Амвросий дело разрешил так: «Как девка Татьяна желает вытти в замужество, то и позволить приходскому священнику обвенчать ее, ежели законных препятствий к тому не окажется; a затем, уже не посылая ее в монастырь, предоставить возложить на нее эпитимию приходскому священнику» (Резолюция 12 1824 г.) 1219 . Расскажем еще одно дело о жертвоприношении черемис. С 19 на 20 Ноября 1827 г. около деревни Варангуш, Царевококшайского уезда, Казанской губернии, было собрание крещеных и некрещеных черемис для жертвоприношения. Узнав об этом, недозволенном законами, собрании, исправник города Царевококшайска Микулин отправился на место происшествия с 50 понятыми; но толпа собравшихся черемис, во главе с крещеным крестьянином села Торьял Уржумского уезда (ныне Вятск. губ.) Григорьем едва было не убила исправника и жестоко побила понятых. Возникло два дела: в светской юстиции (Царевококшайском уездном суде, Казанской Уголовной Палате и Казанском Губернском Правлении) о незаконном сборище для идолослужения, и в Духовной Консистории – об участии крещеных черемис в совершении языческих действий и обрядов. В списке крещеных, участвовавших в этом деле, значится всего 132 человека. Их Консистория передала для утверждения в вере христианской их духовным священникам, смотря по тому, к чьему приходу принадлежало то или другое лицо. Определенной какой-либо эпитимии Духовная Консистория на них не наложила, ограничившись только увещанием, которое к тому же, судя по рапортам духовных отцов виновных, имело хорошие результаты, так как виновные принесли покаяние и дали впредь не делать ничего такого. В Казанской же Уголовной Палате дело это, внесенное на ревизию из Царевококшайского Уездного Суда, закончилось следующим приговором 1220 : крестьянин Григорий Иванов, как зачинщик буйства, в страх другим, был приговорен к наказанию плетьми 45-ю ударами и ссылке в Сибирь на поселение, а других 7 человек, которые по показанию понятых навлекают на себя подозрение в соучастии с первым, постановлено выдержать под стражей на 4 недели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   Особенно великие милости инородцам оказывались при императрице Елизавете Петровне, и тогда их обратилось ко Христу до 100,000 человек. В Царевококшайске протопоп Георгий Давыдов окрестил больше, чем мог снабдить деньгами, и за это его хотели сжечь в избе, обложив ее соломой.    За крещеных подати платили язычники. Им это было в тяготу, а потому, когда началась пугачевщина, они примкнули к бунтовавшим, а за ними потянулись и новокрещенные, недовольные тем, что им запрещали совершать языческие служения. За вспышками правительственного культивирования инородцев следовали долгие годы бездействия, и от начатого дела не осталось следа.    „Школы, устроенные св. Гурием, не пережили его. При Петре Великом было взято 32 черемисских мальчика для обучения их в надежде священства их. Но они частью умерли, частью разбежались. В 1734 году была попытка учредить 4 школы инородческих, и в том числе одну для черемис, в Царевококшайске. Но и это дело имело печальный конец.    В 1803 году был переведен на черемисский язык катехизис. В 1818 году священники Малаго Сундыря и Пертнур перевели на черемисский язык Новый Завет, разослав его в черемисские приходы по 5 экземпляров. Co смертью Преосв. Амвросия переводческая деятельность прекратилась и она возобновилась только в 60-х годах и особенно развилась при содействии Братства Св. Гурия, основанного в 1867 году.    Почти общепринятые взгляды представителей русского общества на способы культивирования черемис выразились в задачах Братства Св. Гурия.    Поддержка крещеных инородцев, воспитание детей их в школах в дух Православия, распространение инородческих книг и возбуждения симпатии к инородцам — вот основные задачи Братства, которые, по возможности, и осуществляло Братство в течение 43 лет. Земство отнеслось сочувственно к Братству, Министерство Народного Просвещения тоже. Выступили на сцену черемисы священники-учителя, которых ныне более сотни, а равно столько же, если не более, монашествующих. В одном черемисском женском Вершинно-Сумском монастыре 3 монахини и 60 послушниц черемис. He меньше того монахов в Михаило-Архангельском монастыре Козмодемьянского уезда, а равно монахинь в Козмодемьянском женском монастыре, a также в Царевококшайском женском монастыре и Мироносицкой пустыни. Кроме того 10 черемис воспитывается при архиерейском доме, 10 при Седьмиозерной пустыни и столько же при Райской пустыни, а во всех школах их обучается несколько тысяч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

