района Киевской области на Украине, в семье православных христиан. В 1960 году, после окончания школы, Василий Фиалко поступил в Киевский строительный техникум на факультет «Промышленное и гражданское строительство». В 1964 году окончил полный курс техникума и работал в разных должностях (производителя работ, инженера, старшего инженера) в строительных организациях г. Киева. В 1973 году окончил Воронежский инженерно – строительный институт по специальности «Инженер – строитель промышленного и гражданского строительства».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В этом мире святитель был гостем. Изучая его житие, мы начинаем понимать, какие великие страдания причиняло Ростовскому архипастырю погружение в мир, и проникаемся великой любовью к сему скромному труженику, ведь тяготясь миром, он так легко нес иго своего архипастырского служения. Неизменный поборник Православия и проповедник догматического учения Православной Церкви, святитель Димитрий Ростовский всегда твердо держался предания святых отцов и учителей Церкви. Их изречения приобретали в его устах исключительную силу, так как были глубоко прочувствованы иерархом в его личном духовно-подвижническом опыте. Для современного пастырства важен, прежде всего, пример личности святителя – вдохновенного пастыря-проповедника и взыскательного администратора, ученого-богослова и духовного поэта, по-отечески заботливого воспитателя юношества и ревностного апологета православной веры. Святитель не учил своих пасомых чему-то новому и непривычному, но лишь передавал, исходя из собственного духовного опыта, учение святых отцов. Тем самым он воспитывал в своих духовных чадах внутреннюю убежденность и уверенность в реальной возможности преодолеть зло и укротить страсти, что делало всех нравственно чище и добрее, отвращало от рабства греху и пленяло в послушание Христу. Воистину «любящим Бога... все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ), и пример Ростовского святителя показывает, что нелицеприятие и бескомпромиссность в вопросах духовной жизни лишь укрепляют авторитет пастыря, и не только у современников, но оставляют добрую память о нем на века. Так и святитель Димитрий Ростовский не только был достойным примером для подражания в свое время, но и явился ярким светильником духовного делания и учителем благочестия для нас, его потомков. Рецензия Секретаря Ученого Совета КДА игумена Пантелеймона (Лугового) на диссертацию Преосвященнейшего Антония (Фиалко), епископа Хмельницкого и Шепетовского, на тему: «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство», представленную на соискание ученой степени кандидата богословия Представленная на соискание ученой степени кандидата богословия диссертация епископа Антония (Фиалко) на тему «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство» состоит из введения, пяти логически завершенных частей и заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

25 июня прибыли в Киев «иерархи». Среди них, однако, не оказалось Василия, «епископа» Тернопольского, и Петра (Петруся), «епископа» Львовского, который был известен своей неприязнью к Филарету. «Владыка» Петро сказался больным вероятно, на всякий случай, предчувствуя, чем оборачивается дело, и желая остаться в стороне от творцов новой аферы. Показательно прямое и неприкрытое вмешательство политиков: на это же собрание явились все те же депутаты, уже имевшие дело с Антонием (Масендичем), а также Виктор Бурлаков из «Руха» (ныне генерал Службы безопасности Украины) Антоний проинформировал «епископов» о цели их собрания. После этого Андрей Ивано-Франковский тут же заявил, что на сделку с Филаретом идти отказывается. На него набросились с угрозами и бранью депутат-католичка Лариса Скорик и «викарный епископ» Володимир Романюк, обозвавшие Абрамчука «агентом Москвы» и «предателем» (среди украинских политиков это обычные ярлыки для всех с чем-либо несогласных). Тем не менее, не взирая на угрозы, трое «епископов»: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) покинули собрание раскольничьего «епископата», отказавшись от участия в затее объединения с Филаретом. Позже, однако, Андрей все же вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и стали каноническими епископами в УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром: епископ Антоний ныне возглавляет Хмельницкую кафедру, а владыка Николай управляет Ивано-Франковской епархией c. 110-111]. На собрании Львовскую епархию УАПЦ представлял протоиерей Володимир Ярема, пионер раскола (будущий лже-патриарх УАПЦ Димитрий). По словам Антония, он на этом собрании скандалил с депутатом-экстремистом Червонием, но, тем не менее, не покинул сборища Как говорит бывший «митрополит Сичеславский», «если бы не давление депутатов, а они тогда еще были в авторитете, ни я, ни епископы ни на какое объединение с Филаретом не пошли бы» Заявление, надо отметить, странное для тех, кто именует себя «епископами»: что же это за «архипастыри», если так их легко запугать и заставить делать то, чего желают нечистоплотные политики? На следующий день было совершено торжественное «богослужение» по случаю долгожданного «воссоединения» расстриги с раскольниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

