Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница. Содержание История [ править править код ] Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя Свято-Троицкий монастырь. Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке). Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси. В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Антон...

Ап. Андрей Первозванный. Икона. 1669 г. (ГММК) Ф. Е. упоминается в числе иконописцев, участвовавших в 1657 г. в возобновленной росписи Архангельского собора Московского Кремля ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 104). В царской грамоте от 15 янв. 1660 г. о вызове иконописцев для завершения работ в Архангельском соборе по формулировке «Федор Евтихиев с товарыщи да брат его» ( Забелин. 1850. С. 27) Ф. Е. можно характеризовать как ведущего среди иконописцев-устюжан. Однако из грамоты Унковскому следует, что на тот период Ф. Е. жил «по городом в хоронах» и избегал вызовов в Москву, воеводе надлежало исправить положение, «тотчас» выслав иконописца из Ярославля. Это государево распоряжение от февр. вступало в противоречие с царской же грамотой от 1 марта 1660 г., в к-рой Ф. Е. по настоятельной просьбе игумена монастыря разрешалось написать иконы для Антониева Сийского мон-ря после пожара 1659 г. В итоге иконы для обители писал Богдан Зотиков. Несмотря на то что в мон-ре находилась икона «Св. Иоанн Предтеча» с дарственной надписью Ф. Е.: «Сею икону дал по себе в дом чудотворцу Антонию устюжник Федор иконник Усолец» (50-е гг. XVII в., Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), а в Сийский иконописный подлинник вошли прориси с икон его письма (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 110; Брюсова. 1985. С. 27), утверждать, что иконописец работал там, нельзя. Тем не менее в Москву Ф. Е. прибыл только в авг. 1662 г.; судя по работам, выполненным в этот 2-летний период, известно только, что он был оставлен в Ярославле до окончания написания икон для ц. прор. Илии (см. оборот царской грамоты от 10 февр. 1660 - Забелин. 1850. С. 38-39). В Ярославль после пожара 1658 г. Ф. Е. «с женою и детьми» прибыл по приглашению Скрипиных, строителей и благотворителей ц. прор. Илии, имевшей придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, вероятнее всего, что именно для этой церкви он писал «двери царские и местные иконы и деисусы». Ряд икон местного и праздничного рядов этого храма связывают с работой Ф. Е. ( Болотцева. 1984. С. 125; Брюсова. 1985. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда поет душа Беседа о творчестве и строительстве храма 21.11.2013 1263 Время на чтение 6 минут «Служения различны» - эти слова апостола Павла в полной мере относятся к отцу Анатолию Першину, который удивительным образом соединяет в себе священника, поэта, композитора, музыканта и строителя. А еще можно вспомнить знаменитую строчку «Нам песня строить и жить помогает». С песней прошла вся жизнь батюшки, а сейчас она стала его миссионерским служением. Через свои песни он привлекает людей к вере, к храму; а кроме того, работает службой «Алло, мы ищем таланты» - привлекает к выступлениям талантливых людей, часто из далеких мест, из русской глубинки. Для всех, кто побывал на концертах «Творческой мастерской отца Анатолия Першина», эти встречи были настоящим открытием: «Русь еще жива, Русь еще поет!» Приглашаем всех, кто хочет пережить радостное чувство живого неувядаемого русского творчества на проходящие ежемесячно встречи с батюшкой отцом Анатолием и его гостями. - Вы стали священником недавно, уже в зрелом возрасте, расскажите, пожалуйста, как это произошло? После постройки в Петербурге храма прп. Антония Сийского возникла необходимость в священнике. Я написал прошение епископу Архангельскому и Холмогорскому Тихону. 20 декабря 2008 года, в день памяти преподобного, в Антониево-Сийском монастыре владыка Тихон рукоположил меня во иерея. Но путь к этому моменту моей жизни был тернист и труден. Вот уж воистину точна народная поговорка - «Человек предполагает, а Господь располагает». Я родился в поселке Выползово, что неподалеку от города Бологое Тверской области. С детства сочинял стихи и песни, мечтал выступать. После школы закончил Тверское музыкальное училище по классу гитары. В середине 80-х приехал в Петербург в надежде развить свои творческие способности. Создал музыкальный ансамбль и вступил в Ленинг радский рок-клуб, где была возможность со сцены прямо говорить о том, что на душе. Всем хотелось перемен. Все понимали, что дальше так жить невозможно. Хоть я и был, и остаюсь по своему складу лириком, но тогда, честно скажу, поддался общему настроению. Стремительно двигался я по лестнице успеха, был подписан контракт на гастроли в Америке... Но случилась беда. После множественных ножевых ранений я оказался в реанимации, впал в состояние комы, где Господь показал мне ад. Ад - это то место, куда попадает гордая душа после неправедной жизни. Я выжил благодаря Ангелу-хранителю, который буквально вытащил меня из этого состояния. Видимо, над моею жизнью был Промысел, но тогда я этого еще не знал. После больницы состояние мое ухудшилось и я попросил своего друга Юрия Шевчука оказать мне помощь. Он, не долго думая, отправил меня в Антониево-Сийский монастырь под Архангельск, в Холмогорский район. Уезжая думал, что уже не вернусь обратно. Но в монастыре свершилось чудо. Во время чтения акафиста прп. Антонию, в Троицком храме, впервые за 500 лет, заблагоухали мощи. Я почувствовал, что исцелился.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/22/...

