Ввиду того, что Красноярск до 1824 года — времени приезда первого губернского архитектора П.Ф. Воцкого не имел своих архитекторов, проект иконостаса придела Александра Невского, мог быть выполнен томским губернским архитектором, в чьем ведении Красноярск находился с 1804 года. В период изготовления иконостаса пост томского губернского архитектора занимал Петр Васильевич Раевский, который до этого длительное время проработал помощником архитектора Императорского двора и был хорошо знаком с творчеством столичных зодчих, определявших художественные вкусы того времени. Особая общественная значимость строительства Благовещенской церкви заставляла лиц, ответственных за успешное ведение работ, обращаться к лучшим представителям строительных и художественных ремесел Приенисейского края того времени. Возможно, изготовление иконостаса в приделе Александра Невского было поручено " в сем предмете искусснейшему " мастеру Ефиму Родионовичу Попову — представителю известной енисейской фамилии потомственных мастеров по художественной обработке дерева. Известно, что в период завершения иконостаса А. Невского прихожане Благовещенской церкви намеревались подрядить этого мастера на изготовление иконостаса в придел Иоанна Богослова на деньги, пожертвованные красноярским купцом С.Г. Терсковым. Опись иконостаса 1825 года сохранила нам подробные сведения о внешнем облике этого произведения декоративно-пластического искусства первой четверти XIX века. Архитектоническую основу иконостаса составлял ритмический ряд колонн коринфского ордера, между которыми находился основной изобразительный ряд алтарной преграды. Венчающим элементом архитектурной композиции иконостаса была резная золоченая арка в виде " нимба " с сиянием, опиравшаяся на портики пономарских дверей. Особым изяществом отделки выделялись царские врата иконостаса. По словам С.И. Дараган, они " по легкости, соразмерности и изысканности резьбы и украшений при общей простоте форм, по спокойной и благородной расцветке и умеренной позолоте орнаментов, должны быть названы произведением искусства " . Основу колористического решения иконостаса составляло характерное для своего времени сочетание окрашенного под красное дерево фона, имитирующих цвет и фактуру белого мрамора стволов коринфских колонн, а также позолоты резных деталей.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Фонд 796 – Канцелярия Святейшего Синода Фонд 797 – Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Фонд 831 – Канцелярия патриарха Тихона Фонд 833 – Поместный Собор Государственный исторический архив Российской Федерации (ГАРФ) Фонд 1778 – Канцелярия министра-председателя Временного правительства Фонд 1779 – Канцелярия Временного правительства Фонд 550 – Митрополит Арсений (Стадницкий) Государственный архив Тверской области (ГАТО) Фонд 160 – Тверская духовная консистория Центральный Государственный исторический архив Украины, г. Киев Фонд. 127 – Киевская духовная консистория Фонд.711 – Киевская духовная академия Пресса Биржевые ведомости. Пг. Борьба: Орган Екатеринославской организации РСДРП Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг. Владикавказские епархиальные ведомости Вестник церковною единения. Воронеж Вестник Временного правительства. Пг. Вестник Красноярского общественного комитета Вестник Красноярского городского общественного управления. 1917 Вестник Тверского исполнительного комитета Вера и жизнь. Харьков Голос свободной церкви. Рязань Екатеринбургские епархиальные ведомости Екатеринославские епархиальные ведомости Енисейская мысль. Красноярск Енисейские епархиальные ведомости Енисейская церковная нива Московские ведомости Московский церковный голос Московские церковные ведомости Новгородские епархиальные ведомости Свободная церковь . Пг. Свободная Сибирь. Красноярск Саратовские епархиальные ведомости Старый владимирец Наше слово. Красноярск Русское слово. М. Рязанская жизнь Рязанские епархиальные ведомости Пермские епархиальные ведомости Пензенские епархиальные ведомости Орловские епархиальные ведомости Орловский вестник Орловская мысль Новое время. Пг. Известия по Екатеринбургской епархии Известия по Енисейской епархии Известия по Петроградской епархии Известия Владимирского губернского временного исполнительного комитета Киевлянин Киевские епархиальные ведомости Кишиневские епархиальные ведомости Курские епархиальные ведомости К свету. Тверь Таврический церковно-общественной вестник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последние политические события в Турции также вызывают всевозможные толки среди татар на тему о том, что турки скоро победят русских и завладеют Россией; эти слухи татары упорно распространяют и среди других инородцев, лично мне пришлось слышать их среди чуваш и черемис. Так, напр[имер], священник с[ела] Уньжи, Царёвококшайского уезда, о. Т.