Впоследствии, всесторонне изучив их внутреннюю и внешнюю жизнь, и несколько познакомившись из разных брошюр с мухаммеданством, я говорил более доступно для слушателей, и проповедь моя о слове Божием всеми слушалась уже без возражений. К концу же моей Кнегорской жизни черемисы-язычники, особенно женский пол и дети, изредка стали посещать Синерский храм (выстроенный по моей инициативе в 1892–1893 годах на средства Петергофского купца Г.), где с церковной кафедры говорил я проповедь на черемисском языке, а ученики кое-что пели на клиросе. Были и единичные крещения черемис. Черемисы Синерского прихода (Мултань, Большая и Нижняя Кни и Кнегоры) находятся под сильным влиянием татар. Они прекрасно знают религиозные обряды магометан, владеют татарским языком, как своим, но от перехода в магометанство удерживает их только язычество. Если они сознают ложность язычества, или не будут удовлетворяться в своём религиозном чувстве, – ранее проникновения в их сердца света Христова, то они очень легко могут принять магометанство. Поэтому здесь проповедь Евангелия должна быть очень умелая, должна вестись умелыми и опытными проповедниками, знающими не только мировоззрение и язык этих черемис, но и магометанское терние, посеянное в сердца их. Налётные миссионеры, не владея упомянутыми данными, не столько принесут пользы миссионерскому делу, сколько могут осложнить его ход. В заметке г-жи Боровицкой есть явная ошибка: в Синерском приходе ни одного вотяка нет – одни черемисы и русские, по крайней мере лет 14 тому назад там вотяков не было. В данной местности проповедь слова Божия должна быть на родном языке. Беседы по селениям должны сопровождаться пением молитв, службой всенощного бдения в школах, а летом на открытом месте, молебным пением на хлебных полях. Миссионеры укореняя христианские понятия в черемисах, должны стараться истребить в умах их, не столь языческий, сколь магометанский взгляд на веру. В минувшем сентябре месяце, на палубе Кашинского парохода, заинтересовал меня очень оживлённый разговор кучи татар-магометан. Уловив из разговора фразу «кафр пут, амаз тутми», я присел неподалёку от них на скамейку и стал прислушиваться к разговору их. Разговаривали о бывшем священнике Громове и о других единичных случаях перехода в магометанство. Разговор их прекратился сетованием одного из них, по-видимому, знатока миссии среди инородцев, что ныне крещёных татар очень трудно совращать в магометанство, так как они, изучая закон Христовой веры на родном языке, прекрасно защищаются от магометанских пропагандистов. И черемисы означенных селений Синерского прихода, слушая проповедь Евангелия и богослужение на своём языке, постепенно будут отталкиваться от магометанского влияния и усвоять истину Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пустыни Седмиозерная, Раифская, Мироносицкая и Спасо-Юнгинский монастырь возникли почти одновременно, в первой половине XVII в. То было время, заметного подъема религиозного чувства русского человека после тяжелых лет безвременья-самозванщины и смут. Они основаны в местах отличных от тех, где строились первые казанские монастыри. Пустыни возникли не в главных городах и населенных пунктах, а в глуши лесов среди инородческих селений, главн. образом среди черемис. Эти места были мало доступны для русской колонизации и покрыты мраком язычества. Монастырские храмы сделались маяками в лесных дебрях, освещая путь христианству и русской колонизации. Черемисы, среди которых возникли названные пустыни и монастыри, в смутное время возмущали инородцев и принимали главное участие в бунтах и восстаниях. 10 Поэтому постройка монастырей в земле черемис была торжеством христианства и русской колонизации. Куда не могла проникнуть правительственная колонизация, туда явились смиренные иноки и силой своей веры и благочестия сделали то, что до них никто не мог сделать. Дикие черемисы, не смирявшиеся пред силой русского оружия, смирялись пред силой христианского Бога, проявляющейся в чудесах, и пред кроткими отшельниками, которым уступали свои земли. Упразднение Спасо-Юнгинского монастыря (1764 г.), справедливо, считается преждевременным. Масса инородцев, живших вокруг монастыря, надолго погрязла в своих языческих верованьях и обычаях. 