Александр II, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) (ок. 1010-1015, Баджо, под Миланом - 21.04.1073, Рим; мирское имя - Ансельм), папа Римский (1.10.1061-21.04.1073). Род. в знатной семье, получил образование и был рукоположен в Милане (год неизв.), находился в дружеских отношениях с Ланфранком Кентерберийским, «отцом схоластики». В 1056 г. поставлен епископом Луккским, сотрудничал с видными деятелями клюнийской реформы мон. Гильдебрандом (см. папа Григорий VII ) и св. Петром Дамиани . В 1061 г. кардиналы под руководством Гильдебранда избрали епископа Луккского папой, нарушив права герм. императора на участие в выборах понтифика. Оппозиция новоизбранному папе в Риме сделала невозможным проведение церемонии посвящения в соборе св. Петра, она была перенесена в др. церковь св. Петра (S. Petri ad Vincula). Собор знати империи в Базеле избрал папой еп. Кадала Пармского ( Гонорий II ), схизма продолжалась до смерти антипапы в 1072 г., но уже с 1062 г. под влиянием архиеп. Аннона Кёльнского имп. Генрих IV начал переговоры с А., и Собор в Мантуе 1064 г. низложил Кадала и признал А. законным папой, после того как он поклялся в своей непричастности к схизме. В свой понтификат А. активно осуществил нек-рые церковные преобразования в русле клюнийской реформы: вызывал в Рим для разбирательства прелатов, заподозренных в симонии (Зигфрида Майнцского, Германа Бамбергского, Аннона Кёльнского), подтвердил декреты своих предшественников против симонии, брака священников, запретил браки родственников, не вручал паллий прелатам, не посетившим Рим, ужесточил церковную дисциплину. Случаи подобных нарушений стали рассматриваться на синодах епископов (первый - в 1063), превратившихся в регулярно собирающийся судебный орган. Отправлял легатов в Ломбардию, Францию, Англию, Испанию, провел в Риме 4 Собора и через своих легатов много провинциальных Соборов. Пользовался большим политическим влиянием в Европе: добился вассальных платежей от короля Дании, благословил герц. Вильгельма Нормандского на завоевание Англии (1066), принял вассалитет королевства Арагон (1068) и поддерживал Реконкисту (1063 - первое достоверно засвидетельствованное папское отпущение грехов крестоносцам - индульгенция ). Стремясь распространить власть Римской курии и идеи реформы Церкви на территории Юж. Италии и Сицилии, традиционно ориентировавшихся на Византию, А. поддержал норманского герц. Роберта Гвискара против местных епископов: в 1067 г. синоды Мельфи и Салерно обратились к папе с просьбой утвердить новых епископов - приверженцев Римской Церкви. В Патримонии А. был вынужден постоянно бороться с могущественными местными родами, прибегая к помощи маркиза Готфрида Лотарингского и его жены Беатрисы. Был одним из вождей миланской Патарии. Укрепил папскую власть и подготовил почву для нового этапа церковных реформ.

http://pravenc.ru/text/64302.html

После 1054 г. канонический корпус Западной Церкви расширялся за счет папского законодательства и соборных постановлений 449 . В зависимости от придаваемого папским посланиям юридического статуса, папы называли их decreta, statuta, decretalia constitute даже если эти послания имели значение наставлений или увещеваний 450 . Послания могли называться также sententice (т.е. мнения), prcecepta, auctoritates 451 . Послания более общего характера, особенно по догматическим вопросам, могли носить названия tomi, indiculi, commonitoria, epistolae tractatoriae или просто tractatoriae. В особо важных случаях папы могли издавать послания не только от своего имени, но в результате собрания римского духовенства (синода). Такие послания со временем получили название epistolae synodiae (такое же название могли иметь послания новоизбранного епископа или папы, в котором тот извещал всех епископов о своем избрании и о своем исповедании веры, согласном с общехристианским) 452 ; послания этого вида находятся в определенной связи с litterae formatae, посредством которых епископ свидетельствовал другим епископам православность и моральную непорочность клирика своей епархии. Litterae formatae, в свою очередь, сходны с litterae dimissoriae, в сопровождении которого епископ посылал кандидатов в священный сан к другому епископу для совершения хиротонии. В целях обеспечения всеобщего ознакомления с папскими посланиями периодически с них снимались копии, которые распространялись среди клира; таким образом возникли послания a paribus uniformes, ta isa 453 . По примеру римских императоров папы организуют архивные хранилища (scrinium), где собираются копии папских посланий как для возможного дальнейшего использования, так и для доказательства их подлинности 454 . Поскольку папы придавали своим посланиям каноническое значение, они начали включаться в канонические сборники наравне с канонами соборов. Первым в этих целях систематизировал указанные документы Дионисий Малый в начале 6 в., коему западный мир обязан возникновением канонического права как науки 455 . Примеру Дионисия последовали практически все составители канонических сборников (в частности, Псевдо–Исидор и григорианские канонисты: Ансельм II Луккский, Деусдедит и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