Ефремов передавал мне, что среди черемис татары распространяют рассказы о существовании какой-то старинной книги, в которой говорится, что рано или поздно в Казанскую землю придёт Осман-паша, который покорит всех и заставит принять магометанскую веру. «Всё равно вы когда-нибудь да будете мусульманами», - говорят обычно в заключение этого рассказа татары легковерным и суеверным черемисам. Благодаря сильному влиянию татар на инородцев и обращению их в ислам, население татарско-магометанское растёт неестественно быстро, а вместе с этим усиливается их фанатизм в ущерб интересам Русского государства, так как усиливается народность, безусловно стремящаяся к сепаратизму. В газете «Москов[ские] Ведомости» была сделана вполне справедливая характеристика движения среди магометан и православных инородцев в 1867 году, которую я позволю привести здесь, так как она не утратила своего значения в приложении и к современному состоянию мусульманского населения: «В магометанских государствах ислам слабеет и никнет пред цивилизациею христианскою, а под православною Русскою державою образовался пламенеющий очаг магометанства: целые населения, доселе считавшиеся православными, переходят в ислам, и русско-христианская Церковь видит себя лишённою самых необходимых средств для поддержания своих учреждений... Подумаешь, что со славою восстаёт, павшее за три столетия пред сим, дикое/и всегда столь враждебное России/«царство татарское»/М[осковские] В[едомости]. 1867 г. N 101./. Если мы ознакомимся с постановлениями «шериата»/закона мусульманского/, относящимися к войне против неверных, т[о] е[сть] не следующих учению ислама, а также с современными движениями среди магометан, то, несомненно, увидим, что в вышеприведённых словах нет преувеличений.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/20/...

Николай Иванович был действительно «золотая голова». Он был необыкновенно даровит, быстр и прилежен. Его удивительная, несравненная доброта и чистота сердца вполне гармонировали с огромнейшим умом и огромнейшими знаниями. Неудивительно поэтому, что Николай Иванович был одним из самых скромных людей; доброта и ум сквозили в нем и в каждом его поступке, а полнейшее самоотречение в труде на пользу возлюбленных им темных инородцев возвеличило его как великого человеколюбца, умно и старательно, неотступно делавшего свое дело. Мне случилось быть свидетелем всей деятельности этого удивительного человека и сотрудником его в течение более двадцати лет. Кроме чисто родственной привязанности, я глубоко полюбил Николая Ивановича в его труде и с истинною любовью работал вместе с ним, исполнив его приказ составить партитуры обиходов для каждого из инородческих племен. 188 Работа эта заняла у меня много лет. Первые мои опыты по части переложения наших напевов на инородческие тексты были сделаны для алтайцев при участии милейшего о. Макария, ныне епископа Томского. Мы переложили начало всенощной и все гласы на «Господи воззвах», как и главнейшие песнопения литургии. Для татар партитура была составлена в сотрудничестве с Ефремом (Япрей) Макаровым, для чувашей – с Андреем Петровым и Николаем Александровым, для черемис горных – с Тихоном Ефремовым, Алексеем Ласточкиным и Василием Малиновкиным, для луговых черемис – с […], для мордвы – с Авксентием Юртовым и Макаром Евсеевым. Для вотяков партитуры сделано не было, так как тексты почему-то изготовлялись на вотяцком языке крайне медленно. Указанные выше партитуры были отлитографированы. Исходным центром этой работы был мой «Курс хорового пения», составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии. 189 Когда эта работа была закончена, частью же направлена к исполнению верными руками, для меня настала пора новых работ, и Николай Иванович благословил меня на новый род деятельности в Москве. Я свято чту память этого чудесного моего друга и учителя, много занимавшегося со мною и в школе, и в мои зрелые годы. Судьба привела меня в Казань, чтобы быть при нем в последние дни его жизни и отдать последний долг, поклонившись его могиле. 190

