37 Из загородного архиерейского дома, в 7 верстах от города. Городской архиерейский дом, находившийся в крепости близ казанского Благовещенского собора, после пожара 1815 г. еще не был отстроен. 39 Собрание слов Кирилла, говоренных к вятской пастве, напечатано было в первый раз в 1832 г.; в 1833 г. вышло второе издание сих слов; в 1835 г. издано третье дополненное издание; в 1836 г. вышло четвертое издание сих слов. См. Полное собрание слов и речей Кирилла... Москва 1854 г. ч. I стр. 35. 40 Несколько тысяч крещенных черемис вятской епархии в 1828 г. собирались для совершения языческого жертвоприношения. По Высочайшему повелению для наставления этих черемис в христианской вере отправлен был из Москвы миссионер, священник Александр Покровский. В августе месяце 1829 г. он убеждал черемис и успел их снова привести к вере в Иисуса Христа. См. Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 г. Ал. Стурдзы. Москва 1857 г. стр. 81–86. 41 Указ от 2 декабря 1828 г. См. православн. противомусульм. миссия в казанском крае и проч. в Прав. Собеседн. за 1870 г. ч. 2, стр. 233–236. 44 Под этими 60 000 отнюдь не следует разуметь чуваш и черемис из язычества, обращенных к христианству, а нужно разуметь чуваш и черемис уже крещенных, но доселе предававшихся языческим обрядам. Следовательно, рекомендованным Преосвященнейшим Филаретом способом было направлено на путь истинной веры 60 тысяч чуваш и черемис, а не вновь просвещено. Язычествующих некрещеных чуваш и черемис в то время и не было уже такогоˆгромадного числа. Преосвященнейший Филарет в 1828 г., как известно, собрал через казанскую духовную консисторию сведения о крещенных до него чувашах и черемисах и о не крещенных. По собранным сведениям в тогдашней епархии казанской оказалось: крещенных черемис – 66 650, а некрещеных – 1005 человек; чуваш крещенных – 350 818 чел., а некрещеных – 4253 человека. Таким образом, чуваш и черемис некрещеных было всего только 5260 человек. Кроме того Преосвященнейший требовал навести справку, какое количество из всех вообще крещеных инородцев оставили языческие и магометанские заблуждения до 1829 г. и сколько затем остается придерживающихся этих заблуждений. Вот эти-то оставившие свои языческие заблуждения крещеные чуваши и черемисы и разумеются в количестве 60 000 душ. См. православн. противомусульманская миссия в казанском крае... Прав. Собеседн. 1870 г. ч. 2. стр. 239–244. Что же касается до количества вновь окрещеных чуваш и черемис в течение 1829. г., то это количество весьма ясно обозначено в письме (13-м) преосвященнейшего Филарета к преосвященному Кириллу от 31 марта 1830 г. В этом письме говорится: «В течение прошедшего (т. е. 1829) года просвещено св. крещением тысяча триста душ – в нынешнем (т. е. 1830 уже году) – около двух сот и еще готовятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Строительство ведется по оригинальным чертежам архитектора Константина Тона. Литература: Сведения о Красноярском кафедральном Богородице-Рождественском соборе. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. - СПб., 1863; Касьянов В. Д. Богородице-Рождественский собор в Красноярске. Памятная книжка Енисейской губернии на 1890 г. - Красноярск, 1889; Ажар Л. Православные церкви Красноярска. " Енисей " .- 1990.- Чуркина П. Главный собор Красноярска. " Енисей " . - 1990. - Персианов Григорий, прот. Богородице-Рождественский кафедральный собор. Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1998; Утраченное творение. Красноярский материк : времена, люди, документы. Красноярск: Гротеск, 1998; Чуркина П. Главный собор Красноярска. С новым веком, родной Красноярск!: историко-краеведческий календарь на 2001 год. - Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 2001; Рождественский кафедральный собор. Красноярск в четырёх веках: путеводитель по истории; города 1628-2003. - Красноярск: Издательские проекты, 2003; Потапов, И.Ф. Кафедральный Богородице-Рождественский собор. Красноярск: история в фотографиях и документах. - Красноярск: Офсет, 2007. 12 июля 1936 г. богоборческими властями было завершено уничтожение кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в городе Красноярске. В 1935-1936 г.г. власти Советского Союза дали новый импульс беспрецедентной по масштабам кампании, направленной на окончательное, как им казалось, уничтожение «религиозного мракобесия». Тысячи священнослужителей и верующих были заключены в лагеря, а храмы, соборы и монастыри закрывались, осквернялись и разрушалсь. В Красноярском крае началом необъявленной войны Церкви стало изъятие у верующих старинного кладбищенского Всехсвятского храма в июне 1936 г. Разумеется Богородице-Рождественский кафедральный собор - крупнейший православный храм за Уралом - тоже должен был пасть жертвой фанатиков-атеистов. Возведение этой церкви было приурочено ко дню рождения императорского наследника Николая Александровича в 1843 г. С инициативой выступила группа красноярских купцов и промышленников во главе с Исидором Щеголевым. Автором проекта стал один из крупнейших русских архитекторов XIX в. - Константин Тон. Осенью 1849 г. в ходе строительства произошел несчастный случай: верхние своды собора с куполами рухнули, а стены растрескались. Чудом никто из людей не пострадал, но здание пришлось разбирать и перестраивать - уже на личные средства упомянутого выше купца Щеголева, пожертвовавшего более 550 тысяч рублей (почти 600 миллионов в пересчете на современный курс).

