Бесценная человеческая душа была искуплена ценою крови Сына Божия. Таким образом, духовно-нравственное восстание и оправдание человека святитель Димитрий считает чудом выше того, которое совершил Господь над четверодневным Лазарем и, главное, что это чудо возможно для каждого кающегося грешника, прибегающего к стопам Спасителя в силу того, что в человеке еще сохранился образ Божий. Восстание от смерти к богоподобной жизни ведет человека к нравственному возрождению и совершенству, ибо ценность человеческой личности заключается именно в ее свободном избрании и деятельном стремлении к высокому призванию Создателя. Святитель пишет, что человеку невозможно спастись без благодати Божией. Человек спасается только во Христе, и благодать Божия в этом спасении – главнейшая действующая сила. Она просвещает душу, она оживляет ее, «сообщает ей и свое действие, и свое свойство». Проповедуя в духе восточного богословия, он учит, что спасение есть непрестанное действие благодати Божией: «Спасение созидается благодатью Божией, а без нее и добродетели не помогут спастись человеку». Таким образом, одних лишь усилий недостаточно для спасения, но они необходимы для стяжания благодати Духа Святого, приближающей нас к Первообразу. Бог содействует спасению человека своей благодатью, укрепляет его в доброделании, человек же в, свою очередь, и сам стремится к исправлению своих грехов, изменению своих мыслей, очищению своих чувств и достижению единства с Творцом: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Из этих слов ясно, что в деле спасения человека требуется постоянный подвиг. Говоря о пути человека к Богу, Димитрий Ростовский акцентирует наше внимание на трех великих христианских добродетелях: вере, надежде и любви. Он говорит, что «вера есть то, чего твои очи плотские не видят, ни руки твои осязают, сердце же твое, ум твой, несомненно, в себе утверждает, что так есть, а не иначе». Вера является основанием спасительной деятельности человека, началом и двигателем его духовной жизни в Боге: «Вера – это молодость без старости, ибо Енох, восхищенный ею, доселе живет и не состарился.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще в 1707 году святитель оставил завещание на случай смерти. Он чувствовал приближение кончины, часто призывал к себе в Крестовую палату убогих и нищих, ставил им трапезу, оказывал дела милости, выкупал с правежа должников, избавляя их от наказаний. 1709 год для Ростовской епархии был ознаменован целым рядом важных событий и посещений. И святитель вынужден был пересиливать немощи и болезни. Летом Ростов посетили царевны Наталья, Мария и Феодосия Алексеевны, которые присутствовали на освящении церкви преподобного Артемия в Богоявленском монастыре. В начале июля пришло известие о победе русских войск «над супостатом, над шведами под Полтавою». Святитель сам совершил торжественное молебствие и отметил это событие в своем дневнике. Осенью пришло известие о прибытии в Ростов царицы Прасковии Федоровны для поклонения чудотворной иконе Божией Матери в Толгском монастыре. Чтобы не утруждать высокую гостью утомительной дорогой, было велено принести икону в Ростов. Святитель настолько ослабел здоровьем, что и не надеялся дожить до того времени: «Вот идут две гостьи, – говорил он казначею Филарету, – Царица Небесная и царица земная. Только я уже видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их» 26 . 25 октября, в день своего Ангела, он изнемогал от приступов кашля, но сам совершил Литургию в соборе. Поучение за него прочитал певчий, а святитель сидел у царских врат. 26 октября был последним днем его жизни. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келии на полу, почившим в коленопреклоненном молитвенном положении. Тело святителя Димитрия было погребено согласно его завещанию в Спасо-Яковлевском монастыре. Отпевание совершил митрополит Стефан Яворский , друг святителя, повторявший в надгробном слове: «Свят Димитрий, свят!» Открытие мощей Ростовского архипастыря состоялось через 43 года, а 22 апреля 1757 года совершилось причисление его к лику святых, к великому собору угодников Божиих, славу которых он запечатлел в своих трудах. По мнению исследователей, творческое наследие святителя Димитрия составляет до 20 томов сочинений и трудов, свидетельствующих о нем, как о неутомимом труженике, подвижнике науки, церковном энциклопедисте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как видно, оскудение веры происходит от нерадения. Желающие