Святейший Синод, это представление канцелярии обер-прокурора заслушав 3 июля 1868 года, приказал: «С возвращением рукописей “Служба Святым мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию” и “Акафист святым мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию” дать знать преосвященному Митрополиту Литовскому указом, что означенный акафист и равно и рукопись службы Святым мученикам Виленским (последняя в исправленном виде) могут быть напечатаны для церковного употребления”. Пропустил 20 июля. После дело о службе святым Виленским мученикам возбудил Синодальный член, преосвященный Иосиф (Семашко) , митрополит Литовский и Виленский, как это в своем представлении он и говорит: «Ко мне неоднократно, – пишет маститый иерарх, – поступали заявления желания, как от духовных, так и светских лиц иметь особенную службу Виленским мученикам святым Антонию, Иоанну и Евстафию, почивающим в пещерной церкви Виленского первоклассного Свято-Духовского монастыря. Заявления сии сопровождались иногда и представлением составленной, более или менее полной службы сим святым и указанием на местное предание о существовании такой службы в древнее время православия в западном крае России. Уступая благочестивому желанию, а паче для вящего прославления Бога, дивного во святых Своих, я образовал 19 апреля 1867 года комиссию под председательством Викария Литовской епархии преосвященного Александра (Добрынина) из членов – ректора Литовской семинарии архимандрита Иосифа (Дроздова), наместника Свято-Духовского монастыря архимандрита Иоанна и кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого – и предложил ей рассмотреть все представленные мне службы сказанным святым и сообразить, не покажется ли возможным избрать одну из них, или составить особую из всех их и представить к одобрению Святейшего Синода» ... «Ныне, – продолжает митрополит Литовский, – Комиссия представила мне составленную ею службу и акафист святым мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию, празднуемым церковью 14 апреля, и при сем пояснила, что в этом составлении она придерживалась, во-первых, списка из рукописи трефология Московской синодальной библиотеки за N° 317 XVI века и 316 XVI века и, во-вторых, старообрядского списка из минеи месяц апрель, изданной в Москве в лето от сотворения мира 7154 (1646 г.) в 4-е лето патриаршества кир Иосифа Патриарха Московского и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Игумен же, блаженный Варлаам и братия, приняв от преп. Антония благословение, остались жить в первой пещере. При умножении братии, так как уже нельзя было им во время соборного служения вместиться в пещерах, задумали они поставить малую церковь вне пещеры. Тогда пришел игумен с братией к преп. Антонию в другую пещеру и сказали ему: «Отче, братия умножается, и не можем мы более вместиться во время соборной молитвы в пещере; итак, повелением Господним и Пресвятой Богородицы и святою твоею молитвою благослови поставить нам малую церковь вне пещеры». И благословил их на это дело преподобный; они, поклонясь ему в ноги, ушли и начали строить над пещерою малую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Когда эта малая церковь над пещерою была устроена и игуменом в пещерах был блаженный Варлаам, князь Изяслав, который был наречен в св. крещении Димитрием, воздвиг церковь каменную во имя того святого, устроил при ней монастырь и взял туда на игуменство блаженного Варлаама, ибо хотел возвысить свой монастырь выше Печерского, надеясь на силу богатства. Но много бывает монастырей, поставленных богатством, через князей и бояр, но не таков удел их, как удел монастырей, поставленных молитвами и слезами, постом и бдением святых. Так, и преп. Антоний не имел ни злата, ни серебра, но, поливая слезами, возрастил несравненный монастырь. Когда игумен Варлаам отошел в монастырь святого великомученика Димитрия из начального Печерского монастыря, братия, подвизавшаяся в пещерах, пришли к преп. Антонию и сказали ему: «Отче, поставь нам игумена!» «Кого хотите вы?» спросил он их. «Кого хочет Бог и Пресвятая Богородица и ты, честный отче!» И сказал им преподобный: «Кто из вас послушлив, кроток и смирен, тот да будет вам игуменом». Тогда просили у него во игумена преп. Феодосия, как единонравного ему и во всем опытного. И благословил его преподобный на игуменство. Вся же братия, коей числом было двадцать, поклонилась преп. Антонию до земли, радуясь о таком наставнике. Когда же преп. Феодосий принял игуменство над пещерами и в великом тщании, с постом и слезными молитвами исполнял свое дело, много тогда споспешествовало благословение и молитва начальника его, преп. отца нашего Антония, безмолвствовавшего в уединении. Бог начал еще больше умножать число черноризцев, так что вскоре при преп. Феодосии собралось их сто. И преп. Феодосий игумен, видя великое умножение братии, порешил с ними поставить монастырь, и снова пошли они к преп. Антонию и сказали ему: «Отче, умножается братия, и мы бы хотели поставить монастырь». Радостью исполнился преп. Антоний и сказал: «Благословен Бог за все. Молитва Пресвятой Богородицы и угодников Святой горы да будет с вами и да поможет вам!» Он послал тогда одного из иноков ко князю Изяславу с такими словами: «Христолюбивый князь, Бог умножает братию, место же наше тесно. Просим тебя дай нам ту гору, что над пещерою!