5 мая. Резолюция на прошении священника о переводе его в московский храм: «Священник в ведомости величает себя студентом второго разряда. Объявить ему, что это мелочное честолюбие неприлично священнику и не принесет ему добра» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 34. 10029). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Хорошо бы в Лавре праздновать мне день Пресвятыя Троицы, тем паче что давно я не был там на сей чреде, но не надеюсь, чтобы сие устроилось. К сему самому времени ожидается тело князя Дмитрия Владимировича; и надобно, чтобы я отдал ему долг погребения. И ныне, в сороковой день от его кончины, хотел я участвовать в поминовении; но вследствие служения в холодной церкви Вознесенского монастыря вчера вечером занемог и сижу дома. Простуда пришла через ноги, но действие оказалось в голове. Вчера было головокружение. Сегодня боль головная бьет в висок. Такого рода боли я у себя не помню. Решась наконец употребить предложенное мне наружное средство, начинаю чувствовать облегчение» (Письма преподобному Антонию. С. 327. 425). 7 мая. Произнесение Слова в неделю шестую по Пятидесятнице: «Простой народ, хотя еще не познаёт Бога в лице Иисуса, однако в Его чудесных действиях признает силу Божию, и прославляет Бога: а люди образованные, при виде тех же самых действий, обвиняют Иисуса в богохулении. От чего это? От того, что народ, хотя не просвещенный, искренно следовал внушению здраваго смысла и доброй совести; а просвещенных ослепила гордость» (Сочинения. Т. 4. С. 306). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «С сим придет к Вам подмосковного села Троицкого крестьянская вдова, не менее, думаю, как девяностолетняя, Василиса Андреева. Поместите ее в доме призрения. Это по моей просьбе. Назначьте на ее содержание, что нужно, от меня» (Письма преподобному Антонию. С. 327. 10 мая. Письмо M. М. Тучковой: «Вы уже знаете, что разрешено то, что Вы сделали без разрешения. Итак, видите, что нет беды в том, что делается в духе братолюбия. Оно не мешает управлять и изгоняет разсуждения. Отставим от начальства страсть и свою волю, и братолюбие пусть управляет, и рассуждение да будет ему помощником» (Письма к игумении Марии. С. 71. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Еще будучи в молодых летах, он писал: «Много дел, много праздников, много людей, отнимающих время». (Письма митрополита Московского Филарета (в мире Василия Михайловича Дроздова) к родным. С.245). «Дела должности делаю, но их больше, нежели сил и времени». (Там же. С.350). К старости обременение делами еще умножилось. Он говорил: «Не знаю, что такое. Я как в неволе. Каждый день столько нападает на меня и людей и дел, что никак не успеваю». (Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.3. С.265.) Еще: «...разные вопросы на меня сыплются, как снег [очевидно, из Синода]. Некоторые из них походят для меня на загадки: тем не менее надобно отвечать». (Там же. Ч.4. С.227). Святитель сравнивал себя с евреями, работавшими на фараона. «Но я подобен евреям в Египте, которые весь день работали, чтобы сделать урочное число кирпичей, и которым велят из того же дня взять время, чтобы собирать плевы [т.е. солому для кирпичей]. Позабочусь, сколько умею». (Там же. С.272). 76 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.2. С.277. 82 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.25. Кн.4. С.543. 84 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.3. С.302. 87 Письма митрополита Московского Филарета (в мире Василия Михайловича Дроздова) к родным. С.27–28,80–81. 88 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.279. 94 Там же. Ч.4. С.366. Нужно знать, что в те времена железнодорожная линия простиралась только до Сергиева Посада. 101 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.24. Кн.3. С.475. Чудов монастырь от Архангельского собора отделяет одна только площадь. 106 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Из сего делается понятным признаваемое кафолическою восточною церковию общение молитв между оными различными областями единыя сея церкви» (Мнения. Т. III. С. 13, 15–17). 30 апреля. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о пожаре в Донском корпусе: «Господу посещающему и милующему благодарение, что бедствие не простерлось далее при прекращении, как слышу, опасного для других зданий, восточного ветра и пролиянии дождя во время самой силы пожара. Собору следовало упомянуть о сем во славу Божию и угодника Божия Забыл было сказать, что собор, кажется, и часов считать не умеет – пишет: в 12 часов пополуночи; это значит полдень, а пожар начался в полночь» (Резолюции. Т. 4. С. 169. 