Радуйся, свещниче пресветлый, озаряяй всяку добродетель светлостми. Радуйся, иже в бедах великий утешителю и теплый заступниче печальным. Радуйся, постником началник быв и непобедим поборник, страстем бо отсекая корень и бесом стремления представ мужественно, Александре, тех посрамил еси душепагубную прелесть. Креста же Спасова действо и непобедимую явил еси силу змия от каргопольския области изгнанием, еже всему свету известны благодатныя труды, поты и подвиги, таковы, яко удиви мысленных, ужаси и земленыя. Пречюдны труды воздержания твоего жития, якоже бо бесплотен отнюд, во плоти старостне враги невидимыя преборил еси и видимыя змия изгнал еси даже доселе. Роди же убо тя вси поют благочестивых, изряднее же твое честное стадо, светлость твоих болезней, лавры згромаждение, еже показал еси яко град в пустыни красен, иже жилище собором иноческим богоподобно составил еси, еже, яко одеждами многочестными, твоими красуются чюдесы и доблественными страдании, еже вострубим ли трубою песней, благодать бо духа всякия трубы благолепнейши, всех к пению созывает богоноснаго отца память. Цари и князи да чюдятся всех Царя искреннему рабу, иже миродержца начала и Духа божественнаго всеми оружии победившаго. Пастырие и учителие изряднаго воистинну пастыря, правила же и образ пастве да восхвалят, иже в повелениих светлаго и вере добляго, иже в видениих высокаго, в деяниих выше облак, во учениих пищу потока, наставника заблуждьшим, подпор преклоненым, иже всех болящих милующаго, Каргополю великое украшение». Похваляюще, вси рцем: «Отцем верховне Александре, предстани твоим рабом всегда, отче наш, и спаси стадо свое молитвами твоими. Тем убо, Александре, не престай, моля Христа Бога о стаде твоем сем и всех верных почитающих всечестное твое успение и память, во славу Святыя Единосущныя и Неразделимыя и Животворящыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во вся веки. Аминь». Слово похвальное каргопольским чудотворцам Слово похвалное преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кирилу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожезерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем каргополским «Дивен Бог во святых своих, Бог – глаголет царственный пророк Давыд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вступление к кантате композитор посвятил Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и святому благоверному великому князю Александру Невскому, 800-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году: за фанфарой рогового оркестра звучит стихира святому князю. Фрагмент, посвященный каждому монастырю, начинается инструментальной темой и продолжается стихирой святому - основателю этого монастыря: преподобным Кириллу Белозерскому, Александру Свирскому, Савватию Соловецкому, Сергию и Герману Валаамским, Варлааму Хутынскому, Антонию Сийскому, Димитрию Прилуцкому, Ферапонту Белозерскому. В финале звучит многократный призыв к воздаянию хвалы Богу: " Аллилуия! " . Во втором отделении прозвучали песнопения древних распевов в обработке русских композиторов в исполнении хоровой студии " Царевич " п/у Евгения Тугаринова (руководитель мужского хора - иерей Александр Лаврухин, хормейстеры - Варвара Алмазова, Анастасия Тугаринова, Светлана Смирнова, Иван Старунов). Евгений Петров родился в 1973 году в Северодвинске Архангельской области. В 2001 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, через два года - ассистентуру-стажировку по классу композиции профессора Юрия Фалика. Доцент кафедры оркестровки и общего курса композиции Санкт-Петербургской консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, лауреат всероссийских конкурсов. Всероссийский фестиваль православных певческих традиций " Истоки " берет начало в концертах " Мироносицкие встречи " , которые с 2006 года проводил приход храма иконы Божией Матери " Державная " на проспекте Маршала Жукова. В нем участвовали певческие коллективы, исполняющие древнерусскую музыку. С 2018 года в концертах принимают участие и мастера колокольного звона. С течением времени желающих принять участие становилось все больше и больше, и вместить все выступления в рамки одного концерта стало невозможно. В прошлом году состоялся первый фестиваль " Истоки " , программа которого включала онлайн-трансляции церковных служб, концерты, мастер-классы, " круглые столы " , посвященные традициям церковного пения. В нынешнем году программа фестиваля еще более обширная, он продолжается практически весь год.