Мы не знаем, как велико было количество использованных Скаргою источников, но, по-видимому, он не ограничивался Липпоманом и Сурием, а обращался и к другим, существовавшим тогда на Западе агиографическим сборникам. Святитель Димитрий поставил то же дело значительно шире: он, как мы видели, собрал для своего труда все более или менее выдающееся, что существовало и можно было найти из области агиологии в его время. Чтобы не оказаться слабее своего противника, святитель, воспитанный в школе юго-западных православных писателей, использовал и западную литературу, и даже поставил ее в своих трудах во главу угла. Правда, те латинские источники, которыми пользовались Скарга и святитель Димитрий, не были самостоятельны. Святитель не только не находил ничего опасного в том, чтобы пользоваться трудами латинских агиологов, но и относился к ним с должным вниманием и уважением. Он, например, внес в списки учителей, писателей, историков и повествователей, по которым были составлены его Четьи-Минеи, блаженного Иеронима , отца римско-католической науки, вопреки возражениям патриарха Иоакима. Как на источник, он также ссылался на «Римское мученико-словие» и несколько раз процитировал его в своих Житиях. Так, в житии святой мученицы Феодосии, девицы Тирския (29 мая), святитель приводит целый эпизод из «римского повествования» и, не скрывая, отмечает это. Во многих местах Четьих-Миней он изложил латинские, несогласные с православным пониманием мнения о лицах и событиях, и в одних случаях спокойно опроверг их 272 , а в других – передал, как достойные внимания и вероятия 273 . Однако отдавая дань уважения латинским агиографам и обильно черпая у них материал для Четьих-Миней, святитель Димитрий не оставил без внимания и славянскую агиографическую литературу. Из общего количества приведенных им житий русских святых по Великим Четьим-Минеям написаны шестнадцать, и поэтому едва ли правильно утверждать, что эти Минеи нужны были святителю Димитрию только как пособие при работе по русской агиографии. Святитель использовал Макарьевские Минеи и в этом отношении, но значение их для его труда этим далеко не ограничивалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исполняя возложенные на него обязанности, он не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила» 8 . Вскоре в жизни Димитрия начался новый период, Ростовский, и Господу было угодно прославить неутомимого труженика на поприще святительского служения. После болезни и смерти Игнатия Корсакова, митрополита Сибирского, на вакантную кафедру потребовался достойный кандидат, о чем проявил заботу сам царь Петр. В 1700 году царь прислал указ митрополиту Киевскому Варлааму, которым повелевалось: «Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь святого Евангелия в идолопоклонных народах, также для приведения ясачных народов в христианскую веру – Великий Государь указал поискать в малороссийской области, городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго, и ученого, и благого непорочного жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом» 9 . Патриарх Адриан тоже обращался с аналогичной просьбой к митрополиту. В декабре 1700 года последовал именной указ «для избрания в Сибирские митрополиты, митрополита же на Игнатьево место, в Москве быть... Черниговския области Новгородскому архимандриту Димитрию»... 10 . 10 февраля 1701 года он прибыл в Москву и приветствовал Петра, а 23 марта на Крестопоклонной Неделе, на 51-м году жизни Димитрий был возведен в архиерейский сан. Посвящение совершали митрополит Сарский и Подольский Трифиллий, митрополит Новгородский и Алатырский Исайя, митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Весною ехать в Сибирь Димитрию не представлялось возможным по причине распутицы. Поэтому он временно поселился в Чудовом монастыре, где были причт и ризница, певчие Сибирского митрополита, прибывшие с митрополитом Игнатием на служебную чреду. Святитель занимался делами своей обширной епархии, совершал службы, благовествовал, принимал посетителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тема сочинения, выраженная в его названии, вполне раскрыта и, «несомненно, полезна для современного пастырства, так как изучение пастырского опыта святителя Димитрия приближает нас к святоотеческому наследию, дает пример подлинного