В виду такого двойственного служения высокопреосв. Филарета в Казанской пастве мы, в порядке нашего повествования о настоящем периоде его жизни, сначала и изложим, в особом отделе, служебную деятельность по отношение к первому специальному делу – миссионерскому со всеми, сколько возможно для обстоятельности и ясности его, подробностями. Такого изложения требует и самое значение дела, которое, строго говоря, не столько частное и личное и относится не к одной лишь области биографической. сколько есть событие, относящееся не к местной только, но и к общей Истории нашей отечественной Православной Церкви. В этом значении оно уже и признано, по крайней мере, как материал исторический, и занесено в современный летописи; причем, и самая личная деятельность виновника его достойно и праведно оценена по её значение и влиянию. В своем месте мы увидим такое свидетельство в этом отношении: «время служения в Бозе почившего высокопреосв. Филарета в Казанской епархии должно быть почтено эпохою, с которой началось совершенное внутреннее перерождение некоторых из инородцев в религиозном состоянии, – перерождение и перехождение от коснения и замертвения во тьме – к жизни во свете истины и спасения!» 4 . Обстоятельства и весь ход указываемого события мы представим по документальным данным. Глава II Время служения в Бозе почившего высокопреосвященного Филарета в Казанской епархии должно быть почтено эпохою, с которой началось совершенное внутреннее перерождение некоторых из инородцев в религиозном состоянии: с его времени в целой массе новокрещённых инородцев исчезают ощутительно-заметно языческие обычаи и обряды» 5 . «В 1827 году дошло до сведения Государя Императора, что собрание идолопоклонников – Вотяков, крещёных и некрещёных Черемис, состоявшее из 1000 человек, торжественно совершило в Ноябре 1827 года обряд жертвоприношения при деревне Варангуле в Царевококшайском уезде. По рассмотрении этого дела Духовною властью, которой Высочайше было повелено озаботиться внушением заблуждающемуся народу истинного понятия о вере», открылось, что причинами отпадения крещёных, кроме неспособности священников, поставленных в приходах, Черемис, к делу проповеди , были: 1) тайное влияние языческих учителей – мужедов на крестившихся Черемис; 2) рассеянность новокрещёных язычников по множеству разных селений, отдаленных от приходов иногда на 40 верст, – отчего прихожане, за крестьянскими работами и отдаленности в церковь не могут приходить в каждое Воскресенье, а священники, везжая в приходы, редко могут застать в домах прихожан, и потому не могут успевать часто и всем делать наставления в христианской вере, между тем как мужеды, находясь в их жительствах, имеют всегдашнее влияние на их умы: 3) жительство некрещённых Черемис с крещёными в одних селениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Имея в виду показанное попечение г.г. Х-х, а также зная и то, что А. Μ. X. несколько тысяч пожертвовал на построение (Кирилло-Мефодиевской г. Казани) и благоукрашение других церквей (Вознесенской, Иоанно-Богословской-Семинарской, Михаило-Архангельской-Академической и Кафедрального собора), я бы просил Ваше Высокопреосвященство выразить ему то, что его труды на пользу церкви не остаются незамеченными; равно и усердие к церкви его сына также требует выражения Архипастырского благословения с выдачей грамоты. 6 . Церковь села Сотнур во имя Св. Троицы- двух-престольная, каменная, во многом подобная церквам сел Арина и Морков. Тоже должно сказать и о причте, а равно и о прихожанах черемисах. Настоятель церкви, протоиерей Г. П., служит здесь множество лет, знает язык черемис отлично и беседует с ними как отец и патриарх с детьми и внуками, и они с великим вниманием слушают его, как было при мне, когда он за литургией повторял им то, что было сказано мною накануне. Но он жалуется, что не все его слушаются и многие, не смотря на его увещания, остаются в язычестве. В видах приобретения от опытного человека запаса необходимейших поучений на черемисском языке точном, я предложил о. протоиерею переписать несколько поучений, говоренных им в течение многих лет, и он охотно дал слово исполнить это. Второй священник о. Т. тоже знает черемисский язык, но не вполне. Диакон служит весьма неестественно, возвышая до неприятности свой голос. Поэтому я советовал ему служить более натурально. Учитель местной земской школы пел с некоторыми весьма немногими мальчиками и псаломщиками на клиросе. Побывать в школе я не получил приглашения, о чем весьма сожалею, ибо потом слышал от нескольких компетентных лиц, что есть обстоятельства, вредно влияющие на взгляды инородцев о просвещении, которое между тем здесь крайне необходимо по невежеству и грубости черемис. Всех прихожан к церкви села Сотнур приписано более 7 1 / 2 тысяч. Кроме того, здесь в деревне Карама-сах находится около 500 язычников черемис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Нейтральный. Татарская свобода совести В Совет Братства св. Гурия поступило интересное описание одного священника, характеризующее нашу свободу совести. Какая-то несчастная русская крестьянка пожелала выйти замуж за магометанина, а поэтому ей нужно было сделать законом установленное увещание. Вот это «увещание» и описывает священник с. Черебатырева, Чистопольского уезда. Совет Братства свят. Гурия поручил мне увещание крестьянки Мариамны Маленьких, ходатайствующей о её переходе из православия в магометанство. Мариамна Маленьких три года уже живёт с Марасинским татарином Сафиуллиным, говорит по-татарски плохо. 