К.Г. Исупов Краткая библиография работ о жизни и творчестве П. А. Флоренского В составлении русскоязычной библиографии использованы следующие источники (13). 1 . Hagemeister М. P. A. Florenskijs «Wiederkehr». Materialen zu einer Bibliographie (19851989). Ostkirchliche Studien. Wttrzburg: Augustinus Verlag, 1990. Sept. Bd 39, H. 2/3. S. 119145. 2 . Богослов, труды. M., 1982. Т. 23. С. 280309 3 . Начала. 1993. 4. С. 159170 А. В. [В. А. Никитин]. «Уста праведника изрекают премудрость». Отклик на статью N. К. Г. «И эллины премудрости ищут» (заметки о софиологии). Вестник РХД. 1987. 149. С. 1245. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков. Филос. науки. 1990. 7. С. 95100. Абрамов А. И. Предисловие к публикации «Авторефераты П.А.Флоренского». Вопр. философии. 1988. 12. С. 108112. Аверинцев С. С. Мысль Флоренского – сегодня. Сов. культура. 18. 05. 1989, 59. С. 6. Акулинин В. Н. Философия всеединства. От Вл. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. 158 с. Андроник, иеродиакон (Трубачев А. С). Епископ Антоний (Флоренсов) – духовник священника Павла Флоренского. Журн. Моск. патриархии. 1981. 9. С. 7177; 10. С. 6573. Андроник, иеродиакон (Трубачев А. С). К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского (18821943). Богослов, труды. М., 1982. Т. 23. С. 264276. Андроник, иеродиакон (Трубачев А. С). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. Журн. Моск. патриархии. 1982. 4. С. 1219. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Священник Павел Флоренский – профессор Духовной академии. Сборник, посвященный 300-летию МДА. М., 1986. С. 226246. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Священник Павел Флоренский , профессор МДА и редактор «Богословского вестника». Богослов, труды. М., 1987. Т. 28. С. 290314. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Предисловие к публикации работы «Воспоминания». Лит. учеба. 1988. 2. С. 144147. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Предисловие к статье «Гамлет». Лит. учеба. 1989. 5. С. 135137. Андроник, игумен (Трубачев А. С). «Столп и утверждение Истины». Памятные книжные даты. 1989. М., 1989. С. 5660.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Епископ Антоний (Флоренсов) (1847–1918) Епископ Антоний (в миру Михаил Симеонович Флоренсов) родился 27 августа 1847 года в селе Труслейка Симбирской губернии. Родители его из духовного сословия. Окончил Симбирскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию. В 1878 году рукоположен во священника в Симбирском кафедральном соборе. В 1887 году был назначен ректором Самарской Духовной семинарии. В этом же году пострижен в монашество (овдовел в 1882 году). В 1890 году хиротонисан во епископа. Возглавлял Волынскую, Вологодскую и Ростовскую кафедры. С 1898 года находился на покое в Донском монастыре, где и скончался 20 февраля 1918 года. Похоронен на монастырском кладбище. Духовные беседы (Беседы записаны Христиной Сергеевной Арсенеевой 13 июля 1909 г. Понедельник. В Донском. Нам было известно, что в этот день вечером, в 6 часов, в Донской монастырь придут к епископу Антонию два депутата от старообрядцев: священник Дмитриевский и товарищ председателя весеннего старообрядческого съезда в Нижнем поговорить с владыкой и объяснить ему свое дело до него. Они приходили к нему дня за два-три перед этим, и вот как владыка рассказал нам об этом их визите. Часов в 11 утра к нему приехал преосвященный Иоанн, вернувшийся из командировки с Дальнего Востока, знаток по старообрядчеству. И надо же случиться такому совпадению. Сидят они в гостиной – звонок. Келейника не было дома. Преосвященный Антоний подходит сам к двери и, по обыкновению, спрашивает, не открывая ее: «Кто? Как имя?» На это он получает довольно дерзкий ответ: «Неужели же имя вам что-нибудь скажет?» – «Я без имени не приму». – «Так как же? У нас серьезное и важное до вас дело». – «А как угодно». – «Со мной священник, у нас есть карточки». Тогда владыка накладывает цепь, отворяет дверь и через образовавшуюся щель берет карточки. Возвращается в гостиную и предлагает преосвященному Иоанну удалиться пока в кабинет, что тот и делает. Владыка впускает