http://sobory.ru/article/?object=33431

архивных док-тов и мат-лов. Красноярск, 2011; Касьянов В. Д., прот. Из дневников 1870-1897 гг.: В 2 кн. Красноярск, 2012. Лит.: Никодим [Казанцев], еп. Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря. Иркутск, 1864; Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889. 2 ч.; Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982; Фаст Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994; он же, сост. Зигзаг молнии в ненастный день: Жизнь и мученическая кончина иером. Григория (Яковлева). Красноярск, 2002; Бердников Л. П. Вся красноярская власть: Очерки истории местного управления и самоуправления (1822-1916). Красноярск, 1995; Аржаных О. П., публ. Преосв. Никодим, еп. Енисейский и Красноярский: Дневники: 1861 г. Красноярск, 1997; Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церк. ценности и полит. подчинение духовенства. М., 1997; Миллер Г. История Сибири. М., 1999-20052. 3 т.; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла (Казанского). М., 2004; Фаст М. В. Нарымская Голгофа. Томск; М., 2004; Антипов М. А. Записки первого Енисейского еп. Никодима (Казанцева) как новые источники по истории рос. иерархии XIX в.//Возрожденная епархия. Красноярск, 2005. Вып. 1. С. 28-31; он же. Предыстория создания Енисейской епархии и начало ее деятельности: (По дневникам и письмам преосв. Никодима Казанцева)//Там же. С. 14-22; Малашин Г. В. «За други своя…»: Из жизнеописания священноархим. Нифонта (Глазова)//Там же. С. 44-46; он же. Составление жития и биографии сщмч. Димитрия Апанского (1887-1919) как опыт церк. и светского исслед. на региональном уровне подвига новомучеников и исповедников XX в.//История науки, образования и культуры в Сибири: Сб. мат-лов II Всерос. науч. конф. (Красноярск, 23-24 окт. 2007 г.). Красноярск, 2008. С. 247-258; он же. Судьба Церкви - в судьбе храма: Очерки по истории Св.-Троицкого собора. Красноярск, 2008; он же. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

    Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 5.              Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 34-35.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 26.     Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — 16, 1912 г . С. 708.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 17.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 54.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 60.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

   В 1546 г. горные черемисы отправляли в Москву посольство, с выражением готовности помогать русским. И они нам помогали в 1552 году, а луговые присоеди- нились только по взятии Казани, но в 1553 году восстали. В 1572 году все черемисы, надеясь на Крымскую помощь, восстали, но помощь не пришла, и они покорились. В 1592 г. восставали одни луговые черемисы, причем восставших было 12 волостей. В 1611 году они уже участвовали в ополчении для очищения Москвы от поляков. Смирнов полагает, что в это время явился специальный бог-царей (Кужахан-Куго-Юма). В этом было первое русское культурное влияние на черемис, потом шло общее политическое и наконец, менее всего религиозное, ибо для этого необходимо было употребить соединенные силы государства и общества, а эти силы ушли на уничтожение общей смуты, а потом и на усмирение Пугачевского бунта. He прививая христианства, русские не двигали и общее дело ассимиляции черемис с собою. Co времени Петра Великого отнято было право у некрещеных владеть крещеными и многие освобождались от ясака за принятие христианства. К Петровской же эпохе относится уравнение инородцев ясачников с русскими тяглыми людьми. Черемисам русские подати казались тяжелыми и потому они скрывали детей своих и даже сами сбегали... А в 1609 г. они сожгли Цивильск. Поэтому предписывалось воеводам: „беречь черемис накрепко, держать к новокрещенным и язычникам ласку и приветливость, чтобы они не завели измен». Высший надзор за делами поручен был Архиепископу. Уложением Алексея Михайловича было определено: „у черемис земли не покупать и не менять», а в годы правления Софьи захваченные их земли, были возвращены им. В 1697 году под страхом наказания смертного запрещалось брать инородцев в кабалу, а бывших в кабале отпускали на свободу, если они принимали христианство.    „В течении трех веков правительство слабо проявляло руссификационные стремления. Оно признавало свою миссию в том, чтобы сделать черемис христианами... Избегая беспокойств, соединенных с насилием, оно исподволь работало над их обращением, поддерживая возможными средствами церковь и школу». Петр Великий, отправив митрополита Тихона в Казань, рекомендовал обратить особое внимание на черемис, обнадеживая их великою государя милостью и льготными годами». И митрополит быстро окрестил 4000 черемис, с освобождением их от податей на три года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

37 Под этими 60 000 отнюдь не следует разуметь Чуваш и Черемис из язычества обращенных к христианству, а нужно разуметь в этом числе Чуваш и Черемис уже и крещённых, но доселе предававшихся языческим обрядам. Следовательно, рекомендованным высокопреосв. Филаретом способом было направлено на путь истинной веры 60 тысяч Чуваш и Черемис, а не вновь только просвещено. Язычествующих некрещённых Чуваш и Черемис в то время и не было уже такого громадного числа. Высокопреосв. Филарет в 1828 г., как известно, собирал через Казанскую духовную Консисторию сведения о крещённых до него Чувашах и Черемисах и о некрещённых. По собранным сведениям в тогдашней епархии Казанской оказалось: крещённых Черемис 66 650, а некрещённых – 1 007 человек; Чуваш крещённых 350 818 чел., а некрещённых 4 353 человека. Таким образом Чуваш и Черемис некрещённых было всего только 5 260 человек. Кроме того высокопреосв. Филарет требовал навести справку, какое количество из всех вообще крещённых инородцев оставили языческие и магометанские заблуждения до 1829 г. и сколько затем остается придерживающихся этих заблуждений. Вот эти-то, оставившие свои языческие заблуждения, крещённые Чуваши и Черемисы и разумеются в количестве 60 000 душ. (См. Православн. противомусульманская миссия в Казанском крае... Прав. Собеседн. 1870 г., ч. 2, стр. 239–244). Что же касается до количества вновь окрещённых Чуваш и Черемис в течение 1829 г., то это количество весьма ясно обозначено в письме (13-м) высокопреосв. Фпларета к Преосвященному Кириллу от 31 Марта 1830 года. В этом письме говорится: «в течение прошедшего (т. е. 1829 года) просвещено св. крещением тысяча триста душ – в нынешнем (т. е. 1830 уже году) около двух сот и еще готовятся около двух тысяч, а может быть и более. 38 См. «Странник» 1875 г. Православный Собеседник 1870 г., Чтения в обществе любителей духовн. Просвещения – 1874 г. 39 Варлаам Петров, Архиепископ Тобольский, скончался в 1802 г. См. Прав. Собеседн. 1870 г., ч. 2, стр. 234. 43 Здесь говорится о Ксенофонте Троепольском, Архиепископе Подольском. Он в 1796 г. был Архимандритом Свижского монастыря, а в 1800 г. Викарием Свияжским, следовательно имел в Казани связи и знал хорошо положение дел в Казанской епархии. В 1832 г. преосв. Ксенофонт был уволен на покой и в 1834 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Красноярск, 2008; Денисов В. В. Хронология Таймыра: хронология ист. событий генезиса Таймыра и Норильского р-на. Норильск, 2009; Базыкина С. Особенности распространения христианства на Таймыре//Таймырские чт. - 2011: Сб. докл. Норильск, 2011. Ч. 1. С. 99–105; Бочков П. В., свящ. Основные этапы распространения православной веры в Сибири и первые храмы на Таймырской земле//Там же. Ч. 2. С.161 – 170; он же. Основание в г. Норильске второго православного храма как следствие развития церковной жизни в регионе//Таймырские чт. – 2016: Сб. докл. Норильск, 2016. С. 26 31; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ, 1861 2011 гг. Красноярск, 2011; Марьясов Н. «Самый северный в мире»: Хатангский Богоявленский храм//Таймырские чт. – 2011: Сб. докл. Норильск, 2011. Ч. 2. С. 161–170 (здесь 105 – 110); Религия и общество в Приенисейской Сибири: 1920–1930 гг.: Сб. арх. док-тов и мат-лов/Сост. А. П. Дворецкая. Красноярск, 2011; Предтеченская Н. А. Дудинка. Время (док-ты). Люди (фотогр.). Судьбы (восп.). Дудинка, 2012; Шекшеев А. П. Русская Православная Церковь на Енисее в 1917–1922 гг.