пастырского самоотвержения и пастырской мудрости, спасительно руководствующей овец стада Христова в самых неблагоприятных условиях». Актуальность темы вытекает из основной идеи христианства: примирения человека с Богом, прекращения всякой вражды против Творца, дабы Его всеобъемлющая любовь встретилась с деятельной ответной любовью человека. Примирение человека с Богом невозможно без нравственного и духовного его возрождения, которое совершается, прежде всего, в Церкви Христовой под руководством пастырей, призванных воссоздать в людях образ Божий. Следуя мысли святителя Димитрия, автор утверждает, что главным на пути к спасению человека является стяжание христианских добродетелей – веры, надежды и любви. В этом деле важная роль принадлежит пастырю. Именно в нем люди могут видеть идеал благочестия и служения Церкви. Одна из важнейших задач пастырской деятельности – благовестие Слова Божия. Именно этой проблеме посвятил свою работу епископ Антоний, основываясь на примере жизни и деятельности выдающегося иерарха Православной Церкви святителя Димитрия Ростовского , ибо «никтоже, убо светильника вжег, покрывает его сосудом, или под одр подлагает: но на свещник возлагает, да входящий видят свет» ( Лк.8:16 ). Одним из таких светильников, поставленных Богом на церковной свещнице, был митрополит Димитрий Ростовский , просиявший в тяжкие Петровские времена. Историческая объективность и философская смелость святителя Димитрия всегда привлекали к себе ученых и богословов, архипастырей и монахов, учащуюся молодежь и простых мирян – чад Православной Церкви. Святитель не только поднял на должный уровень изучение религиозно-философских и литературно-исторических вопросов бытия, но излагал их так, что они и сегодня звучат так же современно, как современны они были для людей XVII–XVIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Польше святитель Димитрий изучил польский язык, здесь он познакомился с католическим богословием, с произведениями светских и религиозных мыслителей Запада, столкнулся с происками католической пропаганды. Гетман Самойлович несколько раз приглашал Димитрия к себе, а посему он воспользовался такой возможностью и прибыл в город Батурин, где поселился в Николаевском монастыре. Здесь он начал писать свой «Диарий», дневник. Но вскоре спокойная жизнь для него закончилась. В 1681 году архиепископ Лазарь Баранович производит иеромонаха Димитрия во игумена Максаковского монастыря. Через пять месяцев его переводят настоятелем Батуринского монастыря. Впрочем, настоятельство Димитрия продолжалось недолго. Имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель тяготился своим хлопотным послушанием, поэтому в 1684 году, оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама Ясинского он переселился в Лавру. В Киево-Печерской Лавре Димитрий принял на себя новое послушание, на все времена прославившее его: составление Четьих-Миней. Труд этот был начат еще Петром Могилой , выписавшим для сего с Афона греческие рукописные Жития святых Симеона Метафраста , но не успевшим совершить задуманное. Лазарь Баранович тоже предпринимал попытку исправить положение дел, но она окончилась неудачно и принесла святителю лишь огорчения, послужив поводом к насмешкам от латинян. Серьезно занимался этим делом Иннокентий Гизель и даже испрашивал патриарха Иоакима благословения прислать Макарьевские Минеи из Москвы. Его просьба была удовлетворена, но книги были переписаны скорописью, а потому отосланы обратно, ввиду «трудности скорописного писания». Вновь за нелегкий труд принялись Варлаам Ясинский и другие духовные лица обители, но главным редактором был назначен Димитрий. Составление житий полностью увлекло его и отнимало так много времени, что часто он ложился отдыхать, не раздеваясь, за час до заутрени. Вскоре состоялось избрание нового Киевского митрополита Гедеона (Святополк-Четвертинского), бежавшего от польского своеволия под защиту Самойловича, ходатайствовавшего о нем перед московским правительством. И в январе 1686 года, когда Димитрий с Ясинским поехал поздравить нового митрополита, его вновь упросили принять игуменство в Батуринском монастыре, где он продолжал свои труды, и сам гетман содействовал ему, обращаясь в Москву к князю Б.