Алексию, прп. Сергию, прп. Никону, свт. Ионе, Стефану Пермскому, службы на перенесение мощей свт. Петра; Михаил, в мон. Илия, Тучков и инок Макарий по поручению митр. Макария (1542–1564 г.) написали службы, первый — св. Александру Невскому, второй прп. Макарию Калязинскому († 1483 г.) 17 марта; Иродион, ученик прп. Александра Свирского († 1553 г.) и игумен его обители, написал службу ему на 30 авг.; царевич Иоанн, сын царя Иоанна IV, написал службу прп. Антонию Сийскому († 1557 г.) 7 дек. [ 215 ]; Киприан, митр. Крутицкий († 1635 г.), написал службу на перенесение ризы Господней 10 июля; Епифаний Славинецкий († 1675 г.), вызванный из Киевской академии в Москву при патр. Никоне для исправления и перевода книг, написал канон свт. Алексию 12 февр.; свт. Димитрий, митр. Ростовский († 1709 г.), написал службу свт. Гурию 4 окт. [ 216 ]; Феофан Прокопович архиеп. Новгородский († 1736 г.), должно быть, написал, по поручению имп. Петра I, службу на память Полтавской победы 27 июня и на перенесение мощей св. Александра и заключение мира со шведами — 30 авг. (первую — может быть, Феофилакт Лопатинский († 1741 г.)). Латинская гимнография IX–XIV bb. дали много и для латинской гимнографии, ожившей после неблагоприятных для нее течений в VI–VIII b. (см. выше, стр. 304, 334) в лице Беды Достопочтенного († 735 г.; его Liber hymnorum утеряна) и вслед за греческой заменившей теперь древне-классический метрический размер тонико-силлабическим (см. выше, стр. 333). Важнейшие песнописцы: Павел Варнефрид, по прозв. Диакон, монах Монтекассинский (в Италии, † ок. 790 г.), написал 3 гимна на праздники Предтечи; Алкуин, аббат Турский, придворный ученый Карла Великого († 807 г.), написал sequentia (гимн между чтением Апостола и Евангелия на миссе, припев к аллилуиа) Арх. Михаилу; Павлин Аквилейский († 802 г.) — автор нескольких гимнов ап. Петру и Павлу; Рабан Мавр, аббат Фульдский, затем архиеп. Майнцский († 856 г.), написал гимны Арханг. Михаилу и Рафаилу, всем святым, и должно быть, на Пятидесятницу (приписывемый имп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Преподобный Диодор Юрьегорский (в миру Диомид) пришел в Соловецкий монастырь в возрасте пятнадцати лет помолиться. В монастыре ему понравилось, и он решил остаться. Три года он трудился в келарской и прочих службах. В Житии не говорится, где он жил: в монастыре или вне его, но ясно, что не в монашеской келье. Когда Диомиду пошел девятнадцатый год, он пришел к игумену Антонию и со слезами попросил постричь его. Игумен облек юношу в иноческий образ с именем Дамиан. И только тогда благословил жить с искусным и совершенным старцем – иеромонахом Иосифом Новгородцем. Правда, как и всегда в жизни, бывали исключения. Они допускались тогда, когда игумен видел особую избранность желавшего поступить в монастырь. Преподобный Антоний Сийский, будучи еще мирским человеком, пришел в обитель преподобного Пахомия Кенского. Игумен принял его и повелел жить в своей келье, чтобы самому научить послушника монашеской жизни. Но такие случаи были большой редкостью. Более того, уставная грамота святителя Макария, архиепископа Новгородского, строго запрещала игуменам иметь у себя келейников из мирских людей; в игуменской келье могли жить только чернецы (Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 246). Интересные правила приема новых людей в монастырь существовали в обители самого преподобного Антония Сийского. Если брат хотел поступить в монастырь, то он «бил челом» игумену наедине. Игумен сообщал о новопришедшем соборным старцам. Старцы смотрели на брата, и если он им нравился, то игумен благословлял брата ходить по кельям старцев и просить их принять его в обитель. Но если пришелец не нравился монастырскому собору, то его по кельям не посылали. А игумен вежливо отказывал ему в таких выражениях: «Довольно у нас, господин, ныне братии. Число исполнилось» (Горский. С. 408). Похожий обычай был принят в скиту преподобного Нила Сорского с той только разницей, что в монастырь преподобного Нила принимали не мирских людей, а иноков, уже поживших в общежительных монастырях. Когда приходил в скит новый монах, настоятель и старцы собирались все вместе в одной келье и испытывали терпение пришедшего, задавая ему всякие неприятные вопросы. Так иноки скита поступали не со злобы, но проверяли, сможет ли брат жить с ними в скиту, а тем более