//Православие, Россия: Размышление о прошлом, взгляд в будущее: Мат-лы науч. конф. (Красноярск, 13 окт., 2011 г.). Красноярск, 2012. С. 41–62; он же. Служители Православной Церкви на Енисее, репрессированные за веру: Опыт создания мартиролога//XV Красноярские краевые образоват. Рождественские чт. Красноярск, 2015. С. 366–415; Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII вв.: Моногр. Красноярск, 2013; Беглов К. Е. Путешествие по святым местам Таймыра и Туруханского края: Ист. очерк. Норильск, 2014; Выдрин Е. В. Проблемы основания Туруханской миссии//Вестн. Красноярского гос. аграрного ун-та. 2014. Вып. 3. С. 206-208; Хромых А. С. История Сибири (кон. XVI – нач. XVIII вв.). Красноярск, 2014; Бичеоол В. К., Халина Е. М. Эволюция православия на Таймыре//Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. 2015. 1. С. 68–75; «Добрый воин Царя Небесного»: Михаил Иванович Суслов (1844-1915).

http://pravenc.ru/text/2577961.html

Заключение    В 1888 году проф. Смирнов писал: „Мы присутствуем при вырождении или перерождении язычества. Процесс этот совершается органическим путем " " . Этот путь он видел в „усвоении христианских объектов поклонения» и в том, что „количество богов, по мнению черемис, непостоянно и может бесконечно увеличиваться, что черемис готов покланяться всякому предмету, от которого он может ждать выгоды». Но христианство невыгодная религия. Она требует самопожертвования вообще и в частности, расходов не только на церковь, но и на духовенство, поэтому нельзя усматривать в экономической стороне дела успех христианству среди черемис. А что касается до ассимиляции черемисских богов со святыми, то это недопустимо принципиально с христианской точки зрения. Говорят, что пользуясь этой ассимиляцией католические миссионеры вводили христианство в Китай, приспосабливаясь к буддизму. Но, в конце концов, они потерпели страшное гонение, ибо подмена была замечена и все обаяние пропало. Нет, — это дело неподходящее. Более всего следует обратить внимание черемис на их иго кереметям, от которых, кажется, и сами они не прочь избавиться. Страх пред кереметями — это больное место черемис. И вот от этого страха прежде всего должно их избавить, раскрывая, что во всех видах кереметей кроется злая демоническая сила, противная Богу истинному, Которого единого нужно знать и почитать и Ему Единому служить духом и истиною, т. е. сердцем, умом и волею, совершая поклонения и принося жертвы духовные и священно-таинственные, данные и установленные Самим Богом, чрез Господа нашего Иисуса Христа, и существующие в христианской церкви православной, к которой принадлежит Государь Император, вся Августейшая Семья его и все важнейшие сановники Русской Империи. Посему и черемисам, чтобы быть ближайшими собратами всех русских, нужно принять веру их и молиться с Самодержавным Императором нашим едиными сердцами и одинаковыми словами, прославляя Истинного Бога во веки веков, здесь и в небесном Его царстве, которое наследуют только те, которые веруют во Христа Спасителя, нашего избавителя от греха и диавола, а служащие диаволу будут мучиться вечно, как здесь на земле, так и в загробной жизни, в аду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Восстановлен Иверский храм - кубический, лишенный архитектурных признаков церковного здания, перекрытый 4-скатной кровлей, с наличниками, близкими к неоготической стилистике. По распоряжению еп. Красноярского и Енисейского Антония мон-рю передана сохранившаяся часть городской Воскресенской ц., в к-рой в советское время находился один из цехов Механического завода. В апр. 2002 г. духовник мон-ря свящ. Александр Постанчук отслужил 1-ю литургию в Воскресенской ц. К 2008 г. регулярные монастырские богослужения совершаются в Иверском и Воскресенском храмах. Рядом с Воскресенским храмом построен келейный корпус с домовой ц. во имя св. Иоанна Крестителя. Среди святынь Е. м.