Управляющий Дубенским деканатом священник Григорий Ненадкевич, по случаю крайней бедности, до которой он доведён воспрещением со стороны Римско-католического духовного начальства отправлять Греко-униатскому духовенству богослужение в Римских костёлах, просит пастырского моего пособия в его крайнем положении. Снисходя к таковому прошению священника Григория Ненадкевича, я назначаю его исправляющим должность настоятеля Черняховского прихода, остающегося праздным после перемещения заседателя консистории Горбацевича к Антопольскому приходу, и предлагаю консистории сделать надлежащее по сему предмету распоряжение. Что же касается церквей, Дубенский деканат составляющих, то Консистория имеет причислить оные к деканату Олыкскому и подчинить благочинному сего последнего деканата Стефану Жирицкому, сделав надлежащее распоряжение о передаче ему, Жирицкому, всех деканальных дел, введении священника Ненадкевича состоящих. Литовской Греко-униатской консистории, от 5 февраля за 32, о совершившемся посвящении в епископский сан архимандрита Жарского и протоиерея Зубко В 21 день истекшего января и 4 сего февраля месяца, вспомоществующу Всевышнему и по чину нашей Церкви, воспоследовало посвящение в сан епископский викариев Литовской Греко-униатской епархии: преосвященных, Пинского Иосафата Жарского и Брестского Антония Зубко, в домашней церкви Греко-униатской духовной коллегии. Предлагаю о сём консистории для надлежащего сведения и объявления всему духовенству Литовской нашей епархии. Литовской Греко-униатской консистории, от 16 февраля за 42, о снабжении восьми монастырей экземплярами двойного пения обедни, для руководства Из числа взятых из С.-Петербурга преосвященным епископом Брестским Антонием десяти экземпляров двойного пения обедни я предназначил по одному экземпляру для монастырей: Виленского, Борунского, Гродненского, Супрасльского, Кобринского, Бытенского, Тороканского и Мелецкого; для чего предлагаю консистории сии нотные пения от преосвященного Антония принять, оные по принадлежности препроводить к настоятелям означенных монастырей, вменить им в обязанность завести у себя по таковому руководству согласное пение обедни, равно взыскать с них следуемые за сии экземпляры деньги и возвратить таковые преосвященному Антонию. Викарному епископу Антонию Зубко, от 19 февраля за 45, о поручении ему рукоположить приготовленных к священству ставленников, и снять священнический сан с иеромонаха Лавриновича

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Получив сведение, что священник Павел Чудинович, бывший при Жолкинской ныне Православной церкви, состоит под следствием за противозаконные поступки в отношении прихожан означенной Жолкинской церкви, я нахожу нужным, чтобы, впредь до окончания над сим священником следствия и суда и до дальнейшего моего распоряжения, Лешнянская церковь с её фундушем не были отдаваемы в её распоряжение; но чтобы он, Чудинович, состоял при сей церкви единственно для отправления богослужения и удовлетворения духовными требами прихожан сей церкви, имея содержание от вдовы покойного благочинного Наркевича, и чтобы над ним, Чудиновичем, учреждён был посредством местного благочинного строгий надзор. О чём предлагаю консистории к надлежащему распоряжению, в пополнение предложения моего, от 26 сего июня за 253 оной данного. Правление Литовской Греко-униатской семинарии, от 29 июня за 278, о высылке из Жировиц и Кобриня по нескольку учеников в Супрасльское новооткрытое училище для составления высшего отделения Поручив консистории перевести в Супрасльский монастырь из Жировиц иеромонаха Венедикта Филиповича, а из Кобринского монастыря учителя иеромонаха Иосафата Гомолицкого, я предлагаю правлению семинарии отправить вместе с сими иеромонахами из Жировиц и Кобриня по нескольку воспитанников на фундушевое содержание в Супрасльское уездное духовное училище, для составления в сём училище с самого открытия оного высшего