гостей и в передней говорит им: «Даже Христос спрашивал имя, а Он не имел нужды в том, Он Сам все знал». После этого владыка вводит их в гостиную и, узнав, что они хотят говорить с ним именно наедине, берет карандаш, притворяет дверь в кабинет и, прочитав карточку священника Димитрия, спрашивает: «Старообрядец?» Тот, смущенный, отвечает: «Да, я только недавно перешел в старообрядчество». Владыка спрашивает у него подробности о его годах, семействе и записывает все это на карточке, чем возбуждает следующий вопрос: «Зачем вам это надо?» На что владыка ему: «А вот я свои вопросы докончу, тогда буду отвечать на ваши».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Предисловие Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Ветхий Завет Библейское понимание имени. Имена Божии Священное имя Яхве в Пятикнижии Ветхозаветный культ имени Божия Новый Завет Богословие имени в Евангелиях Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Богословие имени в Апокалипсисе Глава II. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ Мужи апостольские. Священномученик Иустин Философ Ориген и Евсевий Кесарийский Великие Каппадокийцы. Святитель Григорий Нисский Святитель Иоанн Златоуст Сирийская традиция Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Исаак Сирин Корпус Ареопагитикум Иконопочитатели. Преподобный Феодор Студит Исихастские споры. Святитель Григорий Палама Глава III. ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православное богослужение Молитва Иисусова Классические монашеские тексты Византийский исихазм Глава IV. ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ Преподобный Нил Сорский Святитель Димитрий Ростовский Святитель Тихон Задонский Преподобный Паисий Величковский Святитель Филарет Московский Святитель Игнатий Брянчанинов Святитель Феофан Затворник «Откровенные рассказы странника» Святой праведный Иоанн Кронштадтский Глава V. «НА ГОРАХ КАВКАЗА» Схимонах Иларион: детали биографии «На горах Кавказа»: обзор основных тем Молитва Иисусова Имя Божие и имя «Иисус» Божественный свет Пустыня «Горы Кавказа» Глава VI . «АФОНСКАЯ СМУТА» Начало споров на Афоне Начало полемики в российской прессе Продолжение споров. «Афонский бунт» «Блокада» имяславцев Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии «Апология»: основные богословские темы «Имя Божие есть Сам Бог» Имя «Иисус» Молитва Иисусова Богослужение, Литургия, таинства, священные символы «Московский кружок» имяславцев Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ Священник Хрисанф Григорович Понятие о молитве. Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Сердечное действие. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Архиепископ Никон (Рождественский) С. В. Троицкий Апология Православное учение «Послание» Святейшего Синода Глава IX. РАЗГРОМ ИМЯСЛАВИЯ Изгнание имяславцев с Афона Общественная реакция на афонские события Иеросхимонах Антоний (Булатович) – С. В. Троицкий: продолжение противостояния Глава X. ПЕРЕЛОМ В ДЕЛЕ ИМЯСЛАВЦЕВ Участие Государя в судьбе имяславцев. Суд Московской Синодальной конторы Вопрос о судьбе имяславцев в Государственной Думе Имяславцы в годы Первой мировой войны В. Ф. Эрн об имяславии Глава XI. СОБОР, РЕВОЛЮЦИЯ, ПОДПОЛЬЕ Поместный Собор 1917–1918 годов «Московский кружок». Священник Павел Флоренский и А. Ф. Лосев в 20-е годы Судьба имяславцев после революции Глава 12. ИМЯСЛАВИЕ ПОСЛЕ ИМЯСЛАВСКИХ СПОРОВ Протоиерей Сергий Булгаков Имя «Иисус» «Имя Божие есть Сам Бог» Архимандрит Софроний (Сахаров) Имя Яхве и имя «Иисус» Сила имени Божия. Молитва именем Иисусовым Заключение Выводы богословские Выводы церковно-исторические Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть «Его вид вызывал благоговение...» 