в Седмиезерной Богородицкой Вознесенской пустыни Съезда духовенства черемисских приходов Казанского и Царёвококшайского уездов Казанской епархии. Указав, что население его округа состоит «преимущественно из крещёных инородцев-черемис», среди которых есть только «18 душ язычников», он отметил, в частности, что: «Огромное большинство черемис добрые, истинные христиане; они так же, как и русские, любят храм Божий, с усердием исполняют долг исповеди и св[ятого] причастия и все христианские обычаи. Но есть между черемисами немало и таких, которые только числятся православными христианами; в церковь они ходят редко, почти не говеют и сильно ещё придерживаются суеверных обычаев своих предков». При этом о. А.П.Азановский отметил, что «больших усилий и труда» по укреплению черемис (марийцев) в православии не требуется, так как они «люди добродушные», «не фанатичны, как мусульмане», и «никогда не сторонятся от бесед на религиозные темы». В заключение своего доклада он выделил три положения, которые, по мнению о. А.П.Азановского, «могли бы послужить для удовлетворения религиозных нужд черемис»: «1) Искреннее и любовное отношение к блуждающим во тьме язычества инородцам-черемисам; 2) основательное знание пастырями инородческих приходов природного наречия; 3) законоучители – приходские священники при прохождении курса Закона Божия должны обращать главное внимание на воспитательную сторону, останавливаясь возможно дольше на жизни и учении начальника нашей веры Господа Иисуса Христа». Весьма интересным (и столь же удручающим) в этой связи представляется описание священником А.Пчёлкиным в статье «Село Мушеран» 47 от 26 сентября 1910 г.) его первого богослужения в Праздник Рождества Христова в молитвенном доме черемисского (марийского) села Мушеран, находившегося в восьмидесяти верстах от Казани и семидесяти – от Царёвококшайска. «Подано было на Проскомидии, – писал он, в частности, – несколько просфор. На записках значилось: девять мученик, овечкам, коровам, Миколай, Тани (это целая деревня), Педр (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особенно великие милости инородцам оказывались при императрице Елизавете Петровне, и тогда их обратилось ко Христу до 100,000 человек 14 . В Царевококшайске протопоп Георгий Давыдов окрестил больше, чем мог снабдить деньгами, и за это его хотели сжечь в избе, обложив ее соломой 15 . За крещеных подати платили язычники. Им это было в тяготу, а потому, когда началась пугачевщина, они примкнули к бунтовавшим, а за ними потянулись и новокрещенные, недовольные тем, что им запрещали совершать языческие служения. За вспышками правительственного культивирования инородцев следовали долгие годы бездействия, и от начатого дела не осталось следа 16 . „Школы, устроенные св. Гурием, не пережили его. При Петре Великом было взято 32 черемисских мальчика для обучения их в надежде священства их. Но они частью умерли, частью разбежались. В 1734 году была попытка учредить 4 школы инородческих, и в том числе одну для черемис, в Царевококшайске. Но и это дело имело печальный конец. В 1803 году был переведен на черемисский язык катехизис. В 1818 году священники Малаго Сундыря и Пертнур перевели на черемисский язык Новый Завет , разослав его в черемисские приходы по 5 экземпляров. Co смертью Преосв. Амвросия переводческая деятельность прекратилась и она возобновилась только в 60-х годах и особенно развилась при содействии Братства Св. Гурия, основанного в 1867 году. Почти общепринятые взгляды представителей русского общества на способы культивирования черемис выразились в задачах Братства Св. Гурия. Поддержка крещеных инородцев, воспитание детей их в школах в дух Православия, распространение инородческих книг и