В Архангельской области прошел крестный ход, посвященный чуду преподобного Антония Сийского Архангельск, 10 июня 2007 г. 10 июня 2007 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, братия Антониево-Сийского монастыря (Архангельская и Холмогорская епархия), вместе с многочисленными паломниками совершила крестный ход из Емецка ко Святому озеру, сообщает сайт «Православие на Северной земле» . Фото сайта «Православие на Северной земле». Молитвенное шествие началось после ранней Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского, которую совершил настоятель монастыря архимандрит Трифон (Плотников) в сослужении священников, приехавших на праздник из других городов епархии.   Участие в крестном ходе приняли несколько сотен паломников из Емецка, Холмогор, Архангельска, Северодвинска, Мирного и Новодвинска. Многие люди приехали на собственных машинах, преодолев по дороге сотни километров.    На всем пути следования крестного хода служились молебны Божией Матери, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. Шествие сопровождали колокольные звоны - передвижная звонница была установлена на небольшом грузовике. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) был совершен водосвятный молебен. Паломники набрали святой воды, приложились к мироточащей Владимирской Иконе Божьей Матери и окунулись в озере. Традиция проведения крестного хода на Емецкой земле существует более 300 лет. Он проводится в память избавления местных жителей от неурожая. История повествует о том, что одному крестьянину из деревни Сия явился преподобный Антоний Сийский и велел отслужить молебен на берегу Святого озера, обещая избавление. Это было исполнено и благодарные жители, а вместе с ними окрестные прихожане и насельники Антониево-Сийского монастыря стали совершать крестный год ежегодно. В наше время традиция была восстановлена в 1993 г, когда иноки Сийской обители начали совершать молебны на берегу Святого озера. Протяженность дороги составляет 11 километров, время в пути около 2, 5 часов.   P.S. Каждый год крестный ход сопровождает маленькое чудо – идет дождь, даже в самую жаркую погоду. В этот раз чуть заметный дождь моросил всю дорогу, а потом на мгновение пошел снег. После водосвятного молебна тучи на небе рассеялись, и выглянуло солнце.  Преподобный Антоний словно напомнил непреложную заповедь Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). 13 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

Житие Варлаама Важского: «Смирениемъ же и повиновениемъ всх преодолваше. Сего ради мняшеся быти яко единъ отъ убогихъ, а не яко начальникъ месту сему и властелинъ великому Новуграду» (ЖВВ, с. 18). Житие Антония Сийского: «Обртает же ся образомъ смиренъ и длом, яко не зная кому узрти преподобнаго Антониа, не мнти имат его игумена суща и начялника святому мсту, но яко единого от послднейшей братии» (ЖАС, с. 278). 6) Тема аскетических подвигов. Она выражена в Житии Варлаама Важского не самой распространённой в агиографии формулой «телу своему враг». Тем не менее, она является ёмким выражением темы аскетических подвигов, обязательной в житиях преподобных. В Житии Антония Сийского присутствует вариант той же формулы. Житие Варлаама Важского: «На всякъ день подвизался, тлу своему врагъ бываше» (ЖВВ, с. 18 Житие Антония Сийского: «И сего ради паче всего на земныя труды упражняшеся, сице многими времяны и плоти своей видимый враг бываше, поминая апостольское слово: „Егда тломъ немощьствую, тогда духомъ силенъ есмь“» (ЖАС, с. 255). Как видим, в Житии Антония Сийского формула, использованная в Житии Варлаама Важского, дополнена одной из двух формул, которые, по наблюдениям Т.Р. Руди, наиболее часто используются в житиях при описании аскезы 534 . Тема аскетических подвигов связана в Житии Варлаама Важского с темой верности Христу: «...