19 февраля - день памяти митрополита Антония (Мельникова) Марина Михайлова   Протоиерей Владимир Фоменко   01:22 18.02.2012 1388 Время на чтение 9 минут Четверть века минула с кончины митрополита Ленинг радского и Новгородского Антония (Мельникова; 1924-1986). Сменилась эпоха. Мало кто из нынешних прихожан петербургских храмов помнит владыку. Но те, кто хотя бы немного знаком с церковной историей, знают, что речь идет об авторитетнейшем архиерее. Наиболее искушенным известно его открытое письмо священнику Александру Меню, имеющее широкое хождение в интернете. И хотя авторство митрополита документально не доказано, публикаторы трудов владыки сочли возможным включить его в сборник сочинений как подлинное. Во всяком случае, по стилю и воззрениям богословская работа митрополита Антония «Из истории новгородской иконописи», где подробно рассматривается учение о Софии, Премудрости Божией, в разработке которого в свое время деятельное участие принимали философ Владимир Соловьев, священник Павел Флоренский, протоиерей Сергий Булгаков, близка к вышеназванному письму. Впрочем, это дело специалистов, и, надеемся, время расставит все по своим местам. В любом случае это письмо не только демонстрирует блестящую образованность автора-богослова, его острый ум, глубину аргументации и, конечно, верность святоотеческим традициям, но и дает великолепный (и, увы, редкий), столь необходимый всем пишущим пример уважительного, действительно христианского отношения к оппоненту. Несомненно, автор письма - лицо духовное, ведшее строгую внутреннюю жизнь. Учтем это. Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве . Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний - в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

(Беседа Александра Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским) П.В. Хондзинский 1 , А. И. Кырлежев 2 В беседе А.И. Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским обсуждается концепция «соборности», возникшая в русском богословии у Алексея Хомякова под влиянием богословия Адама Мёлера и немецкой философии, причем особый акцент сделан на значении последней для формирования логической структуры нового экклезиологического понятия. Учитываются идеи древнего Отца Церкви блж. Августина . Прослеживается взаимодействие изначального русского понятия соборности с богословским персонализмом в конце XIX–XX в. Рассматриваются вопросы: соборность как единство и как единство во множестве, соотношение церковной соборности с социальной общинностью, симфоническая личность, персонификация Церкви. Обозначается развитие концепции соборности у таких авторов, как Владимир Соловьев, Сильвестр Малеванский , Евгений Аквилонов , Павел Флоренский , Антоний Храповицкий , Сергий Булгаков , Николай Афанасьев , Георгий Флоровский , Владимир Лосский и др. Обсуждается соотношение русского понятия соборности, кафоличности Символа веры и исторической практики церковных соборов, прежде всего Всероссийского собора 1917–1918 гг., который обозначил как «демократический поворот» в Церкви (вопрос о статусе мирян), так и стремление к персонификации церковного единства (восстановление патриаршества). В заключение выявлены вопросы, требующие дальнейшего богословского исследования. А. И. Кырлежев: Богословское понятие «соборность» многозначно. Это и «кафоличность» Символа веры , и термин, отсылающий к практике церковных соборов, и особый теологический концепт русского православного богословия, который даже не переводится на другие языки и передается как sobornost. Нас в данном случае интересует, прежде всего, последнее. Поэтому первый вопрос: русское понятие соборности возникает у Хомякова? Протоиерей Павел Хондзинский : Это понятие, конечно, возникает у Хомякова, но сказать, что это чисто русское понятие, я бы поостерегся. Потому что если мы заглянем в историю вопроса, то поймем, что Хомяков здесь был вторичен – по отношению не к какому-то православному автору, а к известному немецкому католическому богослову Иоганну Адаму Мёлеру (1796–1838). Для Мёлера, конечно, католический и кафолический – синонимы, у него нет различия между этими словами, и при переводе на русский (речь идет о его работе «Единство в Церкви») возникает проблема… 3 Хомяков воспользовался мёлеровской трактовкой слова katholikos (καθολικς). Мёлер считал, что смысл katholikos полностью определяется его этимологией – kath´ olon (греч. «по всему, согласно целому»), где olos означает целое, каждая часть которого является образом этого целого. И Хомяков в одной из своих работ дает подробный вариант толкования, несколько отличный от мёлеровского, но к нему, безусловно, восходящий: katholike, соборность, есть единство всех в любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Введение Часть I. На пороге философии Глава I. До эпохи Петра Великого Глава II. XVIII век. Перелом в церковном сознании. Философия Г.