Братия честно погребли мощи его в храме Живоначальной Троицы, на правой стороне, близ алтаря. Оставив видимым образом братию, преподобный не оставил их своей помощью, как и всех призывающих его имя. Много чудес совершилось при его честных мощах. Укажем наиболее замечательные. Священник соседнего села Харитон относился с завистью к памяти преподобного Антония и раз с хулою отзывался о нем. После того Харитон внезапно ослеп и скоро понял, что Господь наказывает его за хулу на святого. Тогда он начал раскаиваться в своем прегрешении, усердно молился преподобному и снова прозрел. Благодаря Господа Бога и Его угодника, Харитон поступил после того в Сийский монастырь и здесь подвизался в трудах иноческих. При жизни своей прп. Антоний любил писать иконы. Еще и доныне сохраняются святые иконы, писанные его рукою. И по кончине своей он покровительствовал людям, занимавшимся этим богоугодным делом. Так, игумен Сийского монастыря Питирим, заботившийся о благоукрашении обители, много писал новых икон и поновлял старые. Однажды Питирим заболел. Недуг его все усиливался, и ему стала грозить смерть. Больной молился Живоначальной Троице и прп. Антонию. И вот раз ночью, забывшись легким сном, он увидел, что от гробницы преподобного в его келлию идет благолепный старец, украшенный сединами. «Хочешь ли ты быть здоров и окончить начатое?» — спросил он у Питирима. «Хочу, но не могу», — отвечал болящий. На это старец сказал: «Святая Троица исцеляет тебя, не ослабевай в твоем деле; я, настоятель Антоний, пришел посетить тебя в болезни». Чудотворец коснулся больного игумена. Питирим почувствовал себя здоровым и с новым рвением стал заниматься иконописанием и украшением храмов обители. Купец из Холмогор, по имени Карп, плыл по морю с Терского берега, с реки Варзуги. На ладье его среди других товаров был запас рыбы для Сийского монастыря. Поднялась сильная буря, волны вздымались, как горы, и захлестывали ладью. Гребцы уже совсем отчаялись в спасении. Вдруг Карп увидал недалеко от себя старца, который распростер свою мантию над лодкой и охранял ее от волн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Симеона Нов. Богослова книги, 180–185, 189. Слова и отрывки, 13, 165, 167, 200, 343, 407, 413, 744, 756, 760, 763, 766, 771, 785. Симеона, еп. тверского изречение, 15, 769. Симеон, еп. полоцкий, на Соборе, 205, 206. Симеона Олферьев, автор, 628. Симеон с. Матфеев, поп, книгопродавец, 132, 430. Симеон с. Стефанов, владелец, 380. Симона, волхва, прение, 630, 677. Симона, еп. владимирского, послание, 676, 712–714, 767, 768, 800. Симон, митр. всероссийский, 369, 597, 609, 712. Симон Азарьин, келарь Троиц. Серг. мон., автор, 700; вкладчик ркп., 6, 37, 62, 70, 151, 195, 354, 379, 383, 430, 445, 634, 689, 697, 709, 714, 810–812. Упом., 249, 662, 820. Синаксари Триодные, 44, 404–406, 715, 716, 720–722, 765. Сборник, 790. Синодики, книги, 40–48, 813–819. Сирин см. Ефрем. Исаак. Сифа Антиоха притча, 765. Стефанит см. Ихнилат. Скитский Устав, 314, 528, 762, 799. Скоблихин Тимоаей, владелец, 312. Скорлыванов Елисей, то же, 313. Слова похвальные, книга, 199. Слова поучительные, проповеди , 8, 9, 11, 12, 91, 99–106, 142, 143, 145, 146, 151, 163, 169, 198, 205, 206, 208, 747, 784, 804. Словари, 2, 175, 765, 790, 812. Словарь истор. о русских Святых упом., 307, 636. Службы праздникам см. в Мин. служебных. Службы избранные из разных месяцев, книги, 597–603; русским Святым, 629–637. Службы русским Святым: Авраамию ростовскому, 491, 604, 617, 618, 622–624, 626, 630, 649. Авраамию смоленскому, 625. Авраамию и Ефрему смоленским, 619. Авраамию галичскому, 624, 625. Александру Невскому, 503, 619, 622–624, 626. Александру свирскому , 269, 349, 614, 619, 622–624, 627, 629, 632, 633, 651, 803. Алексаидру ошевенскому, 625. Александру куштьскому, 624. Алексею митр. киевскому, 263, 269, 270, 313, 524–526, 528, 548, 551, 559, 562–565, 597, 600, 606–609, 611–613, 617, 618, 620, 621,623, 640, 643, 645, 646, 653. Андрею кн. смоленскому, 658. Антонию киево-печерскому, 551, 611, 616, 617, 619, 620, 621, 623, 624, 644. Антонию Римлянину, 624. Антонию сийскому, 514, 628. Арсению еп. тверскому, 541, 542, 623, 626.