1-го августа сего года, я был у означенной крестьянки, с псаломщиком Филипповым и кр. Сурманаевым, но, к сожалению, увещевать её не пришлось. Как только она вышла к нам, незаконный её муж татарин, узнав, с какою целью мы приехали, не дал ей говорить с нами: взял её за руку и втолкнул в избу. Потом, обратившись к нам, с дерзостью сказал: как вы посмели без моего позволения подойти к моему дому. Убирайтесь отсюда поскорее, мою жену уговаривать не смейте. Если вам нужно что, то требуйте через полицию. – Я сказал, что приехал сюда по приказанию Епархиального Начальства и Господина Губернатора... Но на крик татарина подбежали другие татары, которые со всех сторон окружили нас и начали кричать и ругаться. Один из них, по имени Киамутдин Саддаров подъехал прямо к нашему тарантасу и стал грозить кулаками и вилами (он ехал за снопами). – Что делать? Мы сели и поехали обратно. Село Мушерань Русские крестьяне из некоторых деревень близ г. Царевококшайска занимаются по зимам портняжничеством и среди черемис. Благодаря тому, что черемисские костюмы просты и из дешёвого материала, а сами черемисы не взыскательны, как бы ни было сшито, лишь бы можно было только надеть – решаются шить на них и подростки. Отправляются на заработки в ноябре и работают всю зиму до самой распутицы. От этих портных приводилось слышать много смешного и курьёзного, – а на самом деле грустного – из жизни черемис. Особенно много говорили о Мушеранских и Абаснурских черемисах. Каких только анекдотов не услышишь – бывало! Коснись же каких-либо – пороков рассказчиков и сейчас услышишь: «Это что, батюшка! А вот вы бы поглядели на Мушеранских черемис! Все нехристи, в церковь не ходят, постов не соблюдают, с женщинами живут без брака – не венчаются, грязны, слепы. В избах у них и коровы и телята, и собаки и поросята – все вместе. Котлы и чашки после еды сами не моют, а дают чистить собакам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В деревни Себе Усадах я посетил приходскую школу, ученики которой хорошо отвечали молитвы и пели прекрасно, причем как усердием, так и умением выдавался мальчик меньший других по росту, который оказался язычником. Я приглашал его принять христианскую веру, обещал принять его в Кизическую школу, дал ему денег на крест, но он на все предложения отвечал молчанием. Таким образом, застенчивость или скрытность составляет у черемис отличительное свойство не только взрослых, но и детей. 3 . Церковь села Морков-каменная, трех-престольная. Причт состоят из трех священников и соответственного числа других членов. Один священник отделен для служения в недавно выстроенной церкви (в с. Семи-Сола в 12 верстах), куда, однако доселе не выселился (новая церковь освящена в марте) по неимению квартиры в новом приходе и ходит для служения туда пешком. Я просил г. земского начальника оказать возможную помощь священнику, не имеющему в приходе своем необходимой квартиры. Первый из священников о. благочинный К. П. знает язык прихожан черемис как родной, ибо он здесь родился, здесь, кажется, жил и дедушка его и именно в том ветхом домике, в котором живет он со своею многочисленною семьею, содержимою весьма прилично. Из сего можно заключать, что приход сей безбедный, и отделившиеся от него прихожане новой церкви могут обезпечить своего священника квартирою и прочим. До 1892 года к этому приходу принадлежало 25 деревень с 10-ю тысячами населения, в числе коих было 250 язычников. Отделение части прихода от церкви села Морков было делом крайней необходимости. И благоустроение новообразуемого прихода составляет насущную потребность, которой неотложно нужно оказать возможное содействие. Хотя большинство прихожан Богоявленской церкви села Морков черемисы и второй священник Π. П. знаком с языком черемис, однако богослужение совершается на церковно-славянском языке, так как приходят в церковь по преимуществу русские, которые живут в Морках для мелкой торговли и в качестве разного рода начальства и служащих у оного. Поэтому для черемисского собственно населения было бы полезно устроение еще церкви-школы, в которой бы мог служить второй священник. Но это желание-дело неблизкого будущего, потому что и совершающееся уже отделение части прихода, вероятно, имеет немало препятствий явных и тайно устрояемых, подобных тем, которые выставлены были для устроения церкви-школы в деревне Мазикове. Между тем в этой деревне несколько семейств (до 14) подозреваются в склонности к секте бегунов. Они находятся под бдительным надзором местных священников, как пишет отчасти сам о себе о. благочинный. Кроме увещаний, делаемых приходскими священниками, деревни-Старое Мазиково и Новое Мазиково посещаются епархиальным миссионером священником И. К. В деревне же Старом Мазикове ведет беседы по праздничным и воскресным дням присланный при указе Духовной Консистории чистопольский мещанин Д. Г. Главные вожаки этой секты выбыли в Томскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1891/92 году на этом наречии напечатано: 1 . Священная история В. и Н. Завета – 1 изд. 1891 г. 5,000 экз. 2 . Болезни за грехи – 1 изд. 1892 г. 2,400 экз. 3 . Хоровые церковные песнопения – 1 изд. 1891 г. 500 экз. 4 . О силе молитвы – 1 изд. 1892 г. 2,400 экз. Всего 10,300 экземпляров в 53,250 печатных листах. Главную работу Комиссии составляет переложение Псалтири на черемисский язык. Переложения на горное наречие менее озабочивает Комиссию, потому что горные черемисы, сравнительно с луговыми, устойчивее в отношении магометанских влияний. К сожалению, этого нельзя сказать о восточных черемисах, населяющих Уфимскую губернию; они, особенно в Вирском уезде, почти совсем отатарились и из язычества переходят не в христианство, а в магометанство. Переложение книг на восточное наречие весьма озабочивает Комиссию, но сопряжено с огромными трудностями. Комиссия посылала диакона церкви Казанской Учительской семинарии о. Семенова в Бирский уезд для собрания сведений о языке и религиозном состоянии черемис этой местности и по этим сведениям составила самое удручающее представление: черемисы язычники имеют совершенно магометанский облик и явно враждебно относились к духовному сану Семенова. Богослужение, с употреблением черемисского языка, пока существует лишь у луговых черемис, но, не смотря на горячие заботы о сем покойного Казанского архиепископа Павла, далеко установлено не везде, где бы это следовало – по недостатку людей и средств. Черемисские издания, по малому числу грамотных черемис, спрашивается редко. Вотские издания Вотяки живут в губерниях: Вятской, Пермской и Уфимской, далеко от Казани. В Казанской губернии находится весьма не много вотяков, живущих смежно с татарами, на северной границе Казанской губернии. Вотяки местами сильно подпали влиянию татар-магометан, но часть вотяков осталась язычниками. Вотяки держались всегда обособленно от русских; грамотных по русски вотяков до последних лет вовсе не было. Устав обязывает Казанскую Учительскую семинарию иметь несколько воспитанников из этого племени. Долгое время представляло величайший труд найти таковых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