не солга бо блаженный яко врный Христовъ рабъ. Якоже бо великъ бяше преже приятия иноческаго пребывания въ добрыхъ дтелх, сице наипаче и по приятии ангельскаго подобия показовашеся врен во исправлении Владыц своему, на всякъ день подвизаяся, тлу своему врагъ бываше. Не даяше бо покоя себ, врагу противляяся на всякъ часъ» (ЖВВ, с. 18). Как правило, в житиях преподобных тема верности Христу охватывает всё житийное повествование, потому что вся жизнь подвижника является выражением этой верности. Однако иногда агиографы уделяют ей особое внимание. В иноческих житиях она может возникать в связи с темой принятия подвижником монашеского пострига, и аскетическими подвигами в монастыре, где был совершён постриг. Так, в Житии Антония Сийского эта тема трактуется как верность промыслу Божию, позволившему Антонию учиться монашеской жизни у великого подвижника, игумена Пахомия, который, постригши Антония в монахи, оставил его на обучение у себя. Антоний, имея перед глазами такой пример и такие возможности для обучения, зажигается стремлением ему подражать: «Преподобный же Антоние не солга Божию смотрению никакоже» (ЖАС, с. 253). Появление темы верности Христу в Житии Варлаама Важского объясняется, очевидно, необходимостью представить его жизнь в миру и после принятия пострига, как единый по своей сути подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, оба сочинения Зиновия как бы восполняют одно другое и только взятые вместе дают полное понятие как о лжеучении Косого, так и об умственных качествах Зиновия. Остальная духовная литература настоящего периода представляет одни почти жития святых и подобные сочинения. Таковы: а) Слово о святых мучениках Черниговских князе Михаиле и боярине Феодоре черноризца Зиновия, о котором мы только что говорили, и б) сказание об обретении мощей святого Ионы, архиепископа Новгородского, усвояемое ему же, Зиновию , на основании того, что в сказании замечают и слог Зиновия, и прямые заимствования из его «Показания истины» . Таковы же: в) житие преподобного Александра Ошевенского, обширное и богатое по содержанию, составленное в 1567 г. иеромонахом того же монастыря Феодосием по устным преданиям и в особенности по рассказам родственников преподобного и глубоких старцев обители ; г) жития преподобных Антония Сийского, Сергия Нуромского и Варлаама Пенежского, или Важского, написанные священноиноком Сийского монастыря Ионою , бывшим несколько времени игуменом в Глушицком монастыре; первое он написал в 1578 г. по просьбе сийского игумена Питирима, второе — в 1584 г. по просьбе братии Нуромской обители, третье — в 1589 г. по просьбе братии Важского монастыря ; д) другая редакция жития преподобного Антония Сийского, написанная в 1579 г. царевичем Иваном, сыном царя Грозного , по просьбе того же сийского игумена Питирима и Новгородского архиепископа Александра и по благословению митрополита Антония; царевич воспользовался трудом Ионы, одно в нем сократил, другое изложил более витиевато, а сам сочинил только новое предисловие к житию и потом еще особое похвальное Слово преподобному Антонию ; е) житие преподобного Герасима Болдинского, составленное по просьбе иноков-учеников преподобного игуменом Болдинской обители Антонием, который в 1586 г. возведен в сан Вологодского епископа, автор внес в житие автобиографию Герасима, продиктованную им пред смертию ученикам, и дополнил эту биографию рассказами самих учеников ; ж) житие преподобного Геннадия Костромского, написанное между 1584–1587 гг. учеником его и игуменом основанного им монастыря Алексеем , который также внес в житие преподобного духовное завещание его, продиктованное им пред смертию; з) житие преподобного Корнилия Комельского, написанное в 1589 г. постриженником и учеником его Нафанаилом, который некоторые рассказы передает со слов самого своего учителя; и) житие преподобного Александра Куштского , составленное, как можно догадываться, во дни царя Ивана Васильевича Грозного, хотя ни имя автора, ни год составления жития неизвестны .