25 июня 1992 г. в Киев для участия в соборе УАПЦ прибыли ее раскольнические «архиереи», за исключением «епископов» Тернопольского Василия Боднарчука и Львовского Петра Петруся . На собор также явились экстремистски настроенные депутаты Верховной Рады, которые в ультимативной форме потребовали от «епископов» УАПЦ объединиться с Филаретом, угрожая в противном случае расправой. Тем не менее 3 «епископа» УАПЦ: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) - покинули собрание, отказавшись от объединения с Филаретом. Позже Абрамчук все-таки вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и после получения законной хиротонии стали каноническими епископами в УПЦ. Впосл. к ним также присоединился Пантелеимон (Романовский) . На мероприятии, которое его организаторы назвали «Всеукраинский православный собор», было постановлено «объединить Украинскую Православную Церковь и Украинскую Автокефальную Православную Церковь в единую Украинскую Православную Церковь - Киевский Патриархат». УПЦ КП была объявлена правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех их средств, имущества, включая храмы, мон-ри, учебные заведения и банковские счета. Главой УПЦ КП номинально был объявлен «патриарх» Мстислав Скрыпник. Одновременно было решено «в связи с крайней необходимостью укрепления руководства Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, учитывая пребывание Патриарха Мстислава за рубежами Украины, а также его возраст (94 года), что усложняет руководство Церковью, ввести должность Заместителя Патриарха Киевского Патриаршего Престола» и «утвердить Заместителем Патриарха Блаженнейшего Филарета, Митрополита Киевского и всея Украины». Управляющим делами УПЦ КП стал Антоний (Масендич). Помимо «Синода» была также образована «Высшая церковная рада» УПЦ КП, в состав к-рой помимо 4 наиболее влиятельных раскольнических «протоиереев» вошли народные депутаты Червоный, О. Шевченко и Поровский, известные своими экстремистскими убеждениями. 26 июня 1992 г. была совершена торжественная служба по случаю образования УПЦ КП. Бывший митрополит вместе с «иерархами» УАПЦ совместно отслужили молебен и литургию в Софийском соборе. Акция раскольников завершилась снятием анафемы с гетмана Ивана Мазепы .

http://pravenc.ru/text/171683.html

Отзыв Заведующего кафедрой нравственного богословия КДА протоиерея Димитрия Григорака о диссертации Преосвященнейшего Антония (Фиалко), епископа Хмельницкого и Шепетовского, «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство», представленной на соискание ученой степени кандидата богословия Тема представленной работы, несомненно, очень интересна и актуальна. Несмотря на то, что уже имеются исследования (статьи, монографии) о святителе Димитрии Ростовском , его личность, наследие, его роль в истории русской духовности и значение в истории Церкви вызывают непреходящий интерес. Автор диссертации справедливо отмечает во введении, что «Промыслу Божию угодно было призвать святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к служению Церкви в трудное для Русского государства время». Святитель Димитрий отличался высоким гуманизмом, исключительной по тем временам образованностью и широтой воззрений, жаждой благотворных перемен в жизни общества и неуемной деятельностью. При глубоком смирении и большой мудрости св. Димитрий обладал великим мужеством и смело обличал самого царя: «Днесь вси тебе предстоят, а утро мертва тя кто убоится? Днесь неприступен еси, а утро лежащ во гробе, ногами всех попираем будеши», – так обращался святитель к Петру I в своей проповеди, обличавшей тех, кто подвержен припадкам неистового гнева. В другой проповеди святитель противопоставил Христову пиру Иродов пир, заклеймив пьяниц и прелюбодеев, идущих от Бахуса к Лютеру и отменяющих посты в полках. Это был недвусмысленный протест против царского указа, отменившего в полках посты. (Диссертант бегло упоминает об этой проповеди в последней главе своего исследования – «Святитель Димитрий как проповедник, педагог, агиограф»). Однако в менее принципиальных вопросах св. Димитрий Ростовский умел уступить, отличая главное от второстепенного. Так, на вопрос: «Белят нам по указу брады брити, а мы готовы главы наши за брады наши положити. Владыко святый, как ты велишь?» – святитель шутливо ответствовал: «Что отрастет: глава ли отсеченная, или брада обриенная?» Впоследствии этой теме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