возбуждения симпатии к инородцам – вот основные задачи Братства, которые, по возможности, и осуществляло Братство в течение 43 лет. Земство отнеслось сочувственно к Братству, Министерство Народного Просвещения тоже. Выступили на сцену черемисы священники-учителя, которых ныне более сотни, а равно столько же, если не более, монашествующих. В одном черемисском женском Вершинно-Сумском монастыре 3 монахини и 60 послушниц черемис. He меньше того монахов в Михаило-Архангельском монастыре Козмодемьянского уезда, а равно монахинь в Козмодемьянском женском монастыре, a также в Царевококшайском женском монастыре и Мироносицкой пустыни. Кроме того 10 черемис воспитывается при архиерейском доме, 10 при Седьмиозерной пустыни и столько же при Райской пустыни, а во всех школах их обучается несколько тысяч 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  9.         Уфимские епархиальные ведомости, 1 апреля — 1911 г . С. 332-333.   10.      Уфимские епархиальные ведомости, 15 мая — 10, 1911 г . С. 377.   11.      Уфимские епархиальные Ведомости. 1914. 15.   1 августа.   12.      Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. 13.      Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911.          Сначала как подворье Уфимского Успенского Монастыря с 1878, как самостоятельный Монастырь с 18 февраля 1901 г .               Журнал «Уфа», 11 (60) ноябрь 2006, 12 (61)  декабрь 2006 г .      Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля – 1 августа, 14-15, 1910 г . Посещение Николо-Березовки Ея Императорским Высочеством Благоверной Государыней и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (с 8 по 11 июля 1910 г .). С. 601.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 2.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 4.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 4 – 5.      Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 3.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 17.      Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 14.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

1 Хлынов – первоначальное название Вятки. головами лошадей. Таким образом, составляется движущаяся река с огненными волнами, среди которых проходит в церковь образ святого великомученика Георгия. Чем темнее ночь и спокойнее погода, тем лучшее образуется зрелище " с. 56–57]. А.А. Спицын цитирует текст из " Повести о стране Вятской " (XVII–XVIII вв.): " И во многи лета во объявление всему народу бывшее набежание чуди, отяков и черемис со стрелами воспоминающе, приносяще со образом великомученика Георгия стрелы, окованыжелезом, и людие со свещами стрелы оные сретающе в память великомученика избавления ради от набежания чуди, черемис и отяков и прочих черемис неверных народов, бывших со оными стрелами " с. 12]. Архимандрит Иосиф (Баженов) уточняет: " В прежние времена всадники имели на головах своих лошадей стрелы вотские и для большей видимости освещали их, но это невинное и чуждое всякого суеверия обыкновение признано было почему-то неприличным и отменено. Стрелы восткие, хранившиеся с давних времен в Волковской церкви, были отобраны в 1824 году по распоряжению гражданского начальства, но куда переданы – неизвестно " с. 58]. Таким образом, икону великомученика Георгия в этом крестном ходе первоначально окружали всадники, имевшие над головами коней освещенные свечами стрелы. В " Повести о стране Вятской " четко говорится, что эти стрелы были окованы железом, то есть сами не были железными. Конечно же, вотяки и черемисы в XII веке использовали в бою не каменные, а железные стрелы. Из этого можно сделать вывод, что в крестном ходе износились не подлинные боевые стрелы вотяков и черемис. Каменные, по-видимому, неолитические стрелы, найденные на месте сражения, были в представлениях местных жителей связаны с одержанной победой. Автором этой статьи уже выдвигалась ранее следующая версия по поводу " вотских стрел " : вотяки и черемисы, рассматриваемые в контексте истории об этом сражении как язычники, противники христиан, отступая, попытались с помощью стрел совершить некий ритуал и магически " запереть " своих противников с. 116].