9388). 1 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Простите меня, Отец Наместник, за то, что я написал на докладе Собора. Доклад о пожаре труднее пожара. Разве только в письмах должно помнить Бога и дела Его, а в должностных донесениях не нужно? Письма исчезают, а должностные бумаги остаются в архиве и потомкам сказать могут о посещениях и благодеяниях Божиих» (Письма преподобному Антонию. С. 215. 259). 2 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Кто строит по решению архитектора, тот кладет кирпичи на голову архитектора; а строящий без архитектора – на свою. До сих пор не убеждаюсь отступить от того, что сказал на докладе Собора, не отвергая, впрочем, упрямо предположения, которое, может быть, объяснится и докажется» (Письма преподобному Антонию. С. 215. 260). 4 мая. Резолюция на консисторском определении – объявить ученику среднего отделения Московской духовной семинарии просить не диаконского, а причетнического места: «На свидетельствах надписи делать для некоторых случаев неудобно, например, на случай перехода в другое звание. А надобно проступки исправлять правосудием. Поскольку ученик, после двух резолюций, чтобы искал причетнического места, просил диаконскаго, и тем покушался обмануть начальство, то за сие послать его в семинарию на месяц для употребления в служительскую должность» (Резолюции. Т. 4. С. 126. 9303). Резолюция на представлении от правления Московской духовной академии перевода с греческого языка на русский «Догматического Богословия» святого Иоанна Дамаскина : «...предлагаю еще рассмотреть сей перевод в Цензурном Комитете с обращением внимания на верность и на правильность языка, а также и на примечания, чтобы не было лишних или сомнительных. Правда ли, что свят. Дамаскин сказал: тело чрез обожение стало Богом? В старом переводе сказано: Боголепным. Голубь, думаю, не благовестил, потому что благовестит пономарь на колокольне, а благовествовал, или возвестил конец потопа, и притом не издревле, ибо это не продолжалось, а было однажды, древле, или в древности» (Резолюции. Т. 4. С. 174–175. 9398).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

А впредь тому архимандриту со обретающимися при нем служительми и учениками давать погодное жалованье из Сибирской губернии Ее Императорского Величества из казенного каравана и других тамошних доходов, а именно: архимандриту от 500 до 600 рублев на год, а прочим при нем по рассмотрению Сибирского Губернатора, чем они могут себя без нужды содержать, о чем, де, в Высокий Сенат и ко оному Сибирскому Губернатору из Верховного Тайного Совета Ее Императорского Величества указы посланы. И Святейший Правительствующий Синод, исполняя оный Ее Императорского Величества указ, приказали: надлежащее по вышеозначенному указу, помянутого Иркутского Вознесенского монастыря, архимандрита Антония Платковского и при нем церковных служителей, и обучающихся мунгальского языка учеников отправление учинить Преосвященному Антонию, Митрополиту Тобольскому и Сибирскому, и на дорожный до Пекина проезд и для тамошнего жития на первой год оному архимандриту Антонию и церковнослужителем и ученикам надлежащую жалованья выдачу из обретающихся в том Иркутском Вознесенском монастыре доходов учинить Его Преосвященству по своему рассмотрению купно со статским советником и Сибирской губернии Губернатором господином князем Долгоруковым общим согласием. А вашему преосвященству быть в вышеозначенном Вознесенско монастыре. И преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому о вышеописанном ведать, и чинить по сему Ее императорского Величества указу. А что учинено будет, репортовать в Святейший Синод неотложно. А о том же и преосвященному Антонию митрополиту Тобольскому и Сибирскому, и к сибирскому Губернатору Господину князю Долгорукову и ко архимандриту Антонию указы из Синода посланы». Подлинный за подписанием обер секретаря Тимофея Палехина, секретаря Василия Тишина и канцеляриста Алексея Шнитникова. У поддинного Ее Императорского Величества печать. Генваря 18 дня 1727 года. Нельзя не заметить, что посланник Владиславич отстранил посылку в Китай православного Епископа, не побывав еще там, и не переговорив с трибуналом, на основании только своего предположения, не чает де он, чтоб Епископа приняли в Пекин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сей