311). Это он делает на примере первого титула «Номоканона» и первой книги сборника Ансельма Луккского, привлекая также материал других западных сборников XI — нач. XII в. (с. 314–319). Много ли дает такое сравнение, сомнительно, ведь речь идет о принципиально разных вещах. Составляя свои собрания, Ансельм и другие западные канонисты определяют круг вопросов, на которые необходимо дать ответ, и подбирают к ним подходящие auctoritates — папские послания, соборные каноны, цитаты отцов церкви и т. д. Что включать, а что нет, в каком порядке выстраивать материал — зависит целиком от воли составителя. Беря из своих источников какой-либо канон, он может предпослать ему новое надписание или отредактировать сам текст. Таким образом, каждый массив текстов (титул, книга), как правило, служит выражением определенной, подчас полемически заостренной позиции. Совсем иначе устроены титулы византийского «Номоканона», порядок и состав которых унаследован от «Синтагмы XIV титулов». По происхождению это — систематический указатель к сборнику, содержание которого является заданной величиной, поскольку состоит не из специально подобранных отрывков, а включает все каноны того или иного собора единым блоком. Нет ничего удивительного, что составитель титулов, прошедший через школу аристотелевской логики, собирал в первом титуле наиболее общие вопросы, затрагиваемые канонами (в основном вероучительные определения). Иначе говоря, если начать произвольно составленный сборник с раздела о папском примате — это политическая декларация, то начать указатель к заранее заданному корпусу соборных решений с отсылки к догматическим определениям — дело классификационных навыков. Автор также считает нужным дать свою оценку «Номоканону», которому, на его взгляд, недостает канонических текстов латинской Церкви. По сравнению с этим византийским сборником «более значительный авторитет для Вселенской церкви» могла бы иметь так называемая «Hispana», объемистое собрание папских декреталий и канонов различных Соборов, первоначальная редакция которого возникла в Испании в VII в.

http://bogoslov.ru/article/2240142

М.В. Первушин Ансельм Кентерберийский Было это почти тысячу лет назад. Маленькому мальчику Ансельму из итальянского города Аосты приснился сон. Будто должен он подняться на самую высокую гору в их окрестностях, ибо там, на горе, обитает Сам Господь Бог . «И взошел я в Царство Небесное, где Господь накормил меня хлебом». Так, пробудившись, ребенок рассказывал о своем видении. Этим мальчиком был не кто иной, как будущий философ и богослов, учитель Католической Церкви святой Ансельм, архиепископ Кентерберийский. Когда Ансельму минуло 15 лет, умерла его мать, а отец, уважаемый и богатый горожанин, стал вымещать свое горе на безответном подростке. Не выдержав упреков и побоев, Ансельм решился на побег. «Старый слуга согласился уйти вместе со мной, чтобы я не пропал на чужбине. Когда мы шли через горный перевал во Францию, я совсем ослабел от голода и ел снег. Слуга заплакал и в отчаянии стал рыться в пустой сумке. И – о чудо! – там невесть каким образом оказался кусок белого хлеба. Старик протянул его мне, и я вспомнил свой детский сон. Господь снова накормил меня хлебом!» После трех лет скитаний Ансельм оказался в Нормандии, в Бекском монастыре Девы Марии. Настоятелем обители был в то время ученый муж по имени Ланфранк, который открыл при монастыре свою знаменитую школу. И вскоре святой Ансельм стал ее лучшим учеником. А в 28 лет он принял монашеский постриг. Ансельм во всем старался подражать жизни святых отцов: согласно преданию, он пребывал непрерывно в посте и молитвенном бдении, а также прославился как непревзойденный проповедник. Будучи рукоположен в священный сан, святой Ансельм вскоре занял место своего учителя, Ланфранка, когда того перевели на должность настоятеля в другой монастырь. Именно там, в обители Девы Марии, Ансельм начал писать свои выдающиеся богословские труды. В области христианского вероучения святой Ансельм предложил совершенно новое по тем временам понимание догмата искупления. Ансельм вопрошал: «Так зачем же приходил на землю Христос? Чтобы принести искупительную жертву. Но эта жертва