В этих словах явно просвечивает тонкий яд, прозрачный намек на то, что все его добродетели чисто наружные, и, таким образом, журнал «Русский архив» искусно бросает тень даже на такого святителя, против которого не нашел никаких порочащих сведений. Ясно видно, что характеристика «Русского архива» тенденциозна и неосновательна. Свидетели, говорящие в пользу владыки Антония, безусловно авторитетны. В числе их преподобный Серафим Саровский , который особенно почитал его, и лица, близкие к Дивеевской обители, после смерти преподобного Серафима обращавшиеся за духовной помощью к архиепископу Антонию. Еще при жизни отца Серафима и по его благословению к архиепископу Антонию ездил и получил исцеление от своей вторичной болезни Н. А. Мотовилов, который в своих записках говорил о духовном единении двух великих подвижников. «Я пробыл в Воронеже более 3-х месяцев в совершенном и полном здравии, – пишет он. – 2 января 1833 года вечером услыхал я от высокопреосвященнейшего Антония, что батюшка отец Серафим в ночь на этот день, во втором часу за полночь, скончался, о чем он сам, ему явясь, очевидно, возвестил. Он о нем сам в тот же день соборно отслужил панихиду. А я 4-го января выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь через два дня после погребения отца Серафима». Следует иметь в виду, что в то время не было не только привычных нам телеграфа и телефона, но даже и железной дороги. Мотовилов, который несомненно торопился, чтобы попасть к погребению отца Серафима, добрался от Воронежа до Сарова только на 8-й день, значит, и извещение о смерти старца не могло дойти в Воронеж быстрее этого. А между тем архиепископ Антоний отслужил панихиду в самый день его смерти, соборне, в присутствии, можно думать, большого количества людей. Значит, у него не было ни малейшего сомнения в истинности полученного им особым путем известия. Также еще при жизни отца Серафима к архиепископу Антонию приводили и известную впоследствии Дивеевскую юродивую Пелагею Ивановну. Она тогда еще только начинала свой подвиг. Родные считали ее «порченой» и в надежде на исцеление повели к мощам святителя Митрофана и к преосвященному Антонию. Владыка благословил их и три часа беседовал с Пелагеей Ивановной наедине. Спутницы ее, гордившиеся тем, что могут сделать пожертвование, разобиделись, что преосвященный оказал предпочтение «дурочке», а он сказал им: «Не земного богатства ищу я, а душевного». И отпустил их с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Для занятий комитета нанята была особая квартира в том самом доме Ильина, где впоследствии помещалась наша канцелярия. После нескольких собраний комитет с большим трудом составил возражение на одно вступление к вопросам, и затем решил прекратить свои занятия, на вопросы же, в случае надобности, отвечать устно, как кого Бог вразумит. Этим и кончилась вся деятельность чрезвычайного комитета, учрежденного для составления ответов. Вскоре после этого один из членов комитета, помянутый Боголепов, принимавший деятельное участие в делах Духовного Совета в 1863 году, составил единолично от себя какие-то ответы на восемь вопросов и заявил о том Антонию с Духовным Советом, присовокупляя, что согласен отдать их Антонию и Совету, если ему будет выдана за них назначенная им довольно крупная сумма денег. Антоний изъявил готовность уплатить эту сумму Боголепову, если только он даст свои ответы на предварительный просмотр и если они окажутся удовлетворительными. На это условие Боголепов согласился, но только с тем условием, чтобы с ответов его не снимали копии. Но ответы Боголепова показались неудовлетворительными даже Антонию с Советом, и были возращены автору. Сам же Боголепов придавал им большую важность и даже представил в духовную цензуру, желая напечатать. Цензура не разрешила их печатание. Тогда участвовавший в издании вопросов Н.И.Субботин печатно предложил Боголепову свою готовность издать и его ответы, но с своими замечаниями; на это не согласился уже сам Боголепов. Тем дело и кончилось. Между тем настоятельную нужду в ответах чувствовали все и сожалели, что нет человека, который бы мог правильно решить вопросы. Если бы, – говорили, – отец Павел (Белокриницкий) жив был, тот давно бы ответил! И вот, за неимением письменных ответов, Антонию приходилось устно отвечать вопрошавшим о непрекращаемости епископства, и в лишении его оправдывать общество старообрядцев. Как же он оправдывал? Он обыкновенно говорил, что церковь состоит в правом исповедании веры, которая может быть и без епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

