Большое значение для внимательной молитвы имеет внешняя обстановка. Лучше всего молитвенному настроению и сосредоточенности способствует уединение… Важную помощь в приобретении молитвы оказывает и личное стремление христианина, духовный опыт, навык. Посему, считает святитель, «краткая, но часто творимая молитва более полезна, чем продолжительная. Пусть твоя частая, но краткая молитва не умножается лишними словами, как об этом учат и святые отцы» 207 . Обучение молитве неразрывно связано с нравственным совершенством христианина. Чтобы навыкнуть истинной молитве, необходима не только умственная собранность, но и деятельное стремление к Богу, твердое намерение исполнять Его заповеди, Его волю, если желаем, чтобы Он услышал наши прошения. Только молитвенный труд, примерная добродетельная жизнь, неразрывно соединенные между собою, благоприятны Богу. Фарисейская молитва , без святой жизни, не только не будет услышана Богом, но и превращается в грех 208 . Прежде чем исполнить свою молитву и излить прошение перед Богом, необходимо загладить прежние грехи, неровности, приуготовиться, сотворив всякие добродетели: смирение, говение, милостыню. Добродетели являются «крыльями молитвы, на которых она взлетает к Вышнему, седящему на шестокрылатых серафимах» 209 . Способствуют молитве прошения со слезами, которые восходят на небеса и умилостивляют Бога 210 . Искренняя и постоянная молитва необходима всем: и праведникам, и грешникам. Поэтому, приобретая опыт в молитве, необходимо помнить, что она является Божественным даром. Желающий стяжать ее должен прилагать собственные труды и просить, чтобы Дух Святый дал радость «насладиться Господеви» ( Пс.36:4 ). Глава 5. Святитель Димитрий как проповедник, педагог, агиограф Проповеднические труды святителя Димитрия Святитель Димитрий постоянно проявлял заботу о просвещении паствы словом Божиим. Обладая большим опытом и знаниями и будучи одаренным проповедником, он ревностно трудился на этом поприще всю свою жизнь – вначале на послушании в различных городах и монастырях Киевской митрополии, а затем – исполняя свой долг учительства в сане святительском на Ростовской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Я, – пишет Посошков, – истинно таковых стариков и при Москве видал, что лет пятьдесят на исповеди не бывали не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерского». Подтверждает такие явления и Ростовский архипастырь: «Иные уже от десяти лет, иные от двадесяти лет не причащаются, а иные и во всю жизнь не знают, что есть причаститися Божественных Тайн, разве когда младенец был крещен, тогда и причащен, чего он не помнит» 14 . Достаточно познакомиться с содержанием одной челобитной грамоты, чтобы представить, с какими трудностями встретился святитель в своей епархии: «Города Углича Воскресенский поп Иван бьет челом: прихожане де той церквы, а его попа дети духовные упиваются до пьяна, в церкви Божий не ходят, и ему попу ни в чем непослушны, и поносят его попа небылыми словами, за то, что он поп их приходских людей (якобы) против правил святых отец учит, не святит колодезя. Прихожане возражают, что поп не ходит на дом, не дает креста, дерется, снимаючи с себя ризы, кулаком ушиб прихожанина» 15 . Среди крестьян монастырских и архиерейских дело доходило до кровавых баталий, в которых принимало участие до трех тысяч человек. В таких условиях святитель Димитрий вынужден был принимать меры к упорядочению дел в епархии. И без того сложное положение усугублялось вмешательством государства в дела Церкви. По архиерейским домам и монастырям были разосланы стольники, стряпчие, приказные, отнюдь не отличавшиеся порядочностью. В результате крестьяне покидали свои места и бежали в раскольнические скиты, скудели обители, духовенство беднело и едва сводило концы с концами. Просветительская деятельность архипастыря, его послания к иереям и пастве, многочисленные проповеди, учреждение народной школы в Ростове – все это было направлено к исцелению общественных язв, искоренению зла. Сознавая, что «вся прозябóша яве от ненаучения младенческого», святитель решил основать школу и добился разрешения Монастырского приказа: «В нынешнем 1702 году, 28 мая указали мы по росписи преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского... выдать двум чернцам и переводчикам по тридцати рублев в год;... выдать с росписями учителям греческого да латынского языка по тридцати рублев человеку; русскому пять рублев, да хлеб нищим, которые учиться будут