У отца Мартина была дочь, которая в революционное время, несмотря на воспитание верующего отца, стала активисткой, уехала от родителей в Красноярск, вышла замуж, и стала комсомолкой-безбожницей. В Туруханске она вела антирелигиозную пропаганду. Когда в Туруханске появился владыка Лука, Вера Мартиновна Савинская вспоминала: «Одним из первых его вопросов к моему отцу был вопрос: «Кому подчиняешься, батюшка, обновленцам или тихоновцам?» – «Те и другие мне пишут и отвечать приходится и тем, и другим». – «Правильная вера у Патриарха Тихона, а обновленцы – подлипалы советской власти», – сказал епископ». с. 125.] В то время дочери о. Мартина было неприятно, что ее отец оказался под влиянием ссыльного тихоновца. Но еще более обидно стало ей, когда владыка Лука, по ее словам, «сам того не зная, свел на нет всю ее антирелигиозную пропаганду». «До его приезда, – пишет Савинская, – совсем мало людей посещало церковь, а с его приездом приток прихожан в церковь значительно усилился. Туруханцы мне говорили, что в двунадесятые праздники верующие выстилали ему дорогу от больницы до церкви красным сукном, коврами и половиками». с. 125.] Спустя много лет, Вера Мартиновна сожалела, что не пожелала встретиться с владыкой Лукой в 1926 году, когда в Красноярске, возвращаясь из ссылки, он прислал ей приглашение зайти к нему. Отца Мартина впоследствии арестовали за неподчинение властям, которое выразилось в том, что священник отказался присутствовать при вскрытии мощей св. мч. Василия Мангазейского, почивавших в бывшем Туруханском монастыре. Отец Мартин претерпел двенадцать лет ссылки и лагерей. В 1936 году он написал дочери, что хотел бы приехать в Красноярск. Она к этому времени считала отца давно погибшим. «При встрече, – вспоминает Вера Мартиновна, – отец показал мне целую пачку почтовых квитанций. Владыка Лука, оказывается, все это время делал ему ежемесячные переводы по 30, а чаще по 50 рублей». с. 125, 126.] Умер о. Мартин Римша в 1941 году, в доме своей дочери. В Туруханске продолжалась и его медицинская деятельность. «Меня сразу же поместили в квартире врача больницы, – вспоминал Владыка, – и предложили вести врачебную работу. Незадолго до этого врач больницы распознал у себя рак нижней губы и уехал в Красноярск. В больнице оставался фельдшер, и вместе со мной приехала из Красноярска молодая девушка, только что окончившая фельдшерскую школу и очень волновавшаяся от перспективы работать с профессором. С этими двумя помощниками я делал такие большие операции, как резекции верхней челюсти, большие чревосечения, гинекологические операции и немало глазных». с. 49, 50.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В середине 1912 года церковь была уже практически возведена: «В воскресенье, 8 июля сего года в 12 часов дня на площади у строящейся железнодорожной церкви состоится молебен по случаю поднятия крестов». Практически завершив строительство здания церкви к 1912 году, начальство железной дороги обнаружило, что денег на ее обустройство практически не оставалось. «Комитетом по достройке храма на ст. Красноярск постановлено обратиться с просьбой к служащим ст. Красноярск, дабы привлечь их к доброхотным даяниям на устройство иконостаса в храме. Не имея средств, как только на окончание постройки храма строительный комитет в том же заседании высказали искреннее желание изыскать во что бы то ни стало средства на приведение храма в порядок, который позволял бы совершать в нем богослужения начиная с половины августа сего года. Комитет полагает возможным освящение храма в августе месяце при условии если служащие не откажут в отчислениях из их жалований в течении двух месяцев, каждый раз в размере двух процентов, так как на эти отчисления является полная возможность устроить иконостас храма». Несмотря на обширную кампанию по сбору пожертвований, денег на внутреннее убранство храма так и не хватило. 25 января 1913 года протоирей Василий Фигуровский пишет в Духовную Консисторию прошение от имени Управления Сибирской железной дороги, в котором говорится, что приход просит освятить Спасскую церковь, даже учитывая, что «1. Для постановления престола в храме нет особого места, а предполагают поставить престол прямо на пол, устроенный из цемента, престол намерены перенести из молитвенного дома; 2. Нет укреплений для постановления иконостаса…» Но, несмотря на это, причт просит дать разрешение освятить храм и начать службы. Прошение было удовлетворено, и церковь была освящена 21 февраля 1913 года малым освящением. Дату приурочили ко дню празднованию 300-летия царствующего дома Романовых. В Клировой ведомости о церквях и причтах города Красноярска даже за 1915 год говорится о Спасской церкви, что она все еще не закончена до конца: «Начата в 1902 году тщанием Томской железной дороги, окончательно еще не отделана.