1902,8 ноября – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1902.19  ноября – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1903,  25 января – письмо из Урмии архимандрита Кирилла российскому генеральному консулу в Азербайджане 1903,1 февраля – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1903.20  февраля – указ Св. Синода о переводе Урмийской Миссии из ведения Грузино-Имеретинской синодальной конторы в непосредственное подчинение Святейшему Синоду (предписывалось осуществлять связь через первенствующего члена Св. Синода) 1903, март-апрель – запуск собственной типографии Урмийской Миссии 1903,20  апреля – письмо из Урмии архимандрита Кирилла митрополиту Антонию (Вадковскому) 1903, апрель – завершен перевод чина литургии св. Иоанна Златоуста на древнесирийский язык 1903, октябрь – объявление персидскими властями о передаче всех храмов, числящихся за Урмийской Духовной Миссией «древним назореям» (сирийским несторианам); поддержка персидских властей и несториан инославными миссиями 1903, конец ноября – прибытие архимандрита Кирилла в Петербург для организации защиты интересов Урмийской Миссии 1903,13  декабря – записка архимандрита Кирилла по вопросу принадлежности урмийских храмов Православной Духовной Миссии 1903,  декабрь – 1904, январь – дипломатическое урегулирование вопроса о православных храмах в Урмии 1904,  январь – по рекомендации архимандрита Кирилла был хиротонисан находившийся в Петербурге архимандрит Илия, сирохалдей по происхождению, в епископа Тергяварского; по решению Св. Синода Мар-Илия должен был управлять южной, Барандузской частью Урмии, епископ Супурганский и Урмийский Мар-Ионан – северной, Назлучайской; епископу Мар-Аврааму доставалось в управление селение Марсаргиз 1904, январь – учреждение по инициативе архимандрита Кирилла «Кирилло-Сергиевского Урмийского братства» для содействия утверждению Православия в Урмии и обращению несториан в Православие 1904,12  февраля – прием императором Николаем II архимандрита Кирилла перед его отъездом в Персию

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I. Npen. Антоний Печерский, основатель русского монашества, память коего совершается ныне, родился в 983 году, в городе Любече, в Черниговской губернии, и назван Антипой. С детства возлюбив Господа, он пошел на святую Афонскую гору и принял монашество с именем Антония. В тесной пещере, иссеченной в скале над морем, он начал вести строгую жизнь. Но потом Бог повелел игумену, постригшему Антония, отпустить его в Россию. Игумен исполнил это повеление и, прощаясь, сказал Антонию: «благословение святой горы да будет над тобой». В Киеве Антоний обходил монастыри, основанные греческими иноками, но, не видя в них строгого общежития, водворился над берегом Днепра, близ Берестова, загородного села великого князя. Здесь он уединился в пещеру, ископанную священником Иларионом, впоследствии митрополитом Киевским. Стали приходить к Антонию ревнители благочестия, кто за благословением, кто с желанием подвизаться вместе с ним. Пришедший к нему священник Никон постригал приходящих. Когда к Антонию собралось до 12-ти братий, он поставил для них игуменом Варлаама, сына княжеского боярина, а сам переселился в другую пещеру, в 100 саженях от первой. Она послужила началом ближних пещер. Когда Варлаам перешел, по приказанию великого князя, в другой монастырь, Антоний поставил в игумены преп. Феодосия и благословил братию на построение малой деревянной церкви над пещерами. Потом, на уступленной великим князем горе, иноки построили новую церковь и, поставив келлии, оградили их стеною. Так основался монастырь Киево-Печерский, привлекающий множество богомольцев со всех концов России. Господь прославил Антония даром чудес, и хотя он, по смирению, хранил этот дар в тайне, но слава его возрастала. С умножением иноков явилась нужда построить обширную каменную церковь. Вскоре чудеса показали им, что Господь благословляет построение церкви. Над местом постройки видели, по ночам, необычайный свет. Из Царьграда пришли четыре зодчих, которых прислала Сама Пресвятая Дева Мария. Она в чудном видении явилась им во Влахернском храме и дала денег и местночтимую икону Успения. Место для постройки указал Антонию Сам Бог, и великий князь охотно уступил это место. Благословив основание каменного храма, Антоний скончался 90 лет от роду, в 1073 году по Р. Х. Он был погребен в той же пещере, в которой скончался, но мощи его сокрыты от взора человеческого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