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канабеева (Шацкого уезда) с оружием в руках, напали на Мисаила, ранили его стрелою, а свиту разогнали; едва удалось спасти архиепископа, преследуемого Мордвою; но рана святителя оказалась смертельною и он, причастившись св. тайн, скончался в дер. Агломазове около с. Канабеева. Начавшееся по этому делу следствие и последовавшие наказания виновных в возмущении Татар и Мордвы так напугали их, что они в большом количестве принимали крещение. Тем –  же архиепископом Мисаилом насаждались и после него продолжали насаждаться семена Христовой веры в Касимове (Рязанской губ.) среди местных и окрестных Татар 4 . Даже царевичи принимали здесь христианство , например касимовский царевич Сеид – Бурган (Василий Арсланович) между 1653 и 1655 г., сибирские царевичи, дети Алтаная, Дост – Мухаммед и Ишь – Мухаммед (Петр и Алексей) и другие 5 . Можно думать, что кроме епископов и светских чиновников, способствовали просвещению окрестных инородцев и монастыри. Таков например Иурдышевский монастырь (на р. Мокше в Темниковском уезде, Тамбовской губ.), в вотчинах которого проживала Мордва 6 . После 1682 г. успехам христианской веры между Татарами и Мордвой по верховьям Дона способствовало открытие двух епархий, выделенных из Рязанской, Тамбовской и Воронежской. В Казанском крае продолжалось крещение Татар, Черемис и Мордвы; вновь принимали христианство Калмыки, пришедшие к Волге из степей Азии. Об этом заботились светская власть, местные епископы и некоторые монастыри. Многие из Татар раньше приняли крещение без достаточного убеждения и внутренней подготовки; поэтому не соблюдали постов, не посещали храмов, не обращались к священникам за совершением христианских треб, не носили на себе крестов и дома не держали икон, умерших хоронили на татарских кладбищах без церковного отпевания, младенцев не крестили, браки совершали по – татарски и т. п. Некоторые из них жалели, что отстали от своей прежней веры; даже Русские, которые жили у Татар, Черемис и Чувашей, многие отпадали от христианской веры и принимали татарскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Еще не очень давно первоклассный Свияжский монастырь был пристанищем для множества учащегося юношества. Неоцененные услуги инородческому просвещению оказывали также монастыри Царевококшайский Мироносицкий, Раифский и Седмиозерный. А ныне они все отдалились от сего дела, как бы чуждого им. Печальное недоразумение! Оно требует неотложной поправки. Преподобный Евфимий, основатель Седмиозерной пустыни, сам обратил в веру Христову многих черемис, а другие удалились от него в глубь лесов. Там настиг их инок Филарет, основатель Раифской пустыни. И вот черемис не стало далеко вокруг монастырей. Но миссия монастырей этим не кончилась. Они или должны выселить из себя новый отряд, который бы, углубившись в дремучие леса между Раифской и Мироносицкой обителями, внес новую живительную христианскую струю жизни в инородческую среду, или же принять в среду свою молодое поколение лучших инородческих детей и, воспитавши их по духу и характеру жизни христианской, воздействовали-бы чрез них на инородцев, и тем оказали бы белому духовенству существенную помощь в том деле, которое для него при его семейном и малообеспеченном состоянии почти невозможно. Если монастыри были могущественными проводниками христианских начал жизни в давние времена, когда они действовали одни, то не тем ли более они могут оказать существенную помощь делу просвещения инородцев ныне, когда на этом благом поприще рука об руку идут и представители Министерства Народного Просвещения, и Миссионерского общества, и Земства, братски объединяясь под знаменем святого первосвятителя Казанского Гурия, дух ревности которого сугубо должен одушевлять представителей иноческих обителей. И так: учреждение для инородцев школ, церквей, школ и приютов-вот существенные предметы предстоящих забот Братству. Что касается до других его забот и дел, то они, как второстепенные, должны исполняться по мере возможности и по неизбежности стоять на втором плане. Это должно сказать напр. о таких задачах, которых никак не могло осуществить Братство, не получив на то никаких полномочий и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

7 . Церковь села Сухой Реки-новая, прекрасная. Священник о. И. очень кроткий, а прихожане его, как пригородные жители, бойки и пьянственны. Поэтому здесь мною говорилась речь о необходимости сообразовать свое поведение с христианским званием нашим, и особенно тем, кто имеет некое особенное избрание, как например Сухорецкие жители, которые часто ездят в город Казань для доставления туда разных продуктов и заимствуют в городе недоброе, и нехорошее, имеющее дурное влияние на проезжающих мимо их села и часто ездящих вместе с ними кротких черемис, которые возвращаются из города и трезвыми и спокойными, а Сухорецкие и шумливыми и бранчливыми. В заключение я просил местного священника говорить почаще поучения против пьянства и сквернословия. В селе Сухой Реке мне привелось быть около пяти часов вечера, накануне праздника Рождества Богородицы, и я среди улицы встретил несколько пьяных. Не смотря на предстоящий праздник, в церкви не было заметно никаких праздничных приготовлений. Все высматривало какою-то неприбранностью, небрежностью; очевидно, что о. И. необходимо позаботиться о большей исправности и к тому же побуждать прочих членов причта, а потом и всех пасомых. В Царевококшайском уезде обозрены мною сначала церкви городские и сельские-благочиния протоиерея Д. Ч. в сопровождении его самого 341 . 