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Крест работы Надежды Шек Известный художник и скульптор считает свою работу символом и призывом к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Но я не думаю, что она действительно служит борьбе со злом и общественными пороками. К какой нравственности и безопасности молодежи призывает этот так называемый «шедевр», символизирующий страх и гадость? О каком воспитании детей, видящих это, можно говорить? Воспитывать нужно через позитивные образы, устанавливая памятники священноисповеднику Луке или, например, преподобному Антонию Сийскому, основателю и первому игумену Сийской обители, крупнейшего духовного и культурного центра Русского Севера в XVI-XVII веках. В XX веке монастырь закрыли и лишь в 1992 году вернули Церкви. Надежда Шек вырезала из редкого полудрагоценного материала гагат Крест и подарила его Сийскому монастырю, а настоятель обители передал его в Москву. Крест находится на престоле храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Это принесло Надежде большую радость. 4 июня Владыка Корнилий утвердил эскиз памятника преподобному Антонию, кроткому уроженцу северной земли. Из Карелии привезут каменную глыбу (габбро). Памятник преподобному Антонию Сийскому установят на его родине в холмогорской Кехте в конце 2021 года. После моего рассказа о Надежде Шек нашлись люди, готовые установить на территории больницы бюст Войно-Ясенецкого. Главврач больницы Сергей Красильников поддержал эту идею. А Надежда Капитоновна была очень удивлена, так как долго мучилась вопросом, кому предложить эту работу. И вдруг все произошло как по мановению волшебной палочки. Вот такие чудеса посылает Господь, когда делаешь благое дело. Святой Лука выбрал профессию не по своему желанию, а исходя из чувства долга перед людьми, которым он мог помогать — Какой труд Святителя Луки вы рекомендуете своим студентам в первую очередь? — Я часто обсуждаю с ними книгу «Дух, душа и тело». В дискуссиях со студентами о существовании Бога привожу слова Святителя Луки: «Я много лет делаю операции на мозге, но ни разу не видел там ума». Чувствую духовную близость с ним, восхищаюсь его жизнью. Он хотел стать художником, заниматься в жизни тем, что ему интересно, имел талант, но стал доктором. То есть он выбрал профессию не по своему желанию, а исходя из чувства долга перед людьми, которым он мог помогать. Восхищает его подвиг монашества после смерти супруги. Читаю и перечитываю книги о нем, смотрю сохранившиеся фото и чувствую, сколько любви и тепла исходит из его глаз на этих фото. Кажется, что это родной человек, даже внешне напоминающий мою любимую бабушку Феклу Егоровну.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/14/ya_gor...

Арханг. Д. 73. Требник. 1550-е гг. 4°. 367 л. Содержание: л. 34 – чин исповеди; л. 38–39 – Наставление-вопросник, л. 39–42 – вопросник мужчинам (М–Арханг. 38); л. 42–44 об. – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 44 об.–45 об. – поновление мирянам; л. 46–48 об. – поучение детям духовным; л. 48 об.–50 – поучение о епитимьях; л. 52 об.–53 – чин причащения больного; л. 90 об.–101 об. – чин исповеди священников; л. 91 об.–97 – поновление священникам; л. 97 об.–98 – поновление священникам; л. 354 об.–357 об. – поновление инокам; л. 357 об.–359 об. – поновление священникам и дьяконам. Описания: Описание РО БЛН. Т. 8, вып. 1. С. 77–78; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России С. 97, 171; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С, 184, 307. Арханг. Д. 126. Часослов с дополнениями. Вторая четверть XVI в. 4°. 