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. Адрес : Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь Телефон : (8 - 230) 20140 Подробнее... Иоанно-Богословский женский монастырь [ править править код ] Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе и иждивением протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанн Кронштадтский) . В 1900 году община была преобразована в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. До конца 1941 года в селе Сура жила монахиня Ангелина (Трухина). Она была арестована за то, что в её доме «совершались тайные богослужения», и 22 июня 1942 года расстреляна. Единственный на данное время в Архангельской епархии женский монастырь был основан 31 октября 1994 года, по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона. Адрес : Архангельская обл., Приморский р-н, д. Ершовка Телефон : (8182) 25-51-94 Подробнее... Храмы Архангельской области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

В Архангельске состоится семинар, посвященный сестрическому служению Архангельск, 13 сентября 2005 г. 20-21 сентября Архангельская региональная общественная благотворительная организация " Рассвет " , в рамках проекта " Создание Сестричества " организует семинар " Сестричества. Опыт служения " , сообщает пресс-служба Архангельской епархии . Семинар состоится на базе Свято-Троице Антониево-Сийского мужского монастыря. Цель семинара: обмен опытом по созданию и медико-социальному служению сестричеств Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска и Архангельска. Участники семинара – священнослужители, старшие сестры сестричеств, сестры милосердия, общественные организации, представители социальных структур. Во время семинара прозвучат доклады на тему: " Служение сестер милосердия в Хосписе " . Докладчик – Кабакова Елена Анатольевна, старшая сестра Сестричества во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, г.Санкт-Петербург, Лахта. " Из истории женского милосердного служения " . Докладчик – Слепкова Надежда Валентиновна, сестра милосердия Сестричества во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, г.Санкт-Петербург, Лахта. " Опыт служения сестер милосердия в патронажной службе " . Докладчик – Егорова Ольга Юрьевна, старшая сестра патронажной службы Сестричества во имя святого царевича Димитрия, город Москва. " Опыт служения сестер милосердия в городе Архангельске и Северодвинске " . Докладчик – Некрасова Мария Павловна, координатор проектов АРОБО " Рассвет " . " Опыт работы Сестричества в попечении о детях и подростках, переживших смерть родителей " . Докладчик – Кабакова Елена Анатольевна, старшая сестра Сестричества во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, г.Санкт-Петербург, Лахта. В рамках семинара в монастыре будет отслужен молебен святому преподобному Антонию Сийскому и всея Руси Чудотворцу и организована экскурсия. 13 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14510.html

Это объясняется судьбою Епифаниева жития Сергия в письменности. Выше было сказано, что рядом с 9 списками Пахомиевой редакции, сохранившимися в рукописях Сергиевской библиотеки от XV века, труд Епифания не уцелел ни в одном современном им списке даже в этой библиотеке: он имел только историко-литературное значение, тогда как по редакции Пахомия творили память святого в церкви. Эти наблюдения заставляют ограничить умеренными размерами действие литературной или исторической любознательности на распространение житий среди местного читающего общества; они же помогут правильно понять значение отрывочных известий об этом распространении. В стенах монастыря житие имело не одно церковное употребление: его читали всей братии за трапезой в день памяти святого. В