390 Он даже усиливался утвердить исключительное, церковное и учебное, общественное и домашнее употребление славянской Библии, церковным авторитетом, как это сделано в римско-католической церкви относительно Вульгаты. См. статью И. А. Чистовича «История перевода Библии на русский язык» в Христианском Чтении 1872, II, 91. 391 Эта замечательная записка в подлиннике хранится в библиотеке Московской духовной академии. Текст её можно читать в письмах Филарета к наместнику лавры Антонию II, 14–17, Москва, 1878; Собрание мнений и отзывов Филарета, III, 54–56. СПб. 1885 и т.д. 392 Христианское Чтение, 1872, II, 118; срав. Чтения в обществе истории и древностей 1869, кн. IV. Подробности см. в Филаретовском Юбилейном Сборнике, II, 313 и дальше. В числе бумаг Филарета, хранящихся в библиотеке Московской духовной академии, находятся любопытные рукописные документы по сему делу в пакете 2. 393 Копию с этой записки владыка прислал отцу Антонию при письме к нему от 12 марта того же года. См. Письма Филарета к Антонию, II, 11. Москва, 1878. 395 В помянутом выше дневнике Филарета («Памятной книжке») под 10 марта 1842 года заносимо: «Болезненность заставила меня прежде времени выехать из Святейшего Синода и тем Бог сохранил меня от слышания несколько трудного». См. Письма Филарета к Антонию, II, 14. Болезненность состояла ближе всего в головокружении, о чем см. Письма Филарета к викарию Виталию (Щепетеву) в Православном Обозрении 1887, I, 464. 397 «Мысли и чувствования митрополита Филарета по делу отобрания литографированного перевода книг Ветхого Завета» в Православном Обозрении, 1878, I, 117. 399 Здесь Филарет ближе всего разумеет Филарета киевского, также не вполне искренно действовавшего по началу дела о литографированных переводах и Петербурге, о чем см. письма Филарета Черниговскому к А. В. Горскому в Прибавлениях к Творениям святых отцов, 1883, 31, 243. 401 В прежних резолюциях по таким случаям обыкновенно, вместе с дозволением ехать из Петербурга, указывалось и то, что возвращение сюда снова потребуется в более или менее близком будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

15 июля. Резолюция на консисторском определении о взыскании с бывшего ризничего денег за утраченный крест с мощами: «Поскольку в описании креста упоминается о частицах св. мощей, то в сем заключается утрата невознаградимая и злоупотребление важнейшее; посему, есть ли иеромонах Амвросий в течении трех недель креста в целости не представит, в предупреждение подобных злоупотреблений, есть ли бы сей пример остался без ответственности, запретить ему свяшеннослужение впредь до усмотрения» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 31. 9652). 16 июля. Резолюция на отношении московского гражданского губернатора о принятии в духовное ведомство в дар Боголюбской иконы Божией Матери и денег (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 88. 9770). 17 июля. Резолюция на прошении пономаря об определении его в монастырь, а на его место – двоюродного брата: «Спасения ищет, или место продает? Есть причина подозрения в последнем, потому что просит не в порядке, без ведома священника и прихожан. Объявить, что, есть ли истинно ищет пути спасения в монастыре > то просил бы о том с согласия настоятеля без условий о месте» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 31–32. 9653). 18 июля. Резолюция на выписке из консисторского реестра о командировании грамотных причетников для работы с землемерами: «Как закон требует для подписи за неграмотных священника или причетника, то командировать для сего преимущественно диаконов и причетников; потому что священники более заняты приходскими обязанностями, требующими неотложного исполнения» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1.С. 32. 9654). 19 июля. Резолюция на консисторском определении об оставлении без удовлетворения прошения солдатки о вступлении во второй брак (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 32. 9655). 20 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Князь Александр Николаевич Голицын приехал. Приятно видеть его мирное устроение. В Лавре будет он, думаю, в августе» (Письма преподобному Антонию. С. 270. 334). 21 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Князь Александр Николаевич хочет быть в Лавре. Он намерен приехать 2 августа, три дня говеть и в Преображение Господне приобщиться Святых Таин. Если Вас он пожелает иметь духовным отцом, надеюсь, не откажете. Если иеромонаха пожелает, думаю, Макария назначите. Пусть он гостит в моих келлиях. Если нужно для его облегчения, устройте для него служение в домовой церкви» (Письма преподобному Антонию. С. 270. 335).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

