Все эти школьные обычаи чисто латино-иезуитского происхождения, конечно, доставляли немало развлечения ученикам среди монотонно-однообразной школьной жизни. В неклассное время ученики, хотя и жившие в архиерейском доме, пользовались совершенной свободой – приготовление или неприготовление уроков было вполне в их воле. Свободными от учения были праздничные и воскресные дни, именины начальников и учителей, послеобеденное время в четверг и субботу, два дня Святок и трехнедельные каникулы в августе. В случае посещения какого-нибудь важного лица ученикам давался отпуск. Так, ждали однажды начальника монастырского приказа И.А. Мусина-Пушкина: «Палладийски младенец! аще в месяце апреле чаеши в школу свою великого гостя, ближняго боярина Царского Величества Иоанна Алексеевич а Мусина-Пушкина, имаши приуготовить вся школьного сопротивления броня, да в маю цветущом испросит тебе за добрые на вопросы его ответы тридневное гульбище, и да бегаеши по Ростовского озера острову и да плававши по быстрой реце яже называется Уда (Устья?)» 264 . Это же сочинение знакомит нас и с времяпрепровождением учеников во время вакаций. Они гуляли в поле, ездили на лодке на остров Ростовского озера, посещали преосвященного в его селах Демьянах, Шестакове и Капцах. По праздникам они произносили речи, разыгрывали театральные пьесы и диалоги. До нас дошла пьеса: «Венец славнопобедоносной доброподвижнику храбреннику Христову святому великомученику Димитрию, в день преславного праздника его торжественна от смиренных того имяносца преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, питомцев грамматики учащихся младенцев стихословне сплетенный в Ростове 1704 г.» 265 . Театральные представления, пение и музыка влияли, без сомнения, очень плодотворно на эстетическое чувство учеников. Им приходилось и рисовать декорации, и готовить костюмы. Представления же, по выражению Духовного Регламента, развивали в учениках «резолюцию, си есть благоразумную смелость». Таковы были развлечения. Содержание учеников было довольно порядочное, кормили их достаточно; летом они получали фрукты: вишни, яблоки, груши.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для того, чтобы победить склонность к греху и искоренить страсти, святой отец советует отвергнуть все прелести мира. «Подобает в бодрости сердца творить брань и презирать все, что пользуется у людей честью, ибо все сие порабощает сынов Адамовых, то есть приобретение, честь, праздность, слава, красота телесная и иное, подобное сим, возбуждающее похоть» 186 . Как воин Христов, сражаясь с противником, христианин должен всегда быть во всеоружии, готовым отразить любую напасть, не должен впадать в отчаяние или уныние, но твердо уповать на помощь Божию. «Поруганию, тягчайшим мукам и смерти предавал мир святых мучеников, ибо они были неугодны ему. Неугодны же потому, что были добры, кротки, и богоугодны, удалялись от всякой мировой нечистоты и обличали заблуждения и падения нечестивых. Но чего достиг ненавистный мир, ненавидя и погубляя святых? Он погибает сам, а они живут во веки, и награда им от Господа: многоразлично они были погубляемы миром, но не только не погибли, а и единого власа с главы своей не потеряли» 187 . И если христианин будет навыкать в доброделании, укрепится в Боге, пребудет в надежде на Него, то он получит награду от Пастыреначальника. При условии личного стремления человека и при помощи Божией благодати, содействующей спасению, он может преодолеть греховные страсти и побороть диавола. Посему святитель советует христианину обращаться за помощью к Врачу душ и телес, «молить Бога, чтобы Он воздвиг нас к истинному покаянию и против бесовской силы вооружил нас немощных, препоясавши своею Божественною силою свыше» 188 . Пост В процессе духовно-нравственного возрождения важное значение имеет пост, как необходимое средство для исцеления души и врачевания от недугов. Сам Христос Спаситель, вступая на Свое служение человечеству, начал свой подвиг с поста, «чтобы нам оставить образ и Своим примером нас вооружать постом против диавола, ибо иначе мы не в состоянии победить его» 189 . Пост необходим как целительное средство к совлечению ветхого человека со всей его греховной природой, препятствующей духовному росту.