русской грамоте, по деньге на день, а которые греческого да латынского языков, тем по две деньги на день» 16 . Этот документ свидетельствует о том, что в школе учились не только дети духовенства, но и простых горожан, и даже бедных. По епархии было разослано повеление отдавать детей в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В пастырском служении необходимы также и непрестанное бодрствование, постоянное укрепление своих внутренних духовных сил, готовность защитить стадо от нападающих «волков». Пастырская деятельность – это совокупность всего, что совершается для вечного спасения пасомых, это предоставление им всех спасительных средств: Таинств, богослужения, проповеди , душепопечения, привлечения к Богу живым словом и примером возвышенной и достойной христианской жизни. Значительное место в своих сочинениях святитель Димитрий уделяет пастырскому душепопечению, т.е. руководству духовной жизнью человека и помощи ему в его борьбе с грехом и злом. Святитель обращает внимание на покаяние как величайшее дело спасения, начало всех видов христианского подвига. По его мнению, покаяние является дверью к воскресению, «ибо, когда человек согрешает, он умирает душею, а когда кается, воскресает». В большинстве своем проповеди Ростовского святителя есть сплошной призыв к покаянию в глубочайшем смысле этого слова, т.е. к перерождению, полной переоценке жизненных ценностей, к новому видению и пониманию всей жизни в свете заповедей Христовых. Чтобы получить прощение грехов, необходимо сожаление, сокрушение о них, сознание своей виновности и своего недостоинства пред Богом. Главный же плод покаяния – это исправление своей жизни, примирение со всеми и надежда на милосердие Божие. Человек, совершающий настоящий покаянный подвиг, становится наследником вечной жизни, получает награду и сподобляется венца святости. На пути святости спасительной добродетелью христианина является страх Божий, который пробуждается и утверждается в сердце человеческом от познания правды Божией и духовных законов, от размышления о судьбах человечества и посмертной участи праведников и грешников. Человек, хотя бы только один раз в жизни задумавшийся над всем этим и начавший осознавать, что жизнь в целом может быть отдана только Богу, уже стал на путь покаяния, и это сознание, уже само по себе, несет силу обновления, обращения, возврата утраченного рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для одежды покупали сукно. Обращение учителей было сравнительно мягкое, и наказания назначались не столько за неуспешность, сколько за дурное поведение и очевидную леность. Малоуспешного и малоспособного ученика учитель подбодрял словами и советовал помолиться святым. К новопоступающим «звероподобным» ученикам учитель относился очень мягко: «Новоучащиися Луко и Андрее, не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобный учениче!» К ним обращено было предисловие учебника: «Горек есть тебе корень учения; растущи же от горького онаго учения корене сладкия достоинств, чести и славы знамения; распространяются от корене учения великодержавные царские скипетры, прозябают преосвященных епископов жезлы, возрастают непреодоленных князей и воевод булавы... Исканием премудрости подается долгота дней, всякое богатство и над врагами торжество... аще желаеши премудрости с ея плодами тако временными, якоже и вечными, сия ко Богу с Соломоном глаголи словеса...» 266 . Ученики, впрочем, не отличались чрезмерным благонравием: «младшие ученики шатаются, одни старшие учатся», – говорил учитель. Певчие, учившиеся латинскому языку, уходили из школы будто в церковь , на обедню. Другие и вовсе не ходили в школу. Слухи о дурном поведении учеников дошли до святителя. «Дети б... дети! писал он, слышу о вас худо: вместо учения учитеся раздражению, а неции от вас во след блудного сына пошли со свиньями конверсовать. Печалюсь зело и гневаюсь на вас, а якоже вина развращения вашего та, что всяк живет по своей воли, всяк болши; того ради ставлю вам сенеора господина Андрея Юревича, чтоб он вас мунштровал як цыганских лошадей, а кто будет противен, той пожалован будет плетью» 267 . Приведенное письмо свидетельствует, что, весь уклад школы носил семейный характер. Это резко отличало Ростовскую школу, самобытное излюбленное детище святителя Димитрия, от школ, возникавших по приказу, стоявших в отношении к ученикам на почве служебных, строго юридических отношений 268 . Эта семейственность еще более проявляется в отношениях святителя