отделения. С сим вместе извещается правление семинарии, что я предложил консистории известить Греко-униатское духовенство Белостокской области, а также Гродненского, Волковыского и Пружанского деканатов, что с 1 сентября сего года откроется в Супрасльском монастыре уездное духовное училище, и что оное духовенство может посылать детей своих для воспитания в сём училище. Викарному епископу Антонию Зубко, от 12 июля за 292, об открытии при Мелецком уездном и приходского духовного училища Для Мелецкого уездного училища необходимо нужно и училище приходское, для надлежащего приготовления духовного юношества, поступающего сюда без познаний, нужных воспитанникам уездного училища. Я дал о сём надлежащие приказания как настоятелю Мелецкого монастыря, так и смотрителю училища; а вашему преосвященству поручаю распорядиться в правлении семинарии о назначении в Мельцы учителя для приходского училища из воспитанников, кончивших курс наук в епархиальной семинарии. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 15 июля за 293, с донесением об обозрении Кобринского и Мелецкого духовных училищ, и о запущении Кобринского монастыря архимандритом Слободским

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1007 Любеч (Любец) принадлежит к числу доисторических городов Руси, существовавших уже перед прибытием Варягов,– летопись под 882г., при Олеге он был в числе главных городов, в которых сидели его «велиции князи»,– ibid. под 907г.. В последующее время он не играл никакой политической роли, оставаясь постоянно пригородным (не княжеским) городом в Черниговском уделе и имев известность только тем, что близь него была «вся жизнь» Черниговских князей, т. е. их сёла с сельско-хозяйствеными заведениями,– Ипатская летопись под 1148г. и 1149г., 2 издание стр. 251 и 254 sqq. В историческом отношении Любеч известен во-первых, сражением Ярослава со Святополком в 1016г., во-вторых,– большим съездом князей «на устроенье (взаимного) мира» в 1097г. В настоящее время он – заштатный город или местечко. 1008 Преподобный Антоний не принимал сана священства, оставаясь простым монахом, н можно думать, что он был человек неграмотный; а это более, хотя вовсе и нерешительно, говорит за его происхождение из мещано-крестьянства, чем боярства. 1009 В летописи по спискам Лаврентьевскому и Ипатскому и наибольшей части других говорится: «бе некий человек именем мирским от града Любча», без обозначения мирского имени Антония; но в некоторых немногих списках (так называемый Переяславский летописец,– во Временнике Общества Истории и Древностей книга 9 стр. 45 начало и одна Синодальная летопись,– у Погодина в издании Супрасльской летописи стр. 164) выставлено это имя и есть Антипа. Гораздо вероятнее думать не так, что в большинстве списков пропуск имени, а так, что оно было неизвестно летописцу и что в позднейших немногих списках оно выставлено самими переписчиками и редакторами последних, водившимися тем соображением, что монашеские имена давались начинавшиеся с одной буквы с мирскими. (Чего в древнее время, впрочем, вовсе не было) и подобравшими мирское имя наиболее подходящее к монашескому (Ант-ипа, Ант-оний). 1010 «Взложи сему (мирскому человеку, неизвестному по имени, после Антонию) Бог в сердце в страну ити»; «в страну» тут значит в иную страну, за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Желая с большею точностью вникнуть в настоящее положение церквей и духовенства Литовской епархии, я положил осмотреть оные церкви чрез благонадёжных духовных чиновников. Осмотр церквей Новогрудского благочиния принял на себя преосвященный Михаил, епископ Брестский. Засим предлагаю консистории поручить осмотр церквей: Ошмянского и Лидского благочиний Новогрудскому благочинному соборному протоиерею Иоанну Гомолицкому; Гродненского благочиния протоиерею Гродненского собора Василию Попову; Белостокского и Бельского благочиний архимандриту Гродненского монастыря