За духовными наставлениями Антония помещаются обыкновенно увещания к детям своим монахам (admoniliones ad filios suos, monachos). Эти «увещания» во-многом сходны с правилами, приписываемыми Антонию и также с наставлениями Пахомия и Исаии. В этих «увещаниях» говорится о необходимости для инока подражать старшим монахам, требуется без снисхождения исправлять погрешности братии, о чем тоже говорят и правила Антония (48-е) и правила Пахомия (III, IV и др.). В этих «увещаниях» встречаются и такие наставления: «когда ударяют в колокол (pulsante campana), не ленись идти в церковь » 392 ; «дела церковные должны быть поручены человеку верному», – правила, приложимые к монастырям уже последующих времен. Многие места этих «увещаний» буквально повторяются в правилах Антония. В «увещаниях» напр. говорится: «ешь хлеб свой молчаливо и сиди за столом скромно» 393 ; «голову всегда держи в положении наклоненном к земле и когда кто оскорбляет тебя, говори: Господи помилуй» 394 . В правилах Антония 61 и 75-м, в 25-м и 20 правилах аввы Исаии повторяется тоже буквально. «Увещания» запрещают монаху к трем мерам вина присоединять четвертую; буквально тоже говорится в правилах Исаии (пр. 2). В «увещаниях» говорится: «находясь в кельи, занимайся чтением писания, молитвами к Богу и трудами рук своих»; это же наставление, как уже показано выше, буквально приводится и в правилах Антония (1-м и 62-м) и в правилах Исаии (в 11-м). Таким образом эти «увещания», приписываемые Антонию, отчасти содержать в себе повторение тех же «правил Антония», о которых сказано выше, отчасти представляют смешение правил Исаии, Пахомия, тоже сходных и с «правилами Антония». В конце этих «увещаний» говорится: «я – Антоний дал тебе истинные наставления; знай, что этими наставлениями я вручил тебя Богу. Если будешь исполнят их, то будешь некогда наслаждаться радостью вместе со всеми Ангелами» 395 . Это замечание есть перифраз того, что помещено в заглавии «правил Антония» о необходимости исполнять их. Таким образом в этих «увещаниях», равно как и в «правидах Антония», сходных с ними, не мало указаний на позднейшие к ним привнесения. По этим увещаниям должно было бы выходить, что Антоний, живя в пустыне с своими учениками, имел уже церкви, кампаны, надзирателей за церковным имуществом и вещами. Но между этими «увещаниями», равно как и между приписываемыми Антонию правилами, вероятно есть и такие наставления, которые действительно были сказаны Антонием. Так между ними есть высокие нравственные наставления о любви к ближним, о снисхождении к слабым и пр., отличающиеся духом бесед Антония. Вероятно некоторые из его наставлений потому так часто и повторяются между правилами других подвижников, что эти последние, стараясь подражать Антонию и сохранять его наставления, впоследствии нередко наставляли своих учеников его же словами и мыслями, которые потом вместе с их собственными наставлениями и были преданы письму.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

1868 Вскоре после их присоединения, ради их и для большего удобства их миссионерской деятельности, был основан теперешний Никольский единоверческий монастырь в Москве, на Преображенском кладбище. Открытие этого монастыря последовало 16 мая 1866 года. 1870 См. об освящении Исаакиевского собора и о построении его статьи в Прибавлениях к Церковным Ведомостям, издававшихся при Святейшем Синоде, за 1888 год, 22, стр. 179–592. Статья об освящении собственно принадлежит автору настоящего исследования. 1872 Письма Филарета к родным, стр. 225. Срав Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, I, 68. 1874 Письма Филарета к Антонию, II, 299; III, 192; IV, 300, 227–228, 231; см. Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 520–521. 