Димитрия к учителям и ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С большими сложностями, возникшими из-за препирательств между представителями митрополии и патриархом Иоакимом, первая четверть Миней была напечатана в 1688 году иждивением Печерской обители. Изданная книга была передана на рассмотрение собора старцев и митрополита, а затем отослана на одобрение патриарху. К тому времени в Москве шли прения между Сильвестром Медведевым и братьями Лихудами по вопросу Святой Евхаристии, о времени пресуществления Святых Даров. Ведая об особенностях и воззрениях украинского духовенства, подверженного западному влиянию в данном вопросе, а также желая показать свои права в митрополии и подтвердить их, патриарх потребовал от митрополита прислать представителей духовенства для объяснения и разрешения спорных вопросов: «От лица вашего (малороссов) духовного чина мужа смиренномудра, приискренно восточныя Церкви сына, ведуща известно писания святых отец, древних учителей Святыя Христовы восточныя Церкви, а не силлогизмами и аргументами токмо упражняющася... и тако всякое разногласие гонзнет» 6 . Новый гетман Иван Степанович Мазепа в то время тоже собрался в Москву, чтобы выразить преданность царевне Софье и Голицыну. 10 августа 1689 года представители этого посольства вместе с духовными лицами, в числе которых был Димитрий, прибыли в Москву. 11 августа они представились царевне Софье и Иоанну Алексеевич у, а затем и патриарху Иоакиму. Через месяц Мазепа поспешил в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы убедить в своих добрых намерениях царя Петра, в силу стремительно развивающихся событий, опасаясь остаться в лагере Софьи. И здесь духовные тоже посещали патриарха, обсуждали вопросы, которые его беспокоили. В обители, по свидетельству святителя Димитрия, они часто навещали патриарха, который снисходительно отнесся к этому смиренному труженику, благословив его продолжать начатое дело и подарил образ Пресвятой Богородицы в окладе. Ладья времени неуклонно плыла вперед, жизнь и события совершались своим чередом, о чем в 1695 году святитель писал в своем дневнике: «На самом початку месяца януария совершися книга Житий святых другая» 7 , т.е. на декабрь, январь, февраль. Вместе с митрополитом Варлаамом о присылке Макарьевских Миней из Москвы просил и гетман Мазепа. Одновременно с изданием этих книг в 1696 году печатается первый сборник святителя «Руно орошенное». В 1697 году Димитрий назначается игуменом Кирилловского монастыря, однако вскоре его вновь переводят и назначают архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем передают в его ведение и Новгород-Северскую архимандрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Покайтеся, – сказано, – приближися бо Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Кто не исповедует грехов своих, у того заперты двери сердца его. Христос не войдет к нему и не будет с ним жить... Посему если и мы, братья мои, исповедуем свои согрешения, которыми прогневали Создателя своего, и совершим удовлетворение за них, тогда и мы отверзаем двери сердца нашего, тогда и к нам Он войдет жить, как Царь в прекрасные палаты» 155 . Святитель Димитрий указывал на таинство покаяния как величайшее орудие спасения и на многочисленных примерах раскрыл его силу. Прежде всего, он старался возбудить в своей пастве чувство покаяния, являющегося началом всех христианских подвигов. «Что же возвращает благодать Божию в наши души и оживотворяет их? Поистине, не иное что-либо, – говорит святитель, – как истинное покаяние. Когда человек кается, он воскресает. И как в смерти душевной повинен грех, так воскресение души вызывается покаянием» 156 . Для немощной человеческой природы, обезображенной болезнью греха, самостоятельное восстание – очень нелегкое дело и требует Божией помощи: «Самый лютый разбойник на этом пути – греховные привычки. Побороть и одолеть его можно не скоро, не легко, а только с великим трудом, ибо если привычки греховные вкореняются в ком, то претворяются как бы во вторую природу и даже необходимость... На этом пути нужно быть борцом и иметь Божию благодать» 157 . Как любящий Отец, Бог призывает грешников к покаянию различными способами: напоминанием о смертном часе, посредством укоров совести, пробуждает от смертельного сна ниспосланием временных бедствий и наказаний. «Сей глас Сына Божия, – пишет святитель, – вопиет к нам постоянно, днем и ночью, вопиет каждый час, влагая нам в ум и сердце память о смерти... Слушай и