Б-ка обители, начало к-рой положил прп. Антоний, после его кончины в 1556 г. насчитывала 66 книг. Несмотря на неоднократные пожары, к кон. XVIII в. в фондах мон-ря хранилась 561 рукописная и 379 печатных книг, в т. ч. пергаменное иллюминированное Евангелие-апракос (1339-1340), написанное в Москве по заказу вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты (поступило из Лявленского мон-ря в 1633), Евангелие 1692 г., духовное завещание прп. Антония братии мон-ря с его подписью, житие прп. Антония со 150 цветными миниатюрами работы игум. Феодосия (Лебедева ; † 1688). В 1903 г. все рукописные книги мон-ря (327) были переданы в Архангельское древлехранилище. К 2001 г. собрание более 300 рукописных книг из А. с. м. находится в БАН (С.-Петербург), неск. рукописей хранятся в Гос. архиве Архангельской обл., в ГИМ. Сохранились сведения об иконописцах А. С. м.: прп. Антонии Сийском, настоятелях игум. Феодосии (Лебедеве) и архим. Никодиме (Мамонтове; † 1721) - составителе Сийского иконописного подлинника (БАН) (см. Иконописные подлинники ), содержащего ок. 600 прорисей икон. В кон. XVI - нач. XVII в. в обители существовала иконописная мастерская. Над иконостасами работали царские иконописцы Ф. Зубов и В. Кондаков . Из А. С. м. происходит, напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» письма Ф. Зубова, сер. XVII в. (ГМЗРК), с надписью на обороте: «Сию икону дал по вере дом чудотворцу Антонию устюжанин Феодор иконник Усолец». В XVIII в., с началом изъятия церковных земель, мон-рь пришел в упадок. По штату 1764 г. А. С. м. был отнесен к необщежительным 2-го класса с содержанием от казны 1000 р. В XIX в. на должность настоятелей А. С. м. назначались ректоры Архангельской ДС, настоятели занимались миссионерской деятельностью: архим. Вениамин (Смирнов) проповедовал среди ненцев в Архангельской губ. В 1920 г. для сохранения обители на территории А. С. м. братия организовала трудовую коммуну, в Благовещенской ц. местные власти открыли детскую колонию. Постановлением Емецкого уездисполкома от 12 июня 1923 г. и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт. В зданиях обители располагались последовательно сельская трудовая коммуна, колхоз, дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых. Многие здания были разобраны или разрушились по ветхости (2-этажный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). В 70-х - нач. 90-х гг. XX в. в обители располагался летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, дача Архангельского облисполкома.

http://pravenc.ru/text/115850.html

В XVII в. с юж. стороны собора была построена каменная палатка, куда в 1678 г. по благословению Новгородского митр. Корнилия перенесли мощи пустынножителей священноиноков преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских . Позже здесь были погребены игум. прп. Феодосий Сийский († 1687) и Патриарший казначей Паисий († 1695). В XIX в. над их погребениями в летнее время служили для паломников заказные панихиды для поминовения «их присных и знаемых». В 1638-1644 гг. в мон-ре была построена теплая шатровая Благовещенская ц. (в 1824 в ней был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца) с теплой трапезной и келарской палатами. В 1642 г. в шатре трапезной церкви освятили придел во имя св. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1652 г. возведена шатровая колокольня с храмом во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (освящена в 1661). В 1661-1669 гг. построена надвратная каменная ц. ап. Андрея Первозванного, вместо прежней деревянной, с 3 престолами - во имя ап. Андрея Первозванного (освящена в 1687), прп. Сергия Радонежского, святых Флора и Лавра (перестроена в XVIII в.). На рубеже XVII-XVIII вв. возведен 2-этажный корпус братских келий. История А. С. м. тесно связана с рус. великокняжескими и царскими семьями. Вел. кн. Василий III просил прп. Антония молиться о «чадородии» вел. княгини. В 1575/76 г. царь Иоанн IV пожаловал в мон-рь покров на гроб прп. Антония. В 1579 г. по просьбе сийского игум. Питирима и инока Филофея царевич Иоанн Иоаннович составил житие и канон прп. Антонию. При игум. Ионе в А. С. м. в 1601-1605 гг. отбывал ссылку Ф. Н. Романов (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Филарет , отец буд. царя Михаила Феодоровича), насильно постриженный в 1601 г. В 1628-1629 гг. Патриарх Филарет вложил в мон-рь Владимирскую икону Божией Матери в серебряном окладе, складень с миниатюрными изображениями Божией Матери «Неопалимая Купина» , шитый покров на раку прп. Антония. Ценные вклады в мон-рь делали многие светские лица, напр. в 1692 г. дворянин С. Т. Римарев пожертвовал для поминовения боярина И. М. Милославского воздух с покровцами из венецианского бархата и серебряный потир (АОКМ). В 1613 г., после воцарения династии Романовых , игум. Иона стал доверенным лицом по управлению Патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородского митрополита. Благодаря высокому авторитету игум. Ионы А. С. м. наряду с Соловецким мон-рем в XVII в. занял особое положение в Поморье, став крупнейшим церковно-адм., духовным и культурным центром Подвинья. К А. С. м. были приписаны Емецкий Покровский муж. мон-рь, Емецкий Ивановский жен. мон-рь, Кривецкий мон-рь, Лявленский жен. мон-рь, Чирцева пуст. на р. Мезени. В XVII в. А. С. м. владел деревнями, пашенными землями и покосами на р. Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье; в монастырских вотчинах развивались соляной, рыболовный, морской промыслы. Обитель имела подворья в Москве, Вологде, Архангельске, а с сер. XVII в.- небольшую типографию.