конце службы Антонию Сийскому списки сохранили заметку: «На трапезе бывает утешение братии великое и чтем житие преподобнаго» 566 . Но то же побуждение, которое вызвало в братии монастыря заботу о составлении жития основателя, заставляло ее стараться о распространении написанного жития между мирянами. Биограф Геннадия Костромского просит братию перелагать его писание «на новые скрижали» и раздавать их «по странам, православным Христианом». Когда боярин Борис Морозов благополучно укрылся в 1648 году от московских мятежников на Бело-озеро, братия Кириллова Новоезерского монастыря поспешила послать ему образ и список жития своего основателя. При чтении жития и чудес святого, рассказывает современник, сердце боярина осветилось «яко некоею зарею пресветлою, нанолнися радости и веселия вся внутренняя его и от великия тоя скорби и печали во утишие и радость преложися». Изгнанник поехал поклониться гробу Кирилла и вместе с «милостыней довольной» положил здесь обет построить по возвращении в Москву новую каменную церковь , основание которой повело к обретению мощей Кирилла и к прославлению его монастыря. Если вместе с распространением жития распространялась и вера к святому, то последняя в свою очередь должна была содействовать дальнейшему размножению списков жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

истор. Библиот.», II, 551, 160 (грам. 1634 г. патриар. Иосифа в Сий. м-рь игум. Лариону о снятии святитель. сана и панагии с быв. архиеп. Суздаль. Иосифа и об отправл. его в Соловец. м-рь); III, 39 (празднов. в Москов. Успен. соборе в 1630 г. Антонию Сийскому 7 декаб.; трезвон средний, благовест в лебедь, а слог худ, ему пети лучше по общей минеи); IV, 851 (Палинодия 1621 г.; 7 декаб. память преп. Антония Сийского, нового чудотв.); “Церковн. ведом.», 1890 г., 3, прибавл., 95 (биография архим. Платона Агриколянского, быв. здесь настоятелем с 1839 по 1843 г., а после него управление м-рем вверено уволенн. на покой Екатериносл. архиерею Анастасию). 619. Аркадиевская – Богородицкая – Успенская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, близ слободы Мартовой, Харьковской губ., Волчанского у., в 48 вер. к югу от гор. Волчанска, при впадении рч. Мартовой в Донец. В «Истор. Росс. Иерар.» говорится, что она основана иноком Аркадием в 1653 г. в самом гор. Чугуеве; из грамоты же царя Алексея Михаиловича того же 1653 г. видно, что Аркадиева пустынь дана была черным старцам Феодосию Лазуну с братьями, и, следовательно, существовала до 1653 г., а в 1660 г. она была приписана к Успенскому мон. в Чугуеве, но скоро сделалась снова самостоятельною. В 1786 г. пустынь упразднена; в 1802 г. обветшавший храм разобран, утварь и Аркадиевская икона Божией Матери переданы в Мартовскую церковь ; на месте же Богородицкой церкви остался престол, покрытый в 1848 г. деревянным покровом; в 5 саж. от него находится монастырский колодезь. “Ист. Росс. Иер.», III, 277; IV, 136 (Зарянский Аркадиевский); “Ист. стат. опис. Харьков. епар.», I, 217; “Харьк. г. в.», 1847 г., 47 (кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 977, 14. 620. Арсениева – Одигитриева на Масляне, мужская пустынь, приписная к Духову-Спасо-Каменному м-рю в Вологде, где ныне погост Арсеньева пустынь, Вологодской губ. и уезда, Сычевской волости, в 40 вер. к зап. от Вологды, при р. Масляне. Основана в 1529 г. преп. Арсением Комельским, пришедшим сюда на уединение из Троице-Сергиева мон., где он состоял игуменом; но пожив здесь год, преподобный удалился в Комельские леса, где устроил монастырь, существующий поныне под именем Арсениева-Комельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