1875 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 63, Письма Филарета к Антонию, IV, 305–307; Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, 589 и другие. Нельзя опустить без внимания между прочил и того обстоятельства, что святитель Тихон при жизни был ревностным защитником мысли о нужде перевода Библии на русский язык. 1885 См. для сего Письма Филарета к Антонию, IV, 122, 128, 131, 134, 139 160; Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета III, 327–329, 344–349; IV, 205, 211, 355–357; 359–362, 364–365, 370–371; V, 147–151 и другие. 1886 См. Историческое описание московских кремлевских соборов, издание Рычина, стр. 14, Москва, 1881. 1888 Иоанну Даниловичу Калите, при котором и построен Московский Успенский собор в первоначальном его виде. 1890 Сочинения Филарета, V, 479. Срав. 507. В последнем месте, в речи митрополита Филарета государю императору, нарочито указывается на то, что в это время (в 1860 году), по упомянутом устройстве отопления в Успенском соборе, государь изволил слушать литургию в этом соборе, о чем см. также Письма Филарета к Антонию, IV, 246. 1893 Срав. там же, II, 48–50 и примечание. Можно думать, что поэтому и писал Филарет графу Толстому о викарии в указанном выше тоне. 1894 Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 118; Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, III, стр. 168–169, 171–172 «Материалов для истории русской Церкви», и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

30 октября. Резолюция на рапорте игумена о том, что монах начал жить соблазнительно: «Монаха Иоасафа перевесть в Белопесоцкий монастырь, там отдать под особый надзор настоятеля и употребить в низшия послушания и труды» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 61. 10085). 31 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Бог благословит соблюдать сей порядок и совершать чтение и молитву со вниманием сердечным, ко благу души читающих, и о них же молятся» (Письма преподобному Антонию. С. 346. 451). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Милость Господня и мир Вам, Отец Наместник, и братии; а Вы сотворите молитву о милости Господней ко мне и о неоставлении искуситися паче, еже мощи, потому что издали, кажется, готовится мне искушение, по грехам моим» (Письма преподобному Антонию. С. 346. 452). Письмо графу С. Г. Строганову: «Отношением от 10 Апреля, сего 1844 года, 2006, Ваше Сиятельство сообщили мне намерение Ваше открыть в Москве воскресные классы, коих цель должна состоять в развитии изустными наставлениями религиозно-нравственных понятий о священнейших обязанностях человека, и требовали моего содействия к исполнению сего предложения.. В предполагаемых Вами, Милостивый Государь, к открытию воскресных классах, должно быть соблюдаемо предписанное Св. Синодом условие, чтобы наставление производилось в послеполуденные часы. При соблюдении сего условия долгом поставляю с совершенною готовностию споспешествовать общеполезному преднамерению Вашего Сиятельства, как в избрании способных духовных лиц в наставники для сих классов, так и в возбуждении их усердия и деятельности в сем занятии, имеющем существенную связь с обязанностями духовной службы» (ЧОИДР. 1874. Кн. 3. С. 89–­90. – Отд 5. Смесь). Письмо обер-прокурору Св. Синода H. А. Протасову с мнением и заключением о рукописи «Руководство к познанию Закона Божия, составленное для сельского юношества»: «О точности выражений также не везде приложено старание. Например: Вопрос: “И так какия главныя обязанности христианина в сей жизни?” Ответ: “Истинное Богопочитание и искренняя любовь к человекам”. На что здесь Богопочитание ограничено “сею жизнию”? Разве в будущей жизни не будет уже Богопочитания? Размышления требовало самое заглавие катехизиса. Назначение катехизиса очень частное, “для сельскаго юношества” подает мысль, сколько нужно будет катехизисов, если составлять особый для каждаго звания и состояния» (Мнения. Т. III. С. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Боюсь, Отец Наместник, еще затруднения рабу Божию Петру и нам с ним, если пошлют его к Вам. Почему Вы его примете? Он не наш, а прохожий. Почему держать будете, когда у него нет никакого вида? Напишите, что будет и что думаете» (Письма преподобному Антонию. С. 194. 