С. Сковороды Глава III. Начало светской культуры в России. Философское движение в России в XVIII веке Часть II. XIX век Глава I. Философия в высших школах и её судьбы. Мистицизм начала XIX века. Раннее шеллингианство. Новый гуманизм Глава II. «Архивные юноши». Д.В. Веневитинов, кн. В.Ф. Одоевский, П.Я. Чаадаев Глава III. Возврат к церковному мировоззрению. Н.В. Гоголь. Начало «славянофильства». А.С. Хомяков Глава IV. И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков Глава V. Гегельянские кружки. Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский Глава VI. А.И. Герцен Глава VII. Философское движение в высших Духовных школах в первой половине XIX века. Голубинский, Сидонский, Карпов, Авсенев, Гогоцкий, Юркевич и др.) Глава VIII. Перелом в русской жизни (эпоха Александра II). Начатки позитивизма и материализма в русской философии (Чернышевский и его последователи). Дальнейшая эволюция радикализма в 70-е годы. (Н.В. Чайковский и «Богочеловеки») Глава IX. Полупозитивизм в русской философии XIX века. К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.К. Кареев Глава X. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой Глава XI. «Почвенники». Аполлон Григорьев. Н.Н. Страхов. Ф.М. Достоевский Глава XII. К. Леонтьев, В.В. Розанов Часть III. Период систем Глава I. Общие замечания. Владимир Соловьев Глава II. Владимир Соловьев (продолжение) Глава III. В.Д. Кудрявцев. Архиепископ Никанор Глава IV. Несмелов. Тареев. Каринский. Мит. Антоний Глава V. Н.Ф. Федоров Глава VI. Позднейшие гегельянцы. Чичерин, Дебольский, Бакунин Глава VII. Неолейбницианство в русской философии. Козлов, Аскольдов, Лопатин, Лосский Глава VIII. Неокантианство в русской философии. Введенский, Лапшин, Челпанов, Гессен, Гурвич, Яковенко, Степун Глава IX. Новейший позитивизм в России и поиски «научной философии». Лесевич, Грот и др., Вернадский, Мечников, dii minores. Часть IV. XX век Глава I. Общие черты последнего периода русской жизни. Материализм. Неомарксизм. Плеханов, Богданов, Ленин, т. наз. «советская философия» Глава II. Религиозно-философское возрождение в XX в. в России. Мережковский и его группа. Религиозный неоромантизм (Бердяев). Иррационализм (Шестов) Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие Глава IV. Метафизика на основе трансцендентализма. Спир, Вышеславцев, Струве, Новгородцев, философские искания И.А. Ильина. Гуссерлианцы (Шпет, Лосев) Глава V. Метафизика всеединства, а) системы А.П. Карсавина и С.Л. Франка Глава VI. Метафизика всеединства, б) о. П. Флоренский и о. С. Булгаков Приложение Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Прежде чем продолжить повествование об «афонской смуте», мы должны остановиться подробнее на богословском учении имяславцев и наличности его главного выразителя в 1912–1913 годах – иеросхимонаха Антония (Булатовича). В настоящей главе будет изложена его биография и рассмотрена его «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». Будут рассмотрены также два других важных документа имяславской партии: письмо профессора Московской духовной академии М. Д. Муретова в защиту имяславия и предисловие священника Павла Флоренского к «Апологии» Булатовича. Все три документа, увидевшие свет весной 1913 года, дают достаточно полное представление о богословском учении имяславцев на тот момент, когда оно было осуждено Синодом. Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии В мае 1913 года, в разгар борьбы против имяславия, Д. Философов и газете «Русское слово» писал с иронией: «Когда-нибудь, лет через 50, будущий «Голос минувшего» напечатает на своих страницах «мемуары», где, на удивление потомству, внешняя история иером[онаха] Антония будет рассказана во всех деталях» 1208 . Автор статьи почти не ошибся в расчетах: первое детальное жизнеописание Булатовича, составленное советским ученым И. Кацнельсоном, появилось в 1971 году, спустя 52 года после смерти «героя афонской трагедии» 1209 . Впрочем, уже в 1927–1928 годах известные писатели-сатирики И. Ильф и Е. Петров воспользовались биографией Булатовича при создании «рассказа о гусаре-схимнике», включенного в 12-ю главу романа «12 стульев» 1210 . Биография Александра Ксаверьевича Булатовича была весьма неординарной. Он родился 26 сентября 1870 года. В жилах его текла татарская, грузинская, французская и русская кровь. Предки Булатовича были военными. Его отец, посвятивший военной службе всю жизнь, происходил из древнего дворянского рода, идущего от татарского хана Бекбулатовича 1211 . Мать также происходила из семьи потомственных военных: ее отец участвовал в строительстве Военно-Грузинской дороги и погиб в схватке с чеченцами 1212 . В три года Александр Булатович лишился отца. После его смерти мать переехала в имение своей тетки – село Луцыковку Харьковской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава восемнадцатая 1. Определение Софии: имя Божие. Учение об имени Божием о.о. Булгакова, Флоренского и афонских имябожников. Отношение к сему учению греческой и русской Церквей В книге прот. Булгакова «Свет невечерний» мы находим такие слова: «Имя Божие, – говорит он, – которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией, энергия Божества, есть Бог» 821 . В таком же смысле и, в частности об имени «Иисус», рассуждает в своей книге и священник о. Флоренский, ссылаясь для доказательства на дневник о. Иоанна Кронштадтского : «Моя жизнь во Христе» 822 . Но в той же книге своей «Свет невечерний» о. Булгаков определяет Софию, как имя Божие, говоря, что София «своим ликом, обращенным к Богу, есть Его Образ, Идея, Имя» 823 . Таким образом, чтобы утвердить свое учение о Софии, как о Боге, прот. Булгаков подводит под него основу, которая представляет из себя учение имябожников, что имя Божие есть энергия Божие и, следовательно, есть Сам Бог. Вне всякого сомнения, эта основа кажется о. Булгакову незыблемой. Но мы с этим согласиться не можем. Посмотрим, насколько имябожническое учение может быть основою для его софийного учения. Как известно, вопрос, выдвинутый русскими афонскими имябожниками сильно взволновал нашу русскую Церковь и, к сожалению, не успел получить для себя окончательного разрешения. Поэтому мы не считаем излишним с особенным вниманием остановиться на имябожническом учении. Сущность последнего определяет сам прот. Булгаков своими вышеприведенными словами. Так в своей сущности определяется это учение и самими имябожниками. В их «Ответе на грамоты святейших вселенских патриархов» мы читаем: «Всякое имя Божие есть действие Божие и имени Божиему, как действию Божию, принадлежит Божественное достоинство по существу, а не по благодати и потому мы именуем имя Божие Богом» 824 . Самый главный защитник имябожнического учение иеросхимонах Антоний Булатович в своей «Апологии» говорит: «всякая вообще Истина Богооткровенная, возвещенная людям Духом Святым чрез пророков и апостолов и Богоносных мужей, а также изреченная воплощенным Богом и Словом, также и всякая Богодвижимая молитва и молитвы церковные, кои внушил Церкви Дух Святый, – суть Бог, ибо суть словесное действие Бога. Следовательно, и всякое Имя Божие, как истина Богооткровенная – есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом Своим, по неотделимости существа Его от действие Его» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

К.Я. Паромов Епископ Феодор (Поздеевский) и «Кружок ищущих христианского просвещения»: по переписке участников Источник Личность последнего ректора Московской духовной академии предреволюционой поры еп. Феодора (Поздеевского) , архипастыря, богослова, педагога, администратора, чуткого к общественным настроениям, противника грядущих перемен, неоднозначно воспринималась современниками. Сотрудничество видных представителей культурной элиты и «ученого монаха», возглавившего старейшую духовную школу, состоявшееся благодаря «Кружку ищущих христианского просвещения», вызывает интерес в свете характерных для начала ХХ в. попыток диалога духовенства и интеллигенции. Ключевые слова : еп. Феодор (Поздеевский) , «Кружок ищущих христианского просвещения», Московская духовная академия, «Богословский вестник», имяславие, свящ. П.