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Резолюция на рапорте архимандрита с представлением описи жемчужной митры: «Митру сию предоставлю я кафедральной ризнице, или в безвозмездную собственность, или, в случае нужды, взамен могущей случиться утраты, хотя, впрочем, при помощи Божией, не имею причины опасаться сего» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 77. 10121). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мир Вам, Отец Наместник, и братии лаврской, и Вифанской, и скитской. С сим вместе будет у Вас князь Алексей Григорьевич, генерал-губернатор, с супругою. Примите их подобающим образом и благословите иконою от обители и настоятеля» (Письма преподобному Антонию. С. 339. 444). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Посылаю Вам скитскую проповедь и отдаю на рассуждение Ваше и Собора, печатать ли ее. Буде рассудите печатать, Цензурный комитет сделает надлежащую надпись; потому что экземпляр, скрепленный им прежде, поступил в состав печатающегося издания моих слов» (Письма преподобному Антонию. С. 339. 445). 7 октября. Резолюция на прошении священника устроить и освятить новый жертвенник в храме: «Разрешается устроить новый жертвенник и, по совершении водоосвящения, окропить оный и облачить с пением псалма, к сему действию относящагося, в чине обновления храма» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 56. 10074). Резолюция на прошении игумении разрешить послушнице построить келью на собственные средства: «Сие разрешено словесно, на обыкновенных правилах; но несообразно то, что игумения, прислав просить словеснаго разрешения, просит еще письменнаго и, вероятно, останавливает дело» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 57. 10075). Письмо A. Н. Муравьеву: «Мне пусто стало, когда Вы меня оставили; и мне пришло на мысль, не к исходу ли моему обрекаете Вы меня Вашим прощанием. Предчувствие ли это, и близкое ли, ведает Тот, в руце коего власть и мера дней наших. Но когда увидите или услышите мое отхождение в путь всея земли: вспомните тогда Ваше отхождение от меня, и с тою же близостию души к душе, умилостивляющим словом вознесите мое имя и память пред лице Судии моего и Вашего. Как просто и паче других снисходительно смотрите Вы на меня: так проста и свободна будет Ваша о мне молитва . И такую молитву не уничижит Заповедавший, да будете яко дети. Вот Вам завещание мое. Желаю, чтобы Вам да было много времени для исполнения онаго» (Письма. 1869. С. 143–144. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

22 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Простите меня, Отец Наместник, я думаю, что перемена места на время, по причине глада, может быть сделана без неверности пред Богом. По вере может человек остаться среди бедствия и по смирению может удалиться, чтобы искать единственной помощи, не удостоивая себя просить Бога помощи чрезвычайной. И напротив, может удалиться от трудности по маловерию и малодушию. И может, оставаясь среди бедствия непреодолимого, искушать Бога требованием чрезвычайной помощи, когда мог бы обратиться к средствам естественным. То и другое дело может быть право и не право. Надобно управить оное рассуждением и добрым намерением» (Письма преподобному Антонию. С. 221. 271). 23 августа. Письмо A. Н. Муравьеву: «В сем месяце очень поколебалось мое нетвердое здоровье. Иногда с трудом совершаю Богослужение. Так и вчера. Зовут в Серпухов на освящение храма, что согласно и с моею надобностью видеть сей край епархии, но опасаюсь пуститься. Когда настоящее земное колеблется и преходит, воззрим внимательнее к будущему и небесному» (Письма. 1869. С. 89. 64). 30 августа. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в день тезоименитства наследника престола Александра Николаевича и великой княжны Александры Николаевны и день рождения великой княжны Ольги Николаевны. Проповедь произнесена архимандритом Златоустовского монастыря Иоанникием (МВ. 1840. 71. С. 559). 31 августа. Резолюция на консисторской справке по прошению жены отрешенного дьячка о выплате ей пособия по случаю пожара: «Прошение неискреннее. Один сын пользуется пособием от училища; Другой имеет содержание в хоре. О каком же своем семействе говорит дьячиха? Пусть дьячок ищет место; а преосвященный, по возможности, поспешит определить его» (Резолюции. Т. 4. С. 142. 