15 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «С сим спасительным именем и благовестием взаимно подаю Вам, Отец Наместник, целование радости, мира и любви, такожде и братии святыя обители, от старейшего до юнейшего. Все, по благодати чада Отца Небесного с детскою простотою да объемлем друг друга, подобно детям еврейским, взывая к воскресшему Господу: о Господи, спаси, о Господи, споспеши всех и каждого благоугождению пред Тобою и спасению» (Письма преподобному Антонию. С. 296. 372). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «На француза Вы, Отец Наместник, кажется, довольно прогневались, да и меня едва ли не подозреваете в том, что я сложился с помыслами француза. Но я Вам сказал, что одно из его обвинений может иногда оказаться не совсем неосновательным, именно что в праздник иногда поют с излишним вниманием к искусству и потому с ущербом внутреннего внимания. Сие однажды случилось мне заметить в пении славословия в праздник в сравнении с пением того же славословия на полупраздничной всенощной дня Полтавской победы» (Письма преподобному Антонию. С. 296. 373). 16 апреля. Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Не дал я Вам ответа о Вениаминове; потому что трудно поставить решительную мысль. Как его дали нам посторонние: то, может быть, не худо было бы Вам с довольною откровенностию написать о нем к директору духовно-учебнаго управления» (Письма. 1888. С. 142). 17 апреля. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения наследника престола. Проповедь произнесена протоиереем Казанского собора Сергием Алексеевым (МВ. 1843. 47. с. 277). Донесение Св. Синоду о представлении митрополита иллиопольского Неофита Св. Синоду для получения книги для вписания приношений в пользу Антиохийской Церкви: «Как по братолюбию, так и по уважению необычнаго для преосвященнаго Неофита положения, в новом и неизвестном круге людей, я долгом поставляю не отречься от возлагаемаго им на меня посредничества и потому о вышеизложенных просьбах его благопочтительнейше доношу Святейшему Синоду на милостивое усмотрение и разрешение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 175. 9951).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

12 мая. Резолюция на следственных ответах священника по обвинению его помещиком в буйном нраве и неподобающем поведении: «Жалоба помещика не в узаконенной форме и не представляет доказательств. Свидетельство прежняго помещика, неоднократно мне известное, говорит в пользу священника. Тем не менее сильно изъявляемое неудовольствие помещика заставляет опасаться затруднений впредь, есть ли священник останется на сем месте. Священник в допросе позволил себе неприличную священнику преимущественно и всякому законом возбраненную неосторожность, употребив о помещике выражения: злонамеренный донос, и обличает себя во лжи, и притом без ясных доказательств Есть ли бы священник не согласился служить литургию в 10 часов утра, потому что ранее нужно для удобства сельских обывателей: то мог быть оправдан и заслужить доверие. Но он говорит о труде для своего здоровья, и тем дает некоторое вероятие показанию помещика К прекращению неудовольствий, священника Березкина отвести от сего места, поставив ему на вид неосторожные вышеозначенные поступки, и подтвердив, чтобы в деле и слове сохранял достойное священника благоразумие, осторожность и кротость» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 34. 10030). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Уже я писал Вам, что к Троицыну дню быть у вас надеюсь. Здоровье мое худо поправляется, и обветшание храмины телесной постояннее прежнего ощущается» (Письма преподобному Антонию. С. 328. 427). 15 мая. Письмо князю C. М. Голицыну: «Господь да сохранит безценныя для России здравия. Должно нам крепко молиться о сем, но видно, и молиться надобно в тайной храмине» (Письма. 1884. С. 43. 45). 17 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О ските чем меньше говорить, тем лучше. Если Бог благословит дело, оно скажет само себя. Когда меня спрашивают о сем, я говорю, что сберегаю древнюю достопамятную церковь , найдя ей место, на котором было бы ей находиться прилично и полезно, вместо прежнего, на котором ей нельзя было оставаться. Некоторым сказал я и то, что есть мысли завести в ней непрерывное чтение Псалтири» (Письма преподобному Антонию. С. 329. 428).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