вовсе не была выкупом, заплаченным дьяволу за согрешившее человечество. Крестная смерть Спасителя была искуплением, принесенным за человечество Самому Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В своём труде Cur Deus Ното? Ансельм указывает, что разум должен применяться для разъяснения и апологии христианства. Ансельм считает возможным раскрыть «в их подлинной рациональности такие положения христианской веры, которые кажутся неверующим неправильными или невозможными» (ibid., 2.15). Даже такие доктрины, как Троица и Воплощение (см. Христос: божественная сущность), отнесены Ансельмом к «рассудочным и неоспоримым». Как он заключает, «доказывая, что Бог стал человеком в силу необходимости [...] вы [сможете] убедить и иудеев, и язычников одной только силой рассуждения» (ibid., 2.22). Роль рассудка Ансельм рассматривал двояко. Прежде всего Ансельм говорил о разработке таких доказательств определённых положений нашей веры, «которыми я обычно делюсь с интересующимися» (ibid., 1.1). Это, говорит он, делается «не для приобретения веры посредством рассуждения, но чтобы они могли возрадоваться благодаря пониманию и мысленному созерцанию тех истин, в которые верят; и чтобы они, по возможности, всегда были готовы убеждать любого, кто потребует от них разумных обоснований для живущей в нас надежды» (ibid., 1.1). Истина. Не многие сочинения лучше способны отстаивать сущность истины, нежели труд Ансельма с этим простым названием, «Истина». Ансельм дал глубокое обоснование взглядов на истину и абсолютную сущность истины в рамках теории соответствия (корреспондентности) (см. природа истины). Бог. Ансельм был христианским богословом. Как таковой, он считал Библию непогрешимым Словом Божиим (см. Библия: свидетельства истинности). Из этого он заключал, что сущность Бога едина (см. Бог: сущность) и имеет три ипостаси – в виде Троицы. Однако Ансельм полагал, что существование и сущность такого единого Бога (хотя и не в Его триединстве) можно обосновать рациональным рассуждением, не обращаясь к сверхъестественному откровению. Вопреки распространённому мнению, Ансельму принадлежит много доказательств существования Бога. Он разработал несколько форм космологического доказательства ещё до того, как приступил к созданию своего онтологического доказательства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В Италии Ансельм участвовал в нескольких важных церковных соборах; в октябре 1098 г. он присутствовал на соборе в Бари, где рассматривался вопрос о догматических расхождениях между Западной и Восточной Церковью по поводу исхождения Святого Духа, а в апреле 1099 г. был на Латеранском соборе, где узнал о папских декреталиях против права инвеституры (акт принесения подданными, в том числе членами церковного клира, присяги королю). В августе 1100 г. умер английский король Вильгельм II. Вернувшись в Англию, Ансельм отказался принести присягу новому королю Генриху I и признать епископов, которым тот выдал инвеституры. Ансельм потребовал от короля неукоснительного соблюдения папских декреталий; так начался еще один его конфликт со светской властью. В 1103 г. Ансельм опять отправился в Рим, чтобы попытаться добиться у папы ослабления строгости папских декреталий в интересах короля Генриха I. Когда эта попытка окончилась неудачей, он смирился со своим положением изгнанника и вернулся в Англию только после того, как в 1106 г. папа и Генрих I пришли к компромиссу. Последние два года жизни (1108–1109) Ансельм посвятил церковным делам. Он созвал собор по вопросу о целибате духовенства и вступил в борьбу за первенство с епископом Йоркским. Ансельм умер 21 апреля 1109 г. Возможно, он был канонизирован в 1163 г. папой Александром IV. Долгое время Ансельм был местночтимым святым, но окончательно был канонизирован только в 1720 г. папой Климентом XI. Ученое прозвище Ансельма в Средние века было doctor magnificus (“чудесный доктор”). II. Сочинения Весьма условно можно выделить три периода литературной деятельности Ансельма: а) философско-богословский (1070–1090), б) чисто богословский (1090–1105), в) чисто философский (1105–1109). Его литературное наследие значительно — около 30 сочинений по различным богословским, философским и логическим вопросам. Их можно разбить на три большие группы: 1) догматические сочинения, включая чисто философские, 2) аскетические сочинения и 3) письма (см. PL 158–159).