9339). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю, Отец Наместник, за посланное пособие Дивеевским и за мысль послать чрез игумена 77 , в надежде, что он тем возбудится К человеколюбивому в них участию» (Письма преподобному Антонию. С. 222. 272).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В одной обители оклеветали брата в блудодеянии. Он пришел к Антонию. Пришли и братия из обители и стали укорять его, зачем он согрешил; брат утверждал, что он не делал этого. Был тут Пафнутий Кефал. Он сказал притчу: на берегу реки видел я одного человека, который увяз по колена в грязи. Некоторые пришли ему помочь и по самую шею погрузили его. Тогда Антоний, указывая на Пафнутия, сказал: вот истинно такой человек, который может врачевать и спасать души. Оклеветанный брат принят был с честью в обитель. В обители Аввы Илии с одним братом случилось искушение. Его выгнали оттуда, – и он пошел в гору к Антонию. Антоний, продержав его несколько времени у себя, послал в обитель. Братия опять прогнали его. Не хотят, отче, принять меня, сказал он, воротившись к Антонию. Поди скажи им от меня: буря застигла корабль на море; он потерял груз свой и с трудом сам спасся. А вы хотите потопить и то, что спаслось у берега. Услышав слова Антония, братия приняли инока. Так был снисходителен Антоний к немощам. Спасение ближнего для него было выше всего. От ближнего, говорил он, зависит наша жизнь и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога; а если соблазняем брата, то грешим против Христа. Не одни неопытные подвижники искали наставления Антония, к нему приходили за советами и Макарий Великий , и Макарий Александрийский , и Пимен, и Памво, сами прославившиеся великим подвижничеством. Что мне делать? спросил Памво Антония. Не надейся на свою праведность, отвечал ему Антоний; не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево. Пимену он сказал: великий подвиг для человека раскаяние во грехах своих пред Богом и ожидание искушений до последнего издыхания. Никто без искушений не может войти в Царство Небесное. Макарию Александрийскому он сказал: на тебе почил Дух Божий, и ты будешь наследником моих добродетелей. Основатель иночества в Палестине Илларион был одним из его любимых учеников. Он звал его своим сыном. К Антонию ходил Аммон, сначала скитский подвижник, а потом Епископ. Ты успеешь в страхе Божием, говорил ему Антоний. Потом вывел его из келлии и, указав ему камень, сказал: брани этот камень и бей его. Аммоний сделал это. Что, камень ничего тебе не сказал? – спрашивает его Антоний. Ничего, отвечал Аммон. В сию меру придешь и ты, сказал ему Антоний. Аммон, действительно, сделавшись Епископом, отличался особою снисходительностью к немощам ближних 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

2 мая. Резолюция на отношении обер-прокурора Св. Синода графа H. А. Протасова с препровождением 20 экземпляров правил об отсечении дробей монеты (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 170. 9940). 4 мая. Письмо E. В. Новосильцевой: «С благодарением возвращаю любопытныя книги. Жизнь св. Афанасия примечательна, сколько могу судить, не столько читая, сколько просматривая, потому что не имею времени всего читать. Издание Евангелия незавидно; потому что рукопись не очень древняя и не отличного качества. У нас в синодальной библиотеке есть древнее и лучше. Книга, которая одна берется научить всем языкам, не научит ни одному» (Письма. 1911. С. 219). 11 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Преставльшийся князь Иван Николаевич Трубецкой пред кончиною изъявил желание, чтобы тело его положено было в Лавре, под галереею трапезной церкви, рядом с телом его родителя, уверяя при том, что сие возможно по пространству места. Если действительно сие окажется возможным, удовлетворите сему желанию в точности, а в случае препятствия устройте сие как можно ближе к воле преставльшегося» (Письма преподобному Антонию. С. 297. 375). 14 мая. Резолюция на донесении инспектора Вифанской духовной семинарии о двух учениках: не посещающем семинарию из-за болезни своего отца и умершем в семинарской больнице: «По причине сумасшествия отца. – Да разве отцу нет имени? Или инспектор думает, что я наизусть знаю имена всех отцев всех учеников? Сказать, чтобы писал с толком» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 163. 9923). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Из Одигитриевского общежития пришли в Москву некоторые сестры с намерением выйти оттуда и разносят рассказы, неблагоприятные для общежития. Надобно Вам обратить на сие внимание. Между прочим говорят, что оттуда часто ходят в Лавру и долго там живут. Хотя сему есть причина законная, но и сему должно полагать пределы. Часто и надолго начальнице отлучаться от общежития не полезно. Иногда путешествие можно заменить письменным сношением» (Письма преподобному Антонию. С. 298. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