Монастырь. Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Сийский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1520. Ссылки:   Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, п/о Большая гора, д.Новая Координаты: 63.553443, 41.555673 Проезд: Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8,5 км или проехать на попутке. Пешком даже предпочтительнее — места здесь удивительные, а природа почти первозданна. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545году – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).

http://sobory.ru/article/?object=08656

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

7/20 Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397). Преподобного Нила Столобенского (1554). Преподобного Антония Сийского (1556). Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери. Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 4 Правило веры и образ кротости... (общий святителю). Кондак, глас 3 Божественными догматы облистая,/помрачил еси Ариеву прелесть,/священнотаинниче и пастырю Амвросие,/чудодействуя же силою Духа,/страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне ,/Христа Бога моли спастися душам нашим. Ин кондак, глас 8 Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./Сего ради зовем ти:/радуйся, Амвросие предивне. Величание Величаем тя,/святителю отче Амвросие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Нилу Столобенскому, глас 4 Яко светильник всесветел/явился еси во острове Селигера езера,/преподобне отче Ниле:/ты бо Крест Христов от юности своея на рамо взем,/усердно Тому последовал еси,/чистотою Богови приближився,/отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/отче преподобне ,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне , удалився,/в пустыню вселился еси,/и на остров Селигера езера возшед,/жестоко житие показал еси,/и многих добродетельми удивив,/дарования чудес от Христа приял еси./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ниле отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Антонию Сийскому, глас 1 Желанием духовным распалився/и мятежи мирския отринув,/ко Единому Богу любовию прилепился еси,/и Того вседушне взыскуя 27 ,/во внутреннюю пустыню отшел еси, при водах вселився,/идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/в терпении мнозем житие ангельское проходил еси,/в наставлении Божественнаго Разума,/и множество монахов собрал еси, мудре,/ихже посещая, не остави, Антоние, преподобне отче наш,/Пресвятей Троице моляся,/от зол всяческих избавити и спасти души наша. Ин тропарь, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Предстатели земли русской: агиография XVI века Житие Антония Римлянина Жития Зосимы и Савватия соловецких Житие Арсения Коневского Житие Ферапонта Белозерского Житие Мартиниана Белозерского Житие Макария Желтоводского и Унженского Житие Корнилия Комельского Житие Кирилла Новоезерского Житие Кассиана Босого Житие Фотия Волоцкого Рассказ Вассиана Кошки о последних днях и преставлении тверского епископа Акакия Сказание о валаамском монастыре Повесть о Псково-Печерском монастыре Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков Повесть о явлении икон Богородицы на Синичьей горе Житие Никандра Псковского Житие Герасима Болдинского Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Автобиографическая повесть Мартирия Зеленецкого Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова Житие митрополита Филиппа Песнопения службы митрополиту Филиппу     Вступление. Предстатели земли русской: агиография XVI века Предлагаемый вниманию читателя том Библиотеки литературы Древней Руси содержит в основной своей части жития русских святых, созданные в XVI веке. Общие литературные тенденции столетия, которое Д. С. Лихачев охарактеризовал как эпоху «второго монументализма», нашли отражение и в агиографических памятниках этого времени: повествование в них, как правило, степенно и многословно, пронизано пафосом «пресветлого православия» и отражает бурную жизнь Русской церкви XV–XVI столетий, когда один за другим возникают все новые монастыри, при этом не только в центральных районах Руси, но и на ее окраинах. Активно осваивается русский Север, его самые глухие уголки, где дремучие леса по берегам светлых рек и незамутненных озер, уединенность и тишина так хорошо гармонировали с идеалами монашеского безмолвия и отрешенности от суетного мира. Данный том не просто знакомит нас с памятниками русской агиографии, но и открывает в ряде случаев малоизученную, а порой и вообще доселе неведомую страницу истории словесности, ибо некоторые жития публикуются впервые, другие – по единственным сохранившимся спискам. Том отражает результаты источниковедческих и текстологических разысканий последних десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестный ход в память о чуде святого Антония Сийского пройдет в Архангельской области 20 июня 2009 г. 15:11 21 июня братия Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря вместе с многочисленными паломниками пройдут крестным ходом от села Емецк (Архангельская область) до Святого озера. Об этом ИА «Православие на Северной земле» сообщили на подворье Сийского монастыря в Архангельске. Молитвенное шествие начнется после ранней Божественной Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского. На всем пути следования крестного хода будут совершаться молебны Богородице, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) будет совершен водосвятный молебен. В этот день каждый верующий сможет окунуться в озеро, набрать святой воды и приложиться к Владимирской иконе Божией Матери. Как рассказал ИА «Православие на Северной земле» насельник Антониево-Сийского монастыря иеродиакон Феофил (Волик), начало ежегодному шествию было положено в 1672 году, когда в округе Сийского монастыря долго стояла ненастная, холодная погода, угрожавшая неурожаем. Преподобный Антоний явился крестьянину Иоанну Тырыданову во сне и велел «идти иереом из окрестных весей со кресты со всенародным множеством к Угловатому езеру молебствовать. Если впредь будут жители соблюдать пост в среду и пятницу, то смилуется Господь и дарует хлебу и плодам совершитися благопотребне». С тех пор в Антониево-Сийском монастыре и его окрестностях установилась традиция — в десятое воскресенье по Пасхе, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершать крестный ход к озеру Угловатое, в народе названному Святым. Здесь, у озера, преподобный Антоний в поисках места для обители встретил крестьянина Емецкого стана Самуила, который и поведал о чудесном месте на озере Большом Михайловом — временами слышался оттуда колокольный звон и пение, а некоторые даже видели монахов, секущих лес. Здесь, на Михайловом озере, преподобный устроил обитель во имя Святой Троицы, а на Угловатом был поставлен храм в честь Воздвижения Креста Господня.