http://pravenc.ru/text/115850.html

Субботник Вот радость была: молебен, посвященный началу учебного года, собрал почти 70 детей! В наш домовый храм на Литургию в воскресный день приходит около 100 человек. Вот радость была: молебен, посвященный началу учебного года, собрал почти 70 детей, а это много. Родители тоже пришли помолиться за своих чад. У нашего прихода есть, конечно, ядро. Статистика проста: 1 процент от численности населения. Как ни крути, везде она, на удивление, совпадает. Если в Савинском проживает 7000 человек, значит, примерно 70 человек составляют приходской костяк. Приходят помолиться и жители из соседних поселков, и прибывшие издалека погостить, например такие ребята, как вы. Крестный ход в Савинском – Отец Антоний, а государство как-то помогает в финансировании строительства? Вам удалось найти спонсоров? Мы не перестаем призывать людей помочь в строительстве и будем благодарны за любые пожертвования – Мы строим храм на частные пожертвования, крупных спонсоров найти не удалось. Уповая на Бога, мы не перестаем призывать людей помочь в строительстве и будем благодарны за любые пожертвования. – Какие работы осталось сделать? – На сей день стоит вопрос, конечно, с шатром. К его изготовлению уже приступили в Переславле-Залесском . Ну и проблема с крышей. Она сложная, нужны специальные мастера и средства немалые. Также планируется по старым традициям обнести храм рубленым забором с соответствующими постройками. Может быть, если Господь управит и владыка благословит, это будет подворье монастыря. Но, опять же, будем уповать на милость Божию, чтобы некая духовная правда была восстановлена. Надеемся: то, что не удалось преподобному Антонию Сийскому, нам с помощью Божией удастся совершить. Отец Антоний с помощниками – Батюшка, самый животрепещущий вопрос: сколько денег осталось собрать? – Ориентировочно сейчас, чтобы заплатить только за завершение шатров, нужно порядка 6 миллионов. 200 тысяч мы собрали, 1 миллион 300 тысяч уже внесли. Это только за два шатра и два купола. Плюс крыша – это где-то ориентировочно 500 тысяч, но это только за материал. А за работу… Выходит, что порядка 10 миллионов нужно, чтобы завершить строительство.