Игнатию; Каменецкого и Высоколитовского благочиний архимандриту Супрасльского монастыря Никодиму; Кобринского благочиния соборному протоиерею Михаилу Бобровскому; Волковыского и Пружанского благочиний председателю консистории соборному протоиерею Антонию Тупальскому; Дорогичинского благочиния заседателю консистории протоиерею Григорию Куцевичу; Слонимского благочиния заседателю консистории Виктору Гомолицкому; Ратненского, Ковельского и Каменокоширского благочиний, благочинному Полескому протоиерею Ситкевичу; Овручского, Радомысльского и Сквирского благочиний, архимандриту Тригурского монастыря Леонтию. Духовные сии, вникнув по обыкновению в положение церквей и их достояния, должны в особенности обратить внимание: 1) находится ли по церквам всё нужное для совершения правильного богослужения по чину нашей Православной Церкви; 2) знают ли священники таковое богослужение и совершают ли оное со всею точностью; 3) при которых церквах есть дьячки, знающие хорошо пение и богослужение, а при которых нет; 4) исполняют ли священники и причётники рачительно свои обязанности в отношении церкви и прихожан, равно ведут ли себя трезвенно и благонравно; 5) знают ли дети тех священников и причётников необходимые молитвы на славянском языке. О донесениях, какие получены будут от помянутых духовных, консистория имеет мне представить для надлежащих распоряжений. 58. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 2, 5, 7, 8, 10, 17, 23 и 27 июня; 5 июля; 12 августа; 2, 9, 17 и 22 сентября 1840 г.; 1, 13, 28 мая; 1, 12, 13, 14 июня; 8, 14, 28 июля; 7, 14, 30 августа; 6 и 10 сентября 1841 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Засим долгом считаю обратиться к вашему сиятельству с покорнейшею просьбою, чтобы местные владельцы были приглашены к починке помянутой выше Сынковицкой церкви, заслуживающей это и как храм молитвы их крестьян, и как весьма достопримечательный памятник древности. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому, от 29 апреля за 190, с поручением ему возложить всемилостивейше пожалованные награды на удостоенных духовных сановников По всеподданнейшему докладу г. обер-прокурора Святейшего Синода, вследствие моего ходатайства, Высочайше повелено в 23 день сего апреля возвести в архимандриты игумена Супрасльского монастыря, ректора тамошнего уездного училища Никодима, и в младшие соборные протоиереи с пожалованием, на основании указа 22 апреля 1828 года, золотых наперсных крестов и пенсии из сумм Греко-униатского духовного ведомства, благочинного протоиерея Иоанна Гомолицкого, профессора Литовской семинарии и заседателя консистории Плакида Янковского; всемилостивейше пожалованы: орденом св. Владимира 3 степени, председатель Литовской консистории старший соборный протоиерей Антоний Тупальский; орденом св. Анны 3 степени: вице-председатель Литовской консистории протоиерей Михаил Голубович и исправляющий должность ректора Литовской семинарии магистр Гомолицкий; золотыми наперсными крестами: игумен состоящих при Жировицком кафедральном соборе монахов член консистории Иоасаф, исправляющей должность инспектора Литовской семинарии иеромонах Игнатий и состоящий при мне в должности секретаря иеромонах Фавст; камилавками: протоиереи благочинные: Дорогичинский Фёдор Горбацевич, Полеский Прокофий Ситкевич и Слонимский Стефан Центковский; скуфьями: благочинные Луцкий протоиерей Андрей Червяковский, Пружанский Лев Ячиновский, Лидский Самсон Брен, Волковыский Василий Протасевич и Слуцкий Николай Наркевич. Его Императорскому Величеству благоугодно было при сём изъявить Высочайшее соизволение, чтобы наперсные кресты, скуфьи и камилавки были пожалованы из кабинета. Вследствие чего поручаю вашему преосвященству:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304/III. 21. Л. 231 об.) Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304/III. 21. Л. 231 об.) Его подражателю, псковскому агиографу XVI в. Василию (Варлааму), принадлежат Жития (и новые редакции Житий) прп. Евфросина Псковского, блгв. кн. Всеволода (Гавриила), прп. Саввы Крыпецкого (эти Жития, написанные до 1552, вошли в Успенский и Царский списки ВМЧ), святителей Нифонта и Никиты, епископов Новгородских, сщмч. Исидора Юрьевского. Кроме того, им написано 5 служб (по мнению В. П. Адриановой-Перетц, также и Похвальное слово прп. Алексию, человеку Божию (см.: Адрианова-Перетц. 1922)). Следует отметить, что ряд преподобнических житий (в первую очередь жития основателей монастырей) имел функцию передачи монастырского устава, чаще в форме предсмертного наставления игумена братии, иногда в виде специального раздела жития, как, напр., в пахомиевском Житии прп. Кирилла Белозерского (начиная со слов: «Бяше же устав блаженаго Кириила...» - БЛДР. СПб., 1999. Т. 7. С. 156-162). Предания о св. игуменах рус. монастырей зафиксированы в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих» прп. Иосифа Волоцкого (10-я гл. «Духовной грамоты», см.: Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 98-112). Вероятно, в 10-х гг. XVI в. (во всяком случае не позднее 40-х гг. XVI в.) в Супрасльском мон-ре или по заказу его братии на Афоне было написано пространное проложное Житие со стихом, посвященное прмч. Антонию Супрасльскому, подвизавшемуся в нач. XVI в. на Афоне и замученному турками в Фессалонике. Между посл. четв. XIV и посл. четв. XV в. на Русь попало неск. редакций стишного Пролога, переведенного южнослав. книжниками в XIV в. (подробнее см.: Турилов А. А. К истории Стишного пролога на Руси//ДРВМ. 2006. 1(23). С. 70-75). Формирование общерус.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Впрочем, я перевил священника Чудиновича в Слуцкий уезд, дабы он среди Православного духовенства мог быть на глазах у вашего преосвященства; а сверх того, я не премину иметь в виду благочинного Ляцевича и священника Стрелку, более других по настоящему делу замешанных. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 23 июня за 263, с донесением о скором выезде преосвященного Иосифа в Гродненскую и Волынскую губернии для осмотра церквей и духовных училищ В наступающее воскресенье я намерен отправиться по Гродненской и Волынской губерниям для осмотра церквей Литовской епархии. Желая при сём случае видеть сколько возможно более подведомого мне духовенства, я назначил особые сроки для собрания оного в определенных местах, а именно: в Пружане, Кобрине, Дрогичине, Пинске, Любешове, Мельцах, Жидичине, Ратне, Мокранах, Высоком-Литовском, Клещелях, Бельске, Супрасле, Гродно и Подороске. В предстоящем путешествии я осмотрю уездные духовные училища Кобринское и Мелецкое, а также вновь заводимое Супрасльское, и возвращусь в Жировицы около половины августа месяца. О чём долгом поставляю донести коллегии. Викарному епископу Антонию Зубко, от 28 июня за 264, о поручении ему избрать кандидатов на казённокоштные места в семинарии и училищах Отправляясь для осмотра епархии, я не имею времени заняться подробными соображениями о священнических детях, желающих поступить на фундушевое содержание по семинарии и уездным духовным училищам. Посему поручаю усмотрению вашего преосвященства приём означенных детей, предоставляя себе утверждение впоследствии вашего назначения. С сим вместе имею честь препроводить к вашему преосвященству и список кандидатов для помещения на казённом содержали, консисторией составленный. Председателю Литовской Греко-униатской консистории Тупальскому, от 28 июня за 267, о поручении его ведению причётников, вызванных в Жировицы для испытания и обучения, и об учреждении дьячковского училища Отправляясь для осмотра епархии, я не буду в состоянии заняться лично вызванными к кафедральному собору церковнослужителями. Для сего и поручаю вашему высокопреподобию как полное начальствование над сими церковнослужителями, так и все распоряжения о приёме и высылке оных. Вы имеете подвергать их