15 ноября. Резолюция на представлении правления Московской духовной академии о том, что семинарист в нетрезвом состоянии выбил окна в доме мещанина: «Есть ли предположить, что происшествие и менее важно, то следствие полезно будет для возстановления чести учеников семинарии, униженной пред полициею и некоторыми обывателями города» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 81. 9752). 17 ноября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Посылаю Вам, Отец Наместник, несколько экземпляров проповеди в день рождения Государя Императора, для раздаяния читающим. А мне надобно несколько экземпляров проповеди на освящение храма преподобного Михея. Оставленные у меня разобраны» (Письма преподобному Антонию. С. 282. 350). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Не могу я помириться с мыслию об отдаче богаделенного дома под трактир, в виду Лавры, близ лаврской гостиницы, близ дома призрения. Хотя и прежде был он немного далее, однако же далее, и не в наших зданиях. Когда в посадских лавках против Лавры замечается неблагочиние, мы можем говорить против сего с силою дотоле, пока нам не могут возразить, что у нас трактир в той же линии» (Письма преподобному Антонию. С. 282. 351). 18 ноября. Резолюция на прошении диакона о понуждении его преемника к покупке диаконского дома: «Проситель, как ненаходящийся при сей церкви, обязан продать дом. Продать ли оный диакону или в церковь , сим распоряжать он не может, и начальство распоряжает сим не по произволу, а по требованию открывшихся обстоятельств» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 57. 9700). 19 ноября. Резолюция на рапорте благочинного о происшествии в церкви, когда в св. Чаше вместо вина была употреблена неизвестная жидкость, что привело к болезни причастившихся священнослужителей: «Есть ли было две бутылки, одна с вином, а другая с вредным веществом (кажется с серною кислотою); есть ли есть показание, что ошибкою влита из одной вместо другой, то химическое изследование вещества может быть произведено над оставшимся в бутылке. Сего и требовать при следствии; а есть ли потребовано будет изследование вещества в сосуде, то донести для разрешения с изъяснением причины, почему представляется нужным» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 58. 9701).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Он не испытывал искушений от злых духов, ополчившихся на него впоследствии со всею силою. И это было не без Промысла Божия: Господь мудро руководит ходом нравственного преуспеяния своих избранников. Искушения теперь не были бы полезны нашему отцу. Пр. Макарий был еще молодой монах, его воля была неокрепшая – и вот нападения демонские в пустыне могли бы его устрашить и привести в уныние. Сам Макарий сознавал свою неопытность и не раз сожалел, что вблизи нет старца, который бы руководил им в его духовной жизни. Находясь, однажды, в таком раздумье, он вспомнил, что когда-то еще в родном доме он слышал о великом подвижнике Антонии, подвизавшемся где-то в пустыне. Быстро встал после этого наш отец, помолился Богу и отправился в путь к Антонию с целью получить от него руководственные правила отшельнической жизни. Не легок был переход по пустыни... Но стремление к добру все преодолело... Он скоро пришел к Антонию в «гору» и постучался в запертую дверь его кельи. Пр. Антоний подошел к двери и спросил, кто стучится и когда узнал, что – Макарий, запер двери и оставил пришельца вне кельи. Наш отец не смутился этим, не ушел, а терпеливо остался ждать за дверями. Это было со стороны великого старца Антония – испытание молодого подвижника. И когда Макарий оказался незлобивым и терпеливым, Антоний отворил дверь. Теперь хозяин с радостью встретил Макария и оказал ему по истине братское гостеприимство. Много беседовали преподобные отцы друг с другом. Макарий откровенно пересказал Антонию все свои мысли и сомнения. Великий старец со вниманием выслушивал молодого подвижника и где нужно утешал его. В разговоре пр. Антоний называл Макария блаженным, согласно его имени и говорил, что он уже давно ждет его прихода, ибо о нем ему – Антонию было откровение. Относительно же борьбы со злыми духами, о чем спрашивал Макарий, последний советовал быть стойким и всегда готовым на борьбу, ибо эта брань со врагом нашего спасения может продолжаться до самой смерти. Понравилось Макарию у св. Антония. Его благодатное настроение духа несомненно передавалось всякому, кто входил с ним в общение, а мирная спокойная обстановка приковывала каждого к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