494 л. Записи: л. 1–19 – «Лета 7114 положил сию книгу Часослов в дом живоначальные Троицы честнаго Ея Благовещения и чудотворцу Антонию Сиискому бывшеи Питирим по своей душе»; л. 490 об. – «Положил сию книжицу в дом живоначальнои Троицы бывшей игумен Питерим по своей душе в Сиискои монастырь». Содержание: л. 436–440 об. – поучение о покаянии; л. 440 об.–482 чин исповеди; л. 444–468 поновление; л. 468–474 об. – поновление священникам и дьяконам; л. 475 об.–479 – молитва разрешительная. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 144–146; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 187, 337; Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI –XVII веков. Л., 1977. С. 91, 123. Арханг. Д. 160 Сборник богослужебный. Конволют конца XVI в. (часть рукописи с чином исповеди датируется 1580-ми гг.). 4°. 157 л. Запись: л. 87 об. – «Смиренный Иона епископ Ростовскии и Устюжскии» (XVII в.). Содержание: л. 134 об.–137 об. – чин исповеди (начало отсутствует); л. 134 об.–135 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 135–136 – поновление. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 213–215.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

26 сент. 1884 г. 2 монастырских трудника ограбили мон-рь и подожгли Богоявленскую ц., в результате пожара сгорели шуба, мантия и жезл преподобного. В 1887-1889 гг. была вновь построена и освящена деревянная Богоявленская церковь, «внизу которой в особой усыпальнице под спудом» почивали мощи Н. 19 марта 1919 г. красноармейцы и жители дер. Кривой Рог произвели вскрытие св. мощей Н., однако в склепе и раке «мощей не оказалось» (газ. «Красный север» от 23 мая 1919). Согласно совр. преданию, мощи Н. были накануне перепрятаны. В наст. время их местонахождение неизвестно. Гимнография Служба Н. была составлена ко времени канонизации святого в период междупатриаршества в 1662 г. Творцами стихир и канонов пустынножителю Никодиму были выходцы из Сербии митр. Гревенский Макарий Грек и авва Феодосий, приехавшие в Россию на Большой Московский Собор 1666-1667 гг . По неизвестным причинам гимнографы были отправлены в ссылку и пребывали в Антониевом Сийском во имя Св. Троицы муж. мон-ре до 1671 г. (Макарий первоначально в 1666-1669 находился в Соловецком в честь Преображения Господня муж. мон-ре - Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. М., 2009. С. 88, 235). Служба Н., включающая множество биографических подробностей первоначальной редакции пространного Жития, составлялась по образцам бденных служб пустыннолюбным отцам (преподобным Антонию Великому, Сергию Радонежскому, Кириллу Белозерскому и Антонию Сийскому и др.). Гимнографы восхваляют «равноангельное житие» Н., его многолетнее пребывание в пустыне, где угодник Божий просиял, яко солнце, и стал «Святей Троице жилищем». В стихирах преобладают мотивы Божественного света, Боговидения, Божественного разума, типичные для гимнографии исихастов. Акцент делается на почитании мощей св. угодника - нового чудотворца, озаряющего Божественным светом и подающего исцеление всем приходящим к нему с верой. До нас дошли 3 списка службы, представляющие 2 редакции. К 1-й редакции относятся 2 списка XVIII в. из собрания РНБ (ОСКР. Q. I. 1390 и Тихан.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Не понимаю, как я достиг второй половины Слова, но только благодать Святого Духа слабую человеческую природу исправляет и наставляет. Хвалю, благословлю, поклоняюсь Господу, пою и превозношу святое имя его, вразумившего меня, и укрепившего меня, и наставившего меня. Вам же, господие, и отцы, и братия, друзья и сродники, Господа ради моление предлагаем, прося прощение за мое невежество. Если в каком-то слове я ошибся, или описался, или своим неразумием или малоумием сделал святому поношение, то вы, Господа ради, сами исправляйте небольшие недостатки, как