Радуйся и ты, божественая весь Обмора, в нейже поживе блаженный Павел! 982 Радуйся и ты, Звениграде, иже явися божественый Сава! 983 Радуйся и ты, божественая ограда великаго отца аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ! 984 Радуйся и ты, божественный граде Ростове, иже в теб просиа божественый Авраамие! 985 Радуйся и ты, божественый граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими! 986 Радуйся и ты, божественая ограда, иже Колязина нарицается, в нейже поживе преподобный Макарий! 987 Радуйся и ты, божественый острове Соловецский, в немже пожыша преподобнии отцы Зосима и Саватй! 988 Радуйся, Григорий, иже божественую ограду на Пелешм составльша! 989 Радуйся и ты, божественый Христа ради юроде Михаилъ, иже на Клопск поживый! 990 Радуйся и ты, божественый чюдесъ источниче Варламе! 991 Радуйся и ты, божественый Сава, иже составивый обитель на рец Вишер! 992 Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град! 993 Радуйся, Димитрие, иже на Прилуке составльшаго монастырь! 994 Радуйся и ты, блаженне Павфнотие, красота иноком, еже воздвигше монастырь пречестенъ во имя Святыя Богородица во граде Боровске! 995 Радуйся и ты, блаженне мучениче преподобне Никита, 996 иже Христа ради всю жизнь свою на столп пребылъ еси! Радуйся и ты, западная звзда Кириле, 997 на запади стояще и на востокъ просвещающе! Радуйся и ты, блаженне князе Петре 998 преподобный! Радуйтеся, блаженнии Авраамии и Ефреме, иже во град Смоленск провосиавше! 999 Радуйся и ты, божественый Александре, иже возгнздися акы птица Христа ради в пустыню, иже Свирской нарицается! 1000 Радуйся и ты, Макарие, иже в пустыни Жолтиковьской поживе! 1001 Радуйся и ты, Еуфимие, еже пречестенъ монастырь воздвигнувый, еже во град Суздал! 1002 Радуйся и ты, Деонисие, иже в пустыни Глушыцской поживый! 1003 Радуйся и ты, блаженне Александре, иже поживый в предлех Каргаполскых! 1004 Радуйся и ты, Иосифе преподобне новоявленный, жытелю в предлех Волотцскых! 1005 Радуйся и ты, досточюдне и преподобне отче нашь Антоние, иже поживый в пустыни Сейстей! 1006

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но зачем мне много говорить! Не вправе этого делать мы, земные, да еще и во грехах пребывающие, как говорит в своей книге Маргарит великий просветитель, всей вселенной учитель и патриарх Константина града Иоанн Златоуст : «Когда мы ходим по городским стенам, то или уязвляемся, или уязвляем. Так же и в миру живем: или досаждаем кому, или сами скорбим от кого-то». И всеми этими тяготами мы связаны, как оковами, ибо не можем мы нашим умом постичь и языком сказать, как воздать хвалу тем преподобным отцам. Когда можно будет морскую глубину измерить, тогда можно будет и нам той меры достичь, – если же нет, то не сможем похвалить тех преподобных и богоносных отцов наших, в Российском государстве просиявших. И, как некоторые искусные мастера повествуют нам, необычная вода есть в озере, которое зовется Квиксулвар. Приходят туда златокузнецы-ювелиры и ждут того часа, когда оно обычно выходит из берегов, и тогда около озера сооружают они хитроумные скважины, и когда распалится, тогда наполняются те самые скважины, и получают таким способом воду своего художества. Но не все озеро вычерпывают, потому что невозможно и не под силу им все вычерпать. Так и нам тех преподобных отцов увить, как цветами, похвалами – это очень мало их похвалить, – все, что мы в силах сделать, словно капля дождя, самого же существенного сделать мы не сможем, ведь их сам венцедавец и трудоположник Христос венцами венчал, их ангелы похвалили, и бесы устрашились, и люди им изумились. Это же выше человеческой природы – столько проявить храбрости и силы в борьбе с невидимым врагом, чтобы до конца сокрушить его. И если и принесем похвалу святым, то все равно ничего не сделаем достойного их трудов. Непрочен ведь наш разум, а слабость Божья крепче человеческой силы, не избрал ли Бог немощных мира сего, чтобы посрамить крепких и сильных мира сего – «где мудрец, где книжник, где совопросник века сего». Пророк сказал: «Пусть не хвалится премудрый премудростию своею». Тем более и я не похвалюсь тем, что будто бы разумно написал, сознавая свои недостатки, потому что я невежда и неразумен перед Богом и перед всеми людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, божественный город Киев, в котором малая искра