игумен Кирилл пришел в тот пустой монастырь, и, по немногом времени, начали приходить к нему братия. Он же их с радостию принимал и пас духовное стадо, и пастырством его во обители все добро устроялось. По смотрению же Божию вошел страх Господень в сердце его, и стал он великую веру иметь к монастырю и к преподобному отцу нашему Антонию чудотворцу. Также и к братии великую любовь имел и, вспоминая псаломское слово, говорящее: «Се, что добро или что красно, но еже житии братии вкупе», установил в монастыре с братиею еду и питие одинаковое, а хмельного совсем не держал. И прочие многие добродетели явил он к монастырю и к преподобному отцу нашему Антонию чудотворцу и к братии 12 . Чудо святого о игумене Кирилле, как его от смерти избавил Человеконенавидец изначала, дьявол , обтекая всю вселенную и простирая сети лукавые человеческому роду, более всего христианский род старается уловлять различными видами. Сей сотворил вражду некоторых неразумных людей того монастыря на игумена Кирилла. Такова была их злокозненная ненависть, что, улучив случай, на трапезе во время обеда положили тайком от келаря в еду злое смертоносное зелье и так отравили его, замыслив, чтобы не был в монастыре тот игумен. Прочие же их замыслы и дела прекратим писать и на прежнее возвратимся. Тот игумен отчаялся сохранить жизнь свою, ибо сильно терзался утробою. Но Бог, желая явить чудеса и прославить угодника Своего, вложил игумену в ум вспомнить Господне изречение: «Если что и смертельное выпьете, не повредит вам». А также: «Просите и дастся, стучите и откроется вам». И начал игумен молиться Пресвятой Богородице и преподобному Антонию, гак говоря: «О, Пречистая Госпоже Владычица Богородица! Виждь мою скорбь и беду и помози мне, грешному и окаянному. Не помяни моего беззакония». Также и преподобного призвал, прося от него милости, помощи и заступления. И когда он так со слезами горько молился, тотчас злое то зелье изверглось устами из утробы его. О, предивное чудо! Молитвами преподобного скоро избавлен был от смерти игумен сей, как будто никогда не болел. Познали же братия, бывшие в скорби великой, что исцелили его Пречистая Богородица и преподобный отец наш Антоний, и возрадовались. Игумен же в церковь поспешил и пал пред образом Пресвятой Богородицы, со слезами многими говоря: «Что тебе воздам, Владычица, за то, что на мне, грешном и недостойном рабе твоем, показала милосердие твое?» также и ко гробу преподобного припадая и со слезами любезно целуя его, говорил: «Благодарю тебя, преподобный отче Антоние, что не презрел моления моего и меня, бывшего мертвым, оживил. Да воздам тебе обеты мои отныне и во все дни живота моего». Также и братия воздавали великую славу Пречистой Богородице и преподобному отцу нашему Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Кондак Рождеству Иоанна Предтечи, глас 3 Прежде неплоды, днесь Христова Предтечу раждает,/и той есть исполнение всякаго пророчества:/Егоже бо пророцы проповедаша,/на Сего во Иордане руку положив,//явися Божия Слова пророк, проповедник вкупе и Предтеча. преподобному Антонию Дымскому Тропарь преподобному Антонию Дымскому, глас 4 Добродетелей ревнителю,/пустынный житель,/подвижник веры Христа Бога нашего,/пощением и труды умертвивый плотская вожделения,/тезоимените великому Антонию,/егоже житию поревновал еси/и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси,/купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех,/да и нас сотворит победители плотских похотей/и храмы Духа Святаго,//по велицей Его милости. Кондак преподобному Антонию Дымскому, глас 6 Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/послушание к нему истинное стяжав,/достоин явился еси ему преемник,/упасши до времене стадо его,/добродетелем же его поревновав,/в туюжде меру возраста достигл еси,/безмолвие пустынное возлюбив,/и угоден Господеви показался еси,/первоначальник быв пустыни при езере Дымском:/тем ти вопием:/с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,//образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Между 6 июня и 17 июня (без даты). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Приехавшие от Вас уговаривают меня не ехать теперь к Вам, по чрезвычайно худой дороге; и я думаю, что послушаюсь, тем паче, что и продолжаемое мною лечение к Вам перенести не совсем удобно» (Письма преподобному Антонию. С. 330. 431). 17 июня. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Как нам не достигнуть нищеты Преподобного Сергия, будем сколько-нибудь подражать хотя нищете преподобного Никона и сделаем для скита ризницу шелковую, без сребра и золота. В цветах не очень нужно стесняться. Белый для праздников особенно светлых, но он особенно требует бережливости. Для прочих красный. Для дней непраздничных, если случится, зеленый или фиолетовый. Это и для постных, если не случится черного. Поистине должно теперь молиться, да благословит Господь место обитателями Ему угодными Наконец, если, по пословице, что у кого болит, о том он и говорит, скажу и я, что у меня очень болят зубы и одна сторона головы. Помолитесь о моей немощи» (Письма преподобному Антонию. С. 331–332. 432). 18 июня. Произнесение Слова в неделю двенадцатую по Пятидесятнице: «...истинный разум Господня изречения: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди, надлежит определить строгою точностию его выражений. Не сказал Он: исполни заповеди; поскольку ведал, что для сего недостало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом, и которой прилежит помышление прилежно на злая от юности ( Быт. 8, 21 ). Но сказал: соблюди заповеди, то есть, не теряй их из вида, не оставляй без внимания, имей всегда пред очами, сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь, и сколько можешь. Не сказал также: соблюди заповеди, и внидешь в живот; ибо ведал, что человек не достигнет жизни вечной одним соблюдением заповедей, которых не может исполнить в совершенстве» (Сочинения. Т. 4. С. 337). 19 июня. Резолюция на рапорте исполняющего должность благочинного Богородского уезда об образовании трещин в стенах церкви: «Странно поступил Аристовский священник, когда приступил к украшению церкви, не обратив внимания на повреждение здания, могущее быть опасным, и не донес о том начальству» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 39. 10039).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Резолюция на консисторском определении о молитвенной памяти княжны Е. Д. Цициановой 171 , дарительницы св. мощей (ДЧ. 1882. Ч. 3. 9. С. 126). Резолюция на рапорте игумена Михаила о проступках певчего (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 74. 9737). Резолюция на отношении московского обер-полицеймейстера о еврее, приехавшем в Москву для принятия крещения: «Четыре дня ожидаемо было, что еврей Вульфович явится с просьбою о крещении, чего требует законный порядок, что с его стороны должно быть естественным следствием искренняго желания, а для духовнаго начальства первым признаком сего желания . Долгом поставляю отнестись к его Превосходительству, дабы благоволено было объявить еврею Вульфовичу, что по законному порядку должен он о крещении обратиться с просьбою к духовному начальству, а в противном случае признавать объявление его предлогом, а не истиною» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 89. 9773). 5 сентября. Служение молебна в Успенском соборе в день тезоименитства великой княжны Елизаветы Михайловны. Литургия отслужена епископом Дмитровским Виталием. Слово говорено священником Софийской церкви Александром Ефимовым (MB. 1842. 74. С. 547). 6 сентября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю, Отец Наместник, что молитесь о сердце царевом. Да будет оно в руце Божией, да будет в нем мир, и да глаголет в оное Господь Благая о Церкви Своей и о людех Своих» (Письма преподобному Антонию. С. 273. 340). 7 сентября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сегодня услышал я необыкновенную новость. Сочинитель Герменевтики, о которой Вам нечто известно, думает перенести сие дело на суд Восточных Патриархов. Если уже сделано не представлявшееся вероятным, может и опять случиться невероятное. И неужели наша мирная иерархия должна быть вовлечена в распри ни на кую же потребу? Господу помолимся о мире и соединении святых Божиих Церквей» (Письма преподобному Антонию. С. 274. 9 сентября. Резолюция на рапорте благочинного по делу о готовности нового придела храма к освящению: «В описях обоих приделов сказано, что потир находится в описи главнаго храма; но один потир для трех престолов недостаточен: ибо как возбранено на одном престоле совершать две литургии в один день, так не разрешено и то, чтобы в одном потире совершать таинство в один день на двух или трех престолах» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 40. 9673).