Число училищ здесь также недостаточное, особенно школ Братства Св. Гурия и церковно-приходских, а именно: Братская одна-в женском Богородицком Сергиевском монастыре, а церковно-приходских семь школ и три школы грамотности, прочих же школ 24, а всего 35, с новооткрытою же в деревне Пуял 36. По крайней мере еще необходимо бы открыть школы две, чтобы, таким образом, на каждую тысячу иметь по одной школе и тем уступать татарам не более как в пять раз, так как они стараются иметь по одной школе и одной мечети на каждые 200 душ. Из школ мною посещены были только городские в Царевококшайске и в том числе монастырская женская, которую игуменья желала бы расширить надстройкою другого этажа, но я отклонил это намерение ее, поставивши ей на вид, что с увеличением числа учащихся более 40, должно будет иметь другую учительницу. Кроме того, я еще видел школу в Мироносицкой пустыни, содержимую земством. Но так как учитель земский не пригласил меня в оную, то я и не счел долгом побывать в ней, хотя чувствовал и чувствую, что земство совершенно некстати вторгается со своими уставами в монастыри, и путем монастырских школ проявляет свою земскую деятельность, ибо как земщине надлежит заботиться о земле и ее произрастаниях и культуре их, так духовенству надлежит заботиться о духовных интересах православных людей, иначе произойдет полное смешение обязанностей и прав, из коих образовательное право принадлежит монастырям-и по духу их и по многовековому историческому складу русской жизни, которой несколько сот лет послужила и Мироносицкая пустынь, вполне способная к тому и теперь, как по ее внешнему благоустроенному состоянию, так и по лицу, стоящему во главе монастырского строения. Сказанное вполне приложимо также и к Раифской пустыни, стоящей на том же темном пути, разселившись на коем искони, блуждают многие тысячи черемис. Впрочем, Раифский монастырь и вовсе не имеет школы в своей территории. Он только дает свое помещение под земскую школу, находящуюся вблизи лежащей деревне Белой. Если таковые монастыри будут устраняться от образования и в особенности от духовного просвещения черемис, то неудивительно, что еще долго многие из них будут коснеть в язычестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Переходя к летописным записям, прежде всего отметим, что по форме они могут быть разделены на два разряда: одни – краткие летучие заметки, а другие – более подробные, похожие на отдельные сказания; последние преимущественно заключают в себе описание военных походов. Летучие заметки идут от начала княжения Иоанна Васильевича до 6976 г. Под этим годом и следующим находится известие, вошедшее в Воскресенский свод из официального источника, именно – известие о походе царевича Касима под Казань, о походе великокняжеской рати на Черемис, о взятии Казанскими Татарами Кичменги, о вторичном походе на Казань в 6977 г. Может быть, рассказ об этих событиях прежде составлял отдельную повесть; доказательством тому может служить следующее обстоятельство: все эти известия 131 дословно сходны с так называемою Софийскою 2-ю летописью; но в последней, при ее буквальном сходстве с Воскресенским сводом, пропущены следующие известия, вкрапленные, так сказать, в повесть: под 6976 г. об освящении в Москве Вознесенской церкви 3-го ноября, о поставлении Спасского архимандрита Вассиана в Ростовские архиепископы 132 , о путешествии великого князя во Владимир и о возвращении его оттуда в великую пятницу, о пожаре в Москве, о построении обетной церкви Симеона Дивногорца, о победе князя Федора Хрипуна над Казанскими Татарами 4-го июня 133 и под 6977 г. о прибытии к великому князю посла Юрия с предложением жениться на дочери Фомы Палеолога 134 . Что пропуски эти не случайны, доказательством тому служит характер пропущенных известий: все они, кроме известия о победе над Татарами 135 , не политического характера и, вероятно, взяты составителем Воскресенского свода из таких источников, которых у составителя Софийского 2-ro свода не было. Если бы выпущенные известия составляли органическое целое с известиями о походах на восток, то чем объяснить пропуск их составителем Софийского 2-го свода? Вставочность этих известий видна также из следующего: после рассказа о нападении на Черемис в Воскресенском своде находится известие о путешествии великого князя во Владимир, а затем продолжается так: «А Татарове Казанстии»; эти слова и по форме, и по смыслу примыкают как раз к известию, прерванному вставкой о походе во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Козмодемьянске. Оба