983 ...Звениграде, иже явися божественый Сава! – Савва Звенигородский (ум. в 1406 г.), ученик Сергия Радонежского; по желанию Звенигородского князя Юрия устроил близ горы Сторожевский монастырь, в котором сам настоятельствовал 30 лет. 984 ...ограда... аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ! – Никон Радонежский (ум. в 1426 г.), ученик Сергия Радонежского; после его смерти был игуменом Троице-Сергиева монастыря. 985 ...граде Ростове, иже в теб просиа божественый Авраамие! – Авраамий Ростовский, основатель ростовского Богоявленского монастыря. 986 ...граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими! – Князь Феодор Ярославский (ум. в 1300 г.) с сыновьями Давидом и Константином. 987 ...ограда, иже Колязина... в нейже пожыве преподобный Макарий! – Макарий (1402–1483), основал в 1459 г. Троицкий монастырь на земле Василия Коляги в Твери. 988 ...острове Соловецский, в немже пожыша... Зосима и Саватй! – Савватий (ум. 27 сентября 1435 г.) и Зосима Соловецкие, основатели монастыря на Соловецком острове в Белом море. См. их житие и комментарии к нему на с. 36–155, 756–773. 989 ...Григорий... ограду на Пелешм составлыиа! – Григорий (ум. в 1449 г.), основатель вологодского Пельшемского (Лопотовского) монастыря. 990 ...Михаилъ... иже на Клопск поживый! – Юродивый Михаил, подвизавшийся в 10–50-х гг. XV в. в Клопском Троицком монастыре, расположенном недалеко от Новгорода на реке Веряже. См. наст. изд., т. 7, с. 218–231 (Повесть о Житии Михаила Клопского). 991 ...Варламе! – Варлаам Хутынский (ум. в 1192 г.), основатель монастыря Преображения Господня на Хутыни, в 10 верстах от Новгорода. 992 ...Сава, иже составивши обитель на рец Вишер – Савва Вишерский (ум. 1 окт. 1461 г.) основал свой монастырь около 1420 г. в 7 верстах от Новгорода и показал пример столпничества. См. наст, изд., т. 12, с. 8–35, 757–758 (Житие Саввы Вишерского в составе Великих Миней Четьих). 993 ...Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град! – Антоний Римлянин (ум. 3 августа 1147 г.), новгородский святой, основатель Антониева монастыря. См. его житие и комментарии к нему на с. 8–35, 755–756.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монах Иосифова Волоколамского монастыря Фатей или Фотий, ученик современного арен. Иосифу подвижника монастыря Кассиана Босого, написал службу Иосифу и представил ее митрополиту Макарию: «великий же светильник, вселенский учитель, пресвященный Макарий митрополит, – читается известие в надписании службы, – ввозрев в сию службу и благословил старца Фатея в кельи по ней молитвонати и до празднования соборного изложения». В описании кончины Тверского епископа Акакия, бывшего из пострижеников Волоколамского монастыря, которая последовала к Январе 1567-го года, читаем о том же следующее: «Владыка же нача благодарити старца Фатея, ученика великого старца Кассиана Косово, что подвигнулся на таковое великое дело, составите канун и всю службу преподобному игумену Иосифу; да и то владыке радостно, что составив Фатей и известно учинил Макарию митрополиту всея Русии и благословение от митрополита приял, еже в кельи молитвовати по ней и до празднования соборного изложения; и потом паки владыка нача глаголати преподобному игумену Иосифу тропарь (т. е. составленный Фатеем): Яко постником удобрение и отцем красота..., и паки Владыка нача глаголати преподобному Иосифу кондак: Жития треволнения и мятежа мирьская» 543 ... (Мы приводили выше заметки о службах препп. Александру Ошевенском) и Антонию Сийскому, читаемые в уставе Московского Успенского собора: «А нети по общей минеи для того, что слог (собственной службы) худ добре..., а слог худ, пети лучше по общей минеи». Из новых церковных историков преосв. Филарет говорит о службах Русским святым, что многие из них бедны и. мыслями и чувствами, – История Р. Ц. период третий, § 38, прим. 2 fin., a преосв. Макарий отзывается о них: «все вообще (они) очень невысокого достоинства, а некоторые крайне убоги и по содержанию и по внешней обработке: видно, что наши церковные песнописцы были только люди грамотные, без всякого научного образования, иногда же и не довольно грамотные», – Ист. Р. Ц. VIII, 61. очень плохой отзыв архиепископа Филарета в частности о службе Ярославским князьями Василию и Константину см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