В. Голицыну с просьбой прислать Великие Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Идеал «доброго пастыря» ( Ин.10:11 ), «начальника и совершителя веры» ( Евр.12:2 ) в течение многовековой истории Церкви привлекает сердца людей. И в наше время истинные пастыри Церкви видят в Нем пример для своего служения, стремятся по мере сил воплотить этот идеал в жизнь. Иисус Христос – первый в полном смысле величайший и совершеннейший Пастырь, Родоначальник пастырства. В Его жизни и служении выражено все служение Церкви. Евангелие от Матфея свидетельствует, что Иисус Христос не только Сам пастырствовал, но, сжалившись над множеством народа, «что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» ( Мф.9:36 ), привлек, призвал к сопастырству апостолов, а в лице их – пастырей, священников, продолжателей дела Его. «Идите за Мною, – говорит Он Петру и Андрею, – и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Глагол «сделаю» указывает на действие, соединенное с усилиями, а в связи со следующими словами: «ловцами человеков» – он приобретает воспитательный смысл, предполагает необходимость опыта и труда. «Сан священства, – отмечает св. Димитрий, – от Господа на земли учинен есть не ради упокоения и прохлады, но да множайшия труды святитель пекийся выну, о всех спасении пекийся» 110 . Так святитель Ростовский охарактеризовал многотрудность и сложность пастырского служения. Его значение и высоту он сравнивает со светилами небесными. Как небо освещается солнцем и звездами, «так и Церковь сияет своими светилами – пастырями и учителями своими... каждый соответственно чину и чести и звания и по мере совершенства в добродетельной жизни и духовной мудрости» 111 . Подобно светилам, совершающим непрестанно свое течение по установленным законам, «пастыри церковные, непрестанно трудясь и неуклонно в звании своем, должны идти путем, установленным для них законом Божиим» 112 . Идеал пастырства святитель изображает в некоторых своих проповедях, а именно: в «Слове на пречестную память иже во святых отца нашего Тихона Чудотворца, епископа Амафунтского», в «Слове о пастырстве духовных пастырей» и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1675 году в Густинском монастыре города Прилуки архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха. По рекомендации и при содействии Киево-Печерского игумена Мелетия Дзика будущий святитель, уже тогда отличавшийся ораторским мастерством, был оставлен Лазарем Барановичем проповедником в кафедральном соборе и других храмах города Чернигова. По благословению Лазаря Барановича, занимавшегося литературной деятельностью, Димитрий составил в это время сборник сказаний о чудесах, явленных в Троице-Ильинском монастыре от чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное». В июле 1677 года святитель Димитрий уехал в Литву, где прожил до 1679 года. За пределами Московского государства, в юго-западном крае, находившемся под гнетом панской Польши, он воочию увидел трудное положение украинского народа, претерпевавшего двойной гнет: социальный – со стороны шляхты, магнатов, и духовный – со стороны католической Церкви. Последствия освободительного движения украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, завершившегося присоединением Левобережной Украины к России, не смирили гордыню польского дворянства. Правительство и шляхта еще жесточеннее проводили политику окатоличивания, совращая православных в унию и не гнушаясь при этом никакими методами и средствами. Польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян Собесский были покорными исполнителями воли магнатов и католического духовенства. У православных отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая и иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям. В сейме постоянно принимались законы, направленные против православных братств, являвшихся оплотом Православия в этой борьбе. Усилилась и литературная полемика. Почти два года будущий святитель Димитрий прожил в Польском государстве, состоя народным проповедником при Слуцком церковном братстве, словом утверждая Православие, призывая не ослабевать духом в борьбе. Общение с поборниками Православия, такими как Феодосий Василевич, епископ Белорусский, Климентий Тризна, настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря, усилили в нем желание послужить страждущему народу и