знай, что и это глас Божий» 158 . В одном из великопостных поучений он сравнивает покаяние с очищением сосудов с помощью пепла: «Пеплом чистятся блюда и сосуды, будут ли они оловянные, медные или серебряные. Если они от чего-либо почернели, то как только будут потерты пеплом, снова приобретают свой блеск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но содержание проповедей осталось прежним: любовь к Богу, к Церкви и ее служителям, любовь к ближним, сострадание и милосердие ко всякой страждущей душе. Его речь, отличавшаяся сердечностью и теплотою, а также глубоким остроумием, привлекала народ, и проповеди его имели успех. Святитель не ограничивался просто изложением истин и норм христианского вероучения, но стремился донести их силу и дух до всех слушателей, как образованных, так и простых. В поучении на «Праздник Пресвятыя Богородицы Донския» проповедник делает в конце следующее прибавление: «И уже пора мне окончить похвальную беседу о Пречистой Деве, пора «аминем» скончати. Но ум мой смущает некая вещь, ибо думается мне, что все сказанное мною грешным не понятно было некнижным людям, и я опасаюсь, чтобы они не ушли без пользы и чтобы я не оказался многоглаголивым ритором, а не полезным учителем, а потому скажу еще несколько слов пользы простейших ради» 213 . По содержанию и богатству полезных и назидательных мыслей проповеди святителя Димитрия приемлемы для всякого времени. При изложении своих мыслей и их обосновании он всегда пользовался Священным Писанием, объясняя его в буквальном и духовном смыслах. Схоластика оставила свой след лишь во внешнем оформлении проповедей: построении и художественных приемах. Тексты Священного Писания умело переплетаются с собственной речью святителя, так что проповеди его, составляя удивительно прекрасное и вдохновенное целое, всегда производили сильное впечатление на души слушателей. В словах и поучениях часто встречаются изречения философов и мудрецов древности, примеры из истории различных народов. Мысль проповедника неустанно совершала шествие во времени и пространстве, увлекала и вела за собой умы и воображение слушателей. Исповедуя святые истины христианской морали, не только умом, а более опытом жизни богоугодной, святитель всегда говорил с глубоким убеждением, от избытка богопросвещенного сердца. Проповеди святителя Димитрия Ростовского проникнуты духом пастырской любви, душевной благости и умиротворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как образованный и просвещенный пастырь, он изъясняет значение имени Господня и как правильно читать: Иисус или Исус: «Раскольники, в две токмо силлабы глаголюще Исус, не исповедуют Спасителя... но некоего Исуса равноухого. У нас же один, Иже бе прежде, и ныне есть, и во веки будет Иисус, глаголемый Спаситель.... обаче не двема, но тремя силлабами глаголется!» 244 . Простым и вразумительным словом святитель открывал народу правду, показывая вред лжеучений и невежество лжеучителей. Иногда обличения его по своей возвышенности напоминают голос пророка, снедаемого ревностью о славе Божией, например, в слове на обличение арианской ереси: «Отверзи, Арие, гроб гортани твоея, исполненный мертвыми глаголы: не имаши бо слова онаго животворящаго, иже словесы твоими создано оно и сотворенно твориши. Но он, гласимый абие от Писания глаголания, творит начало: ты же, слышателю, яко верный да не боишися, егда видиши онаго от Писаний глаголюща: ибо и диавол, егда приступив ко Христу, искушаше его, от Писания беседоваше с ним глаголя: «Аще Сын еси Божий, верзися низу»» 245 . Рассуждая об арианской ереси, святитель предостерегает слушателей от неправого понимания Священного Писания и своевольного толкования его, как делали раскольники Брынских лесов, да и все еретики так поступали, чтобы уловить в свои сети неискушенных христиан. Во всем, что касалось интересов Церкви и паствы, святитель был внимателен и решителен, о чем свидетельствует случай с раскольническим священником, за которого заступилась царица Прасковья Феодоровна. На ее ходатайство святитель отвечал: «Все зло и обиды, которые причинил отрешенный мне лично, понося меня всяческими хульными словами, называя еретиком и римлянином, я прощаю Христа ради моего. Но гнева Божия на себе боюся, аще волка, в одежде овчей суща, пущу в стадо Христово погубляти души людские раскольническим учением. Молю, убо ваше царское благородие, не положите гнева на мя, что не могу соделати вещи невозможной» 246 . Как человек просвещенный и культурный, лично