11 Будучи передовыми просветительными и колонизационными пунктами в инородческом крае, казанские монастыри вместе с тем являлись опорными пунктами для русского политического могущества при столкновениях с инородцами. Последние долго не могли успокоиться под русской властью и не раз восставали, делая набеги на русские селения. В 1574 году инородцы напали на Зилантов монастырь, разграбили его, сожгли церкви, а крестьян увели в плен. 12 Этот монастырь служил охранительным пунктом для самой Казани. В «сполошное время» туда «для береженья от изменников» посылались стрельцы и ратные люди. 13 В таких случаях монастырь превращался в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1193. Спасский – Малоюнгинский или Юнгинский, мужской, ныне село Спасское-Малая Юнга, Каванской губ., Козмодемьянского у., в 5 вер. к юго-зап. от Козмодемьянска, при рч. Малой Юнге, близ правого берега р. Волги. Основан в 1625 г. среди черемис и возобновлен митр. Казан. Тихоном в период 1720 – 25 г. До 1652 г. в нем подвизался иеромонах Антоний, бывший до пострижения своего священником в Зачатейском жен. мон. в Нижнем Новгороде и имевший сына Иоанна, который по принятии иночества под именем Илариона удалился во Флорищеву пустынь Владимир. губ., где и был первым игуменом. Иеромон. Антоний в 1652 г. был избран в патриархи, но по старости отказался от высокого сана в пользу Никона. Монастырь имел миссионерское значение для распространения христианства среди черемис и в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 569; “Казан. губ. вед.», 1848 г., 33; 1849 г., 23; 1855 г., 13; “Труды Казан. губ. стат. Комит.», II, 4; “Краткое житие Илариона, митроп. Суздальского», см. в библиографии Флорищевой пустыни; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 304, 13; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 130, имел 34 двора); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 465 душ. крест.); 1871 г., I, смесь, 31 (в библиот. Воскр., Нов.-Иерусал, м-ря сохранился рукописн. каноник, в коем помещена «Служба ко Пресв. Богород. Владимир. новоявленного образа Словенской пустыни близ Орана поля в Нижегород. пределах»; повесть сия написана в Спасском м-ре малой Юнги Козмодемьян. уез. лета 7187 (1679 г.); 1880 г., 8, 48 (миссионер. дело среди Казан. инород.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., прилож., XX, (митроп. Казан. Тихон завещал архим. м-ря образ св. Николая); VI, 1726 г., 440 (архим. Гавриил переведен в Богородиц. Свияж. м-рь, а на его место назначен архим. Силуан); VII, 1727 г., 325 (архим. Силуан был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1004 (переписная книга 1647 г. дворов в дер. Малой Юнге вотчины Спасск. м-ря), 1005 (писцовая книга 1651 вотчины м-ря села Покровского, Большая Юнга тоже).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В приходе Аринском имеется одна церковно-приходская школа, а именно в деревне Каркатовой, где всех жителей около 500 человек и в том числе несколько язычников. Но кажется доселе, никто из членов причта там не занимался, а потому я советовал заниматься там молодому диакону и священнику, которые оба из черемис, а потому имеют и особенный долг позаботиться о своих единоплеменниках. Может быть прилично устроить церковь -школу именно в деревне Каркатовой, как одной из больших. И должно сказать, что здание для сего имеется уже, а именно весьма хороший дом умершего священника Е. Б., продающийся менее, чем за одну тысячу рублей, дом весьма подходящий для намечаемой цели и требующий только возвышения в фундаменте. В селе Арине имеется прекрасное Министерское двухклассное училище. По приглашению заведующего оным я посетил это училище, в котором учеников великое множество. Некоторые из них были спрошены мною и отвечали отлично, как по Священной Истории, так и по Русской Истории. Поют ученики тоже очень хорошо. Заведующий училищем высказал сожаление, что даже лучшие ученики, окончившие курс, не имеют дальнейшего движения образовательного, причем указал на одного такого из числа сирот. Это навело меня на мысль об учреждении здесь такой школы-приюта, где бы, продолжая год-другой свое образование, лучшие ученики могли поступить в Учительскую Семинарию (куда принимается из черемис ежегодно всего только 2–3 человека), а остальные бы могли, бы быть помощниками учителей, а иные и прямо учителями школ грамоты с самым незначительным вознаграждением. 5 . Церковь во имя Св. Апостола Онисима и Кужерский стекольный завод купца 1-ой гильдии А. Μ. X., представляют отраднейший оазис среди лесной пустыни, населенной полу-христианами и язычниками-черемисами. Церковь небольшая, деревянная, но так разумно устроена и светло украшена, что, явившись в ней из темного леса Царевококшайского, настолько поражаешься чистотою храма, его благолепием св. икон, лампад, роскошью священных риз, что представляешь себя на первый раз в какой-нибудь столичной домовой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

    Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 65.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 67 – 68.     Уфимские епархиальные ведомости, 15 сентября — 8, 1910 г . С. 733.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 19.              Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля – 1 августа, 14-15, 1910 г . С. 595     Там же. С. 733.              Уфимские епархиальные ведомости, от 15 сентября — 8, 1910 г . С.723.     Там же. С. 751.              Уфимские епархиальные ведомости, 1 октября — 19, 1910 г . С. 790.     Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г .     Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г . С. 7.              Уфимские епархиальные ведомости, 1 апреля — 1911 г . С. 332-333.              Уфимские епархиальные ведомости, 15 мая — 10, 1911 г . С. 377.     Там же. С. 381.     В 1911 году.     Слово епископа Нафанаила//Свщ. Иаков Шестаков. История Камско-Березовского Богородицкого миссионерского Черемисского мужского общежительного монастыря Уфимской епархии. СПб., 1910. С. 32.              ЦИАМ. Канцелярия епископа Дмитровского викария Московской епархии. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 87 Докладная записка Великой Княгини Елизаветы Федоровны о просвещении инородцев, язычников в Уфимской губернии. 1912 г .     Уфимские епархиальные Ведомости. 1914. 15.   1 августа. С. 267 – 274.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 21-22.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

Сверх сего, именным указом от 6 апреля 1742 года, объявленным из Святейшего Синода военной Коллегии, на полковых священников возлагалась миссионерская обязанность прилежно заботиться об обращении в Православную веру находящихся в полках калмыков, татар, мордвы, чуваш, черемис и других иноверцев. Приведем указ сей от слова до слова. «Полковым священникам, обретающихся в полках, святым крещением непросвещенных калмык, татар, мордву, чуваш, черемис и других разноверцев о обращении их к святой церкви прилежно стараться и тщательное о том усердие иметь, и тех, которые к тому самопроизвольно склонны являться, довольно наставлять познанию православно-восточного исповедания веры и христианского благочестия, что до спасения человеческого принадлежит, а особливо о едином Триипостасном Бозе и о воплощении Сына Божия, о спасительном Его законе, страдании и живоносном Воскресении, и преславном на небеса вознесении, о святом крещении, Евхаристии и других Христом Господом уставленных таинствах, о воскресении мертвых, о будущем веце и суде, кратко говоря: о всех важнейших христианских догматах и преданиях, что необходимо потребно, и тако наставя и обучив коегождо молитвам: Иисусовой, Отче наш , Богородице Дево и Символу веры , и что заповедям Божиим до любви ближнего касается, святого крещения и прочих святых христианских таинств, по церковному чиноположению, сподоблять, и о сподоблении прилежно за каждым присматривать, и в вере, чтоб оную твердо содержали, крайне наблюдать, и кто когда сподоблен и как во святом крещении именован будет, св. Синоду о том полковым священникам репортовать, и о посылке о том ко всем полевым командам, для объявления вышепоказанного Ее Императорского Величества Высочайшего указа и Св. Синода определения, полковым священникам с подпискою указов, военной Коллегии учинить о том по Ея Императорского Величества указу (П. С. З. XI, 592, 8540)». Военная коллегия, через полковых командиров, объявила указ сей всем священникам под расписку. Нам известно, что евангельская проповедь имела тогда значительный успех между военными инородцами. Только уяснение этого дела выходит из пределов С.-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Разных книг для черемис на черемисском языке напечатано более 40 названий. И при всем этом язычество среди черемис остается и даже входит в новую фазу развития, соответствующую духу времени. Почему это? Кажется, причина особенной привязанности черемис к язычеству заключается в давности их религиозных понятий, с которыми они слишком сжились, чтобы вскоре могли оставить их. При том же эти древние понятия очень низменные (фетишизм), сменять которые на возвышенные христианские нельзя так скоро, как хотели этого доселе христианские просветители, только крестившие их, но мало или даже вовсе не учившие их, почему многие крещеные долго оставались равны своим братьям-язычникам. Однако, во многих местах, где уже издавна совершалось большое просачивание русских в среду черемис, они довольно ассимилировали с русскими, при чем культурное влияние русских сказалось не только в постройке домов, но и во многих явлениях жизни: одежде, играх, сказках, песнях, a по замечанию профессора Смирнова, даже в космогонических