Преподобный дал свое благословение. Они же, поклонившись ему до земли, удалились и начали постройку над пещерою малого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. После совершения малой надпещерной церкви, князь Изяслав, во святом крещении Димитрий, создал каменный храм в честь святого, христианское имя которого носил, то есть в честь великомученика Димитрия, при храме он устроил монастырь. На игуменство для этого монастыря князь Изяслав взял блаженного Варлаама — игумена братии, живущей в пещере: надеясь на богатство, он хотел свой монастырь возвысить пред монастырем печерским. Но хотя и существуют многие монастыри, поставленные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые поставляются молитвами святых, слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими слезами возрастил обитель, несравнимую с другими. Впрочем, блаженный Варлаам был взят в монастырь святого великомученика Димитрия еще в то время, когда Печерский монастырь только что устроялся. По удалении игумена и после общего совещания, братия, находившиеся в пещере, решили идти к преподобному Антонию. — Отче, — сказали ему иноки, — поставь нам игумена. — Кого же вы хотите? — спросил преподобный. — Кого хочет Бог, Пресвятая Богородица и ты, честный отче, — отвечали пришедшие. — Тот из вас, — решил преподобный Антоний, — который отличается послушанием, кротостью и смирением, пусть и будет вам игуменом [ 25 ]. Тогда братия начали просить преподобного Антония, чтобы он благословил на игуменство преподобного Феодосия, как единонравного ему и во всех благих делах искусного; и благословил его преподобный Антоний на игуменство. Братия же вся, в числе двенадцати человек, поклонились преподобному Антонию до лица земли, радуясь, что получили такого наставника. Сделавшись игуменом, преподобный Феодосий с усиленным тщанием начал заботиться об обители, присоединяя к этим заботам великое пощение и слезные молитвы; великое содействие оказывали ему молитвы и благословение начальника его, преподобного отца нашего Антония, наедине безмолвствующего. И Господь начал умножать черноризцев, так что вскоре под водительством преподобного Феодосия оказалось до ста человек. Преподобный Феодосий, видя такое умножение братии, пришел, после совета с нею, к намерению поставить монастырь. И снова все пошли к преподобному Антонию и сказали ему:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Евфимию II . Служба Новгородскому архиеп. Евфимию II была написана П. Л. вскоре после кончины архиепископа вместе с его Житием. Согласно Яблонскому, в рукописных уставах XVI в. Служба приписывается П. Л. (Там же. С. 169). Служба славословная, с одним каноном, к-рый надписан именем писателя («творение Пахомиа иже от Святыя горы» (РНБ. Соф. 409. Л. 289 об.- 290; цит. по: Яблонский. 1908. С. 170), известен список, где имя автора стоит в заглавии всей Службы (РНБ. Соф. 419. Л. 64). Составление Службы относят к 1459-1461 гг. По наблюдениям Спасского ( Спасский. 2008. С. 110-111), в Службе практически отсутствуют фактические данные, она строится на общих фразах и отличается обилием конструкций с «темже» и «сего ради», что может указывать на трудности, к-рые испытывал П. Л. в работе над текстом из-за отсутствия Жития святого. В Службе неоднократно упоминаются рака и мощи святителя, хотя они находились под спудом. В каноне отсутствует акростих, однако имеются характерные для П. Л. тропари 2 и 3 в 9-й песни канона. Служба известна в значительном числе списков, старшие относятся к кон. XV в. (см.: Яблонский. 1908. Примеч. 3. С. 170-171); включена в печатные Минеи. Служба прп. Антонию Печерскому Служба прп. Антонию Печерскому была написана П. Л. по поручению свт. Ионы в Новгороде, о чем сообщается в акростихе в составе канонов, вероятно в 1459-1461 гг. Служба бденная, включает 2 канона святому, 7-9-я песни канонов содержат словесно-буквенный акростих: «Повелением святейшего архиепископа Великаго Новаго града владыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому Антонию Печерскому рукою многогрешнаго Пахомиа иже от Святыя Горы» (РНБ. Солов. 518. Л. 120 об.- 123; цит. по: Яблонский. 1908. С. 172). Как отметил Спасский, в Службе последовательно изложено Житие прп. Антония, начинающееся в стихирах и продолжающееся в каноне. Наряду с единством стиля стихир и канонов с др. сочинениями П. Л. это указывает на принадлежность перу писателя всей Службы. Серёгина выявила в стихирной части текста 2 пласта: древнейшую основу, составленную по Студийскому уставу и представленную стихирами, передающими исторические сведения, и более позднюю часть (стихиры на малую вечерню и на литию), составленную по Иерусалимскому уставу и содержащую более общие сюжеты монашеской аскетики. Однако вопрос об атрибуции этих частей не был затронут ( Серёгина. 1994. С. 115-121). Служба сохранилась в значительном числе списков, старшие датируются кон. XV в. (см. перечень: Яблонский. 1908. Примеч. 6. С. 172-173; Серёгина. 1994. С. 116). Произведение включено в печатные Минеи, по-видимому, с небольшими изменениями тропарей ( Спасский. 2008. С. 113). Служба прп. Кириллу Белозерскому