http://pravoslavie.ru/91712.html

816. Сборник избранных служб , в четвертку, 320 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листамн: 233 и 234, 275 и 276, 314 и 315. На полях внизу листов: 3, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 44, 46 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу Трефолой положил в дом Воскресению Христову да Собору Пресвятей Богородицы на Ленивую площадку Борисоглебекой поп Деомид по своей души и по своих родителех». Состав: за оглавлением. (1) службы святым: 1) декабря 3 – Савве Сторожевскому (2 об.–11 об.); 2) декабря 5 – Савве Освященному (12–25 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (26–38 об.); 4) декабря 7 – Антонию Сийскому (39–66). В заглавии пред службой написано: «Списано бысть сие многогрешным Иваном Русином родом от племени варяжс колена Августа кесаря римского в лето 7087 (1579); 5) января 10 – Павлу Обнорскому (67– 11–75 об.) 6) января 11– Феодосию Великому (76–81); 7) января Михаилу Клопскому (82–95 об.); 8) января 20 – Евфимию Великому (96–109); 9) января 31 – Никите Новгородскому (110–119 об.); 10) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (120–135 об.); 11) февраля 12 – Алексию митрополиту (136–147 об.); 12) мая 3 – Феодосию Печерскому (148–161 об.); 13) мая 14 – Иеидору юродивому Христа ради Ростовскому (162–178 обЛ; 14) мая 22 – Никите Переяславскому столпнику (179–184 об.); 15) сентября 6 – Михаилу архангелу (185 об.–195); 16) сентября 7 – Иоанну архиепископу Новгородскому (196–208 об.); 17) сентября 19 – князю Феодору и чадам его: Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (209–223 об.); 18) сентября 30 – Григорию Пельшемскому(224–233 об.), без конца; 19) сентября 24 – Евфросинии «игумении святого Спаса юж церковь сама созда в селци в Богоспасаемом граде Полотцке» (234–240 об.); каноны: 20) Святей Троице (241–248); 21) на исход души, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина (249–262 об.); 22) молитва над умершим архиереем: «Боже великий архиерею праведный соделанным (263); 23) предисловие пред каноном за единоумершаго: «Духовный мой брате и господине имрек сотвори со мною Бога деля последнюю любовь» )263 об.–266 об.); 24) канон за единоумершаго (266 об.–275 об.); 25) паремии из служб общих святым (276–291), без начала: на лл. 284–286 те же паремии, что на лл. 279 об.–280 и 282 об.–283; последование царских часов в навечерие Рождества Христова, без конца (292–320 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, яко твоими молитвами новый источник благодати Божия отверзеся. Радуйся, яко икона Пресвятыя Троицы, тобою начертанная, чудесы прославися. Радуйся, яко в пустыни обитель благочестия процвете. Радуйся, яко тобою пристанище благоотишно душам уготовася. Радуйся, яко тобою училище покаяния устроися. Радуйся, яко тобою открыся путь хотящым к почести вышняго звания тещи. Радуйся, яко тобою лествица духовных восхождений утвердися. Радуйся, яко ищущым спасения от потопа греховнаго нов корабль тобою исправися. Радуйся, яко во обители твоей исцеляются недуги душ и телес. Радуйся, даяй прибежище целомудрию, постничеству и вольней нищете. Радуйся, яко ищущии твоего предстателства, присно милость Божию обретают. Радуйся, яко приял еси благодать молитися о всех. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 8 Странная чудеса во обители твоей сотвори Господь своею иконою, юже из пламене чудно спасе; точию бо прикоснуся к ней усты слуга некий, абие свободися от духа злаго. Иный слуга, положен быв пред нею, избавися падучия болезни; и сестра иереа, слепа сущи, абие прозре, егда облобызаше чудотворный образ Пресвятыя Троицы. Сего ради и мы Пресвятей Троице вопием: Аллилуиа. Икос 8 Весь собор инок едва возможе преклонити смирение твое к приятию игуменства; еже приемь, дивен настоятель был еси, первенствуя в трудех иноческих, яко мний всех и раб всем показуяся, рубищем покрывая себе, смиренным же зраком утаевая обилие благодати и богатство святыни. Сего ради приснии радовахуся, пришельцы же не мняху тя началника быти, мы же умильне зовем ти: Радуйся, яко мний мняйся быти, велий у Господа славы вменился еси. Радуйся, яко уча ины творити, вся первее сам сотворил еси. Радуйся, яко нощь не преможе твоего бдения. Радуйся, добрый страже дома Божия. Радуйся, яко в зраце твоем присно являшеся трезвение ума твоего. Радуйся, правило веры и образ смирения. Радуйся, яко тягчайшыя работы люботрудне со всеми разделял еси. Радуйся, яко болящым усердно послужил еси. Радуйся, яко странныя ввел и нищыя препитал еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Архангельска. В каноне святому говорится: " Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрование смирив крепостию Божественного Духа " . Известно, что он родился в с. Вознесенье, а в 1585-1589 г.г. был игуменом Архангельского монастыря. Обретение мощей прп. Евфимия произошло 7 июля 1647 г. Холмогорский кузнец Евстафий Трофимов при земельных работах во дворе архангельского воеводы Ю.П. Буйносова-Ростовского обнаружил гроб неизвестного человека. Усмешка над обретенными останками стоила кузнецу вразумления: в один миг он " ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись " . Только после того как над обретенными мощами совершилась панихида, Евстафий исцелился. В рукописном " Сказании о явлении мощей прп. Евфимия " описано 25 чудес, совершенных по молитвам к новоявленному святому. Но имя угодника Божия оставалось неизвестным около двух лет, пока преподобный не открыл себя послушнику Архангельского монастыря Косьме Игнатову. В видении он велел болящему Косьме с молитвой обратиться за помощью у лежащему во гробе и назвал себя Евфимием из Вознесенья. Исцелившись, послушник Косьма сообщил о чуде игумену Архангельского монастыря Антонию (1649-1653) и точно назвал имя явившегося преподобного, что ранее никто сделать не мог. О том, как выглядел прп. Евфимий, также известно из рассказов исцеленных им людей, по этим описаниям работали иконописцы. В 1650 г. по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена Архангельского монастыря Евфимия. Тогда же была составлена служба преподобному. Вероятно, в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация прп. Евфимия как местночтимого святого была осуществима митр. Никоном. Однако, в 1683 г. архиепискомом Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание прп.