http://sobory.ru/article/?object=59018

Денис, Красноярск 06 апреля 2021г. 00:21 Священник Алексей Шляпин, злоупотребления с пересадкой человеческих органов можно свести к нулю переходом к более прогрессивным технологиям, к примеру киборгизации. Однако где грань допустимого в киборгизации для православных христиан, проведённая хотя бы на поместном сборе РПЦ? Ущерба сама практика, когда Церковь реагирует постфактум на нравственные проблемы порождаемые научно-технологическим прогрессом вместо поощрения благих начинаний в научной сфере. Денис, Красноярск 21 апреля 2021г. 09:17 Свящ. Алексей Шляпин, сок есть кровь растений. При этом растительные соки являются безусловно постной пищей с единственной поправкой на то, что не следует тратиться на слишком дорогие в данной местности соки. Так среди реальных вампиров (летучих мышей нашего мира) большинство являются фруктовыми, то есть пьют растительные соки. Хотя растения Земли вполне себе плотские (грубо вещественные). Следовательно восприятие " душа всякой плоти кровь его есть " (Лев. 17, 14), как правила без исключения глубоко ошибочно. Для людей же кровь тяжёлая пища, но в крайнем случае усваиваемая даже без термообработки. Так кочевники до сих пор порою пьют кровь скота, насчёт кочевых народов Сибири знаю от очевидицы. Она кстати отказалась будучи крещена в православии, но её всего лишь хотели угостить - это не было вопросом жизни и смерти. Человеческая жизнь важнее ритуальных запретов. Суббота для человека, а не человек для субботы! Послесловие: Вспомнил, что будучи ребёнком инстинктивно тянул в рот порезанный палец. Почему, если вкушение крови для людей противоестественно? Денис, Красноярск 21 апреля 2021г. 09:30 свящ. Алексей Шляпин, не вижу смысла спорить о гематогене в комментариях к теме об ЭКО. Замечу лишь, что буквально за пару минут поиска нашёл следующее мнение протоиерея Максима Обухова, руководителя православного медико-просветительского центра Жизнь: " гематоген скорее нужно воспринимать как пищевой продукт, в некоторых случаях рекомендованный при малокровии " .