родной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Большое внимание уделяет архипастырь вопросам духовно–нравственного и религиозного просвещения, издательской деятельности в епархии, в частности публикациям епархиальной газеты «Подольские епархиальные ведомости». Владыка Антоний неоднократно участвовал в международных миротворческих и научно-светских конференциях, посвященных 1000-летию крещения Руси и 2000-летию Рождества Христова, и других важных церковных и общественных событиях. Один из его докладов – «Общность традиций церкви и медицины» получил большой резонанс в научных кругах. Он также был участником состоявшейся в Одессе в сентябре 1997 года официальной встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Вселенского Патриарха Архиепископа Константинополя – Нового Рима Варфоломея I и Блаженнейшего Католикоса, Патриарха всея Грузии Илии II. Широко известна благотворительная деятельность владыки, милосердие и помощь нуждающимся. Ни один посетитель, с какой бы проблемой или просьбой ни обратился к нему, не уходит без ответа или утешения. Несмотря на огромную занятость, множество дел, связанных с управлением епархией, церковно-просветительской и общественной работой, Преосвященнейший Антоний, епископ Хмельницкий и Шепетовский, находит время и для научных, богословских трудов. Результатом таких трудов явилась защита в 1998 году по кафедре Пастырского богословия Киевской Духовной Академии диссертации «Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство», за которую ему была присвоена ученая степень кандидата богословия. Епископ Антоний за усердное служение Церкви награжден орденами Святого равноапостольного князя Владимира, Преподобного Нестора Летописца , а также орденами Поместных Православных Церквей. В праздник святого равноапостольного великого князя Владимира 28 июля 1999 года епископ Антоний во внимание к церковным заслугам и за ревностное служение Святой Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви, был возведен в высокий сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Проповеди святителя Димитрия привлекают внимание не только богатством и разнообразием содержания. Они ценны и по форме, по тем внешним приемам, которые этот искусный, образованный и талантливый проповедник использовал, чтобы как можно лучше донести свое архипастырское слово до слушателей. Что же сказать о внешней стороне проповедей святителя Димитрия? В расположении материала у святителя Димитрия заметна некая изысканность, которая происходит от неизбежного влияния правил и образцов западного красноречия. В то время аллегорические приемы собеседования были в особенном употреблении. Поэтому проповедники использовали образы из Священного Писания, творений святых отцов, из природы или из круга обыкновенных житейских предметов. Такому же обычаю часто следовал и святитель Димитрий. Но в то же время были у него проповеди, хотя и написанные согласно тому же методу, но более простые в своем составе и потому более доступные для простого народа. Применяемые святителем образы помогали верующим усвоить наставления, преподаваемые в проповеди. В этом отношении у святителя Димитрия есть образцовые беседы для слушателей всякого сословия, например: слово в день Сошествия Святого Духа 252 , поучение в Неделю сыропустную 253 , поучение в первую Неделю Великого поста 254 и другие. Проповедь на Пятидесятницу составлена на тему: «Дух Господень исполни вселенную» ( Прем.1:7 ). Главным предметом ее служит указание благодатных действий Святого Духа на род человеческий, искупленный пречистою Кровию Христа Спасителя. Предмет довольно трудный для изложения с церковной кафедры, но святитель Димитрий излагает его в доступной для слушателей форме. Он обращает внимание на те образы, в которых Святой Дух являлся в Новом Завете, и, изъясняя эти образы, излагает Его спасительные действия для человека. «Дух Святый, – говорит проповедник, – являлся в виде голубине, егда крестися (Иисус) в водах Иорданских, во облаце, егда Христу преображщуся на Фаворе, в ветре, егда исполни дом, идеже Апостоли седеша (по вознесении Господнем)... в языцех, егда сниде на Апостолы. Что же значат эти явления? – В виде голубине явился Дух Святый для того, чтобы показать, в ком Он любит иметь свое пребывание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Я