http://sobory.ru/article/?object=37144

Но иноки прямо сказали, что не сделают этого, а честно погребут его. Накануне своей кончины преподобный приобщился Святых Христовых Тайн. На следующий день, 7 декабря 1556 г., перед утреней, простившись с братией, подвижник мирно предал Господу свою душу, прожив всего 79 лет. Из них 37 лет преподобный провел в пределах Сийских – в обители и пустынях. Братия честно погребли мощи его в храме Живоначальной Троицы, на правой стороне близ алтаря. Оставив видимым образом братию, преподобный не оставлял их своей помощью, как и всех призывающих его имя. Много чудес совершилось при его честных мощах. Укажем наиболее замечательные. Священник соседнего села Харитон относился с завистью к памяти преподобного Антония и с хулою отозвался раз о нем. После того Харитон внезапно ослеп и скоро понял, что Господь наказывает его за хулу на святого. Тогда он начал раскаиваться в своем прегрешении, усердно молился преподобному и снова прозрел. Благодаря Господа и Его угодника, Харитон поступил после того в Сийский монастырь и здесь подвизался в трудах иноческих. При жизни своей преподобный Антоний любил писать иконы. Еще и доныне сохраняются святые иконы, писанные его рукою. И по кончине своей он покровительствовал людям, занимавшимся этим богоугодным делом. Так игумен Сийского монастыря Питирим (управлял обителью с 1577 по 1586 гг.), заботившийся о благоукрашении обители, много писал новых икон и поновлял старые. Однажды Питирим заболел. Недуг его все усиливался, и ему стала грозить смерть. Больной молился Живоначальной Троице и преподобному Антонию. И вот раз ночью, забывшись легким сном, он увидел, что от гробницы преподобного в его келию идет благолепный старец, украшенный сединами. «Хочешь ли ты быть здоровым и окончить начатое?» – спросил он у Питирима. «Хочу, но не могу», – отвечал болящий. На это старец сказал: «Святая Троица исцеляет тебя, не ослабевай в твоем деле. Я – настоятель Антоний, пришел посетить тебя в болезни». Чудотворец коснулся больного игумена. Питирим почувствовал себя здоровым и с новым рвением стал заниматься иконописанием и украшением храмов обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С этой целью предпринята была канонизация преподобного Антония, нетленные мощи которого почивали в монастыре, источая многочисленные чудотворения. Эта канонизация совершилась в 1579 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном по благословению митрополита Московского Антония. При этом сын Грозного, царевич Иоанн Иоаннович, составил службу преподобному Антонию и написал вновь его житие по житию, составленному прежде иноком Сийского монастыря Ионой. Монастырь не раз принимал даже участие в государственной жизни своими пожертвованиями, которые он самоотверженно нес в царскую казну в трудное для государства время; так, например, царь Михаил Феодорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обращался за материальной поддержкою к Сийскому монастырю. Благосостояние обители сильно пошатнулось после учреждения монастырских штатов в 1764 году, когда, по указу императрицы Екатерины II, имения от монастырей были отобраны в казну. В том числе и Сийский монастырь подвергся общей участи: от него отобраны были почти все имения; по штату он был зачислен во 2-й класс, и на содержание ему определено было из казны 1.000 рублей. С этого времени для монастыря начинается время оскудения его внешней, а отчасти и внутренней жизни. Лишившись главнейшей части своих прежних доходов, он не может уже содержать прежнего количества иноков, число которых, благодаря этому, уменьшилось почти на 2/3. Упадку монастыря отчасти содействовало также и то обстоятельство, что настоятели его в течение 80 лет назначались на должность ректора в архангельскую духовную семинарию и потому, конечно, должны были жить вне своей обители. Управляют Сийским монастырем в настоящее время архимандриты. В Сийской обители имеется шесть храмов: из них четыре каменных и два деревянных. Главный храм – соборный, в честь Пресвятая Троицы, с приделом во имя прп. Антония. Храм древней архитектуры (окончен постройкой в 1607 году) с толстыми стенами и узкими окнами, пятиглавый. Образа в иконостасе нового письма, вставлены на место древних икон после недавно