говорит апостол: «Тяготы друг друга носите». Так и вы своим умом мои недостатки исправляйте, а за меня, недостойного, моление и молитву принесите к Господу Богу и к Пречистой его Богоматери и ко всем святым, более же всего ко отцу Антонию, что не осознал я своего ума слабости и дерзнул на такое великое дело, как переписать житие преподобного отца нашего аввы Антония. И даст мне Бог прощение грехов вашими святыми молитвами. Я, полный дерзости и окаянный, дерзнул написать о жизни преподобного и о преставлении его в 79 лет, что услышал нового от чудотворной его раки, – как река струями истекает, так и цельбоносная рака преподобного все время чудесно исцеляет всех с верою к ней приходящих. Но, блаженный отец Антоний, если находишься в небесных обителях, непрестанно молись обо мне, грешном рабе своем Иоанне, и тогда переплыву бурное море жизни нашей среди врагов душ и тел наших невредимым, окрыляем твоими молитвами, чтобы достичь престола царя царствующих и Господа господствующих, где шестикрылые и престрашные серафимы с трепетом и ужасом предстоят, и к божественной его крепкой и непобедимой деснице прескверная и окаянная душа моя приблизится. Да поможет же Бог твоими, отче, святыми молитвами этого прежде сказанного избежать и достичь Царства Небесного тем, преподобный отец, кто торжественную память о тебе почитают светло с верою и любовью от чистой души и сердца, и тем, которые составили святое житие, и рассказчикам, и слушающим, и послушающим, и внимающим, и подражающим твоему житию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефана Махрищского. Игумен Варлаам нашел в кладовой своей обители краткие харатейныя записки о Стефане современника его, прадеда своего, священноинока Серапиона; припомнил, что слышал из уст его о преподобном своими ушами во дни своей юности и, будучи сам свидетелем чудес, совершавшихся у гроба преп. Стефана, написал, как мог, сказание о нем и представил дарю и митрополиту. Они помыслили, что „не подобает оставити без написания житие и чудеса“ такого великого и святого мужа и велели написать житие его „да на память его прочитается», чем уже предполагается установление празднования памяти этого святого. Это новое житие и было составлено, по повелению митрополита, вышеупомянутым Иоасафом, игуменом Данилова монастыря 470 . Тем же Иоасафом составлена и служба этому святому 471 . При митрополите Антонии были канонизованы: преп. Антоний Сийский, преп. Евфросиния Суздальская и преп. Александр Ошевенский. Первый был канонизован в 1578 году. В этом году игумен Сийского монастыря Питирим с учеником преп. Антония Филофеем поехали в Москву просить даря и митрополита об установлении празднования святому. Вместе с тем игумен с другим Антониевым учеником, Новгородским архиепископом Александром, упросил царевича Иоанна (сына Грозного) написать житие Антония с похвальным словом и службой. „Митрополит же, читаем в надписании службы, составленной царевичем, по повелению царя и великого князя и по соборном изложении, уложи праздновати преподобному отцу Антонию 472 . – Точно год канонизации преп. Евфросинии Суздальской неизвестен. В житии ее, написанном Варлаамом, епископом Суздальскзм, говорится только вообще, что еп. Варлаам, видя чудеса, совершавшиеся у гроба преподобной, отправляется в Москву и передает царю об этих чудесах, а вместе представляет ему и написанное им житие этой святой. Царь, прочтя житие, возвеселился духом и повелел митр. Антонию собрать „весь освященный собор“, на котором прочтены были „стихеры и канон, жития и чудеса“ и повелено праздновать память ее месяца Сентября в 25 день 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот акафист избран один из двух, представлен неизвестными лицами, пересмотрен и исправлен комиссией согласно принятым и употребляемым в Церкви к прославлению других святых». Представленную службу с акафистом Синод поручил рассмотреть Григорию, епископу Выборгскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, который 30 мая 1868 года за 606 на имя исправляющего должность г-на оберпрокурора Св. Синода действительного статского советника Юрия Васильевича Толстого писал, что означенная служба с акафистом по рассмотрении их и сделанном исправлении некоторых замеченных в оных недостатков, впрочем неважных, может быть одобрена к напечатанию. 