знавший Петра I, святитель понимал его стремления и значение государственных реформ, поддерживал его деятельность, направленную на обновление государства, поощрял развитие наук и культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Летом его отъезду воспрепятствовала внезапная болезнь. О его здоровье справлялся сам Государь и лично навещал его. Стало ясно, что для Сибири с ее суровым климатом у Димитрия слабое здоровье. Болезнь усугублялась еще и внутренними переживаниями о недовершенном великом труде над составлением Миней. Царь Петр отменил свой приказ и позаботился о назначении в Сибирь Филофея Лещинского, будущего просветителя края, с которым Димитрий был связан узами дружбы. Российское государство переживало в то время сложный период своей истории – обновление. Потребовалось колоссальное напряжение сил всего народа и всех сословий общества, чтобы выйти из застоя – патриархальной Руси стать одним из передовых государств мира, достичь уровня развитых держав Европы. Продолжавшаяся война со Швецией поглощала огромные финансовые и материальные ресурсы, лежала тяжелым бременем на плечах трудового народа. Посему последовал ряд высочайших указов и повелений к изысканию средств в государственном бюджете. Святитель Димитрий был свидетелем этой великой эпохи и соучастником подвига народного. После Нарвского поражения для литья пушек повелено было взять четвертую часть колоколов во всех епархиях. Был упразднен Патриарший разряд и приказано провести опись монастырских имуществ, учрежден Монастырский приказ, запрещалось набирать послушников. На откуп были отданы оброчные статьи в вотчинах патриарших, архиерейских и монастырских. Вводился контроль над монастырскими доходами, а затем монахи были переведены на денежные оклады и годовые хлебные содержания, а остальные доходы поступали в казну. К непродолжительному времени пребывания святителя Димитрия митрополитом Сибирским относится одно из преданий, свидетельствующее о его духовной и пастырской мудрости. Государь, желая испытать святителя, пригласил его к себе и усердно потчевал вином. Святитель повиновался воле Государя, но на вопросы не отвечал, ограничиваясь только благословениями. 10 ноября 1701 года умер Иоасаф Лазаревич, митрополит Ростовский, и на его место по ходатайству Стефана Яворского 4 января 1702 года был назначен святитель Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С другой стороны, совершенная любовь ищет Бога не ради награды будущих благ, не ради самого себя. «Кто имеет истинную любовь к Богу, тот кроме Самого Бога не желает ничего: ни неба, ни венцов небесных, сладостей райских. Он только одного Бога и желает, причем желает больше неба и больше всех райских роскошей» 98 . Кто любит Бога всем сердцем и стремится духовно соединиться с Ним, того ничто не заставит удалиться «на страну далече». Истинная любовь никогда не помыслит прогневать Его 99 . Чувство благодарности не допустит оскорбить Божие величие 100 . Говоря о значении любви в жизни христианина, святитель приводит слова святого апостола Павла: «Любовь не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, вся терпит» ( 1Кор.13:4–8 ) – и дает краткое их объяснение. Любовь воспитывает в христианине терпение, научает переносить обиды, снисходительно относиться к несовершенствам ближних. Такое благоразумие последователя Христова способствует созиданию мира, врачует недуги окружающих, благотворно воздействуя на их души. Высшим совершенством в любви является добродетель любви к врагам, потому что она выше человеческой природы. Искаженная грехом, природа требует возмездия, а любовь готова все простить, тем самым врачуя немощь ближнего, и побеждает зло добром 101 . Христианин не должен допустить возгореться гневу и вражде. Посему, заключает святитель, «любящий врага своего есть чудотворец» 102 . В этом же «Поучении», сказанном святителем Димитрием в 1701 году в связи с сообщением о войне России со Швецией, говорится об обязанности христианина защищать свою Отчизну: «Не думай, слушатель мой, чтобы я сказал о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры: таких врагов не только не обязательно любить, но надо сражаться с ними за свое достояние» 103 . Высокий идеал совершенства, начертанный Спасителем в заповеди любить врагов ( Лк.6:27 ), достигается человеком постепенно, чему содействуют самопожертвование и принуждение, посредством которых он получает от Бога дар любви ко всем людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010