благочестия вспыхнула! Радуйся и ты, блаженная Ольга! Радуйся и ты, божественный Василий! Радуйся и ты, божественная пещера, в которой подвизались великий Феодосий и Антоний! Радуйся и ты, божественный город Владимир! Радуйся и ты, город Москва! Радуйся и ты, божественный предел Радонеж, ведь в твоей земле подвизался в пустыне святой авва Сергий, постникам наставник, инокам отец, вселенной учитель и источник чудес! Радуйся и ты, божественная обитель Обнора, в которой подвизался блаженный Павел! Радуйся и ты, Звенигород, в котором явился божественный Савва! Радуйся и ты, божественная ограда великого отца аввы Сергия, в которой подвизался блаженный Никон! Радуйся и ты, божественный город Ростов, ведь там просиял божественный Авраамий! Радуйся и ты, божественный город Ярославль, в котором явился преподобный Феодор с детьми своими! Радуйся и ты, божественная ограда, называемая Колязинская, в которой подвизался преподобный Макарий! Радуйся и ты, божественный остров Соловецкий, в котором подвизались преподобные отцы Зосима и Савватий! Радуйся, Григорий, основавший монастырь на Пелешме! Радуйся и ты, божественный Христа ради юродивый Михаил, тот, что подвизался в Клопске! Радуйся и ты, божественный Варлаам, источник чудес! Радуйся и ты, божественный Савва, основавший обитель на реке Вишере! Радуйся и ты, муж желаний духовных Антоний, пришедший из Рима в Великий Новгород! Радуйся, Димитрий, основавший монастырь на Прилуке! Радуйся и ты, блаженный Пафнутий, краса иноков, основавший пречестный монастырь во имя Святой Богородицы в городе Боровске! Радуйся и ты, блаженный мученик преподобный Никита, что Христа ради всю жизнь свою провел на столбе! Радуйся и ты, западная звезда Кирилл, на западе стоящий и восток просвещающий! Радуйся и ты, блаженный преподобный князь Петр! Радуйтесь, блаженные Авраамий и Ефрем, просиявшие в городе Смоленске! Радуйся и ты, божественный Александр, что свил, как птица, гнездо Христа ради в пустыни, называемой Свирской!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся и ты, Макарий, подвизавшийся в Желтиковской пустыни! Радуйся и ты, Евфимий, основавший пречестный монастырь в городе Суздале! Радуйся и ты, Дионисий, подвизавшийся в Глушицкой пустыни! Радуйся и ты, блаженный Александр, подвизавшийся в Каргопольских пределах! Радуйся и ты, новоявленный преподобный Иосиф, житель Волоцких пределов! Радуйся и ты, досточудный и преподобный отец наш Антоний, подвизавшийся в Сийской пустыни! Радуйся, всякая местность и земля, и всякий город, и край, в которых святые эти подвизались! Радуйся и ты, западная земля, божественный остров Сийский, где подвизался божественный отец наш Антоний, который чудесами просвещает всю эту землю! Радуйся и ты, вторая пустыня, в которой отец наш Антоний трудился и жил как бесплотный! Радуйся и ты, блаженный ученик Филофей, ибо там получил от отца некое оружие против дьявола, приготовившего для тебя сеть; ты же все это молитвой отца твоего, как паутину, разорвал, к добродетелям вышним устремился! Радуйся и ты, внутренняя пустыня, где блаженный отец наш Антоний подвизался, ибо он был в тебе беспощадным врагом своему телу, как сказано: «Насколько телесный в нас человек погибает, настолько духовный в нас человек обновляется». И как Дамаскин воскликнул: «Перед тобою, как в бубне, в умерщвленном теле победителем предстану!» И Господь говорит во Святом своем Евангелии: «Дух животворит, а плоть не способна ни на что». И пророк говорит: «Что пользы в плоти моей, раз мне сходить в могилу?» Григорий Богослов говорит: «Ведь то, что убережем, и то все предадим Богу». И Исайя взывает и говорит: «И распахните сердца ваши, а не одежды ваши!» Ведь сказано: «Если кто-то чему-то поддастся, тому и поработится. И насколько тело изнуряется и естество ослабевает ради Божьей любви, настолько же и душа, словно золото в горниле, блистает». Ведь еще пребывая на земле, по большому стремлению душа или земная вечная Божья искательница доброта желает достичь небесного, а не рассуждать о земном или пребывать на земле. Но, поистине, великий это дар дарован нам от Бога, что Русская земля, некогда скованная льдом неверия, в нынешние же времена хорошо плодоносит, и плоды Богу приносятся – жизнь, и труды, и подвиги тех преподобных отцов, что просияли на Руси, как ласточки-пустыннолюбки, и Богу угодили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1514), Тихвинской, Мирожской, Чирской (службы Колоцкой иконе и Казанской, последняя издана отдельной брошюрой ок. 1589), повторяют текст службы Смоленской иконе). Новшество XVI в.