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Эту мечту Антоний лелеял еще с 1851 года, о чем даже писал и Кириллу белокриницкому, посылая белый святительский клобук, по образцу древних патриарших, с вышитыми изображениями херувимов, и намекая ему, что белый клобук, по свидетельству истории российские церкви, носили в древности не одни митрополиты, но и архиепископы некоторых знаменитых городов, как напр. Василий новгородский, а по нем и его преемницы. Но возникшие тогда в расколе неурядицы и волнения заставили отложить этот вопрос до будущего более благоприятного времени. Описываемое время Антоний счел благоприятным и о желании своем украситься белым клобуком известил Кирилла, пообещав ассигновать ежемесячную сумму в 200 р. с. на Белокриницкую обитель. Кирилл, обрадованный подобным обещанием, в половине июля 1871 г. выслал Антонию чрез инока Алимпия белый святительский клобук. Но весть о прибытии из Белой криницы в Москву белого клобука, дошедши до влиятельных членов московского старообрядческого общества, встречена была последними далеко не сочувственно. На устроенном по этому поводу собрании было решено сообщить владыке Антонию с покорнейшею просьбою, – чтобы он ни в каком случае белого клобука не принимал и на главу свою не возлагал. Член духовного совета, передававший это решение Антонию, сказал ему прямо в глаза, что ему надлежало бы помышлять не о белых клобуках, а о том, как бы черные-то дела загладить. Когда Антоний не хотел исполнить столь неделикатной просьбы своих пасомых; то 21 июля собрался духовный совет под председательством попов: Петра и Федора, куда приглашен был инок Алимпий, которому тут же и приказано было взять, у кого следует, присланный из митрополии белый клобук и немедленно отвезти оный обратно в Белую Криницу. Исполнил ли Алимпий поручение духовного совета и отобрал ли клобук от Антония, или Антоний не дал ему этого сделать, достоверно неизвестно. Известно лишь то, что Антоний так и не носит белого клобука 290 . Факт этот свидетельствует о крайней бестактности и бесцеремонности Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

56. Такие наставления давал Антоний приходящим; к страждущим же был сострадателен и молился вместе с ними. И Господь часто внимал молитвам его о многих. Но когда и услышан был Господом, не хвалился; и когда не был услышан, не роптал. Но как сам всегда благодарил Господа, так и страждущим внушал быть терпеливыми и знать, что исцеление не от него и вовсе не от людей, но от одного только Бога, Который подает его, когда хочет и кому хочет. Посему и страждущие принимали наставления старца, как врачевство, учась не малодушествовать, а паче, быть терпеливыми, исцеляемые же научались воздавать благодарение не Антонию, но единому Богу. 57. Некто по имени Фронтон, из царедворцев, страдая жестокою болезнью, кусал себе язык и готов был лишить себя зрения. Пришедши на гору, просил он Антония помолиться о нем. Антоний, помолившись, сказал Ферапонту: «Иди и исцелеешь». Когда же больной упорствовал и не покидал монастырь несколько дней, Антоний настаивал на своем, говоря: «Не можешь ты исцелиться, пока здесь; иди, и, достигнув Египта, увидишь совершившееся на тебе знамение». Фронтон поверил, ушел и, как только увидел Египет, болезнь его миновала, и стал он здоров по слову Антония, как во время молитвы открыл ему Спаситель. 58. Одна девица из Трипольского Бусириса имела страшную и крайне гнусную болезнь. Слезы ее, мокрота и влага, текшая из ушей, как скоро падали на землю, тотчас превращались в червей; тело же ее было расслаблено и глаза находились в неестественном состоянии. Родители ее, узнав, что монахи идут к Антонию, по вере в Господа, исцелившего кровоточивую, просили их взять с собою их дочь. Поскольку же монахи отказались, то родители с отроковицею остались близ горы у исповедника и монаха Пафнутия. Монахи пришли к Антонию, и едва хотели известить его о девице, как он упредил их и рассказал, какая болезнь у отроковицы и как шла она с ними; когда начали они просить, чтобы позволил и родителям с девицей войти, Антоний сего не дозволил, но сказал: «Идите, и, если девица не умерла, найдете ее исцеленною. Не мое это дело и не для чего приходить ей ко мне, бедному человеку; исцеление подается от Спасителя, Который на всяком месте творит милость Свою призывающим Его. Господь преклонился на молитву ее, а человеколюбие Его открыло и мне, что исцелит Он болезнь находящейся там отроковицы». Так совершилось чудо; монахи пошли, и родителей нашли радующимися, а отроковицу уже здоровою.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=45...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010