3/20 июля 1868 года за 1310 Святейший Синод определил, что означенный акафист, а равно и рукопись службы святым мученикам Виленским в исправленном виде могут быть напечатаны для церковного употребления 190 . 46 Акафист прп. Антонию Сийскому Настоятель второклассного Свято-Троицкого Антониева Сийского монастыря архимандрит Мелхиседек 16 августа 1867 года за 130 обратился в Московский духовно-цензурный комитет со следующим прошением: «Предоставляя при сем в комитет просмотренный епархиальным начальством Архангельской губернии акафист преподобному Антонию, Сийскому чудотворцу, покорнейше прошу комитет означенный акафист рассмотреть и по рассмотрении прислать в Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь Архангельской губернии через станцию Сию». Рукопись была рассмотрена цензором профессором Петром Казанским . 7 сентября в заседании Московского духовно-цензурного комитета был заслушан данный им отзыв: «Акафист в кондаках и икосах последовательно прославляет жизнь преподобного и в этом отношении заслуживает одобрения, так как избегает повторений. Но: 1) при прославлении жизни помещаются такие подробности, какие совсем неприличны акафисту; например: икос 1 «рождейся в убозей веси кихта близ Северный Двины сын Никифора земледельца»; икос 2: «пять лет работал господину, лето едино живый с женою, последиже сый тридесяти лет»; подобные же излишние подробности встречаются в 4-м кондаке, а в икосе 4 даже автор распространяется в географических сведениях: «озеро Михайлово, еже река сия текуще в Двину связа со иными многими озеры». Все кондаки и икосы очень многословны; 2) Встречаются мысли неверные или такого рода выражения, которые могут породить неверную мысль; например, в икосе 1 «ангелов ревнитель от юности показался еси, преподобне, не срамляяся бо худородия по плоти благородие Крещения непосрамленно соблюл еси»; как будто ангелы посрамляются также своего худородия по плоти; в икосе 2 похваляется познание тщеты мирской работы; едва ли полезно неуважение к труду честному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Из этих свидетельств со всей ясностью следует,– что, если патриарх Иосиф и прекословил митрополиту Никону до 1650 г., то, начиная с этого времени, вследствие грамоты патриарха Цареградского Парфения; он уже прекословить не мог, а в силу решения собора 9 Марта 1651 г., он и сам по долгу совести и послушания должен был содействовать повсюдному на Руси утверждению по церквам пения единогласного и наречного, санкционируя его своим благословением. С благословения патриарха Иосифа шлют грамоты и Государь 25 Мая 1651 г. Антониеву Сийскому монастырю о том же деле, и митрополит Никон Соловецкому архимандриту Илии, и Ростовский митрополит Варлаам в Кирилло-Белоезерский монастырь архимандриту Антонию и проч. Поэтому и неудивительно, что первая комиссия для справы певческих книг была созвана по благословенно того же патриарха Иосифа, который прекословил митрополиту Никону, заседавшему однако же потом в 1651 г. на одном с ним соборе по одному и тому же —433— делу, приведенному благополучно к одному общему решению. Следовательно, в вопросе о побуждениях к созыву первой комиссии дело не в той или другой степени любви к церковному пению, каковая могла быть у этих иерархов, Никона и Иосифа, по сравнению их друг с другом, а в обязательном постановлении собора, вполне угодном и Государю, и передовым людям того времени. Таким