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Скромный по натуре, Ансельм не стремился к титулам и почестям. Он безо всякого притворства отказывался от поста архиепископа. И говорил при этом: «Отцы и братья! Раз уж вы настаиваете, чтобы я руководил вами, я вынужден согласиться. Но посох и кольцо архиепископа должны вручаться от имени Церкви, а не из рук земного короля». Согласно преданию, святой Ансельм так и не разжал свой кулак, чтобы принять посох от Вильгельма Рыжего, и тот лишь символически коснулся посохом его сжатых пальцев. Святой Ансельм также выступал против симонии, то есть купли-продажи церковных должностей. И через четыре года из-за притеснений со стороны короля Ансельм Кентерберийский добровольно отправился в изгнание, из которого окончательно вернулся в Англию только спустя десять лет. Борьба за инвеституру, то есть спор о том, кто должен назначать священнослужителей на епископские должности – Церковь или монарх, – развернулась по всей Европе. В начале XII века было достигнуто соглашение. «Епископы должны оказывать надлежащие почести правителям своей страны, однако символы их духовного сана им может вручать только Церковь ». Ансельм Кентерберийский умер в Англии в 1109 году, а в конце XV столетия Католическая Церковь причислила его к лику святых. А. Аннин Христианство и язычество Славянское язычество во времена князя Владимира было религией семейной. Русский народ жил отдельными общинами, со своими племенными и кровными связями. Каждая семья имела своих совершителей религиозных обрядов в лице ее старейших членов. Жрецов почти не существовало, поэтому не было особо ревностных защитников язычества. Принимая по княжеской воле крещение, многие не находили его противным старой вере. В своем большинстве народ не понимал смысла Таинства. Борьба язычества с христианством выражалась не в активной борьбе, а, скорее, в сохранении наряду с новой христианской верой прежних языческих верований. Христианство с его общественным характером богослужений не мешало людям в домашнем быту соблюдать семейные обряды предков. Потому на Руси христианство и язычество смешались в народном сознании. Древние русские источники называют этот период двоеверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

— Какой у тебя прелестный новый костюм! А мы ждали тебя. Во что будем играть? Ансельм Мили снисходительно обдумал вопрос. Для своих одиннадцати лет это был большой, хорошо упитанный мальчик с бело- розовыми щеками, белокурый и кудрявый, с сентиментальным взглядом. Единственное дитя богатых и набожных родителей — у его отца был доходный завод костной муки — он должен был поступить в Холиуэлл, знаменитый католический колледж в северной Шотландии, чтобы по окончании его стать священником (это было его собственным желанием и того же хотела его благочестивая мать). Ансельм, как и Фрэнсис, прислуживал в церкви св. Колумба. Его часто видели там на коленях, с глазами полными слез. Посещающие церковь монахини гладили его по головке. Все считали его — и не без основания — святым мальчиком. — Давайте устроим процессию в честь святой Юлии, — сказал он. — Сегодня ее праздник. Нора захлопала в ладоши. — Давайте условимся, будто ее рака находится около лавровых кустов. Мы будем рядиться? — Нет, — Ансельм покачал головой. — Это будет больше молитвой, чем игрой. Но вообрази, что на мне белая риза и я несу дароносицу, усыпанную драгоценными камнями. Ты будешь белой картезианской монахиней, а ты, Фрэнсис, будешь моим прислужником. Ну, вы готовы? Внезапная растерянность охватила мальчика. Он был еще в таком возрасте, когда не умеют анализировать свои ощущения. Фрэнсис знал только, что, несмотря на горячие уверения Ансельма, будто он его лучший друг, почему-то его благочестивые излияния возбуждали в нем какой-то странный, болезненный стыд. Собственное отношение Френсиса к Богу было крайне сдержанным. Он оберегал свое чувство, сам не зная почему и не умея объяснить его, подобно тому, как тело оберегает нежный нерв, укрытый в его глубине. Когда Ансельм на уроке катехизиса пылко заявил: «Я люблю нашего Спасителя и поклоняюсь Ему всем своим сердцем». — Фрэнсис, который перебирал в кармане мраморные шарики, вспыхнул густым румянцем; он пришел из школы домой мрачный и разбил окно. На следующее утро Ансельм, частенько посещавший больных, принес в школу жареного цыпленка и горделиво объявил, что объектом его милосердия будет матушка Пэкстон, старая торговка рыбой, хотя эта особа высохла от ханжества и цирроза печени, в субботние вечера она устраивала такие уличные скандалы, что Кэннелгейт превращался в бедлам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В конце жизни Ансельм возвращается к философским проблемам, главным образом к проблеме свободы воли . Сюда относятся три больших сочинения: De concordia praescientiae, praedestinationis et gratiae Dei cum libero arbitrio ‘О согласии предведения, предопределения и благодати Божией со свободой выбора’, De voluntate ‘О воле’ , De voluntate