http://religare.ru/2_116547.html

Красноярск. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская железнодорожная церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Между 1902 и 1913. Год утраты:1929 (Разобрана на кирпич) Адрес: Красноярский край, г. Красноярск Координаты: 56.006905, 92.831851 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Если обратиться к современной застройке Красноярска, то можно сказать, что каменная Спасская железнодорожная церковь находилась недалеко от вокзала на месте западного крыла современного здания «Красэнерго». Была получена и единовременная субсидия из Фонда императора Александра III в размере 14 500 рублей, а также 10 000 рублей было выделено от суммы, которую предполагалось употребить на строительство церкви на станции Половина. 31 мая 1902 года начальник Сибирской железной дороги В.М. Павловский подал прошение в Енисейскую духовную консисторию с просьбой разрешить начать строительство церкви. Читаем: «Работы по постройке этого храма, по заявлению г. Начальника дороги, уже сданы. Материалы заготовляются. Место выбрано на самой станции, близ пассажирского здания. Видное. Хорошее. К постройке предположено приступить теперь уже с таким расчетом, чтобы к концу будущего года храм был окончен и освящен. Храм решено построить каменный, на 750 человек». Проект Спасской железнодорожной церкви обнаружить не удалось. Но известно, что для постройки храма был выбран образцовый проект под 8 из альбома крупнейшего российского архитектора Константина Андреевича Тона. В двух альбомах К.А. Тона, изданных в 1844 году, помещалось 30 чертежей, которые послужили основой для строительства многочисленных храмов в России. Эти сборники образцовых проектов даже стали называть «манифестом» государственной политики по церковной архитектуре. Образцовый проект был переработан в соответствии с потребностями прихожан непосредственно самим начальником Сибирской железной дороги инженером В.М. Павловским: «Вследствие требования консистории начальник дороги инженер Павловский препроводил в консисторию при отношении от 23 июля сего года за 118 выработанный и утвержденный им план церкви на станции Красноярск и уведомил, что церковь предположено воздвигнуть в честь Нерукотворнаго Образа Господа нашего Иисуса Христа…»

http://sobory.ru/article/?object=59018

Ч. неофиц. 1888. 20. С. 295-301; 1889. 5. С. 92-100; 6. С. 107-112; 7/8. С. 128-133; 11. С. 192-195; 12. С. 211-217; 16. С. 277-283; 17. С. 291-305 [Зап. преосв. Никодима о посещении им «разоренного от пожаров» г. Енисейска]; 1890. 1. С. 1-7; 4. С. 56-64; 7/8. С. 106-113; 11. С. 160-166; 13/14. С. 206-210; 16/17. С. 250-257; 1891. 3. С. 45-49; 4. С. 58-65; 8/9. С. 121-128; 13/14. С. 212-217; 18/19. С. 276-286; Богословский Г. К., свящ. Краткий ист. очерк Казанской епархии: С прил. биогр. сведений о Казанских архиереях. Каз., 1892. С. 138-139; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1901. Т. 3. С. 34; 1902. Т. 4. С. 306, 570, 819, 821, 823; 1904. Т. 5. С. 607, 610, 751, 756; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Т. 2; Антипов М. А. Новые источники по истории рос. иерархии XIX в.: (По мат-лам архивов)//Димитриевские чт., 2-е: Мат-лы науч. конф., 1996 г. СПб., 1997. С. 93-105; он же. Зап. первого Енисейского еп. Никодима (Казанцева) как новый источник по истории рос. иерархии XIX в.//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альм. Красноярск, 2005. Вып. 1. С. 28-31; Антипов М. А., Гумеров А., свящ. Никодим (Казанцев)//Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., 1999. Т. 4. С. 311-312; Первый епископ/Сост.: Л. П. Бердников, С. Л. Лонина. Красноярск, 2006; Матханова Н. П. Записки Никодима (Казанцева), еп. Енисейского и Красноярского//Традиции и современность. М., 2007. 7. С. 84-96; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. 189-190, 262; 2012. Т. 3. С. 349, 389-390; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 75-111; Панин А. Н. Преосв. Никодим (Казанцев), первый еп. Красноярский и Енисейский//Нижегородская старина. 2012. 