один в келье. Если инок проходил зто испытание, он некоторое время жил в келье настоятеля, а затем по очереди у всех монахов скита. Каждый инок рассказывал ему, какие искушения приходится терпеть здесь. Только после такого испытания новый монах принимал окончательное решение остаться или уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравним структуру месяцесловной записи Святцев 1646 г. с месяцесловами предшествующих изданий богослужебных книг – Святцев Бурцова (М., 1639) 909 , Устава (М., 1641) 910 35 и Псалтири следованной (М., 1642) 911 . Все эти издания имеют очень схожий в русской части месяцеслов, однако сама структура месяцесловной записи различна. В Святцах Бурцова назван только день памяти (без «летописи», тропарей и кондаков), Устав содержит указания чинопоследования Службы святому с полным текстом тропаря и кондака, в Следованной Псалтири также помещён текст тропаря и кондака. Таким образом, ни одно из предшествующих изданий не могло явиться источником Святцев 1646 г., так как не содержало «летописи», т. е. биографических сведений о святом. С другой стороны, структура памяти святого в Святцах ближе всего к записи в Следованной Псалтири. Имея в виду тему русских памятей, обозначим то новое (помимо «летописи»), что появилось в Святцах в сравнении с вышеперечисленными изданиями. Во-первых, это новые памяти: Иосифа Волоколамского (9 сентября), Киприана Московского (16 сентября), Сергия Обнорского (7 октября), Меркурия Смоленского (24 ноября), Филиппа митрополита (23 декабря), князя Георгия Всеволодовича (4 февраля), Кирилла Новоезерского (4 февраля), Арсения Тверского (2 марта) 912 , Варсонофия Казанского (26 марта), Александра Ошевенского (20 апреля), Корнилия Комельского (19 мая), Игнатия Вологодского (19 мая), Сретения образа Димитрия Прилуцкого (3 июня), обретения мощей князей Василия и Константина Ярославских (8 июня), Александра Куштского (10 июня), Андроника Звенигородского (13 июня), Стефана Махрищского (14 июля), перенесения мощей Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа), перенесения мощей Феодосия Печерского (14 августа) 913 . Во-вторых, сравнительно с Псалтирью и Уставом добавлены тропари с кондаками в случаях, когда они прежде отсутствовали (Борису и Глебу 5 сентября, Иакову Ростовскому 27 ноября, Антонию Сийскому 7 декабря). В-третьих, меняется день празднования памяти Феодосия Печерского , вместо 11 января, который отмечен в Псалтири и Уставе, в Святцах празднование поставлено на 3 мая (у Бурцова так же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А наша Православная Россия разве оскудела преподобными своими? Не во всех ли концах ее почивают нетленные, чудотворные мощи св. подвижников? Идите в Киев, в Москву и за Москву – в Троицкую Лавру, в Соловки, к Нилу Столбенскому, к Нилу Сорскому , Иосифу Волоколамскому, Антонию Сийскому, к Новгородским, Нижегородским, Ростовским, Смоленским Чудотворцам и иным, коим нет числа. Не свидетельствуют ли все они, и жизнью и чудесами своими о спасительности нашей веры по Божественном ее основателе: – но – довольно. С избытком безмерным оправдана вера православная христианская всеми бесчисленными чадами ее. Что нам остается при таком множестве неложных свидетелей делать? – Твердо веровать, держаться всеми силами своей веры и Церкви и спасать свои грешные души. Будем же, дорогие братья, твердо держаться своей св. веры, истина которой запечатлена бесчисленными свидетельствами – апостолов, мучеников, святителей, преподобных и всех святых, изучивших и прошедших делом и опытом всю истину, животворность веры Христовой, – и обновившихся через нее во всем своем существе, достигших вечного, тихого пристанища и блаженной жизни на небе; пора перестать нам заблуждаться в вере. Слишком пять тысяч лет до Христа мир заблуждался и поклонялся тварям вместо Творца. В лице Спасителя Сам Бог принес на землю истинную Веру и насадил ее в мире через Своих Апостолов. Будем ценить как должно свою Богооткровенную Веру и спасаться ею, взирая на пример ее и правило в лице Святителя Николая и всех святых, просиявших и прославившихся в вере и жизни христианской. Будем подражать Святителю в его вере, в святости, кротости, смирении, воздержании, милосердии, нищелюбии, в твердом исповедании. Сегодня Тезоименитство нашего Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, сияющего правою Верою и