эти учреждения устроены с целью утверждения Черемис в Православной Вере и распространения оной между коснеющими в языческих заблуждениях инородцами, а главное, чтобы отклонить их от языческого идолопоклонства «Керемети», которой поклоняются не только некрещёные, но и крещёные Черемисы и Чуваши. Как из Черемисского мужского Монастыря, так и из Черемисской женской Общины, мы вынесли самые отрадные впечатления. Оба эти учреждения – плоды св. чувств, забот и деятельности почившего незабвенного Архипастыря. Царство ему небесное! Вот настоящие и самые лучшие памятники, которые прочнее и благодетельнее всяких наших монументов и украшений! Имя Владыки Антония надолго останется в памяти во всей Казанской епархии. Почти нет в епархии села, где бы он не был. Посещение его в памяти у многих инородцев. Хорошо его помнит и Варангушская Кереметь, куда собирались, и собираются и ныне, Черемисы и не только некрещёные, но и крещёные для совершения своих языческих радений из разных деревень не только Казанской, но и Вятской губернии. Владыка Антоний первый из Казанских Архипастырей решился проникнуть в эту дальнюю и, притом небезопасную, местность, где один далее из некрещёных черемис объяснял ему обряды жертвоприношений и показал развешанные на ветвях дерев остатки жертв, сохранившиеся после бывшего перед тем мольбища. «В заключение наших воспоминаний не можем умолчать и о теперешнем Владыке Казанском Сергии, который, по примеру Владыки Антония, тоже весьма тепло и сочувственно отнёсся как к Черемисскому мужскому монастырю, так и к Черемисской женской общине и удостоил вниманием притом эти святилища своим личным посещением. В устройстве каменного Собора в Черемисском монастыре он принимает деятельное участие и дай Бог ему таких же во всем успехов, каких достигал, не без усилий и нередко слез, незабвенный Владыка Антоний» 32 . К этому воспоминанию присоединим ещё одно, сообщённое нам письменно, от достопочтеннейшего лица, помещика Казанской губернии, представляющее живое характеристическое свидетельство благоплодности поездок преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Соборный причт состоит, кроме протоиерея Д. Ч., из диакона и псаломщика, которые весьма добропорядочны, а староста об интересах церкви очень рачителен. О. протоиерей жалуется, что его прихожане отвлекаются от посещения богослужений в воскресные дни базарною суетою, а посему необходимо сделать распоряжение о недопущении торговли в воскресные дни раньше 11 или 12 часов дня, если нельзя совершенно отменить базара в дни воскресные. 2 . Троицкая градская церковь столь же солидная и древняя церковь, как и собор. Она двухэтажная. Хотя построение ее относится к 1736 году, но она по архитектуре своей высматривается более древнею. И к этой церкви приписано семь деревень, из коих в деревне Туруновой до 300 душ обоего пола черемис. В деревне этой имеется церковно-приходская школа, но здесь полезно было бы построить и церковь -школу, так как деревня эта отстоит от города на 5 верст и окружена другими деревнями в близком расстоянии. 3 . Вознесенская градская церковь тоже каменная и двухэтажная, пятипрестольная. И к этой церкви приписано пять деревень, в коих находится около 1200 душ обоего пола и в том числе около 400 черемис, между тем как в городе всего прихожан и прихожанок нет и 200, как и при Троицкой церкви. 4 . Входоиерусалимская церковь тоже каменная и довольно солидная, как по древности, так и по объему и архитектуре. Церковь эта приходская же, но она помещается в ограде Богородице-Сергиевского общежительного женского черемисского монастыря, который пишется по клировым „что при Входоиерусалимской церкви». Продолжение такого ложного положения дела ничем не вынуждается и к устранению его, кажется, нет никаких существенных препятствий. В городе Царевококшайске церквей очень много и все они весьма поместительны, а прихожан весьма мало. Посему, весьма естественно уступить Входоиерусалимский храм тому монастырю, который окружил его своими капитальными каменными стенами и глубоко-сердечным попечением, сказывающемся в благолепии храма и в снабжении его утварью и священными одеждами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поэтому и нужно признать среди идей, внедрившихся в сознание русских людей, – признать самой вредной именно эту идею „благоугождения” начальству. Несмотря на величайшую разруху в нашей общественной и церковной жизни, несмотря на то что жизнь требует величайшего к себе внимания, единственная мысль, которая живёт у наших деятелей, – это мысль, как бы „угодить начальству”. Нам дорого не дело, не жизнь родины, даже не святое церковное дело, – нам доселе дорого только удовольствие начальства. Вот это забвение дела ради угождения лицу, это служение идолу человеко-угодничества и продолжает губить нашу жизнь. И воскреснет эта наша несчастная русская жизнь только тогда, когда правда Божия и служение ей восторжествует над такими жалкими идеями нашей жалкой действительности, как это предпочтение начальственного удовольствия – всякому серьёзному делу, серьёзному изучению жизни, даже, может-быть, и при неудовольствии начальства. Наиболее же это необходимое преобразование нашей жизни нужно в церковной области. Пусть знакомство с действительностью будет сплошным горем для духовного начальства, пусть его неудовольствие будет в сто раз сильнее, но пусть ни одна из язв нашей жизни, не пройдёт мимо внимания врачей духовных, мимо их всеисцеляющей апостольской любви. Жизнь, предоставленная себе самой, замаскированная и подкрашенная только для начальственного ока, будет по прежнему подкрашенным гробом для всего русского и церковного дела. И та же жизнь, согретая этой апостольской любовью, будет радостная; она будет проходить без уныния, без того упадка духа жизни, который так заметен ныне, такая жизнь будет полна дарами духовными и оскудение духовное не коснётся её. Епископ Андрей. В съезд духовенства черемисских приходов (Доклад написан и прочитан на Съезде, имевшем место в Седмиозерной пустыни в 1910 г., в январе.) Население первого благочиннического округа Царевококшайского уезда состоит преимущественно из крещёных инородцев-черемис, но есть между ними 18 душ язычников. Огромное большинство черемис добрые, истинные христиане; они также, как и русские, любят храм Божий, с усердием исполняют долг исповеди и св. причастия и все христианские обычаи. Но есть между черемисами немало и таких, которые только числятся православными христианами; в церковь они ходят редко, почти не говеют и сильно ещё придерживаются суеверных обычаев своих предков. Вот об этих то полуязычествующих христианах, а равно и язычниках я и намереваюсь высказать свои соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие неудовлетворения вышесказанных ходатайств и представлений, преосв. Антоний обратился к другим исключительно местным средствам и мерам для достижения просветительной цели в отношении инородцев. Он (читаем в некрологе) 11 устроил, с разрешения св. Синода и Высочайшего на то соизволения, два монастыря и женскую общину и наконец, устроил ещё прежде него основанный и начатый постройкою в видах спасительного действования на местных раскольников в г. Чистополе женский Успенский общежительный монастырь. Как много все эти Монастыри обязаны в Бозе почившему Архипастырю, можно видеть из того одного обстоятельства, что без него они не устроились бы вовсе... Так, черемисский Михаило-Архангельский монастырь, хотя издавна был любимою мечтою нескольких грамотных и начитанных отшельников из Козмодемьянских черемис, но им в ходатайстве их об устройстве монастыря было первоначально отказано за невозможностью будто бы уступить им под монастырь казённую лесную с корабельным лесом дачу. Но благодаря возобновлённым усиленным просьбам главных учредителей черемисского монастыря о разрешении им устроить св. обитель для отшельников черемис, и благодаря энергическому ходатайству перед Святейшим Синодом Казанского Владыки, который сам, как истинный монах и подвижник, глубоко и искренно любил иноческую жизнь, не только было разрешено устройство черемисского монастыря, но монастырь этот с избытком наделён был и лесною прекрасною дачею до 150 десятин и богатыми рыбными ловлями по реке Волге на протяжении 21 версты, так что монастырь этот со своим черемисским училищем считается теперь одним из самых благоустроенных. Так же и Чистопольский женский монастырь, хотя разрешён был к устройству ещё при преосвященном Афанасии и даже возведены были отчасти здания его вчерне, но как через несколько лет основатель этого монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Дмитриевич Поляков помер, а наследник Полякова обнаружил полнейшую холодность к этому делу, то окончательное устройство этого монастыря обязано тоже преосвященному Антонию, – что стоило для него весьма тяжелых хлопот.