31/32. С. 20-24; Шушканова Е. А. Храм Иоанна Предтечи и первый архиеп. Красноярский Никодим//12-е Красноярские краевые образоват. Рождественские чт. Красноярск, 2012. С. 218-223; она же. Архиерейский дом Красноярска: Вехи истории: XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Все храмы Татианы Римской (88 всего, 87 на карте) Алтайский край Барнаул, город. Барнаул. Татианы, часовня Смоленский район. Новотырышкино. Татианы, церковь Беларусь, Витебская область Витебск, город. Витебск. Татианы, церковь Беларусь, Минская область Пуховичский район. Марьино. Татианы, церковь Белгородская область Ракитянский район. Бобрава. Татианы великомученицы, церковь Воронежская область Воронеж, город. Воронеж. Татианы, церковь Ивановская область Иваново, город. Иваново. Всех Святых при Государственном университете, церковь (с приделом Татианы Римской ) Калужская область Юхновский район. Климов Завод. Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Татианы Римской ) Костромская область Кострома, город. Кострома. Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, церковь (с приделом Татианы Римской ) Краснодарский край Крымский район. Молдаванское. Татианы, церковь Красноярский край Красноярск, город. Красноярск. Татианы, церковь Красноярск, город. Красноярск. Рождества Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Татианы Римской ) Курганская область Каргапольский район. Тагильское. Татианы Римской в усадьбе " Русская изба " , часовня Шумихинский район. Большая Рига. Татианы, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Озерки. Татианы, часовня Липецкая область Липецк, город. Липецк. Татианы, церковь Тербунский район. Анненка (Ольшанка 2-я). Татианы Римской, церковь Московская область Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Могильцы (Богословское). Иоанна Богослова, церковь (с приделом Татианы Римской ) Сергиево-Посадский городской округ. Спасс-Торбеево. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Татианы Римской ) Ступинский городской округ. Марьинское. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Татианы Римской ) Талдомский городской округ и г. Дубна. Дубна. Рождества Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Татианы Римской ) Коломенский городской округ. Андреевское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Татианы Римской ) Богородский городской округ. Ногинск. Татианы при СИЗО, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=246

В издательстве «Н. вышел сборник документов «Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого) ». 677. Проскурина, Н. Жизнь для людей [Текст]/Н. Проскурина//Крым. изв. 2011. 17 марта. С. 5: фот. О выходе в свет сборника «Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого) ». 678. Архиепископ Лука [Электронный ресурс]: фильм 10-й из цикла «Русские праведники»/Телекомпания «Сретенье»; авт. сценария В. Бандиленко, реж. Т Тарасова. Россия, 2010//You Tube: неофиц. коммер. сайт компании Google. Сан-Бруно (Калифорния, США), 2005. Электрон. данные. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=-JzH5zCESeo/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 679. Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. док. [Текст]/сост., предисл. прот. Николай Доненко, С. Б. Филимонов. Симферополь: Н. Орианда, 2010. 576 с.: ил. 680. Мостицкая, Н. Д. Праздник длиною в жизнь. Христоцентричный путь русского интеллигента (В.Ф. Войно-Ясенецкого – архиепископа и хирурга) [Текст]: монография/Наталья Дмитриевна Мостицкая. Красноярск: Красноярск. гос. пед ун-т им. В. П. Астафьева, 2010. 196, с.: ил. 681. Малашин, Г. «Рядом с войной...». Церковная жизнь на территории Красноярского края в период Великой Отечественной войны. Новые материалы [Текст]/Г. Малашин//X Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения: « Церковь и государство: сотрудничество в деле образования и воспитания детей и молодежи»: материалы и докл. (Красноярск, 14–17 янв. 2010 г.). Красноярск, 2010. С. 12–37. 682. МГБ СССР: «Разработку Луки и его связей продолжаем...» [Текст]//Таврида Православная : газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 15/16. С. 12. О служении святителя Луки (Войно-Ясенецкого) из книги протоиерея Н. Доненко и С. Филимонова «Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого) ». 683. Галинская, И. Лучшее остается людям [Текст]/И. Галинская//Крым. изв. 2010. 12 июня. С. 6: фот. О презентации книги «Крымская епархия под началом святителя Луки». 684. Встреча со святым [Электронный ресурс]: док. фильм/Телеканал «Радость моя», телекомпания «ПТК» ; реж. Н. Чуев; авт. сценария В. Ирзабеков, Н. Чуев [и др.]. Россия, 2009//You Tube: неофиц. коммер. сайт компании Google. Сан-Бруно (Калифорния, США), 2005. Электрон. данные. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=g-gvrZl-Wqs/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010