митр. Антоний (Фиалко) Глава 2. Святитель Димитрий о возрождении человека к духовной жизни. Божественная благодать и личное участие человека в деле спасения Высочайшей и главной целью пастырства является спасение душ человеческих, забота о восстановлении в падшей человеческой природе образа Божия, руководство на путь истины, заключающееся в душепопечении. Этой отеческой заботой и проникнуты все сочинения, проповеди святителя Димитрия, в которых главная мысль – о великом призвании человека стать сонаследником вечной жизни и славы в Царстве Небесном. Для достижения блаженства и единства с Богом необходимо прилагать усилия, преодолевать нелегкий путь ко спасению в постоянной борьбе с силами зла и собственной греховностью, заложить в основание своего спасения начатки христианских добродетелей. Будучи опытным наставником и проповедником, святитель Димитрий умел передать свой духовный порыв слушателям, зажигал в их сердцах благодарность и любовь к Спасителю, пробуждал стремление к нравственному возрождению. При изложении вопроса духовно-нравственного обновления человеческой природы святитель Димитрий в своих произведениях обращает внимание благочестивых читателей на высокое предназначение человека, начиная от времени его сотворения. Еще в предвечном Совете Святой Троицы было положено сотворить человека, «для которого (Бог) создал и устроил всю вселенную, приготовил ему на земле особое, изряднейшее, красивейшее и достойное место, как бы царский город, кто должен стать царем всей земли, рай, говорю, пресветлый насадил на востоке» 27 . Из всех земных созданий только человек был почтен дарованием ему образа Божия. В «Летописи» и в «Розыске» святитель объясняет, в чем состоит образ и богоподобие человека. «Образ Божий и подобие не в теле человеческом создается, но в душе, ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух бесплотный» 28 . Господь наделил человека и свойствами, подобными Ему, «... и душу человеческую Он создал бесплотной, Себе подобной, свободной, разумной, бессмертной, сопричастной вечности и соединил ее с плотью» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Образ Божий проявляется в способности произволения, когда человек свободно избирает, по какому пути ему следовать: к вечной смерти или к жизни с Богом, к святости и вечному блаженству. В этом и состоит идея человеческой личности. Восстание от смерти к жизни богоподобной ведет человека к нравственному возрождению и совершенству. Ценность человеческой личности в ее свободном избрании и достижении совершенства, к которому призывает каждого человека Создатель. Душа тем и блаженна, что может из «адова подобия в райскую лепоту претвориться» 45 . Святитель Димитрий различает три ступени духовно-нравственного состояния на пути духовного обновления и совершенствования человека, его восхождения к Богу. «Если человек отстал от греха, но не вступает с ним в борьбу, то он принадлежит к тем, которые работают Богу «из страха мучений», творят доброе, страшась наказаний. Это – чин рабства, работа без сердечного влечения к Богу. Второй чин – наемничество, труд в надежде на плату или награду Царствия Божьего. Третий чин – работающие «Богу ради самой любви Божией». К таким относятся те, которые «ни воздаяния не ищут, ни мук не боятся, ибо совершенная любовь изгоняет страх вон»» 46 . Духовно-нравственные проповеди и поучения святителя дают полное и всестороннее представление о процессе возрождения человека и действии спасительной благодати Божией в нем, раскрывают учение о спасении. Человек получает от Бога дар спасения по благодати Божией, изливаемой по Его бесконечной любви к людям. Такой взгляд на спасение святитель Димитрий основывает на Священном Писании, которое указывает, что человек наследует жизнь вечную от Бога, «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:24 ). Из Священного Писания и сочинений святителя, подтверждающих это, наглядно видно, что Божия благодать является сверхъестественной спасительной силою Духа Святого, ниспосланной Церкви ради искупительного подвига Христа Спасителя. «Посылает Его Отец, согласно словам Христа Господа, сказанным Апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему» ( Ин.14:26 )» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010