еженедельно испытанию, пред назначенными мною экзаменаторами, со внесением мнения об их познаниях, способности и поведении в общий журнал. За всех церковнослужителей вы, с согласия преосвященного Антония, изберёте тридцать для учреждаемого дьячковского училища и переведёте их в приготовленное уже для сего помещение с содержанием от семинарии. Остальных засим причётников, приучив по возможности к церковному пению и правильному по обряду нашей Церкви богослужению, вы отошлёте обратно к прежним местам, впредь до дальнейшего моего распоряжения. Литовской Греко-униатской консистории, от 29 июня за 274, об оставлении только временно при Лешнянской церкви священника Чудиновича, состоящего под делом о возмущении Жолкинских Православных прихожан

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вот что говорится на одной из первых страниц ее: «Славяне ове, пришедше, седоша на Висле реце и прозывашеся Ляхове, а иныя Поморяне, такожде и тыя славяне седоша по Днепру и нарекошася Поляне, а друзия Древляне зане седоша в лесех, а инии седоша межи Припятию и Двиною и нарекошася Драговичи, а друзии Полочане реки ради Полоты». Далее повествуется: «В лете (859) взимаху Варязи дань на Чуде за морем и на Словенех и на Мери и на весех, и на Кривичах (Белорусах), а козаре имяху дани на Полянех по беле з дыма. В лете (988) крещена бысть русская земля князем Владимером». В другой летописи же Нестора говорится под 983 годом: «Иде Володимир на Ятваги и взя их землю». Под 1038 г.: «Иде Ярослав на Ятваги». Под 1040 г.: «Иде Ярослав на Мазовшаны в лодьях». Под 1047 г.: «Ярослав иде на Мазовшан и победи и мнозих уби». Были в Супрасльском монастыре и другие замечательныя рукописи, как видно из означенной описи, а также из суммы книг, переданных в Виленскую Публичную библиотеку. (Всех книг было передано 1109 и 191 докум.). Туда передан был тоже Субботник или помянник, начатый при первом смоленском епископе Иосифе Солтане, а именно, около 1500 года. Вскоре после в Супрасльском монастыре была заведена типография, выпускавшая из своей друкарни бесконечное множество всякого рода книг. Вероятно, типографское дело и было причиною того, что в Супрасле к 1668 г. оказалось такое множество рукописей и печатных книг. Великий успех дела Супрасльской типографии возбудил зависть в Краковской Академии, старавшейся ограничить престиж Супрасльской типографии, но ее защитил польский король Станислав Август, сдавший ей в 1790 г. грамоту, в которой сказано: «Отцы закона св. Василия Супрасльского архимандритства более чем сто лет содержат в Супрасле для пользы своей общины и общей выгоды общества печатню». Кажется, особенно процветала типография при митрополите Льве Кишке, который был священно-архимандритом. Супральский монастырь с 1708 по 1728 г. – великие доходы монастырской типографии дали ему возможность основанное прежде монастырское подворье в Варшаве для служения и преподания таинств обывателям, живущим в Варшаве, и исповедующим греко-униатский обряд, или приезжающим на сейм, или проживающим в Данциге (стр. 225), всячески обстроить и обратить его в целый дворец (270). В 1781 г. 12 мая совершилась закладка новой церкви в Супрасльско-Варшавском подворье в честь Усп. Б. Матери. Первый камень положил нунций, а король покрыл его известью, ударив молотком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Похвальное слово прп. Антонию Сийскому («Слово похвалное преподобнаго отца нашего игумена Антония Сийскаго чюдотворца» - БАН. Арханг. 