бывшего капитального ремонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из них известны – две от имени царя Алексея Михайловича: в Антониев Сийский монастырь, от 25-го мая 1651 г., и в Кострому «Богоявленскаго монастыря игумену Герасиму да приходские церкви великого чудотворца Николы попу Георгию Алексееву» от 6-го ноября 1652 г. 31 . Кроме царских, известны грамоты – Никона, митрополита Новгородского, Соловецкому архимандриту Илье, писанная в том же 1651 г., и Варлаама, митрополита Ростовского и Ярославского, в Кирилло-Белозерский монастырь архимандриту Антонию того же 1651 г. Грамоты в Кострому и Сийскому игумену наиболее подробно излагают дело. «В прошлом во 159 году, февраля в 9-м числе, мы великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, советовав с отцем нашим и богомолцем с великим господином святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и с архиепископы, и с архимандриты, и игумены, и со всем освященным собором, и со всем нашим сигклитом, что в нашем Московском государстве на Москве и в городех, и уездех, в соборных церквах ввелося от небрежения многогласное пение, поют и говорят голоса в два, и в три, и в четыре, а в прошлом 7059 году... собор был и уложение. И в Московском государстве и по всем городам уложили пети единогласно, и грамоты по всем городам были посыланы, также и блаженной памяти при святейшем Ермогене, патриархе Московском и всеа Русии. И ныне мы... со всем освященным собором и с нашим сигклитом уложили – по преданию святых апостол и святых отец, и по уставу, пети во святых Божиих церквах чинно и безмятежно на Москве и по всем городом, единогласно, на вечернях и на повечерницах и на полунощницах и на заутренях псалмы и псалтирь в один голос, тихо и неспешно со всяким вниманием, к царским дверем лицем и ектении говорити, егда священник речет: Миром Господу помолимся, и тогда певцы поют Господи помилуй. Такоже и прочия ектении, в которое время священник говорит ектению, а певцы в то время не поют, а в которую пору певцы поют, и в то время священнику ектении не говорить...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Антоний как глава Церкви давал различные грамоты храмам и монастырям. Известны его вклады. В 1572 г. он дал вкладом 50 рублей в Троице-Сергиев монастырь 720 . Опись Иосифо-Волоколамского монастыря конца XVI в. называет Псалтырь, которую «привез с Москвы Арсеней Ржевской, взял ее у Онтония митрополита, зауморная, заставица на красках» 721 . От митрополита Антония сохранился в Патриаршей ризнице саккос «алтабас по вишневой земле» 722 . При митрополите Антонии было установлено празднование праведному Артемию Веркольскому, праведной Гликерии Новгородской, преподобной Евфросинии Суздальской, преподобному Антонию Сийскому. По благословению митрополита Антония царевич Иоанн Иоаннович пишет Житие преподобного Антония Сийского в 1579 г. В Житии преподобной Евфросинии читаем: «Государю царю и Великому князю Иоанну Васильевичу всеа Русии, извещал епископ Варлаам Суждалский, о преславных чюдесех преподобныя княжны Евфросинии, и житие ея и канон великому государю подал. И повеле великий государь, житие и чюдеса написати в ползу (sic) читающим и слышащим, такожде преосвященный митрополит Антоний, иже тогда украшая престол Российския митрополии, слышав о преподобней Ефросинии, елико Бог творит чюдеса ея ради, и собра весь освященный собор, стихиры и канон житие и чюдеса, чести и праздновати повеле месяца септемврия в 25 день. Тогда же освященному Собору на память преподобныя собравшимся у гроба ея, и снидошася множество народа, и тогда открышася от гроба чюдеса многая бываемая великою чюдотворною Евфросиниею, и того праздника во един месяц сентябрь десять человек чюдоносных исцелени быша, слепии, хромии, сухии, немии, недужнии, разслаблении, кто кацем недугом одержим бысть, вси вернии Божиею милостию, и Пречистыя Его Матере, и угодницы Его целомудренныя Евфросинии молением и чюдодействием здравие получиша, и бысть радость велия роду христианскому» 723 . В 1579 г. при митрополите Антонии совершилось явление в Казани чудотворного образа Богоматери. Она явилась «Взбранной Воеводой» ополчения, которое освободило Москву от поляков в 1612 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010