и космологических понятиях. Благочиннический Совет 3 округа Козмодемьянского уезда свидетельствует (от 17 января 1910 г.), что духовенство снискало любовь и полное доверие со стороны прихожан инородцев (черемис и чуваш). Прежних языческих обычаев среди них почти не стало. Они религиозны и нравственны и особенно гостеприимны к странникам, но все же они малокультурны. Духовенство же Царевококшайского уезда (20 января 1910 года) заявило, что черемисы сильно язычествуют и более Бога почитают диавола, или вообще злую силу, о чем у них и существует поговорка, а именно, что диавол сильнее Бога 18 . Должно, наконец, сказать, что кроме язычествующих крещеных черемис доселе существует язычников черемис до 3000 в одной Казанской Епархии. В последнее время среди них выступают особенно выдающиеся приверженцы язычества, так называемые кугосортинцы, т. е. употребляющие при молениях большие свечи и хвалящиеся тем, что они исповедуют веру Авраама и даже Адама. И многие следуют за этими новаторами, которые, кажется, имеют успех потому, что освобождают черемис от тяжелых для них жертв животных, обычно довольно часто приносившихся всем богам черемисским и чаще всего кереметям, этим демонам, которыми спутана вся жизнь черемис. Отсюда вытекает, что православным миссионерам должно постараться освободить черемис не только от животных жертв несуществующим богам, но избавить их и от ига и рабства пред керемятями, как носителями и представителями зла, заменив их благодатью чрез благовестие о Христе Иисусе, Спасителе всех людей, с верою и любовью приходящих к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   Разных книг для черемис на черемисском языке напечатано более 40 названий.    И при всем этом язычество среди черемис остается и даже входит в новую фазу развития, соответствующую духу времени. Почему это? Кажется, причина особенной привязанности черемис к язычеству заключается в давности их религиозных понятий, с которыми они слишком сжились, чтобы вскоре могли оставить их. При том же эти древние понятия очень низменные (фетишизм), сменять которые на возвышенные христианские нельзя так скоро, как хотели этого доселе христианские просветители, только крестившие их, но мало или даже вовсе не учившие их, почему многие крещеные долго оставались равны своим братьям-язычникам.    Однако, во многих местах, где уже издавна совершалось большое просачивание русских в среду черемис, они довольно ассимилировали с русскими, при чем культурное влияние русских сказалось не только в постройке домов, но и во многих явлениях жизни: одежде, играх, сказках, песнях, a по замечанию профессора Смирнова, даже в космогонических и космологических понятиях.    Благочиннический Совет 3 округа Козмодсмьянского уезда свидетельствует (от 17 января 1910 г.), что духовенство снискало любовь и полное доверие со стороны прихожан инородцев (черемис и чуваш). Прежних языческих обычаев среди них почти не стало. Они религиозны и нравственны и особенно гостеприимны к странникам, но все же они малокультурны. Духовенство же Царевококшайского уезда (20 января 1910 года) заявило, что черемисы сильно язычествуют и более Бога почитают диавола, или вообще злую силу, о чем у них и существует поговорка, а именно, что диавол сильнее Бога. Должно, наконец, сказать, что кроме язычествующих крещеных черемис доселе существует язычников черемис до 3000 в одной Казанской Епархии.    В последнее время среди них выступают особенно выдающиеся приверженцы язычества, так называемые кугосортинцы, т. е. употребляющие при молениях большие свечи и хвалящиеся тем, что они исповедуют веру Авраама и даже Адама. И многие следуют за этими новаторами, которые, кажется, имеют успех потому, что освобождают черемис от тяжелых для них жертв животных, обычно довольно часто приносившихся всем богам черемисским и чаще всего кереметям, этим демонам, которыми спутана вся жизнь черемис. Отсюда вытекает, что православным миссионерам должно постараться освободить черемис не только от животных жертв несуществующим богам, но избавить их и от ига и рабства пред керемятями, как носителями и представителями зла, заменив их благодатью чрез благовестие о Христе Иисусе, Спасителе всех людей, с верою и любовью приходящих к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лит.: Чудновский С. Л. Енисейская губ.: Стат.