- сохранившаяся чтимая Казанская икона Божией Матери, перенесенная крестным ходом из кафедрального Успенского собора в Иверский храм обители. В 2000 г. была найдена чугунная плита с могилы прав. Даниила Ачинского, ныне хранящаяся в Успенском соборе. Летом 2007 г. была обретена часть надгробной плиты игум. Деворы. На месте несохранившегося монастырского кладбища поставлен поклонный крест с надгробной плитой игум. Деворы, у к-рого совершаются панихиды о всех почивших сестрах. Арх.: Ведомости о состоянии Енисейского Христорождественского и Енисейского Иверского жен. мон-ря за 1873-1876, 1913 гг. Описи монастырского имущества//ГА Красноярского края. Ф. 561; Архив Красноярской краевой б-ки. 150640 (Енисейский Иверский девичий мон-рь); ГА Красноярского края. Ф. 1. Оп. 1 (Благочинный градо-Енисейских церквей (1809-1915 гг.)); Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского у. и Туруханского края Енисейской губ. (1594-1893 гг.)//Красноярский краевед. музей. Оф. 7886. 229. Маш. Лит.: Фигуровский И. В. Город Енисейск и его церковные достопримечательности//Енисейские ЕВ. 1908. 5. С. 21-23; Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916. Вып. 1; Копылов А. Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосиб., 1965; Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983; Горбачев В. Т. О нек-рых архитектурных памятниках г. Енисейска//Памятники истории и архитектуры Сибири: Сб. ст./Сибир. отд-ние АН СССР. Новосиб., 1986. С. 67-76; Шумов К. Ю. Монументальная культовая архитектура Енисейска XVIII в.//Вопросы истории и теории рус. и сов. архитектуры. Л., 1988. С. 67-71; он же. Цех мастеров каменных дел Енисейска в XVIII в.//Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2. С. 212-227; Буланков В. В. Хронология каменных строений в Енисейске в XVIII в.//Там же. С. 261-270; Фаст Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994; Буланков В. В., Шумов К. Ю. Енисейск: Очерки по истории развития и застройки города. Красноярск, 1999; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД/Гос. ин-т искусствознания. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Некогда преподобный Евфимий, основатель Седмиозерной пустыни, сам обратил в христианскую веру несколько черемис, а другие удалились от него в глубь лесов. Там явился инок Филарет, основатель Раифской пустыни. И вот черемис не стало далеко вокруг монастырей. Но миссия монастырей этим не кончилась. Они или должны выселить из себя новый отряд, который бы, углубившись в дремучие леса между Раифской и Мироносицкой обителями, внес новую струю христианской жизни в инородческую среду, или же приняли бы к себе лучших из учеников инородческих школ и дали бы им возможность продолжить образование совместно с воспитанием по духу и характеру христианской жизни, а чрез них воздействовали бы и на других инородцев. Из церквей 2-го благочиния Царевококшайского уезда священника К. П., в сопровождении его, посещены были мною следующие церкви: 1 . Церковь села Кожла-Солы во имя Св. Николая Чудотворца-деревянная, небогатая с виду и внутри. Здесь 2-го сентября при моем участии произведена была закладка нового здания церковно-приходской школы, устрояемой на правительственный счет. Хотя председателем по постройке церкви назначен местный священник П. А., однако главным образом возлагается надежда на скорое окончание этой постройки преимущественно на церковного старосту крестьянина Ф. К., человека в высшей степени энергичного и заботливого о благоустройстве церковном. Его попечением строятся новые дома для причта. К приходу этому принадлежит 9 деревень, кои все больше села Кожла-Солы, но здесь построена церковь потому, что здесь родился строитель ее купец А. Всего прихожан около 2300 и почти все они черемисы, с которыми священник и псаломщик кое-что говорят по-черемиски; диакон А. К. знает черемисский язык как природный, ибо он сын крестьянина из черемис близкой к сему селу местности. Поэтому необходимо предписать сему диакону, чтобы он вел в школе внебогослужебные беседы для взрослых черемис на их языке о всех необходимых предметах христианской веры. Лично я о сем о. диакону не мог сказать потому, что он куда-то отлучился, по какому-то начальственному требованию, о котором в точности не знал и местный священник, ибо К. не счел необходимым определительно сообщить о сем своему священнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010