- появление светских гимнографов, сначала в лице царствующих особ: царя Иоанна IV Грозного (см. ниже) и его сына царевича Иоанна Иоанновича, написавшего в 1579 г. службу прп. Антонию Сийскому, к-рая отличается пространными, тяжелыми по изложению стихирами, нехарактерными для традиций визант. Г. Вне сферы прославления рус. святых рус. гимнографическое творчество в XVI в. носило менее масштабный, но более самостоятельный характер. Прп. Максим Грек написал в заточении в Иосифовом Волоколамском мон-ре (по преданию, будучи лишен бумаги и чернил, углем на стене, первоначально, вероятно, по-гречески) канон Параклиту (Св. Духу Утешителю), широко распространившийся в позднейшей рукописной традиции. Парфением Уродивым (предположительно псевдоним царя Иоанна Грозного в последние десятилетия жизни) создан канон Ангелу, грозному воеводе, Небесных сил бесплотных, передающий настроение памяти смертной ( Лихачев. (I) 1972). Особенно стали популярны (в рукописях встречаются циклы с распевом на 8 гласов) известные со 2-й пол. XV в. полуфольклорные поэтические произведения (анонимные покаянные («слезные») стихи («плачи»), «заздравные чаши» и т. п.), основанные на церковной Г. Г. в западнорусской Киевской митрополии XVI-XVII вв. Акафист («Похвала») Пресладкому имени Иисусову Франциска Скорины (Малая подорожная книжка. Вильна, ок. 1522) Акафист («Похвала») Пресладкому имени Иисусову Франциска Скорины (Малая подорожная книжка. Вильна, ок. 1522) Гимнографическое наследие зап. части разделившейся в сер. XV в. кафедры небогато в сравнении с Московской, что вполне соответствует особенностям развития местной церковной лит-ры. Так, в 1-й четв. XVI в. (вне связи с деятельностью Западнорусской митрополии) появились первые опыты в жанре акафиста. Ок. 1522 г. Франциск Скорина написал для подготавливаемой им к печати «Малой подорожной книжки» (Псалтири с восследованием) 2 акафиста с предваряющими их стихирами («стихами»): «похвалу» Пресладкому имени Иисусову и «радости» Иоанну Предтече.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Что же касается до чудес этого святого, то до 1579 года, когда совершена была его местная канонизация, их, как мы выше видели 535 , совсем не было. Ни откуда не видно, далее, чтобы они были и после 1579 года. Отсюда за отсутствием чудес и приложение предварительного обыска к канонизации этого святого было бы излишне, так как необходимые данные для совершения последней (житие и канон) были на лицо и всем известны. То, что здесь сказано о преп. Иосифе Волоцком , вполне приложимо и к преп. Антонию Сийскому. Мы видели, что игумен Питирим явился в Москву хлопотать о канонизации этого святого с готовым уже его житием, и, следовательно, необходимые для канонизации агиобиографические данные уже были готовы. Кроме того, известность святого в высших сферах церковной и гражданской власти, именно известность своею святою и благочестивою жизнию, своею деятельностью на благо Церкви, могла служить причиною, вследствие которой не прилагался предварительный обыск во всей его полноте. Это вполне применимо к преп. Иосифу Волоцкому , который известен был в свое время, как один из выдающихся церковных деятелей, которого за благочестивую жизнь, за общеполезную деятельность глубоко чтили и уважали и в. князь Московский Василий Иванович и митрополит Даниил. Что, действительно, последнее обстоятельство может иметь в этом отношении значение, это доказывается примером преп. Антония Сийского. Именно на это указывает царевич Иван, когда говорит, что „и образ его (Антония) изыскав от тех самовидцов и не ложных свидетелей, и еже слышах у отца моего о подобии его и возраста и от вельмож знаем бяше был преподобный всеми, часто прихожаше во град Москву» 536 и проч. Это близкое знакомство со святым при жизни и достоверность свидетелей, хорошо знавших святого, и было причиной того, что при канонизации обоих этих святых предварительный обыск, имевший своею главною целию собрание агиобиографических сведений о святом и их проверку, не прилагался. Нам остается описать еще один момент совершения канонизации святых в этот период, которым она и заканчивалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, цвете иночества. Радуйся, светилниче мирови. Радуйся, красное здание благодати Христовы. Радуйся, преукрашенный храм Святаго Духа. Радуйся, новый образе Божий. Радуйся, подобие Христово. Радуйся, дражайший кораблю, вносяй в пристанище неисчетна сокровища духовная. Радуйся, купец, приумноживый вданные ти от Бога таланты. Радуйся, верный приставниче дому Божия. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 11 Пение Господеви совершившым учеником твоим, в праздник боголепнаго Преображения Христова предложил еси во славу Божию велие и чудно учреждение на трапезе, якоже и Господь сотвори; повелел еси рыбарем, обнощь всуе труждавшымся о ловитве рыб, паки воврещи мрежу во езеро, и якоже предрекл еси им, извлекоша множество великих и различных рыб, яко всем дивитися, и дивному во святых Богу воспети: Аллилуиа. Икос 11 Светозарную жизнь скончавая, (седмидесяти девяти лет) старец сый, яко отец чадолюбив, вся смотрителне устроил еси во обители твоей. Ученики твоя, о скорем преставлении твоем скорбящыя, наставил и утешил еси; уставы общежития писанием утвердил еси, и вместо себе иного игумена нарекл еси; сам же во бдении и молитве не вкусил еси покоя, дондеже Господеви предал еси святую душу твою. Ученицы же твои, возвращшеся из храма и видевше тя бездыханна лежаща, руце же яко молящуся при персех имуща, со слезами возопиша: Радуйся, благий наш отче, зряй ныне Отца светов. Радуйся, пастырю наш добрый, предстояй ныне пастыреначалнику Христу. Радуйся, питателю наш, сладостьми небесными насыщаяйся. Радуйся, покровителю наш, во кровех небесных водворивыйся. Радуйся, предстателю наш пред Богом, ангельская зряй утешения. Радуйся, сожителю святым небожителем. Радуйся, гражданине горняго Иерусалима. Радуйся, священная главо, венчанная от Царя славы. Радуйся, зрителю Триипостаснаго Света. Радуйся, ведче божественных таин. Радуйся, на лоне любве Божия упокоивыйся. Радуйся, радостей ради небесных, всяку болезнь и печаль конечне забывый. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

О предивный чудотворче и великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние, пастырю наш добрый, теплый заступниче и скорый помощниче; предстояй престолу Пресвятыя Троицы, призри милостивым оком на ны и на вся люди, благоговейне притекающыя к честному гробу твоему, в немже лежащыя святыя мощи твоя, от дний древних нетлением цветущыя и благодатию Животворящаго Пресвятаго Духа благоухающыя, исцеления от всяких недугов душевных и телесных неоскудно источают. Услыши нас молящихся тебе и чтущих святую память твою. Простри руце твои ко Владыце небесе и земли, страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, и испроси нам оставление прегрешений наших. Моли милостиваго Бога отвратити от нас всякий гнев Его, праведно на ны движимый и сохранити не точию обитель нашу, но и вся грады и веси, и вся страны христианския, и люди живущыя в них от града и глада, от труса и потопа, от огня и меча, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы и всякия пагубы и всякаго зла, даровати же нам вся к жизни временней благопотребная и к вечному спасению полезная. Помози нам, святче Божий, избежати пагубных сетей диаволих, препобедити соблазны мира и умертвити уды нашя сущыя на земли; отврати очи наши от суетных и прелестных вещей земных, направи же умы и мысли нашя к зрению красот божественных, пренебесных и нетленных; сердца наша, недугующая страстьми греховными, исцели, да не прильпнут сластем привременным, и безместным; согрей же я божественною любовию, да вожделеют истиннаго и непреходящаго блаженства, еже в Бозе. Укрепи нас ко исполнению заповедей Господних, даждь нам покаяние сердечное и умиление слезное, молитву непрестанную и трудолюбие неослабное, бодренное трезвение ума и хранение сердца, мир помыслов, чистоту желаний, правоту деяний, да избавльшеся тобою от всех враг видимых и невидимых, от всяких зол душевных и телесных, и соблюдше веру правую, надежду неотложную и любовь нелицемерную, богоугодне скончаем житие наше на земли, и прешедше в жизнь вечную, сподобимся зрети трисветлую зарю трисияющаго вечнаго Солнца, и в невечернем дни Небеснаго Царствия, купно с тобою и со всеми святыми, благодарне воспевати и благословити Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Молитва иная