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1702 году, после смерти Иоасафа Лазаревича, святитель Димитрий стал митрополитом Ростовским, а в 1705 году закончил Четьи-Минеи. Много трудился он и над устроением жизни своей паствы. Нравы епархиального клира были крайне низки: даже дети священников почти никогда не причащались. В произведениях, написанных в этот период, рассказывается о том, с какими трудностями пришлось встретиться святителю Димитрию в своей епархии. Как правящий архиерей, он вынужден был принять меры к упорядочению епархиальных дел. Прежде всего, при своем доме он открыл училище для детей духовенства, и сам следил за их образованием. В окружных посланиях он постоянно наставлял священников, как достойно проходить свое служение, как проповедовать раскольникам и т. п. Архипастырская забота святителя о Церкви Божией выразилась не только в принятии практических мер против заблуждений и зла, но и в обличительных сочинениях, таких как «Об образе и подобии Божием в человеках», в проповедях, а также в полемическом сочинении «Розыск о раскольнической брынской вере...». Все труды святителя имели большой успех, слухи о котором доходили до царя. Но больше, нежели посланиями, святитель учил священников достойным примером своей благочестивой жизни: кроткий и мягкий в управлении, он был примером добросердечия и милосердия; проповеди его отличались простотой и живостью. Его глубоко чтила вся Православная Русь – от простолюдинов до царской семьи. Святитель был облагодатствован многими духовными дарами, в том числе и даром пророческим. Так, он предсказал время своей кончины и прибытие в Ростов на праздник в честь Толгской иконы Божией Матери царицы Прасковьи Федоровны. «Вот идут две гостьи – царица Небесная и царица земная, – сказал он своему казначею Филарету. – Только я уж видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их». Вскоре он заболел, и в день своего тезоименитства проповеди сказать уже не смог. Все время болезни святитель предавался пламенной молитве, а через день, утром 28 октября 1709 года, нашли его скончавшимся в коленопреклонении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кроме языков, детей обучали риторике, правописанию, пению, Закону Божиему. Время каникул и праздников ученики проводили в архиерейских селах: Демьянах, Шестакове, Капцах, здесь они отдыхали, купались в озере, разыгрывали пьесы и комедии. В 1702 году поставлена была известная пьеса на Рождество Христово. Для некоторых пьес владыка сам сочинял текст. Школьники заменяли святителю семью и друзей, утешали в минуты испытаний и болезней. Он приглашал их к себе, понуждал читать молитву «Отче наш» по пять раз в воспоминание пяти язв гвоздиных на Пречистом теле Спасителя. Обязательным было присутствие учеников за богослужением. Владыка сам их причащал, убеждая жить в чистоте, целомудрии, усердно молиться. Обещал сам за них молиться, не забывал о них и после, во время скудости. Благодарные воспитанники именовали его «меценатом и отцем всех», вспоминая «батюшку нашего преосвященного блаженной памяти Димитрия митрополита» 17 . Школа просуществовала недолго: в 1705 году, во время одной из поездок владыки в Москву, она была закрыта по приказанию стольника Воейкова, о чем святитель жаловался в письме к митрополиту Иову Новгородскому: «Попущением Божиим сотворшася дому архиерейскому скудость и оставишася учения, понеже вознегодоваша питающий нас, аки бы многая исходит на учители и ученики издержка и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися от нас, отнята суть, не токмо отчины, но и церковнии дани, и венечный памяти и прочая, и прочая, оскудевше убо во всем оскудехом и во учениях» 18 . «Не сразу дом строится, не вдруг и книга сочиняется; и, закончив дело, мастер починяет его, исправляя и довершая», – говорил святитель Димитрий о своих книжках, изысканиях и трудах 19 . Днем и ночью он не расставался с пером: днем писал у тусклого слюдяного окна, ночью – при мерцании свечи. Пуще смерти боялся святитель оставить недовершенным составление житий. Так, в одном из своих писем он писал: «Устраши мя смерть покойного Иосифа Колдычевского, страх смерти нападе на мя, и страх сугубый убо, яко не вем дне и часа..., а дело книгописное как останет, будет ли кто охотник приняться за то и вершить, а еще много надобно в том числе трудиться» 20 . И еще много различных планов и замыслов было у святителя на будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Какими же источниками и пособиями пользовался автор при работе над выбранной темой? Прежде всего, это, конечно, творения самого святителя Димитрия. Они цитируются в работе по пятитомному изданию 1839–1840 годов (в этом случае указано: «Сочинения», номер тома и страницы) и по однотомному изданию Тузова 1888 года (в этом случае помечено просто «Сочинения», без указания тома). Кроме того, цитируются иногда отдельные творения святителя – «Летопись» по изданию Сойкина, б.