229). Письмо архиепископу Смарагду (Крыжановскому): «Чаадаев за несколько лет пред сим сделался известен по журнальной статье, в которой он не как добрый сын говорит и о восточной Церкви, и о России. Государь император разсудил сие судом Соломоновым: велел послать к Чаадаеву врача посмотреть, в каком состоянии его мозг и нервы. Чаадаев признался, что статья.была написана в минуты безумия. С тех пор я о нем не слыхал и не любопытствовал: ваша жалоба показывает, что этот больной и царским врачеванием не воспользовался. Приехав в Москву, посмотрю, что он говорит В упразднении Комиссии Дух[овных] У[чилищ] есть черта хорошая – сосредоточение духовнаго правления и по ученым предметам в Святейшем Синоде. Были охотники сесть в К. Д. У. и распорядиться ея капиталами, которые уже в Святейшем Синоде не сядут. Как обработаются подробности новаго управления, время покажет. Да молимся о благостоянии святых Божиих церквей, и да стрежем внимательно стражу Господню, во всякое время» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 12. С. 37. – Материалы). 13 мая. Запись в дневнике: «Муч. Гликерии. Из Петерб.» (Дневник). 15 мая. В г. Витебске состоялось оглашение митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) Синодальной грамоты о воссоединении униатов. 21 мая. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в день тезоименитства великого князя Константина Николаевича и великой княгини Елены Павловны и в день рождения великой княжны Елизаветы Михайловны. Проповедь произнесена протоиереем Троицкой церкви на Арбате Сергием Иоанновым (МВ. 1839. 41. С. 274). Письмо наместникуЛавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Посылаю Вам экземпляр нового издания Катехизиса. Другой экземпляр отдайте Вифанскому казначею» (Письма преподобному Антонию. С. 195. 230).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

12 сентября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Господь силою пресвятаго и страшнаго Своего имени, да запретит врагу, хульнику святыни, и душу, им возмущенную, да очистит, да умирит, да утишит и светом благодати Своея да вооружит к отражению приражений тьмы. Благословен Господь, уже наченший посрамлять врага тем, что усиленные его возмущения послужили к открытию болезни и к принятию врачевания» (Письма преподобному Антонию. С. 223. 273). 13 сентября. Письмо E. В. Новосильцевой: «Не должно предаваться мечтам воображения и созидать планы для будущаго века, когда и в настоящем не все бывает по нашим предположениям Как узнать, возрожден ли человек? – спрашиваете Вы. Да нужно ли о сем извещать его? Мысль найти себя возрожденным не повредила ли бы самому делу возрождения? Довольно, что Евангелие показало средство возрождения: веру, молитву, таинства, заповеди. Употребляйте тщательно средства – и верю, Господь совершит Свое дело. Возрожденные от Бога родишася» (Письма. 1911. С. 209). 17 сентября. Предложение консистории о представлении на испытание диакона, который должен был научиться исправнее читать и петь по нотам (Резолюции. Т. 4. С. 143–144. 9343). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Путь мой к Вам, Отец наместник, должен быть из Богородска, вероятно, 23 дня. Впрочем, погода и состояние дорог могут продлить его. Но не озабочивайтесь и не озабочивайте многих ожиданием» (Письма преподобному Антонию. С. 223. 274). 22 сентября. Произнесение Слова на освящение храма Воскресения Христова, в селе Гуслицах: «От храма зависит судьба нашей жизни, которая им благословляется и освящается: но и от нашей жизни зависит судьба самаго храма. Щедро Бог дарует благодать; но не расточает ее напрасно. Верующих, кающихся, исправляющих свою жизнь, благодать святаго храма очищает и освящает; а неверующие, нераскаянно преданные греху, оскорбляют благодать, удаляют и преумножением беззаконий самый храм оскверняют и разрушают. Аще отвращающеся отвратитеся вы, и чада ваша от мене, и не сохраните заповедей Моих, и повелений Моих, – и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергну от лица Моего ( 3Цар. 9: 6, 7 ), т. е. храм, лишенный благодати, будет опустошен и разрушен. Кто не знает, как верно, и как страшно, сей суд Божий исполнился над храмом Соломоновым?» (Сочинения. Т. 4. С. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