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Игумен, же блаженный Варлаам, и братия, приняв от преподобного Антония благословение, остались жить в первой пещере. При умножении братии, так как уже нельзя было им во время соборного служения вместиться в пещерах, задумали они поставить малую церковь вне пещеры. Тогда пришел игумен с братией к преподобному Антонию в другую пещеру и сказали ему: " Отче, братия умножается, и не можем мы более вместиться во время соборной молитвы в пещере; итак, повелением Господним и Пресвятой Богородицы и святой твоей молитвой благослови поставить нам малую церковь вне пещеры " . И благословил их на это дело преподобный; они, поклонясь ему в ноги, ушли и начали строить над пещерой малую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Когда эта малая церковь над пещерой была устроена и игуменом в пещерах был блаженный Варлаам, князь Изяслав, который был наречен в святом крещении Димитрием, воздвиг каменную церковь во имя того святого, устроил при ней монастырь и взял туда на игуменство блаженного Варлаама, ибо хотел возвысить свой монастырь выше Печерского, надеясь на силу богатства. Но много бывает монастырей, поставленных богатством через князей и бояр, но не таков удел их, как удел монастырей, поставленных молитвами и слезами, постом и бдением святых. Так и преподобный Антоний не имел ни злата, ни серебра, но, поливая слезами, взрастил несравненный монастырь. Когда игумен Варлаам отошел в монастырь святого великомученика Димитрия из начального Печерского монастыря, братия, подвизавшаяся в пещерах, пришли к преподобному Антонию и сказали ему: " Отче, поставь нам игумена! " " Кого хотите вы? " ,- спросил он их. " Кого хочет Бог и Пресвятая Богородица и ты, честный отче! " И сказал им преподобный: " Кто из вас послушлив, кроток и смирен, тот да будет вам игуменом " . Тогда просили у него во игумена преподобного Феодосия как единонравного ему и во всем опытного. И благословил его преподобный на игуменство. Вся же братия, коей числом было двадцать, поклонились преподобному Антонию до земли, радуясь о таком наставнике.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев богодухновенное удобрение,/Феодосие премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 8 Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/умныя зари онебесившия Российскую Церковь/кто по достоянию хвалами воспоет?/Тии бо Престолу Божию предстоят./Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/молитеся о молебная к вам приносящих,//и любовию песньми вас ублажающих. Кондак преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 3 Звезду Российскую днесь почтим,/от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/содеянием и благодатию монашескаго устава,//блаженнаго Феодосия. Ин кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 2 Твердыя столпы благочестия,/недвижимая иноческих законоположений основания,/и необоримыя стены Российския восхвалим:/Антония, возлюбльшаго Бога,/и Феодосия, возлюбленнаго Богом:/труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,//Един во святых прославляемый. Ин кондак преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, на перенесение мощей, глас 8 Наследник отцев был еси, преподобне,/тех последуя житию и учению,/обычаю и воздержанию,/молитве же и предстоянию./С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти://радуйся, отче Феодосие. Величание преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому Ублажаем тя,/преподобне отче Феодосие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Молитва преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, к вам мы грешнии и смиреннии, яко к теплым заступником и скорым помощником и известным предстателем, усердно прибегаем, смиренно просяще вашея помощи и заступления в бездне зол и бед погружаемии, яже на всяк день и час нам и от человек лукавых приключаются и от духов злобы поднебесныя, всегда и везде и всякими образы погибели души и телес наших ищущих, находят на ны.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