благочестием. Да сохранит Его Господь в нерушимом здравии и благополучии на многие, многие лета. Аминь Самодержавие Слово на день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Состав монастырских библиотек, принадлежавших к числу самых крупных в древней России, не подтверждает этого. Биографии Трифона Печенгского, Варлаама Керетского, Елеазара Анзерского, архимандрита Иринарха, сказания о Пертоминских и Яренгских чудотворцах соловецкая библиотека сохранила в одном или двух списках. Жития Кассиана Босого и ученика его Фотия вместе с патериком Досифея Топоркова уцелели, если не ошибаемся, только в автографе составителя их Вассиана, попавшем в синодальную библиотеку; точно так же записка об архиепископе Феодосие сохранилась только в одной рукописи Иосифова монастыря, писанной рукою самого автора Евфимия Туркова, Напротив, библиотеки обоих монастырей сохранили во множестве списков рядом с житиями их основателей биографии ростовских просветителей Леонтия и Авраамия, Варлаама Хутынского, святителей Петра и Алексия, Сергия Радонежского. Это объясняется судьбой Епифаниева жития Сергия в письменности. Выше было сказано, что рядом с 9 списками Пахомиевой редакции, сохранившимися в рукописях Сергиевской библиотеки от XV в., труд Епифания не уцелел ни в одном современном им списке даже в этой библиотеке: он имел только историко-литературное значение, тогда как по редакции Пахомия творили память святого в церкви. Эти наблюдения заставляют ограничить умеренными размерами действие литературной или исторической любознательности на распространение житий среди местного читающего общества; они же помогут правильно понять значение отрывочных известий об этом распространении. В стенах монастыря житие имело не одно церковное употребление его читали всей братии за трапезой в день памяти святого. В конце службы Антонию Сийскому списки сохранили заметку: «На трапезе бывает утешение братии великое и чтем житие преподобнаго» 565 . Но то же побуждение, которое вызывало в братии монастыря заботу о составлении жития основателя, заставляло ее стараться о распространении написанного жития между мирянами. Биограф Геннадия Костромского просит братию перелагать его писание «на новые скрижали» и раздавать их «по странам православным христианом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

О. I. 22 (XVI в.) и НСРК. Q. 273 (80-е гг. XVII в.), хотя рукописей с записями об авторстве Иоанна сохранилось больше. Известны также 2 нотированные рукописи, в к-рых записан распев службы знаменной нотацией (РНБ. Кир.-Бел. 586/843, кон. XVI в.; РНБ. Капелла. О. 4, 70-е гг. XVII в.). В их состав включены песнопения, созданные царевичем, хотя надписи, указывающей на его авторство, здесь нет. Анализ общей гласовой композиции, а также состава и риторических приемов, использованных как в лит. тексте, так и в муз. композиции отдельных песнопений службы, позволяет предполагать, что царевич Иоанн был не только создателем текста, но и распевщиком службы. Однако ее неординарность (наличие в каноне 2-й песни; отступающие от традиции содержание и размер нек-рых текстов) заставила московские духовные власти отказаться от службы, созданной царевичем. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. в день памяти святого отмечено: «Служба Антонию Сийскому поется, егда еклесиархъ разсудит». В печатной Минее за дек. (М., 1620) также нет службы, хотя имя А. С. и упоминается. Здесь, под отметкой «зри», лишь отмечено, что «служба ему писана в книге о новых чюдотворцов» (см. Указ о святых новых чудотворцах ). В Уставе Успенского собора Московского Кремля (ок. 1634) 7 дек. о службе А. С. сказано: «Слог худъ, ему лучше пети по общей Минеи». Вероятно, эта оценка стала причиной того, что в печатной Минее, изданной в 1636 г. благословением Патриарха Иоасафа , помещена др. служба. Из Минеи 1636 г. служба попала в рукописные ненотированные сборники, напр. РНБ. Погод. 688, где она предшествует житию А. С. в редакции Ионы. Текст славников этой службы, распетой и записанной знаменной нотацией, дважды включен в рукопись РНБ. Капелла. О. 4. Л. 79 об., 220, причем 2-му изложению предшествует надпись: «противу печатных», что свидетельствует о том, что текст был взят из печатной Минеи и лишь затем распет. В этой службе устранены исторические реалии, текст более традиц. и использует образы из общей службы преподобных.