При жизни же послушницы Антонии в Бородинском монастыре она была представлена в Бозе почивающей Государыне Императрице Александре Федоровне и сделалась известной некоторым другим Высочайшим особам из царской фамилии. В 1848 году послушница Антония присутствовала при святом миропомазании высоконареченной невесты Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича принцессы Александры Альтенбургской, у которой игуменья Мария была восприемной матерью 37 . Удостоенная аудиенции Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, игуменья Мария нашла возможным представить Государыне и свою духовную дочку Антонию. – «Какая молодая», – заметила об Антонии Государыня Императрица, и затем обратилась к ней с вопросом: «Вы навсегда поступили в монастырь?» – «Надеюсь, что навсегда, Ваше Императорское Величество», ответила юная послушница. Когда у Великого Князя Константина Николаевича родился сын Николай, то игуменья Мария, отправляя Антонию по делам монастыря в Петербург, поручила ей передать на благословение новорожденному икону. Когда послушница Антония явилась с этим поручением к Великому Князю, то он попросил ее, как посланницу игуменьи Марии, самой надеть икону на младенца, что она и исполнила. В 1851 году приведена была в исполнение игуменьею Мариею последняя великая мысль. По высокому ходатайству Великой Княгини Марии Николаевны, был Высочайше утвержден план существующего и в настоящее время в Бородинском монастыре собора во имя Владимирские иконы Божией Матери. Для представления планов проектировавшегося собора на Высочайшее утверждение игуменья Мария посылала в Санкт-Петербург послушницу Антонию. С рекомендациями своей настоятельницы Антония явилась в Петербург к известной своей религиозной настроенностью и любовно-внимательным отношением к нуждам русской церкви представительнице высшего света Татьяне Борисовне Потемкиной, у которой во время поездок в Петербург останавливалась игуменья Мария. Татьяна Борисовна приняла близкое участие в поручении, возложенном на Антонию; Великая Княгиня Мария Николаевна приняла Антонию, обласкала ее и скоро устроила ее дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Письмо матери: «Очень рад буду видеть Вас в Москве. В Лавру отправлюсь не ранее 25 июня, до тех пор не вижу причины и удобности отлучаться из Москвы, разве недалеко и на короткое время. По моему обыкновению, я употребляю теперь весеннее лечение, которое также удерживает от путешествия, хотя разные причины призывают меня в некоторыя места Епархии» (Письма. 1882. С. 367. 29 мая. Резолюция на прошении дьячка о дозволении на свои средства устроить палатку, расположенную между церковью и колокольней, для проживания в ней с семейством: «Пусть разсудит о сем Консистория. А мне кажется, неудобно допустить жить семью над входом в церковь . Иное дело, есть ли бы хотел поселиться человек пожилых лет, ведущий жизнь довольно тихую и безмолвную» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 122. 9838). Резолюция на журнальном определении Консистории о подкинутом мертвом младенце: «Младенец, для сокрытия виновной, подкинут, вероятно, не из близкаго месторождения. Посему нужно было бы спросить многих священников. Есть ли бы один или несколько священников наименовали одного или несколько младенцев незаконнорожденных, сие не привело бы производимаго дела в ясность, ибо могло случиться, что подкинутый младенец совсем не из числа их; а между тем священники, сделавшись доносителями, сделались бы менее доступными для согрешивших, от чего несчастно рожденные младенцы умирали бы без крещения» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 122. 9839). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Путешествует к Вам, отец наместник, Андрей Николаевич, с сопутником. Они хотят остановиться в моем доме, где обыкновенно при мне останавливается Андрей Николаевич. Исполните их желание и упокойте их и угостите» (Письма преподобному Антонию. С. 298. 377). 31 мая. Донесение Св. Синоду о разбившемся насмерть иконописце во время стенописных работ в церкви (ДЧ. 1893. Ч. 3. 9. С. 175–176). 1 Июня. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю за прием гостей в понедельник. Они остались довольны» (Письма преподобному Антонию. С. 298. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010