О почитании П. свидетельствуют посвященные ему часовни. Одна из них находится в дер. Карпова Гора на берегу оз. Долгого в Кенозерье. Др. часовня была построена на том месте, где некий «муж» «в белых ризах» (по преданию - П.) явился Антонию Сийскому по дороге в Кенскую пуст. В одном из списков Жития Антония Сийского (ГИМ. Барс. 1078) имеется рисунок этой часовни, сделанный К. А. Докучаевым-Басковым в 1871 г. и подписанный им: «Вид часовни, где ночевал пр. Антоний Сийский, идя в Кенский монастырь, и здесь явился ему пр. Пахомий Кенский». В 2012 г. в память о П. освящена часовня на месте бывш. Кенского мон-ря в дер. Коровино Плесецкого р-на. В с. Шелоховском (Архангело) в Каргопольском р-не между 2011 и 2016 гг. построена деревянная ц. во имя Пахомия Кенского. В Каргополье бытуют фольклорные предания о том, что от П. скрывались не желавшие креститься язычники - чудь ( Криничная. 1978. С. 50); спутниками П. в его странствиях по Северу были преподобные Антоний Сийский и Макарий Желтоводский (последний почитался в связи с нахождением его чудотворной иконы в Хергозерском мон-ре (Каргопольский у.)): «Шли три брата - Антоний, Макарий и Пахомий, в местах, где они отдыхали, ставили свои церкви» ( Мелютина, Теребихин. 2013. С. 53). Архиеп. Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» (1901) ошибочно указал П. под именем Пафнутия Кенского (Т. 3. Прил. 3). Эта ошибка повлекла за собой включение в Собор Новгородских святых помимо П. и несуществовавшего Пафнутия Кенского (с указанием дня памяти - 15 мая). Арх.: ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 48, 1760-1770-е гг.; ГИМ. Барс. 865, нач. XIX в.; ГИМ. Ф. 450. Д. 697а, 3-я четв. XIX в.; Грамота Кенскому мон-рю царя Феодора Алексеевича 1682 г. с упоминанием П.//ГААО. Ф. 792. Оп. 1. Д. 50; ГААО. Текущие поступления. 3 син. (491). Л. 10 об.; 1 син. (489). Л. 25; РНБ. Тит. 2024. Л. 125 об.; 3117. Л. 152; O.XIII.1. Л. 123 об.- 124; Книга глаголемая Описание о российских святых//РНБ. Q.I.603. Л. 23, XVIII в. Лит.: ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 361-362; Святые преподобные отцы, просиявшие и чествуемые в Олонецкой епархии//Памятная кн.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Из Жития известно, что Антоний «ядяше» лишь раз в день после захода солнца хлеб с солью и «воду едину». Никодим, как св. Иоанн Предтеча и афонские отшельники, питался «саморасленным былием»: «Пища же ему бяше – былия пустынная збираше и симъ питашеся» 596 . Учитывая условия приполярного климата (несравнимые с условиями Египта или Афона), а также суровость и продолжительность зимы, питаться одной травой, было подвигом на грани мученичества. Поэтому отшельник иногда употреблял рыбу, но предварительно доводил её до совершенно несъедобного состояния – «дондеже бы червем от нея исходити, и тако ядяше» 597 . Таким образом, в своём воздержании Никодим шествует путём крайностей, уподобляясь преп. Антонию. Преподобного Никодима сближает с великим пустынножителем не только крайняя степень воздержания, но и необычайная любовь к нему окружающих. Антоний, по свидетельству автора, «любим бяше от всех». Так и Никодим и в миру, и когда трудился в общежительствах, «бысть всми почитаемъ и хвалимъ добродтелнаго ради жития его» 598 . Проявление любви и почтения к святому – нередкий мотив для русской агиографии (см., например, жития Савватия Соловецкого, Антония Сийского и др.) 599 . Мотив земного почитания подвижника для пустынножительного жития имел немаловажное значение. Любовь окружающих святой воспринимал как серьёзное препятствие для своего спасения. Она была чуть ли не основным толчком для бегства в пустыню, где никто, кроме единого Бога, не мог оценить его монашеские добродетели. Так, Антоний Великий некогда оставил прежнее место, где возле него собралось множество монахов, видевших в старце великого подвижника. Никодим, слыша похвалы и видя почтение иноков монастыря, также решает незамедлительно оставить обитель. И автор здесь приводит знаменитые слова святителя Афанасия Великого о вреде славы человеческой для монашеского сердца: «И бысть ту всеми любим, и почитаем, и хвалим добродтелнаго ради жития его, иже к Богу Преподобный же Никодим, не хотя славою земною будущыя славы лишитися, и тяжко си внят о сем и вмняше се быти грх и студ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010