г., и «Розыск о брынской вере...» по Киевскому изданию 1903 года. Из исследований о жизни и деятельности святителя Димитрия в работе использованы прежде всего следующие: Шляпкин И.А. Святитель Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. Нечаев В. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. Вопросы пастырской деятельности святителя Димитрия рассмотрены в работах: Маккавейский Н. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и пасторолог. Киев, 1910. Питирим (Старинский), иеродиак. Святой Димитрий Ростовский , его богословские труды и пастырская деятельность. Загорск, 1972. Последний источник представляет собой курсовую работу, выполненную в Московской Духовной Академии. Помимо нее, автор использовал еще две работы Московской Духовной Академии: Державин А., прот. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Загорск, 1954 (магистерская диссертация). Недосекин В., прот. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, и его гомилетическое наследие. Загорск, 1970 (кандидатское сочинение). Глава 1. Жизнь святителя Димитрия Ростовского и состояние пастырства в его время Святитель Димитрий родился в 1651 году, и во святом крещении его имя было Даниил. Детство его прошло в местечке Макарове, недалеко от Киева. Отец будущего святителя, Савва Григорьевич Туптало, сотник войска Запорожского, и мать Мария Михайловна были людьми благочестивыми и глубоко религиозными. Савва Григорьевич всегда пребывал по долгу службы в заботах, принимал участие в защите Православия от католического влияния, а последние годы своей долгой жизни посвятил Церкви, почив в звании ктитора Киевского Кирилловского монастыря. О доброй и примерной жизни матери свидетельствует святитель Димитрий в своем дневнике: «Да сподобит ее Господь доброго ответа на Страшнем Своем Суде, хотя я не сомневаюсь в Божием милосердии, и в ее спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ее жизнь» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пример такого служения показали святые апостолы, Сам Спаситель и отцы Церкви. Долг каждого истинного священнослужителя – любить Христа со всеми искупленными Его Кровью членами, составляющими Его духовное тело. «Сам Господь, – пишет святитель, – желая поставить святого Петра пастырем словесных овец, прежде всего трикратно вопросил его о любви, сказав ему: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» И когда Петр ответил Ему трикратно: «Ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя», Господь вручил ему паству: «Паси агнцы Моя» ( Ин.21:15 )». Полученная в таинстве хиротонии благодать Христова содействует пастырю в его нелегком труде, а здесь ему «потребно попечение о стаде, ибо Бог потребует отчет о стаде, вверенном рукам пастырским» 148 . Поэтому святитель Димитрий уподобляет доброго пастыря многоочитым херувимам, прообразовавшим евангелистов, апостолов, как пастырей Церкви. Им, пастырям, необходима великая бодрость, как стражам, приставленным стеречь город от неприятеля. Ибо к каждому пастырю относятся слова Божии, сказанные пророку Иезекиилю: «Стража тя поставих дому Израилеву» ( Иез.33:7 ). Многотрудно служение пастыря и ответственно: он должен всегда бодрствовать, укреплять свои духовные силы, быть внутренне собранным, готовым защитить духовное стадо от нападающих «волков», «крепким, как лев, трудолюбивым в чине своем, как вол, милостивым и сострадательным, как человек, и высокопарящим в богомысленном уме своем, как орел» 149 . Любовь к пасомым, забота о каждом человеке как личности, и прежде всего – «попечение велие о стаде» 150 , должны быть движущей силой пастырской деятельности. Для этого необходимы и знания, и учительство, и опыт духовной жизни, и личное свидетельство, пример доброй жизни. Следуя притче Христовой о добром пастыре, священник обязан, если потребуется, подставить рамена свои вверенной ему овце и носить тяготы ее. Святитель сравнивает пастыря с матерью, которая носит дитя родное, и сама питает его: «Не только как пастух носит овцу, но и как мать носит чадо свое и питает его сосцами, так пастырь должен духовно носить своих словесных овец, питая их духовною пищею, как младенцев млеком, и в необходимости для тела не отказывая, а по возможности восполняя недостаточность неимущих» 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Христианское