Dei ‘О воле Божией’, в которых приводятся в согласие друг с другом такие с виду противоположные понятия, как Божественное предведение и предопределение и свобода воли. Ансельм вслед за блаженным Августином полагает, что вера (fides) составляет лишь первое, предварительное условие христианской жизни. От веры в истины христианства нужно восходить к познанию (intellectus) этих истин: Non quaero intelligere ut credam, sed credo ut intelligam ‘Я не ищу познания, чтобы уверовать, но верую, чтобы познать’. Однако он считает, что и без веры как предварительного этапа при помощи одного только разума человек может достичь познания многих христианских истин, таких, как сущность и существование Бога, Троичность Бога и даже Искупление. Ансельм, как и блаженный Августин, допускает для человеческого интеллекта возможность познания Божественной сущности. Это познание бывает двояким: опосредованным и непосредственным. Первое — это познание Бога не таковым, каков Он есть в Себе, в Его собственных свойствах (per suam proprietatem), но лишь через Его тварные подобия (per similitudinem), прежде всего через самого человека, который сотворен по образу и подобию Божиему. Второе, или непосредственное познание Бога происходит через озарение души Светом Разума , который и есть Сам Бог. Насколько человек видит этот Свет Истины, дающий ему способность достоверного познания, настолько человек видит Самого Бога, просвещающего его разум (см. Proslogion, 14; Meditat. 21). Однако богопознание не может осуществиться во всей полноте в земной жизни. Богословию Ансельма не свойственен тот апофатический момент в богопознании, который ярко выступает в святоотеческом богословии Восточной Церкви (святитель Григорий Нисский, святой Дионисий Ареопагит, преподобный Максим Исповедник). Таким образом, особенностью его богословия является то, что он стремился обосновать все основные догматы христианства с помощью одних только рациональных доводов, не прибегая к авторитету Священного Писания. (Хотя сам Ансельм объясняет, что он вынужден был прибегнуть к такому методологическому приему по настоянию друзей). Однако Ансельм полагает, что выведенное посредством доказательств необходимо всегда проверять в свете Священного Писания, и если оно не согласуется с последним, то обладает лишь предварительной и временной достоверностью, имеющей силу до того момента, пока Сам Бог не даст возможность познать это иначе.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Ансельм скромно замечает, что многие способны справиться с этой задачей лучше него, но поскольку его просили об этом люди, которым он не мог отказать, он постарается выполнить их просьбу. В первой главе автор рассматривает подробно «то общее, что есть у латинян и греков относительно веры в Троицу». Богослов перечисляет: во-первых, Бог един, самобытен, совершен, не имеет частей, «и что Он весь есть то, что Он есть». Во-вторых, (продолжает Ансельм) и Отец, и Сын, и Святой Дух – один и Тот же совершенный Бог. В-третьих, Святой Дух обязательно является чьим-то Духом, и все согласны, что Дух есть Дух Сына. В-четвертых, обе стороны исповедуют, что Бог существует от Бога в двух способах: по рождению (Сын) и по исхождению (Святой Дух). Лица Троицы множественны и отличны друг от друга. Ансельм почти сразу делает акцент на том, что когда речь идёт о Сыне или Святом Духе, греки исповедуют веру в то, что Бог существует от Бога. Это необходимо для того, чтобы этот тезис воспринимался как общее место и был основой для построения дальнейших логических рассуждений. На основании вышеизложенного уже сам Ансельм делает вывод, что причина того, что есть только один Отец, один Сын и один Святой Дух, заключается в единстве Божества, а причина множественности в том, что Лица Троицы не могут именоваться именем друг друга и отличаются друг от друга именно потому, что Бог существует от Бога в двух способах (рождение и исхождение). «Единственная причина множественности в Боге есть то, что Отец и Сын и Святой Дух не могут именоваться один именем другого, но отличаются Один от Другого, – в том, что Бог из Бога в двух способах, упомянутых выше» . Таким образом, Ансельм выделяет две причины инаковости Лиц Троицы относительно друг друга. Первая заключается в том, что Сын и Святой Дух получают бытие от Отца различными способами (один рождается, а другой исходит). «Поскольку Сын существует от Бога, будучи рожден, и так как Святой Дух существует от Бога по исхождению, от этого принципиального различия рождения и исхождения они относятся один к другому как различные и отличающиеся один от другого» .

http://bogoslov.ru/article/4069085

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010