образом, противоречие, которое находит в наших словах автор рассматриваемого сообщения в отношении к патриарху Иосифу само собой отпадает. Патриарх Иосиф не только мог, но и должен был дать в силу соборного постановления свое благословение архипастырское на работы по исправлению церковного пения и, следовательно, и на созыв первой комиссии, которая, по словам Александра Мезенца в его извещении, как будто по одному лишь царскому повелению была созвана, в действительности же этого не могло быть так, но не иначе, как с патриаршего благословения. А. Мезенец говорит: «Соблагоизволися благочестивейшему и великому государю нашему... о церковном знаменском пении предел учинити, еже бы всякое пение было в истинноречном пении везде во градех и честных обителех и селех устроено равночинно и доброгласно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самое большое отличие корпуса ТМ и от Макарьевских, и от Милютинских Миней в том, что статьи в ТМ приходятся не на каждый день. Существует представление, согласно которому ТМ - это корпус Житий русских святых, однако в Минеи включено большое количество не только Житий мучеников, но и Слов на дни памяти святых. Сравнивая набор текстов в Минеях с репертуаром книг, хранившихся в монастырской б-ке, можно прийти к заключению о том, что они чаще всего не совпадают. Вероятно, подготовленный иером. Германом (Тулуповым) корпус книг был призван «дополнить» те наборы минейных чтений, которые уже имелись в монастыре. Так, напр., в Минеях отсутствуют основные Жития преподобных (Феодосия Великого, Антония Великого, Евфимия Великого, Пахомия Великого, Онуфрия Великого, Петра и Афанасия Афонских и др.), имеющиеся в монастырской книгохранительнице в нескольких экземплярах (напр., в специальной книге «преподобнических» Житий, принадлежавшей митр. свт. Иоасафу (Скрипицыну) - РГБ. Троиц. 684). На дни памяти этих святых иером. Герман в некоторых случаях помещает не Жития, а тексты, с ними связанные. Так, в день памяти прп. Иоанна Дамаскина в декабрьской Минее помещены тексты 2 его Слов (РГБ. Троиц. 672. Л. 36, 57), в день памяти Онуфрия Великого в июньской Минее - Похвальное слово святому (РГБ. Троиц. 677. Л. 107). Однако гипотеза, согласно которой ТМ были «дополнительными» к бытовавшим в то время в книжном собрании Троице-Сергиева монастыря текстам, требует особого исследования. Характерная черта ТМ - увеличение количества памятей русских святых как часть более общего процесса. Включение в свод новых Житий святых связано также и с изменением репертуара Служебных Миней в связи с увеличением количества памятей русских святых в церковном месяцеслове. Этот процесс получил отражение не только в Ч.-М., но и в Служебных Минеях. Важнейшей чертой комплекта Служебных Миней, вышедших на Московском Печатном дворе в 1619-1630 гг., по мнению М. А. Лебедь, «было то, что в московские издания впервые вошли службы в честь почитаемых Богородичных икон и в честь большинства общерусских святых» ( Лебедь М. А. Деятельность Моск. печатного двора как фактор укрепления рос. государственности: На примере минейного комплекса 1-й трети XVII в.: АКД. М., 2011. С. 4). «В служебных Минеях 1619-1630 гг. были напечатаны 59 служб в честь русских святых и Богородичных икон» (Там же. С. 17). В 1628 г. иером. Герман (Тулупов) переписал Печатную Минею на дек. (РГБ. Троиц. 514), добавив к напечатанным службы Савве Сторожевскому (под 3 дек.), Антонию Сийскому (под 7 дек.) и Нилу Столобенскому (под 7 дек.). Соответствующие им Жития Нила Столобенского и Саввы Сторожевского он поместил в декабрьской Минее, а Житие Антония Сийского - в дополнительном относительно всего корпуса Миней томе (Троиц. 694). Всего в свои Минеи он поместил 63 памяти рус. святых и дней празднования Богородичным иконам, а в дополнительных томах - памяти еще 12 святых.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010