189 См.: АСС. Дело об акафисте. 1866. 62/1954; Дело в СПбДЦК за 1866 г. [Издания акафиста прп. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 190 См.: АСС. Дело об акафисте. 1868. 46/1366. [Издания акафиста свв. мчч. Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 191 См.: АСС. Дело об акафисте. 1867. 98/1375; Дело об акафисте в МДЦК за 1867 г. [Издания акафиста при. Антонию Сийскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 192 См.: АСС. Дело об акафисте. 1870. 42/1462; Дело в МДЦК за 1870 г. [Издания акафиста свв. князьям Константину, Михаилу и Феодору Муромским см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 193 АСС. Дело об акафисте. 1868. 96/1415; Дела в СИбДЦК за 1868,1871 гг. [Издания акафиста св. и прав. Иосифу, обручнику Пресвятой Девы Марии, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 194 Архиепископ Херсонский [и Таврический] Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов, сын священника, родился в Ельце Орловской губернии. Учился в Воронежском духовном училище, в Орловской духовной семинарии и в Киевской духовной академии. Был назначен профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а потом – ректором Киевской духовной академии. В 1840 году был епископом Вологодским, потом – епископом Харьковским, в 1848 году – архиепископом Херсонским. Скончался в 1857 году в Одессе. 195 АСС. Дело об акафисте. 1870. 45/1465: напечатан акафист в Собрании сочинений преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского. 196 АСС. Дело об акафисте. 1886. VI отд. 1 стол. 3/105. [Издания акафиста к Причащению Святых Тайн см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 197 См.: АСС. Дело об акафисте. 1872. 30/1734; Дело в МДЦК за 1872 г. [Издания акафиста св. Евфимию, Суздальскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 198 См.: АСС. Дело об акафисте и службе благоверной княжне Евфросинии Суздальской. 1871. 46/1568; Дело в МДЦК за 1871 г. [Издания акафиста благоверной княжне Евфросинии Суздальской см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

– По молитвам Пречистой Твоей Матери и преподобных Антония и Феодосия избавь меня, Господи, от этой горькой смерти. И вдруг какая-то сила исхитила его из среды мертвецов, и он мгновенно исцелился от ран, снова сделавшись совершенно здоров. Возвратившись после этого опять к преподобному Антонию, Шимон всё рассказал ему, поведав кроме того еще следующее: – Отец мой Африкан сделал большой, около десяти локтей, крест с изображением на нем подобия Христова; почитая изображение Господа, он возложил на чресла его золотой пояс весом около 50 гривен 5071 , а на главу венец; когда же дядя мой Якун выгнал меня из моей области, я взял пояс и венец и услышал голос от обратившегося ко мне образа Спасова: – Никогда, человече, не возлагай венца сего на свою голову, но неси его на приготовленное для него место, где преподобный создаст церковь Моей Матери; ему и отдай в руки, чтобы повесил над Моим жертвенником. – Я, – рассказывал Шимон, – упал от страха и, оцепенев, лежал как мертвый, потом поднялся, вошел на корабль; во время плавания приключилась сильная буря, – так что мы отчаялись остаться в живых. Тогда я вспомнил о поясе, о котором совершенно забыл, и начал громко молиться: – Господи прости меня, ибо я умираю сейчас за этот пояс, который взял у Твоего честного образа, – и вдруг я увидел церковь вверху и думал: какая это церковь? и свыше был голос: – (Это та самая церковь ), которая будет создана преподобным во имя Божией Матери; она будет также величественна и высока, как ты сейчас видишь; размер ее преподобный произведет тем золотым поясом, – двадцать поясов в ширину, тридцать в длину и пятьдесят в вышину; в этой церкви ты будешь положен. После этого на море настала тишина. Мы же все прославили Бога и очень обрадовались, сознавая, что избавились от горькой смерти. Рассказав всё это, Шимон обратился к преподобному Антонию: – Вот, отче, я не знал, где создастся показанная мне церковь , пока не услышал от тебя, что я буду положен здесь в имеющейся создаться церкви. И, взяв золотой пояс, он отдал его преподобному Антонию со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Хрисанфа была направлена