http://pravenc.ru/text/116108.html

Монастырь. Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Сийский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1520. Ссылки:   Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, п/о Большая гора, д.Новая Координаты: 63.553443, 41.555673 Проезд: Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8,5 км или проехать на попутке. Пешком даже предпочтительнее — места здесь удивительные, а природа почти первозданна. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545году – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).

http://sobory.ru/article/?object=08656

Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Финляндия) Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Финляндия) Автором 1-й части является священник Покровской ц. в с. Лядины (близ Каргополя) Иоанн, книжник и иконописец, написавший в 1656 г. икону К. О своем авторстве Иоанн сообщает в Житии преподобного, рассказывая о 4-кратном явлении ему К. Иоанн был сыном упомянутого в Житии жителя Лёкшмозерской вол. Венедикта, нек-рые его родственники упоминаются в Житии. Вторая часть («Сказание...») почти целиком основана на Житии прп. Нила Столобенского (рубеж XVI и XVII вв.), из к-рого сделаны дословные пространные выписки. При этом сообщение о пребывании К. в Новгороде, даты его прихода на Челму и преставления приведены только во 2-й части. По-видимому, обе части изначально представляли самостоятельные произведения, затем были объединены. Не исключено, что такую работу сделали в старообрядческом Выголексинском общежительстве : известны поморские списки Жития (БАН. 33.6.7 и др.). В XVIII в. Житие К. было использовано выговским книжником при написании «Слова похвального преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кириллу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожеозерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем Каргополским». В 1844 г. свящ. Ф. И. Гурьев, служивший в Челмогорской пуст. в 1840-1844 гг. и собиравший «разные той пустыни древности», составил новую редакцию Жития К. Как установил А. Б. Мороз, свящ. Ф. Гурьев воспользовался списком ГИМ. Барс. 794, текст к-рого подверг значительной правке: сократил, упростил язык и ввел ряд исторических и географических уточнений. Редакция свящ. Ф. Гурьева известна по рукописи ГИМ. Барс. 795; она была издана К. А. Докучаевым-Басковым по списку, хранившемуся в Челмогорском мон-ре. Еще одним источником сведений о К. и Челмогорском мон-ре является составленное свящ. Ф. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). История жизни К. здесь излагается по Житию с добавлением новых деталей. Среди них - сообщение о прп. Никодиме Кожеезерском, который якобы какое-то время жил вместе с К. и прп. Корнилием Комельским на горе Челма. Несообразность этого известия очевидна: Никодим Кожеезерский († 1639) не был современником К. Источником сведений для свящ. Ф. Гурьева послужил, вероятно, синодик Челмогорского мон-ря, в к-ром имя Никодима Кожеезерского записано вслед за именами К. и Корнилия Комельского. В синодик имя Никодима было включено скорее всего строителем Челмогорского монастыря Филофеем, пострижеником Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря (2-я пол. XVII в.). Биография К.; основание Челмогорского монастыря

http://pravenc.ru/text/1840277.html