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

Последним по времени создания гимнографическим произведением И. является одна из редакций службы св. царевичу Димитрию Иоанновичу, погибшему в Угличе 15 мая 1591 г. («Ин перевод: стихиры благоверному царевичю князю Дмитрею Углецкому, новому чюдотворцу»). Редакция И. известна в единственном списке XVII в. (РНБ. Солов. 1012/1121. Л. 1-13 об.), содержащем многочисленные исправления (см.: Описание рукописей Соловецкого мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1885. Ч. 2. С. 285). При переносе останков царевича в Москву 3 июня 1606 г. совершилось много чудес, после чего было установлено богослужебное поминовение его памяти и написано Житие. Время создания службы в редакции И. неизвестно. Служба представляет собой всенощное бдение, часть ее песнопений совпадает с песнопениями службы на память св. царевича Димитрия из богослужебной Минеи (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 119-138). В службе, написанной И., читается канон, отличный от канонов св. царевичу в минейном варианте, в частности, в каноне, принадлежащем перу И., отсутствует акростих (нач.: «Многомилостивыя Твоея, Христе, помощи прошу страстотерпца Твоего Димитрия молитвами»; см.: Смирнова (Косицкая) А. Е. Азбучные каноны русским святым//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 209-210. Примеч. 105). Соч.: Житие прп. Варлаама Важского: Изд. по списку XVII в. 677 Троице-Сергиевой лавры/Предисл.: А. Григорович//ПО. 1887. Июль. Прил. С. 1-47; То же: СПб., 1893; Никодим (Кононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукописного Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901. С. 30-112 [Житие прп. Антония Сийского по ркп. из б-ки Антониева Сийского мон-ря]; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-328 [Житие прп. Антония Сийского по списку БАН. Арханг. 250], 328-340 [Похвальное слово прп. Антонию по тому же списку]; Прп. Димитрий, Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа. М., 2004. С. 37-50 [факс. воспроизв. службы Сретению иконы прп. Димитрия Прилуцкого по ркп. ВОКМ. 1854].

http://pravenc.ru/text/578316.html

Алексию, митр. [Московскому] и всея России, св., чудотворцу Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1802; М., 1874, 1891, 1895. Алексию, человеку Божию, св. Церковной печати: Акафист. М., 1884, 1889, 1900; Киев 1893. Гражданской печати: Акафист. М., 1889. Анастасии, именуемой Узорешительница, св. вмц. Церковной печати: Акафист. М., 1886, 1899. Ангелу Хранителю Церковной печати: Акафист. СПб., 1864, 1865, 1868, 1874, 1876. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1873, 1875, 1883, 1885, 1887, 1890, 1892, 1894, 1896. Андрею Первозванному, св. ап. Церковной печати: Акафист. Киев, 1871, 1872, 1876; М., 1894; СПб., 1867. Служба и акафист. Киев, 1869. Антипе Пергамскому, св. сщмч. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1890, 1893, 1897. Гражданской печати: Акафист. Калуга, 1884, 1887. Антонию Дымскому, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1865, 1887. Антонию, Иоанну и Евстафию, [свв.] мчч. Виленским Церковной печати: Акафист. М., 1888. Служба и акафист. М., 1869, 1887. Гражданской печати: Акафист. Вильно, 1897. Антонию и Феодосию Печерским , прпп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1865, 1866, 1870, 1871, 1880, 1881, 1888, 1892, 1894, 1899. Служба и акафист. Киев, 1896, 1900. Антонию, Печерскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1888, 1894. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1877. Антонию Сийскому, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1870; СПб., 1887, 1893, 1896. Арсению Великому , прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1888. Арсению Тверскому, чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. Киев, 1878; М., 1882, 1900. Артемию, Веркольскому чудотворцу, св. прав. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1880, 1885, 1890, 1900. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1876,1887,1890, 1891,1893,1899. Варваре, св. вмц. Церковной печати: Акафист. Киев, 1698, 1737, 1747, 1753, 1756, 1757, 1782, 1785, 1790, 1793, 1798, 1800, 1806, 1808, 1813, 1814, 1817, 1819, 1832, 1834, 1837, 1840, 1845, 1846, 1856, 1860, 1861, 1864, 1866, 1867, 1870, 1872, 1875, 1878, 1885, 1893, 1894, 1896, 1898, 1900; М, 1873, 1880, 1894, 1896 (на обл. 1895), 1898, 1899, 1900; Почаев, 1773, 1809; Чернигов, 1758. Акафист и житие. Киев, 1807. Неседальное моление. Киев, 1716. Служба и акафист. Киев, 1777, 1873, 1885. Служба, акафист и житие. Киев, 1628, 1739, 1741, 1748, 1764, 1766, 1801, 1802, 1828, 1831; Чернигов, 1749. Гражданской печати: Акафист. Воронеж, 1877; М., 1883, 1890, 1894, 1895, 1896, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