11 августа. Резолюция на консисторском определении о взыскании штрафа с церковнослужителей за несвоевременное ведение приходо-расходных книг: «В скудное время денежное взыскание неудобно. Священник виноват более всех: велеть ему в Коломенском соборе при Богослужении положить в три дня по сту поклонов. Диакону за недонесение о беспорядке положить двадцать пять поклонов в церкви благочиннаго» (Резолюции. Т. 4. С. 141. 9337). 16 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сие доставят Вам, Отец Наместник, Дивеевские. Их полтораста человек терпят голод и спрашивают меня, что делать. Где собрать столько пособия, чтобы пропитать столько? Я предложил им на время разойтись туда, откуда кто пришел. Говорят, не желают. Надоумьте их и меня» (Письма преподобному Антонию. С. 220. 269). 18 августа. Резолюция на консисторском определении о совершении литургии: «От того, что в праздник Рождества Христова служение было только в тесной теплой церкви, а в пространной холодной не было, без сомнения, очень много народа лишено было возможности слушать Божественную службу; а причина, предоставляемая тому причтом, якобы нужно было служить собором, есть вовсе неосновательная и нерассудительная; ибо собором служить положено при избытке священников, а не с тем чтобы лишить народ службы» (Резолюции. Т. 4. С. 141–142. 9338). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О чиновнике, о котором пишете, мне не раз говорили, что он приходит выведывать и даже что он мне сделал вред, донося, чего нет. А он хвалится, что многих спасает по случаям своей службы. Господь ведает сердца и дела тайные. Мне слышанное о нем не препятствует принимать его спокойно, но скучаю долгими беседами его и утомляюсь» (Письма преподобному Антонию. С. 220. 270). 21 августа. Служение литургии и молебна, произнесено Слово в Успенском соборе в годовщину коронования императора Николая Павловича (МВ. 1840. 68. С. 536). Письмо M. М. Тучковой: «С сестрою Елисаветою 76 беседовали мы об избрании у вас казначеи. Она дивится, что некоторые желают сего послушания. Если подлинно желают, то дивлюсь и я. Отказываться от послушания было бы неправильно, а желать – больше неправильно. Выбирать надобно не желающих, а знающих дело и имеющих силу понести труды и немощи немощных» (Письма к игумении Марии. С. 54. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

30 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Простите, Отец Наместник, что долго не пишу. В Москве не более досужно, нежели в Петербурге» (Письма преподобному Антонию. С. 216. 262). 1 июня. Письмо епископу Василию (Лужинскому) 72 : «...я предписал Консистории объявить всем приходским священникам, чтобы они, вникая в положение бедных прихожан, тем из них, которые окажутся нуждающимися и которые посему желают получить свидетельства для получения хлеба по уменьшенным ценам, таковыя свидетельства выдавали без замедления» (ДЧ. 1891. Ч. 3. 11. С. 483). 2 июня. Резолюция на рапорте благочинного об иконе Божией Матери «Живоносный Источник», внесенной солдаткой в церковь : «Молебствия пред иконою для желающих совершать невозбранно. Иконы из церкви не выносить впредь до усмотрения. Будут ли приходить богомольцы, в значительном ли числе, и не будет ли происходить чего особенного, о том доносить мне еженедельно» (Резолюции. Т. 4. С. 128. 9307). 3 июня. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вот, Отец Наместник, мой вклад в церковь преподобного Никона. Препровождаемый при сем образ Господа Вседержителя, обложенный камнями и жемчугом, положите на препровождаемое при сем Евангелие» (Письма преподобному Антонию. С. 216. 263). 4 июня. Резолюция на мнении епископа Виталия (Щепетева) об отказе священнику по увольнении его за штат определить на это место его сына для помощи родителям: «Поскольку священник признаёт себя обезножевшим и потому при шестидесятилетней старости к продолжению службы ненадежен; и поскольку для пропитания имеет он сына, диакона, и, как свидетельствуют прихожане, каменный, на белой земле, дом, приносящий 1400 руб. дохода: то уволить его от службы с отобранием документов на звание» (Резолюции. Т. 4. С. 128. 9308). 7 июня. Резолюция на консисторской справке о просителях на вновь открытое диаконское место при церкви: «Сличив сию справку с истребованным делом, нахожу, что в справке пропущена важная часть определения: предоставить прихожанам избрать достойнаго. Как из сих просителей ни который прихожанами не избран, то ожидать предоставленного прихожанами избрания» (Резолюции. Т. 4. С. 128–129. 9309).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