1 .Соборная градская церковь в память обновления храма Воскресения Христова. Здесь имеются местно-чтимые древние иконы Спасителя и Божией Матери, пред которыми мною, в соучастии почти всего градского духовенства, и служился благодарственный молебен. Здесь все носит печать глубокой древности, а потому я за литургией говорил слово на тексте „помянух древняя и поучихся», при чем указывал на благочестие древних устроителей града и храма среди темных инородцев, поучая просвещать полудиких черемис, окружающих доныне город со всех его сторон, не обманною торговлей и бесчестною меной, но добросовестным отношением к инородцам, как меньшим братьям нашим. И должно сказать, что в Царевококшайске инородцы вполне духовные братьям горожанам. Собор имеет приход и к нему приписано семь деревень по преимуществу черемисских, в которых жителей до 2400 душ, а городских прихожан соборных только около 400 душ обоего пола. И на все это количество душ один священник, он же благочинный и градской протоиерей, т. е. представитель по всем важнейшим делам, касающимся до духовного ведомства. И при всем этом о. протоиерей так стеснен в материальных средствах, что не может дать дочерям своим образования вне своего уездного города, как имеющий много детей и мужского пола 342 . Очевидно, что того благочестия, движимые которым в глубокую старину, созидали собор его строители, теперь не имеют его прихожане, особенно черемисы, деревни коих находятся в 3, 4 или 5 верстах, вследствие чего они нечасто посещают свой храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

– «Вы то, как же? значит тоже к этому привыкаете?» – спросишь их. – «Что же, батюшка, поделаешь! Начнёшь говорить, так сердятся: по неволе и привыкаешь». И начнут на перерыв выкладывать, где, кто, что видел и что слышал. Скажут и про то, как один черемис пришёл к священнику и просит окрестить его младенца. На вопрос священника – «где же твой младенец?» слышит ответ: «а он, батюшка, у ворот стоит, лошадку держит.» Или как один черемис в посте пришёл в церковь как раз в то время, когда причащались говельщики. Ничтоже сумняся подходит и он. Причастили и его. Потом он и говорит: «какой мой час (счастье), – пришёл и причастили, а другие целую неделю ходили». Из разных таких рассказов в продолжении 15 лет, сложилось и во мне убеждение, что Мушеранские, Абаснурские и другие лесные черемисы весьма темны, не просвещены. И случалось себя утешать тем, что всё-таки живёшь среди сознательных христиан, которые видят в тебе «батюшку», наставника, близкого человека. Куда бы ни пришёл, с кем бы ни встретился, каждый с тобой приветлив, не видно, что он тебя чуждается, а считает своим, родным. И уже начала было назревать мысль о том, чтобы и кости свои сложить в этом приходе, среди любимых своих чад. И вот, нежданно-негаданно, волей ли Божией 51 , или по стечению обстоятельств, вдруг получаю указ о переводе меня в село Мушерань. И всё во мне перевернулось. Упал духом. И что только ни пришлось перечувствовать!.. – А всё, что мне пришлось перечувствовать, передалось и на прихожан. Видя своих духовных чад, мужчин и женщин, старых и малых, – толпившихся с утра до ночи у меня на квартире с горькими рыданиями, почувствовалось мне, что я переношу трудную, тяжкую операцию. И, с болью на сердце, с мрачными думами, пришлось выехать по назначению... Село Мушерань находится среди леса. Этот лес большей частью сосновый. В селе 16 черемисских дворов. Одна изба ещё по-чёрному, курная. От Казани в 80 верстах, от города Царевококшайска в 70. От проезжей дороги в стороне, в глуши. Из села, кроме неба – не видно ничего, кругом лес. В селе церкви не было. Она сгорела в январе месяце 1909 года. Службы совершались в молитвенном доме. Предстояла постройка новой церкви. Лес из казны был выдан, подрядчик поряжен и фундамент под церковь сложен. Только средств для постройки было мало; нужно было изыскивать до 5 тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В неофиц. части «В. е. в.» было напечатано немало обстоятельных статей, посвященных истории Вятского края и епархии, архиереям и др. выдающимся деятелям, мон-рям и святыням: «Вятские архипастыри с 1658 г.» (1865), «Настоятели Вятского Трифоно-Успенского монастыря» (1865), «Настоятели мужских Трифонова и Слободского монастырей» (1866), «Настоятели Орловского мужского и настоятельницы Вятского и Слободского монастырей» (1866), «Протоиереи Вятского кафедрального собора» (1867. 