вероучение должно быть глубоким убеждением жизни священнослужителя. Глубокая, осмысленная вера оказывает неоценимую помощь в возвещении евангельского слова и в деле служения, и «желающий возгревать в других любовь Господню должен сам не быть льдом, но пламенеть, как серафим, божественным желанием; желающий просвещать других да будет сам не тьмой, а светом» 132 . Вера приводит к любви, в которой – сущность, содержание жизни вечной. Любовь небесного происхождения: «ее дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Любовь должна занимать главное место в пастырском служении. Как высшее проявление пастырского духа, любовь является залогом успешного совершения дела. Любовь пастыря к Богу – главное условие достойного прохождения высокого служения. «Познается же любовь к Богу, – научает святитель, – по добродетельной жизни, являя вместе со словом и жизнь пастыря» 133 . Господь наш Иисус Христос для пастыря не просто пример, но живая, вечно действующая Божественная Личность. С Ним пастырь теснейшим образом соединяется в своем пастырстве, и от Него постоянно черпает силы и Божественную благодать. Живое общение с Богом пастырь имеет в Таинстве Святой Евхаристии, как проявлении безмерной любви Божией к человеку. Чтобы быть достойным Божественного общения, священник обязан блюсти себя во всякой чистоте и непорочности, очистить свою душу покаянием. Совершая Литургию, он должен быть объят любовью к Богу и ближним, в его сердце в это время не должно быть места гневу и вражде, огорчению или обиде, нельзя начинать службу, «пока не разрушиши вражду примирением и не очистиши смертный грех покаянием» 134 . Необходимо украситься священнику и основными христианскими добродетелями: «В начале перед причащением пусть предъидут вера, надежда, любовь» 135 . С глубокой верой и благоговением пастырь должен приступать к Святым Тайнам, воздавая им должное поклонение, ибо алтарь и церковь есть «палата Царя Небесного». Необходимо веровать, «что истинное Тело Христово есть именно то, которое и в утробе Девической зачалось Духом Святым, и родилось непостижимо, и на небеса вознеслось и сидит одесную Бога-Отца» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Сопутствующая» благодать помогает в скорбях, чтобы мы «с благодарностью принимали из рук Божиих всякие душевные и телесные скорби» 55 . «Последствующая» благодать укрепляет волю нашу в добре, поддерживает в памятовании о нашем Создателе и собственном несовершенстве 56 . «Утверждающая» благодать содействует успеху в борьбе с плотскими похотьми, «дает силу для начинания божественных дел и утверждает нас в том, чтобы мы всегда пребывали в служении Богу, в ревности и благодати» 57 . Без благодати человек бессилен спастись: приходит в ожесточение и уже не заботится о своей душе 58 . Но она не вторгается в душу самопроизвольно, не насилует волю человека, коснеющего во грехах. «Пока грешный человек пребывает во грехах без покаяния, до тех пор находится во тьме и не имеет света Божией благодати. Когда же, придя в чувство, начнет каяться, тотчас в сердце его начинает сиять Божия благодать» 59 . Указывая на важное значение Божией благодати в деле спасения человека, святитель обращает внимание и на необходимость собственных усилий спасающегося. Решающим фактором является свободный выбор человека: покаяться и творить волю Божию, добро или оставаться во грехах. Ни мудрость Божия, ни Его милосердие, ни всемогущество не могут воскресить душу грешника, если сам он не пожелает, не сделает встречный шаг. Пока он находится в греховном сне, он на пути погибели; грешники, «которые совершенно отчаялись, окаменели своими сердцами, и, оставившие Бога, предались врагу... через это уже записали себя в погибельной книге осужденных во ад» 60 . Первым условием спасения является покаяние и вера, ибо «близ Господь всем призывающим Его» ( Пс.144:18 ). Кто совершает покаяние, таких мы дерзновенно можем написать между святыми и назвать их новыми святыми 61 . В трудах святителя множество наставлений и поучений о спасительном пути, ведущем к единству с Богом. Как опытный пастырь, святой Димитрий убежденно говорит о том, что есть только один путь к Богу – путь скорбей и испытаний, по которому прошел Сам Господь, предсказавший Своим ученикам, что и им не избежать его: «В мире будете иметь скорбь...