I. Преподобный Антоний Печерский, основатель русского монашества, память коего совершается ныне, родился в 983 году, в городе Любече, в Черниговской губернии, и назван Антипою. С детства возлюбив Господа, он пошел на святую Афонскую гору и принял монашество с именем Антония. В тесной пещере, иссеченной в скале над морем, он начал вести строгую жизнь. Но потом Бог повелел игумену, постригшему Антония, отпустить его на Русь. Игумен исполнил это повеление и, прощаясь, сказал Антонию: «благословение святой горы да будет над тобою». В Киеве Антоний обходил монастыри, основанные греческими иноками, но не видя в них строгого общежития, водворился над берегом Днепра, близ Берестова, загородного села великого князя. Здесь он уединился в пещеру, ископанную священником Иларионом, впоследствии митрополитом киевским. Стали приходить к Антонию ревнители благочестия, кто за благословением, кто с желанием подвизаться вместе с ним. Пришедший к нему священник Никон постригал приходящих. Когда к Антонию собралось до 12-ти братий, он поставил для них игуменом Варлаама, сына княжеского боярина, а сам переселился в другую пещеру, в 100 саженях от первой. Она послужила началом ближних пещер. Когда Варлаам перешел, по приказанию великого князя, в другой монастырь, Антоний поставил в игумены преподобного Феодосия и благословил братию на построение малой деревянной церкви над пещерами. Потом, на уступленной великим князем горе, иноки построили новую церковь и, поставив келлии, оградили их стеною. Так основался «монастырь Киевопечерский», привлекающий множество богомольцев со всех концов России. Господь прославил Антония даром чудес, и хотя он, по смирению, хранил этот дар в тайне, но слава его возрастала. С умножением иноков явилась нужда построить обширную каменную церковь . Вскоре чудеса показали им, что Господь благословляет построение церкви. Над местом постройки видели, по ночам, необычайный свет. Из Царьграда пришли четыре зодчих, которых прислала Сама Пресвятая Дева Мария. Она в чудном видении явились им во Влахернском храме и дала денег и местночтимую икону Успения. Место для постройки указал Антонию Сам Бог, и великий князь охотно уступил это место. Благословив основание каменного храма, Антоний скончался 90 лет от роду, в 1073 году по Р. Хр. Он был погребен в той же пещере, в которой скончался; но мощи его сокрыты от взора человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Находясь однажды в таком раздумьи, он вспомнил, когда-то еще в родном доме он слышал о великом подвижнике Антонии, подвизавшемся где-то в пустыне. Быстро встал после этого наш отец, помолился Богу и отправился в путь к Антонию с целию получить от него руководственные правила отшельнической жизни. Не легок был переход по пустыни... Но стремление к добру все преодолело... Он скоро пришел к Антонию в «гору», и постучался в запертую дверь его келлии. Преп. Антоний подошел к двери и спросил, кто стучится, и когда узнал, что – Макарий, запер двери и оставил пришельца вне келлии. Наш отец не смутился этим, не ушел, а терпеливо остался ждать за дверями. Это было со стороны великого старца Антония испытанием молодого подвижника. И когда Макарий оказался незлобивым и терпеливым, Антоний отворил дверь. Теперь хозяин с радостию встретил Макария и оказал ему поистине братское гостеприимство. Много беседовали преподобные отцы друг с другом. Макарий откровенно пересказал Антонию все свои мысли и сомнения. Великий старец со вниманием выслушивал молодого подвижника и где нужно утешал его. В разговоре преп. Антоний называл Макария блаженным, согласно его имени и говорил, что он уже давно ждет его прихода, ибо о нем ему – Антонию было откровение. Относительно же борьбы со злыми духами, о чем спрашивал Макарий, последний советовал быть стойким и всегда готовым на борьбу, ибо эта брань со врагом нашего спасения может продолжаться до самой смерти. Понравилось Макарию у св. Антония. Его благодатное настроение духа несомненно передавалось всякому, кто входил с ним в общение, а мирная спокойная обстановка приковывала каждого к нему. И вот наш отец просил Антония благословить ему остаться жить при нем. Но мудрый старец на это отвечал, что Господь Сам определяет Своим избранникам место жительства на земле. Несколько дней жил Макарий у Антония. В это время они вместе молились, вместе занимались и физическим трудом, что тогда входило в круг непременных обязанностей отшельников. Раз преподобные отцы вечером намочили пальмовых ветвей, чтобы потом ночью заняться работой. На утро Антоний спустился в пещеру, куда Макарий складывал свои изготовленные корзины, и увидал их большое количество. И немало подивился Великий старец «силе, исходившей из рук» юного подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010