-публицистические этюды. Томск, 1885; Смирнов В. А. Ист. очерк Приенисейского края. Красноярск, 1926. Ч. 1: Край до русских, рус. завоевание, хозяйство и быт в XVII и XVIII вв.; Островская Л. В. Некоторые замечания о характере крестьянской религиозности: (На мат-лах пореформенной Сибири)//Крестьянство Сибири XVIII - нач. XX в. Новосиб., 1975. С. 172-186; Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосиб., 1981; он же. Казачество и другое служебное население Вост. Сибири в XVIII - нач. XIX в. Красноярск, 2007; Стахеева Н. Н. Старообрядчество Вост. Сибири в XVII - нач. ХХ в.: АКД. Иркутск, 1998; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Рафиков Р. Г. Религ. объединения Красноярского края в посл. четв. ХХ в.//Край большого будущего: История, действительность, перспектива: Мат-лы науч.-практ. конф. «70 лет Красноярскому краю: итоги и перспективы развития». Красноярск, 2004. С. 125-130; он же. Этнические мусульмане Красноярского края на совр. этапе (2001-2004 гг.)//Информ. бюл. Совета мусульман. Красноярск, 2004. 4; Доброновская [впосл. Дворецкая] А. П. Религ. возрождение в Красноярском крае в 1970-1985 гг.//Проблемы демократии: история и современность: Мат-лы науч. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2006. С. 221-228; Казанцева Т. Г. Особенности служения по Псалтири в старообрядческой общине титовского согласия//Народная культура Сибири. Омск, 2006. С. 91-95; она же. Некоторые наблюдения над богослужебной певческой практикой старообрядческих общин индустриальных регионов Сибири//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. Т. 2. С. 288-298; Данилова В. Е. Евангельские христиане-баптисты и их деятельность в Красноярском крае: (Совр. история)//Свобода совести в России: ист. и совр. аспекты: Сб. ст. М., 2007. Вып. 5. С. 66-74; Горбатов А. В. Гос-во и христиане веры евангельской в Сибири (1945-1970 гг.)//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер.: История. Полит. науки. 2008. Т. 3. 4. С. 68-73; Мармышев А. В., Елисеенко А. Г. Гражданская война в Енисейской губ. Красноярск, 2008; Излученко Т. В. Ислам на территории Красноярского края//Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 75-летию Красноярского края. Красноярск, 2009. Т. 2. С. 279-282; Чернышов В. В. Старообрядцы в Енисейской губ.: (По мат-лам КГКУ «Государственный архив Красноярского края»)//Красноярские архивы. 2011. 6; Путешествие по Красноярскому краю: Культура и традиции. Красноярск, 2012; Старообрядцы Приенисейской Сибири: История и современность. Красноярск, 2012; Маслова Ю. В. Историко-культурное значение старообрядческого храма: (На примере Покровской ц. г. Минусинска)//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. С. 383-398.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Достойно еще внимания, что съезд Черемисского духовенства, бывший в Седмиозерной пустыни 20 января 1910 года, постановил: начинать черемисам проповедь с учения о любви, явленной Иисусом Христом, Спасителем нашим. A. Н. 12 Там же, стр. 124–127. Благодаря этим мерам в Царевококшайском уезде черемисы почти доселе занимают свои прежние места, хотя процесс просачивания русских в среду инородцев был и здесь и продолжается доселе (см. у Смирнова, стр. 54). 15 Там же, стр. 63. Были и другие печальные явления. Например, свияжский протоиерей Козмин отдавал новокрещенных в крепостные. 17 Из числа черемисских школ особенно достойны упоминания двуклассная Унженская школа, а также Аринская, Ардинская, Пертнурская и др. Еще выше них Бирская учит. семинария, Казанская учит. семинария, имеющая многих черемис в старших классах и начальной школе. Всего же учащихся черемис 31,040, в одной Казанской губернии. 18 Замечательно, что еще средневековый путешественник. Плано-Карпини сказал: получая ответы от чертей, татары думают, что бог говорил с ними, а сего Бога называют Итогою» По-якутски Итык – чтимый, посвященный. Кн. II, гл. 37, стр. 92. Собр. пут. по Татарии, 1825 г. 20 См. О почитании татарами керемети прекрасную статью Г. Софийского, в Известия по Казанской Епархии 1877 г. 24, стр. 674-G89. 25 Г. Яковлев насчитывает у горных черемис 40 богов, a у луговых 70. См. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887 г. Изд. Мисс. Общества. 30 См. Религиозные обряды черемис, стр. 66 и далее. О похоронах у луговых черемис можно еще прочесть в Изв. по Каз. Епархии за 1877 г., a у горных за 1876 г. 24. 32 Религ. обр. черем. Сравн. у Шестакова I, стр. 154. Вятские Епарх. Вед. 1869 г. Риттих – Материалы для Каз. губ., 197. Фукс – Записки о черемисах, 208. 37 В Живописной России (т. VIII, стр. 91) передается о великом жертвоприношении, совершенном в 1878 году Сурт-Коге -Юме, чтобы Английская богиня не оттягала черемисской земли, при чем участников было 2500 человек. Здесь же вообще дается хорошее описание и всего быта черемис, с изображениями их типов и построек, а равно и работ их. Издание Вольфа, 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010