http://patriarchia.ru/db/text/677208.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избраннаго вождя иноков, изряднаго учителя подвижников, добродетельми яко цветы украсившася, чудесы же, яко лучами солнечными, сияюща, восхваляем тя с любовию, преподобне. Ты же, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, испроси нам оставление грехов и избавление от всех бед и зол; да житие неблажненно и безмятежно текуще, благодарне зовем ти: Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Икос 1 Ангелов ревнитель от юности показался еси, преподобне; рождейся во убозей веси, яко гражданин небеснаго Иерусалима ходил еси; прост сый земледелец, первозванному апостолов тезоименит и подражатель был еси; Христу последуя, многи ученики собрал еси. Сего ради зовем ти: Радуйся, рождением радость, яко первенец, родителем подавый. Радуйся, и на небесех благословение первородных наследивый. Радуйся, юности буесть издетска отложивый. Радуйся, словесное млеко Божественных писаний, паче матерня, вожделевый. Радуйся, в душеполезных учениих сверстники своя превозшедый. Радуйся, благочестием и разумом наставники удививый. Радуйся, яко измлада сказания о святых и жительство их возлюбил еси. Радуйся, яко рано уразумел и презрел еси суету благ временных. Радуйся, яко дом Божий паче отча избрал еси. Радуйся, яко издетска навыкл еси песнословити Господа. Радуйся, яко образ Создателя на дсках живописуя, яснейшее подобие Его на скрижалех сердца твоего вообразил еси. Радуйся, яко от юности в сердцы твоем к небесным восхождения положил еси. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 2 Видяще близ кончину живота своего, благовернии родителие твои с молитвою предаша тя и братию твою Господеви. Сего ради и по смерти их не познал еси себе сира, но со благодарением возопил еси Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумом и испытанием конечне познал еси суету привременныя сладости; достигнув же в меру возраста в мужа совершенна, подобно подвигоположнику своему, явившему себе мирови, тридесяти лет вдал еси себе в службу Господеви; оставив мир и вся, яже в нем, приял еси образ ангельский. Таковое убо изволение твое восхваляюще, глаголем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010