8 декабря. Резолюция на прошении вдовы священника о продаже домов новому священнику: «Касательно оставления одного дома за просительницею может войти она в соглашение со священником, – но и за сим дела не останавливать, потому что имела для сего довольно времени» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 67. 10099). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Образцы описи не имел я еще времени рассматривать. Правда, что отметки портят опись, для сего надобно стараться, чтобы их не было. А иметь для них особую тетрадь при описи есть другое затруднение: не так очевидно сличение отметок с описью, и при приеме ризницы благовиднее будет отговорка неусмотрением. Подумаю о сем. Оценка драгоценностей кажется мне делом не церковным. Но если надобно, пусть оно сделается» (Письма преподобному Антонию. С. 349–350. 459). 10 декабря. Служение литургии и панихиды в почтамтской церкви архангела Гавриила по новопреставленному князю A. Н. Голицыну (MB. 1844. 151. С. 227). 12 декабря. Резолюция на консисторском определении о расторжении брака людей, состоящих в третьей степени родства: «Свидетельство статскаго советника Михайлова по содержанию имело бы некоторую силу, но кроме того, что свидетельство одного человека недостаточно, и в том случае, когда бы не опровергалось документами, свидетельство сие теряет силу от разноречия» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С.67. 10100). Резолюция на прошении иеромонаха, строителя монастыря, о запрещении приходскому причту рубить церковный лес: «Консистории священника, вызвав, допросить и с допросом представить. По важности показания о расхищении церковной собственности, запретить ему священнослужение до взятия допроса и до разсмотрения онаго» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 68. 10101). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сотворите, Отец Наместник, в Лавре четыредесятидневное молитвенное поминовение новопреставленного раба Божия князя Александра Николаевича Голицына. Он скончался мирно 22 дня ноября, завещав положить себя в Георгиевском монастыре, и запретив употребление при своем гробе знаков украшений и знаков отличия, и приказав положить себя в рубашке, которую выпросил у Государя Императора себе на память, после того как она была на Государе во время коронования» (Письма преподобному Антонию. С. 350. 460).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Отношение преосвященному Иосифу (Кобыльскому-Богословскому), епископу Дмитровскому: «Поскольку продолжаюшаяся со мною болезнь лишает меня возможности отправиться для порученнаго мне от Святейшаго Синода обозрения Московской духовной Академии, то долгом поставляю предоставить Вашему Преосвященству отправиться, вместо меня, к 3 июля и присутствовать при открытых испытаниях студентов» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 91. 10147). 1 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «С прискорбием должен я сказать Вам, что болезнь лишает меня надежды праздновать с Вами день Преподобного Сергия. Молитесь и празднуйте в мире; и чрез молитву мира Вашего, да послет Преподобный Отец наш некое участие мира и моему недостоинству» (Письма преподобному Антонию. С. 333. 435). Письмо матери: «Употреблять мазь на удачу сомнительно, во всяком случае, и особенно в моей болезни, которая и опытному врачу сперва была непонятна. Но потом зубной врач определил ее свойство. Это род зубнаго нарыва. Что и средство употребил он верное, то оказалось ясно, ибо я имел следующую ночь весьма покойную В Лавру уже не могу ехать ни к экзамену, ни к празднику преподобнаго Сергия. Ибо кроме излечения, надобно время для укрепления, чтоб предпринять путь» (Письма. 1882. С. 380. 448). 3 июля. Письмо A. Н. Муравьеву: «Болезнь, о которой помнится, упоминал я Вам в письме при отправлении рукописи, продолжается и не допускает меня в Лавру» (Письма. 1869. С. 142. 102). 7 июля. Резолюция на консисторской справке о Преображенской церкви Дмитровского уезда и о просившихся в ней на священническое место (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 41. 10044). Резолюция на рапорте Коломенского духовного правления о долге монахов купцу: «Как монашествующим, давшим обет воздержания и в нужном обезпеченным братскою трапезою, особенно неприлично брать в долг в овощной лавке: то за сие положить им во время часов пред литургиею по 25 поклонов» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С.42. 10045). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю, Отец Наместник, за благословение от обители и за слово утешения, хотя оно выше моего достоинства, или, лучше, недостоинства» (Письма преподобному Антонию. С. 333. 436).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010