наследовать спасение должны сохранять и укреплять веру во Христа, не идти вслед похоти плоти, не прилепляться сердцем к миру, славе, богатству и почестям временной жизни, ибо «нет временного счастья, в котором можно было бы не утонуть. Он (апостол Петр) спасен был рукой Иисусовой не только от потопления водного, но и от потопления в неверии, и после этого он был уже самым твердым в вере. Видишь, Петр, что принесло тебе твое желание... быть лучшим, высшим и святейшим, чем другие, не гордись собою: вот эти люди сидят в ладье, а я хожу по водам» 83 . Человек мудрый, жаждущий и ищущий спасения, не ищет временных благ, но стремится к познанию Бога, выше всего поставляет ведение тайн духовного мира, это – высшая философия 84 . Каждый христианин должен прилагать усилия для укрепления веры, всегда ощущать Божие вездесущие и иметь Его спасительный страх, «ибо где находится вера правая вместе с добрыми делами, там поселяется Бог» 85 . Важным средством, «уверяющим человека в Боге и научающим богоугождению», является слово Божие, чтение Священного Писания , которое насыщает человека пищей духовной, побуждает к бодрствованию 86 . Из всего сказанного следует, что вера является одной из главных христианских добродетелей, так как без веры во Христа спасение человека невозможно. Вера является движущей силой духовно-нравственного обновления человека, основанием, на котором возрастают многие другие христианские добродетели. Надежда В совершении личного спасения и христианского подвига действенную помощь и силу оказывает надежда, «даруемая сердцу человека по Божьему вдохновению и просвещению... добродетель, подаваемая свыше, через которую с твердой верою ожидаются блага вечной жизни» 87 . Эта добродетель подается верующему в Божией благодати, если он исполняет Его заповеди и соединяется с Господом Иисусом Христом через Святое Причастие. Христианская надежда имеет очень большое значение для человека, подвергающегося различным испытаниям, и помогает в борьбе против диавола, как «якорь христиан, плавающих по морю мира сего в корабле тела» 88 . Прочность и незыблемость надежды зависит от веры человека и его духовно-нравственного состояния. Истинные христиане основывают свою надежду в Спасителе, в нелицемерном почитании Бога, проводя жизнь праведную и благочестивую. «Помыслим о том, – рассуждает святитель, – что в каком человеке его праведность и благочестие, в том есть и чаяние утехи Израилевой, то есть будущей жизни святых, заключающейся в насыщении лицезрением Божиим... Если праведен кто, то уже есть в сем несумненная надежда, что он получит венец в Царствии Небесном» 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Жизненный подвиг каждого святого имеет только ему присущий характер. Церковь знает разные чины святости, или духовные образы спасения: пророки, апостолы, мученики, святители, вселенские учители, преподобные, бессребреники... Этот перечень, конечно, не полон: не все святые ведомы миру, есть такие, которых Господь заключил в безвестности, и Церковь чтит их память в праздник всех святых. Праведники, достигнув святости, побеждают в себе грех и укрепляются в добре. У них освобождаются духовные силы для деятельной и молитвенной любви. Такая духовная свобода, полученная ими еще на земле, приобретает полноту после вселения их в небесные обители. Святые угодники Божии помогают и нам в силу получаемой ими духовной свободы и любви, которая достигается их подвигом. Они суть «руки Божии», которыми Бог совершает дела Свои. Святым и за гранью смерти дано творить дела любви во имя спасения их земных собратий. Мера деятельного участия святых в жизни человечества соответственна мере духа и величию их подвигов, «звезда бо от звезды разнствует во славе» ( 1Кор.15:41 ). В русских святых мы чтим не только небесных покровителей грешной земли нашей: в них мы видим откровения нашего собственного духовного пути. Мы верим, что каждый народ имеет свое религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его святыми. Их идеал веками питал народную жизнь; от их огня вся Русь зажигала свои лампады. В разные исторические эпохи, видя духовное состояние людей, Господь посылал Церкви Христовой истинных пастырей, чтобы во тьме нравственной деградации и духовного ослепления давать верные духовные ориентиры, указывающие путь к истине и вечной жизни. XVIII век ознаменовался Петровскими реформами, преобразованиями, связанными с ломкой старинных устоев, разрушением того многовекового уклада жизни, к