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Настоятель старался каждому инородцу – посетителю монастыря оказать особую духовную помощь. Всем им уделялось внимание, для всех находились духовные руководители, которые на их же родном языке указывали им путь к спасению и разрешали от содеянных грехов. Монастырь содержал школу, где обучались дети окрестных жителей черемис. Сотни детей, наученных грамоте в Михаило-Архангельском монастыре, возвращаясь к свои родным, приносили с собой не только знание грамоты, но твердые убеждения православной веры, которые передавали своим ближним. Так монастырская школа стала центром распространения истинной веры, христианского благочестия и русской грамотности среди инородцев. Просветительное влияние Черемисского монастыря на инородцев проявилось и в тех путешествиях на богомолье, которые часто совершались учениками иноверческих школ в эту обитель. В нее же стремились их учителя и наставники. Так, в 1896 году в монастыре были организованы педагогические курсы для учителей чувашских и черемисских школ. Отец Амвросий радушно предложил бесплатное помещение и трапезу для всех руководителей и слушателей курсов. Епархиальное начальство, учитывая его духовную опытность, возложило на него общее наблюдение и руководство занятиями на курсах. Прекрасной характеристикой деятельности о. Амвросия могут служить отзывы современников о Черемисском монастыре, данные после его тринадцатилетнего управления обителью: «Черемисская обитель является теперь для инородцев таким же светозарным маяком на пути к совершенству, каким являются для исконных русских богомольцев древние обители святой Руси. Трудно найти теперь в инородческих уездах Казанской губернии, сплошь населенной черемисами и чувашами, хотя одну, отдаленную от монастыря, захолустную деревеньку, жители которой не бывали бы в Черемисском монастыре. Несмотря ни на дальность расстояния, ни на ненастную погоду, целые десятки чуваш и черемис, лишь только улучат свободное время среди многотрудной крестьянской неволи, спешат в уединенную лесную обитель. Днями и даже целыми неделями живут они под кровом гостеприимного монастыря, с детской простотой воспринимают в себя обычаи иноков-земляков, ежедневно посещают богослужения, каются в своих прегрешениях, и, соединившись со Христом в Таинстве Евхаристии, с миром в душе и с отрадой на сердце возвращаются в свои веси» 969 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

24 мая пришел Шиг-Алей с воеводами на Свиягу; тотчас начали очищать от лесу место, где быть городу; очистивши гору, пели молебен, освятили воду и обошли с крестами по стенному месту; потом обложили город и заложили церковь во имя Рождества Богородицы и чудотворца Сергия. Леса, который привезли сверху по Волге, стало только на половину горы; другую половину сделали тотчас же воеводы и дети боярские своими людьми, и все окончили в четыре недели. Следствия построения Свияжска оказались немедленно: горные черемисы, увидав, что русский город стал в их земле, начали приезжать к Шиг-Алею и воеводам с челобитьем, чтоб государь их пожаловал, простил, велел им быть у Свияжского города, а воевать бы их не велел, а пожаловал бы их государь, облегчил в ясаке и дал им свою грамоту жалованную, как им вперед быть. Государь их пожаловал, дал грамоту с золотою печатью и ясак им отдал на три года. Шиг-Алею и воеводам Иоанн послал золотые в награду и приказ – привести всю Горную сторону к присяге и послать черемис войною на казанские места, а с ними отправить детей боярских и казанских князей смотреть: прямо ли станут служить государю. Воеводы привели к присяге черемис, чуваш, мордву и сказали им: «Вы государю присягнули, так ступайте покажите свою правду государю, воюйте его недруга». Те собрались большими толпами, перевезлись на Луговую сторону и пришли к городу на Арское поле. Казанцы и крымцы вышли к ним навстречу и бились крепко; когда же из города вывезли пушки и пищали и начали стрелять, то черемисы и чуваши дрогнули и побежали. Казанцы убили у них человек со 100 да с 50 живых взяли. Воеводы увидали, что горные люди служат прямо, и велели их опять перевезти на их сторону. Показавши верную службу, горные начали ездить через все лето в Москву человек по пяти – и по шестисот. Государь их жаловал, князей, мурз и сотных козаков кормил и поил у себя за столом, дарил шубами, доспехами, конями, деньгами. Построение Свияжска и отпадение Горной стороны скоро отозвались в Казани, усилив сторону, противную крымцам: начали розниться казанцы с крымцами, говорит летопись; арские чуваши пришли даже с оружием на крымцев, крича: «Отчего не бить челом государю?» – пришли и на царев двор, но крымцы – Улан Кащак с товарищами – побили их; эта удача, однако, не поправила дела Гиреев, потому что казанские князья и мурзы один за другим