архиеп. Антонию Волынскому и о. Илариону. Игумен Андреевского скита Ватопедского монастыря Иероним дал читать книгу о. Илариона о. Антонию (Булатовичу), сказав, что она «вредна и написана в духе Фаррара» и что нужно изложить о ней суждение 1688 . О. Антоний (Булатович) «первое время был на стороне монахов-интеллигентов и сам посмеивался над «фиваидскими мужичками» (...), выдумавшими «свой догмат» 1689 . Начинается разделение монахов на сторонников и противников книги О. Илариона и, соответственно, рецензии о. Хрисанфа. Простые, необразованные иноки приняли книгу о. Илариона, их возмутила рецензия о. Хрисанфа. Их противниками были интеллигенты или полуинтеллигенты. Имяславцы обвиняли зачинщиками смуты о. Агафодора, о. Хрисанфа, о. Алексея (Киреевского). 1910 Вышло 2-е издание книги о. Илариона с возражениями на, пока рукописную, рецензию о. Хрисанфа 1690 . Споры обострились и перекинулись с Фиваидского на другие скиты. Жалоба на преследования имяславцев-простецов Андреевского скита сенатору П.Б. Мансурову 1691 . 1911 «Исповедание» афонских имяславцев 1692 . Осень : попытка умиротворения. «Послание» игумена Мисаила, где он «под страхом отлучения от причастия воспретил в скиту разговаривать даже на духу с духовниками об имени Иисусовом» 1693 . Март 1911 – январь 1912 о. Антоний (Булатович) в Эфиопии. 1912 8 января – о. Антоний (Булатович) возвратился на Афон и возглавил имяславцев 1694 . Первые печатные выступления о. Антония в защиту имяславия: «О почитании Имени Божия» (журн. Андреевского скита на Афоне «Наставления и утешения св. веры христианской», 1912, апрель – под псевдонимом «Святогорец») 1695 , «О молитве Иисусовой» 1696 . «Откровение о. Антонию» 1697 . Февраль – март – в Почаеве в журнале «Русский Инок» появилась без подписи «Рецензия на соч. схимонаха о. Илариона, называемое: «На горах Кавказа» инока Хрисанфа 1698 . «Копия рецензии инока Хрисанфа на книгу «На горах Кавказа» и отзыва архиепископа Антония, с возражениями переписчика» 1699 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Говорить ли о том, как жил святой отшельник? По сказанию жития его, ел он только чёрствый хлеб, и то не каждый день, а не иначе, как через день и даже через неделю, т. е. ел столько и так редко, что едва-едва мог существовать: «не о хлебе едином человек жив будет, – думал святой подвижник словами Евангелия, – но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих»... Пил он одну воду и, конечно, в меру: пил, чтобы жить только. Работал и молился, – так проходило время. Между прочим, и небольшую пещеру расширил он своими руками. Время шло. Святой подвижник продолжал свою уединённую, молитвенно-трудолюбивую жизнь, вдали от людей и шума мирского. Но люди сами нашли его. Слух о благочестивом отшельнике быстро разнёсся по всему Киеву, а вскоре и за пределами Киева. И к Антонию стали являться многие. Одни приходили с тем, чтобы насладиться мудрой беседой, которую охотно вёл отшельник, если видел, что на добро эта беседа; другие – за советом, который так же охотно подавался Антонием; третьи искали утешения. Многие приносили подвижнику провизию, прося принять от трудов их. Никому не было отказа: все уходили домой успокоенные, обрадованные, утешенные, – уходили, чтобы и другим посоветовать пойти к Антонию. Стали являться неимущие, и святой подвижник не отпускал их, не накормив, не напоив, не снабдив и на дорогу пищей: усердные посетители приносили много: а много ли нужно было Антонию? Изменить же своей жизни он не мог, ибо не шутка и не временная забава было его постничество, его изнурение. Нашлось немало между приходившими и таких, которые пожелали навсегда остаться с Антонием. И им не было отказываемо. Видя искренность просителя, святой отшельник постарается указать на то, какова у него жизнь: он ласково предупредит обо всех трудностях отречения от мира для того, кто свыкся с миром суеты; любовно предостережёт от увлечения a только после всего этого даст своё согласие. Пришёл сюда и священник Никон, мощи коего мы видели в Ближних пещерах. Никон принял на себя строгие монашеские обеты, а преподобный Антоний благословил его и повелел совершать пострижение тех, кто приемлет твёрдое намерение остаться в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, в этом случае нельзя самим провоцировать ближних на плохое к нам отношение. С нашей стороны это будет подталкиванием их на согрешение. Лучше всего при отсутствии внешних уничижений вести себя так, как будто они