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избраннаго вождя иноков, изряднаго учителя подвижников, добродетельми яко цветы украсившася, чудесы же, яко лучами солнечными, сияюща, восхваляем тя с любовию, преподобне. Ты же, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, испроси нам оставление грехов и избавление от всех бед и зол; да житие неблажненно и безмятежно текуще, благодарне зовем ти: Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Икос 1 Ангелов ревнитель от юности показался еси, преподобне; рождейся во убозей веси, яко гражданин небеснаго Иерусалима ходил еси; прост сый земледелец, первозванному апостолов тезоименит и подражатель был еси; Христу последуя, многи ученики собрал еси. Сего ради зовем ти: Радуйся, рождением радость, яко первенец, родителем подавый. Радуйся, и на небесех благословение первородных наследивый. Радуйся, юности буесть издетска отложивый. Радуйся, словесное млеко Божественных писаний, паче матерня, вожделевый. Радуйся, в душеполезных учениих сверстники своя превозшедый. Радуйся, благочестием и разумом наставники удививый. Радуйся, яко измлада сказания о святых и жительство их возлюбил еси. Радуйся, яко рано уразумел и презрел еси суету благ временных. Радуйся, яко дом Божий паче отча избрал еси. Радуйся, яко издетска навыкл еси песнословити Господа. Радуйся, яко образ Создателя на дсках живописуя, яснейшее подобие Его на скрижалех сердца твоего вообразил еси. Радуйся, яко от юности в сердцы твоем к небесным восхождения положил еси. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 2 Видяще близ кончину живота своего, благовернии родителие твои с молитвою предаша тя и братию твою Господеви. Сего ради и по смерти их не познал еси себе сира, но со благодарением возопил еси Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумом и испытанием конечне познал еси суету привременныя сладости; достигнув же в меру возраста в мужа совершенна, подобно подвигоположнику своему, явившему себе мирови, тридесяти лет вдал еси себе в службу Господеви; оставив мир и вся, яже в нем, приял еси образ ангельский. Таковое убо изволение твое восхваляюще, глаголем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Таковы: а) три канона инока владимирского Рождественского монастыря Михаила – святому князю Александру Невскому, святому князю Петру и княгине Февронии Муромским и святому князю Константину и детям его Михаилу и Феодору Муромским; б) два канона псковского пресвитера Василия, в монашестве Варлаама, пресловутого ревнителя сугубой аллилуйи, – преподобному Евфросину Псковскому и святому великомученику Георгию Болгарскому; в) два канона бывшего игумена Хутынского монастыря Маркелла Безбородого святому Никите, епископу Новгородскому, и г) один канон – «творение Феодора» какого-то святому Максиму, юродивому Московскому. Последний класс служб и канонов святым, прославленным Соборами 1547–1549 гг., составляют те, которые написаны прежде ли, во время или после Соборов только неизвестными лицами и сохранились в рукописях XVI в. Если перечислим еще каноны и службы святым, прославленным последующими Соборами, как-то: Мартиниану Белозерскому – какого-то Матфея инока, Савве Крыпецкому – пресвитера псковского Василия, Григорию и Кассиану Авнежским – игумена Данилова монастыря Иоасафа, Стефану Махрицкому – того же игумена, Антонию Сийскому – царевича Ивана и Иосифу Волоколамскому – старца Фотия; если прибавим к этому несколько канонов и служб святым, местно чтившимся, написанных неизвестными лицами и дошедших до нас в списках XVI в, то мы в состоянии будем составить себе довольно приблизительное понятие о количестве служб церковных, появившихся у нас до конца настоящего периода. Каковы же эти службы? Все вообще очень невысокого достоинства, а некоторые крайне убоги и по содержанию, и по внешней обработке. Видно, что наши церковные песнописцы были только люди грамотные, без всякого научного образования, иногда же и недовольно грамотные. Клали они пред собою существовавшие каноны и службы и пользовались ими не только как образцами, но отчасти и как источниками; заимствовали из них и мысли, и выражения, и целые обороты речи, нередко даже целые песни и целые отделы; составляли кое-как и собственные песни; все это соединяли, как могли, и выходили новые каноны, новые службы новым святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010