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приступать к служению «следует со страхом и великим благоговением, чтобы совершать свое служение с верою и любовью, имея собранными все мысли свои, а не рассеянными и расторженными повсюду». Подобно ангелу, предстоящему престолу Божию в непрестанном славословии и молитве, священнику необходимо совершать молитвы с великим вниманием, твердо помня, что Бог невидимо приемлет из уст его каждое слово, как некий бисер многоценный. Молитва без внимания, холодная, механическая, без умиления, что «кадильница, бряцающая без огня и ладана». Ростовский святитель приводит в своем воспоминании «одну ужасную вещь», случай, когда в одном из храмов иерей совершал литургию без Служебника, без молитв, подобающих службе, произнося одни возгласы. На последовавшее ему замечание он ответил, что вычитал молитвы дома и «от старых иереев научился сему». «О крайнее безумие и нерадение глупых иереев, – восклицает повествователь, – или, лучше скажу, ругателей Христовых! О, сколь велико долготерпение Божие, ибо не падает огонь с высоты на таковых иереев и не сожигает их живыми на тех же местах, где они совершают Литургию или, поистине говоря, ругают Христа. Итак, остерегайтесь и внимайте себе, иереи... чтобы не погибли вы с душею и телом и не получили участь, одинаковую с распявшими Христа и ругавшимися над Ним» 145 . Врачуя недуги пасомых, исцеляя их болезненные язвы, священник не должен гордиться своим духовничеством, но свято хранить тайну исповеди, не быть «разорителем таинства Божия и насильником печати Святого Духа» 146 . И благочестие пастыря, гнушающегося греховными ранами паствы – благочестие ложное. Пастырь, как духовный врач, должен уметь проникать в глубины человеческой души, не отвергать ищущих его помощи: «Заповедью Бога мы заповедуем иереям, чтобы всячески заботились о спасении душ человеческих, как днем, так и ночью, чтобы не презирали убогих и нищих, но равно относились бы к ним, как и к богатым, ибо во время грозного испытания им придется дать равный ответ о всех» 147 . И в этом святитель видит главную задачу, цель призвания, третий признак доброго пастыря, полагающего «душу свою за врученных ему овец, по слову Господню: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Ин.10:11 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Подобные этому восклицания очень часто встречаются в его поучениях на душеспасительные темы. В своих проповедях святитель обличает и пытается исправить пороки паствы, раскрывая печальную картину нравов того времени. «Кое наше благочестие? – восклицает огорченный архипастырь. – Кое христианство ? Кая любовь к Богу обретается? Егда видим церкви праздны, поучение законов, что слышати некому, оставлено. Злоб, обид, неправд, безчинств и срамословия повсюду исполнено; объядение же и пьянство многих людей не точно убожило и бесноватися и ума иступити сотворило, но и смертям лютым предало безвременно и совсем искоренило. Звонят, гласят в Церковь Святую на пение и хваление Господа Бога, к Немуже всю любовь имети подобает, никтоже идет... А на пирах, в питии и глумлении просиживай по днех, и то будто в дело, и досужно, и в непотребной забаве не скучно. Ей, вредно и пагубно, и не токмо душе, но и телу своему, превосходяще естественные меры. И уже ныне вымыслиша люди за других людей и заочно много о здравии пити, а себе чрезмерно губити» 226 . Как бдительный пастырь и страж стада духовного, он видит греховные навыки, болезни современного ему общества и врачует их, исцеляет, выбирая потребное на то время, когда рядовые чтения содержат в себе больше полезных и удобных примеров. Так, в слове в Неделю мытаря и фарисея он говорит: «Нынешнюю Евангельскую знатную и всем сведомую, устнама Господнима изреченную, о мытаре и фарисее да толкует себе кто, якоже хощет, аз же едино хощу уведати и любви нашей предложити оно; к кому Господь наш рече» 227 . Проповедник вскрывает в этой проповеди пороки тщеславия и клеветы, особенно присущие тому времени. Наряду с этой болезнью, он видит и опасность для святой Церкви, исходящую от того же начала: дух фарисейской закваски и клеветы со стороны раскольников, заразивший не только народ, но и пастырей Церкви. Святитель обличает закоренелые пороки своих слушателей, особенно неблагоговение и неблагодарность Богу. Например, в слове на Воздвижение Креста Христова, он обличает неблагоговейно стоящих в храме Божием: «О, Христе Спасителю! Аще бы Ты и ныне вошел в церковь Твою и увидел, безчинуют, негли тож или вящще сотворил еси, и не вем, аще бы еси пощадил кого: великое бо ныне безстрашие в церкви, вертеп разбойников и дом безчестный творят дом Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010