993 Ркп. житие прп. Антония, описанное со слов очевидцев и сотрудников Антония царевичем Иоанном в 1589 г., у Царского 85, 80; иером. Ионою в б-ке общ. ист. 39, 40; у Ундольского первое под 285, второе под 284. Послесловие царевича см. в: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX, прим. 612. 994 Мощи блаженного Пахомия почивают в основанной им, поныне упраздненной, Кянской или Кенской пустыни (Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях); в ркп. святцах помещено имя его, но ни год, ни день кончины его не показаны. По житию прп. Антония можем полагать, что Пахомий скончался около 1520 г. 995 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. В службе на 7 декабря: «содержа в уме вечныя утехи Небеснаго Царствия, ты оставил все земное, терпел много напастей и изгнания и от всего избавил тебя Даровавший тебе Вечную жизнь» (Четьи-Минеи. М., 1645). 996 Об этом говорит и церковная служба: «не устрашила тебя, блаженный, ни долгота лет, ни скорби пустыни, ни нападение разбойников; у тебя одно было в виду – для Христа умереть в пустыни» (Четьи-Минеи. М., 1645). 997 Новый и полный географический словарь Российского государства/Под ред. Л.М. Максимовича: В 6 ч. М., 1788–1789. Ч. 1 (далее – Новый и полный географический словарь Российского государства). В Синодальной б-ке в ркп. XVI в. 814) есть устав Сийского монастыря, составленный по обиходу Сергиевой Лавры и монастыря Кириллова; но едва ли писан он прп. Антонием. 998 Пролог 7 декабря. Церковная служба: «единаго лета ко осмидесяти в течении своем не докончал еси, блаженный». По ркп. святцам, «преставися в лето 7065 декабря 7 дня». 999 Послесловие царевича: «списано бысть сие: канон его 8720, – а житие его – л. 8088-го… Во время то прииде игумен Питирим обители блаженного и с ним ученик преподобного Филофей, его жития первый списатель… Приидоша ко отцу моему, да повелит его благородствие почитати его, якоже и всех святых; при преосв. Антонии митрополите, иже первее бысть архиепископ граду Полоцку, – приидоша старцы. Он, по повелению царя и по соборном изложении, изложи праздновати прп. отцу Антонию» (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX, прим. 612; Акты исторические. Т. 3, 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Радуйся всяко мсто и страна, и всяк град, и мсто, в немже святии сии пожывше! Радуйся и ты, западная страна, острове божественый Сийскый, в немже поживе божественый отець нашь Антоние, иже всю ту страну чюдесы просвещает! Радуйся и ты, вторая пустыня, 1007 в нейже отець нашь Антоние труды показа и яко бесплотен тебе поживе! Радуйся и ты, блаженне учениче Филофее, 1008 яко тамо от отца прием нкое оружие на диавола, иже на тя пропя сть; молитвою отца твоего сих, яко паутину, раздравъ, на горнее добродтелей востече! Радуйся и ты, нутренняя пустыня, 1009 в нейже блаженный отець нашь Антоние пожыве, в тоб бо истинный врагъ тлу своему явися, по реченному: «Елико нутрений нашь человкъ разстлвается, толико духовный нашь человкъ обновляется». 1010 Якоже бо Дамаскин 1011 возопи: «Да ти, яко в бубн, во умерщвенем телеси побдоносець явлюся!» И Господь глаголет во Святом своем Евангелии: «Духъ живит, плоть не ползует ничтоже». 1012 И пророкъ глаголет: «Кая полза плоти моей, внегда сходити ми во истлние?» 1013 Богословъ Григорий глаголетъ: «Что убо бо убрези, и та вся издамы Богови». 1014 И Исаия возопи глаголетъ: «И расторгнете сердца ваша, а не ризы ваша!» 1015 И писано бо есть: «Аще кто кому издасться, тм и поработится. Елико бо тло изнуряется и естество изнемогает любве ради Божия, толико душа, акы злато, в горниле блестится». Еще бо и сущии пребывающе на земли от великаго вжелниа душа любо вещныя Божие искателницы доброта желает восприяти небесному, нежели земная мудръствовати или пребывати на земли. Но поистинне то велико от Бога нам даровасе дарование, яко земля Русьская иногда лединою непокорьство бяше, нынжедобр прозябе, и плоды къ Богу приносятся – тх преподобных онх отецъ житие, и труды, подвизи, иже в Русии, яко ластовицы-пустыннолюбцы, провосиявше и Богу угодивше. Но что убо много имам глаголати! Не можем убо мы, землении, паче же и во грсх пребывающа, по великому свтилнику, всея вселенныя учителю и патриарха Коньстантина града Иоанна Златоустаг о, глаголюще бо въ своей книзе ему, еже Маргарит, сказует: 1016 «Ходящим нам по забралом градскым, или язвимся, или язвим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010