146. Царевич Иоанн , сын Иоанна Грозного. Еще в 1570 году он как бы предчувствовал, что ему недолго жить при таком отце, каков Грозный царь, и он «пожаловал в дом Пречистой и чудотворца Кирилла тысячу рублей... ино похочет постричися, – царевича князя Ивана постричи за тот вклад, а если по грехам царевича не станет, то и поминати». Ноября 19-го 1582 г. он убит был отцом. В рукоп. Толстого II, 344; III, 31; Царского 86, и Библ. Общ. ист. 39, 40, помещены: а) служба преп. Антонию Сийскому, «описана Иваном Русином, от рода Варяжска в лето 7086=1578»; б) житие и подвиги Аввы Антония чудотворца... преписано бысть многогрешным Иваном во второе по первом писатели»; в) похвальное слово преп. Антонию того же сочинителя царевича Иоанна, написанное в 1580 г. В послесловии царевич пишет, что при митрополите Антоние Сийский игумен Питирим и ученик преп. Антония Филофей приходили в Москву просить об установлении празднования преп. Антонию († 1557 г.), и собор повелел праздновать, и что тогда же игумен и ученик преподобного Филофей, равно и Новгородский архиепископ Александр, также ученик преподобного, просили его царевича написать канон преп. Антонию. Далее царевич называет Филофея первым списателем жития преп. Антония и об этом жизнеописании замечает: «зело убо суще в легкости написано». После канона, говорит, написал я и житие; а наконец архиеп. Александр убедил написать и похвальное слово. Царевич упоминает еще, что преп. Антоний, как говорил Филофей, приходил в Москву к родителям его и весьма любил их по духу; тоже сказывали и родители царевичу, присовокупляя, что преп. Антоний особенно любил его мать, т. е. добродетельную Анастасию. Эта то любовь святого всего более и заставила описать жизнь его. Как от учеников преподобного, так и от родителей своих, старался он отобрать верные сведения о преподобном, даже и о самом внешнем виде его, и наконец велел написать точный образ его. Таким образом царевичем Иоанном сочинены служба и похвальное слово преп. Антонию. Что касается до жития, то при сочинении его имел ли он в виду жизнеописание иеромонаха Ионы 1579 г.? Он не говорит о том, а пишет, что дополнял краткие записки и но отношению к ним говорит: «во второе по первом переписася».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

91 По уверению летописца, сами ляхи и немцы Баториевы удивлялись, как эта малая крепостца, защищаемая монахами, служителями и поселянами, под управлением молодого и неопытного начальника Юрия Нечаева могла ускользнуть от рук их, и как они не одолели ее. Тот же летописец рассказывает со слов Козьмы Ляпунова, бывшего в то время в плену у турок, что султан Амурат-Селим, услышав о неудачных приступах короля Стефана, сказал: «Како сей несмысленный не соодоле безлюдному граду Пскову и монастырю Печерскому, неимущему войск?» В благодарность Богу Избавителю и в память для потомства учрежден крестный ход из монастыря с чудотворными иконами во Псков в седьмую неделю по Пасхе. 92 При заключении перемирия с Баторием на 10 лет Иоанн уступил всю Ливонию и Полоцк с Велижем. Но если бы врагам удалось завладеть Псковом, царь неминуемо лишился бы всей северной земли, Смоленска и, может быть, даже Новгорода (Карамзин. История, IX, с. 206). 93 С просьбою о посредничестве был отправлен к папе гонец Шевригин, но Григорий XIII еще прежде собирался отправить посольство в Москву для совещаний о соединении Церквей. 