перебегали к русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Юный монастырь, нашедший источники для возведения в немногие годы множество монастырских построек, найдет средства и для содержания своего старца, священника о. К. В., вышедшего недавно из диаконов и заявляющего желание довольствоваться малым монастырским жалованьем, которое хочет положить ему ретивая игуменья С. и ее верные и духовные дщери, и сестры. Правда, у них имеется уже и свой собственный храм, но это домовая церковь игуменьи, которая рядом имеет свои весьма хорошие покои, к которым ведет большая дверь, не всегда затворяемая и когда нужно, о неуместности чего и сказано мною. Что касается до прихода Входоиерусалимской церкви, то он в городе не составляет в итоге и 100 душ, а вне города по четырнадцати деревням более 2250 душ и в том числе 2200 душ черемис, коих больше всего находится в деревнях Большой Ноли (около 400 д.) в 7 верстах от города, в Большом Чигашеве (около 400– же) в 4 верстах и в Ельнягах (250 д.) в 8 верстах. В одной из этих деревень должна быть построена церковь приходская иждивением монастыря, который явит в этом некоторое слабое возмездие за уступку ему великолепной каменной городской церкви. Утварью и священными одеждами, а равно и всеми другими принадлежностями, новая церковь может быть снабжена из своей прежней приходской, несомненно получавшей нечто и от черемис. Посетив все церкви в один день (3-го сентября) и побывавши в разных учреждениях города, как-то: в городских училищах, тюремном замке, я не имел возможности посетить пятой городской церкви-Кладбищенской, тем более, что это казалось и неудобным, в виду того, что около нее в то время происходила ярмарка и необходимо было спешить исполнить маршрут, а потому в тот же день была обозрена мною: 5 . Церковь в селе Кузнецовом (Кельмаковом тоже) в честь Владимирской иконы Божией Матери- каменная, трех-престольная; зданием отличная, но по виду довольно запущенная. И священник А. А. по виду весьма почтенный, но довольно вялый и не вполне рачительный о благолепии храма и даже дома своего. Другой священник С. З., из не окончивших курс учения, вовсе больной. Диакон учительством не занимается, кажется, нигде, а потому ему необходимо предложить заниматься в церкви-школе в деревне Пуял, или подвергнуть его вычету одной трети доходов, по силе определения Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Синоду, что он заметил благоприятную перемену в общем расположении Чуваш и горных Черемис к христианству. Так, при освящении семи церквей в чувашских и черемисских селах, он видел многочисленное собрание сих новокрещённых, и в истинном расположении их к Церкви Православной удостоверился самым опытом. Вообще же в течение девяти неполных лет управления Казанскою паствою из всех инородцев, составляющих постоянное народонаселение нынешних Казанской, Симбирской и Самарской епархий, высокопреосв. Филаретом было обращено в Христианство слишком 5000 человек. Из них более значительное число приобретено для Церкви в первые годы его служения, именно: в 1820 году – 1 144 человека, в 1830 г. 2 294 чел., в 1881 году – 1 182 чел. Самые значительные опыты обращения были сделаны в 1830 и 1831 г. г. в нынешней Самарской губернии в имениях Графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской и Графа Владимира Григорьевича Орлова. В имениях первой крещено в деревне Ивановке в Январе 1830 года чуваш 137 душ обоего пола; в деревне Кармалах Июня 1-го 1830 года – 168 душ; в деревне Березовом Солонце Июня 1-го 1830 года – 552 души; в деревне Ивановке Июня 3-го 1830 года – 350 душ и еще вновь Переселенных из деревни Березового Солонца 158 душ; и из деревни Кармал 72, всего 580 душ. В имениях второго в деревне Сергокаевой обращено Чуваш же, Мая 31-го дня 1830 года. 727 душ; в селе Покровском и деревне Преполовенской, Мая 25-го 1881 года, – 907 душ. Из 5 000 слишком, обращенных с 1828 по 1836 г. включительно, большая часть обращенных, именно 4 348 душ, принадлежали чувашскому племени. Это зависело как от благочестивого содействия Графини Орловой и Графа Орлова делу проповеди в их имениях, которые состояли из Чуваш, так и от того, что было довольно священников, знающих чувашский язык. Приобретение, сделанное проповедью между другими племенами в продолжение того же времени, было незначительно. Из татар обращено 235, из черемис 215, из мордвы 209 и из вотяков 8 душ 16 . Глава III «На сердце моём – важный святой долг обращения неверующих из тьмы в свет Веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010