250. Л. 215-233 об.) И. написал по повелению Новгородского архиеп. Александра и сийского игум. Питирима. Составленное в жанре торжественного красноречия, Похвальное слово связано с Житием, в заключительной части Слова упоминаются основные моменты биографии прп. Антония, чудотворения по молитвам к святому, в частности исцеления игум. Питирима и инока Леонида. Похвальное слово обычно переписывалось вместе с Житием прп. Антония как его завершающая часть. Служба прп. Антонию Сийскому («Месяца декабря в 7... в той же день празднуем преподобному отцу нашему Антонию, чюдотворцу Сийскому, иже на Михайлове езере в постех просиавшьму» - Там же. Л. 59-84 об.) была создана И. примерно в одно время с Житием и Похвальным словом и по содержанию соотносится с ними. Служба представляет собой всенощное бдение с 2 канонами прп. Антонию, содержащими акростих, и с каноном Благовещению Пресв. Богородицы. В 1645 г. в Москве служба почти без изменений была издана в составе Минеи на дек. (Л. 75 об.- 96). В 1579 г. игум. Питирим и ученик прп. Антония старец Филофей привезли в Москву составленный И. корпус текстов, посвященных прп. Антонию Сийскому, и обратились к царевичу Иоанну Иоанновичу с просьбой о содействии в канонизации основателя Сийского мон-ря. Царевич Иоанн, «любовию распаляем ко святому», принялся за переработку агиографических сочинений и составил новую службу, после чего митр. Антонию и царю Иоанну IV Васильевичу были представлены для рассмотрения служба прп. Антонию в редакции царевича Иоанна и Житие святого с Похвальным словом в редакции И. Эти события описаны царевичем в ст. «Сие исповедание известно, еже кым преписано бысть Житие святаго отца нашего Антония» (РНБ. ОСРК. O.I. 22. Л. 385 об.- 390, 70-е гг. XVI в.; см.: Рыжова. 2000. С. 49-60). Созданное И. Житие прп. Антония практически целиком вошло в новую редакцию произведения, написанную в 1579 г. царевичем Иоанном Иоанновичем, на нее ориентировались составители Сийской и Проложной редакций текста на рубеже XVI и XVII вв., автор новой переработки произведения в 60-х гг. XVII в. игум. Антониева Сийского мон-ря Феодосий, а также архим. Антониева Сийского мон-ря Никодим, с чьим именем связано появление в XVIII в. Виршевой и Исторической редакций.

http://pravenc.ru/text/578316.html

2068 Там же, стр. 427–431. Обь исторических обстоятельствах этого посещения владыкою города Богородска (к Берлюковской пустыни) и освящения храмов, см. там же, примечания и в Письмах Филарета к Антонию, IV, 51. 2071 Кроме того, он жертвовал и на Дивеевское общежитие, о котором имели попечение святитель Филарет и наместник Лавры архимандрит Антоний, о чем срав. Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 196–197. 2072 Здесь разумеется, конечно, упомянутый А. Г. Попок, о котором еще в 1857 году святитель Филарет писал архимандриту Антонию: «Алексей Гаврилович Попов добрый человек, и усердно берется строить храм. Посему хорошо споспешествовать ему в удобном получении материала». См. Письма Филарета к Антонию, IV, 60. 2073 Действительно, не долго спустя после смерти А Г. Попова, материальные средства его наследников так уменьшились, что дела фарфорового завода прекратились и как их владение, так и эти дела перешли к другим владельцам (Фоминым, устроившим, на месте фарфоровой, мануфактурную фабрику). 2077 Письма Филарета к Антонию, IV, 240. Он был на столько стар, что его уже в креслах привезли на освящение храма. 2082 По желанию храмоздателей, в виду отсутствия самого архипастыря Московского, решено было 17 сентября освятить лишь придельный храм, освящение же главного престола оставить до ожидавшего прибытия самого владыка, о чем см. Письма Филарета к Антонию, IV, 349. 2085 Быть может, святитель-вития представлял в уме при этом свое собственное путешествие в Коломну. 2088 Из участвовавших в городском управлении, которое заявляло свои права на распоряжение соборным храмом, как таковым, а не приходским. 2092 Об отношении святителя Филарета к Филиппушке, в монашестве Филарету, в схиме Филиппу), основавшему киновию близ Гефсиманского скита, и там погребенному († 1866) см. в Письмах Филарета к Антонию, II, 327, 421, 433; III, 27, 50, 68; IV, 30–32, 274–275, 526–532; Душеполезное Чтение, 1892, II, 432; – к И. Я Корейше († 1861); Письма Филарета к Антонию, II, 121; III, 28; IV, 308.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010