существуют. Схиигумен Антоний, в молодости избрав себе духовником своего старшего брата архимандрита Моисея , всю жизнь относился к нему с большим благоговением. Став сам маститым старцем, он продолжал смиряться перед отцом Моисеем, как последний послушник. Проживая в Оптиной пустыне на покое, преподобный Антоний никогда не входил без приглашения в настоятельские келлии, которые занимал его старший брат. Он обычно стоял в приемной до тех пор, пока архимандрит Моисей сам не заметит и не позовет его. Входя в настоятельские покои, преподобный, переминаясь на больных ногах, никогда не садился, а ждал, когда ему велят это сделать. При посетителях в присутствии архимандрита Моисея он хранил глубокое молчание и только иногда вполголоса приветствовал кого-нибудь или почтительно отвечал на заданный ему вопрос. Все слова духовника им воспринимались беспрекословно, как воля Божия. У братии Оптиной пустыни поведение схиигумена Антония вызывало удивление, но одновременно оно служило и назидательным примером для молодых монахов. Преподобный старец Моисей со своей стороны относился к брату с искренним уважением и часто советовался с ним по духовным вопросам. «Он настоящий монах, а я не монах», – говорил о своем брате архимандрит Моисей, в свою очередь смиряясь перед ним. Однако зная сердечные желания брата и не препятствуя ему совершенствоваться в смирении, он не мешал отцу Антонию уничижаться перед собой и часто обращался с ним, как с послушником. После смерти великого старца Моисея настоятелем был назначен отец Исаакий, который в то время был младшим иеромонахом Оптиной пустыни. Преподобному Антонию такая перемена в жизни монастыря дала новый повод к самоуничижению. Несмотря на разницу в возрасте и на свое особое положение в обители, он начал смиряться перед молодым настоятелем, как простой послушник, и выражать ему то же почтение, которое прежде оказывал архимандриту Моисею . Отец Исаакий, сам всегда относившийся к преподобному Антонию как к великому духоносному мужу, неоднократно пытался уговорить его изменить свое поведение, но безрезультатно. Иногда из чувства благоговения отец Исаакий кланялся преподобному в землю, и тогда старец, несмотря на кровоточащие язвы ног, также делал земной поклон. Чтобы избавить старца от физических страданий, настоятель перестал оказывать ему почтение подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

808 Платон. Поучительные Слова. XV, 861. Ср. П. С. XVI, 114: «О глас сладчайший! О призыв благодатнейший! Кто не потечет в след гласа сего? Кто не пожелает сим Божиим покоем осчастливлен быть? Кто от радости не воскликнет? Кто даст ми криле яко голубине и полечу и почию?» 812 II, 117 [=II, 217]. Ср. II, 390: «привычка житейским заниматься и о житейском заботиться, как свинец отягчала крило ума, и не допускала вознестись к духовному разумению». 815 Заозерский Н. в Сб. О-ва Любит. Дух. Проев., изд. по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Филарета. Т. II. М., 1883. С. 58. 817 Вавилон – одно из любимых выражений Филарета. Ср. V, 40 [=III, 240]: «Новые столпотворители вавилонские, не смотря на смешение мыслей, худшее древнего смешения языков, кажется, не думают еще отстать от своего столпотворения». Когда в 1867 г. Филарета запросили о возможности отправить древности из монастырских и церковных ризниц на Парижскую выставку, он ответил, что «православное богочестивое чувство оскорбится сим как бы перенесением сосудов Иерусалимского храма в Вавилон» (Русск. Арх. 1885. Кн. 2. С. 292). В письме Антонию Филарет писал: «Почтенный профессор Шевырев не усомнился сравнить взрыв Севастополя с землятресением во время страдания Христова. Какое смешение! А если употребить еврейское слово, то надобно будет сказать: какой вавилон, не только на западе, но и у нас» (Письма к Антонию. Т. III. М., 1883. С. 392). 818 О том, что времена теократии не прошли, см. весьма выразительную формулировку в проповеди 1849 года (V, 19 [=III, 236]). 823 Ср., напр., Платон. I, 26, где в одной фразе уживается «Ваше императорское Величество» и «вы» с славянским «тя». 828 Интересно и поучительно сравнить указания Московского святителя, касающиеся приема тех или иных лиц в Лавре (В письмах к Антонию), или указания на стилистические и тактические промахи в проповедях и других литературных произведениях менее чутких и тонких авторов (Письма к еп. Алексию. М., 1883. С. 251–252. Письма к А. Муравьеву passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010