которому привыкли русские люди. Поистине, в это трудное время нужен был светильник, чтобы зажечь лучину веры в духовно обнищавшем народе. И Господь, по Своей неизреченной милости, для врачевания человеческих душ воздвиг такой светильник на свещнице Церкви Христовой – святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, воспитывался в благочестивой христианской семье, где в его душу были посеяны семена богоугодной жизни. Образование, полученное им в Киево-Могилянской коллегии, и поучения старцев Киевского Кирилловского монастыря пробудили в сердце будущего святителя любовь к наукам, что позволило молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей своего времени, стоявших у истоков развития общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины во второй половине XVII века. С принятием сана, в 1675 году, молодой иеромонах Димитрий начал свою проповедническую деятельность. Сначала он был проповедником в Чернигове при архиепископе Лазаре Барановиче, которого называл «великим столпом церковным», а потом в Вильне и Слуцке. В Малороссии Димитрий был игуменом в разных монастырях, где воочию видел печальное положение украинского народа, терпевшего двойной гнет: социальный – со стороны польской шляхты, магнатов, и духовный – со стороны католической Церкви. Но недолго продолжалось настоятельское служение святителя Димитрия. Имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, он тяготился своим хлопотным послушанием. В 1864 году по благословению митрополита Киевского Варлаама Ясинского Димитрий переехал в Лавру, где начал составление Четьих-Миней, или Житий святых – любимого чтения благочестивых христиан. Святитель Димитрий, наряду с Нестором Летописцем, Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом, внес посильный вклад в агиографическую литературу. Безусловно, помогали ему в этом нелегком труде его предшественники, такие как митрополит Макарий, святитель Петр Могила , и современники – Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский и др. Около 1689 года святитель Димитрий по церковным делам посетил Москву, где был представлен патриарху Иоакиму и молодому царю Петру. В 1701 году в Москве он был возведен в сан митрополита Сибирского и Тобольского, но плохое здоровье помешало ему занять эту кафедру, да и продолжить свои труды он мог лишь там, где было сосредоточено просвещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воспитанный в духе церковных канонов, как иерарх и защитник интересов Церкви, святитель скорбел о бедствиях, вызванных непомерными налогами и поборами, и иногда возвышал голос в защиту церковного достояния: «Хощещи ли грабити церковная, спросися Илиодора, казначея царя сирийского Селевка, иже пришел бе во Иерусалим ограбити церковь и биен был ангельскими руками» 249 . Не соглашался святитель и со взглядом Петра I на монашество, как тунеядство, отстаивая его предназначение. «Иноческими молитвами содержит Господь мир сей: аще и малые мнятся кому быти иноческие молитвы, обаче весь мир укрепляют. Смотри, чем состоится, на чем содержится лоза виноградная? На едином коле сухом и безплодном. Отними кол... лоза на землю падет и не плодствует. Отними от мира христианского чин иноческий, яко от винограда сухой и неплодный кол, что мир будет – сами судите» 250 . Проповеди Ростовского архипастыря исполнены благодарности и любви к Богу, они призывают к состраданию и милосердию к нуждающимся, что и является свидетельством истинной любви. Этих меньших братьев наших он защищает от насилия, обид и притеснений со стороны немилосердных богачей и судей. Для полного представления всей действительности и отображения страданий, горя народного, он отправляется вместе со своими слушателями искать Христа: среди духовного чина, среди бояр и судей, в народе. И находит Его среди страждущих и сущих в бедствиях! «О, новые страдальцы, страстотерпцы и мученики! Молю вас, – с такими словами утешения обращается к ним святитель, – и увещеваю, не изнемогайте в терпении, но благодарите Христа своего. Он же придет по воскресении Своем в гости к вам, и не только в гости, но даже в неразлучное пребывание с вами, ибо о каждом из вас говорится в Евангелии: «Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 )» 251 . Сильным и действенным своим словом, как пастырь Церкви, он пробуждает общественную совесть, снимает греховную пелену и открывает глаза современников на реальность, призывает к деятельной христианской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 марта 1702 года святитель прибыл в город Ростов. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, под сенью храма святой Анны, он пророчески предрек и указал место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века». После совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе он произнес приветственное слово к пастве, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» 11 . В этой речи отражены и проблемы, с какими пришлось столкнуться святителю в своей епархии. О состоянии, в каком находились пасомые св. Димитрия, свидетельствуют его современники. Так, И.Т. Посошков отзывается о духовенстве: «Нынешняя паства весьма неисправна... кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чем грех , в чем спасение, и того ради прихожан своих в покаяние не принуждают и как кому жить душеспасительно не наставляют. Токмо тот пресвитер маломальски может прямо отправляти Литургию, кой довольное время в городе при соборе или при разумном пресвитере,... а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может. У нас сельские попы обременены земледельством и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть... сельские бо пресвитеры – самые люди простые: возрастет он в деревне, деревенские дела и помышляет. Аще же пашни ему не пахать, то гол одну быть» 12 . Святитель Димитрий вопрошал одного из пастырей: «Что тя приведе в чин священнический? Тоже, дабы спасти и инех? Никакоже, но чтобы прокормить жену и домашние... Поискал Иисуса, не для Иисуса, а для хлеба куса» 13 . Неблагополучным было нравственное состояние духовного сословия. В литературных произведениях того времени, народных сказках, песнях, пословицах рассказывалось о проделках священства и монашествующих, высмеивались их жадность, леность и пьянство. Святитель в своих сочинениях и посланиях к пастве не раз указывал на пороки духовенства. Не лучше была и паства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В последние годы своей жизни святитель Димитрий много положил трудов в борьбе за чистоту веры и за вверенное ему духовное стадо. Распространившееся в Ярославской губернии раскольничество с сопутствующим ему невежеством побуждали святителя возвысить голос в защиту Святой Церкви. Он выступил как учитель, отстаивающий догматы Церкви, как пастырь, защищающий овец от хищных волков. Так, в поучении о поклонении святым иконам он резко обличает иконоборцев: «А что же на сие речеши седмиглавный змий, иконоборская ересе, иконы святые отметающая... В первых вопрошаю, аспиде ядовитый! Что есть идол? И что есть икона... Икона есть изображение истинныя вещи, а идол есть изображение прелести» 231 . Простым, доступным языком святитель раскрывал перед своими слушателями заблуждения расколоучителей, доказывал несостоятельность их обрядоверчества, говорил о пагубном их влиянии на души верующих. Объясняя истинный смысл почитания креста, икон и других церковных святынь, он обличает приверженность старообрядцев к «окоптелым» иконам: «Христиане почитают святое Евангелие... в котором многие вещи изобретаются, бумага и чернило... иногда обложено серебром, златом, иногда парчею драгоценною. Егда убо поклоняемся Евангелию святому, что мы почитаем, и в чем есть сила поклонения Евангелия святаго: в том ли, во еже бы мы почитали деки, или серебро, или злато, или парчу, или бумагу. Мню, не един от православных сие речет. Что убо почитаем? Почитаем слова Христовы, учение Христово, и всю историю жития Христова. Также, когда кланяемся иконе, то почитаем не деку или вапы, но изображения Первообразного» 232 . В поучении 21-й Недели по Святом Духе на евангельские слова: «Изыде сеяй сеяти Семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, ово на камени, ово в терние» ( Лк.8:5 ), Ростовский архипастырь изливает свою печаль, что нашел свою паству непросвещенной евангельской проповедью. «Сеятели не сеют, – печалуется он, – а земля не принимает, иереи небрегут, а люди заблуждаются» 233 . Своеволие и непослушание Святой Церкви влечет за собой бедствия, гнев Божий, о которых возвещал еврейскому народу пророк Амос: «Послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания Слова Господня... Обтекут ищуще Словесе Господня, и не обрящут» ( Амос.8:11–12 ). Духовный голод усугублялся тем, что Слово Божие заглушалось плевелами, каковыми, по слову святителя, являлись раскольнические заблуждения, усилившиеся в его епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Где с кем увидетися? В церкви. Где