2) прот. Г. Пинегина, «История Вятской Духовной семинарии» (1868. 1, 2, 4, 12, 14, 15) А. С. Верещагина, «О крестных ходах вятских» (1870) архим. Иосифа (Баженова), «Вятка и ее достопримечательности» (1874. 7, 8) Г. А. Милорадовича, «Временник прот. [Луки] Юферева» (1879), статьи о Великорецкой чудотворной иконе свт. Николая прот. Стефана Кашменского (1875. 9-12, 16, 17), прот. В. Огнева (1883. 12) и Н. И. Суворова (1886. 15). Особое внимание уделялось истории раскола и противораскольнических миссий, преимущественно в пределах епархии: «О первоначальном появлении раскола в Вятской епархии» (1868. 5-6) прот. И. Фармаковского, «Нечто о средствах противу раскола по лжеиерархии австрийской» (1869), «Вопрос несносный и убийственный для австрийской секты» (1879) и ряд др. статей прот. С. Кашменского, «Моя жизнь в расколе» (1897. 5, 6, 8, 10, 12, 18-20) С. А. Наймушина. Исключительный исторический и этнографический интерес представляют статьи об инородцах Вятского края - вотяках (удмуртах) и черемисах (марийцах): «О религии некрещеных черемис и вотяков Вятской епархии» (1868. 8, 11), «Сведения о религиозных верованиях горных черемис» (1868. 13) А. Филимонова, «Очерки из истории христианства среди вотяков» (1896-1898) и др. статьи П. Н. Луппова, «Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда» (1894. 13), «Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда при погребении и поминовении умерших» (1895. 19), «Крепость вотского язычества» (1903. 2-3), «О новых изданиях на вотском языке» (1906. 17) и др. статьи удмурт. просветителя свящ. (впосл. протоиерея) Михаила Елабужского.

http://pravenc.ru/text/161165.html

Святейший Синод определением от 31 июля/15 августа 1868 года постановил: «Согласно представлению преосвященного Харьковского, разрешив построение церкви и необходимых при ней зданий для мужского монастыря при селе Рясном, на вновь отведенном учредителем обители, помещиком Константином Хрушовым месте, дать знать об этом преосвященному Харьковскому указом 143 ». XLVI. Тихоновский Богородицкий в предместье г. Задонска Воронежской епархии (21 октября 1867 года) Воронежское епархиальное начальство ходатайствовало о переименовании существовавшей в предместье города Задонска, Тихоновской Богородицкой общины в общежительный Тихоновский Богородицкий монастырь, с устройством при сей обители богадельни на 12 престарелых лиц женского пола 144 . Святейший Синод, полагая разрешить учреждение из Тихоновской Богородицкой общины Тихоновского Богородицкого нештатного монастыря, с богадельней при нем на 12 человек, без назначения этой обители пособия от казны на содержание, определением 7 марта/18 сентября постановил: «Предоставить господину исправляющему должность Синодального обер-прокурора на приведение сего заключения в исполнение испросить Его Императорского Величества соизволение; о внесенном же преосвященным Воронежским проекте правил, который епархиального начальство предполагает дать в руководство вновь учреждаемому монастырю, иметь суждение особо, по воспоследовании Высочайшая соизволения на учреждение обители» 145 . Государь Император 21 день октября 1867 года, Высочайше соизволил утвердить определение Святейшая Синода, на изложенных в нем основаниях 146 . XLVII. Михайло-Архангельский в Козмодемьянском Казанской епархии (16 марта 1868 г.) Принявший Православие из Черемис крестьянин Иван Захаров в 1862 году ходатайствовал о разрешении устроить в Ценибековской лесной казенной даче, находящейся реке Суре, в Козмодемьянском уезде Казанской губернии мужской монастырь во имя Архистратига Михаила, на средства, предлагаемый окрестными крестьянами из крещеных Черемис. Казанское епархиальное начальство, со своей стороны, отозвалось, что учреждение монастыря с первоначальной при нем школой было бы весьма благотворно в краю, населенном малопросвещенными Черемисами, нелегко отстающими от своих прежних, языческих заблуждений и, наконец, потому, что по заявлению местного волостного правления государственные крестьяне западной части Козмодемьянского уезда с давнего времени имеют усердие к построению монастыря в означенной местности и для сей цели сделали уже подписку пожертвованиям деньгами на сумму 6274 руб. и хлебом 65 пудов ржи и что при пособии этих пожертвований возможно будет положить основание монастырю, если под оный отведено будет в Ценибековской даче 60 десятин земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010