http://bogoslov.ru/article/6169719

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСИКОВ Петр Ананьевич (5.10.1870, г. Красноярск - 20.08. 1939, г. Железноводск (ныне Ставропольского края)), советский гос. деятель, один из руководителей религ. политики в 1918-1938 гг. Происходил из сибир. купеческого рода. Его отец А. П. Красиков был чиновником судебного ведомства, позднее оставил службу по идейным соображениям и стал учителем. После ранней кончины отца заботу о детях взял на себя дед К. по материнской линии прот. В. Д. Касьянов, настоятель красноярского кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Атеистическое мировоззрение К. сформировалось еще в гимназические годы, когда он увлекся народническими и социалистическими идеями. По окончании Красноярской гимназии К. в сент. 1891 г. поступил на физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та, но почти сразу перешел на юридический фак-т. Во время учебы примкнул к группе студентов-марксистов, вел пропагандистскую работу среди рабочих Балтийского, Адмиралтейского и Путиловского заводов. Дважды выезжал в Швейцарию, где встречался с членами группы «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым, перевозил запрещенную политическую лит-ру. В марте 1894 г. при возвращении в Россию был арестован, содержался в Петропавловской крепости. В дек. того же года освобожден под крупный денежный залог (выплачен дедом протоиереем) и выслан до решения суда в Красноярск, исключен из ун-та. В окт. 1895 г. приговорен к 3 годам ссылки в Красноярске. Работал служащим Ангарского пароходства. В марте 1897 г. познакомился с прибывшим в Красноярск по дороге в ссылку в с. Шушенское В. И. Ульяновым ( Лениным ), впосл. стал одним из его ближайших соратников. В дек. 1899 г., по окончании срока ссылки (была продлена на год за переписку с др. ссыльными), вернулся в С.-Петербург, поступил на службу в отдел статистики Мин-ва финансов. Вскоре был арестован и выслан в Псков. С 1900 г. являлся членом орг-ции «искровцев», ставшей затем ядром большевистской партии.

http://pravenc.ru/text/2458931.html

Красноярск. Церковь Вознесения Господня в Коркине. Вознесенская церковь в Коркине /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1857 и 1858. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Борис Михайлович Набалов Адрес: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пос. Коркино (бывшее село Коркино) Координаты: 56.083828, 93.030294 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Коркинский Вознесенский приход открыт в 1855 г., будучи выделен из прихода градо-Красноярского Воскресенского собора. Приход состоит из с. Коркина и дер.: Песчанки в 3 в., Кубековой в 8 в., Старцевой в 8 в. и Тетериной в 12 в. С. Коркино находится на левом берегу р. Енисея, в 12 верст. от г. Красноярска, в сухой и здоровой местности. Почтовые сношения с Коркиным производятся через Частоостровское волостное правление, находящееся от него в 23 в. Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная, в честь Вознесения Господня, построена в 1859 г. Церковная библиотека состоит из 350 томов. Летопись церковная ведется с 1857 г. В д. Кубековой имеется молитвенный дом, построенный в 1876 г., в д.д. Песчанке, Тетериной и Старцевой деревянные часовни. В Коркине имеется церковно-приходская школа, а в д. Кубековой министерская школа. Штатный причт состоит из священника с жал. в 300 р. и псаломщика с жал. в 100 р. Братских доходов получается от 750 до 900 р. в год. Причтовые дома находятся в удовлетворительном состоянии. Земли при церкви состоит: усадебной 3 дес., пахотной 44 дес., сенокосной 52 дес., лесной 20 дес. Капиталов церковных 1142 р. 11 к. Население в приходе 1034 душ м. п. и 1021 душ ж. п. Население православное, состоит из старожилов, ссыльно-поселенцев и казаков. Источник: " Краткое описание приходов Енисейской епархии " , 1916

http://sobory.ru/article/?object=53546

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010