А. Флоренский, М.А. Новоселов, митр. Антоний (Храповицкий) . «Кружок ищущих христианского просвещения», всего лет десять просуществовавший в Москве (с 1907 примерно по 1917 гг.), представляется сейчас, век спустя, исключительным явлением церковной и общественной жизни того времени, богатого на разного рода объединения и союзы, отражавшие и формировавшие большинство политических, культурных и религиозных направлений, чье множество, казалось, только подтверждало верность расхожих идеологем индивидуализма, представительства, соперничества, рационализма. «Мы говорим мир1 когда все в человечестве разделено на партии, группы, мнения, классы, организации, кружки и все враждуют против всех, борясь самым грубым и бесцеремонным образом за «места под солнцем», за власть, за преобладание, за сытость, за высокие идеи. Мир же Божий есть категория внутренняя и абсолютная. Он идет своими путями, иногда совпадая с миром человеческим, иногда расходясь с ним до величайшего контраста и отрицания», – писал в канун 1915 г. близкий кружковцам философ В.Ф. Эрн 2 . Стремлением избежать пагубного расхождения и было вызвано к жизни новое объединение. Идея содружества владела П.А. Флоренским, сочинявшим незадолго до поступления в Московскую духовную академию 3 : «Мало-помалу из [лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК» 1) журнал (1892-1918), 2) сборник научных трудов (с 1993). 1. Инициатором издания «Б. в.» был ректор МДА архим. (впосл. митр.) Антоний (Храповицкий) . В кон. 1891 г. на новое издание было получено разрешение Святейшего Синода, цензура журнала возложена на ректора МДА. «Б. в.» заменил ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» , издававшийся при МДА с 1843 г. В 1892-1914 гг. выходило 11 номеров в год (номер за июль-август был сдвоенным), с 1914 г. число сдвоенных номеров возросло. Общее направление журнала определяла академическая корпорация, избиравшая редактора. Первым редактором «Б. в.» был проф. П. И. Горский-Платонов , затем журнал редактировали: проф. В. А. Соколов (июнь 1893 - окт. 1898), проф. А. А. Спасский (нояб. 1898 - февр. 1903), проф. И. В. Попов (март 1903 - нояб. 1906), проф. И. Д. Андреев (дек. 1906 - окт. 1907), проф. А. И. Покровский (нояб. 1907 - авг. 1909), доцент А. П. Орлов (сент.-окт. 1909), проф. Н. А. Заозерский (нояб. 1909 - сент. 1912), проф. свящ. П. А. Флоренский (сент. 1912 - май 1917), проф. М. М. Тареев (май 1917 - март 1919). «Б. в.» печатался в Сергиево-Посадском отд-нии Московской типографии А. И. Снегирёвой, позднее - в типографии Троице-Сергиевой лавры. Его тираж в 1892 г. составлял 2400 экз., в 1893-1911 гг.- 1500-1800 экз., с 1912 г.- 800-900 экз. Основными подписчиками были представители белого духовенства (городского и сельского), а также духовные школы. «Б. в.» имел следующие разделы: творения св. отцов; богословские, философские и исторические исследования; материалы о совр. церковной жизни и хроника МДА; критика и библиография; приложения (материалы магистерских и докторских диспутов, протоколы заседаний Совета академии, каталог академической б-ки). Из святоотеческого наследия в «Б. в.» в 1892-1911 гг. были опубликованы переводы толкований свт. Кирилла Александрийского на ветхозаветные пророческие книги (пер. П. С. Казанского , А. А. Жданова , М. Д. Муретова ), в 1892-1894 гг.- 10 гомилий свт. Астерия, митр. Амасийского (пер. и прим. Муретова), в 1895-1897 гг. перевод толкования прп. Ефрема Сирина на Четвероевангелие и Послания св. ап. Павла (пер. и прим. Муретова и Спасского). В переводе Андреева были напечатаны неск. сочинений К-польского Патриарха свт. Никифора I : «Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры» (1900-1903), «Краткая история со времени после правления Маврикия» (1903-1904), «Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова» (1904-1907). В 1916-1917 гг. в «Б. в.» печатались «Вопросо-ответы к Фалассию» прп. Максима Исповедника (пер. С. Л. Епифановича ).

http://pravenc.ru/text/149575.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010