94 Несчастный царевич, еще в 1570 году как бы предчувствовал, что ему не долго жить при таком отце, каков Грозный царь, и он «пожаловал в дом Пречистой и чудотворца Кирилла (т. е. Кириллов Белозерский монастырь) тысячу рублей.... ино похочет постричися, царевича князя Ивана постричи за тот вклад, а если, по грехам, царевича не станет, то и поминати.» В сборниках библ. общ. ист. и древн.. 39, 40, помещены: а) служба преп. Антонию Сийскому, «описана «Иваном Русином, от рода Варяжска» в лето 7086 (1578)»; б) «житие и подвиги аввы Антония чудотворца.. . переписано бысть многогрешным Иваном во второе по первом писатели»; в) похвальное слово преп. Антонию того же сочинителя, царевича Иоанна, написанное в 1580 г. В послесловии царевич пишет, что при митрополите Антонии, Сийский игумен Питирим и ученик преп. Антония Филофей приходили в Москву просить об установлении празднования преп. Антонию, и собор повелел праздновать, и что тогда же просили его, царевича, написать канон преп. Антонию. Далее царевич называет Филофея первым списателем жития преп. Антония и об этом жизнеописании замечает: «Зело убо суще в легкости написано». «После канона, – говорит он, – написал я и житие; архиеп, Александр убедил написать и похвальное слово». Царевич упоминает еще, что преп. Антоний приходил в Москву к родителям его и весьма любил их духовно; особенно любил его мать, т.е. добродетельную Анастасию. Эта-то любовь угодника Божия и заставила царевича описать жизнь его. Таким образом царевичем Иоанном сочинены служба и похвальное слово преп. Антонию. Что касается до жития, то, при сочинении его, имел ли он в виду жизнеописание иеромонаха Ионы 1579 г., он не говорит о том, а пишет, что дополнял краткие записки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

После того как в 1800 г. деревянная соборная церковь Кенского мон-ря сгорела, на этом месте построили каменный Преображенский собор, и в 1867 г. в нем устроили придел П. и прп. Антония Сийского: у «южной стены, между главным иконостасом и алтарем - преподобного Пахомия, приютилась его рака, стоящая над самой его могилой. На раке икона преподобного покрыта апликовой ризой, с рамой, за стеклом, над ракой балдахин» ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 515-516). Во 2-й пол. XIX в. недалеко от Кенского прихода на берегу р. Кены стояла небольшая часовня на месте чудесного видения прп. Антонию Сийскому на пути его в Кенский монастырь. В ней был образ П. и прп. Антония Сийского «как виновников существования здесь этого молитвенного храма» (Там же. С. 516). В XVIII-XIX вв. образ П. включали в состав икон с избранными святыми, почитавшимися в Каргопольском у. В период закрытия мон-ря (1764) святого чтили наряду с преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Никодимом Кожеозерским. На иконах этого времени П. изображали, как правило, в предстоянии (молении). Из окрестностей Кенозерья происходит небольшая икона преподобного 2-й трети XIX в. (АМИИ), возможно связанная со старообрядческой средой; в основе композиции - образец из Сийского иконописного подлинника. Святой представлен в рост, в молении Иисусу Христу (слева на облаках), облачен в темную рясу, схиму, коричневую мантию, голова покрыта куколем; надпись на верхнем поле: «Пр(д)бны пахом[ïй] кнски карго(п) чю(д)». Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский» XVIII в., под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в., находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, обращены к Спасителю; П.- слева, вместе с прп. Александром Ошевенским, одет в мантию и схиму с покрывающим голову куколем, его правая рука в молитвенном жесте, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом («Не скорбите убо братие»). В одном из клейм живописной рамы с изображением Коронования Богоматери, фигурами архангелов и избранных святых кон. XVIII в. (иконописная артель И. И. Богданова-Карбатовского; Каргопольский гос. ист.-архит. и худож. музей; на раме изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие) П. представлен в паре с прп. Кириллом Челмогорским в рост, в молении, вполоборота влево; он в охристой рясе, схиме и мантии, куколь лежит на плечах, борода округлая, слегка раздвоенная; надпись: «п(д) пахомïй кен(с)кïи» (названы с прп. Кириллом каргопольскими чудотворцами).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010