не стыжусь поставить его в лике девственников и написать его с девствующими» 165 . Посему «никто не должен впадать в отчаяние, если и многими грехами обременен, а покаявшись, благодатно воссоединиться с Богом, чтобы сопричтись к лику святых» 166 . Страх Божий Спасительной добродетелью для христианина является страх Божий – «начало премудрости» ( Притч.9:10 ). На нем, по учению святителя Димитрия, покоится «начало и основание богоугодного жития» 167 . Без него человек не может достигнуть единства с Богом и вечного блаженства. Отсутствие страха Божия является причиною всех грехов, зол и бед человека, ибо «не имеющий страха Божия на всякое злое дело решается» 168 . Присутствие страха Божия в человеке «есть как бы бразды и узда, отводящая грешника с пути его беззаконного» 169 . Если человек ведет богоугодную жизнь, ищет Бога, то ему подается этот дар Божий 170 . Необходимым условием для принятия его является крепкая вера в Господа 171 ; эта добродетель развивается в человеке и укрепляется в нем при желании благочестивой жизни. При соответствующей духовной настроенности христианин побеждает греховные склонности и утверждается в Божием страхе. «Так от страха Божия, – учит святитель, – начинается спасение человеческое, ибо боящийся Господа Бога ходит по путям Его, то есть хранит все заповеди Его, и любит Его, и работает Ему усердно» 172 . Страх Божий развивается и утверждается в сердце человеческом от познания правды Божией, духовных закономерностей, от размышления о судьбах человечества и участи грешников. Богобоязненный человек всегда, на любом месте и во всякое время ощущает Божие присутствие, и это помогает ему сохраняться неврежденным от греха: «Если ради Его присутствия, страха и любви к Нему он делает или говорит, или думает, то все сие он совершает богоугодно... и всю свою жизнь, находящуюся как бы пред очами Бога, он проводит добродетельно и душеспасительно, часто повторяя в себе со страхом следующие слова святых пророков Илии и Елисея: жив Господь, пред всевидящими очами которого я хожу, стою, сижу, ем, пью, говорю, беседую, помышляю и все, что совершаю, я совершаю для Него, смотрящего на меня» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все проповеди святителя можно разделить на два периода. Первый период – с 1675 по 1701 год и второй – с 1701 по 1709 год 211 . В проповедях первого периода много аллегорий, метафор, символов, многие из них на украинском наречии с прибавлением польских слов. В проповедях этого периода главным предметом поучения служат способы прославления Бога в душе и теле. Схоластическое влияние сказывается в них в значительной степени, что выражается в обилии риторических фигур и сближений примеров из различных наук. Например, из области естествознания привлекает внимание замечание о павлине: «О горделивом птаху паве правят, же гды на нозе свои подлии глянет, а нетму упадает» 212 . В проповедях второго периода святитель затрагивает вопросы жизни современного ему общества и в особенности его недостатки: низкий уровень умственного и религиозно–нравственного развития народа. Схоластических приемов в проповедях тем меньше, чем поздней произнесена проповедь по времени. Ко второму периоду относятся все проповеди, сказанные святителем Димитрием на Ростовской кафедре и в Москве. При жизни святителя его проповеди не издавались современниками для пользы душеспасения и назидания. Согласно его завещанию, черновики проповедей были положены вместе с телом в гроб и истлели, но остались списки проповедей в Ростовском архиерейском доме. Часть проповедей была обнаружена в Софийской рукописи в Петрограде, некоторые – у частных лиц. Из всех известных 122 проповедей св. Димитрия Ростовского 9 принадлежат к периоду Киевскому, остальные произнесены в Ростове и Москве. Первым собирателем проповеднического наследия святителя был епископ Переславльский и Дмитровский Амвросий. Можно с уверенностью сказать, что дошедшие до нас проповеди составляют только малую часть трудов святителя на поприще благовестия. Схоластические приемы изложения, усвоенные святителем Димитрием в коллегии и во времена проповеднической деятельности в Чернигове, постепенно исчезают, слова, речи и поучения становятся более доступными, краткими, простыми по форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010