приветствуют, поздравляют друг друга, о здравии спрашивают, о жене, о детях и о прочих? – В церкви. Будто церковь на тое и создана, во еже бы сходились люди на политику и на безчиние, а не на молитву Божию» 228 . Нередко в тоне обличений святителя слышится добродушие. Такие обличения направлены не столько на то, чтобы уязвить слушателя, сколько на то, чтобы вскрыть, подвергнуть критике известные слабости и пороки. В таких случаях проповедь имеет оттенок иронии, исходящей не от насмешливого ума, а от сердца, огорченного неразумием ближнего, соболезнующего действительному положению. Иногда перед воображением слушающих представляют целые картины, как например: «Ленив осел, ленив и грешник: многим биением едва убедиши осла в ярем, а развращенного грешника и показаньми многими неудобь обратить можеши ко исправлению; осел, аще и биемый, не скоро грядет, в пути едва волочется, а бегати скоро никогда же весть; и грешник не спешит ко спасению, аще иногда и биемый бывает различными от Бога попущеньми» 229 . В любом слове проповедника чувствуется пастырская любовь к пасомым и к Богу, растворяемая сердечною скорбью о неблагодарности людей к своему Спасителю. Это чувство иногда выражается то в праведном негодовании на нерадивых, то в пламенной молитве и прошениях к Богу за слабых и немощных Его рабов. Как любящая мать плачет, укоряя сына, угрожает ему наказанием, а затем сожалеет и более не держит обиды, так и святитель был снисходителен по отношению к своим духовным детям. В слове на день памяти святителя Алексия святой Димитрий горестно восклицает: «О, наши времена, лучше сказать, окаянные нравы наши! Как далеко отстали мы от овец Христовых, от тех овец, кои были прежде нас, коих пасли всероссийские пастыри Петр, Алексий и Иона!... О, святителю Христов, пастырю наш добрый! Пусть мы козлища и звери друг к другу, пусть мы прогневляем Бога и тебя ослушаемся, однако, не оставляй нас... чад своих, пока своим ходатайством о нас к Богу не соделаеши нас из козлищ овцами, из чад гнева чадами Божиими» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Хвалю добрый той нынешних времен обычай, по которому люди ходят ради обучения в другие государства, – говорит святитель в Слове в субботу 4-й Недели Великого поста, – ибо из-за моря они возвращаются умудренными. Слышал также я, что некие мудрецы мысль о смерти назвали философией, особым любомудрием. Если же память смертная есть философия, то неудобно, сидя дома, учиться этой мудрости, но следует искать ее в чужих странах» 247 . В то же время он считал, что видимые внешние успехи не должны достигаться в ущерб духовной жизни народа, в которой-то и содержится истинная сила государства, залог будущего. Он был сторонником преобладавшего на Руси духовного уклада жизни и был хранителем этого достояния – живой и действенной веры. Такие взгляды святителя отразились и в его литературно-общественной деятельности. Известно, что Петр I не соблюдал постов, считал это неполезным и для солдат, поэтому позже, в 1716 году, испросил для них у патриарха Константинопольского Иеремии III разрешение на скоромную пищу во все посты, кроме недели перед причастием. В проповеди, произнесенной по этому поводу 29 августа 1708 года в Московском Ивановском монастыре, архипастырь очень ярко изобразил картину пира языческих богов, обличая тем введенные новшества и сопутствовавшие им пьянство, прелюбодейство, человеконенавистничество и убийства. Описывая пир Ирода, он показывает силу греха, когда царь под властью Бахуса впадает в большее зло: будучи порабощен страстью к женщине, служит ей и исполняет ее волю – убивает пророка Иоанна Предтечу. «Паки смотрю на пир Иродов, вижу подле Венеры сидящего Бахуса, иже в эллинех бе бог чревоугодия, бог объядения и пьянства, о коем и Апостол воспомянул: «Имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют» ( Флп.3:19 )... но якоже вижду, и нашим глаголющимся быти православным христианам той божишко не нелюб, понравился... подражающе ученику Бахусову Лютеру. Не соблюдать постов, то не грех: день и ночь пьянствовати – то людскость, пребывать в гулянии – то дружба, а что по смерти о душе сказуют, куда ей идти, баснь то... Речет Бахус, чревоугодный бог, с учеником своим Мартином Лютером: надобно в полках не смотрети поста, в пост ясти мясо, чтобы полковые люди в воинстве были сильные, в бою крепки, не ослабели б в брани от поста и воздержания... Лжеши убо... чужд еси пира Христова» 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010